Введение 3
Глава I. Дизайн трэвел-блогов: специфика создания и оформления 6
§1. Современная блогосфера. Основы трэвел-блогинга 6
§2. Фотография как структурный элемент современного трэвел-блога 17
§3. Способы подачи визуального контента 23
Глава II. Композиционно-графическая модель авторского трэвел-блога 39
§1. Концепция трэвел-блога 39
§2. Организация содержательного и визуального контента 43
Главная страница 45
Равенна 47
Венеция 48
Париж 50
Бурано 51
Пиран 51
Неаполь 52
Зальцбург 53
Заключение 55
Список литературы 58
Эмпирическая база 62
Приложения 65
Мир становится глобальным и открытым. Всё больше и больше
молодых людей путешествуют. Выбор маршрута становится практически
неограниченным, появляется большое количество новых возможностей,
связанных не только с отдыхом, а с рабочими поездками и учебой за
рубежом. Актуальность исследования обусловлена появлением
социальных медиа, в том числе блогов, где у каждого пользователя есть
возможность делиться в веб-пространстве своим мнением, фотографиями,
моментами из своей жизни. Каждый год разрабатываются новые
инструменты, позволяющие максимально эффектно рассказывать истории.
Как только возникает новая технология на рынке, ее начинают
использовать все, и она тут же устаревает. Уникальное перестает быть
таковым за очень короткий период. В этом случае возникает вопрос, в чем
состоит истинная уникальность, как журналист или блогер при равных
возможностях может реализовать свою уникальность в блогосфере.
Новизна данной работы обусловлена тем, что большинство
исследователей сосредоточены на традиционных медиа в том время, как
наиболее активно развивающиеся социальные медиа, в том числе
блогосфера, исследованы недостаточно. Опыт выстраивания фотосерий в
современных блогах теоретически не обоснован и не обобщен.
Объектом исследования является современный блог.
Предмет исследования — композиционно-графические решения и
подача материала в современном трэвел-блоге.
Итак, цель данного исследования — понять, как возможности
современного блога позволяют выразить авторское начало и представить
визуальный контент наиболее эффективно. Для достижения цели нам
предстоит решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие блога, его функции и разновидности;
2. определить, чем отличается трэвел-блогер от трэвел-журналиста и
трэвел-блогинг от трэвел-журналистики;
3. определить роль фотографии в медиа, понятие трэвел-фотографии и
ее виды;
4. проанализировать наиболее популярные трэвел-блоги и сайты
трэвел-изданий на предмет наличия в них различных способов
представления визуального контента;
5. выявить наиболее эффектные способы представления фотографий в
трэвел-блоге и описать их;
6. создать композиционно-графическую модель трэвел-блога.
Теоретическую базу данной работы составляют исследования и
статьи, касающиеся блогосферы, Волохонского В., Иванниковой С., Мухи
А.В., Показаньевой И.В.; труды Кракауэра З., Зонтаг С., Ворона Н.И.,
Фридмана М., Беленького А.И. в области фотографии, серии интервью с
фоторепортерами Анри Картье-Брессоном и Сергеем Максимишиным.
Для изучения способов представления визуального контента мы
опирались на исследования Нильсена Я., Чигаева Д.П., Галустяна А.,
Симаковой С.И., а также на практические статьи разработчиков и
дизайнеров платформы Tilda Publishing.
Методы, использованные в данной работе, включают в себя как
исследовательские –— экспертное интервью с арт-фотографом Валерием
Кацубой, качественный и количественный контент-анализ трэвел-блогов и
сайтов трэвел-изданий, сравнительный анализ результатов
контент-анализа, так и творческие –— проектирование и моделирование
трэвел-блога.
Эмпирическая база исследования включает в себя 44 трэвел-блога из
рейтинга 50 лучших трэвел-блогов первого квартала 2017 года по версии
сайта о путешествиях The Expeditioner, а также сайты шести
трэвел-изданий: National Geographic, National Geographic Россия,
Discovery, GEO, «Вокруг Света» и «Афиша Мир».
Данная работа состоит из введения, теоретической главы с тремя
параграфами, практической главы с двумя параграфами, заключения,
списка литературы и 51 приложения. Список литературы включает 46 наименований.
В современном мире в условиях молниеносного развития
технологий и социальных медиа, с одной стороны, появилось больше
возможностей делиться моментами из своей жизни в онлайне, с другой
стороны, в разы увеличилась конкуренция. Как перед журналистами, так и
перед блогерами встает вопрос, как выделиться в медиасреде. В начале
исследования мы обозначили цель — понять, как возможности
современного блога позволяют выразить авторское начало и представить
визуальный контент наиболее эффективно. Для достижения цели мы
выполнили ряд задач, поставленных во введении: рассмотрели понятие
блога, его функции и разновидности; определили, чем отличается
трэвел-блогер от трэвел-журналиста и трэвел-блогинг от
трэвел-журналистики; определили роль фотографии в медиа, понятие
трэвел-фотографии и ее виды; проанализировали наиболее популярные
трэвел-блоги и сайты трэвел-изданий на предмет наличия в них различных
способов представления визуального контента; выявили наиболее
эффектные способы представления фотографий в трэвел-блоге и описали
их; создали композиционно-графическую модель трэвел-блога.
В первой главе мы пришли к следующим выводам, необходимым
для данного исследования:
1. Персональный блог реализуется в формате онлайн-дневника и
содержит личные мысли автора. Блогер в своей деятельности
ориентируется только на свое мнение и видение до того момента,
пока он не решит превратить хобби путешествовать в профессию
трэвел-журналиста.
2. Основной контент в трэвел-блоге — авторские тексты и
фотографии. Личный стиль автора позволяет выделиться на фоне окружающих.
