Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Политическая публицистика в деловых СМИ

Работа №133297

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

журналистика

Объем работы140
Год сдачи2016
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
63
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Особенности современной публицистики 12
в средствах массовой информации 12
1.1. Объект и предмет публицистических текстов 12
1.2. Принципы текстообразования в современной публицистике 24
Выводы по главе 34
ГЛАВА 2. Политическая публицистика в деловых изданиях 35
2.1. Функции и особенности политической публицистики 35
2.2. Политическая публицистика в современном деловом издании 41
2.3. Анализ публицистических произведений 46
в деловых изданиях Forbes, «Профиль», Der Spiegel 46
Выводы по главе 76
ГЛАВА 3. Влияние политической публицистики 79
на аудиторию деловых СМИ 79
3.1. Методы и способы влияния СМИ на аудиторию 79
3.2. Характеристика аудитории деловых СМИ и ее особенности 83
Выводы по главе 95
Заключение 97
Литература 101
Приложения 113


Актуальность исследования. Политические отношения - одно из ведущих направлений публицистики, а в переломные исторические периоды политическая публицистика оказывается на пике политической и идеологической борьбы.
Российское общество в последние годы находится в переходном состоянии - процессе идеологической, политической, экономической модернизации и поиска партнеров в мире. Именно в такое время публика нуждается в ярком проникновенном слове, рождающем соответствующие устремления и чувства. Весьма ярко и емко описал сложившуюся ситуацию петербургский исследователь и практик-публицист Б.Я. Мисонжников: «Современный мир отличается исключительной сложностью и противоречивостью, трудно понять и объективно оценить то, что в нем происходит. Здесь требуется глубокий и профессионально точный анализ публицистов, по сути экспертов и исследователей духовных, социально-политических, экономических процессов.
Публицистика особенно нужна людям, без нее невозможно принять адекватные решения, сделать правильный выбор социального поведения».
Социальная потребность в умном, искреннем и честном слове с годами только усиливается, растет и неоспоримая важность публицистики в жизни современного человека, ведь, как писал Б.Я. Мисонжников: «Общественная миссия публицистики выражается в ее функции прояснения наиболее актуальных и острых проблем социальной онтологии и реализации сложнейшей медиумической задачи. Это наибольшее, чем мы можем от нее ожидать. Для нас не столько важны ее триединые, еще недавно превалирующее каноническое пропагандистские, агитационные и организаторские направления - пусть и они существуют, если в чем-то оказываются полезными людям, - но нам важнее то, что увидит и проанализирует по-настоящему компетентный публицист, те детали, которые дано распознать только ему, какой прогноз им будет сделан. Для нас важно, чтобы он разъяснил нам подоплеку событий, показал, что происходит со страной и нами всеми, какое будущее нас ждет».
Перманентные социально-политические движения и изменения приводят к полярным оценкам в обществе и политизации всех сфер журналистики. При этом все отечественные издания изначально больше ориентированы именно на отражение политических процессов в обществе.
Здесь нельзя обойти стороной политическую публицистику, в которой с каждым днем возникает все большая потребность. Это особая журналистская практика - объективное и профессиональное (в большей или меньшей степени) отражение существующих процессов и порядка в политической системе, их компетентная оценка. При этом политическая публицистика как вид журналистики адресована не узким специалистам. Конечный потребитель ее аргументации, языка и жанрового аппарата - вся масса читателей конкретного издания, широкая аудитория. Политическая публицистика богата разнообразием жанров,
художественностью и образностью, которые, однако, не всегда находят место в деловых СМИ.
Гипотеза: В современных российских деловых СМИ политическая публицистика, несмотря на ее особую актуальность в последнее время, представлена не полно. При этом специфическая аудитория деловых СМИ является активным участником политических, экономических и общественных процессов, к которым обращается публицистика. Аудитория представителей делового сообщества является весьма влиятельным слоем российского общества.
