ЗАЯВЛЕНИЕ О САМОСТОЯТЕЛЬНОМ ВЫПОЛНЕНИИ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЕ 2
СОКРАЩЕНИЯ 4
ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ОПИСАНИЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЮ ТУБЕРКУЛЕЗА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 7
1.1 Основные элементы системы противодействия туберкулезу 7
1.2 Особенности структуры и функционирования фтизиатрической службы в Санкт-Петербурге 15
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫХ ДИСПАНСЕРОВ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА 26
2.1 Предоставление оказания медицинской помощи больным туберкулезом цепочкой добавления стоимости 26
2.2 Анализ закупок противотуберкулезных диспансеров в Санкт-Петербурге 38
2.3 Рекомендации для повышения эффективности деятельности по противодействию туберкулеза 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 53
Приложение 1. Целевые показатели реализации Государственной стратегии ликвидации туберкулеза в Российской Федерации до 2025 года и дальнейшую перспективу 53
Приложение 2. Заболеваемость туберкулезом в Ленинграде/Санкт-Петербурге в 1970-2019 гг. на 100 тыс. населения 54
Системы здравоохранения продолжают сталкиваться с растущими затратами, проблемами с качеством лечения и значительными различиями в результатах лечения пациентов. Одним из наиболее распространенных и опасных заболеваний в мире на сегодняшний день является туберкулез. Что касается Санкт-Петербурга, стоит отметить, что проблема туберкулеза в настоящее время стоит достаточно остро. Условия многомиллионного города с высокой плотностью населения и выраженной суточной миграцией способствуют распространению инфекции.
Актуальность темы исследования обуславливается тем, что в ряде регионов России созданы центры противодействия туберкулеза, тем не менее, в Санкт-Петербурге все еще действует система, при которой противотуберкулезные диспансеры являются самостоятельными юридическими лицами. Объектом исследования выпускной квалификационной работы является Санкт-Петербургская система противодействия распространению туберкулеза.
Проблема заключается в том, что по данным статистического анализа показатели эффективности Санкт-Петербургской системы уступают аналогичным показателям большинства регионов. Поэтому возникает вопрос о том, за счет чего можно добиться улучшения показателей.
Целью данной работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге.
Для этого необходимо решить следующие задачи:
1) провести сравнительный анализ системы противодействия распространению туберкулеза по России в целом, и по Санкт-Петербургу в частности;
2) разработать цепочку добавления стоимости при оказании медицинской помощи для моделирования деятельности по противодействию распространения туберкулеза и обосновать необходимости ее реформирования;
3) оценить эффективность проекта создания Центра противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге.
Исходя из поставленных исследовательских задач, структура работы включает в себя введение, 2 основные главы, разбитые на параграфы, в которых решены поставленные задачи, заключение с наличием основных выводов в результате проведенного исследования и список источников дополнительной литературы.
В первой главе работы рассмотрены и сопоставлены системы противодействия туберкулезу в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации.
Во второй главе проведен статистический анализ данных, рассмотрены методы повышения качества оказания медицинской помощи. В качестве одного из методов для моделирования процесса предоставления медицинской помощи была использована цепочка добавления стоимости, предложенная Майклом Портером, для противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге. Также были рассмотрены эпидемиологические показатели по разным районам города и выявлены наиболее проблемные зоны. Был проведен мониторинг деятельности противотуберкулезных диспансеров в Санкт-Петербурге путем анализа данных ТФОМС и официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях (bus.gov.ru). Первичные данные были взяты из Единой Информационной Системы в сфере закупок (ЕИС) и с Официального сайта для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях. Также вторая глава посвящена рекомендациям по изменению фтизиатрической службы в Санкт-Петербурге. На основании проанализированных данных, был предложен комплекс научно-обоснованных мероприятий по повышению эффективности противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге.
Рассмотрев одну из важнейших тем, как реформирование системы противодействия туберкулеза в Санкт-Петербурге путем внесения изменений в работу фтизиатрической службы города, необходимо подвести итог и сделать выводы.
Целью работы являлось повышение эффективности противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге, путем подготовки комплекса предложений по ее реформированию. Для достижения цели выпускной квалификационной работы были выполнены все поставленные задачи, а именно был проведен:
- анализ систем противодействия распространению туберкулеза по России в целом, и по СПб в частности
- определение методов повышения качества медицинских услуг и сокращения издержек их проведения
- оценка эффективности проекта создания Центра противодействия распространению туберкулеза в части закупочной деятельности.
