Введение 3
Глава 1 Теоретические основы формирования и управления командами в организациях 5
1.1 Понятие команды и ее роль в управлении организацией 5
1.2 Командообразование как процесс в организационном развитии 13
1.3 Подходы к классификации команд в организациях 19
Глава 2Методические основы командообразования и управления командами в организациях 24
2.1 Основные подходы и методы командообразования 24
2.2 Технологии повышения командной эффективности и оценка командного климата в коллективе 28
2.3 Современные тенденции в управлении командами в организациях 36
Глава 3 Совершенствование системы управления персоналом ПАО «Сбербанк России» путем внедрения agile- подхода в управление командами 45
3.1 Общая характеристика ПАО «Сбербанк России» 45
3.2 Диагностика готовности персонала одного из структурных подразделений банка к Agile-трансформации 57
3.3 Разработка рекомендаций по формированию и управлению командами в отделе ипотечного кредитования 65
Заключение 72
Список использованных источников 74
Приложения 77
Первостепенное значение в процессе управления человеческими ресурсами как одной из основополагающих сторон деятельности организации является своевременная реакция ее руководства на перемены в реалиях экономической жизни. Справляться с нестабильностью внешней среды и ее растущей сложностью на сегодняшний день – задача стратегического планирования и управления любого высококвалифицированного менеджера, при этом долгосрочные конкурентные преимущества являются трудно достижимыми сегодняшним поколением компаний в том случае, если при разработке их стратегии и видения усилия сосредотачиваются исключительно на производственных или же сырьевых ресурсах. Успешное развитие современной организации существенным образом зависит от того, какое внимание высший менеджмент уделяет человеческому капиталу как немаловажному ресурсу для ее здорового функционирования.
Стремительное и динамичное изменение экономических условий, которое диктует внешняя среда организациямXXI века, оказало значительное влияние на осознание потребности современными управленцами в адекватной трансформации подходов к управлению персоналом и в применении качественно новых единиц организационных структур, наиболее успешной из которых многими теоретиками и практиками признается команда как особая форма коллективного труда. В сравнении с индивидуальным участием или же групповой работой работа в команде выглядит наиболее привлекательно, позволяя использовать профессионализм, знания, опыт, усилия и креативное мышление всех ее участников в тесном взаимодействии при решении различного рода организационных задач в условиях риска и неопределенности. Подобно тому как организм человека имеет множество органов и систем, которые «работают» сообща и комплексно определяют здоровье человека, так же и отдельные личности, работая в команде, формируют успешный облик организации лишь совместными действиями.
Следовательно, актуальность исследования данной проблемы обусловлена стремлением современных менеджеров внедрять в организации более гибкие и эффективные формы коллективного труда – командные структуры. Таким образом, это определяет наличие широкого перечня вопросов и задач, связанных с использованием методов командной работы в организациях.
Цель работы -изучение методов и технологий эффективного командообразования и управления командами в организациях, а также разработка рекомендаций по совершенствованию управления командами в ПАО «Сбербанк России».
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
анализ теоретических подходов к понятию «команда» и определение роли коллективного командного взаимодействия в управлении организацией;
исследование командообразования как процесса организационного развития;
изучение подходов к классификации команд в организациях;
определение основных моделей, подходов и методов командообразования;
анализ технологий повышения командной эффективности и исследование командного климата в коллективе;
изучение современных тенденций в управлении командами в организациях и лучших практик компаний в использовании эффективных командных структур;
исследование групповой готовности персонала к эффективной работе в командах на примере конкретной компании;
формирование рекомендаций по эффективному командообразованию на примере конкретной компании.
Объектом изучения в работе является команды как особые формы коллективного труда и отдельные единицы в структуре управления организацией, предметом –методы и технологии внедрения командных структур в организации и управления ими. Методы исследования: анализ, синтез, сравнительный и системный подходы, индукция, дедукция.