Степень изученности темы. При очевидном интересе к политической журналистике со стороны общества и науки, исследовательских работ, всесторонне изучающих особенности политической публицистики как специфического вида журналистики и литературного творчества, явно недостаточно.
Методологическое знание для нашей работы имели базисные труды М.А. Ведяшкина, И.И. Засурского, С.Г. Корконосенко, Б.Я. Мисонжникова, А.В. Полонского, в которых учеными на основе изучения журналистской деятельности сделаны определенные оценки и суждения, демонстрирующие роль СМИ и политической публицистики в социально-политическом процессе. Принимались во внимание работы К.Е. Виноградовой, исследующей феномен деловой журналистики.
Особое значение придавалось научным работам, в которых политический дискурс является объектом лингвистического изучения, а в особенности исследующим языковые способы представления политической действительности в исследуемых изданиях СМИ.
Основой для нашего исследования послужили работы Т.Г. Добросклонской, М.Ю. Казак, Г.С. Мельник, Е.М. Пак, О.В. Ширяевой, посвященные проблемам медиалингвистики и медиадискурсу в российских СМИ в целом.
Принимались во внимание диссертационные работы А.Л. Дмитровского, Ю.Н. Веремеенко, Е.В. Зеленина, З.В. Сенук, А.В. Шаповалова, связанные с осмыслением и определением роли публицистики в структуре журналистики, новым трактованием различных аспектов ее функционирования.
Использовались работы Л.Р. Дускаевой, Г.Я. Солганика, Н.И. Клушиной, посвященные стилистике публицистической речи и стилистическим и языковым изменениям в современных СМИ.
Также наше внимание привлекли исследования Е.В. Кузнецовой, посвященные философской публицистике и ее функционированию в российском интеллектуальном поле.
Новизна исследования выражается в выборе деловых изданий и совокупности методов, применяемых к исследованию объектов. В научный оборот вводятся новые факты. Предложен научный подход к исследованию публицистики, позволяющей интегрально оценить актуальное состояние публицистики в печатных СМИ, ее адаптивность к новым социокультурным условиям и определить факторы, определяющие успешность публицистических произведений.
Теоретическая значимость. Идеи базируются на анализе и обобщении передового опыта современных отечественных и западных эмпирических исследований публицистического отражения действительности; развивают теоретические положения, касающиеся тенденций развития современной публицистики.
Практическая значимость. Результаты и выводы работы можно использовать в подготовке журналистов, осваивающих художественно - публицистические жанры, а также в практике деловых СМИ при отработке технологий создания эффективного медиатекста.
Эмпирическую базу исследования составил массив журналистских материалов, опубликованных в печатных версиях деловых журналов и размещенных в сети Интернет - на ресурсах, позиционирующих себя в качестве сетевых версий исследуемых деловых СМИ.
Цель исследования - выявление особенностей политической публицистики в деловых СМИ России и зарубежья и всесторонний анализ их возможного влияния на аудиторию.
Задачи:
- выявить методологические подходы к пониманию термина «публицистика»;
- обозначить особенности современной публицистики в средствах массовой информации;
- определить характерные черты и функции политической публицистики в СМИ и деловых изданиях;
- проанализировать публицистические материалы политической тематики в деловых СМИ России и Запада;
- определить жанрово-тематическую направленность публицистических произведений в исследуемых изданиях;
- выявить методы и степень влияния политической публицистики в деловых СМИ на их аудиторию.
Объект исследования - деловые издания Forbes, Der Spiegel, «Профиль». В рамках исследования мы будем работать с публикациями, размещенными на сайтах и в архивах российских и зарубежных деловых СМИ.
Предмет исследования - особенности политической публицистики в деловых журналах.
Методы исследования. В ходе исследования использовались: метод сравнительного анализа, структурно-функциональный метод, контент-анализ текстов.
