ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ ФРГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
|
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ФРГ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ
1.1. ВОСПРИЯТИЕ ОСНОВНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ…
1.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МИССИИ БУНДЕСВЕРА……………….23-34
ГЛАВА 2.ФРГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРУКТУРАМИ 34-71
2.1. ЕПБО
2.2. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В РАМКАХ НАТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
ГЛАВА 1. ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ БЕЗОПАСНОСТИ ФРГ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ
1.1. ВОСПРИЯТИЕ ОСНОВНЫХ ВЫЗОВОВ И УГРОЗ В КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТАХ…
1.2. ТРАНСФОРМАЦИЯ И ЗАРУБЕЖНЫЕ МИССИИ БУНДЕСВЕРА……………….23-34
ГЛАВА 2.ФРГ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С МЕЖДУНАРОДНЫМИ СТРУКТУРАМИ 34-71
2.1. ЕПБО
2.2. ВЫЗОВЫ И УГРОЗЫ В РАМКАХ НАТО
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Процесс формирования и трансформации политики безопасности Федеративной Республики Германия в 1990-е гг. и в начале XXI века на протяжении длительного времени является объектом исследования многих политологов и историков-германистов. Интерес исследований мотивируется, прежде всего, возрастающим влиянием Германии в мире. Однако вместе с ростом своего влияния неизбежно возникают все новые дискуссии относительно обеспечения безопасности и национального интереса. Геополитическая обстановка вокруг ФРГ во все времена была непростой и требовала поиска более комплексных решений. До 1990-х годов, основной упор делался на развитие военной доктрины, направленной на территориальную оборону и тесные связи с основными гарантами безопасности пространства ФРГ: США и союзниками по НАТО. Это было продиктовано сразу несколькими причинами: во-первых, ФРГ являлась государством с ограниченным, после завершения Второй Мировой войны, суверенитетом, а созданная только в 1955г. была строго ограничена в своей области применения, исходя из результатов Второй Мировой войны и того факта, что США и союзники рассматривали вопрос возрождения германской армии, как вспомогательных сил НАТО в Центральной Европе, во-вторых, ФРГ имела общую границу со странами блока ОВД: что в рамках биполярной системы воспринималось Германией как угроза, носившей перманентный характер. Прочный фундамент для современной политики безопасности Германии и определения её национальных интересов был определён двумя событиями: Объединением Германии 1990 года и выходом в свет после окончания Холодной войны Белой книги 1994 года, обозначивших окончательное изменение в геополитическом мышлении, что позволило пересмотреть своё положение на международной арене. Перед Германией, как единым государством в Центральной Европе, встали новые вызовы и угрозы, зачастую носящие глобальный характер, которые могли представлять собой любую угрозу безопасности, как внешней, так и внутренней. Залогом успеха стала стратегия постоянной трансформации и реформирования политики безопасности.
Актуальность работы заключается в том, что ФРГ, как член Европейского Союза и НАТО, до украинских событий 2014г. воспринимала Российскую Федерацию одним из гарантов безопасности в Европе и мире. Сегодня же очевиден глубокий кризис в отношениях с Россией, которая в концептуальной Белой книге 2016 г. воспринимается как угроза безопасности и стабильности в Европе. ФРГ – страна, имеющая многоуровневую систему безопасности, и претендующая на новую, более значимую роль в мире: существует выражение, суть которого выражается словами «Германия слишком велика для Европы и слишком мала для целого мира» . Понимание логики принятия решений и восприятия угроз таким актором поможет существенно улучшить межгосударственные отношения и перенять опыт трансформации. Современные вызовы и угрозы безопасности ФРГ несут глобальный характер для всего мира в целом, поэтому опыт Германии в вопросах кризисного урегулирования, сочетающего военные и гражданские инструменты, представляет собой особую ценность для России, которая старается принимать всё более активное участие в вопросах гарантии безопасности и стабильности в мире.
Предмет исследования - восприятие современных вызовов и угроз безопасности ФРГ в рамках германской политики безопасности.
Объект исследования – политика безопасности ФРГ с 1990 по 2016 гг.
Цель работы: определить восприятие основных вызовов и угроз безопасности ФРГ и главные направления противодействия этим угрозам и вызовам в рамках германской политики безопасности на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать восприятие политической элитой ФРГ ключевых вызовов и угроз безопасности страны на современном этапе;
2. Определить основные способы парирования вызовов и угроз безопасности, включая опыт зарубежных операций и взаимодействие в рамках ЕС и НАТО;
3. Определить перспективные направления развития военной доктрины и вооруженных сил ФРГ на основе анализа трансформации за период с 1990 по 2016 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с объединения Германии в 1990 году по 2016 год, когда было выпущено последнее издание Белой книги спустя десять лет. 1990год - не только год объединения разъединенного Холодной войной народа ,но и дата обретения Германией полноправного международного статуса. Белая книга 2016г. - очередной выпуск важнейшего концептуального документа ФРГ в сфере обеспечения обороны и безопасности, который включает в себя фиксирование новой, изменившейся с момента предыдущего выпуска 2006 года, международной обстановки и выводит долгосрочную модель трансформации с учётом анализа восприятия наметившихся вызовов и угроз безопасности.
Методология и принципы исследования: в ходе проведения исследования в основе работы были задействованы принципы историзма и объективности, которые выражены в историческом анализе событий и документов, взвешенной оценке причинно-следственной связи в трансформации безопасности и вооруженных сил, и процессов.
Методология исследования предполагает применение следующих приемов: системный подход, сравнительно-исторический подход, обобщение. С их помощью вызовы и угрозы безопасности ФРГ будут определяться и обосновываться. Хронологический и сравнительно-исторический подходы помогают поэтапно проследить изменение факторов вызовов и угроз для безопасности Германии и сопоставить подходы и изменения в их восприятии с течением времени. Анализ литературы и обобщение информации позволяют сформировать воедино представление о том, какие непосредственно события и факторы являются угрозами безопасности и в каком векторе необходимо готовить ответ вызовам современным реалиям.
Основные источники, задействованные в исследовании, можно условно разделить на четыре основные группы.
