Введение 3
Глава 1. Медийный комплекс КНР в современном духовно-культурологическом контексте 6
1.1. Массмедиа Китая: специфика и динамика развития 6
1.2. Культурная жизнь в современном обществе 22
1.3. Духовно - культурологический аспект СМИ в современном информационном обществе 33
Глава 2. Массмедиа КНР как субъект духовно-культурологического процесса 53
2.1. Ведущие массмедиа современного Китая 53
2.2. Влияние социальных медиа на духовное и культурное просвещение аудитории 71
Глава 3. Специфика прагматической функциональности массмедиа КНР 89
3.1. Специфика функций СМИ КНР 89
3.2. Анализ функционально-содержательных интернет-сообщений 103
Заключение 118
Список литературы 120
Актуальность: По мере развития экономики и технологии средства массовой информации бурно развиваются. Благодаря Интернету СМИ укрепляют связи между людьми, обогащают духовно-культурологическую жизнь народа, способствуют прогрессу человеческой цивилизации. С момента образования КНР, в частности, после проведения политики реформ и открытости, китайские СМИ играют значительную роль в развитии и процветании культуры, в пропаганде идей социалистической духовной цивилизации. Особенно развитие социальных медиа помогает людям быстрее и удобнее отправлять и получать информацию, люди все больше ценят и защищают свое право голоса и право на информацию. Но в то же время в условиях рыночной экономики СМИ сталкиваются с конфликтом между экономическими интересами и общественной ответственностью. СМИ угождают вкусам определённой группы людей, стремятся к экономической выгоде, появилось много негативных и ложных сообщений, не способствующих духовному и культурному развитию и социальной стабильности общества. Кроме того, новые медиа и гражданская журналистика глубоко влияют на информационную и культурную среду. Культура является основной частью государственной силы, и взаимодействие между СМИ, политикой правительства и духовно- культурологичестким аспектом народа содействует прогрессу страны. Китай обращает внимание на строительство культурной и духовной цивилизации, а для достижения этой цели нужны совместные усилия всего общества. Развитие положительной культуры, способствование активной роли СМИ очень важны для прогресса страны.
Объект: Массмедиа КНР, китайские социальные медиа, WeChat, Weibo.
Предмет: Роль СМИ КНР в духовном и культурном просвещении китайского народа.
Цели исследования: Выявить влияние СМИ на духовную и культурную жизнь китайского народа.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
• Выявление содержания теорий СМИ, массовой коммуникации;
• Описание ситуации и динамики развития массмедиа в Китае;
• Исследование духовной и культурной жизни китайцев;
• Анализ функций и влияния основных социальных медиа в Китае.
Методы: Теоретический анализ научной литературы, сравнение, описание, анализ, наблюдение.
Научно-теоретическая база включает в себя учебные пособия, научные публикации китайских и зарубежных исследователей (Ли Лянжун, Ли Сигун, Хуан Сяочжун, Ян Сяохун, Фэн Ган, Чай Янь, Tuchman G, McNair B и т.д.).
Эмпирическую базу исследования составили информационные материалы онлайн-изданий http://www.cnki.net/, китайские социальные медиа Вэйбо, Вичат и т.д.
Научная новизна: раскрывается взаимодействие между СМИ, политикой и духовно-культурологическим обликом китайского народа, выявляется важность СМИ для развития современной социалистической культуры, рассматриваются отношения между ведущими массмедиа и международной коммуникацией Китая, и даже мягкой силой страны.
Гипотеза: Предполагается, что новые медиа, социальные сети не только направляют общественное мнение, но и влияют на систему ценностей человека и его духовно-культурологическую жизнь.
Структура диссертации:
Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии. Все главы сопровождаются выводами, в которых излагаются результаты исследования. Общий объем работы составляет не менее 100 страниц.
Во введении сформулирована актуальность, объект, предмет, метод и цель исследования, описаны задачи, которые необходимо решить для достижения цели, а также указана научная новизна, теоретическая и практическая база исследования.
В первой главе («Медийный комплекс КНР в современном духовно-культурологическом контексте») определяются специфика и динамика развития китайских массмедиа, рассматривается культурная жизнь современного китайского народа и разница между европейской и китайской культурой, а также раскрываются влияние медиа-культуры и динамика СМИ в многонациональной области Китая.
Во второй главе («Массмедиа КНР как субъект духовно-культурологического процесса») рассматриваются особенности, существующие проблемы и решение ведущих СМИ Китая, описываются отношения между массмедиа и мягкой силой страны, определяется влияние основных социальных медиа на сознание и систему ценностей народа.
В третьей главе («Специфика прагматической функциональности массмедиа КНР») определяется специфика функций СМИ КНР, рассматриваются роль СМИ в антикризисном управлении, в том числе в сообщениях о бедствиях. Анализируется разница сообщений о бедствиях до и после политики реформ и открытости, рассматриваются особенности, функции и регулирование Интернет-сообщений в Китае.
В заключение выявляется роль и динамику развития китайских СМИ, формулируется взаимодействие СМИ и духовно-культурологического аспекта китайского народа.
