Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДВИЖЕНИЯ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ И ДОСТИЖЕНИЙ

Работа №133163

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социология

Объем работы114
Год сдачи2018
Стоимость5600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
61
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Теоретические основания изучения научной коммуникации 8
1.1. Понятие научной коммуникации 8
1.2. Подходы к пониманию публичной научной коммуникации 14
1.3. Системный подход к изучению публичной научной коммуникации 19
1.4. Место коммуникативных технологий в публичной научной коммуникации 27
Глава 2. Коммуникативные технологии продвижения науки через материалы интернет-изданий 45
2.1. Процедура эмпирического исследования 45
2.2. Роль заголовка при выборе научно-популярного материала 50
2.3. Текстуальная коммуникативная технология и её роль в популяризации науки 55
2.4. Визуальная коммуникативная технология и её роль в популяризации науки 60
2.5. Интерактивная коммуникативная технология и её роль в популяризации науки 63
Заключение 69
Список литературы 73
Приложения 79

Проблема продвижения научных знаний среди широкой аудитории носит комплексный характер и постоянно обсуждается научным сообществом, государством и представителями общественности. По данным ВЦИОМ только 47% россиян интересуются наукой и её достижениями, при этом заметна тенденция снижения такого интереса.1 Для корректировки ситуации министерство науки и образования РФ развернуло проект «Популяризация и пропаганда науки и научных знаний»2, также развиваются различные независимые научно-популярные проекты, в частности интернет-порталы (ПостНаука, Naked Science и др.), обучающие платформы (Arzamas, Coursera, Stepik и др.), научные клубы и встречи (Зануда, Кампус и др.)
Заметна тенденция развития популяризации науки на практике, но существует недостаточный интерес к теме с теоретической точки зрения. Имеет место нехватка знаний о том, какие инструменты и способы воздействия на аудиторию максимально соответствуют целям и задачам продвижения науки и действительно оказывают влияние на общественное сознание. В этой связи, представляется актуальным вопрос выбора оптимальных коммуникативных технологий, которые обеспечили бы интерес аудитории к научным знаниям и достижениям.
Вторым аспектом этой проблемы является специфика целевых аудиторий, которые имеют различные потребности, уровень знаний о науке и по-разному воспринимают информацию. В частности, речь идёт о молодых людях, которые, с одной стороны погружены в масштабный информационный контекст и имеют множество возможностей для приобщения к научному или научно-популярному дискурсу, с другой стороны, они перегружены информацией и не готовы вдумчиво останавливаться на длинных и непростых для восприятия статьях о науке. Проблема связана не только с отсутствием интереса к научным достижениям, но и падением престижа научной деятельности как профессии. По результатам опроса общественного мнения, проведенного ВЦИОМ, только 18% студентов отнеслись бы положительно к решению своих будущих детей выбрать науку как профессию. В других возрастных и социальных категориях этот показатель гораздо выше (около 70%)3, что явно обозначает проблему снижения статуса науки именно среди молодёжи.
Таким образом, в работе будет рассматриваться совокупность двух вышеназванных проблем, т.е. вопрос об эффективном использовании коммуникативных технологий в научно-популярном дискурсе, и ориентация научно-популярного контента на молодёжную аудиторию. Стоит отметить, что форматов научно-популярного контента существует множество, как и каналов распространения этого контента. Это может быть видео (блоги, научно - популярные передачи или целые каналы на телевидении, документальные фильмы, интеллектуальные игры и т.д.), аудио-формат (подкасты, передачи на радио), интерактивное оффлайн взаимодействие (встречи с учеными, конкурсы научно-популярных проектов, открытые лекции и т.д.) или традиционный для научной коммуникации текстовый формат (статьи в различных источниках, научно-популярные книги и т.д.). Каждый из этих вариантов популяризации науки представляет интерес для исследования, но именно текстовый формат является наиболее проблемным.
Во-первых, для молодёжной аудитории всё более непривычным становится чтение длинных, сложных материалов, происходит смещение в пользу визуального контента, что напрямую влияет на использование коммуникативных технологий для продвижения информации в текстовом формате. Во-вторых, для научного сообщества именно текстовый формат коммуникации является традиционным, к нему постоянно обращаются для публикации результатов исследований, даже результаты конференций, устных выступлений, фиксируют в виде текстов. Как следствие текстовый формат, который является традиционным для сферы науки, трудно применим и не адаптивен к потребностям молодёжной аудитории.
