Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ИНОЭТНИЧНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ В ТРАДИЦИОННОМ КОСТЮМЕ РУССКИХ ГРУПП КАЗАЧЕСТВА

Работа №133140

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы52
Год сдачи2017
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
56
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Иноэтничные элементы в традиционном костюме казачества на Северном Кавказе и на Дону. 7
§1. Кубанское казачество. 7
§2. Терское и гребенское казачество. 15
§3. Донское казачество. 21
Глава 3. Иноэтничные элементы в традиционном костюме казачества в Сибири и на Дальнем Востоке. 30
§1. Казачество в Сибири. 30
§2. Казачество на Дальнем Востоке. 37
Заключение. 41
Список литературы. 43
Список иллюстраций. 48
Иллюстрации. 49


В рамках стратегии развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года подчёркивается, что в последние десятилетия активизировались процессы возрождения казачества России, возрос интерес к традиционной казачьей культуре, а также, что казачество имеет многонациональную основу. Действительно, по своему составу крупные казачьи войска не были моноэтническими. Например, известны случаи, когда отдельные отряды формировались из бурятского, эвенкийского или другого населения, а потом вливались в состав более крупного казачьего подразделения. В совокупности со многими другими факторами это сформировало специфическую культуру казаков.
Принимая во внимание эти положения, представляется важным и актуальным рассмотреть, как формировалась материальная культура казаков, в частности, как происходило складывание традиционного костюмного комплекса казачества и какие иноэтничные элементы вошли в его состав.
Исходя из этого, объектом исследования является одежда казачества в её традиционном виде. Предмет исследования – иноэтничные элементы в составе традиционного казачьего костюмного комплекса.
Цель исследования – выделить детали иноэтничного происхождения в составе костюма казаков и определить происхождение, роль и функциональную составляющую этих деталей.
История казачества тесно связана как с многочисленными военными походами, так и с многочисленными переселениями. Иногда переселение было вызвано инициативой самих казаков, но чаще на такие меры вынуждали властные структуры. Таким образом, для того, чтобы стало понятно, какие силы оказывали влияние на формирование материальной культуры казаков, необходимо рассмотреть основные этапы истории казачества, связанные с миграционными процессами. Исходя из этого и из цели исследования, в рамках работы видится необходимым решить следующие задачи:
• Проследить основные этапы формирования рассматриваемых казачьих войск
• Рассмотреть костюмные комплексы казачества
• Выделить иноэтничные элементы в составе костюмных комплексов
• Определить происхождение иноэтничных элементов
Костюмные комплексы казаков, проживавших на Северном Кавказе и в Сибири, а также на Дальнем Востоке, складывались по-разному. Например, одежда донских казаков трансформировалась на протяжении нескольких веков, и наиболее полно была сформирована к началу XIX. В то же время Амурское и Уссурийское казачьи войска формируются только в XIX, частично путём искусственных переселений казаков из других регионов. Это делает наиболее приемлемыми для исследования костюма хронологические рамки XIX – начала XX веков. Исходя из выше сказанного, структурно работа делится на две основные части. В первой главе рассматриваются особенности костюмного комплекса кубанского, терского, гребенского и донского казачества. Здесь основное иноэтичное влияние связано с проникновением в костюмный комплекс казаков украинских традиций, а также элементов костюмов народов Северного Кавказа. Вторая глава посвящена костюму сибирского и дальневосточного казачества. История Сибирского и Дальневосточного казачества тесно связана переселенческой политикой государства и необходимостью осваивать новые пограничные территории. Земли Сибири заселяться русскими казаками стали раньше, чем Дальний Восток, это повлияло на то, что у казаков амурских и уссурийских, войска которых были оформлены самыми последними, костюмный комплекс оформлялся уже в процессе развития промышленного производства тканей и внедрения городской моды в жизнь всех слоёв населения.
Описания казачьего костюма составляются уже во второй половине XVIII века (в том числе, множество описаний костюмов донских казаков и казачек составлены Ригельманом ), и активизируются в XVIII веке (например, И. Я. Смирновым описаны наряды казаков-некрасовцев, а И. Д. Попко уже тогда проводит анализ и пишет о горском происхождении казачьих костюмов). Комплексного исследования, посвященного заимствованным элементам традиционного казачьего костюма, нет, но, тем не менее, некоторые аспекты этого вопроса затрагиваются в ряде работ.
