ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ВОЙНЫ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ 7
1.1 Особенности информационной войны в политическом дискурсе 7
1.2. Социальный и психологический аспекты использования интернет СМИ в информационной войне 15
1.3. Опыт использования информационной войны в террористических целях (на примере организации «Исламское государство») 20
ГЛАВА II. ОБРАЗ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ «ИСЛАМСКОЕ ГОСУДАРСТВО» В ИНТЕРНЕТ СМИ СИРИИ И ТУРЦИИ 24
2.1. «Исламское государство» как основной фактор дестабилизации на Ближнем Востоке 24
2.2. Образ «Исламского государства» в государственных и независимых СМИ Сирии и Турции 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 49
ПРИЛОЖЕНИЯ 67
Термин «информационная война» появился в современной научном дискурсе относительно недавно. Это словосочетание впервые применил в 1967 году бывший директор ЦРУ А. Даллес в своей книге «Тайная капитуляция», вследствие введения новых инструментов пропаганды армией США в период холодной войны. Позднее данный термин активно использовался исследователями после операции «Буря в пустыне» в 1991 году в Ираке, когда новые информационные и коммуникативные технологии использовались непосредственно для военных целей. В настоящее время использование конфликтов разной степени напряжённости в различных целях широко используется в международных отношениях всеми политическими акторами. Конечно, использование различных методов воздействия на общество с применением информационных технологий не обходится без непосредственного накапливания опыта в сфере информационно-психологических конфликтов, что может скрываться от глобального наблюдения.
Что касается самого термина «информационная война», то его можно определить, как «открытые и скрытые целенаправленные информационные воздействия информационных систем друг на друга с целью получения определенного выигрыша в материальной сфере».1 С другой стороны данная форма войны является электронным конфликтом, в котором информация является стратегическим активом, достойным завоевания или даже уничтожения. Информация при этом является и целью, и средством информационной войны.2
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что зависимость различных политических акторов и обычных пользователей интернета от социально-психологической пропаганды в СМИ требует более тщательного и детального изучения в контексте становления современных террористических организаций как одного из акторов в системе международных отношений.
В контексте данной работы больше внимания будет уделено политической и психологической составляющих информационной войны. Информация используется как психологический фактор для «влияния на сознание друзей, нейтральных сторон и противников».3 Техническая же сторона феномена информационной войны характеризуется отдельными кибератаками на правительственные сайты, кибертерроризмом и другими комплексными и разнообразными воздействиями на системы государств, неправительственных организаций и частных лиц. Пока ещё наблюдается определённый крен в сторону технических средств обеспечения безопасности, причём и здесь отдаётся приоритет техническим средствам охраны, как самой информации, так и систем. Тема информационно-психологической войны и информационно-психологических операций, а также тема безопасности в этой сфере, остаются практически неисследованными.
В качестве теоретической основы исследования используется концепция современной информационной войны в контексте активизации терроризма и влияние обоих факторов на саму суть современных конфликтов. Эта концепция представлена в работах Ж. Бодрийяра о постмодернистском информационном обществе. В этой работе эта концепция будет применена контексте влияния средств массовой информации, терроризма и сети Интернет на формирование у граждан образа «врага» («другого»). Для эмпирической части работы использовались такие методы, как сравнительный анализ, анализ документов и контент-анализ.
В контексте данной работы средства массовой информации рассматриваются как часть международных отношений, поскольку сейчас СМИ можно назвать значимым актором взаимодействия государств и инструментом построения международных связей.
Так как современное общество и большинство акторов, действующих в сфере коммуникации и политики, переместились в Интернет-пространство, что дает больший и практически неограниченный доступ к данным правительств, документам и информации из СМИ, в рамках данной работы отдаётся предпочтение исследованию интернет СМИ.
Основное направление анализа касается образа террористической организации «Исламское государство». Большое разнообразие средств, методов и способов информационно-психологического воздействия определяет высокую тактическую гибкость поведения субъектов социальных отношений современного информационного общества в конфликтных ситуациях.
Объектом данного исследования является государственные и частные интернет СМИ Турции и Сирии.
Предметом исследования выступает образ ИГ в интернет СМИ Турции и Сирии.