К первой группе относятся документы органов власти ФРГ, ЕС,РФ,США и других государств, а также международных организаций, такие как Белые книги ФРГ 1994,2006 и 2016г.г., которые отражают основные направления стратегии безопасности Германии и принципах использования Бундесвера; Петерсбергский , Люксембургский ,Амстердамский и другие договоры, отражающие собой поэтапную эволюцию Европейских структур безопасности и степень интеграции основных участников; постановления Бундестага, доклады сенаторов в Конгрессе США, директивы министерства обороны РФ и ФРГ; Лондонская декларация , документы саммитов НАТО выражающих волю Североатлантического Альянса и его стратегии развития и взаимодействия с европейскими союзниками.
Вторая группа источников включает в себя публикации документов и материалов, мемуары политических деятелей и глав государств. В частности мемуары представлены воспоминаниями Г.Шрёдера , Х.Д.Геншера , имевших непосредственное отношение к реализации мер политики и разработке концепций.
Третью группу составляют официальные выступления политических деятелей этих стран, например, Д. Медведева, А. Меркель, Дж.Буша, Г.Шрёдер, Г.Коля, Й. Фишера, П. Штрука и других.
Четвертую группу представляют периодические издания, публикации в прессе, отражающие важнейшие события, трактовку политических действий правительств, а также изменяющуюся действительность и их восприятие общественностью. Данная группа представлена следующими изданиями: Нью-Йорк Таймс, Вашингтон Пост, Ди Цайт, Франкфуртер-Альгемайне, Зюддойче Пост, Шпигель, Коммерсант, Российская Газета, Вестник МИД и МГИМО, Международная жизнь и другими.
Степень изученности темы как российским, так и немецким научным сообществом достаточно высока. В целом, авторами предоставлена достаточно полная картина архитектуры политики безопасности Германии на рубеже тысячелетий, в частности в Германии существует весьма обширная сеть фондов и экспертных организаций, например, DGAP, HSFK, ISFH, SWP, фонд Ф. Эберта и К. Адэнауэра, рассматривающих различные аспекты внешней политики ФРГ и политики безопасности, как её неотъемлемой части.
Литература делится на две группы, относительно страны происхождения:
Первая группа представляет собой работы российских исследователей в области взаимоотношений ФРГ и ЕС, ФРГ и НАТО, России и ФРГ, а также в сфере реализации мер безопасности в международном пространстве. Степень изученности внешней политики Германии, эволюции Бундесвера и военной концепции Германии, российско-германских отношений, европейской интеграции, политики ЕПБО и НАТО имеет богатый опыт, который представлен в работах следующими авторами: Н.А.Власовым, С.В.Спиридоновым, А.И. Егоровым, К.Н.Михайлиным, Т.Арзаматовой, А.К.Никитиным, А.Ахтамзяном, В.Тереховым, О.Ю.Семеновым, М.А.Коноваловой, А.М.Кокеевым , В.Б.Беловым, Н.В. Павловым, К.Д. Нуралиевым, Л.И. Глухарёвым, Н.П. Левиной, А.Ю. Безруковой, О. Ардачевым, В.Г. Барановским, Ю.А. Гусаровым, В. Журкиным, Д. Труновым, Д. Даниловым, А. Панариным, С. Карагановым и другими. Внешняя политика Германии после 1990г., её возрастающая роль в интеграционных объединениях, трансформация видения собственной безопасности, коллективной безопасности и вооруженных сил являются частыми предметами исследования российскими специалистами. В особенности, А.Ахтамзян, В.Терехов, А.И. Егорова , О.Ю.Семенова, Т. Арзаманова и другие рассматривают политику Германии в 1990-е годы после объединения страны и трансформацию национальных интересов. Д.Данилов, А.Панарин, С.Караганов изучают вопросы взаимодействия ФРГ и её трансатлантических союзников и изменения роли в НАТО. Глухарёв Л.И., Левина Н.П., Безрукова А.Ю., О. Ардачев, Барановский В.Г., Гусаров Ю.А., Журкин В., Д.Трунов рассматривают вопросы европейской интеграции в сфере безопасности, эволюцию построения европейских структур безопасности и анализирую основные документированные столпы евроинтеграции и опыт урегулирования региональных конфликтов. Н.А.Власов, О.Ю.Семенов, М.А.Коновалова, В.Б.Белов и Н.В.Павлов исследуют трансформацию вооруженных сил ФРГ и основных оборонных концепций, анализируют вызовы и угрозы на различных этапах формирования структуры безопасности. Влияние Российской Федерации на безопасность ФРГ является частным вопросом в российско-германских отношениях, который в российской науке недостаточно изучен. Некоторые авторы, такие как С.В.Спиридонов, А.И. Егоров и А.К.Никитин выделились обобщающим методом разбора трансформации политики безопасности ФРГ. Отдельную ценность среди представленных монографий имеют работы Н.В. Павлова, В.Б.Белова, О.Ю.Семенова, специалистов-германистов, которые способствуют более детальному разбору проблематики политики безопасности и истории взаимоотношений РФ и Германии в различные периоды, избегая общих тем.
