ВВЕДЕНИЕ 1
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 7
1.1. Синтаксическое представление о строевых словах 7
1.1.1. Слово как объект синтаксиса 7
1.1.2. Синтаксические классификации лексики и выявление строевой функции знаменательных слов 9
1.1.3. Строевые слова и их разновидности 11
1.2. Функционирование строевых слов в словосочетании и предложении 14
1.2.1 Дескрипция как особый разряд словосочетания 14
1.2.2. Функционирование строевых слов на уровне словосочетания 16
1.2.2.1. Экспликаторы 16
1.2.2.2. Классификаторы 17
1.2.2.3. Родовые слова 18
1.2.3. Функционирование строевых слов на уровне предложения 20
1.2.3.1 Переход словосочетания в предложение 20
1.2.3.2. Строевые слова как средства трансформации предложений 21
1.3. Строевые слова в научном тексте 24
1.3.1. Стилистические особенности научного текста 24
1.3.2. Употребление строевых слов в научном тексте 26
ВЫВОДЫ 29
ГЛАВА 2. ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СТРОЕВЫХ СЛОВ В РУССКОМ НАУЧНОМ ТЕКСТЕ 30
2.1. Критерии классификации материала 30
2.2. Классификаторы в составе дескрипций, имеющих предметные значения 32
2.2.1. Классификаторы в составе дескрипций, называющих существа 34
2.2.2. Классификаторы в составе дескрипций, называющих вещи 38
2.3. Классификаторы в составе дескрипций, имеющих событийные значения 42
2.4. классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения 49
2.4.1. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения предметов 50
2.4.1.1. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения существ 52
2.4.1.1.1. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих состояние лиц. 52
2.4.1.1.2. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих свойства лиц 55
2.4.1.2 Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения вещей 57
2.4.1.2.1. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих состояние вещей 58
2.4.1.2.2. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих свойства вещей 61
2.4.2. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения событий 72
2.4.2.1. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих пространственные характеристики событий 74
2.4.2.2. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих временные характеристики событий 79
2.4.2.3. Классификаторы, компоненты дескрипций, называющих каузальные отношения между событиями 82
2.4.2.4. классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих качественные характеристики событий 85
2.4.2.5. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих количественные характеристики событий 88
2.4.3. Классификаторы – компоненты дескрипций, выражающих признаковые значения признаков 91
ВЫВОДЫ 95
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
ЛИТЕРАТУРА 100
Диссертация посвящена изучению функционирования строевых слов в научном тексте.
Слово как объект синтаксиса давно привлекало внимание как российских, так и зарубежных исследователей языка. В традиционной концепции синтаксиса слова классифицируют как части речи и описывают с формальной стороны грамматики. На современном этапе появилась тенденция исследования единицы языка с точки зрения функционально-коммуникативного назначения. В. В. Виноградов указывает, что «Каждый из основных объектов грамматики должен изучаться одновременно со стороны формы и функций». (Виноградов, 1972: 17) Многие российские учёные 20 века, такие как А. А. Шахматова, В. В. Виноградов и Л. В. Щерба начали пересматривать слово с содержательной стороны грамматики, изучать смысловой объём слова и его функции в грамматическом строении языка. Учение о слове, обращенное к содержательной стороне грамматики, к сложным вопросам грамматической семантики открывало новые перспективы и новые пути исследования. (Шведова, 1975: 8)
При наблюдении за синтаксическим поведением слова учёные давно заметили группу слов, которые занимают промежуточную позицию между знаменательными и служебными словами. Например, Л. В. Щерба неоднократно упоминал «строевые элементы» в своей работе (Щерба, 1974: 328-330, 332-334). Г. А. Золотова выявила класс «вспомогательные слова» из знаменательных слов (Золотова, 2005: 37-39). В данной работе понятие «строевые слова» введено для описания знаменательных слов, которые выполняют служебные, вспомогательные функции, утрачивая часть своей семантики. Однако, вопрос о разновидностях строевых слов, о границах между ними требует дальнейшего изучения. В рамках функционально-коммуникативного подхода М. В. Всеволодова выявила, в частности, «показатели смысловых отношений» и вывела четыре семантических класса строевых слов – реляторы, экспликаторы, классификаторы и родовые слова. (Всеволодова, 2017: 79) Однако, работа в этой области только начата и критерии разграничения этих слов ещё не до конца разработаны.
