Введение 4
Глава 1 Интернет маркетинг и его роль в маркетинговой стратегии 6
1. 1. Специфика электронной коммерции 6
1. 2. Специфика интернет-маркетинга 8
1. 3. Виды интернет-маркетинга 12
1. 4. Постановка задачи исследования по разработке 16
1. 5. Методология исследования 16
Выводы из главы 1 17
Глава 2 Методология разработки стратегии 20
2. 1. Анализ отрасли 20
2. 2. Разработка интернет-маркетинговой стратегии 26
Выводы из главы 2 30
Глава 3 Способ применения методологии на примере компании «Партия Еды» 33
3. 1. Специфика компании “Партия Еды” 33
3. 2. План внедрения разработанной стратегии 44
3. 3. Анализ ограничений и возможностей разработанной стратегии 48
Выводы из главы 3 49
Заключение 51
Список использованной литературы и интернет – ресурсов 54
Приложение 57
Глоссарий 57
Анкета (Опрос) 57
Веб-аналитика 62
Информационный технологии являются неотъемлемой частью нашей жизни. Они проникают во все сферы нашей жизни, неся за собой радикальные изменения. Информационные технологии стали для людей теперь скорее необходимостью, чем средством, доступным не для всех. Радикальные изменения, внедрённые информационными технологиями в нашу жизнь, изменили кардинально как саму жизнь, образ жизни, так и образ мысли. Рутинные дела стали менее неприятными, повседневные проблемы теперь решаются намного проще, чем годами ранее. Люди во всем мире постепенно начинают иметь доступ к инновациям за счёт информационных технологий во всех сферах жизни.
Ни для кого не секрет, что люди сейчас живут в информационном обществе, то есть в мире, тотально насыщенным СМИ, в мире, оказавшимся под значительным влиянием информационных технологий, в мире, где информации за доли секунды перемещается во времени и пространстве. Поэтому для человека всегда встаёт вопрос вычленения интересной и полезной для него информации среди шума кричащих со всех сторон рекламных объявлений. В то же время для бизнеса появляется проблема донесения этой информации до потребителя. Невозможно продать товар или услугу потребителю, не выстроив с ним при этом правильный диалог.
Более того, активно развивается переход бизнеса к электронному типу, имеющему свои особенности. Электронный бизнес в широком понимании этого понятия включает в себя использование компьютеров и цифровых сетей для внутренних операций, а также Интернета для связи и электронной коммерции. Эволюция бизнеса в сторону растущего использования персональных компьютеров в 80-х годах и развитие коммерческого Интернета в 1990-х годах и стала причиной популяризации данного вида бизнеса. Эволюция продолжается, бизнес частично становится не просто электронным, а даже мобильным.
На фоне активного развития технологий, также быстро развиваются и методы и способы продвижения «в сети». Существует множество различных способов и средств, а также стратегий, которые могут быть использованы онлайн. Но стратегии, работающие в одной сфере бизнеса, не всегда будут успешны в другой. Таким образом, встаёт проблема выбора стратегии для компании, функционирующей в конкретной отрасли, а также проблема создания для неё новых подходящих способов продвижения.
Исходя из всего вышесказанного, проблема работы может быть сформулирована следующим образом: на данный момент существует множество стратегий интернет-продвижения товаров и услуг, каждая из которых обладает рядом как преимуществ, так и недостатков. Перед каждой компанией стоит проблема выбора одной из множества существующих стратегий или разработки собственной стратегии.
Решение обозначенной проблемы поможет достигнуть цель работы ─разработать эффективную маркетинговую стратегию интернет-предприятия на примере компании «Партия Еды».
На основании поставленной цели работы, могут быть выявлены следующие задачи:
– Обзор рынка услуг доставки продуктов-полуфабрикатов с рецептами.
– Определение специфики электронной коммерции и интернет-маркетинга.
– Разработка структуры и плана продвижения интернет-маркетинговой кампании.
– Применение маркетинговой стратегии интернет-предприятия для целей компании Партия Еды.
Формат работы: Консультационный проект.
Актуальность: Необходимость разработки интернет-маркетинговой стратегии электронного предприятия обусловлена развитием рынка.
По результатам проведённой работы могут быть сделаны следующие выводы. Прежде всего была определена специфика электронной коммерции и интернет-маркетинга.
Электронный бизнес – это компания, в которой существенная часть бизнес процессов являются электронными. Цель электронного бизнеса заключается в оптимизации и автоматизации максимально возможного количества процессов.
Специфика интернет-маркетинга заключается в первую очередь в том, что интернет-маркетинг в основном направлен на создание ценности для потребителя, удовлетворении его специфических нужд.
Также была разработана структура типичного маркетингового плана для электронного бизнеса, она может выглядеть следующим образом, однако, следует учитывать тот факт, что компоненты 6 шагов могут меняться в зависимости от конкретной компании.