Положения, выносимые на защиту:
- Политическая публицистика в российских деловых СМИ представлена не полно; имеет тенденцию к сворачиванию, утрачивает свою воздействующую функцию;
- Аудиторный признак является определяющим в отказе российских деловых СМИ от публицистических произведений;
- Черты публицистического стиля сохраняются лишь в российских деловых изданиях;
- Деловые издания вырабатывают свои способы подачи материала и
опираются на иные культурные структуры и языковые коды общения с аудиторией: фактографичность, документализм, иконографика,
стандартизованность информации вытесняют в медиатексте художественно-выразительные средства.
Хронологические рамки исследования. Для проведения объективного сравнительного анализа российских и зарубежных деловых СМИ точкой отсчета необходимо взять год, когда все выбранные журналы выходили в свет или имели соглашения о партнерстве. В нашем случае, это сентябрь 2005 г. Именно в этот период было подписано лицензионное соглашение о сотрудничестве российского журнала «Профиль» и немецкого Der Spiegel. Однако временной промежуток в 9 лет является слишком большим для подробного контент-анализа даже одного издания, поэтому в нашем исследовании будет рассмотрен период 2014-2016 гг., в который к политическим материалам со стороны аудитории по всему миру начал проявляться наибольший интерес.
Апробация работы. Некоторые положения, обозначенные в исследовании, были представлены научной и журналистской аудитории на XI Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» (Томск, факультет журналистики Национального исследовательского Томского государственного
университета, апрель 2015 г.) и опубликованы в сборнике трудов молодых ученых «Актуальные проблемы журналистики» Национального исследовательского Томского государственного университета (Выпуск Х). А также на Международной научно-практической конференции «Создание воспитательной антиэкстремистской и антитеррористической среды в современном вузе» (Санкт-Петербург, СПбГТИ, апрель 2016 г.).
Структура работы. Состоит из Введения, трех глав, семи разделов, Заключения. В первой части исследования выявляются методологические подходы к пониманию терминов «публицистика», «публицистический стиль», выявляются особенности публицистических текстов в современных СМИ; раскрываются принципы текстообразования в публицистике.
Во второй главе определяются функции политической публицистики и условия ее функционирования, дается теоретическое обоснование понятий «политическая журналистика» и «политическая публицистика», изучаются и описываются условия функционирования политической публицистики в российских СМИ вообще и деловых, в частности. В этой же части исследования проводится сравнительный анализ публицистических материалов политической тематики в деловых СМИ России и Запада. В том числе, как влияет наличие иностранного участия в российских изданиях и политическая позиция издательства/редакции/автора на характер публикуемых материалов. Как на них влияют демократические процессы в российском обществе (возможность публикации полярных мнений, разнонаправленность суждений и т.д.).
В заключительной части исследования проводится непосредственно контент-анализ материалов российских деловых СМИ и их зарубежных партнеров с целью выявления публицистических текстов, определения их направленности, характера, языковой специфики. Определяется жанровотематическая направленность публицистических произведений в исследуемых изданиях. Также здесь мы обращаемся к аудитории деловых СМИ с целью обосновать/опровергнуть необходимость наличия политической публицистики в указанных деловых журналах и их онлайн-версиях. Кроме того, мы определяем методы и степень возможного влияния текстов политической публицистики на профильную аудиторию деловых СМИ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В последние годы российское общество находится в транзитном состоянии, а значит публицистика приобретает все большую актуальность, ведь социальная потребность людей в честном и глубоком анализе происходящего усиливается.
В силу происходящих в России социальных процессов публицистика востребована, однако отечественные исследователи отмечают, что в современной газете она вытесняется информационными и аналитическими жанрами, и в деловой прессе практически не используется.
В настоящем исследовании мы сосредоточились на политической публицистике в деловых СМИ как на малоизученной и спорной области журналистики.
Нами была выдвинута гипотеза о том, что в современных российских деловых СМИ политическая публицистика, несмотря на ее особую актуальность в последнее время, представлена не полно.
