Введение
Глава первая. О гохуа.
1. Своеобразие китайской традиционной живописи.………................5-6
1.1. Об используемых художниками материалах
1.2. Об оформительских принципах
1.3. О восприятии мироздания и его изображении
1.4. О приверженности традиции
1.5. Об образности картин и их символизме
1.6. О композиционных принципах построения пространства.........15-16
Глава вторая. Эволюция гохуа в XX в. Культурный контекст.
2.1 Конец XX века. Исторический и культурный контекст. Арт академии как колыбель для появления экспериментального метода
2.2. О предшествующих течениях
2.2.1. Традиционное направление
2.2.1. Смешанное направление
Глава третья. Экспериментальное направление живописи тушью и вклад У Гуаньчжуна в его развитие.
3.1 Полемика о названии
3.1 Жизненный путь У Гуаньчжуна.
3.2. Красота формы и красота абстрактная — зарождение и исследование вопроса У Гуаньчжуном
3.3 Критика существующих методов и зарождение новых
3.4. От сомнения к критике вопросов красоты формы, абстрактной красоты и эстетики
Заключение
Список литературы
Гохуа, или в переводе с китайского «живопись нашего государства», это термин, введенный на рубеже XIX-XX веков. Под ним подразумевается традиционная китайская живопись тушью на водной основе по шелку и бумаге. Эта техника определяла сущность китайской живописи на протяжении почти двух тысяч лет. Но XX век, сложный для всего мира, переворачивает все исторически устоявшееся и обращает в прах. Восстания, войны, революция, социализм и культурная революция - бурные перемены стремительно меняли жизнь Китая. Не удивительно, что в тех условиях неясным оказался ранее совершенно невозможный к постановке вопрос — сможет ли гохуа, традиционное китайское искусства удержать свою главенствующую позицию в живописи, сможет ли продолжать развиваться. Или живопись тушью останется в предшествующей эпохе и будет заменена новой техникой, более подходящей новому Китаю.
Смятение и напряженный дискурс в искусстве сменяется прорывом. Уже в XXI веке китайский рынок искусства становится мировым лидером, а само искусство — полноценной частью международного искусствоведческого дискурса. Причем картины как представителей авангарда, так и художников, работавших в традиционной манере, это например Сю Бейхун или Ци Байши, сегодня продаются на аукционах за миллионы долларов.
Эта исследовательская работа ставит своей целью проследить, как в условиях XX века гохуа проходила свой путь к тому, чтобы стать частью современного китайского искусства.
Нельзя назвать точный год , когда зарождается китайское искусство нашей эпохи. На этот вопрос у каждого исследователя свое мнение. Но можно назвать момент, после которого уже нельзя отрицать его существование —это окончание периода Культурной революции. Периода, который оказался тяжким бременем для общества в целом и для художественных практик в частности. Социалистический реализм, единственно правильное искусство с точки зрения КПК (Коммунистической партии Китая) провозглашалось искусством для народа, революционным искусством . В нем не было порыва индивидуального самовыражения, так как содержание картин обуславливалось исключительно идеологией страны и позицией партии.
Зародившееся андеграундным, порицаемым официальной властью, цензурируемое и запрещенное во времена Культурной революции, авангардное современное китайское искусство постепенно становится динамичной и чрезвычайно влиятельной силой. Дух экспериментов, желание художников возродить и обновить национальное творчество приводит к тому, что к 1990-м годам современное китайское искусство выходит на глобальную арену в поле мирового дискурса. Это стало возможным благодаря радикальным социальным, политическим и экономическим изменениям в Китае, стирающим прежде непреодолимые различия между Восточной и Западной цивилизацией.
Гохуа в XX веке неизбежно идет по пути соединения с западным искусством. Что выразилось в экспериментальном методе, в котором в 1980-х годах работал художник У Гуаньчжун. Он писал картины, в которых, как нам кажется, удивительным образом сочетается манера се-и, то есть экспрессивная, быстрая работа кисти по бумаге и своеобразие американского абстрактного экспрессионизма. Эта манера позволяла запечатлеть не традиционные типизированные образы китайской живописи, где мастер стремился постигнуть суть мироздания, а сиюминутное настроение, собственные ассоциации, символы, образы, оперируя при этом простыми формами. Это, на мой взгляд, позволяло гохуа оставаться современной, и в то же время не терять собственного своеобразия. В этой работе мы вводим гипотезу, что модернизация гохуа, изменения, которые происходили с этим искусством в XX веке, не были его деградацией. Китайское традиционное искусство в сложившихся обстоятельство не могло консервативно сохранять старые традиции и каноны, но дух этого искусства искоренить на наш взгляд новой эпохе не удалось.
В заключении нашего краткого экскурса в своеобразие гохуа и изменений, которые затронули китайское традиционное искусство тушью в XX веке, следует вернуться к нашей изначальной гипотезе. Что эта манера, не смотря на изменения, не потеряла своего своеобразия. У Гуаньчжун, действительно вводит в дискурс полемику об абстракции и форме, противоречащую каноничным законам изображения. Сочетая в своем искусстве опыт, накопленный в сфере китайской манеры и уважение к достижениям в области искусства в Западном мире, он высоко парит, как воздушный змей (эпитет из его эссе 1981 года), над традиционным искусством, но все же крепко связан с ним. Он экспериментировал с яркими цветами красок, но всегда использовал размытие туши для создания гармонии цветового решения в сочетании ярких пятен и серо-серебристых линий. Его смелые композиции, предпочтение выверенности содержательной стороны картины красоты формы в то же время никогда не заводили его в область абсолютной абстракции. Он никогда абсолютно не искоренял прообразы в своих картинах-настроениях даже позднего периода, где чувствуется влияние на него Кандинского и Поллока. Ву Гуаньчжун мог писать маслом на традиционные китайские сюжеты. Но его взгляды о модернизации современной китайской живописи никогда не отрицали умения точно владеть мазком и линией, столь значимых для гохуа. «Не китаец и не европеец», а «удав-Китай, проглотивший слона - западное искусство» , так он определял свое промежуточное место на стыке двух цивилизаций, между конкретным и абстрактным.