По мнению Г. А. Золотовой, проблемы коммуникативной типологии речи могут и должны стать предметом собственно лингвистического рассмотрения. (Золотова, 2006: 337) Г. А. Золотова считает, что «функционально-коммуникативными признаками характеризуется не только целый текст, они прослеживаются и в отдельных фрагментах текста». Очевидно, что в научном тексте предполагается использование «свёрнутой» информации, когда в рамки простого предложения вмещается содержание двух и более сложных. Чтобы декодировать такие формально простые, но семантически сложные предложения необходимо вернуться к конституирующим их элементам, исследовать, как они функционируют и взаимодействуют при построении речи. Разные классы строевых слов по-разному участвуют в создании речевых построений. Некоторые строевые слова при построении научной речи выполняют особую коммуникативную задачу и функционируют иначе, чем в других стилях речи. М. В. Всеволодова в своей работе специально исследовала функции строевых слов, отмечала активное участие экспликаторов в образовании описательных предикатов, которые являются типичными для научного текста конструкциями. Однако функционирование строевых слов в научном тексте с функционально-коммуникативных позиций ещё изучено недостаточно глубоко.
Объектом диссертационного исследования являются строевые слова, функционирующие в научном тексте.
Предметом исследования является функционирование строевых слов в научном тексте.
Актуальность исследования обусловлена тем, что обнаруживается недостаточность традиционной грамматики для адекватного описания и представления синтаксического поведения слова, что не позволяет эффективно обучать иностранцам пониманию и использованию некоторых промежуточных слов в высказываниях на речевом уровне. Соответственно необходимо выявить особенности функционирования таких промежуточных слов (в данной диссертации – строевых слов), которые не представлены в традиционной грамматике. Хотя учёные как Л. В. Щерба, Г. А. Золотова и М. В. Всеволодова изучали эту проблему, работа в этом области только начата, и вопрос о разновидностях таких слов, границах между ними, их функциях в построении речи ещё требует дальнейшего изучения. Вместе с тем, к магистерским диссертациям, а также к другим видам самостоятельных письменных работ иностранных учащихся предъявляются требования соблюдения норм научного стиля речи. Строевые слова по-разному ведут себя в различных функциональных стилях речи. Научный стиль, который характеризуется точностью, сжатостью, однозначностью при сохранении насыщенности содержания, создаёт особые условия для употребления строевых слов. Итак, важно выявить особенности и закономерности функционирования строевых слов в научном тексте и привести их классификацию.
Новизна исследования заключается в выявлении особенностей функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов в научном тексте и проведении их классификации.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Классификаторы, представляющие один из разрядов строевых слов, активно участвуют при построении научной речи. Их функционирование в научном тексте надо рассматривать с учётом разных уровней: лексического, синтаксического, учитывая коммуникативную задачу научного стиля.
2. Классификаторы – имена существительные, называющие таксономические отношения. Классификаторы несут служебную функцию в дескрипциях, которые по сути являются развёртыванием одного понятия.
3. Классификаторы образуют дескрипции, дающие синтаксические структуры двух уровней: уровня словосочетания и уровня предложения. На уровне словосочетания классификаторы образуют дескрипции, где они являются грамматически главными «словами» и осложняют свои «словоформы». На уровне предложения классификаторы осложняют синтаксическую структуру предложения. Они образуют подлежащно-сказуемостные пары, и всегда служат опорным компонентом предиката.
4. Введение классификаторов в научном тексте синтаксически и стилистически обусловлено. Введение классификаторов позволяет, с одной стороны, создать понятия, не имеющие однословных эквивалентов в русском языке; с другой, построить типичные для научного текста конструкции, в частности, предложения с таксономическим отношением. Кроме того, классификаторы участвуют в реализации книжности, эксплицитности, обобщённости, однозначности и экономичности научного изложения.