Ввиду этих специфических особенностей, в данной работе будет рассматриваться именно текстовый формат взаимодействия науки и общества. Для того, чтобы изучить такое взаимодействие именно с молодёжной аудиторией, было принято решение рассматривать продвижение научных идей и достижений в рамках научно-популярных интернет-изданий. Именно эти ресурсы сочетают в себе классический формат популяризации науки через тексты и современное информационное пространство интернета, характерное для образа жизни молодежи.
В связи с поставленным выше вопросом и ограничением темы, целью исследования является выявление и описание сущности и особенностей коммуникативных технологий продвижения научного знания среди молодёжи в интернет-медиа. Для достижения этой цели, необходимо решить следующие задачи:
1. Определить концептуальные основания необходимые для рассмотрения коммуникативных технологий продвижения научных идей и достижений среди молодёжи,
2. Описать и типологизировать коммуникативные технологии, их приёмы и техники продвижения научных идей и достижений в интернет-медиа,
3. Оценить успешность использования коммуникативных технологий среди молодёжной аудитории в интернет пространстве,
4. Разработать рекомендации для эффективного продвижения научных идей и достижений среди молодёжной аудитории.
С опорой на цели и задачи исследования, были сформулированы следующие гипотезы:
1. Молодёжная аудитория будет в большей степени интересоваться и положительно оценивать научно-популярные материалы, связанные с актуальными, обсуждаемыми, популярными в обществе темами.
2. Для молодёжной аудитории будет иметь важное значение визуальное оформление научно-популярной статьи. Более привлекательными для читателя будут статьи, оформленные с использованием большого количества иллюстраций.
3. Молодые люди отдадут предпочтение статьям, написанным в публицистическом стиле, в которых используется простая лексика, небольшое количество терминов, формул, дат и т.д., а также заметна яркая авторская позиция.
4. Молодёжная аудитория отдаст предпочтение научно-популярным статьям и ресурсам, которые обеспечивают удобство использования мобильных устройств для ознакомления с научно-популярным материалом, т.е. имеют мобильную версию сайта или приложение для смартфона.
Объектом для исследования будет выступать продвижение научных идей и достижений, предметом - коммуникативные технологии продвижения научных идей и достижений среди молодёжи.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
• системная теория Н. Лумана
• теория публичной научной коммуникации М. Букки
Эмпирическая база исследования и выборка:
Исследование основано на сочетании качественных и количественных методов, а именно в ходе работы использовались следующие общенаучные методы: анализа, синтеза, индуктивный и дедуктивный, метод сравнения. А также дневниковый метод сбора данных и анализ документов.
Выборка информантов для дневникового исследования формировалась методом снежного кома среди людей, которые входят в демографическую категорию “молодёжь”. Таким образом информантами стали 25 человек в возрасте от 17 до 30 лет. Основной деятельностью информантов является учеба в разных категориях учебных заведений или работа в областях, не связанных с наукой.
Для чтения информантам предлагались научно-популярные тексты из 4 интернет-ресурсов, выбранных на основе рейтинга популярности и их универсальной направленности, т.е. присутствия на них контента из разных предметных областей науки. Статьи выбирались только с главных страниц этих ресурсов, т.к. именно там располагаются материалы, которые позиционируются сайтом, как наиболее интересные и новые.
После отбора материалов для чтения, более подробная процедура которого будет раскрыта в начале второй главы работы, информантам были выданы дневники, в которых они фиксировали свои впечатления по нескольким параметрам. После получения данных от информантов, был проведен анализ статьей, затем полученные результаты сравнивались между собой.
Общая структура работы складывается из двух частей: теоретической первой главы и практической части, которая представлена во второй главе.
В теоретической части работы рассматриваются актуальные вопросы научной коммуникации в широком смысле, даётся её определение и раскрываются её составные части. Далее раскрывается тема публичной научной коммуникации, тенденций её развития в современном мире, рассматриваются различные подходы к пониманию публичной научной коммуникации, приводится их критическое осмысление. В первой главе также описывается и раскрывается теоретическое основание работы в виде системного подхода, аргументировано обосновывается его использование в контексте популяризации науки. Также рассматриваются различные коммуникативные технологии продвижения научных идей и достижений, их особенности и техники их осуществления.
