ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1 - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО ТУРИЗМА 7
1.1. Сущность, генезис и классификация гастрономического туризма 7
1.2. Географические аспекты развития гастрономического туризма 11
1.3. Стандартизация объектов гастрономического туризма: мировой и российский опыт 19
ГЛАВА 2 - ГАСТРОНОМИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ ТУРИСТОВ ИЗ КНР 23
2.1. Предпосылки становления и развития гастрономического туризма 23
2.2. Методические особенности модульного подхода к гастрономическому туризму 31
2.3. Проблемы и перспективы развития гастрономического туризма 34
ГЛАВА 3 - РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНОГО ГАСТРОНОМИЧЕСКОГО МАРШРУТА 40
3.1. Организация внедрения гастрономического модуля в тур 40
3.2. Калькуляция турпродукта 46
3.3. Рекомендации по продвижению турпродукта 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ 62
Сегодняшний туристкий рынок диктует новые условия для игроков - туристы начинают немного уставать от тех продуктов, которые реализуются на данный момент, аттракциям и дестинациям необходима диверсификация предложения для распределения турпотока и смены внимания с тех объектов показа, которые работают на сегодня на полную мощность. В настоящее время все большее количество туристов отдают предпочтение тематическим туристским продуктам и предпочитают наполнять свой маршрут нетипичными и нестандартными опциями.
Одним из ярких представителей нишевой отрасли является гастрономический туризм, рынок которого с каждым годом только растёт. В России дестинации и аттракции подобного типа не так сильно развиты, однако город и имеющиеся ресурсы образуют в совокупности большой нереализованный потенциал для увеличения и диверсификации турпотока. Развитие гастрономического туризма позволит дать толчок в развитии пост-ковидной туристской индустрии города, предоставить новые рабочие места в креативном кластере, а также повысить привлекательность города не только как аттракции стандартного типа, но и в качестве гастрономической столицы России.
Актуальность работы объясняется необходимостью развития нишевых турпродуктов для туристов, включая граждан КНР, а также возникшей среди путешественников потребности в смене тематики своих путешествий. Об актуальности выбранной темы говорят социологические исследования, проводимые среди китайских жителей, и возросший спрос среди въездных туристов к более глубокому проникновению в культуру. Особенно важно отметить тот факт, что на сегодняшний день туроператоры нуждаются в новом решении проблемы эффективной реализации гастротуров и гастрономических туруслуг в совокупности с уменьшением издержек и затрат на организацию групповых путешествий.
Во время работы и изучения темы гастрономического туризма было проведено комплексное исследование феномена гастро-туризма среди жителей КНР, была выявлена целевая аудитория, её предпочтения и приоритеты, а также определены наиболее эффективные формы организации food-туров на территории Санкт-Петербурга. Итогом проведенного исследования и самой выпускной квалификационной работы стала разработанная концепция модульности в гастрономическом туризме и турпродукт, направленный на аудиторию граждан Китая. Были разработаны стратегия продвижения и необходимая документация.
Объект данного исследования: состояние гастрономического туризма в Санкт-Петербурге на предмет привлекательности у китайских граждан.
Предмет данного исследования: форма реализации гастрономических путешествий.
Цель работы: выявление перспективных направлений для развития гастрономического туризма в Санкт-Петербурге, разработка гастрономического модуля и методики его встраивания в основную культурную программу.
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
● Определить понятие гастрономического туризма;
● Изучить виды гастрономических путешествий;
● Выявить потенциал позиционирования Санкт-Петербурга в качестве гастрономического центра притяжения туристов из КНР;
● Исследовать портрет целевой аудитории: её предпочтения, потребности и возможности;
● Разработать гастрономический модуль и механизмы его внедрения в стандартный для рынка тур по Санкт-Петербургу.