В ходе исследования гипотеза нашла подтверждение. Проанализировав и обобщив передовой опыт современных эмпирических исследований публицистического отражения действительности, мы выявили методологические подходы к пониманию термина «публицистика» и обозначили особенности современной публицистики в средствах массовой информации и российских деловых журналах, в частности.
Сегодня публицистика функционирует сразу в нескольких сферах и может быть изучена только в рамках медиадискурса, который, однако, ведет к отказу от использования самого понятия публицистики в науке. Публицистика переходит в новые жанры, а значит имеет тенденцию к сворачиванию в большинстве типов СМИ.
Выбор деловых изданий как объекта исследований был для нас принципиально важным. Их специфическая и весьма влиятельная аудитория активно участвует в политических, экономических и социальных процессах, к которым традиционно обращается публицистика. Это значит, что потенциальное влияние публицистики в данных СМИ имеет большое значение для ведущих секторов экономики и бизнеса и общественно-политической жизни страны в целом.
Поэтому публицистика в деловых изданиях должна не только быть конструктивной, актуальной, оперативной, но и должна влиять на ход общественного развития на практике. Публицистика деловых изданий играет важную роль в отражении сложных и противоречивых экономических и политических процессов, формирует сознание населения и является важным демократическим институтом. Развитие деловых изданий оказывает существенное влияние на характер политики, проводимой государственными органами.
Политическая публицистика перерабатывает социальные заказы нации в политические решения, поэтому важнейшей категорией ее существования является действенность. Этот ключевой критерий успешности произведения авторы усиливают с помощью правильного выбора темы, ее интересной разработки, весомости аргументов и фактов и четкой авторской позиции.
Оппозиционный характер статей в деловых СМИ сохраняется, редакторы пропускают в печать отличные от установок государственных СМИ мнения. Демократические процессы в российском обществе положительно отразились на деловых СМИ и их контенте, позволив им сохранить разнонаправленность и дискутивность материалов, свойственных качественной прессе.
В ходе исследования мы подтвердили выносимое на защиту положение о том, что аудиторный признак является определяющим в постепенном отказе российских деловых СМИ от публицистических произведений. Публикуемая в деловых изданиях экономическая и финансовая информация для принятия самостоятельных управленческих решений со стороны специфического читателя требует предельной точности, всесторонности и оперативности, а значит вынуждает современные СМИ отказываться от публицистических рассуждений журналистов в пользу компетентных мнений экспертов. Основная задача журналиста в деловых изданиях - обозначить проблемы, раскрыть их и не подталкивать читателя к определенным действиям. Таким образом, главная - воздействующая - функция публицистики постепенно утрачивается. Это подтверждает основное положение, вынесенное нами на защиту.
Тем не менее, качественная публицистика в деловых изданиях будет востребована и актуальна еще долгое время. Связано это с необходимостью оперативного и объективного освещения экономических, политических и социальных вопросов до тех пор, пока эти отношения существуют в принципе.
Исследование показало, что черты публицистических произведений сохраняются только в отечественных деловых изданиях, подтвердив еще одно из вынесенных на защиту положений. Западные деловые СМИ в своем развитии перешли на новый этап, характеризующийся большей аналитичностью материалов, отказом от активного использования средств художественной выразительности и реализации воздействующей функции.
Изучив массив журналистских материалов в российских деловых изданиях, мы выяснили, что подобные материалы постепенно появляются и в отечественных деловых СМИ. Актуальные публикации в большинстве своем наполнены документальными фактами, датами, названиями конкретных организаций и именами ключевых фигур. Авторы включают в повествование исторические справки, элементы интервью и другие, не всегда свойственные публицистике, черты. На их фоне художественная образность и ярко выраженная авторская позиция отходят на второй план.
Таким образом, деловые издания постепенно вырабатывают свои способы подачи материала и опираются на иные культурные структуры и языковые коды общения с аудиторией: фактографичность, документализм, стандартизованность информации и т.д., подтверждая очередное вынесенное нами на защиту положение.