Вторая группа представляет собой работы европейских и американских политологов и специалистов в сфере международных отношений, исследующих внешнюю политику ФРГ на различных этапах ее развития, постсоветское и европейское пространство, роль интеграционных объединений и организаций коллективной безопасности, охватывая в основном в период 1990-2000-х гг. Данная группа представлена работами следующих авторов: К. Хакке, X. Тиммерманна, Ш. Майстера, У. Паттерсона, Г.Смита, Д. Андерсона , Т. Пфлюгера, А.Плато, У. Роос, Г. Фогеля, В. Бредова, У. Краузе, А.Йонас, Б. Гигериха, Х. Бийля, С. Сцабо, Г-М. Мейер и других. К. Хакке, У.Паттерсон, Г.Смит рассматривают вопросы трансформации внешнеполитических интересов и безопасности Германии после объединения и завершения Холодной войны. Т. Пфлюгер, С. Сцабо, В. Бредов, У. Краузе, У. Хаген ставят перед собой задачу изучить трансформационные процессы в политике безопасности и Бундесвера, концептуальное осмысление реализации безопасности во внешней политике и проведение зарубежных миссий Бундесвера. А.Йонас, Б. Гигериха, Х.Бийля, А.Плато, С.Сцабо, Эндерс Т.К., Эрхарт Х-Г., Н. Гнессото предоставляют анализ развития европейских структур безопасности и роли в них ФРГ. М. Медер и К. Блюмер освещают в своих работах общественное мнение по поводу участия Бундесвера в зарубежных операциях , в том числе под эгидой НАТО, а также даёт оценку деятельности «Красно-зелёной» коалиции Г.Шрёдера. Д.Даффилд и В.В.Штоль изучают в своих работах трансатлантическое сотрудничество, диалог ФРГ-НАТО и уровень взаимодействия Европы и США в сфере безопасности. Проблема влияния России на безопасность ФРГ в германской политической науке изучена лучше, чем у российских коллег, за счёт более детального рассмотрения частных аспектов, также в ФРГ существует ряд фондов и исследовательских центров, занимающихся в том числе российско-германскими отношениями, такими как фонд «Наука и политика», фонд Конрада Адэнауэра, фонд Фридриха Эберта. Важность определенных исследований авторов трудно недооценить: исследуя проблематику взаимоотношений ФРГ и РФ. К.Хакке уделяет наибольшее внимание рассмотрению трансатлантических связей ФРГ, «российский фактор» в его исследованиях играет второстепенную роль. Х.Тиммерманн описывает влияние совместных действий Германии и России на построение Европейского пространства безопасности. Г.Фогель исследует институт принятия германских внешнеполитических решений и отношений с Россией. Ш.Майстер уделяет внимание рассмотрению вопросов построения внешней политики РФ и взаимоотношений её с ФРГ и интеграционными объединениями. Т.Шладек, А.Ротфельд описывают в своих работах взаимодействие Германии с европейскими и трансатлантическими структурами безопасности, в том числе изучая эволюцию взглядов германского правительства относительно участия в этих структурах. М. Кнапп, Г. Хельман, Д. Краузе, К.Кайзер ставят перед собой задачу рассмотреть эволюцию внешнеполитической концепции Германии и её влияния на трансформацию определения безопасности и европейской идентичности.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава содержит анализ и обзор основных вызовов и угроз, обозначенных в концептуальных стратегиях, и трансформации вооруженных сил Германии, которые являются основным инструментом реализации мер по обеспечению безопасности страны и идентификатором осознания основных проблем безопасности правительством Германии.
Вторая глава представляет собой анализ взаимодействия ФРГ с основными партнёрами по безопасности: ЕС и НАТО. Глава делится на два параграфа, соответствующих сотрудничеству с каждой из представленных выше организаций. В первом параграфе проводится обзор основных документов и эволюции вызовов в процессе становления Европейских структур безопасности, а также роль Германии в этих процессах на современном этапе с 1990 по 2017г.г. Европейская интеграция и общая внешняя политика безопасности- одно из ключевых направлений внешней политики ФРГ. Проблема формирования собственной европейской идентичности автономных или менее зависимых от воли НАТО и США в сфере безопасности - одна из задач Германии после окончания Холодной войны. Второй параграф содержит обзор и сравнение концептуальных документов Германии в период 1990-2017г.г. с одной стороны и стратегических концепций США и НАТО с другой стороны, которые позволяют должным образом отследить степень восприятия и парирования вызовов и угроз союзниками и трансформацию Организации на доктринальном уровне.
В заключительной части работы даётся среднесрочное прогнозирование дальнейшего развития сотрудничества с основными партнёрами по вызовам, и угрозам безопасности ФРГ в ближайшем будущем и определяются наиболее серьёзные риски в политике ФРГ, на которые делается наиболее сильный акцент в наши дни.
Актуальность работы заключается в том, что ФРГ, как член Европейского Союза и НАТО, до украинских событий 2014г. воспринимала Российскую Федерацию одним из гарантов безопасности в Европе и мире. Сегодня же очевиден глубокий кризис в отношениях с Россией, которая в концептуальной Белой книге 2016 г. воспринимается как угроза безопасности и стабильности в Европе. ФРГ – страна, имеющая многоуровневую систему безопасности, и претендующая на новую, более значимую роль в мире: существует выражение, суть которого выражается словами «Германия слишком велика для Европы и слишком мала для целого мира» . Понимание логики принятия решений и восприятия угроз таким актором поможет существенно улучшить межгосударственные отношения и перенять опыт трансформации. Современные вызовы и угрозы безопасности ФРГ несут глобальный характер для всего мира в целом, поэтому опыт Германии в вопросах кризисного урегулирования, сочетающего военные и гражданские инструменты, представляет собой особую ценность для России, которая старается принимать всё более активное участие в вопросах гарантии безопасности и стабильности в мире.
Предмет исследования - восприятие современных вызовов и угроз безопасности ФРГ в рамках германской политики безопасности.
Объект исследования – политика безопасности ФРГ с 1990 по 2016 гг.
Цель работы: определить восприятие основных вызовов и угроз безопасности ФРГ и главные направления противодействия этим угрозам и вызовам в рамках германской политики безопасности на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать восприятие политической элитой ФРГ ключевых вызовов и угроз безопасности страны на современном этапе;
2. Определить основные способы парирования вызовов и угроз безопасности, включая опыт зарубежных операций и взаимодействие в рамках ЕС и НАТО;
3. Определить перспективные направления развития военной доктрины и вооруженных сил ФРГ на основе анализа трансформации за период с 1990 по 2016 гг.
Хронологические рамки исследования охватывают период с объединения Германии в 1990 году по 2016 год, когда было выпущено последнее издание Белой книги спустя десять лет. 1990год - не только год объединения разъединенного Холодной войной народа ,но и дата обретения Германией полноправного международного статуса. Белая книга 2016г. - очередной выпуск важнейшего концептуального документа ФРГ в сфере обеспечения обороны и безопасности, который включает в себя фиксирование новой, изменившейся с момента предыдущего выпуска 2006 года, международной обстановки и выводит долгосрочную модель трансформации с учётом анализа восприятия наметившихся вызовов и угроз безопасности.
Методология и принципы исследования: в ходе проведения исследования в основе работы были задействованы принципы историзма и объективности, которые выражены в историческом анализе событий и документов, взвешенной оценке причинно-следственной связи в трансформации безопасности и вооруженных сил, и процессов.
Методология исследования предполагает применение следующих приемов: системный подход, сравнительно-исторический подход, обобщение. С их помощью вызовы и угрозы безопасности ФРГ будут определяться и обосновываться. Хронологический и сравнительно-исторический подходы помогают поэтапно проследить изменение факторов вызовов и угроз для безопасности Германии и сопоставить подходы и изменения в их восприятии с течением времени. Анализ литературы и обобщение информации позволяют сформировать воедино представление о том, какие непосредственно события и факторы являются угрозами безопасности и в каком векторе необходимо готовить ответ вызовам современным реалиям.