Для проведения исследования роли интернет СМИ в контексте информационной войны и их влияния на формирование публичного политического дискурса в данной работе использован метод мониторинга СМИ и последующий контент-анализ полученной информации. Для проведения контент-анализа статей интернет СМИ за период 2015-2016 годов, в качестве эмпирической части исследования, были использованы «Syrian Arab News Agency» (Сирия), «Daily Sabah» (Турция). Данные средства массовой информации являются государственными, что позволяет проследить связь между позицией государства и независимой гражданской позиции в интернет СМИ. В этом случае для проведения контент-анализа были выбраны и два частных независимых интернет СМИ: «Hurriet Daily News» Турции и «Orient News» Сирии.
Причина, по которой для исследования были взяты данные источники, состоит в том, что, во-первых, эти СМИ функционируют на одной региональной политической арене. Поэтому мы попытаемся рассмотреть вопрос о том, как СМИ, относящиеся по географическому признаку к зоне Сирийского конфликта, описывают одну из воюющих сторон данного конфликта, а именно террористическую организацию «Исламское Государство». Так как организация выступает на стороне противников Правительства Сирии и занимает приграничную территорию Сирии и Турции, то освещение конфликта в СМИ без создания какого-либо образа этой террористической организации невозможно. Также нужно учитывать тот факт, что в исследовании рассматриваются не только интернет СМИ, спонсируемые правительствами Сирии и Турции, и подконтрольные им, но и независимые частные медиа этих государств.
Цель исследования состоит в выявлении специфики образа террористической организации «Исламское государство» в государственных и независимых англоязычных интернет СМИ в Турции и Сирии за период 2015—2016 гг.
В основе моего исследования следующие задачи:
1. Выявление основных факторов, формирующих облик террористической организации в информационном обществе и определяющих сущность и содержание информационной борьбы;
2. Исследование особой роли СМИ и массовой коммуникации информационного общества в информационно-психологическом противоборстве и реализации концепций информационной войны;
3. Анализ образа террористической организации «Исламское государство», представленного в интернет СМИ Сирии и Турции, в контексте Сирийского конфликта посредством проведения контент- анализа;
4. Определение роли интернет СМИ в контексте информационной войны, которая сопровождает военные действия на территории Сирии, Турции и на подконтрольной ИГ территории.
Гипотеза исследования: государственные и частные интернет СМИ Сирии и Турции формируют образ террористической организации «Исламское государство», исходя из задач государственной политики.
Содержательное понимание информационной войны как социально-философской проблемы, начиная с середины XX века, стало объектом пристального рассмотрения у многих зарубежных исследователей, таких как Э. Тоффлер, П. Лазарсфельд, Г. Лассуэл, М. Кастельс, Бодрийяр Ж.
Основой источниковедческой базы исследования в теоретико-методологической части послужили монографии и статьи российских и зарубежных учёных, таких как Панарин И. Н., Кара-Мурза С. Г., Манойло А. В., Вайманн Г., Бергер Г. М.
Исследованиями информационного воздействия через сеть Интернет и СМИ на массовое сознание занимались Новиков В. К., Манойло А. В., Панарин И. Н., Дэйберт Р. Дж., Мёрфи Д., Беннет В. Л., Сегеберг А., Воронцова Л. В., Попов В. Д.
Вопрос информационного влияния террористических организаций на общество рассматривался в исследованиях Бураева Л., Бербер Б., Харлин Г., А., Аркилл Дж., Ронфельд Д.
Структура дипломной работы определена её предметом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, содержания, трёх глав, заключения и списка источников и литературы. В первой главе рассматриваются теоретический, социальный и психологический аспекты информационной войны. Кроме того, анализируется пропагандистская деятельность «Исламского государства». Во второй главе раскрывается образ ИГ на основе эмпирического анализа СМИ Сирии и Турции.
В данной работе были проанализированы дискурсы государственных и независимых интернет СМИ Сирии и Турции, в которых освещались значимые темы и события, относящиеся к ближневосточному региону 2015-2016 гг. Также был определён формируемый СМИ образ террористической организации «Исламское государство», с учетом различных факторов, определяющих сущность и содержание субъекта информационной войны.
В результате рассмотрения в первой главе теоретических, социальных и психологических аспектов информационной войны можно заключить, что по мере распространения новых каналов коммуникации уменьшается возможность взаимодействия политических и гражданских акторов влияния в сфере построения одного общественно-политического дискурса. В этом случае становится сложно установить, какой из многочисленных участников коммуникации выступает в качестве противника, а кто является нейтральной стороной. Также достаточно проблематично определить факт окончания информационного конфликта, достигнутых в результате целей и сторон, потерпевших поражение.
