Введение 3
Глава 1. Ключевые понятия. Теоретические истоки и методология феминистского дискурса 7
1.1. Конструирование гендера: социология неравенства 7
1.2. Субъективность Другого: психоаналитический подход 8
1.3. Феминистская история искусства. Проблема репрезентации 15
Глава 2. Постсоветское государство. Гендерный аспект современного искусства 20
2.1 Ветер перемен: социальный контекст переходного периода 20
2.2 «Feminine» или «Feminism»? Женский субъект в искусстве 30
2.3 Переживая и (де)мифологизируя советское 37
2.4 Кибер-фемин-клуб: стратегии самоорганизации 39
Глава 3. Институционализация и легитимация феминизма в искусстве 45
3.1 Стабилизация «нулевых» и формирование инфраструктуры 45
3.2 Почему не было великих российских художниц? Художницы и институции 52
3.3 Гендер и биеннализация 57
3.4 Первые попытки резюмировать: выставки-ретроспективы 62
Глава 4. Эпоха разочарования в репрезентации 69
4.1 Политический поворот: альтернативный акционизм 72
4.2 Между теорией и практикой: лаборатории феминистского искусства 80
4.3 «Repostmodernism». Феминистское искусство в эпоху постправды 84
Заключение 87
Список источников 89
Предваряя переход к академической рамке описания целей и задач исследовательской работы, хочется обратиться к ключевому для данной диссертации понятию «феминистское искусство». Феминизм как социальное и политическое движение — сложная тема, союз феминизма и современного искусства добавляет дополнительные грани в анализ этого феномена.
Феминистского искусства как гомогенного единого явления не существует, как и не существует единой истории феминистского искусства: движение слишком многообразное не только в силу того, что феминистская оптика находится в постоянном процессе переосмысления гуманитарных наук и истории в частности, но и по причине многообразия феминистских подходов и методологий.
Прагматика исследовательской работы задает необходимость определения объекта исследования для разработки предметного поля.
Объектом исследования в исследовательской работе выступает феминистское искусство. В качестве такового автор использует и принимает трактовку феминистского искусства как искусства, созданного сознательно в контексте феминистской теории. Определяя феминистское искусство таким образом, важно помнить, что феминистская теория политизировала идентичность, субъект и процесс идентификации, а следовательно отождествление того или иного явления с феминизмом может быть проинтерпретировано как политическое действие. Эта преамбула видится в данном исследовании важной, так как в ходе исследования было обнаружено, что на протяжении длительного времени в публичном дискурсе термин «феминистский» заменялся на более безопасные варианты: «гендерный» или вовсе апеллирующий к биологическому детерминизму «женский».1 Изучение проблемы приписывания или избегания идентичности художниц, работающих в поле феминисткой критики, видится автору как тема отдельного исследования, от которого цели данной диссертации значительно отличаются.
Предметом данного исследования являются стратегии репрезентации современного феминистского искусства.
Отдельно хочется упомянуть ключевое понятие, используемое в данном исследовании. Речь пойдет о понятии «репрезентация». Этот термин играет одну из центральных ролей в феминисткой критике, о чем будет сказано более подробно в первой главе. Однако в контексте исследования, выполненного в междисциплинарной области curatorial studies, понятие «репрезентация» используется в значении представления художественной практики в публичном или любом другом пространстве. Художники и кураторы постоянно пытаются переизобрести и переосмыслить практику репрезентации с тех пор, как ее роль продемонстрировал Марсель Дюшан, выставив свой подписанный «Фонтан».
В контексте феминистской критики репрезентация — это не просто способ вписать объект в систему искусства, но и процесс, благодаря которому становятся видимыми художницы, кураторы, темы и произведения искусства. Феминистские стратегии в данном случае — это те стратегии репрезентации (как кураторские, так и художественные), которые решают поставленные задачи, зачастую прямо не связанные с задачами искусства.
Актуальность работы заключается в слабой разработанности исследований в области анализа и интерпретации стратегий репрезентации феминистского искусства в России. Представленная исследовательская работа делает первую попытку разработать методологию анализа художественных практик в период с конца 90-х по настоящее время не столько с точки зрения художественной критики, но с позиций обусловленности выбора тех или иных стратегий в области репрезентации искусства социальным контекстом. Выбранный метод исследования является междисциплинарным и находится на пересечении социологии, философии, кураторских исследований и арт-критики.
Цель работы выявить влияние исторического, социального и культурного ландшафта на актуальные в тот или иной период практики и тенденции выбора стратегий репрезентации феминистского искусства.
Задачи:
1) Сделать обзор теоретических основ феминистской эпистемологии;
2) Проанализировать социальный, политический и культурный контекст описываемых периодов;
3) Систематизировать этапы развития инфраструктуры искусства в каждый из указанных периодов;
4) Проследить генеалогию характерных для каждого из периодов тенденции стратегий репрезентации;
5) Выделить и проанализировать закономерности стратегий репрезентации феминистского искусства.
Представленная диссертация состоит и введения, четырех глав, заключения и списка используемой литературы.
Первая глава посвящена методологическому обзору теорий, которые послужили основой феминизму как движению в целом и феминистской художественной практике в частности. Помимо этого представленный теоретический обзор объясняет логику выбора тех переменных, которые становятся основой инструментария, используемого в анализе непосредственно стратегий в области феминистского искусства, а именно: социологическая переменная, при помощи которой в работе исследуется социальный контекст практик; психоаналитический подход к Субъективности, позволяющий выявить и проанализировать концепции выставочных проектов и некоторых работ художниц; а также основы феминистской арт-критики, которая позволяет осмыслять более институциональные условия существования феминистского искусства.