Основные источники, задействованные в исследовании, можно условно разделить на четыре основные группы.
К первой группе относятся документы органов власти ФРГ, ЕС,РФ,США и других государств, а также международных организаций, такие как Белые книги ФРГ 1994,2006 и 2016г.г., которые отражают основные направления стратегии безопасности Германии и принципах использования Бундесвера; Петерсбергский , Люксембургский ,Амстердамский и другие договоры, отражающие собой поэтапную эволюцию Европейских структур безопасности и степень интеграции основных участников; постановления Бундестага, доклады сенаторов в Конгрессе США, директивы министерства обороны РФ и ФРГ; Лондонская декларация , документы саммитов НАТО выражающих волю Североатлантического Альянса и его стратегии развития и взаимодействия с европейскими союзниками.
Вторая группа источников включает в себя публикации документов и материалов, мемуары политических деятелей и глав государств. В частности мемуары представлены воспоминаниями Г.Шрёдера , Х.Д.Геншера , имевших непосредственное отношение к реализации мер политики и разработке концепций.
Третью группу составляют официальные выступления политических деятелей этих стран, например, Д. Медведева, А. Меркель, Дж.Буша, Г.Шрёдер, Г.Коля, Й. Фишера, П. Штрука и других.
Четвертую группу представляют периодические издания, публикации в прессе, отражающие важнейшие события, трактовку политических действий правительств, а также изменяющуюся действительность и их восприятие общественностью. Данная группа представлена следующими изданиями: Нью-Йорк Таймс, Вашингтон Пост, Ди Цайт, Франкфуртер-Альгемайне, Зюддойче Пост, Шпигель, Коммерсант, Российская Газета, Вестник МИД и МГИМО, Международная жизнь и другими.
Степень изученности темы как российским, так и немецким научным сообществом достаточно высока. В целом, авторами предоставлена достаточно полная картина архитектуры политики безопасности Германии на рубеже тысячелетий, в частности в Германии существует весьма обширная сеть фондов и экспертных организаций, например, DGAP, HSFK, ISFH, SWP, фонд Ф. Эберта и К. Адэнауэра, рассматривающих различные аспекты внешней политики ФРГ и политики безопасности, как её неотъемлемой части.
Литература делится на две группы, относительно страны происхождения:
Первая группа представляет собой работы российских исследователей в области взаимоотношений ФРГ и ЕС, ФРГ и НАТО, России и ФРГ, а также в сфере реализации мер безопасности в международном пространстве. Степень изученности внешней политики Германии, эволюции Бундесвера и военной концепции Германии, российско-германских отношений, европейской интеграции, политики ЕПБО и НАТО имеет богатый опыт, который представлен в работах следующими авторами: Н.А.Власовым, С.В.Спиридоновым, А.И. Егоровым, К.Н.Михайлиным, Т.Арзаматовой, А.К.Никитиным, А.Ахтамзяном, В.Тереховым, О.Ю.Семеновым, М.А.Коноваловой, А.М.Кокеевым , В.Б.Беловым, Н.В. Павловым, К.Д. Нуралиевым, Л.И. Глухарёвым, Н.П. Левиной, А.Ю. Безруковой, О. Ардачевым, В.Г. Барановским, Ю.А. Гусаровым, В. Журкиным, Д. Труновым, Д. Даниловым, А. Панариным, С. Карагановым и другими. Внешняя политика Германии после 1990г., её возрастающая роль в интеграционных объединениях, трансформация видения собственной безопасности, коллективной безопасности и вооруженных сил являются частыми предметами исследования российскими специалистами. В особенности, А.Ахтамзян, В.Терехов, А.И. Егорова , О.Ю.Семенова, Т. Арзаманова и другие рассматривают политику Германии в 1990-е годы после объединения страны и трансформацию национальных интересов. Д.Данилов, А.Панарин, С.Караганов изучают вопросы взаимодействия ФРГ и её трансатлантических союзников и изменения роли в НАТО. Глухарёв Л.И., Левина Н.П., Безрукова А.Ю., О. Ардачев, Барановский В.Г., Гусаров Ю.А., Журкин В., Д.Трунов рассматривают вопросы европейской интеграции в сфере безопасности, эволюцию построения европейских структур безопасности и анализирую основные документированные столпы евроинтеграции и опыт урегулирования региональных конфликтов. Н.А.Власов, О.Ю.Семенов, М.А.Коновалова, В.Б.Белов и Н.В.Павлов исследуют трансформацию вооруженных сил ФРГ и основных оборонных концепций, анализируют вызовы и угрозы на различных этапах формирования структуры безопасности. Влияние Российской Федерации на безопасность ФРГ является частным вопросом в российско-германских отношениях, который в российской науке недостаточно изучен. Некоторые авторы, такие как С.В.Спиридонов, А.И. Егоров и А.К.Никитин выделились обобщающим методом разбора трансформации политики безопасности ФРГ. Отдельную ценность среди представленных монографий имеют работы Н.В. Павлова, В.Б.Белова, О.Ю.Семенова, специалистов-германистов, которые способствуют более детальному разбору проблематики политики безопасности и истории взаимоотношений РФ и Германии в различные периоды, избегая общих тем.