Наибольший научный интерес для исследования проблемы командообразования в современных организациях представили научные труды зарубежных и отечественных авторов, а именно работы P.M. Белбина, К. Бланшара, Д.Г. и Д.Т. Бойетт, Б. Такмена, Т.Ю. Базарова,A.M.Карякина,Р. Л.Кричевского, Е. МДубовскойи мн. др.
Работа состоит из трех глав, каждая из которых представлена тремя параграфами. Первая глава посвящена теоретическим основам формирования и управления командами в организациях. Во второй главе рассматриваются методические основы командообразования в организациях, в частности, обозначены ключевые подходы и методы командообразования, пути повышения эффективности деятельности команд, а также современные тенденции в управлении командами в организациях. В третьей главе изложены предложения по диагностике готовности персонала к эффективной работе в командах и совершенствованию управления персоналом на основе гибких командных структур на конкретном примере организации.
Использование командных форм организации труда, без сомнения, является одним из наиболее важных факторов успеха современных компаний не только в контексте эффективности управленческих процессов, но и с позиции успешного функционирования всей организации в целом, что неоднократно подтверждается многочисленными исследованиями проблемы и многолетними наблюдениями за тенденциями в работе с персоналом. Важность процессов командообразования, в первую очередь, определяется неоценимым влиянием человеческого фактора на успешное развитие организаций в современных экономических реалиях, поскольку внешняя среда, в которой сегодня работают компании, характеризуется особой динамичностью, многогранностью, неопределенностью и наличием нестандартных ситуаций. Таким образом, понимая, в какой мере значимы условия гибкости и адаптивности для долгосрочного рыночного успеха, многие современные менеджеры и руководители организаций пришли к принятию факта необходимости интенсивных изменений в сфере человеческих ресурсов и наиболее рациональной трансформации взглядов на управление персоналом в пользу внедрения командных методов работы в управление. Как особая, специфичная форма коллективной работы, команда помогает организациям быстрее добиваться результатов, решать постоянно обновляемые организационные задачи высокой степени сложности при максимальной отдаче каждого участника рабочего процесса.
На основе выполненного анализа деятельности ПАО «Сбербанк России» можно утверждать, что этот банк является одной из системообразующих компаний в экономике нашего государства, значительно превосходя ближайших конкурентов по финансовым результатам работы и масштабам инфраструктуры. При этом сохранять и укреплять лидерство, высокое доверие, которое уже завоевано банком на российском рынке оказания банковских услуг, в долгосрочной перспективе представляется возможным с помощью модернизации управленческих процессов и реальной ориентации на запросы клиентов. В работе выделены ключевые проблемы ПАО «Сбербанк России» в области управления персоналом, в том числе, нерациональность и иерархичность организационной структуры, что негативно сказывается на скорости принятия управленческих решений из-за большого количества уровней согласования и влечет за собой вероятность потери клиентов.
Проведенное анкетирование возможности внедрения гибкого командного подхода в управление на примере такого подразделения банка, как Центр ипотечного кредитования, показало, что персонал позитивно относится к командной форме организации труда. Вследствие чего даны рекомендации по адаптации инновационного Agile- подхода для данного подразделения банка, что объясняется соответствием направления развития корпоративной культуры ПАО «Сбербанк России» ценностям данного подхода. Разработана новая организационная структура, основанная на работе кросс-функциональных команд, которая способна оказать положительное влияние на качество работы данного подразделения банка за счет увеличения скорости принятия управленческих решений вследствие оптимизации уровней согласования и эффективного командного сотрудничества разноплановых специалистов в пределах одного офисного пространства. Таким образом, авторская разработка наглядно иллюстрирует, что, опираясь на людей и рациональное взаимодействие между ними, команды в организациях являются высокоэффективными структурными единицами.