5. Классификаторы могут быть классифицированы на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Выделяются три основные группы классификаторов, которые образуют дескрипции, выражающие: 1) предметные значения; 2) событийные значения; 3) признаковые значения. Эти группы могут подразделяться на подгруппы.
6. Материал показал, что классификаторы взаимодействуют с другими разрядами строевых слов при построении научной речи. Классификаторы могут выступать в предикате в конъюнкции с реляторами входить, включать, относиться при выражении таксономических отношений между двумя понятиями. Классификаторы могут выступать в предикате с экспликаторами находиться, пребывать при выражении состояний предметов; с экспликаторами иметь, обладать при выражении качественных признаков и свойств предметов; с экспликатором составлять при количественной характеристике предметов.
Главной целью данного диссертационного исследования является выявление особенностей функционирования строевых слов в научном тексте.
Цель исследования предполагает решение следующих конкретных задач:
1. Разработать теоретическую базу исследования
2. Сделать выборку строевых слов из научного текста
3. Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне словосочетания
4. Проанализировать и выявить функции строевых слов на уровне предложения
5. Систематизировать строевые слова в научном тексте
6. Выявить закономерности взаимодействия строевых слов в научном тексте
7. Выявить специфику функционирования строевых слов в научном тексте
Методы исследования: метод научно-теоретического анализа; метод сплошной выборки; метод систематизации; метод компонентного анализа; метод функционально-синтаксического анализа.
Материалом исследования станут тексты из журнала «Научные перспективы» и примеры из НКРЯ.
Теоретическая значимость. Исследование имеет ценность с точки зрения развития теории синтаксиса, а именно, в рамках функционально-коммуникативной грамматики. Значимость обусловлена тем, что в данной работе уточнены понятия строевых слов и дескрипций, выявлены закономерности функционирования одного из разрядов строевых слов – классификаторов, и их взаимодействие с другими разрядами строевых слов, предложены принципы и критерии классификации классификаторов.
Практическая значимость. Полученные результаты диссертационного исследования могут быть использованы при описании современного русского языка в целях его преподавания иностранцам, на занятиях по функциональному синтаксису, а также в спецкурсах научного стиля речи.
Гипотеза исследования заключается в том, что:
1. Строевые слова функционируют в научном тексте иначе, чем в других стилях речи
2. Строевые слова, функционирующие в научном тексте, могут подразделяться на более узкие классы, чем выделенные ранее.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во Введении определена актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, её научная новизна и теоретическая и практическая значимость, описаны материал и методы исследования работы.
Во первой главе представлены различные точки зрения на «строевые слова» и подробные ими понятия, определяются «строевые слова» как группа знаменательных слов, выполняющих служебную, вспомогательную функцию в построении речи, выявлены разновидности строевых слов и описаны принципы их классификации, выявлены функции строевых слов как на уровне словосочетания, так и на уровне предложения, выявлены типы дескрипций со строевыми словами, рассмотрена роль строевых слов в синтаксических трансформациях.
Во второй главе подробно рассмотрены классификаторы как одни из разрядов строевых слов, выявлены особенности функционирования классификаторов и их взаимодействие с другими строевыми словами в научном тексте, предложены принципы и критерии классификации классификаторов, и представлены семантические разряды классификаторов в научном тексте.
В заключении подведены итоги исследования, а также определены перспективы его дальнейшего исследования.
Данная диссертация посвящена исследованию функционирования строевых слов в научном тексте. Основное внимание было сосредоточено на изучении и систематизации классификаторов – одного из разрядов строевых слов.
В теоретической части диссертации дан обзор работ, посвященных истории и теории исследования строевых слов, определён объём понятия строевых слов и их разновидности, рассмотрены служебные функции строевых слов при построении дескрипций, а также уточнено понятие дескрипций, выявлено то, что дескрипции могут иметь два синтаксических статуса: словосочетания и предложения. В этой части работы проанализированы подходы разных учёных, таких как Л. В. Шерба, Г. А. Золотова, М. В. Всеволодова, В.А. Кузьменкова, Е. М. Вольф, И. С. Сенина и др. Мы придерживались функционально-коммуникативного подхода М. В. Всеволодовой при исследовании строевых слов, исходя из понимания, что строевые слова представляют собой показатели смысловых отношений, и выполняют служебную функцию в образовании дескрипций, которые по сути являются развёртыванием одного понятия.