Вторая группа представляет собой работы европейских и американских политологов и специалистов в сфере международных отношений, исследующих внешнюю политику ФРГ на различных этапах ее развития, постсоветское и европейское пространство, роль интеграционных объединений и организаций коллективной безопасности, охватывая в основном в период 1990-2000-х гг. Данная группа представлена работами следующих авторов: К. Хакке, X. Тиммерманна, Ш. Майстера, У. Паттерсона, Г.Смита, Д. Андерсона , Т. Пфлюгера, А.Плато, У. Роос, Г. Фогеля, В. Бредова, У. Краузе, А.Йонас, Б. Гигериха, Х. Бийля, С. Сцабо, Г-М. Мейер и других. К. Хакке, У.Паттерсон, Г.Смит рассматривают вопросы трансформации внешнеполитических интересов и безопасности Германии после объединения и завершения Холодной войны. Т. Пфлюгер, С. Сцабо, В. Бредов, У. Краузе, У. Хаген ставят перед собой задачу изучить трансформационные процессы в политике безопасности и Бундесвера, концептуальное осмысление реализации безопасности во внешней политике и проведение зарубежных миссий Бундесвера. А.Йонас, Б. Гигериха, Х.Бийля, А.Плато, С.Сцабо, Эндерс Т.К., Эрхарт Х-Г., Н. Гнессото предоставляют анализ развития европейских структур безопасности и роли в них ФРГ. М. Медер и К. Блюмер освещают в своих работах общественное мнение по поводу участия Бундесвера в зарубежных операциях , в том числе под эгидой НАТО, а также даёт оценку деятельности «Красно-зелёной» коалиции Г.Шрёдера. Д.Даффилд и В.В.Штоль изучают в своих работах трансатлантическое сотрудничество, диалог ФРГ-НАТО и уровень взаимодействия Европы и США в сфере безопасности. Проблема влияния России на безопасность ФРГ в германской политической науке изучена лучше, чем у российских коллег, за счёт более детального рассмотрения частных аспектов, также в ФРГ существует ряд фондов и исследовательских центров, занимающихся в том числе российско-германскими отношениями, такими как фонд «Наука и политика», фонд Конрада Адэнауэра, фонд Фридриха Эберта. Важность определенных исследований авторов трудно недооценить: исследуя проблематику взаимоотношений ФРГ и РФ. К.Хакке уделяет наибольшее внимание рассмотрению трансатлантических связей ФРГ, «российский фактор» в его исследованиях играет второстепенную роль. Х.Тиммерманн описывает влияние совместных действий Германии и России на построение Европейского пространства безопасности. Г.Фогель исследует институт принятия германских внешнеполитических решений и отношений с Россией. Ш.Майстер уделяет внимание рассмотрению вопросов построения внешней политики РФ и взаимоотношений её с ФРГ и интеграционными объединениями. Т.Шладек, А.Ротфельд описывают в своих работах взаимодействие Германии с европейскими и трансатлантическими структурами безопасности, в том числе изучая эволюцию взглядов германского правительства относительно участия в этих структурах. М. Кнапп, Г. Хельман, Д. Краузе, К.Кайзер ставят перед собой задачу рассмотреть эволюцию внешнеполитической концепции Германии и её влияния на трансформацию определения безопасности и европейской идентичности.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав и заключения. Первая глава содержит анализ и обзор основных вызовов и угроз, обозначенных в концептуальных стратегиях, и трансформации вооруженных сил Германии, которые являются основным инструментом реализации мер по обеспечению безопасности страны и идентификатором осознания основных проблем безопасности правительством Германии.
Вторая глава представляет собой анализ взаимодействия ФРГ с основными партнёрами по безопасности: ЕС и НАТО. Глава делится на два параграфа, соответствующих сотрудничеству с каждой из представленных выше организаций. В первом параграфе проводится обзор основных документов и эволюции вызовов в процессе становления Европейских структур безопасности, а также роль Германии в этих процессах на современном этапе с 1990 по 2017г.г. Европейская интеграция и общая внешняя политика безопасности- одно из ключевых направлений внешней политики ФРГ. Проблема формирования собственной европейской идентичности автономных или менее зависимых от воли НАТО и США в сфере безопасности - одна из задач Германии после окончания Холодной войны. Второй параграф содержит обзор и сравнение концептуальных документов Германии в период 1990-2017г.г. с одной стороны и стратегических концепций США и НАТО с другой стороны, которые позволяют должным образом отследить степень восприятия и парирования вызовов и угроз союзниками и трансформацию Организации на доктринальном уровне.
В заключительной части работы даётся среднесрочное прогнозирование дальнейшего развития сотрудничества с основными партнёрами по вызовам, и угрозам безопасности ФРГ в ближайшем будущем и определяются наиболее серьёзные риски в политике ФРГ, на которые делается наиболее сильный акцент в наши дни.
Начиная с 1990г. германская политика безопасности вступает на путь непрерывной трансформации, стремясь определить дальнейшие векторы развития на среднесрочную перспективу и построить новую модель безопасности, актуальную для изменившихся мировых реалий. После распада социалистического блока стран перестала существовать и биполярная система международных отношений, что породило сразу несколько факторов. Во-первых, количество непосредственных угроз заметно снизилась – ФРГ больше не являлась приграничным с блоком ОВД государством; во-вторых, в условиях понижения управляемости конфликтами, на первое место начали выдвигаться вопросы урегулирования региональных кризисов и своевременного реагирования на них. Осознание новой угрозы и исходящей от неё потенциальной опасности потребовало постепенного отхода от концепции территориальной обороны и смещения основного вектора в сторону защиты безопасности ФРГ «за рубежом», что потребовало существенного изменения законодательства, института принятия внешнеполитических решений и начать трансформацию вооруженных сил для расширения спектра поставленных задач и реализации зарубежных миссий. Подобное видение отразилось и на отношениях с основными партнёрами по безопасности: ввиду отсутствия угрозы глобального масштаба, Германия была заинтересована в создании эффективных региональных структур, которые бы способствовали укреплению пространства стабильности в Европе и не противоречили бы НАТО.
Следующей важной вехой в развитии оборонной концепции стали террористические атаки 11 сентября 2001г., серьезно изменившие приоритеты в сфере безопасности. На первое место вышла угроза международного терроризма, для противостояния которой было недостаточно силы даже такой сверхдержавы как США. Германия выступила за консолидацию усилий всех союзников для борьбы с международным терроризмом и дали согласие на участие в самой крупной и долгосрочной операции за всю свою новейшую историю, миссии в Афганистане. Действия германских сил были направлены на уничтожение террористических очагов за рубежом до того, как потенциальная опасность от них приблизится к границам Европы: возникла острая необходимость защиты безопасности ФРГ «на дальних рубежах». В условиях появления глобальной угрозы международного уровня ФРГ проявила повышенный интерес к укреплению институтов ООН и ОБСЕ, являющихся важнейшей основой легитимации внешнеполитических акций, что вызвало определенные противоречия с США, чьё общество вступило в стадию нестабильности из-за угрозы «гипертерроризма» и приступило к формированию отдельных коалиций, используя ресурс НАТО для реализации собственных целей и в обход позиции ООН.