Во второй части работы подробно описывается процедура проведения эмпирического исследования от формирования выборки и критериев отбора научно-популярных статей до анализа полученных результатов. Затем приводятся сами результаты исследования по каждой, выделенной в ходе работы, коммуникативной технологии продвижения научных идей и достижений, а также даются рекомендации по наиболее эффективному использованию проанализированных технологий среди молодёжной аудитории.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью данного исследования было выявление и описание сущности и особенностей коммуникативных технологий продвижения научного знания среди молодёжи в интернет-медиа. Для того, чтобы достичь цели, была предпринята попытка решить ряд задач, в заключении необходимо обратиться к результатам, которые были достигнуты по каждой из поставленных задач.
Во-первых, были определены концептуальные основания, необходимые для рассмотрения коммуникативных технологий продвижения научных идей и достижений среди молодёжи. В ходе критического осмысления различных подходов к пониманию научной коммуникации и её публичного аспекта, было определено, что в контексте взаимодействия научной и публичной сфер, наиболее применимой и обладающей высоким объяснительным потенциалом является системная теория Н. Лумана, а также, основанная на этом подходе, теория двойной спирали М. Букки. Исходя из которых, публичная научная коммуникация есть взаимодействие между системой науки и другими общественными подсистемами, которое наиболее продуктивно осуществляется в рамках, так называемых, зон обмена и выражается в пограничных объектах. Теоретические основания работы доказали свою актуальность уже на первом этапе эмпирического исследования, а полученные данные подтверждают теоретические разработки. Таким образом первую задачу можно считать полностью выполненной.
В ходе работы были описаны и типологизированы коммуникативные технологии продвижения научных идей и достижений в интернет-медиа, типология была выстроена как на теоретических основаниях работы, так и на эмпирических данных, полученных с помощью метода дневников. Были выделены три типа коммуникативных технологий в контексте темы работы, а именно текстуальные, визуальные и интерактивные технологии, которые раскладываются на более мелкие элементы - техники, приёмы и процедуры. На основе разработанной типологии был осуществлен анализ документов, проведен анализ эмпирических данных и разработаны рекомендации. Таким образом, можно назвать вторую задачу решенной.
Описанные и типологизированные коммуникативные технологии были оценены с точки зрения их успешности среди молодёжной аудитории в интернет пространстве. Так, были выделены наиболее успешные способы применения определенных коммуникативных технологий, а также выделены слабые места их использования (или неиспользования) в контексте научно-популярного дискурса.
На этом этапе работы были проверены рабочие гипотезы. В частности, гипотеза о том, что молодёжная аудитория будет в большей степени интересоваться и положительно оценивать научно-популярные материалы, связанные с актуальными, обсуждаемыми, популярными в обществе темами, полностью подтвердилась. Предположение о том, что для молодёжной аудитории будет иметь важное значение визуальное оформление научно-популярной статьи, а более привлекательными для читателя будут статьи, оформленные с использованием большого количества иллюстраций, также полностью подтвердилось. Оказалась неверной гипотеза о том, что молодые люди отдадут предпочтение статьям, написанным в публицистическом стиле, в которых используется простая лексика, небольшое количество терминов, формул, дат и т.д., а также заметна яркая авторская позиция. Оказалось верным предположение о том, что молодёжная аудитория отдаст предпочтение научно-популярным статьям и ресурсам, которые обеспечивают удобство использования мобильных устройств для ознакомления с научно -популярным материалом, т.е. имеют мобильную версию сайта или приложение для смартфона. Таким образом, можно отметить, что поставленная задача была выполнена полностью.
Также была поставлена задача по разработке рекомендаций для эффективного продвижения научных идей и достижений среди молодёжной аудитории в интернет-пространстве. По каждому типу коммуникативных технологий были разработаны рекомендации к их использованию при создании научно-популярного контента, целевой аудиторией которого является молодёжь, а сам контент планируется к размещению в сети интернет. Кроме того, были описаны конкретные приёмы и техники, которые были проанализированы в рамках работы и могут быть полезны для практической популяризаторской деятельности. Рекомендации носят прикладной характер и могут быть использованы как профессиональными учёными, так и научными журналистами, популяризаторами науки или администрацией интернет-порталов научно - популярной направленности.
Решение поставленных задач позволило достигнуть цели исследования, была проведена комплексная оценка коммуникативных технологий, используемых в российских интернет-медиа научно-популярной тематики. К сожалению, по итогам исследования было выявлено больше слабых мест, чем примеров успешного применения различных коммуникативных технологий. В частности, популяризаторами науки почти полностью игнорируются возможности визуальной и интерактивной технологий, которые потенциально могут иметь огромное значения для продвижения научных идей и достижений. Текстуальные технологии применяются оторвано от других двух типов, не достигается состояние метатекста, в котором текст, изображения и интерактивный компонент образуют единое информационное поле. Тем не менее слабые места текущей ситуации, позволили разработать рекомендации, следуя которым, можно исправить сложившуюся ситуацию и наладить устойчивую связь между молодым поколением и системой науки.
