Введение 3
Глава 1. Концепция образа в современных исследованиях 14
1.1. Проблема определения понятия «образ» в современной науке 14
1.2. Пресса как один из основных факторов формирования, транслирования и закрепления образов 22
Глава 2. Пресса в Германии: общая характеристика и современные тенденции 30
2.1. Специфика функционирования прессы Германии 30
2.2. Роль der Spiegel в информационном поле ФРГ 44
Глава 3. Наиболее часто транслируемые образы мусульман, сформированные сайтом Der Spiegel в период с 1 января 2015 года – 31 декабря 2019 года 58
3.1. Репрезентация мусульман, наделяемых ролью жертвы 58
3.2. Образы мусульман в контексте феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман 76
3.3. Репрезентация derSpiegel проживающих в западных странах мусульман в контексте их социальных ролей 98
Заключение 116
Список использованных источников и литературы 125
Рассмотрим актуальность темы данного диссертационного исследования с точки зрения реалий современного немецкого общества. Прежде всего, необходимо отметить, что в последние годы с разной частотой происходят события, которые привлекают внимание общественности Германии и других стран Европы к исламу, делая мусульман «злободневной повесткой дня». Так, в качестве примеров следует отметить: печально известные террористические акты, чьи виновники извращают мусульманское вероучение; миграционные потоки беженцев-мусульман, направленные в европейские страны; дебаты о допустимости ношения европейскими мусульманками бурки ; споры о том, должны ли учебные заведения исключать блюда, содержащие свинину, из меню учебных заведений, и т.д. Таким образом, в Германии неоднократно возникали дискуссии о совместимости исламских ценностей и ценностей немецкого общества, о принадлежности ислама Германии и, наконец, о возможной исламизации страны. Всё это, в свою очередь, сопровождалось усилением предубеждений у отдельных граждан по отношению к мусульманам и даже проявлениями исламофобии.
Именно поэтому на фоне событий, которые зачастую обладают негативной окраской, представляет особый интерес, как именно репрезентируются мусульмане в СМИ Федеративной республики Германия. Ведь средства массовой информации не только транслируют существующие образы, но и создают их. При этом с помощью образов человек воспринимает окружающий его мир и те феномены, с которыми он не имел дело на личном опыте. В свою очередь, на страницах настоящего диссертационного исследования в роли образоформирующего СМИ выступает интернет-сайт журнала derSpiegel, который вплоть до зимы 2020 года был широко известен как SpiegelOnline. Данное леволиберальное издание традиционно считается авторитетным источником информации, в течение десятилетий формировавшим общественное мнение населения Германии, оказывавшим влияние на ход важных в истории ФРГ событий и обладающим на сегодняшний день достаточно лояльной аудиторией.
Вместе с тем для немецкого общества является важным то, как именно представлены мусульмане в информационном поле, создаваемом крупными СМИ страны и derSpiegel, в частности. Здесь уместно обратить внимание на причины демографического характера. Несмотря на то, что данные о количестве мусульман, проживающих в Германии, характеризуются определенной степенью приблизительности, их всё-таки следует привести. Так, согласно Федеральному ведомству по делам миграции и беженцев, на момент декабря 2015 года в Германии проживало от 4,4 до 4,7 миллионов мусульман (от 5,4 до 5,7% от общего населения страны, соответственно). В свою очередь, незначительно бóльшие цифры были представлены американской некоммерческой организацией PewResearchCenter за 2016 год. Социологи установили, что в Германии проживает около 4,95 миллионов мусульман (6,1% от всего населения). При этом указанный выше институт общественного мнения прогнозировал увеличение количества данного религиозного меньшинства в стране к 2050 году: от 6 до 8,5 миллионов человек (от 8,7% до 10,8%, соответственно, от общего населения страны). Таким образом, адекватная репрезентация мусульман в материалах прессы обосновывается необходимостью обеспечения комфортного проживания данного религиозного меньшинства, чья численность возрастает в немецком обществе. Иными словами, немецкие мусульмане не должны чувствовать на себе процессы демонизации. В противном случае среди данной группы населения возможно возникновение чувства отчуждения от общества, представленного немусульманским большинством.
Цель настоящего исследования заключается в том, чтобы выявить подходderSpiegel к репрезентации образа мусульман.
В свою очередь, для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
1. подвергнуть анализу концепт «образ»;
2. дать характеристику прессе как одному из основных факторов формирования, транслирования и закрепления образов;
3. выявить характерные особенности положения прессы в Германии;
4. раскрыть роль derSpiegel в информационном поле ФРГ;
5. представить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами derSpiegel;
6. произвести классификацию выявленных образов.