Несмотря на сохраняющееся положение терроризма, как наиболее опасной угрозы безопасности, в период с 2008 по 2014гг., после Южноосетинского конфликта и дезинтеграции Украины, начинает появляться «новая» угроза, находящаяся практически в одном ряду с риском нераспространения ядерного вооружения – это угроза межгосударственных конфликтов, актуализировавшая вопросы территориальной обороны в рамках организаций коллективной безопасности. Это выразилось в принятии участия в мероприятиях по гарантии безопасности Прибалтийским и Восточноевропейским партнёрам по НАТО, а также дало новый импульс в дискуссии о создании Европейской армии. Наблюдая процессы распада и дезинтеграции ряда государств, в том числе в Восточной Европе, Германия конкретизировала вторую по актуальности проблему безопасности – региональные конфликты. Были выделены наиболее опасные регионы мира, являющимися очагами нестабильности: Балканский регион, постсоветское пространство, Ближний Восток, Север Африки и Российская Федерация, а также произошёл кардинальный пересмотр на уровне доктринальных документов методов урегулирования кризисов в пользу выявления и предотвращения кризисных явлений на стадии их зарождения. Германия за 22 года с момента выхода первой после Холодной войны Белой книги отмечает, что тактика предотвращения конфликтов основана на осознании опасности, исходящей от политически нестабильных режимов и дезинтегрирующихся государств, способных порождать нестабильность в регионе, что является важным сигналом для близлежащих соседей.
На протяжении 28 лет менялись проблемы и их восприятия, так на современном этапе можно выделить несколько основных вызовов и угроз, стоящих перед политикой безопасности Германии и которые будут восприниматься таковыми германским истеблишментом в среднесрочной перспективе:
Во-первых, международный терроризм и угроза попадания в руки экстремистов ядерного оружия. Сама угроза распространения ядерного оружия среди государств остается релевантной, но попадание его в руки негосударственных акторов способно привести ещё к более непредсказуемым последствиям. Германия крайне заинтересована в обеспечении безопасности на всех уровнях и от любых угроз и оружия, поэтому последовательно выступает за полное ядерное разоружение, без которого государства заведомо находятся в неравных положениях и не способны полностью гарантировать собственную безопасность.
Во-вторых, необходимость защиты экономического, информационного и экологического пространства, от которых во многом зависит безопасность и суверенитет государства.
В-третьих, проблема межгосударственных конфликтов по типу южноосетинского кризиса 2008г.
Несмотря на постоянное изменение и появление новых факторов, таких как международный терроризм, в германской концепции безопасности, экзистенциональной проблемой остаются локальные кризисы, которые могут стать причинами гуманитарных проблем мирного населения и возникновения очагов терроризма, что в сумме способно нарушить глобальную стабильность и предсказуемость развития мировых процессов.
Для парирования вышеизложенных угроз германские правящие круги на всех этапах развития политики безопасности стремились построить многоуровневую систему безопасности для решения основных вызовов и угроз на глобальном и региональном уровне. Такими инструментами стали НАТО и ЕПБО, которые должны были дополнить друг друга в укреплении безопасности и стабильности на основе общих ценностей, восприятия и коалиционности.
Проект создания и развития ЕПБО является попыткой создания эффективной системы коллективной обороны, основанной на европейской идентичности и евроинтеграции. Однако на протяжение всего жизненного цикла этого проекта, Германия, как основной лидер евроинтеграции, сталкивается с серьёзными трудностями в вопросах консолидации политической воли членов ЕПБО, являющимися по совместительству и участниками блока НАТО. Это объясняется тем, что изначальные процессы евроинтеграции были построены на тесных экономических связях, и обеспечение безопасности европейского пространства во многом ложилось на НАТО, потому многие партнёры относятся к европейской идентичности в области безопасности как к противопоставлению НАТО, сопряженному политическими рисками и ухудшением отношений с США. В условиях возникшего кризиса доверия после саммита НАТО в Брюсселе и украинских событий 2014г. ЕПБО получило дополнительный стимул для углубления интеграции, миновав «потолок возможностей» Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009г. В ситуации, когда повышение военных расходов, затребованное на саммите Соединенными Штатами, стало серьёзным вызовом для экономик европейских стран, нацеленных на сокращение военных расходов, возобновили дискуссию об укреплении европейского оборонного сотрудничества и перспективах создания европейской армии на основе контингентов смешанных бригад, формирование которых происходило с конца 1980-х гг. В среднесрочной перспективе Германия планирует сделать свои вооружённые силы основным костяком будущих формирований европейской армии, поскольку Бундесвер является одной из наиболее многочисленных и сильнейших армий Европы. Германия в своих концептуальных документах провозгласила готовность гарантировать стабильность мира и защиту территориальной целостности своих союзников, обладая притом современной профессиональной армией, участвовавшей с 1990г. в десятках самых различных операций, в то время как большинство государств Европы не способны самостоятельно обеспечивать свою безопасность без участия в международных организациях.
Сотрудничество в рамках НАТО в политике безопасности Германии занимает одно из центральных мест. Являясь основным гарантом безопасности в Европе, Организация Северо-Атлантического договора трансформировалась в соответствии с актуальными вызовами и угрозами, стоящими перед мировым сообществом. Однако, политика США, вносящих наибольший вклад в Организацию, оказывала существенное влияние на вектор развития НАТО, что после 2001 г. вызывало существенные противоречия в восприятии целей Организации. Для Германии НАТО – это инструмент обеспечения глобальной стабильности на основе санкций международных организаций, таких как ОБСЕ и ООН, но не подменяющий их решения, в отличие от США, воспринимающих НАТО как инструмент мобилизации ресурсов и союзников для достижения конкретных целей. Поэтому, несмотря на практически идентичное понимание глобальных вызовов и угроз безопасности, Германия, и европейские страны с одной стороны и США с другой, имели различное восприятие этих угроз и методов их локализации, что, в частности, отразилось на невозможности многих государств наравне с США принимать на себя ответственность в операциях НАТО и увеличивать затраты на усиление Восточного крыла НАТО в Европе, и систематические учения. Для обеспечения региональной безопасности при условии чрезвычайно низкой военной угрозы, Германия последовательно выступает за укрепление роли европейских структур, стремясь предоставить обеспечение европейской безопасности самим европейцам, которые имеют в этом кровный интерес и хотят меньше зависеть от политической воли США. Штаты на Брюссельском саммите НАТО в мае 2017г. отказались гарантировать безопасность тех стран, которые не повысят расходы до уровня 2% ВВП. В сложившемся «окне возможностей» для ЕПБО появляется в среднесрочной перспективе шанс углубления интеграции на базе создания автономной структуры безопасности, не противоречащей НАТО, которая для некоторых государств ЕС и НАТО может стать хорошей гарантированной альтернативой в поисках безопасности взамен повышения военных расходов .