На первом этапе работы были рассмотрены и сопоставлены системы противодействия туберкулезу в Санкт-Петербурге и других регионах России. Далее проведен статистический анализ данных и на основании проведенного интервью с Пантелеевым Александром Михайловичем, главным врачом городского противотуберкулезного диспансера, были выявлены основные проблемы в работе фтизиатрической службы города Санкт-Петербург. Затем были рассмотрены методы повышения качества оказания медицинской помощи и на основании чего был предложен комплекс научно-обоснованных мероприятий по повышению эффективности противодействия распространению туберкулеза в Санкт-Петербурге.
В результате проведенного анализа систем противодействия распространению туберкулеза по России в целом и по Санкт-Петербургу в частности, было выявлено следующее. В ряде регионов России существует единый центр противодействия туберкулеза, которому подчинены диспансеры. Рассматривая деятельность противотуберкулезных диспансеров в Санкт-Петербурге, стоит особо отметить, что каждая из медицинских организаций является отдельным юридическим лицом, в котором есть своя закупочная служба, главный врач и отдел бухгалтерии. С экономической точки зрения, при таком подходе ежегодно возникают существенные расходы для каждого из диспансеров на проведение электронных аукционов. На примере противотуберкулезного диспансера №2 были подробно рассмотрены государственные закупки за 2019 год и выявлено нерациональное расходование финансовых средств на проведение ряда процедур. По причине того, что в каждом медицинском противотуберкулезном учреждении сформированы свои подходы к лечению и ведению пациентов, то происходит системное невыполнение федеральных клинических рекомендаций и стандартов. Отсутствие единой системы диагностики и лечения туберкулеза приводит к длительному лечению пациентов и малоэффективным его результатам.
Опираясь на проведенный анализ, можно предложить ряд возможных путей по совершенствованию системы. Стоит создать городской фтизиопульмонологический Центр (одно юридическое лицо), который будет заниматься проведением электронных аукционов по закупке товаров и услуг, а затем распределять их между остальными противотуберкулезными филиалами Центра. Такое решение позволит значительно сократить издержки на проведение процедур, вместо 13 отдельных организаций, существующих на данный момент, заниматься закупочной деятельностью и нести издержки будет одно юридическое лицо. Также, сократив до 6 количество диспансеров, неиспользуемые здания и земельные участки будут переданы в казну города.
Кроме того, был проведен анализ эпидемиологических показателей по разным районам Санкт-Петербурга и выявлены наиболее проблемные зоны. Предложенное новое территориальное распределение филиалов Центра по разным районам города позволит сделать фтизиатрическую помощь для пациентов более доступной и снизить количество больных на одного врача. Благодаря чему врачи смогут уделять большее количество времени на одного больного туберкулезом, также более детально ознакомиться с историей болезни, сопутствующими заболеваниями пациентов и о его личных противопоказаниях к применению лекарственных препаратов, что приведет к более эффективному лечению болезни.
Таким образом, проанализировав и сравнив действующую систему противодействия туберкулезу в Санкт-Петербурге с системами в других регионах России, в рамках ее совершенствования необходимо внедрить ряд реорганизационных мероприятий, часть из которых внесет вклад в повышение качества медицинского обслуживания для пациентов, а другая часть позволит снизить издержки оказания услуг. В результате чего, эффекты предполагаемых изменений фтизиатрической службы будут носить положительный характер как для самой системы, так и для пациентов.
Пути по реформированию системы противодействия туберкулезу следующие:
o создание единого городского Центра противодействия распространению туберкулеза;
o новое территориальное распределение противотуберкулезных диспансеров и санаториев;
o введение единой системы учета случаев туберкулеза от диагностики до выздоровления.
Эффекты предполагаемых изменений работы фтизиатрической службы можно рассматривать, как с точки зрения медицинской эффективности, так и с точки зрения бюджетной. Под понятием медицинской эффективности подразумевается повышение эффективности лечения туберкулеза и повышение доступности противотуберкулезной помощи. Рассматривая бюджетную эффективность, стоит подчеркнуть, что при реформировании системы удастся добиться снижения финансовых затрат на содержание службы, а неиспользуемые здания и земельные участки будут переданы в казну города.
