Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ МЕЖДУНАРОДНЫХ НЕПРАВИТЕЛЬСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПУБЛИЧНОЙ ДИПЛОМАТИИ США. THE ROLE OF INTERNATIONAL NONGOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE PUBLIC DIPLOMACY OF THE USA

Работа №133264

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы84
Год сдачи2017
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Гл.1 Основные характеристики публичной дипломатии как инструмента внешней политики США 8
1.1. Концептуальные основы публичной дипломатии США 8
1.2. Ключевые субъекты и механизмы публичной дипломатии США 18
Гл.2 Роль МНПО во внешней политике США 28
2.1. Основные направления деятельности МНПО в политической сфере 28
2.2. Место МНПО во внешней политике США 38
Гл.3 Роль МНПО в новой публичной дипломатии
3.1. Ключевые особенности деятельности МНПО в новой публичной
дипломатии 48
3.2. Основные программы деятельности МНПО в публичной дипломатии
Web2.0 52
Заключение 62
Список источников и литературы 67


Начало нового тысячелетия ознаменовалось развитием процесса демократизации и усилением институтов гражданского общества на мировой арене. Актуальность в связи с данным процессом приобретают вопросы взаимоотношений новых неправительственных институтов, правительств и бизнеса, в условиях глобализации и информатизации получающие качественно новое звучание. Современные акторы международных отношений совершенствуют методы влияния на мирополитические процессы, что позволяет сегодня говорить о новом витке развития системы влияния на процессы мировой политики - системы влияния, в рамках которой роль в политических процессах играют уже не только государства, но и институты гражданского общества, нетрадиционные акторы международных отношений. Одними из ключевых институтов гражданского общества являются международные неправительственные организации, участвующие сегодня в политической повестке дня, обладающие мобилизационным потенциалом и способные влиять на политическую и экономическую культуру государств и регионов в процессе реализации программ деятельности в различных сферах жизни общества.
Особенную актуальность с научной и точки зрения приобретают вопросы взаимовлияния деятельности неправительственных институтов и современных инструментов внешней политики государств как в силу относительной новизны и противоречивости упомянутых институтов, так и неоднозначности взаимодействия их с правительственными органами. Все больший человеческий потенциал МНПО задействуется в международных культурных и образовательных программах, программах гуманитарной помощи, информационных и исследовательских проектах, традиционно являющихся инструментами публичной дипломатии, и сегодня все чаще реализующихся в цифровой дипломатии, что придает данному исследованию также и практическое значение.
Цель настоящей работы - определить, какую роль играют международные неправительственные организации в современной публичной дипломатии США. Основными же задачами исследования являются определение ключевых характеристик, субъектов и механизмов публичной дипломатии как инструмента внешней политики США в научных исследованиях, выявление места МНПО во внешней политике США и определение роли программ МНПО в новой публичной дипломатии США.
Методологической основой данного исследования служит использование метода сравнительного анализа и системного метода, позволяющих нам раскрыть взаимосвязи направлений работы МНПО и задач публичной дипломатии США и выделить системные особенности деятельности МНПО во внешней политике США на основании сравнения программ развития публичной дипломатии США и программ деятельности МНПО. Автором в данной работе также используется метод теоретического анализа для выделения отличительных характеристик публичной дипломатии США в научных исследованиях. С помощью метода теоретического анализа определяются общие и различные характеристики исследуемого инструмента внешней политики США в разных академических дисциплинах и разных подходах к изучению публичной дипломатии, а также выявляются механизмы функционирования публичной дипломатии в работах российских и зарубежных исследователей. Автор использует также институциональный метод и структурно-функциональный анализ для определения ключевых характеристик МНПО, механизма их образования и работы, структурных и функциональных преимуществ на основе положений международных конвенций, документов международных организаций и направлений деятельности МНПО сегодня.