Что касается дальнейшего вектора развития основного инструмента парирования угроз, вооруженных сил, видится в сохранении существующей тенденции к компактности и мобильности, охарактеризованными в Белой книге 2016г., как «Flexibilität und Agilität», но с незначительными изменениями, которые будут касаться задач по «территориальной обороне». После распада биполярной системы ФРГ перестала являться «приграничным» к условно враждебному блоку государством, что сместило центр тяжести в развитии вооружённых сил с территориальной обороны в сторону создания высокотехнологичных и мобильных соединений. Однако это не значит то, что Бундесвер не имеет в списке задач способность быть готовым к территориальной обороне Германии, скорее, дальнейшие реформы были нацелены на создания армии с расширенным спектром задач, которая была бы способна реагировать на самые различные кризисы и вызовы. Современная политика НАТО по обеспечению гарантии безопасности странам Прибалтики и Восточной Европы требуют длительной дислокации воинских контингентов, в чем необходимо наличие определенного оборудования или техники, что не может не отражаться на госзаказах и оборонной промышленности. Здесь закрепляется понятие защиты удерживаемой территории и контроля над ней, однако это не является чем-то неординарным для Бундесвера, имеющего опыт длительного пребывания компактных контингентов в Косово и Афганистане, в котором, в частности, по мере усиления уровня угрозы атак террористов, Бундесвер постепенно оснащался тяжёлым вооружением, подходящим для выполнения поставленных задач. Одной из основных угроз безопасности ФРГ являются локальные и международные кризисы, в том числе угрожающие территориальной целостности союзников, что соответственно и отражается в их задачах в готовности к быстрому реагированию, размещению и обороне территории. Открытие дискуссии непосредственно о территориальной обороне неразрывно связано с возобновлением обязательной срочной службы, которая на данный момент является отнюдь не рациональной с позиции финансовой политики и нужд армии.
Следующей важной вехой в развитии оборонной концепции стали террористические атаки 11 сентября 2001г., серьезно изменившие приоритеты в сфере безопасности. На первое место вышла угроза международного терроризма, для противостояния которой было недостаточно силы даже такой сверхдержавы как США. Германия выступила за консолидацию усилий всех союзников для борьбы с международным терроризмом и дали согласие на участие в самой крупной и долгосрочной операции за всю свою новейшую историю, миссии в Афганистане. Действия германских сил были направлены на уничтожение террористических очагов за рубежом до того, как потенциальная опасность от них приблизится к границам Европы: возникла острая необходимость защиты безопасности ФРГ «на дальних рубежах». В условиях появления глобальной угрозы международного уровня ФРГ проявила повышенный интерес к укреплению институтов ООН и ОБСЕ, являющихся важнейшей основой легитимации внешнеполитических акций, что вызвало определенные противоречия с США, чьё общество вступило в стадию нестабильности из-за угрозы «гипертерроризма» и приступило к формированию отдельных коалиций, используя ресурс НАТО для реализации собственных целей и в обход позиции ООН.
Несмотря на сохраняющееся положение терроризма, как наиболее опасной угрозы безопасности, в период с 2008 по 2014гг., после Южноосетинского конфликта и дезинтеграции Украины, начинает появляться «новая» угроза, находящаяся практически в одном ряду с риском нераспространения ядерного вооружения – это угроза межгосударственных конфликтов, актуализировавшая вопросы территориальной обороны в рамках организаций коллективной безопасности. Это выразилось в принятии участия в мероприятиях по гарантии безопасности Прибалтийским и Восточноевропейским партнёрам по НАТО, а также дало новый импульс в дискуссии о создании Европейской армии. Наблюдая процессы распада и дезинтеграции ряда государств, в том числе в Восточной Европе, Германия конкретизировала вторую по актуальности проблему безопасности – региональные конфликты. Были выделены наиболее опасные регионы мира, являющимися очагами нестабильности: Балканский регион, постсоветское пространство, Ближний Восток, Север Африки и Российская Федерация, а также произошёл кардинальный пересмотр на уровне доктринальных документов методов урегулирования кризисов в пользу выявления и предотвращения кризисных явлений на стадии их зарождения. Германия за 22 года с момента выхода первой после Холодной войны Белой книги отмечает, что тактика предотвращения конфликтов основана на осознании опасности, исходящей от политически нестабильных режимов и дезинтегрирующихся государств, способных порождать нестабильность в регионе, что является важным сигналом для близлежащих соседей.
На протяжении 28 лет менялись проблемы и их восприятия, так на современном этапе можно выделить несколько основных вызовов и угроз, стоящих перед политикой безопасности Германии и которые будут восприниматься таковыми германским истеблишментом в среднесрочной перспективе:
Во-первых, международный терроризм и угроза попадания в руки экстремистов ядерного оружия. Сама угроза распространения ядерного оружия среди государств остается релевантной, но попадание его в руки негосударственных акторов способно привести ещё к более непредсказуемым последствиям. Германия крайне заинтересована в обеспечении безопасности на всех уровнях и от любых угроз и оружия, поэтому последовательно выступает за полное ядерное разоружение, без которого государства заведомо находятся в неравных положениях и не способны полностью гарантировать собственную безопасность.
Во-вторых, необходимость защиты экономического, информационного и экологического пространства, от которых во многом зависит безопасность и суверенитет государства.
В-третьих, проблема межгосударственных конфликтов по типу южноосетинского кризиса 2008г.
Несмотря на постоянное изменение и появление новых факторов, таких как международный терроризм, в германской концепции безопасности, экзистенциональной проблемой остаются локальные кризисы, которые могут стать причинами гуманитарных проблем мирного населения и возникновения очагов терроризма, что в сумме способно нарушить глобальную стабильность и предсказуемость развития мировых процессов.
Для парирования вышеизложенных угроз германские правящие круги на всех этапах развития политики безопасности стремились построить многоуровневую систему безопасности для решения основных вызовов и угроз на глобальном и региональном уровне. Такими инструментами стали НАТО и ЕПБО, которые должны были дополнить друг друга в укреплении безопасности и стабильности на основе общих ценностей, восприятия и коалиционности.