Объектом исследования выступают публикации сайта DerSpiegel, содержащие упоминания о мусульманах. Предметом настоящей работы являются образы мусульман, представленные в статьях указанного издания. Выбор в качестве объекта исследования именно электронного ресурса DerSpiegel обосновывается его возрастающей популярностью среди населения ФРГ. При этом изучение материалов сайта данного издания представляет особый интерес из-за причин исторического характера. Ведь журналисты DerSpiegel, наряду с другими ведущими СМИ Германии, в 1990-е и 2000-е годы подвергались критике со стороны учёных, утверждавших, что характеру публикаций, представленных как в печатном еженедельнике, так и на сайте, свойственны однобокое изображение мусульман и даже исламофобия. Таким образом, возникает вопрос о том, какая позиция свойственна современному derSpiegel.
В качестве хронологических рамок для исследования был взят период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года. Выбор данного промежутка времени обусловлен следующими факторами. Во-первых, подразумевается возможность проанализировать публикации, относящиеся к периоду до момента принятия решения федеральным канцлером ФРГ Ангелой Меркель от 4 сентября 2015 года, провозглашающего открытые границы для беженцев, большая часть которых являлось мусульманами. Во-вторых, выбранный временной интервал включает в себя и пик обострения миграционного кризиса в Германии, и момент, когда общественные беспокойства пошли на спад. В-третьих, именно в рамках рассматриваемого периода в информационном поле ФРГ наблюдалось повышенное внимание к тематике, связанной с исламом и мусульманами. Наконец, к моменту начала 2020 года немецкая и мировая общественность были в большей степени обеспокоены из-за вспышки коронавирусной инфекции. Соответственно, пандемия COVID-19 заставила сместить фокус СМИ разных стран на иные сюжеты.
Методология исследования была продиктована поставленными в рамках работы задачами. Прежде всего, был проведен анализ источников и литературы, посвященных концепту образа, образоформирующим характеристикам прессы, особенностям функционирования рынка прессы Германии, роли derSpiegel в информационном поле ФРГ. При работе с публикациями сайта Spiegel.de,относящихся к рассматриваемому периоду, был применен контент-анализ, который позволил выявить наиболее популярные образы мусульман, которые транслировались журналистами издания. Так, выделялись теги ««мусульманин», «мусульманка», «мусульмане» и «мусульманки», по которым осуществлялся поиск в электронном архиве derSpiegel. Для того чтобы сгруппировать, обобщить, упорядочить и подвергнуть сортировке наиболее часто встречающиеся образы был применён метод классификации. Кроме того, уделялось внимание контекстам, в которых указанные смысловые единицы упоминались. Соответственно, был использован метод контекстного анализа. Наконец, в рамках данной работы наблюдалось обращение к риторическому анализу. Ведь журналисты издания derSpiegel известны тем, что используют в своих статьях остроумные и запоминающиеся риторические фигуры, которые вносят свой вклад в создание, транслирование и закрепление образов.
Для реализации поставленной цели и решения указанных задач необходимо проанализировать имеющиеся источники и литературу, представленные по данной теме. В свою очередь, источниковую базу исследования составляют несколько групп источников. К первой группе следует отнести законодательный акт Федеративной Республики Германия: Основной закон ФРГ. Ко второй группе принадлежат прочие документы, регулирующие процессы функционирования прессы в ФРГ, например, Кодекс прессы, документ, не имеющий юридической силы, но задающий моральные и профессиональные ориентиры для немецких журналистов.
Третью группу источников составляют материалы статистики и социологических опросов. Данные работы посвящены тому, как респонденты из Германии воспринимают следующие аспекты: немецкий медиарынок и информационную продукцию, выпускаемую немецкими СМИ; собственное положение в немецком обществе в качестве религиозных меньшинств; мусульман, проживающих в стране и т. д. Кроме того, особой важностью обладают источники, предлагающие информацию количественного характера и дающую представление о степени востребованности немецких массмедиа и derSpiegel, в частности.
В четвертую группу входят источники, характеризующие деятельность derSpiegel. Например, брендбук издания, документ, который служит демонстрацией идейной позиции бренда, портфолио, представленные на сайте Spiegelgruppe.de , а также верифицированные профили derSpiegel в ведущих социальных сетях, раскрывающие роль изучаемого СМИ в информационном поле страны.