В практической части рассмотрены классификаторы как одна из разновидностей строевых слов. Для выявления принципов систематизации материалов проанализированы и сопоставлены теоретические взгляды Е. М. Вольф, М. В. Всеволодовой, С. Д. Кацнельсона, Н. Д. Арутюновой, и пр. Взяв за основу концепты С. Д. Кацнельсона, моделирующие лексические значения, мы предложили типологию классификаторов на основе значений дескрипций, образуемых с их помощью. Проведён анализ синтаксических функций классификаторов и условий их факультативности и обязательности в научном тексте.
Наше исследование в целом представляет собой фрагмент прикладной грамматики. В результате предложены принципы и критерии классификации классификаторов. Проведено уточнение некоторых концептов, употребляемых для описания и классификации материала. Впервые системно представлены семантические разряды классификаторов в научном тексте. Выявлены функции классификаторов и их взаимодействие с другими разрядами строевых слов при построении научной речи. Проведённое диссертационное исследование не исчерпывает всех типов классификаторов и разрядов строевых слов. В связи с этим перспектива исследования видится в разработке более полной классификации классификаторов и в выявлении закономерностей функционирования других разрядов строевых слов в научном тексте. Полученные результаты могут быть использованы как в теоретической работе, для дальнейшего исследования по данной и смежным темам; так и в практике преподавания русской грамматики и спецкурсах по научному стилю речи.
1. Арутюнова Н. Д. Предложение и его смысл. – М.: Наука, 1976. – 383 с.
2. Бондарко А. В. (ред.) Теория функциональной грамматики: Введение. Аспектуальность. Временная локализованность. Таксис. – Л.: Наука, 1987. – 348 с.
3. Бондарко А. В. (ред.) Теория функциональной грамматики: Качественность. Количественность. – СПБ.: Наука, 1996. – 264 с.
4. Беленькая О. В. Модели простых предложений с глагольными причинными предикатами:автореф. дис. ... канд. филол. наук. – М., 1994. – 17 с.
5. Ван Ли Грамматическая специфика научных текстов русского языка // Вестник Кем ГУКИ. Фусинь., 2011. - №4. – С.107-116.
6. Васильева А. Н. Курс лекций по стилистике русского языка. Научный стиль речи. - М.: Русский язык, - 1976. – 192 с.
7. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. - М.: Высш. школа., 1972. – 601 с.
8. Виноградов В. В. Исследования по русской грамматике / ред. и авт. Предисл. Н. Ю. Шведова. – М.: Наука, 1975. – 559 с.
9. Вольф Е. М. Оценки состояний // Семантические типы предикатов. М., 1982а.
10. Вольф Е. М. К вопросу о классификаторах признаков // Филологические науки. 1982б. №2. – С.32-38.
11. Вольф Е. М. Функциональная семантика оценки. Изд. 2-с, доп. – М.: Едиториал УРСС, 2002. – 280 с.
12. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: учеб. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2000. – 504 с.
13. Всеволодова М. В. Теория функционально-коммуникативного синтаксиса: Фрагмент прикладной (педагогической) модели языка: учеб. – М.: УРСС, 2017. – 656 с.
14. Всеволодова М. В., Кузьменкова В. А. Описательные предикаты как фрагмент русской синтаксической системы // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. М., 2003. – №5. – С.7-29.
15. Всеволодова М. В., Куликова Е. В. Грамматика словосочетаний в контексте функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. М., 2009. – С. 67-88.
16. Всеволодова М. В. Словосочетание в новой парадигме грамматики // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. М., 2012. – №1. – С.7-40.