Тема данного исследования представляется особенно актуальной также в силу того, что на сегодняшний день в недостаточной степени изученными являются как программы и направления деятельности МНПО во внешней политике государств в частности, так и роль данных институтов в реализации такого современного инструмента внешней политики, как публичная дипломатия. Проблема взаимосвязи деятельности правительственных и неправительственных субъектов публичной дипломатии в ключе развития новой публичной дипломатии, цифровой дипломатии, является относительно новой и развивающейся по сегодняшний день, отчего многие аспекты данной проблемы также требуют более пристального изучения. Проблема же непосредственно роли деятельности МНПО в современной публичной дипломатии США представляется новым подходом к определению места нетрадиционных акторов международных отношений во внешней политике государств. Однако в рамках данной работы необходимо отметить важную роль оценок и исследований отдельных феноменов международных отношений, имеющих непосредственное отношение к цели данного исследования. В аспекте изучения феномена публичной дипломатии и цифровой дипломатии особенную роль при подготовке настоящей работы сыграли исследования таких представителей петербургской научной школы, как доктора исторических наук Цветковой Н.А., доктора исторических наук Ягья В.С., доктора исторических наук Кубышкина А.И., кандидата политических наук Ярыгина Г.О. и кандидата политических наук Барышникова Д.Н., таких представителей московской научной школы, как доктора политических наук Пономаревой Е.Г., кандидата политических наук Долинского А.В., а также таких зарубежных исследователей, как теоретика «мягкой силы» доктора философских наук и профессора Гарвардского Университета Ная Дж., специалиста в области современных глобальных процессов Фрезера М., американского историка и специалиста в области программ публичной дипломатии Кулла Н., израильского исследователя, профессора Центра международной коммуникации Гилбоа Э., а также британского исследователя и политического советника Анхольта С. В рамках изучения международных неправительственных организаций, их особенностей и деятельности важную роль сыграли работы таких исследователей, как доктора юридических наук Матвеевой Т.Д., доктора философских наук Цыганкова П.А., кандидата политических наук Андреевой О.С., кандидата исторических наук Наумова А.О., кандидата философских наук Стецко Е.В., американского исследователя Диксона П., специалиста в области современных политических теорий Хайнса В. и профессора Глобальной политики Лондонского Университета Уиллетса П. Основу используемых источников представляют несколько групп источников, различных по значимости в рамках данной работы, полноте и фактической достоверности представленной информации. Так наибольший объем сведений, используемых в ходе настоящего исследования, представляет собой информация, публикуемая на официальных сайтах неправительственных организаций, отражающая основные характеристики деятельности МНПО в ключе публичной дипломатии США, их программ, проектов и финансовой отчетности. Не менее важную группу источников представляют собой пресс-релизы, справки и заявления, опубликованные средствами массовой информации, как помогающие в конкретизации данных исследования, так и отражающие мнения журналистов и общественности. И, наконец, важную часть используемых в работе источников составляют официальные правительственные решения, стратегические правительственные документы и решения межправительственных организаций представленные в группе нормативно-правовых документов, обращение к которым способствовало наиболее полному рассмотрению проблем исследования.
Структура работы отражает цель и задачи исследования и строится на делении работы на три главы, в свою очередь подразделяющиеся на параграфы, а также введение, заключение и список используемых источников и литературы. В первой главе данной работы рассматриваются ключевые характеристики, субъекты и механизмы публичной дипломатии как инструмента внешней политики США в научных исследованиях. В рамках второй главы исследования определяется роль политического направления в деятельности МНПО и место МНПО во внешней политике США. В третьей главе выявляется роль программ МНПО в новой публичной дипломатии.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, выявив различные подходы к изучению публичной дипломатии США в научных исследованиях, а также ключевые характеристики, субъекты и механизмы публичной дипломатии как инструмента внешней политики США, и определив место МНПО во внешней политике США, мы выявили роль деятельности МНПО в публичной дипломатии США.
Основываясь на отечественных и зарубежных исследованиях, мы заметили особенную успешность реализации публичной дипломатии США в мире и ее активное развитие. И выявили мотивы развития публичной дипломатии США, среди которых ключевыми стали угрозы безопасности и национальным интересам США и необходимость продвижения американских ценностей демократии и рыночной экономики для укрепления своего влияния в мире.
Мы определили разные концептуальные подходы к изучению публичной дипломатии США. С различных точек зрения характеризуют публичную дипломатию США дипломаты, журналисты-международники и практики в области политического консалтинга и маркетинга, а также исследователи в области международных отношений, политологии и истории, в сфере социальной науки и культурологии, в области политических коммуникаций, критической социологии и неомарксизма. Исследователи рассматривают публичную дипломатию с точки зрения таких концепций, как «мягкая сила» и «умная сила», «культурная дипломатия» и «внешняя культурная политика», теоретических моделей публичной дипломатии, идей «американизации», «культурного империализма» и «взаимного культурного обмена», а также концепций «социального воспроизводства» и «конкурентоспособной идентичности». На основе данных концептуальных подходов к изучению публичной дипломатии США и определений автора термина «публичная дипломатия» Гуллиона Э., а также отечественных и зарубежных исследователей в области политики, истории и международных отношений мы выделили ряд характеристик, присущих публичной дипломатии США. Как ключевые характеристики публичной дипломатии США мы выделили правительственную инициативу в реализации публичной дипломатии, направленность на решение политических и экономических задач государства, финансирование со стороны правительства, отнесение публичной дипломатии к механизмам реализации внешней политики государства, использование в публичной дипломатии информационных, образовательных и культурных программ, нацеленность на оказание влияния на общественное мнение зарубежной аудитории и формирование положительного имиджа государства за рубежом.