Пятая группа представляет собой публикации сайта derSpiegel, послужившие основой для выявленных образов мусульман. Всего в массиве статей, представленных в архиве сайта издания, было выбрано 444 публикации. В связи с этим важно сделать следующее уточнение: приводя эту цифру, автор принимает во внимание имевшие место быть повторения. Однако в указанном количестве не засчитываются более одного раза те публикации, которые послужили основой для нескольких смысловых единиц. В свою очередь, причиной данных повторений послужил тот факт, что в ряде статей наблюдалась трансляция множества образов.
При этом в качестве отдельной категории источников следует отметить те публикации derSpiegel, которые не стали основой для выявления образов. Во-первых, предполагаются новостные сообщения, дающие представление об определяющих контекст рассматриваемого периода событиях. Во-вторых, в указанную категорию источников входят авторские статьи журналистов derSpiegel, демонстрирующие позицию журнала относительно какого-либо явления и события, также имеющего значение для исследования. Таким образом, заслуживает быть отмеченным то, что в рамках настоящей выпускной квалификационной работы все материалы сайта derSpiegel принадлежат к источниковой базе. Данные публикации, в свою очередь, служат демонстрацией подхода издания к освещению тематики, связанной с мусульманами. Именно они подвергаются изучению и трактовке.
Теоретическую базу исследования составляют многочисленные статьи и монографии, принадлежащие ученым и экспертам, чей вклад в дело изучения различных аспектов настоящей темы невозможно не оценить. Итак, проведем их классификацию.
В первую очередь, необходимо выделить обширную группу работ, посвященных общим теоретическим вопросам, связанным с научным восприятием концептов «образ», «имидж» и «стереотип». К указанным трудам относятся статьи следующих авторов: исследовательницы из Самарского государственного института культуры Н. Ю. Гончаровой ; доктора философских наук, профессора Башкирского государственного аграрного университета Р. Ю.Рахматуллина и кандидата философских наук Э. Р. Семеновой ; отечественного исследователя А. А. Гравера ; профессора Белорусского государственного университета и доктора филологических наук И. В. Сидорской ; кандидата исторических наук и доцента Санкт-Петербургского государственного университета Ю. В. Николаевой ; исследовательницы из Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова А. Ю. Еременко ; сотрудницы Тамбовского государственного технического университета Н. В. Татариновой ; учёного из Университета штата Луизиана Б.М. Эниса и т.д. Наконец, отдельно хотелось бы указать монографию американского исследователя М. Форрестера, дающую представление о том, какое влияние образы оказывают на восприятие человеком окружающего его мира. В свою очередь, представленные выше работы не только вносят ясность в теоретическое осмысление понятий «образ», «имидж» и «стереотип», но и позволяют провести между ними четкое смысловое разграничение.
Следующая группа работ посвящена роли прессы и СМИ в целом как одних из основных факторов формирования и транслирования образов. Так, можно отдельно выделить исследования профессора Высшей школы экономики И.М. Дзялошинского ; кандидата филологических наук и доцента Владимирского государственного университета им. А.Г. и Н. Г. Столетовых А. А.Негрышева ; отечественного социолога В. Н. Титова и профессора кафедры международных отношений, политологии и регионоведения Южно-Уральский государственного университета Е. Г. Прилуковой. Данные работы обладают особой ценностью в силу того, что они посвящены относительно малоизученной отрасли отечественных исследований: механизмам СМИ и прессы в деле формирования образов.
Кроме того, отдельно можно отметить монографии, предметом которых стало влияние СМИ и медиатехнологий на повседневную жизнь человека. В свою очередь, к таким исследованиям относятся работы Д. Брайант и С. Томпсона, а также труд Д. Рашкоффа. Указанные монографии дополняют вопрос, связанный с образоформирующими функциями СМИ.
Также необходимо отметить статьи и монографии, в которых уделялось внимание теоретическому аспекту понятий «СМИ», «пресса», «масс-медиа». Здесь следует упомянуть работы отечественного исследователя А.В. Прыткова, доктора филологических наук и доцента факультета журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова Л. Г. Свитич, доцента Казанского государственного технического университета и докторанта Института социально-политических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук А.Р. Тузикова и доктора культурологии, профессора Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Н.Б. Кирилловой .
Немаловажной ролью обладают научные труды, посвящённые характерным особенностям, свойственным положению прессы в Германии. В частности, данную группу исследований составили монографии кандидата исторических наук, доцента Московский государственный институт международных отношений О.Е. Ореховой; австрийского ученого, заснимающегося вопросами теории коммуникации, Х. Пюрера ; С. Меркле, немецкой исследовательницы, уделяющей внимание проблемам, связанными с функционированием журналистики в Германии. Наконец, к данной категории относится коллективная монография «Медиаменеджмент», вышедшая из-под пера ведущих медиаведов ФРГ.