Сам информационный конфликт может характеризоваться двумя полярными ситуациями: информационный дефицит или перегрузка. Оба случая могут характеризоваться наличием манипуляции информацией, создаваемой одной или несколькими сторонами информационного конфликта. В случае перегрузки создается избыток информации, что впоследствии существенно понижает ее качество. В условиях современной глобализации, которая во многом определила проблемы, стоящие за безграничным распространением информации, обеспечение информационной безопасности становится первостепенной задачей мирового сообщества.
К тому же в некоторых случаях информация может способствовать увеличению вероятности принятия ошибочных решений на субъектном, организационном или же государственном уровне. Формируемая извне виртуальная реальность в СМИ может способствовать созданию иных симулякров, которые в реальности ничем не подтверждаются, или же их сложно опровергнуть. Таким образом, власть, которая привыкла полностью контролировать информационные потоки, может недооценивать мобилизационный потенциал современных средств массовой информации, что влечет за собой ряд угроз на национальном и международном уровнях. И как следствие, существенная часть коммуникаций выходит из под контроля правительственной цензуры. Выбранная концепция Ж. Бодрийяра о создании гиперреальности, в качестве методологии исследования, в какой-то мере подтверждает получившиеся результаты.
Во второй части данного исследования был проведен сравнительный и контент-анализ государственных и частных интернет СМИ Сирии и Турции за период с ноября 2015 года по ноябрь 2016 года. Данный период был выбран в контексте значимых событий на международной арене, как на Ближнем Востоке, так и в Европе: теракты в Париже и Брюсселе, теракты в Анкаре и Стамбуле, начало операции «Щит Евфрата», отход войск «ИГ» с территории Турции, миграционный кризис и создание международных коалиций. Было проведено сравнение дискурса СМИ отдельно по странам и их отношению к проводимой политике данных государств относительно того, противостоят ли власти террористической угрозе или же способствуют ее развитию.
Согласно проведенному анализу можно сделать общий вывод: как в проправительственных, так и в независимых СМИ часто встречаются обоюдные обвинения в неэффективности противодействия терроризму относительно проводимой политики глав государств Сирии и Турции. То есть в контексте различных ситуаций в основном государственные СМИ по очереди обвиняли либо Башара Асада в управлении деятельностью, с одной стороны, «Исламского Государства», а с другой, в контроле Рабочей Партии Курдистана в Турции, Отрядов народной самообороны и Демократического союза в Сирии. Либо сирийское государственное СМИ уличало Тайипа Эрдогана в связях с «Исламским Государством» посредством доказательств по торговле нефтью.
В тоже время в контексте исчерпания странами собственных инструментов борьбы с терроризмом часто упоминается ООН и ЕС. В отношении политики этих институтов можно отметить, что так или иначе в СМИ прослеживается относительное недовольство их помощью в рамках проблемы беженцев и борьбы с террористической угрозой. С одной стороны, ООН и ЕС приписывается функция стороннего наблюдателя дестабилизационных процессов на Ближнем Востоке. С другой стороны, часто упоминается их спонсирование гуманитарной помощи. При этом нельзя не сказать о том, что в большинстве случаев турецкое государственное СМИ упоминало помощь, оказанную Россией. В этом плане Турция рассчитывала на улучшение отношений с Россией, хотя в «SANA» (Сирийское информационное агентство) утверждалось о возможности налаживания сотрудничества скорее с Вашингтоном, нежели с Москвой.
Так же из-за миграционного кризиса данные страны обладают полярными проблемами: Сирия переживает большой миграционный кризис в основном из- за опасности, вызванной дислокацией ИГ на своей территории. Это сопровождается экономической нестабильностью и санкциями, культурным упадком и другими сопряженными проблемами. Турцию же наоборот переполняет поток сирийских граждан, усиливается внутренняя нестабильность государства: как результат подрыв гражданской активности, социальная нестабильность граждан, усиление позиций курдов в политической и военной сфере.