Н.А. Дворникова в своих исследованиях затрагивает проблему проникновения украинских традиций в костюмный комплекс населения Кубани, А.А. Лебедева анализирует одежду донского казачества и влияние на неё традиционных костюмов народов Северного Кавказа, Л.Б. Заседателева подробнее обращается к одежде казачества Северного Кавказа. Б.Е. Фролов исследует костюм черноморского и линейного казачества в контексте его истории и происхождения, ту же тему развивает и О.В. Матвеев, уделяя больше внимания одежде форменной . Н.А. Гангур подробнее останавливается на декоративном оформлении костюма кубанского казачества и украинских традициях в оформлении ; семиотические функции костюма на Кубани изучает И.В. Ярошенко. З. В. Доде исследует костюмы Северного Кавказа, и в том числе затрагивает кубелечный костюмный комплекс, который очень обширно распространился среди донских казачек. Булатова А. Г. выявила в казачьих костюмах тюркские элементы, как и Т.Д. Равдоникас. Г.Т. Каженова рассматривает, какое влияние на материальную культуру казаков оказало их взаимодействие с казахами .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Многие факторы в совокупности повлияли на формировании материальной культуры казачества: частые военные походы; влияние переселенческой политики государства; географические и социально-экономические особенности регионов, в которых оказывались казаки; взаимодействие казаков с коренным населением этих регионов и многое другое. В процессе военных походов казаков, формирования торговых отношений, переселений в новые регионы, активизировались адаптационные процессы, менялись эстетические и мировоззренческие представления представителей казачества. Всё это не могло обойти стороной и мужские, и женские костюмные комплексы казачьего населения.
Этапы процесса формирования каждого из казачьих войск своебразны. История донского казачества продолжительна, и за несколько веков донские казаки селились на различных территориях государства, в том числе и пограничных, что способствовало внешним влияниям на костюмный комплекс казаков Дона. Донское казачество принимает участие и в сложной истории формирования терско-гребенского казачества, так как в XVIII веке казаков Дона переселяли на Терек. Кубанское казачье войско было сформировано из Запорожского и различных групп как русского, так и украинского населения. И донское, и кубанское, и терско-гребенское казачество находились под сильным татарским влиянием и под влиянием народов Северного Кавказа. Сибирское казачество зарождается в связи с необходимостью освоения земель Сибири. Есть разные точки зрения на то, существовало ли сибирское казачество со времён покорения этих земель отрядами под руководством Ермака, или оно было возобновлено и сформировано в процессе уже новых переселений казачества в Сибирь. Сибирское казачество становится основой Забайкальского казачьего войска, а забайкальцы, в свою очередь, становятся одной из сил формирования Амурского и Уссурийского казачества. Кроме этого, казачьи объединения в Сибири и на Дальнем Востоке пополняло и местное населения регионов - казахи, эвенки, буряты.
Эти процессы привели к тому, что в традиционном костюме казака можно выявить множество иноэтничных элементов. Отследить это можно как через крой деталей одежды, так и через анализ происхождения их названий. Так, среди кубанского казачества была распространена рубаха и шаровары украинского пошива. И у донского, и у казачьего, и у терско-гребенского казачества в составе костюма прочно закрепляются предметы одежды народов Северного Кавказа: черкеска, папаха, бурка, бешмет. Эти элементы продолжают бытовать в ново виде, даже когда сам традиционный костюм уже почти выходит из употребления к началу XX века. Например, в утверждённой указами казачьей форе, папаха остаётся обязательной частью зимнего обмундирования. Можно сказать, что на это повлияли не только социально-экономические моменты, но и климатические, так как одежда горцев была рассчитана как на защиту от холода, так и на защиту от жаркой погоды. Такого же рода процессы происходят и в Сибири, и на Дальнем Востоке. В суровых климатических условиях казаки перенимают специфическую меховую одежду и обувь местного населения: шубы, олочи, унты.
Активные процессы заимствования шли и в женском костюмном комплексе. В первую очередь, это связывают с тем, что казаки часто брали в жёны девушек другой этнической принадлежности. Так, среди донских казачек закрепляется платье-кубелёк. В женском кубанском костюме, как в мужском, выявляется украинское влияние: в пошиве юбок, блузок, в вышивке.



1. Арсеньев, В.К. Глава 1: Амур в нижнем течении // Сквозь тайгу. — М.: Государственное издательство географической литературы, 1949. — С. 23-31.
2. Бородина, Е.М. Особенности традиционной культуры казачества Западной Сибири. Автореферат диссертации на соискание учёное степени кандидата культурологи. Кемерово, 2004.