3. Фотография в медиа передает то, что происходило на самом деле,
усиливает эффект, подтверждая написанное, привлекает внимание
читателя и разделяет массивы текста.
4. В трэвел-блогах используются такие виды трэвел-фотографии, как
пейзажи, портреты, стрит-фото и жанровые фото. Последние могут
выстраиваться в фоторепортажи, фотоочерки и фотосерии.
5. Визуальная иерархия на странице создается благодаря структуре на
уровне типографики, правильной композиции, грамотному
использованию цвета и белого пространства.
6. Способы представления визуального контента в популярных
трэвел-блогах и трэвел-изданиях ограничены функционалом
используемых платформ, поэтому повторяются.
7. Максимальный эффект вовлечения создается средствами,
свойственными журналистским лонгридам: полноэкранными
изображениями и видео, эффектами параллакса и фиксации
изображения на странице. Последовательности фотографий
представляются всевозможными коллажами и слайдерами.
Во второй части исследования мы сформулировали концепцию
проекта, кратко описали предположительную целевую аудиторию,
возможность масштабирования и создали авторский трэвел-блог.
В процессе разработки концепции проекта мы пришли к
следующему выводу. Путешествия всегда являлись для людей поиском
новых впечатлений и вдохновения. Рассказывание историй о
путешествиях существовало с древних времен. Каждый человек об одном
и том же месте будет говорить по-разному в силу своего мировоззрения и
особенностей, и людям, ищущим новизну, будет всегда интересен чужой
опыт, независимо от того, бывали ли они в городе, о котором идет речь,
или нет.
В период создания восьми страниц трэвел-блога мы пришли к
нескольким выводам.
С одной стороны, возможности любой блог-платформы ограничены,
и не всегда человеку, не разбирающемуся в IT, под силу реализовать
задуманное. С другой стороны, в них есть все необходимые элементы,
которые важно научиться правильно комбинировать. Отсутствие
необходимого шаблона не значит, что решения нет. Важно понимать, что
платформы и технологии дают универсальные приемы, а не уникальные.
Чтобы выделиться за счет визуального ряда, необходимо мыслить не
только категорией выбранного шаблона, но и смежными категориями. В
сознании автора, создающего контент, должны складываться в пазл
возможности не только шаблона, но и возможности цвета, типографики,
белого пространства, а также сторонних программ. Всё должно работать
на создание качественной и привлекательной истории. Необходимо
перенимать опыт и из других сфер. Например, выстраиванию фотоисторий
можно учиться и из печатных альбомов, эффектам погружения читателей
— у журналистов, специализирующихся на создании лонгридов и
мультимедийных проектов, правилам композиции — у дизайнеров, и так
далее. В итоге должна складываться готовая комбинация из решений,
позаимствованных из разных сфер. А чтобы усилить общее впечатление,
важно подкрепить визуальную подачу текстом о собственном уникальном опыте.
Эта работа не может быть закончена, так как постоянно появляются
новые технологические решения и возможности с их помощью выразить
свое авторское начало. Мы планируем исследовать этот вопрос и
реализовывать новые возможности в своей журналистской работе.
1. Афиша Daily. Сергей Максимишин: «90% успеха фотографа — это
умение рассказывать байки». URL:
https://daily.afisha.ru/archive/vozduh/art/sergey-maksimishin-90-uspeha-
fotografa-eto-umenie-rasskazyvat-bayki/
2. Бобров А.А. Журналистика путешествий: реальность и тенденции //
Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2016.
— No 3.; URL: http://journals.mosgu.ru/trudy/article/viewFile/284/329
3. Беленький А. И. Фотожурналистика в современных СМИ : метод.
пос. / А. И. Беленький. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш.
шк. журн. и мас. коммуникаций», 2016.
4. Бурштейн И. Визуальная иерархия сайта. URL:
http://tilda.education/articles-visual-hierarchy
5. Википедия — Блог. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%BB%D0%BE%D0%B3
6. Википедия — Туристическая фотография. URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D1%80%D0%B8%D
1%81%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%
B0%D1%8F_%D1%84%D0%BE%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80
%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F
7. Волохонский В. Психологические механизмы и основания
классификации блогов // Материалы сборника «Личность и
межличностное взаимодействие в сети Internet». Под ред.
Волохонского В.Л., Зайцевой Ю.Е., Соколова М.М. СПб.:СПбГУ,
2007. — с. 117-131
8. Ворон Н. И. Жанры фотожурналистики: Учеб. пособие для вузов по
спец. «Журналистика». — М.: Факультет журналистики, 2012.
9. Галустян А., Кульчицкая Д. Мультимедийные лонгриды как новый
формат онлайн-журналистики. URL:
http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/mul-timedijny-e-longridy-ka
k-novy-j-format-onlajn-zhurnalistiki/
10.Журнал «Сеанс». Анри Картье-Брессон. Решающий момент. URL:
http://seance.ru/blog/moment-bresson/
11.Зонтаг С. О фотографии. М.: Ad Magnerium, 2012. — с. 10
12.Иванникова С. BLOGодарная почва // Независимая газета. URL:
http://www.ng.ru/internet/2006-03-03/9_blogs.html
13.Интернет СМИ: Теория и практика: Учеб. пособие для студентов
вузов / Под ред. М. М. Лукиной.— М.: Аспект Пресс, 2010. — с. 83
14.Коммерсант.ru. Радио Ъ FM. «У каждого фотографа есть вещи, за
которые ему стыдно». URL: http://kommersant.ru/doc/2729100
15.Кракауэр З. Природа фильма: реабилитация физической реальности.
М., 1974 — с. 43-45.
...