Проект создания и развития ЕПБО является попыткой создания эффективной системы коллективной обороны, основанной на европейской идентичности и евроинтеграции. Однако на протяжение всего жизненного цикла этого проекта, Германия, как основной лидер евроинтеграции, сталкивается с серьёзными трудностями в вопросах консолидации политической воли членов ЕПБО, являющимися по совместительству и участниками блока НАТО. Это объясняется тем, что изначальные процессы евроинтеграции были построены на тесных экономических связях, и обеспечение безопасности европейского пространства во многом ложилось на НАТО, потому многие партнёры относятся к европейской идентичности в области безопасности как к противопоставлению НАТО, сопряженному политическими рисками и ухудшением отношений с США. В условиях возникшего кризиса доверия после саммита НАТО в Брюсселе и украинских событий 2014г. ЕПБО получило дополнительный стимул для углубления интеграции, миновав «потолок возможностей» Лиссабонского договора, вступившего в силу в 2009г. В ситуации, когда повышение военных расходов, затребованное на саммите Соединенными Штатами, стало серьёзным вызовом для экономик европейских стран, нацеленных на сокращение военных расходов, возобновили дискуссию об укреплении европейского оборонного сотрудничества и перспективах создания европейской армии на основе контингентов смешанных бригад, формирование которых происходило с конца 1980-х гг. В среднесрочной перспективе Германия планирует сделать свои вооружённые силы основным костяком будущих формирований европейской армии, поскольку Бундесвер является одной из наиболее многочисленных и сильнейших армий Европы. Германия в своих концептуальных документах провозгласила готовность гарантировать стабильность мира и защиту территориальной целостности своих союзников, обладая притом современной профессиональной армией, участвовавшей с 1990г. в десятках самых различных операций, в то время как большинство государств Европы не способны самостоятельно обеспечивать свою безопасность без участия в международных организациях.
Сотрудничество в рамках НАТО в политике безопасности Германии занимает одно из центральных мест. Являясь основным гарантом безопасности в Европе, Организация Северо-Атлантического договора трансформировалась в соответствии с актуальными вызовами и угрозами, стоящими перед мировым сообществом. Однако, политика США, вносящих наибольший вклад в Организацию, оказывала существенное влияние на вектор развития НАТО, что после 2001 г. вызывало существенные противоречия в восприятии целей Организации. Для Германии НАТО – это инструмент обеспечения глобальной стабильности на основе санкций международных организаций, таких как ОБСЕ и ООН, но не подменяющий их решения, в отличие от США, воспринимающих НАТО как инструмент мобилизации ресурсов и союзников для достижения конкретных целей. Поэтому, несмотря на практически идентичное понимание глобальных вызовов и угроз безопасности, Германия, и европейские страны с одной стороны и США с другой, имели различное восприятие этих угроз и методов их локализации, что, в частности, отразилось на невозможности многих государств наравне с США принимать на себя ответственность в операциях НАТО и увеличивать затраты на усиление Восточного крыла НАТО в Европе, и систематические учения. Для обеспечения региональной безопасности при условии чрезвычайно низкой военной угрозы, Германия последовательно выступает за укрепление роли европейских структур, стремясь предоставить обеспечение европейской безопасности самим европейцам, которые имеют в этом кровный интерес и хотят меньше зависеть от политической воли США. Штаты на Брюссельском саммите НАТО в мае 2017г. отказались гарантировать безопасность тех стран, которые не повысят расходы до уровня 2% ВВП. В сложившемся «окне возможностей» для ЕПБО появляется в среднесрочной перспективе шанс углубления интеграции на базе создания автономной структуры безопасности, не противоречащей НАТО, которая для некоторых государств ЕС и НАТО может стать хорошей гарантированной альтернативой в поисках безопасности взамен повышения военных расходов .
Что касается дальнейшего вектора развития основного инструмента парирования угроз, вооруженных сил, видится в сохранении существующей тенденции к компактности и мобильности, охарактеризованными в Белой книге 2016г., как «Flexibilität und Agilität», но с незначительными изменениями, которые будут касаться задач по «территориальной обороне». После распада биполярной системы ФРГ перестала являться «приграничным» к условно враждебному блоку государством, что сместило центр тяжести в развитии вооружённых сил с территориальной обороны в сторону создания высокотехнологичных и мобильных соединений. Однако это не значит то, что Бундесвер не имеет в списке задач способность быть готовым к территориальной обороне Германии, скорее, дальнейшие реформы были нацелены на создания армии с расширенным спектром задач, которая была бы способна реагировать на самые различные кризисы и вызовы. Современная политика НАТО по обеспечению гарантии безопасности странам Прибалтики и Восточной Европы требуют длительной дислокации воинских контингентов, в чем необходимо наличие определенного оборудования или техники, что не может не отражаться на госзаказах и оборонной промышленности. Здесь закрепляется понятие защиты удерживаемой территории и контроля над ней, однако это не является чем-то неординарным для Бундесвера, имеющего опыт длительного пребывания компактных контингентов в Косово и Афганистане, в котором, в частности, по мере усиления уровня угрозы атак террористов, Бундесвер постепенно оснащался тяжёлым вооружением, подходящим для выполнения поставленных задач. Одной из основных угроз безопасности ФРГ являются локальные и международные кризисы, в том числе угрожающие территориальной целостности союзников, что соответственно и отражается в их задачах в готовности к быстрому реагированию, размещению и обороне территории. Открытие дискуссии непосредственно о территориальной обороне неразрывно связано с возобновлением обязательной срочной службы, которая на данный момент является отнюдь не рациональной с позиции финансовой политики и нужд армии.
Подобные работы
- Российско-германские отношения на современном этапе (2000-2018 гг.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Внешняя политика Республики Корея в ХХ1 веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4790 р. Год сдачи: 2016 - Политика Германии по повышению мирополитического статуса страны на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - Эволюция концептуальных основ внешней политики России и их
реализация в российской дипломатической практике на современном
этапе (1991-2019 гг.)
Диссертация , международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2020 - Проблема международного терроризма в общественно-политическом дискурсе ФРГ (2001-2017)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018 - Реакция мирового сообщества на сотрудничество России и Германии в рамках проекта «Северный поток – 2»
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2020 - ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ БУНДЕСВЕРА (1955-2018)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2020 - Военно-техническое сотрудничество ФРГ со странами НАТО в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Влияние внешнеполитических факторов на безопасность Турецкой республики в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019