1. «Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» от 8 декабря 2011 г. N 2227-р. URL: http://base.garant.ru/70106124/ (Дата обращения: 7.11.2016)
2. Базаров, Т. Ю., Еремин, Б. Л. Управление персоналом: учебник для вузов / Т. Ю. Базаров, Б.Л. Еремин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 554 с.
3. Бойетт Дж. Г., Бойетт Дж. Т. Лучшие идеи мастеров управления. Путеводитель по царству мудрости / Дж. Г. Бойетт, Дж.Т Бойетт. – М.: Олимп-бизнес, 2004. — 368 c.
4. Бланшар К., Керью Д., Паризи-Керью Ю. Одноминутный менеджер строит высокоэффективную команду. Пер. с англ. П. А. Самсонов. - Минск: Попури, 2002. – 160 с.
5. Геллерт, М., Новак, К. Все о командообразовании: руководство для тренеров: пер. с нем. / М. Геллерт, К. Новак. — Москва: Вершина, 2006. - 352 c.
6. Жуков, Ю. М., Журавлев, А. В., Павлова, Е. Н. Технологии командообразования: учеб. пособие для студентов вузов / Ю. М. Жуков, А. В. Журавлев, Е. Н. Павлова. - М.: Аспект Пресс, 2008. – 320 с.
7. Карякин А.М. Командная работа: основы теории и практики / А.М. Карякин. - М.: ЭКОНОМ-Про, 2004. – 370 с.
8. Кричевский, Р. Л., Дубовская, Е. М. Социальная психология малой группы: учеб. пособие для вузов/ Р.Л. Кричевский, Е.М. Дубовская. – М.: Аспект Пресс, 2001. — 318 с.
9. Мокшанцев, Р.И., Мокшанцева, A.B. Социальная психология: учеб. пособие для вузов/ Р.И. Мокшанцев, А.В. Мокшанцева. – М.: Инфра-М, 2001. – 408 с.
10. Рогожин, С.В., Рогожина, Т.В. Теория организации: учебное пособие / С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина. - М.: Экзамен, 2003. – 320 с.
11. Сартан, Г.Н. Тренинг командообразования / Г.Н.Сартан. - СПб.: Речь, 2005. — 187 с.
12. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг [и др]; под общ. ред. Б.А. Райзберга. - 6-e изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2014. – 512 с.
13. Томпсон Л. Создание команды; [пер. с англ.] / Лей Томпсон. - М.: Вершина, 2006. – 541 с.
14. Халина, А.А. Командообразование как процесс и технология в организационном управлении: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук: 22.00.08 / А. А. Халина; [Место защиты: Моск. пед. гос. ун-т]. - Москва, 2011. - Москва, 2011. – 27 с.
15. Чанько, А.Д. Команды в современных организациях: учебник / А. Д. Чанько; Высшая школа менеджмента СПбГУ. — СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 408 с.
16. Анохин Е. В. О мотивации персонала в банковской сфере/Е. В. Анохин // Деньги и кредит, 2016, № 5. – С.57-62
17. Борисоглебская Л.Н., Шикова Е. И. Инновационные методы управления персоналом: система Agile - трансформация организации масштаба Сбербанка // Вестник ГУУ, 2016, №12. – С .139-142.
18. Картушина Е.Н. Командообразование как потребность в современном процессе управления персоналом // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №5 (051) С.99-102.
19. Лапшин В. Ю., Лапшина И. М. Приоритетные направления формирования социально-ориентированной модели рынка труда в России // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 4. – С.90-96.
20. Мартынов Г.Н., Подуева В.Ю., Селивоненко О.Г. Формирование команды в системе управления персоналом организации: технологический аспект // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. №1 С.50-53.
21. Маслов В. О стратегическом управлении персоналом // Проблемы теории и практики управления. 2002. №5. – С. 99-105.