3.Гангур, Н.А. К вопросу семантики некоторых терминов лексики кубанских казаков (на материале одежды). Теория и практика общественного развития. 2014, №11. – С. 87-90.
4. Гангур, Н.А. Мужская одежда различных сословных групп сельского и городского населения Кубанской области второй половины 19 – начала 20 века: диахронный анализ / Н.А. Гангур, М.В. Шарапова // Культурная жизнь Юга России. - №42, 2011. – С. 132-135.
5. Гангур, Н.А. Традиционный костюм черноморского казачества (конец XVIII в. – 1860 г.) /Н.А. Гангур, А.В.Шаповалова// Традиция. – Краснодар, 2011. - С. 53-55.
6. Георги, И.Г. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, а также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ и прочих достопамятностей. Т.2. – СПб.: Императорская Академия Наук, 1799. – 246 с.
7. Голик, А.А. Повседневность казаков-переселенцев на Дальнем Востоке России во второй половине XIX В. / Научные ведомости Белгородского государственного университета. №21. Белгород: 2014. – С. 111-114.
8. Доде, З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. – М.: Восточная литература, 2001. – 136 с.
9. Ерохин, И.Ю. Многообразие казачьих территорий. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2013. № 45. – С. 94-100.
10. Заседателева, Л. Б. Культура и быт русского и украинского населения Северного Кавказа в конце XVI − XIX в. // Кавказский этнографический сборник. – М., 1984.
11. Каженова, Т.Г. Этнокультурные особенности сибирского казачества в контексте взаимодействия и взаимовлияния с казахским населением степного края (ХІХ в.). Вестник КарГУ, 2007.
12. Кaженoвa, Г.Т. Кaзaхи и сибирские кaзaки в истoрическoм и coциaльнo- культурнoм прoстрaнстве Степнoгo крaя (XIX- XX вв.): автореферат на соискание учёное степени кандидата исторических наук. – Алматы, 2008.
14. Катанаев, Г.Е. Западно-сибирское служилое казачество и его роль в обследовании и занятии русскими Сибири и Средней Азии. По архивным и печатным материалам. Вып. 1. Конец XVI и начало XVII столетий / Георгий Ефремович Катанаев. – СПб., 1908. - 115 c.
15. Козлов, С. А. Кавказ в судьбах казачества (XVI- XVIII вв.). – СПб.: Кольна, 1996. – 264 с.
16. Кубанские станицы. Этнические и культурно-бытовые процессы на Кубани./Отв. ред. К.В. Чистов. - М.: Наука, 1967.- 356 с.
17. Кубань многонациональная: этнографический словарь-справочник/В.И. Колесов [и др.]; Адм. Краснодар. края. – Краснодар: Тип. «Краснодарские известия», 2007. – С. 130. Кубань многонациональная: этнографический словарь–справочник / В.И. Колесов [и др.]; Адм. Краснодар. края. – Краснодар: Тип. «Краснодарские известия», 2007. – 240 с.
18. Лазарева, С.И. Поселения 1879 г. в Уссурийском казачьем войске (к 130-летию со времен основания)/ C.И. Лазарева, О.И. Сергеев // Казачество Дальнего Востока России в XVII-XXI вв.: к 120-летию Уссурийского казачьего войска: сборник научных статей. Хабаровск, 2009. – С. 55-62.
19. Лебедева, А.А. Дон и Северный Кавказ // Крестьянская одежда населения Европейской России (XIX – начало XX вв.). М., 1971. С. 254–255.
20. Липинская, В.А. Русское население Алтайского края: Народные традиции в материальной культуре (XVIH-XX вв.). М, 1987. – с. 224.
21. Мининков, Н.А. Донское казачество в эпоху позднего средневековья (до 1671 г.). Ростов-на-Дону, 1998. – 510 с.
22. Мордовцев, Д. Л. Замечательные исторические женщины на Руси. М.: Вече, 1994. – 312 с.
23. Невская, Т.А. Интеграция культуры жизнеобеспечения славян, горцев и кочевников Северного Кавказа в XIX – начале XXв. // Казачество и народы России: пути сотрудничества и служба России. / Материалы заочной научно-практической конференции. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2008. – С. 187-195
24. Невская, Т.А. Интеграция культуры жизнеобеспечения славян, горцев и кочевников Северного Кавказа в XIX – начале XX в. // Казачество и народы России: пути сотрудничества и служба России. / Материалы заочной научно-практической конференции. – Краснодар: Издательство Кубанского государственного университета, 2008. – С. 185 - 193.