Вторая, третья и четвертая главы воспроизводят хронологическую разбивку предмета исследования по периодам и типам стратегий. Представленная работа построена по принципу линейной, поступательной хронологии. Автор, тем не менее, настаивает, что в данной работы представлены лишь основные тенденции, которые можно проследить в корреляции с контекстом, и не отрицает взаимовлияния, пересечения и повторения отдельных стратегий репрезентации вне обозначенных временных рамок. Главы работы делят историю российского феминистского искусства на три условных декады: поздне- и постсоветское искусство периода с 1989 по 1999; 2000-2010 годы и с 2010 по настоящее время. Подобная структура выбрана с целью продемонстрировать параллельное взаимовлияние окружающего социального, политического и культурного контекста на выбираемые художниками и кураторами стратегии.
В качестве материала исследования будут использованы и проанализированы каталоги выставок, опубликованные рецензии, интервью художниц и кураторов, а также материалы образовательных событий, так или иначе затрагивающих исследуемую тематику.
В настоящей диссертации была совершена одна из первых в отечественной науке попытка проследить взаимовлияние социального контекста на стратегии в области репрезентации современного феминистского искусства.
Если говорить про поздние советские годы или же начало 90-х, то свойством этого периода был дефицит репрезентации, связанный с отсутствием художественных институций, показывающих современное искусство. Это отчасти повлияло на практики в области феминистского искусства, стратегии которых можно отнести к системообразующим. Отсутствие единой выставочной инфраструктуры в купе с пограничным положением искусства, проблематизирующего гендер, дало мощный импульс к объединению выставочных и образовательных практик, к самоорганизации, имеющей процессуальный характер.
В нулевые появляется новый режим взаимодействия с репрезентацией. Первое поколение (условно относящееся к раннему постсоветскому периоду) кураторов и художниц выстраивают стратегию освоения формирующейся институциональной системы: музеев, биеннале и галерей. Одновременно с этим на фоне консервативного поворота в обществе молодые художницы обнаруживают необходимость отходить от традиционных стратегий репрезентации феминистской эстетики, построенных на автономном существовании современного искусства в рамках галерей и музеев, которые перестают отвечать на актуальные социальные запросы, выдвинутые новым перед феминистским искусством новым репрессивным модусом существования.
После первой декады нового тысячелетия все большую силу набирают новые языки современного активистского искусства, направленные на активное вовлечение широкого зрителя: самиздат, уличное искусство, образовательные инициативы, работа с повседневными и процессуальными практиками. Активизм адаптируется к новым репрессивным условиям, обнаруживая цикличность стратегий феминистского активизма, которые демонстрируют преемственность практик авангарда, трансформировавшихся с учетом условий современной России.
В настоящее время в рамках системы искусства художницы и кураторы отказываются от вертикальных взаимоотношений «куратор-художник», наблюдается подъем институциональной критики и инициатив самоорганизации. Выставочные проекты сопровождаются образовательной программой, призванной сделать видимой и доступной феминистскую повестку, которая несмотря на рост проектов в этом направлении, до сих пор остается спорной территорией между эстетическим и политическим.
Использованная в данной работе методология не посягает на универсальность, однако предлагает оптику для анализа тенденций в области современного феминистского искусства с точки зрения влияния социальной действительности. Современное искусство реагирует на актуальность, и как следствие подобная логика исследования подтвердила свою правомерность. Перечень упомянутых в рамках данной работы выставочных и художественных проектов не претендует на полноту, так как исследование не ставило своей целью собрать и описать историю современного феминистского искусства.
1. Becker H. S. Review: «Artworlds» Revisited // Sociological Forum. Vol. 5. No. 3. 1990.
2. Berger P., Luckmann, T. The Social Construction of Reality. A Treatise on sociology of Knowledge. 1966.
3. Buchloh B. Conceptual Art 1962-1969: From the Aesthetics of Administration to the Critique of Institutions. // October №55, 1990. Pp. 105-143
4. Butler J. Gender Trouble: Feminism and the Subversion of Identity. NY: Routledge, 1990.
5. Cornell, D. Beyond Accommodation. Ethical Feminism, Deconstraction and the Law. New York: Routledge, 1991, P.12.
6. Duncan C. When Greatnes is a Box of Wheaties // Art forum, Oct., 1975
7. Engelstein Laura. Culture, Culture Everywhere: Interpretations of Modern Russia. Across the 1991 Divide. // Kritika, №2(2), 2001. P. 365
8. Fraser A. From the Critique of Institutions to an Institution of Critique. // Artforum, September 2005, XLIV, №1. Pp. 278-283.
9. Gouma-Peterson Th. Mathews P. The Feminist Critique of Art History // The Art Bulletin LXlX, Sept. 1987. PP. 327-329
10. Greer G. The Female Eunuch. Harper Perennial, 2006. PP. 152-153
11. Greer G. The Obstacle Race: The Fortunes of Women Painters and Their Work. Tauris Parke Paperbacks, 2001. P. 327
12. Irigaray L. This Sex Which Is Not One... PP 137-142.
13. Kondakov A. An Essay on Feminist Thinking in Russia: To Be Born a Feminist. Onati Socio-legal Series, 2 (7), 2012. P. 36. [Электронный ресурс http ://ssrn. com/ab stract=2195213]
14. Luhmann N. Art as a Social System. Stanford University Press, 2000. Pp. 80-81
15. Mitchell W. J. T. The Pictorial Turn // Mitchell W. J. T. Picture Theory. Essays on Verbal and Visual Representation. Chicago; London: The University of Chicago Press, 1994
...