ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Э. Ф. НАПРАВНИК. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ 9
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ОПЕРЫ «ДУБРОВСКИЙ». ПОСТАНОВКИ 28
ГЛАВА 3. ЛИБРЕТТО 42
ГЛАВА 4. ДРАМАТУРГИЯ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 65
Ярчайший расцвет русской музыкальной культуры приходится на вторую половину XIX века. Этот процесс не имеет аналогов в мировой истории. Огромный общественный подъем, начавшийся в 60-е годы XIX века, способствовал активизации новых творческих сил. В это время во всех областях искусства появляются выдающиеся деятели, обогатившие отечественную культуру. Русская оперная культура в описываемый период достигла новых художественных высот, как в творчестве, так и в исполнительстве.
Одним из самых ярких ее представителей стал выдающийся дирижер, композитор и музыкально-общественный деятель Эдуард Францевич Направник. Под его руководством ряд величайших созданий русского оперного искусства получил первоклассную, высокохудожественную исполнительскую трактовку. Направник явил собой первого в России главу и творческого лидера Мариинского театра, которому он посвятил полувековой период своей творческой деятельности. При Направнике театр стал не только центром русской музыкально-театральной культуры, но и одним из лучших театров в Европе.
Эдуард Францевич был великим музыкантом, олицетворявшим русскую оперу, символизировавшим ее. По мнению современников «спектакль не был настоящим, если он не дирижировал»1. Направник может быть назван первым капельмейстером Русской оперы не только согласно «табели о рангах», но и тому месту, которое он занял в культурно - историческом процессе.
Самым известным и знаменитым в свое время сочинением Направника- композитора является лирико-драматическая опера «Дубровский». Взяв за основу сюжет одноименной повести А. С. Пушкина, Направник совместно со знаменитым либреттистом и известным литературным деятелем Модестом Ильичем Чайковским создали оперу, прочно вошедшую в репертуар не только столичных, но и зарубежных и провинциальных театров. Произведение было завершено в 1894 году. Премьера состоялась 3 января 1895 года в Мариинском театре в Петербурге под управлением автора.
Направник с большим тактом и весьма осторожно относился к включению в репертуар театра своих сочинений, остро переживал их неуспех или отказ от исполнения. Однако, именно опера «Дубровский» на рубеже XIX-XX веков завоевала статус одной из популярнейших в русском репертуаре. Музыка «Дубровского» звучит и в наши дни.
Направник сочинял «Дубровского», будучи уже зрелым мастером. Прекрасное знание сцены, многолетняя работа с певцами и оркестром дали Направнику как музыкальному драматургу большое преимущество. Вкусы Направника, его взгляды на оперу нашли полное выражение в этом его кульминационном произведении, где наиболее ярко проявилось дарование автора.
Целью данной выпускной квалификационной работы является характеристика оперы «Дубровский» в таких аспектах, как история создания оперы, трансформация текста литературного произведения в текст либретто и сравнительный анализ драматургии повести Пушкина и драматургии оперы (главным образом, либретто). Для создания необходимого историкомузыкального контекста потребовалось также рассмотрение творческой биографии Направника. В этой части работы впервые в исследовательской литературе обобщена информация, полученная из различных источников, как опубликованных, так и архивных (чем и обусловлен ее объем и самостоятельное значение). Впервые обобщена в работе и история постановок «Дубровского» (а также исполнения фрагментов этой оперы)2.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы публикации, посвященные Э. Ф. Направнику и прямо или косвенно затрагивающие оперу «Дубровский». Это: монографии биографического характера, отдельные работы, посвященные опере «Дубровский», включая критические статьи и отзывы на постановки оперы - статьи и заметки в журналах и газетах дореволюционного и советского периода. Также использовались электронные ресурсы, визуальные и CD материалы3.
Особо следует отметить кандидатскую диссертацию Н. Ж. Айдарова «Эдуард Францевич Направник и Мариинский театр его времени», защищённую в 2014 году в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова. Эта богатая фактологическим материалом работа свидетельствует, на наш взгляд, о возвращении исследовательского интереса к личности и творчеству Направника и об актуальности избранной темы квалификационной работы. Особое внимание было уделено четвертой главе диссертации: «Оперы Э. Ф. Направника в репертуаре Мариинского театра».
В литературе о Направнике выделяется монография Л. В. Михеевой «Эдуард Францевич Направник»4, изданная в Москве в 1985 году. В ней сделана попытка максимально полно раскрыть историю жизни и творчества Направника и его вклад в русскую музыкальную культуру. В монографии также дается краткая характеристика оперы «Дубровский».