В случае с материалами зарубежной деловой прессы мы предлагаем использовать термин “feature” (фичер). Темы фичеров сконцентрированы в областях, представляющих наибольший читательский интерес, а сами материалы не нацелены на эмоциональное воздействие и побуждение читателя. Индивидуально-авторское видение в фичерах - это подчеркнутая художественность и запоминаемость текста без личностного отношения автора к обсуждаемым событиям, в отличие от российской публицистики.
Публицистика в России также видоизменяется, приобретая постмодернистские черты и делая упор на оригинальность автора, а значит, движется в сторону тенденций развития журналистики, уже актуальных в зарубежных деловых изданиях.


1. Баева Л.В. Философия и аксиология современной молодежной субкультуры [Электронный ресурс]. URL: http://1piar.ru/folio/folio- 25389.php (Дата обращения: 5.05.2016).
2. Балыхина Т. М., Лысякова М. В., Рыбаков М. А. Русский язык и культура речи. - М.: ДРОФА, 2011.
3. Блог о журналистике Prebelnik [Электронный ресурс]. URL: https://prebelnik.wordpress.com/2015/06/24/14-фельетон-и-памфлет (Дата обращения: 6.05.2016).
4. Бочаров А.Г., Шостак М.И., Калашникова Л.И. Журнальная периодика России. - М.: МГУ, 1999.
5. Брайант Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ / пер. с англ. М., 2004.
6. Валгина Н.С. Теория текста. - М.: Логос, 2004.
7. Васильева А.Н. Газетно-публицистический стиль речи. - М.: Русский язык, 2005.
8. Веремеенко Ю. Н. Современная политическая публицистика: Предметно-функциональные и гносеологические характеристики. Дис. ... канд. полит. наук. - Тверь, 2003.
9. Веремеенко Ю.Н. Политическая публицистика и ее функции // 300 лет российской журналистике: Материалы науч.-практ. конф. (11 декабря 2002 года, С.-Петербург) / под ред. Г. В. Жиркова. - СПб.: СПбГУ, 2003.
10. Веремеенко Ю.Н. Современная политическая публицистика: Предметно-функциональные и гносеологические характеристики. Дис. ... канд. полит. наук: 10.01.10: Тверь, 2003.
11. Виноградова К.Е. Специфика подготовки публикаций в деловых средствах массовой информации // Текст в системе обучения журналиста: Материалы круглого стола (10 декабря 2009 г.) / под ред. М.Г. Боровик, Г.С. Мельник. СПб., 2010. С. 41-43.
12. Виноградова К.Е. Стратегические задачи деловой прессы в условиях кризиса // Журналистский ежегодник. - 2012. N 1. - С. 35-38.
13. Вишневский Б.Л. Публицистика в современном обществе: Материалы науч.-практ. семинара «Современная периодическая печать в контексте коммуникативных процессов (трагедия публицистики в информационном обществе)» (14 ноября 2013 года, Санкт- Петербург) / отв. ред. Б. Я. Мисонжников. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций // Политическая публицистика в постсоветской России. - СПб.: СПбГУ, 2014.
14. Вырковский А.В. Сравнительный анализ моделей деловых журналов США и России. М., 2008.
15. Гавра Д.П. Деловая журналистика: к определению понятия // Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Межвуз. науч.- практ. конф. - СПб.: СПбГУ, 2007.
16. Гречко П.К. Интеллектуальный импорт или О периферийном постмодернизме // Общественные науки и современность. 2000. №2.
17. Дедюкова М.В. Языковая личность в публицистическом дискурсе (на материале немецких журнальных текстов): автореф... канд. филол. наук. М., 2010. 24 с.
18. Дмитровский А.Л. Русская публицистика. Истоки. Роль Сущность // Ученые записки Оловск. гос. ун-т. Серия Гуманитарные и социальные науки. 2013. - № 3. - С.110-122.
... Всего источников – 101.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