Переход на курсив в русском индивидуальном письме конца XVIII — первой трети XIX века: социокультурный аспект (на материале личных писем отечественных государственных деятелей и деятелей культуры из собрания Российской национальной библиотеки)
Введение 3
Глава I. Историография 5
§1.Развитие письма Нового времени 5
§2.Особенности обучения письму 11
§3 .Особенности источников 13
§4 .Историческое почерковедение 13
§5.История изучения подписи 14
Глава II. Методология исследования и особенности перехода на курсив 18
§1.Специфика исследования почерка и его типология в судебном почерковедении 18
§2.Методология исследования 28
§3 .Пути перехода на курсив 31
§4. Анализ общих признаков почерка 44
Глава III. Особенности русской подписи кон. XVIII - первой трети XIX века 55
Заключение 65
Список источников и литературы 68
Приложения 83
Приложение 1. Рассмотрение общих признаков почерка в письме п.п.ХГК века 83
Приложение 2. Пример русской скорописи конца XVIII века. Письмо А.А.Прокопович - Антонского Д.М. Прокоповичу - Антонскому.1835. (ОР РНБ, Ф.616, №2, Л.1) 85
Приложение 3. Варианты написания букв в русской скорописи XVIII века 86
Приложение 4. Пример курсивного письма. Письмо М.М. Сперанского проф. Санкт - Петербургского университета В.В.Шнейдеру.1836. (ОР РНБ, Ф.731, №1977, Л.9) 87
Приложение 5. Типы росчерков в русской подписи п.п. XIX века 88
История русского индивидуального письма кон.XVIII - нач. XIX вв. недостаточно разработана в исследовательской литературе. Несмотря на то, что данный объект изучения рассматривается такими крупными дисциплинами как неография (палеография Нового времени), судебное и историческое почерковедение. Наиболее частым является анализ лишь внешних особенностей письма.
В данной работе объединены результаты исследований предыдущих курсов.1 Актуальность темы заключается в том, что в изучении истории русского письма одним из ключевых моментов является формирование современного русского письма. Данным вопросом занимались палеографы С.А.Рейсер, Л.В.Черепнин, Е.А.Белоконь, но до конца этот вопрос исследован не был.2 Несмотря на важность этих работ, в данное время необходимо подойти к изучению письма с точки зрения его социальной природы. Мы рассматриваем письмо не только как механическую последовательность движений, которая затем превратилась в навык, но и как форму социального поведения, представляющий индивидуальный выбор пишущего.
Основные задачи нашего исследования заключаются в том, чтобы:
1) Рассмотреть историю русского письма в период перехода на курсив;
2) Изучить историю подписи.
Основным материалом для изучения явились личные письма культурной элиты. В рамках исследования были выделены следующие вспомогательные задачи:
а) рассмотреть историю изучения отечественного письма Нового времени в исследовательской литературе;
б) подобрать источники обозначенного хронологического периода (кон. XVIII - нач. XIX в.);
в) Изучить биографию деятелей, особенно уделяя внимание, изменению их социального положения и статуса;
г) Проанализировать последовательно почерк и подпись, используя теорию общих признаков судебного почерковедения;
д) Соотнести изменения в графике с изменениями в биографии;
е) Сделать предварительные выводы для среза общества первой половины XIX века.
Развитие русского письма кон.XVIII - перв. трети XIX вв. представляет собой сложный процесс. Одновременно сосуществуют скоропись и курсив. Первая, как наследие предыдущего столетия, второе - как определенная мода. Процессы, происходящие в почерковой графике, отразили изменение всего общества в целом.
В исследовательской литературе большее внимание уделяется вопросам технологии выполнения того или иного движения при письме либо вопросам касающихся крупных изменений в письме. Во многом это зависит от задач исследования. Так если для палеографии главное датировка рукописи, то и внимание будет уделяться внешним признакам и приметам. Судебное почерковедение видит главную цель в идентификации и диагностике пишущего, отсюда интерес к психофизиологии письма, частным признакам почерка.
Для исторического же почерковедения важным является не то, как происходил процесс письма, а то, что за ним стояло, какой комплекс причин обусловил изменения в почерковой графике. Эти процессы шли от общества и развивались в нем, поэтому для нас так важны социальная составляющая индивидуального письма.
Свое исследование мы построили на изучении писем личных фондов Российской Национальной библиотеки. Терминология и теория общих признаков были взяты из судебного почерковедения, однако были выбраны лишь те признаки, которые имеют отражение в данном хронологическом периоде.
Основой методологии стала почерковая биография, то есть последовательное сопоставление процессов изменений в письме с изменениями в карьере, общественной жизни.
На материалах личных писем мы видим, что данная мода затронула, прежде всего интеллектуальную и культурную элиту русского общества. Переход к новому виду письма не был единовременным. Кроме того можно было выделить несколько типов изменения графики.
Подпись кон.ХУШ - перв. трети XIX века, не подвергалась серьезным изменениям и была уже сформирована. Преобладающая форма движения и курсив закрепляются в ней раньше чем в почерке.
На основании исследования были сделаны следующие выводы:
1. Курсивное письмо появляется на рубеже XVIII - XIX вв., но водит в русскую графику постепенно. Переход для основной массы происходит в 1820 - е гг., но есть деятели, которые переняли курсивное письмо только к середине столетия;
2. Переход на курсив проходил, в основном, проходил двумя путями: с изменением преобладающей формы движения, и без ее трансформации;
3. Рост связности письма и курсивизацию графики следует рассматривать как параллельные явления, а не взаимоподчиненные. Рост связности проходил и в рамках скорописи конца XVIII века;
4. Движения при письме становятся более циклическими, это позволяет закрепиться одной преобладающей форме - прямолинейно - дуговой. Эта форма является основополагающей в первой половине XIX века. Но уже в проявлении некоторых извилистых, угловатых элементах мы видим тенденцию к видоизменению почерка во второй половине XIX века;
5. Подпись в данный хронологический период мало подвержена изменениям. Основные трансформации касаются ее структуры. Также встречаются сокращенные варианты, однако в целом подпись довольно полнотекстовая.
6. Обилие украшений в подписях не характерно для первой половины XIX века, хотя парафы используются, но к середине века они уступают место большим росчеркам.