25. Невская, Т. А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры и быта / Т. А. Невская, С. А. Чекменев. – Пятигорск: Кинт, 1994. – 167 с.
26.Невская, Т. А. Ставропольские крестьяне: очерки хозяйства, культуры и быта / Т. А. Невская, С. А. Чекменев. Пятигорск, 1994. – 164 с.
27. Николаева, Т. А. Украинская народная одежда. Среднее поднепровье. – Киев: Наукова думка, 1987. – 248 с.
28. Новак, Л.А.Как у нас-то было на тихом Дону: Историко-этнографический очерк / Л.А. Новак, Н.Г. Фрадкина. – Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1982. – 128 с.
29. Омельченко, И. Л. Терское казачество. – Владикавказ: Ир, 1991. – 300 с.
30. Пожидаев, В.П. Горцы Северного Кавказа: ингуши, чеченцы, хевсуры, осетины и кабардинцы: краткий историко-этнографический очерк. – Москва; Ленинград: Госиздат, 1926. – 110 с.
31. Попко, И. Д. Черноморские казаки в их гражданском и военном быту.– М.: Книга по Требованию, 2011. – с. 105.
32. Савельев, Е. П. Древняя история казачества. — Издательство: Вече, 2007. – 660 с.
33. Скорик, А.П. Костюм “советских казаков” на Дону в 1930-х годах. ЭО, 2009, № 5. – С. 63-75.
34. Сергеев, О.И. Казачество на русском Дальнем Востоке в XVII–XIX вв. М.: Наука, 1983. – 327 с.
35. Савченков, И. Старое и новое в народном убранстве и одежде // Живая старина. Вып. 1. СПб., 1890. – 109 с.
36. Старцев А.Ф. Историко-культурный опыт взаимодействия аборигенов и русских Приморья и Приамурья. Владивосток: 2015. – С. 109-114.
37. Студенецкая Е.Н. К вопросу о национальной кабардинской одежде // Ученые зап. Кабардин. науч.-исслед. ин-та. Нальчик, 1948. Т. 4. С. 228.
38. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа. XVIII–XIX вв. – М.: Наука, 1989. – 288 с.
39. Тхамокова И.Х. Русское население Кабардино-Балкарии в XIX – начале XXI В.: динамика этнокультурных границ. – Нальчик, 2014. – 152 с.
40. Устюгова О.А. Развитие торговли у казачества Дальнего Востока в конце XIX – начале XX в.в./Ойкумена. Регионоведческие исследования. №2. 2015.- С. 52-59.
41. Усов Ф. Статистическое описание Сибирского казачьего войска. — СПб.: Издание главного управления иррегулярных войск, 1879. — 270 с.
42. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, Т. 2, М., 1986.
43. Федосов П.С. Казачество: традиции, обряды и календарные праздники. - Ставрополь: РИО Ставропольского филиала ГОУ ВПО Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, 2009. – 164 с.
44. Храпов, Н.С.. Быт казаков в записках Г.Е. Катанаева. Омск: Исторический архив Омской области.
45. Царева Л.С. Из истории костюма линейного казачества (черкесска). // Вестник Адыгейского государственного университета. 2008. №8. – С. 426-431.
46. Шарапова М.В. Традиции и новации в культурно-историческом развитии костюма кубанского казачества (женская одежда второй половины XIX – начала XX века). // Культурная жизнь Юга России. - №41, 2011. – С. 51-53.
47. Шаповалова А. В. Костюм черноморского казачества: традиции и мода (конец XVIII в. – 1860 г.): дис. … канд. ист. наук. Краснодар, 2009. С. 75−76.
48. Шаповалова А.В. Костюм черноморского казачества: традиции и мода (конец XVIII в. - 1860 г.). Автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата исторических наук. 2009.
49. Шолохов А.М. Одежда казаков верхнего дона конца XIX – нач. XX века. Ростов-на-Дону: Омега Паблишер, 2010. – 131 с.
50. Энциклопедия Кубанского казачества/Под общ. ред. В.К. Ратушняка. – Краснодар: Традиция, 2011. – С. 49 . Энциклопедия Кубанского казачества / под общ. ред. В.К. Ратушняка. – Краснодар: Традиция, 2011. – 504 с.: ил.
51. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. М.: Государственное издательство Искусство. М.: Искусство, 1955. – 160 с.
52. Ярошенко И.В. Традиционный бытовой костюм кубанских казаков XIX – нач. XX века. - Краснодар: КГУКИ, 2010. – 105 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