22. Подуева В.Ю. Команда как фактор повышения эффективности управления организацией // Социологический альманах «Социально-политическая активность населения на современном этапе развития общества»: Материалы V Орловских социологических чтений 1 ноября 2013 г. Под общей редакцией Н.В. Проказиной. Орел: Изд-во ОФ РАНХиГС, 2014. - С. 109-110.
23. Beckhard R. Organization development: Strategies and models. Reading, MA: Addison-Wesley. 1969. – 119 p.
24. French W.L., Bell C.H. Organization Development: Behavioral Science Interventions for Organization Improvement. – Prentice Hall, 1998. – 360 p.
25. Manz C.C., Sims H.P. Business without Bosses, New York: John Wiley & Sons, 1993. – 238 p.
26. Miller C. B. Quick Teambuilding Activities for Busy Managers: 50 Exercises that Get Results in Just 15 Minute. NY: AMACOM, 2004. - 188 p.
27. Katzenbach J.R, Smith D.K. Why teams matter? // The McKinsey Quarterly. 1992. Vol. 3 November. P. 8-12.
28. Yankelovich D. The Work Ethic Is Under-Employed. //Psychology Today, May, 1982. - P. 5-8.
29. Годовой отчёт ПАО «Сбербанк России» 2015 г. URL: http://2015.report-sberbank.ru/ru/corporate-governance/system/ (Дата обращения: 27.02.2017)
30. Кодекс корпоративного управления Сбербанка. URL: http://www.sberbank.com/ru/investor-relations/corporate-governance/corporate-governance-sb (Дата обращения: 04.03.2017)
31. Стратегия развития Сбербанка до 2018 года. URL: http://www.sberbank.ru/ru/about/today/strategy_2018 (Дата обращения: 04.03.2017).
32. URL:http://wm-help.net/lib/b/book/2291208051/39 (Дата обращения: 7.11.2016)
33. URL:http://www.belbin.com/about/belbin-team-roles/ (Дата обращения: 27.04.2017)
34. URL:http://www.rusadventures.ru/reports/741.aspx (Дата обращения: 1.12.2016)
35. URL:http://economy-ru.com/istoriya-biznesa_1039/harakteristiki-vyisokoeffektivnoy-komandyi-47903.html (Дата обращения: 9.11.2016).
36. URL:https://robo-hunter.com (Дата обращения: 27.04.17)
37. URL:https://talent-management.com.ua (Дата обращения: 3.05.2017)
38. URL:https://documents.dupress.deloitte.com (Дата обращения: 27.04.2017)
39. URL: http://www.dist-cons.ru/modules/managechange/section5.html (Дата обращения: 15.11.2016)
40. URL:http://it.torinsoft.ru (Дата обращения: 29.04.2017)
41. URL:http://agilemanifesto.org (Дата обращения: 23.04.2017)
42. URL:http://zakupki.gov.ru (Дата обращения: 29.04.2017)
43. URL:http://infostart.ru (Дата обращения: 29.04.2017)
44. URL:http://sberbanktv.ru (Дата обращения: 25.04.2017)
45. URL:http://expert.ru (Дата обращения: 7.03.2017)
46. URL:http://raexpert.ru (Дата обращения: 7.03.2017)
47. URL:https://www.cbr.ru/ (Дата обращения: 7.03.2017)
48. URL:http://www.sberbank.ru/ru/about/today (Дата обращения: 27.02.2017)
49. URL:http://www.banki.ru/banks/bank/sberbank/ (Дата обращения: 05.03.2017)
50. URL:http://www.spark-interfax.ru/ (Дата обращения: 03.03.2017)
51. URL:http://www.vz.ru (Дата обращения: 4. 03. 2017)
52. URL:http://www.cbr.ru (Дата обращения: 4. 03. 2017)
53. URL:http://www.vedomosti.ru (Дата обращения: 4. 03. 2017)
54. URL:http://mergers.ru (Дата обращения: 4. 03. 2017)
55. URL:https://www.gazeta.ru (Дата обращения: 4. 03. 2017)