Результатами выпускной квалификационной работы являются:
o модификация методологии Майкла Портера
- введение новой компоненты ценности – самочувствие пациента;
- введение нового звена цепочки – логистика ресурсов;
- сосредоточение всех медицинских мероприятий в нижней части CDVC;
- отображение вклада в ценность для потребителя.
o применение модифицированной цепочки добавленной стоимости для лечения пациентов
o обоснование неэффективности децентрализованной системы закупок.
1. А.Е. Иванов, Е.В. Гиленко, Е.М. Батуева (2021) О вкладе прокьюремента в повышение эффективности системы противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. – ГОСЗАКАЗ: управление, размещение, обеспечение, № 63, с. 70-83.
2. А.Е. Иванов, А.М. Пантелеев (25.02.2022) Научно-практический семинар «Использование методологии цепочек добавления стоимости в стратегическом планировании деятельности клиники»
3. В.Б. Галкин, Б.М. Ариэль, А.Л. Чужов, «Сравнительная оценка динамики заболеваемости легочным и внелегочным туберкулезом в Санкт-Петербурге за полвека наблюдения» [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://tubercules.org/wp-content/uploads/2021/01/sravnitelnaya-oczenka-dinamiki-zabolevaemosti-legochnym-i-vnelegochnym-tuberkulezom-v-sankt-peterburge-za-polveka-nablyudeniya.pdf, свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 03.02.2022 )
4. Единая информационная система в сфере закупок [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html , свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 15.02.2022)
5. ЖуковаМ.П. Современные тенденции в эпидемиологии туберкулеза / М.П. Жукова, В.В.Пунга // 2 Съезд врачей фтизиатров: Сб. резюме.-Саратов, 1994.-С.22.
6. Клебонов М.А. Профилактическая вакцинация против туберкулеза / М.А. Клебанов // М. - 1946.
7. Организация борьбы с туберкулезом в Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://vmede.org/sait/?id=Infekcionnye_bolezni_tubik_koshe4kin_2007&menu=Infekcionnye_bolezni_tubik_koshe4kin_2007&page=9, свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 01.02.2022)
8. Организация противотуберкулезной помощи в России [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-protivotuberkuleznoy-pomoschi-v-rossii, свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 04.02.2022)
9. Распоряжение Правительства РФ от 31.12.2015 «Государственная стратегия ликвидации туберкулеза в Российской федерации до 2025 года»
10. Стародубов В.И. Туберкулез в России. Проблемы и пути их решения / В.И.Стародубов, М.И.Перельман, С.Е.Борисов // Большой целевой журн. о туберкулезе-1999.-№2.-С. 15-17.
11. Туберкулез в России: Болезнь, о которой не говорят [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://spid.center/ru/articles/461/, свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 07.02. 2022 )
12. Федеральное Агентство Новостей [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://riafan.ru/374106-borba-s-tuberkulezom-v-peterburge-vrachi-gotovyi-a-bolnyie-ne-vsegda, свободный – Загл. с экрана (дата обращения: 15.02.2022 )
13. Федеральный закон от 18 июня 2001 г. N 77-ФЗ «О предупреждениираспространения туберкулеза в Российской Федерации»
14. Gilenko, E. V., Ivanov, A. E., Batueva, E. M. (2021). On some approaches to increasing performance andcost-efficiency of Russian regional AIDS centers. Российский журнал менеджмента, 19(1), 35–66. https://doi.org/10.21638/spbu18.2021.102.(дата обращения: 20.04.2022)
15. Kara M Palamountain New tuberculosis technologies: challenges for retooling and scale-up [State of the art series. New tools. Number 4 in the series] (2012). The International Journal of Tuberculosis and Lung Disease, 16(10):1281-90. DOI: 10.5588/ijtld.12.0391.
16. Porter M. 1985. Competitive Advantage: Creating and Sustaining Superior Performance. New York:Free Press.
17. Porter M. 1980. Competitive Strategy: Techniques for Analyzing Industries and Competitors. NewYork : Free Press.
18. Porter M., Teisberg E. (2006) Redefining Health Care: Creating Value-Based Competition on Results.Harvard Business Review Press; 1st Edition.
19. Porter, Michael E., Junaid Nabi, and Thomas H. Lee (2021) Value Chain Management to ImplementPost–COVID-19 Health Care Strategy: The COVID-19 Crisis Has Created Areas of Innovation ThatShould Be Embraced by Health Care Leaders. NEJM Catalyst (October 26), DOI:10.1056/CAT.21.0302. https://catalyst.nejm.org/doi/full/10.1056/CAT.21.0302