Ценным источником информации для данного исследования явилась книга «Эдуард Францевич Направник и его современники»5, написанная сыном Направника, Владимиром Эдуардовичем и изданная в Ленинграде в 1991 году. В ней представлена музыкальная жизнь Петербурга последней трети XIX и начала XX века, непосредственно связанная с деятельностью Э. Ф. Направника. Составлением этого труда Владимир Направник обязан своей сестре, Варваре Эдуардовне Направник, посвятившей многие годы своей жизни хранению и разбору оставшегося после отца архива.
Из работ музыковедческого характера, посвященных опере «Дубровский», несомненный интерес представляет публикация 1949 года Е. М. Гордеевой «’’Дубровский” Э. Ф. Направника». Это единственная книга о данной опере. Гордеева делает акцент на содержании оперы и его раскрытии в музыке. Однако жанр книги - путеводитель по опере, ее предназначение для массового читателя, любителя музыки определили специфику характеристики оперы, отсутствие тех исследовательских аспектов, которые предложены в настоящей работе. Кроме того, более половины небольшого объема книги посвящено биографии Направника.
«Автобиографические, творческие материалы, документы, письма» Э. Ф. Направника (составитель Л. М. Кутателадзе)6 являются ценным источником, подробно описывающим биографию Направника, становление его, как главного капельмейстера Русской оперы. В книге впервые публикуется переписка Направника со многими музыкантами, общественными деятелями, семьей дирижера. Широко представлен иллюстративный материал.
Еще одним источником стал седьмой том неопубликованной «Истории русского театра» драматурга и историка театра С. Ф. Светлова7. В своем труде он собрал вырезки из различных изданий, рассортировал их по персоналиям и дополнив своими комментариями. В «Истории» содержатся сведения о театральной жизни Петербурга в период с 1882 по 1895 год. Направнику в труде Светлова посвящено несколько вырезок и небольшая брошюра А. А. Чарновой и П. П. Веймарна «Э. Ф. Направник. Биографический очерк», опубликованная издательством музыкального журнала «Баян» в 1888 году, в которых описывается его дирижерская и композиторская деятельность.
В данной работе также была использована публикация «Из воспоминаний о театре (за 35 лет)»8 В. Д. Набокова. Автор - один из основателей конституционно-демократической партии, член ее ЦК, депутат I Государственной думы, юрист, профессор Уголовного права, отец писателя В. В. Набокова, описывает театральную жизнь Петербурга 80-х годов XIX века. Воспоминания Набокова, содержащие интереснейшие свидетельства современника, ранее не привлекались исследователями творческой деятельности Направника9.
Книга В. Г. Вальтера, скрипача-концертмейстера оркестра Императорской оперы и музыкального критика, «Эдуард Францевич Направник. К 50-летию его артистической деятельности. 1863 - 10 сентября 1913»10 была написана и опубликована еще при жизни самого дирижера в 1914 году. В его работе кроме биографических сведений, собрания материала о сочинениях Направника, впервые проводится глубокий и всесторонний анализ дирижерского мастерства Направника. Из дореволюционных публикаций, посвященных преимущественно дирижерской деятельности Направника и ее влиянию на театральную жизнь Петербурга, отметим статью Г. А. Лароша «Э. Ф. Направник. По поводу 30-летнего юбилея»11.
В работе были также использованы публикации из журналов и газет «Вечерний Ленинград», «Большой театр», «Музыкальная академия», «Музыкальная жизнь», «Театрал», «Театральный мирок» и др.
Важнейшим источником явились опубликованные и неопубликованные материалы из личного архива Направника, хранящегося в Российском институте истории искусств в Санкт-Петербурге. Наиболее важными из использованных в работе документов являются: переписка с М. И. Чайковским, Записные книги, Памятные книги, Воспоминания Э. Ф. Направника, документы о создании, издании и исполнении оперы, отзывы слушателей, рукописный черновой клавир оперы с пометками Направника12.
В соответствии с поставленными задачами, работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе подробно рассмотрена творческая биография Направника, как дирижера и композитора. Во второй главе освещена история создания оперы «Дубровский», ее постановки и критические отзывы на них. В третьей главе дан сравнительный анализ текста повести «Дубровский» А. С. Пушкина и либретто М. И. Чайковского; в четвертой главе сделана попытка анализа драматургии оперы.
В заключении подводятся итоги работы и намечаются перспективы исследования.
Для Эдуарда Францевича Направника Россия стала второй родиной. Здесь в полной мере раскрылись его исключительные способности.
Направник является создателем классических традиций исполнений обширного ряда опер. Он был свидетелем и непосредственным участником возрождения русской оперы, давшей в период его работы действительно пышный расцвет. Мариинский театр при Направнике приобрел статус одного из крупнейших центров музыкального мира. Хор и оркестр встали на одну ступень с лучшими ансамблями Европы. «Русская опера для меня дороже всего на свете», - сказал однажды Направник в интервью редакции газеты «Театральный мирок»1.