1. Ситуационный анализ
2. Постановка целей
3. Составление стратегии
4. Описание тактики
5. Описание действий
6. Определение методов мониторинга и контроля
Для проведения ситуационного анализа необходимо рассмотреть такие аспекты, как определение целевой аудитории, анализ внешней среды и внутренне-внешний анализ компании.
Для постановки целей необходимо придерживаться системы SMART (Specific, Measurable, Achievable, Relevant, Time-bound): цели должны быть конкретными, измеримыми, достигаемыми, актуальными и ограниченными во времени.
Один из популярных методов разработки наиболее оптимальной на данный момент времени стратегии и наиболее релевантную текущим потребностям компании – использование матрицы Ансоффа [1957].
Наиболее подходящим для целей электронного маркетинга методом составления тактики является модель 4Cs, предложенная [Lautenborn, 1990]. Эта модель ориентирована на потребителя. Её составляющие включают в себя:
ожидания(пожелания) клиента от продукта (Customerneedsandwants)
стоимость для клиента (Cost to the customer)
удобство, схоже с «местом» в модели 7Р (Convenience)
коммуникация, методы продвижения (Communication).
Компонент действий планирования электронного маркетинга относится к деятельности, проводимой руководителями для выполнения плана.
Управление планом электронного маркетинга может осуществляться с помощью сочетания традиционных методов, таких как маркетинговые исследования, для получения взглядов и мнений клиентов и новых методов, таких как веб-аналитика на основе сформированных ключевых показателей эффективности (KPI).
Помимо определение специфики электронной коммерции и интернет-маркетинга и разработки структуры и плана продвижения интернет-маркетинговой кампании, был произведён анализ отрасли. Его краткими выводами являются:
Данная отрасль в России зародилась сравнительно недавно, менее 5 лет назад, а в Санкт-Петербурге ещё позже. На данный момент в Санкт-Петербурге существует уже 9 сервисов, что является средней насыщенностью рынка.
На данный момент прямыми конкурентами “Партии Еды” на Санкт-Петербургском рынке являются компании “Корзина на дом”, “Шеф Маркет”, “Вкус на дом”, “Дома вкуснее”, “Продукты на дом”, Elementaree,SundayFamily, Anytime.
В данной отрасли три продукта являются товарами-субститутами: обычные сервисы доставки готовой еды, сервисы доставки готовых комплектов ужинов, а также сервисы закупщиков продовольственных товаров согласно вашему списку.
Исходя из рассмотренных параметров, уровень внутриотраслевой конкуренции оценивается как средний(ближе к высокому), угроза входа на рынок новых игроков оценивается как высокая, рыночная власть покупателей оценивается как средняя, и, наконец, угроза со стороны поставщиков оценивается как средняя(ближе к низкой).
В завершении работы разработанная структура маркетинговой кампании была применена для целей компании Партия Еды, для которой и был произведен анализ отрасли.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что была достигнута цель работы─разработать эффективную маркетинговую стратегию интернет-предприятия на примере компании «Партия Еды» за счет решения поставленных задач:
Обзор рынка услуг доставки продуктов-полуфабрикатов с рецептами.
Определение специфики электронной коммерции и интернет-маркетинга.
Разработка структуры и плана продвижения интернет-маркетинговой кампании.
Применение маркетинговой стратегии интернет-предприятия для целей компании Партия Еды.
Ашманов, И. С. Оптимизация и продвижение сайтов в поисковых системах / И.С. Ашманов, А. Иванов. – 3-е изд. – СПБ.: Питер, 2011. – 464 с.
Бабаев А. Контекстная реклама / А. Бабаев, Н. Евдокимов, А. Иванов. – СПБ.: Питер, 2011. – 304 с.
Бикметов, Е. Ю. Менеджмент и маркетинг в различных сферах деятельности/ Е. Ю. Бикметов, Э. Р. Касимова, Е. В. Кузнецова, Е. В //Уфимский государственный авиационный технический университет. – 2015. – C.52-69.
Вирин, Ф. Интернет маркетинг: полный сборник практических инструментов // Ф. Вирин. – М: Эксмо, 2010. – 160с.
Галь, Н. Слово живое и мертвое. / Н. Галь. – М: Время, 2007. – 314 с.
Дейнекин, Т. В. Понятие и организация партнёрского маркетинга / Т. В. Дейнекин. – М: Науковедение, 2014. – 10 с.
Инновационная деятельность / под ред. А. С. Борщов, – Саратов: Саратовский государственный технический университет имени Гагарина Ю.А., 2014. – 140 с.
Котлер, Ф. Основы маркетинга /Ф. Котлер, Г. Армстронг, Д. Сондерс. –СПб. : Вильямс, 2006. – 944 с.
Кобелев, О. А. Электронная коммерция/О. А. Кобелев. – М. : Дашков и К, 2006. – 287 с.
Кузнецова, С. Как создавать веб-контент/ С. Кузнецова.– СПб: TexTerra, 2014. – 302 с.
Огилви, Д. Огилви о рекламе / Д. Огилви.– М: Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 257 с.