Как мы определили в данном исследовании, субъектами публичной дипломатии США являются правительство и неправительственные организации, объектами - представители зарубежных элит, которые могут влиять на общественное мнение. Среди инструментов публичной дипломатии США особенно выделяются информационные, культурные и образовательные программы и обмены, деятельность международных сетей НПО и зарубежное вещание. Публичная дипломатия США реализуется как на правительственном, так и на «полуправительственном» уровнях посредством таких институтов, как Бюро образовательных и культурных программ США, Бюро по международным информационным программам США, Бюро по связям с общественностью США и группы по изучению зарубежной блогосферы, подчиняющихся заместителю Госсекретаря по публичной дипломатии и связям с общественностью, Агентства по международному развитию США и Совета управляющих по вопросам вещания США, президента США, Конгресса США, Агентства по военному сотрудничеству Министерства обороны США и Совета национальной безопасности, Комиссии советников президента по публичной дипломатии, Отдела планирования Госдепартамента, Межведомственной рабочей группы по оценке образовательных программ публичной дипломатии, Отдела оценки программ публичной дипломатии и мозговых центров, а также сети МНПО различных направлений.
Для того, чтобы определить место МНПО во внешней политике США, мы выявили основные характеристики МНПО как актора международных отношений и выделили ключевые направления деятельности МНПО в политической сфере. К ключевым особенностям МНПО относится создание не на основе межправительственных договоров; наличие международного характера состава и целей и задач деятельности; некоммерческий характер деятельности, которая не должна быть направлена на получение политической власти или же пропагандировать насильственные методы. Однако, как мы выяснили, данные характеристики сегодня в условиях взаимодействия МНПО с правительственными институтами являются формальными. Условно разграничив ключевые направления деятельности МНПО на работу в рамках гуманитарных, правозащитных, экологических, религиозных, медицинских, женских, молодежных проектов, мы отметили следующую особенность: МНПО заявленных направлений не ограничиваются строго определенным видом деятельности, а осуществляют широкий спектр программ по решению глобальных проблем современности. МНПО в ходе расширения своей деятельности в политической сфере стали играть особую роль в сфере сбора и распространения информации, изучения и мобилизации общественного мнения, прогнозирования международных конфликтов, участия в обсуждении политических проблем на глобальном уровне, обеспечения прозрачности власти и электоральных процессов, содействия снижению международной напряженности, и развития гражданских свобод. Особенное внимание обращает на себя тот факт, что МНПО получают все больше влияния на изменение политической обстановки как на национальном, так и на глобальном уровнях. В рамках данной тенденции особенно выделяется деятельность МНПО в политической сфере, где МНПО выступают уже не только как самостоятельные акторы, но и как институты влияния на политические процессы в ключе реализации ценностей западной демократии, рыночной экономики и внешней политики США.
Во внешней политике США деятельность МНПО относят, по разным подходам, к общественной, экспертной и цифровой дипломатии. Как мы выяснили в настоящем исследовании, особенную роль деятельность МНПО в условиях глобального информационного общества играет именно в новой публичной дипломатии или в цифровой дипломатии США, что ежегодно фиксируется американскими политтехнологами и правительственными специалистами в нормативных актах и стратегических документах. Определив новую публичную дипломатию как использование блогосферы в дипломатической практике правительства США и один из основных методов публичной дипломатии США, мы выявили, что объектом новой публичной дипломатии являются активные пользователи блогосферы, стремящиеся к демократическим преобразованиям и способные оказать воздействие на политические изменения в стране. А субъектами цифровой дипломатии США являются правительство США и международные неправительственные организации, организационно и финансово поддерживаемые правительственными институтами с целью установления прочных партнерских отношений США с правительственной и бизнес-элитой иностранных государств. С правительственной инициативы МНПО привлекают к работе в своих программах авторитетных общественных деятелей, актеров, экспертов, спортсменов, а также используют финансовые средства не только демократических фондов и
правительственных институтов, но и крупных и влиятельных американских компаний, в том числе компаний интернет-индустрии.