Его опера «Дубровский» стала одной из популярнейших опер русского репертуара, несмотря на общепризнанное мнение о том, что мастерства, знания сцены и возможностей голосов, добросовестного труда и тщательной отделки деталей в опере больше, чем яркости и оригинальности музыкальных идей. Г. А. Ларош писал: «...Если дирижерство сделало его любимцем массы, то композиторство завоевало ему преимущественно лишь симпатии специалистов. Богатые содержанием, полные самого возвышенного стремления, замечательные талантом тематического развития, гармоническим интересом и (в номерах оркестровых) нередко поразительным блеском инструментовки, сочинения Направника часто бывают лишены мелодического рельефа и обилия, то есть именно той стихии, которая способна подкупить немудренного слушателя»2.
В данной работе была предпринята попытка впервые исследовать оперу Направника «Дубровский» в таких аспектах, как история создания оперы, трансформация текста литературного произведения в текст либретто и анализ драматургической составляющей.
Подчеркнем тот факт, что опера создавалась в период дружбы Направника с Петром Ильичем Чайковским, несомненно повлиявшим на его композиторское творчество. Не зря оперу «Дубровский» называют «одной из лучших лирических партитур “эпохи Чайковского”»3. Также, 80-е и 90-е годы XIX века, блестящей поры Русской оперы, были периодом наиболее плодотворной деятельности Направника.
Опера «Дубровский» оказалась самой жизнеспособной и причина этому — глубокое поэтическое обаяние образов пушкинской повести, которые становятся нам близкими. Благородство Владимира Дубровского, восставшего против произвола властного барина-самодура Троекурова, искренность и возвышенность его чувств к Маше, глубоко романтическая обстановка событий волнуют своей реальностью и поэтической красотой.
Отдельные номера пользуются известностью независимо от оперного спектакля. Романс Владимира из второй картины первого действия стал одним из любимых концертных номеров в репертуаре лирических теноров. В педагогическую практику вошел вокализ Маши из второго действия. В качестве концертной пьесы исполняется оркестровый «Ноктюрн» («Интермеццо ночи») из четвертого действия.
Именно красота музыки многих страниц оперы Направника все-таки являлась главной причиной успеха «Дубровского». И хотя не всегда композитор избежал соблазна мелодраматических эффектов, все-таки большая часть музыки этой оперы и сегодня представляет большой интерес. Будем надеяться, что состоявшееся в Мариинском концертное исполнение отдельных картин оперы станет залогом ее будущей постановки. Ее опера безусловно достойна.
В заключение приведем высказывание самого Направника: «Я не зарыл, “как раб ленивый и лукавый”, данного мне таланта в землю, данные мне свыше дары я честно передал тому народу, земля которого стала моей второй родиной»4.
1. Большой театр. «Дубровский», опера в 5 действиях Э. Направника // Театрал. М., 1896. № 52. С. 119-122.
2. Виттинг Е. Выдающийся дирижер и композитор. К 40-летию со дня смерти Э. Ф. Направника // Советская Белоруссия. Минск, 1956. 23 нояб. С. 7.
3. Волкова С. К 150-летию со дня рождения // Рампа. 1989. 28 сент.-11 окт. С. 6-7.
4. Высоковская Г. «Э. Ф. Направник и его современники» [Рец. на кн.: В. Э.Направник. Э. Ф. Направник и его современники. Л., 1991] // Большой театр. 1992. № 30, 27 нояб. С. 3.
5. Гергиев В. А. Посвящается Э. Направнику // Вечерний Ленинград. 1989. № 247, 27 окт. С. 3.
6. Дневник культурной жизни // Советская культура, 1956. № 139, 24 нояб. С. 3.
7. Дубровский Э. Направника. Опера в 4-х дествиях / Собрание либретто типографии Императорских СПб. театров. СПб., 1894. 79 с.
8. Илюшина Л. Трудом и искусством // Ленинградская правда. 1989. №195, 25 авг. С. 3.
9. Клюйкова О. Мастер. 150 лет со дня рождения Эдуарда Францевича Направника // Музыкальная жизнь. М., 1989. №20. С. 19-20.
10. Консерватория. Э. Ф. Направник // Театральный мирок. СПб., 1891. № 31, 24 марта. С. 2-4.
11. Консерватория. Э. Ф. Направник // Театральный мирок. СПб., 1891. № 32, 25 марта. С. 1-2.
12. Малкиель М. Вагнер на сцене Мариинского театра - взгляд в историю // Музыкальная академия. 1997. № 3. С. 65-80.
13. Малкиель М. Полвека творения // Советская музыка. 1990. № 3. С. 92-98.
14. Памяти Э. Ф. Направника // Вечерний Ленинград. 1956. № 274, 23 нояб. С. 1.
15. Савинов Н. Направник и его время // Музыкальная жизнь. 1983. № 8. С. 6-7.
...