При написании работы использовались следующие методы исследования: сравнительный и статистический анализ, методы аналогии, обобщения и классификации, контент- и проектный анализ сайтов и социальных сетей туроператоров, реализующих гастрономические турпродукты, а также отзывов о них, метод анкетирования китайцев и туристов из КНР.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе изложены теоретические аспекты исследования гастрономического туризма: раскрываются значимые понятия гастрономии, food-туризма и кулинарии, связи между этими тремя терминами, определяются существующие формы гастрономического туризма, а также исследуются ресурсы для организации гастрономических путешествий, разбираются мировой и российский опыт в гастро-туриндустрии. Вторая глава посвящена исследованию предпосылок и проблем развития гастрономического туризма на территории Санкт-Петербурга, использованию ресторанного и развлекательного кластеров, креативных пространств, а также анализу туристских предложений с их вовлечением. Помимо этого, во второй главе рассматривается подход к модульности гастрономического туризма и анализ подобной концепции на пример положительных и отрицательных тенденций. Одной из опор главы стал анализ предпочтений и мотивации китайских туристов, их отношение к Санкт-Петербургу как гастрономической дестинации. В последней главе предложен и рассчитан новый турпродукт, в котором задействован потенциал гастрономического модуля с участием гастро-пространств Санкт-Петербурга. В заключении приведены основные выводы по проведенному исследованию.
Феномен гастрономического туризма - отнюдь не новое явление для туриндустрии как на российском, так и на петербургском рынках. На данный момент гастро-туризм существует в довольно ограниченной форме, а имеющийся потенциал не используется в полной мере. Аналитические данные, исторические и экономические предпосылки, а также культурные особенности целевой аудитории и дестинации - всё это является отличной почвой для развития гастрономического туризма.
При написании данной выпускной квалификационной работы был проанализирован ряд определений гастрономического туризма, была дана классификация видов гастрономического туризма, а также был рассмотрен вариант модульной реализации гастрономических маршрутов в совокупности с туристскими программами иной направленности.
В процессе написания работы и проведения исследования был сделан главный вывод - гастрономический туризм на территории Санкт-Петербурга для туристов из КНР является потенциально успешной направленностью, которая может реализовываться в качестве модуля - комплекса тематических туристских услуг, встраиваемых в тот или иной групповой маршрут. Об этом свидетельствуют:
● Развитая гастрономическая туристская инфраструктура города;
● Выявленный интерес к дестинации у целевой аудитории;
● Наличие гастрономических и историко-культурных ресурсов, соответствующих предпочтениям и требованиям китайских туристов;
● Известная китайским туристам русская традиционная кухня;
Результатом выпускной квалификационной работы является определение перспективных направлений развития гастрономического туризма в Санкт-Петербурге, а также разработка экономически выгодного туристского продукта для туристов из КНР. В процессе анализа полученных данных от проведенного опроса и прочих исследований был выявлен низкий уровень информированности целевой аудитории о Санкт-Петербурге как гастрономической дестинации. В то же время можно утверждать, что существует высокий уровень интереса среди целевой аудитории к Санкт-Петербургу как дестинации для нишевого вида туризма. Для быстрого развития гастрономического туризма в Северной столице и его большей предрасположенности к китайской аудитории необходимо внедрить модульную систему организации food-туров, обязательно подкрепить это предложенными маркетинговыми мероприятиями. Также предлагается наладить тесное партнерство с представителями гастрономической индустрии в крупных центрах Китая.
На финальном этапе работы был разработан вариант гастрономического модуля длительностью 4 дня, основанный на стандартном для китайских туристов культурно-познавательном турмаршруте.
В итоге мы имеем две стороны сегодняшнего состояния гастрономического туризма на территории Санкт-Петербурга: большой потенциал и подходящие ресурсы, но при этом низкий уровень осведомленности туристов и отсутствие грамотной стратегии по развитию данной отрасли в туризме. Предложенные в работе методы, способы и концепции не только дадут дополнительный толчок развитию туриндустрии, но и привнесут на рынок новую, модульную модель сбора турпродукта