В связи с этим образ «Исламское государство» становится более значимым, в контексте уже утвердившегося влияния группировки и ее роли как равного игрока в сравнении с региональными державами. Отношение к организации, укрепившееся в сознании не только граждан Ближнего Востока, но и всего мирового сообщества, формируется на основании того, что деятельность террористов имеет глобальный характер, а западные страны оказывают незначительное сопротивление. В этом плане деятельность правительств Сирии и Турции описывается следующим образом: «SANA» (сирийское государственное СМИ) описывает действия режима Асада как не угрожающие целостности Сирии. «Orient News» (сирийское независимое СМИ) больше критикует Башара Асада в контексте создания им двойного образа: для мировой общественности это единственный партнер в борьбе с терроризмом, а для граждан Сирии это такой же преступник, как и «Исламское государство». В дискурсе, формируемом «Hurriyet Daily News» (независимое турецкое СМИ) Асад является одним из основных факторов устойчивости ИГ в регионе. В свою очередь «Daily Sabah» (турецкое государственное СМИ) сохраняет патриотичную позицию по отношению к правительству Тайипа Эрдогана и его внешнеполитическому курсу по отношению к ИГ и Сирии.
В независимых СМИ обеих стран также сохраняется тенденция неудовлетворенности политикой своих лидеров. Но в целом можно отметить пессимистичное отношение в дискурсе трёх СМИ, за исключением «SANA», к личности Башара Асада и его действиям, что подразумевает скрытое сотрудничество с «Исламским государством» и другими террористическими группировками в регионе. «SANA» в целом одобряет как личность сирийского президента, так и его позицию во внешней и внутренней политике.
Так или иначе, проблемы опасности терроризма и беженцев остаются на повестке всех четырех СМИ, так как четко прослеживается негативное отношение к западным странам в контексте отсутствия их поддержки сирийского и турецкого народов в борьбе с ИГ.
Резюмируя данный анализ, достаточно сложно спрогнозировать, как будет выстраиваться образ правительств государств Сирии и Турции при таком большом количестве игроков, задействованных в конфликте. Также, исходя из теоретических аспектов информационной войны, стоит отметить, что различные образы, формируемые в СМИ региона или в высказываниях международных политических лидеров, оказывают непосредственное влияние на формирование виртуализируемого, посредством медиа, дискурса, который воспринимается объектами информационно-психологической войны как факт. А при активной динамике трансформации Ближнего Востока, используемые в турецких и сирийских СМИ, образы влияют и на построение аналогичных образов у мирового сообщества.
Таким образом, роль интернет СМИ в контексте информационной войны в контексте формирования образа террористической организации «Исламское государство» является неоднозначной. И крен в положительную или отрицательную сторону зависит во многом от текущей геополитической обстановки в регионе Ближнего Востока.
1. Амелина Я. Я., Арешев А. Г. «Исламское государство»: сущность и противостояние: аналитический доклад. - Владикавказ: Кавказский геополитический клуб, 2015. - 226 с.
2. Бодрийяр Ж. Дух терроризма. Войны в Заливе не было. - М.: РИПОЛ классик, 2016. - 224 с.
3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. - М.: Рипол-классик, 2015. - 240 с.
4. Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. - М.: Добросвет, 2015. - 387 с.
5. Болгов Р. В., Васильева Н. А., Виноградова С. М., Панцерев К. А. Информационное общество и международные отношения: учебник / Панцерев К. А. - СПб.: СПбГУ, 2014. - 384 с.
6. Вайс М., Хасан Х. «Исламское государство»: Армия террора. - М.: Альпина нон-фикшн, 2016. - 346 с.
7. Вепринцев В. Б., Манойло А. В., Петренко А. И. Операции информационно-психологической войны. - М.: Горячая линия-Телеком, 2005. - 312 с.
8. Винтерхофф-Шпурк П. Медиапсихология. Основные принципы. - Хабаровск: Гуманитарный центр, 2007. - с. 264.
9. Выходец Р. С. Информационный фактор в глобальной политике / Р. С. Выходец. - СПб: Экспертные решения, 2016. - 192 с.
10. Герасименко В. А. Основы информационной грамоты. - М.: Энергоатомиздат, 1996. - 320 с.
11. Дершовиц А. М. Почему терроризм действует / Пер. с англ. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2005. - 265 с.
12. Зелинский С. А.Информационно-психологическое воздействие на массовое сознание. - СПб.: Скифия, 2008. - 280 с.
13. Карякин В.В. Геополитика третьей волны: трансформация мира в эпоху Постмодерна. - М.: Граница, 2013. - 432 с.
14. Кемаль А. ИГИЛ: зловещая тень Халифата. - М.: Алгоритм, 2015. - 221 с.
15. Новиков В. К. Информационное оружие - оружие современных и будущих войн. - М.: Горячая линия - Телеком, 2011. - 264 с.
...