17. Герасименко Н. А. Предложения с таксономическим значением в русском языке // Педагогическое образование и наука. – М., 2012. - № 11. – С. 27-29
18. Дулина А.Н. Категория простых предложений с временными реляторами в современном русском языке//IV Международный конгресс исследователей русского языка. Русский язык: исторические судьбы и современность. Труды и материалы. М., МГУ. 20-23 марта 2010 г.
19. Золотова Г. А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. – М.: КомКнига, 2006. – 368 с.
20. Золотова Г. А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. – М.: КомКнига, 2005. – 351 с.
21. Кацнельсон С. Д. Типология языка и речевое мышление. – Л.: Наука, 1972. – 213 с.
22. Котюрова М. П., Баженова Е. А. Культура научной речи: текст и его редактирование: учеб. пособие. – 2 е изд., перераб. и доп. – М.: Флинта: Наука, 2008. – 280 с.
23. Кузина И. Ю. Категория количества и ее выражение в языке (введение в проблематику) // MagisterDixit. 2014. №1 (13). – c.108 – 117
24. Куликова Е. В. Словосочетание в функционально-коммуникативной лингводидактической модели языка (на материале словосочетаний с родительным приименным): автореф. дис. … канд. филол. наук. – М., 2011. – 23 с.
25. Основы научной речи: Учеб. пособие для студ. нефилол. высш. учеб. заведений / Буре Н.А., Быстрых М. В., Вишнякова С.А. и др.; Под ред. В.В. Химика, Л.Б. Волковой– СПб.: Филол. фак. СПбГУ; М.: Академия, 2003. – 272 с.
26. Русская грамматика: В 2 т. / Гл. Редактор Н. Ю. Шведова. — М.: Наука, 1980.
27. Селиверстова О. Н., Прозорова Л. А. Коммуникативная перспектива высказывания // Теория функциональной грамматики. Субъектность. Объектность. Коммуникативная перспектива высказывания. Определенность/неопределенность. – СПб., 1992. – С. 189 - 230.
28. Сенина И. С. Классификаторы как разновидность строевой лексики // Вестник Московского университета. Серия 9: Филология. М., 2013а. – №1. – С.126-138.
29. Сенина И. С. Классификаторы и родовые слова: функциональный аспект // Вестник МГОУ. Серия «Русская филология». – М., 2013б. - №1. – С.17-23.
30. Троянская Е. С. Обучение чтению научной литературы. – М.: Наука, 1989. – 272 с.
31. Тулина Т. А. Функциональная типология словосочетаний. – Киев.: Ваша школа, 1976. – 176 с.
32. Щерба Л. В. Преподавание иностранных языков в средней школе // Языковая система и речевая деятельность. – Л.: Наука. Ленинградское отд-ние, 1974. - 428 с.
СПИСОК СЛОВАРЕЙ
1. Бусев А. И., Ефимов И. П. Словарь химических терминов. Пособие для учащихся. М.: Просвещение, - 1971. - 208 с.
2. Коношенок, В. И.Химический словарь [Текст] : метод. указания / В. И. Коношенок. – Ухта : УГТУ, 2012. – 80 с.
3. Котик А.Н., Труфанов О.В., Труфанова В.А. Словарь Токсикологических терминов. – Харьков. – 2006. – 100с.
4. Кузнецов С. А. Большой толковый словарь русского языка. СПб.: Норинт, 2000. — 1536 с.
5. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологический выражений / Российская академия наук. Институт им. В. В. Виноградова. – 4-е изд., доп. – М.: ООО «А ТЕМП», 2006. – 944 с.
6. Петровский Б.В. Энциклопедический словарь медицинских терминов. M.: Медицина, 2005. — 1592 с.
7. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990
8. Хомутов А.Е. Антропо-этнографический словарь. Учебное пособие. Н. Новгород: Изд-во ННГУ. 2015. - 540 с.
ИСТОЧНИКИ ЯЗЫКОВОГО МАТЕРИАЛА
1. Перспективы науки. Электронный журнал, 2009 – 2010 гг., 2015 – 2017 гг.
2. НКРЯ – Национальный корпус русского языка (электронный ресурс). URL: http:// www. Ruscorpora.ru