Как мы определили, ключевые программы деятельности МНПО во внешней политике США направлены на решение основных задач новой публичной дипломатии. Так с целью обеспечения глобального доступа к интернет-ресурсам для выгодного транслирования американской политики и культуры в новой публичной дипломатии активно развиваются программы тренингов для представителей МНПО, обучающие их использованию возможностей блогосферы в своей работе и программы развития свободного доступа к Интернету. Деятельность МНПО в цифровой дипломатии США по распространению американской политической культуры и идей рыночной экономики и демократии при поддержке USAID осуществляются крупными МНПО, а также платформами и объединениями региональных НПО с помощью программ конкурсных стажировок для молодых лидеров, программ знакомства с опытом проведения предвыборных кампаний и демократических выборов, распределения грантов на целевые проекты развития демократических прав и свобод, публикации в открытом доступе исследований по функционированию рыночных механизмов, обучения представителей частного сектора, а также организационной и финансовой помощи в развитии малого бизнеса. Задача поддержки зарубежных оппозиционных и диссидентских групп молодежи в новой публичной дипломатии США осуществляется с помощью широкой сети МНПО, в том числе онлайн-платформ, прямой работы непосредственно с лидерами оппозиций в зарубежных государствах, распространения «моды» на «ненасильственную смену власти» и эффективности демократических реформ и мобилизации гражданских активистов. Задачу цифровой дипломатии США по борьбе с распространением идей радикальноэкстремистских движений решают крупные МНПО, направляющие свою деятельность на реализацию программ по превентивной борьбе с терроризмом и экстремизмом с помощью имплементации нормативных актов и мобилизацию гражданских активистов, реабилитации и социализации бывших экстремистов и проведения исследований в области эффективных методов борьбы с терроризмом.
Таким образом, МНПО играют особенную роль в новой публичной дипломатии, на основе концепции «стратегической коммуникации» и при финансовой и организационной поддержке правительственных институтов осуществляя деятельность в таких ключевых направлениях внешней политики США, как продвижение американской культуры, языка, образования и науки, расширение экономических и деловых связей и развитие демократических ценностей и политических свобод. Программы же МНПО в публичной дипломатии США направлены на решение таких ключевых задач цифровой дипломатии, как обеспечение повсеместного доступа мировой общественности к Интернету для информирования о политике США, распространение американской политической культуры и идей рыночной экономики, поддержка и мобилизация активной зарубежной молодежи, оппозиционеров и диссидентов, а также борьба с экстремизмом и терроризмом.



Материалы СМИ
1) Васильев В. Икона цифровой дипломатии в Москве // Голос Америки. 2011.
URL: 132780058/247979.html> (дата обращения: 04.03.2017)
2) McGreal Ch. Wikileaks reveals video showing US air crew shooting down Iraqi
civilians // The Guardian. 2010. URL:
(дата обращения: 09.04.2017)
3) Saleh Y. Egypt prosecutor orders arrest of two leading activists // The Reuters. URL: (дата обращения: 26.03.2017)
4) Shapiro S. Revolution, Facebook-Style // The New York Times Magazine. 2009.
URL: (дата
обращения: 26.03.2017)
5) Why I’m Joining the Alliance for Youth Movements. Interview with the lead blogger on the Obama Campaign // The Huffington Post. 2010. URL: (дата обращения: 02.04.2017)
Материалы веб-сайтов международных организаций
1) Гражданское общество // Организация Объединенных Наций. URL:
(дата
обращения: 19.02.2017)
2) Гуманитарная дипломатия // Международный Комитет Красного Креста.
URL: communication> (дата обращения: 28.01.2017)
3) Информация об Институте Политического Образования // Институт
Политического Образования. URL:
(дата обращения: 12.03.2017)
4) Образовательные проекты Интерньюс // Internews Kazakhstan. URL: (дата обращения: 05.03.2017)
5) О Национальном Фонде поддержки демократии // Национальный Фонд поддержки демократии. URL: (дата обращения: 11.02.2017)
6) «Управление в медиа-компании» - программа улучшит управление КТРК? // Internews in Kyrguzstan. URL: < http://internews.kg/?p=6723> (дата обращения: 05.03.2017)
7) Что такое неправительственная организация. Вопросы и ответы.
Департамент Общественной Информации. URL:
(дата обращения:
19.02.2017)
8) About Cato // CATO Institute. URL: (дата обращения: 11.03.2017)
9) About Crisis Group // International Crisis Group. URL: (дата обращения: 28.01.2017)
10) About Crossing Boarders // Crossing Boarders. URL: (дата обращения: 26.03.2017)
11) About EESC // Eastern Europe Studies Centre. URL: (дата обращения: 26.03.2017)
12) About Free Russia // Free Russia Foundation. URL:
(дата обращения: 26.03.2017)
13) About INESS // INESS. URL: (дата обращения: 08.04.2017)
14) About Movements // Movements. URL:
(дата обращения: 26.03.2017)
15) About TechCam // Public Diplomacy initiative «TechCamp».
(дата обращения:
05.03.2017)
... Всего источников – 192.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