Серновиц, Э. Сарафанный маркетинг. Как умные компании заставляют о себе говорить /Э. Серновиц – М. : Манн, Иванов и Фербер, 2012. – 210 с.
Подопригора, М. Г. «FLOCKTORY» как инструмент реферального маркетинга в России / М. Г. Подопригора, А. А. Маслова // Инженерный вестник Дона. – 2014. – Т. 29, №2. – С. 31-35.
Холилов, Д. Маркетинг в социальных сетях / Д. Холилов. – М: Манн, Иванов и Фербер, 2013. – 240 с.
Энж Э. SEO – искусство раскрутки сайтов / Э. Энж и др. – 2-е изд. – СПб.: БХВ-Петербург, 2011. – 592 с.
Ядов, В. А. Стратегия социологического исследования /В. А. Ядов. – СПб. : ИКЦ «Академкнига», «Добросвет», 2003. – 167 с.
Brown, B.C. The Complete Guide to Affiliate Marketing on the Web: How to Use and Profit from Affiliate Marketing Programs / B. C. Brown. – Ocala: Atlantic Publishing Company, 2009. – 384 p.
Berger, J. Contagious: Whythingscatch on // J. Berger. – NY: Social Dynamics Group, LLC, 2013. – 141 p.
Bogan, C. E. Benchmarking for best practices: winning through innovative adaptation / C. E. Bogan. –NY: Social Dynamics Group, LLC, 1994.– 376 p.
Buttle, F. A. Word of mouth: understanding and managing referral marketing/ F. A. Buttle // Journal of strategic marketing.– 2015. –Vol. 6,N.2. – P. 241-254.
Camp, R. C. Benchmarking: the search for industry best practices that lead to superior performance / R. C. Camp. – NY. : Social Dynamics Group, LLC. – 1989. – 237 p.
Cfin[Электронный ресурс] // Официальный сайтCfin. – Режим доступа: http://www.cfin.ru/management/controlling/benchmarking_meths.shtml(дата обращения 05.05.2017).
Chaffey, D. Internet marketing / D. Chaffey. – L. :Pearson Education Limited. – 2006. – 477p.
Chaffey, D. E-Business and e-commerce management / D. Chaffey – L. :Pearson Education Limited. – 2009. – 579p.
DeMers, J. 6 Steps To Decoding Your Target Audience / J. DeMers // Forbes. – 2013. – Vol. 3, N. 14. – P. 5-6.
Doran, G. Project Smart / G. Doran // Management Review. – 1981. – Vol. 11, N. 4. – P. 35-36.
Dover, D. Search Engine Optimization Secrets / D. Dover. – NY. : Wiley Publishing. 2011. – 406 p.
Dubosson‐Torbay, M. /E‐business model design, classification, and measurements // M. Dubosson‐Torbay, A. Osterwalder, Y. Pigneur // Thunderbird International Business Review. 2002. – Vol. 44, N. 1. – P. 5-23.
Duffy, D. L. Affiliate marketing and its impact on e-commerce / D. L. Duffy // Journal of Consumer Marketing. – 2005. – Vol. 22, N. 3. – P. 161-163.
Fiore, F. Successful affiliate marketing for merchants / F. Fiore, S. Collins, J. Foreword Review. 2001. – L. : Que Corp. – 170 p.
Forbes[Электронный ресурс] // Официальный сайтForbes. – Режим доступа: http://www.forbes.com(дата обращения 01.05.2017).
Gunelius, S. 10 Laws of Social Media Marketing [Электронныйресурс ] / S. Gunelius // Entrepreneur. – Режим доступа: http://www.entrepreneur.com/article/218160
Hotchkiss, G. Eye tracking study // G. Hotchkiss, S. Alston, G. Edwards. – Enquiro Search Solutions Inc, June 2005.
Kerpen D. Likeable Social Media // D. Kerpen. – New York: McGraw-Hill Companies, 2011. – 260 p.
Flocktory [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://flocktory.com (доступ свободный) – Загл. с экрана. – Яз. рус.
Liveinternet [Электронный ресурс] // Официальный сайт Liveinternet. – Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/rating/ru/(дата обращения 05.05.2017).
LPGenerator [Электронный ресурс] // Официальный сайт LPGenerator – Режим доступа: http://lpgenerator.ru/blog/2013/11/29/teoriya-i-praktika-virusnogo-marketinga/(дата обращения 15.03.2017).
SarafanPro [Электронный ресурс] // Официальный сайт SarafanPro – Режим доступа: http://www.sarafanpro.ru/(дата обращения 10.02.2017).
Turban. E, Volonino. I, Information technology for management // E. Turban, I. Volonino. – NJ: Wiley, 2013. – 476 p.
Porter, M.Executive's guide to e-business: from tactics to strategy / M. Porter, A. Wright, C. Nowikow // Harvard Business Review. – 1979. – Vol. 15, N. 3. – P. 41-54.