По итогам исследования можно выделить несколько тем интересных для последующего изучения. В первую очередь, интерес представляет собой изучение коммуникативных технологий, которые используются в других формах продвижения науки, например, в видео-, аудио-формате или при публичных выступлениях, мероприятиях. Такой комплексный анализ помог бы выделить некие универсальные технологии, которые актуальны для популяризации науки в любом формате взаимодействия с аудиторией. Здесь же можно было бы провести сравнительный анализ эффективности воздействия на аудиторию разных форматов подачи научно-популярной информации, а также понять, какая информация лучше усваивается с помощью какого канала.
Кроме того, большой интерес представляет собой изучение стереотипов, связанных с наукой, проверка гипотезы о том, что большинство людей маркирует научное, как неинтересное, скучное. Зная реальное положение вещей относительно этого вопроса, можно разработать комплекс корректирующих мер, которые могут использоваться как отдельными научными институтами, так и в государственной политике по этому вопросу.
Отдельным потенциалом для изучения обладает визуальная коммуникативная технология, рассматривать которую можно как в рамках популяризации науки, так и за её пределами. Исследования восприятия визуальной информации имеют потенциал междисциплинарного изучения, с точки зрения когнитивистики, психологии, социологии и других наук.


1. Абрамов Р.Н., Кожанов А.А. Концептуализация феномена Popular Science: модели взаимодействия науки, общества и медиа // Социология науки и технологий. 2015, - №2. С.45-59
2. Антоновский А. Ю. Наука как общественная подсистема. Никлас Луман о механизмах социальной эволюции знания и истины //Вопросы философии. 2017, - №. 7. - С. 158-171.
3. Балакин В. С. Интеллектуальная история науки: проблема и перспективы исследования // Вестник ЮУрГУ. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2008. - №6 (106). С.7-10
4. Воронцова Т.А. Научно-популярный дискурс в современных российских СМИ (проблемы жанра и стиля) // Вестник ЧелГУ. 2014, -№6 (335). С.38-42
5. Воронцова Т. А. Стратегии и тактики презентации специальных знаний в научно-популярном дискурсе // Вестник ЧелГУ. 2013, - №37 (328). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/strategii-i-taktiki-prezentatsii-spetsialnyh- znaniy-v-nauchno-populyarnom-diskurse (дата обращения: 04.05.2018).
6. Гавра Д. П. Социально-коммуникативные технологии: сущность, структура, функции //Петербургская школа PR: от теории к практике. - 2003. - №. 1. - С. 28-47.
7. Гришечкина Г. Ю. Некоторые особенности синтаксиса в научно-популярном тексте // Ученые записки ОГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2009.- №3. С.103-109
8. Дивеева Н. В. Основные направления воздействия новых информационных технологий на популяризацию науки //Известия Южного федерального университета. Филологические науки. - 2014. - №. 2. - С. 158-167.
9. Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Научно - методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 2 (февраль). - С. 26-30.
10. Кауфман И.С. «Практический поворот» и историческое изучение науки нового времени // Вестник СПбГУ. Серия 6. Политология. Международные отношения. 2012. №4. С.29-32
11. Киселев А. Ю. Адресные стратегии в научно -популярном дискурсе // Известия Самарского научного центра РАН. 2010. №5-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/adresnye-strategii-v-nauchno-populyarnom- diskurse (дата обращения: 04.05.2018).
12. Коллинз Р. Интерактивные ритуалы и социологическое объяснение интеллектуального творчества [фрагмент из книги: Collins R. Sociology of Philosophies: A Global Theory of Intellectual Change. Harvard Univ. Press, 1998] // Компаративистика-Альманах сравнительных социогуманитарных исследований. СПб., 2002. С. 33-57.
13. Константинова Е. Г. Перспективы научно-популярного телевидения в условиях развития информационных технологий //Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика. 2009. - №. 2. - С. 96-107.
14. Лазар М. Г. Коммуникации в современной науке: социологические и этические аспекты //Ученые записки Российского государственного гидрометеорологического университета. 2011. - №. 18. - С. 236-250.
15. Лазаревич Э. А. Искусство популяризации науки. - М., Наука, 1978.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