Политика реформ и открытости сильно влияет на экономику, политику, культуру и все аспекты, связанные с прогрессивным делом китайского народа. СМИ в качестве инструмента пропагандировать политики правительства, направлять общественное мнение, удовлетворять потребности аудитории и другой роли в развитии общества, тесно связываются с политикой, интересами народа и даже международным имиджем страны.
Культура является важным фактором мягкой силы страны. В современном информационном обществе с помощью развития Интернета культура становится все больше и больше важной в международной конкуренции. Традиционные СМИ, Интернет-СМИ, новые медиа, гражданская журналистика быстро развиваются. Они делают свою работу, и совместно обеспечивают право народа на информацию и право голоса, распространяют и показывают передовую культуру всех национальностей в мире, и способствуют развитию журналистики.
Чтобы лучше служить народу, правительству, и соответствовать развитию общества, СМИ обладают многими функциями, в том числе наблюдение за общественным мнением и культуро-образовательная функция. Наблюдение за общественным мнением обеспечивает право народа на информацию, содействует эффективности работы правительства. Культуро-образовательная функция влияет на общественное мнение и систему ценностей народа.
Благодаря развитию экономики материальная жизнь народа значительно повысилась, соответственно, люди начинаюсь обращать внимание на духовные потребности. Китай является культурной древней страной, имеющей пять тысячелетия цивилизации. В ход истории много культурных форм оставалось, и развивается. Эти культурные деятельности обогащают жизнь народа. В то же время, в силу развития глобализации межкультурное общение между странами становится все больше и больше. Разные цивилизации стран взаимодействуют и совместно развиваются в сотрудничестве и столкновении.
Ведущие массмедиа - представитель воли государства на международной арене и руководство направления развития других СМИ. Китайские ведущие медиа являются главным каналом, через который западные страны узнают Китай, и Китай вступает на международную арену. Они играют важную роль в международной коммуникации и повышения международного имиджа Китая.
В информационном обществе Интернет уже стал неотъемлемой частью в жизни человека. Особенно развития социальных медиа удовлетворяет потребности человека в жизни и на работе. Сегодня, в значительной степени, социальные медиа уже превзошли традиционные СМИ, стремятся расширять путь межличностной коммуникации, и становится важным инструментом коммуникации для общения между людьми, общественного управления и распространения горячих новостей. Люди имеют более обширное право голоса и право на информацию. В Китае типичные и самые популярные приложения - WeChat и Sina Weibo (микроблог).
В общем, развитие СМИ оказывает огромное влияние на повседневную жизнь и духовно-культурологическую жизнь китайского народа. Но из-за открытости Интернет-сообщений СМИ неизбежно приносят негативное влияние на систему ценностей народа, стабильность общества и управление государства. Чтобы предотвратить или сократить негативного влияния СМИ, правительство, пользователи Интернета, сами СМИ должны совместно делать усилия, защищать интересы народа и правительства, обеспечивать здорового развития СМИ.
1. Гао Шици. Роль СМИ в антикризисном управлении // веяния времени. 2003 № 11. С. 8-9.
2. Го Цингуан. Курс социальной коммуникации. Издательство Китайского народного университета. 1999.
3. Группа по исследованию эффективности и влияния общественного мнения. Ведущие медиа и общественное мнение: стандарт и оценка ведущих медиа // Китайский журналист. 2004, № 1 С. 10-11.
4. Гуань Шицзе. Международная коммуникация. Издательство Пекинского университета. 2004.
5. Гэ Бинчао. Медиа-культура и консюмеризм // Вестник Северо-Восточного университета. 2009. № 1 С. 25-28.
6. Дай И. Путь развития современной китайской медиаиндустрии. Академия общественных наук Шанхая. 2006. 67 с.
7. Дин Нин. Культура СМИ - культурология, признание и политика между модернизмом и постмодерном. Коммерческое издательство. 2004.
8. Дун Линь, Яо Сяосин. Переосмысление стратегии градостроительства в переходный период // Вестник Хубейского экономического института. 2005. № 2. С. 18-20.
9. Информационный центр интернет-инфраструктуры Китая. 27-й статистический отчет положения развития китайского Интернета. 2011.
10. Ли Линьфан. Сравнение китайской и европейской культурой и традицией. Чжэнчжоу университет. 2014. 25 с.
11. Ли Лиминь. Решение ЦК КПК об углублении структурной реформы культуры, и содействии развитию и расцветанию социалистической культуры // Чанцзя жибао. 2011. http:ZZe.cjn.cn/cjrbZpage/1Z2011-10-26/18/32231319571337324.pdf (03. 02. 2017)
12. Ли Лянжун. Введение в зарубежной журналистике. Издательство Фуданьского университета. 1997.
13. Ли Лянжун. Введение в журналистике. Издательство высшего образования. 2006.
14. Ли Сигун, Го Сяокэ. Международное влияние и развитие ведущих СМИ // Чунцин общественные науки. 2012. № 8. С. 5-12.
15. Ли Фагэ. Правительство урегулирует кризис посредством СМИ // Вестник Академии государственной службы Чэнду. 2004. № 3. 11 с.
...