Кроме того, было бы упущением не отметить, что тенденции современной прессы в Германии широко представлены в статьях авторов, чьи идеи нашли своё отражение и на страницах настоящего исследования. Так, следует отметить ряд коллективных статей: «Профессия - политическая журналистика. Россия, Франция и Германия: сопоставительный анализ» ; «Как справиться с «темным участием»: практика модерации в редакциях Германии» ; «Культура конвергенции в европейских редакциях: сравнение редакционных стратегий для создания кросс-медийных новостей в шести странах» ; «Интеграция редакции как организационная проблема: подходы европейских общественных медиа в сравнительной перспективе» ; «Журналистика в Германии: актуальные результаты, связанные с преемственностью и изменениями в немецкой журналистике» ; «Наблюдение за динамикой экосистемы онлайн-новостей: процессы распространения новостей среди немецких новостных сайтов» и т.д. Вместе с тем ценным, с точки зрения представления «общей картины» законодательного функционирования немецкой прессы, являются статьи таких отечественных авторов, как И.М. Ерофеев и С. А. Привалов. Таким образом, указанные выше труды предлагают необходимый для данной работы экспертный взгляд.
Отдельный пласт составляют статьи, авторы которых дают характеристику, а также оценку деятельности издания derSpiegel в информационном поле Германии. Так, например, языку derSpiegel были посвящены статьи следующих авторов: исследователя из МГУ А. В. Мишина ; доцента Северо-Осетинского государственного университета им. К. Л. Хетагурова Н. Н. Чайко и немецкой исследовательницы М. Вёршинг. Кроме того, заслуживают упоминания те публицистические работы, авторы которых оценивали роль изучаемого издания в истории ФРГ. Приведем статьи Н. Королевой, К. Реутовой, И. Альтеньюллер и т. д.
Наконец, необходимо отметить работы, авторы которых уделяли внимание тому, как мусульмане освещаются в материалах прессы Германии и других западных стран. Укажем представленные статьи учёных по заявленной тематике, а именно – работу И.В. Цибизовой, написанной под научным руководством Л. В. Дериглазовой, профессора Томского государственного университета; статью отечественного востоковеда О. П. Бибиковой ; труд С. Ахмеда, американского учёного из Калифорнийского университета и т.д. Таким образом, ознакомление с указанной выше литературой позволяет выявить общие тенденции, свойственные изучаемой теме.
Обратимся к научной новизне настоящего диссертационного исследования. Прежде всего, необходимо отметить, что в русскоязычном академическом пространстве представлены научные труды, посвящённые тому, как пресса и другие виды СМИ репрезентируют ислам и мусульман. Однако значительная часть работ посвящена в основном образоформирующим функциям именно российских средств массовой информации . Так, учитывая тематику данного исследования, следует отметить общие характеристики, свойственные тем немногим научным трудам, авторы которых отчасти затронули интересующий нас вопрос: «Какой образ мусульман транслируется немецким изданием derSpiegel?» .
Во-первых, учёные, чьи работы представлены в русскоязычном академическом пространстве, рассматривают мусульман только через призму таких контекстов, как «беженцы», «мигранты» и «миграционный кризис». В свою очередь, мы разделяем убеждение о необходимости расширения контекстов, в рамках которых изучается выделенная смысловая единица. Во-вторых, исследованиям предшественников свойственен выбор схожих хронологических рамок, которые не охватывают период, относящийся к 2018 и 2019 годам. Иными словами, данным трудам свойственен меньший временной охват.
Таким образом, теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования заключается в следующих пунктах:
1. Были исследованы более широкие временные рамки, которые позволяют выявить «общий портрет», характеризующий мусульманскую религиозную группу с точки зрения журналистов derSpiegel;
2. Был рассмотрен разнообразный спектр наиболее популярных контекстов, который не ограничивался темами, связанными лишь с беженцами, мигрантами и миграционным кризисом.
3. Была подробно изучена позиция derSpiegel по отношению к мусульманам, проживающим как в Германии, так и в других странах мира.
Структура выпускной квалификационной работы соответствует поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, трех глав (поделенных на 7 параграфов), заключения, а также списка использованных литературы и источников. В первой главе были подробно рассмотрены теоретические основы понятия «образ», выявлены отличия между образами, имиджами и стереотипам, а также сформулировано определение образа, которое подразумевается в рамках данного диссертационного исследования. Также подверглись изучению образоформирующие функции прессы. В свою очередь, вторая глава посвящена исследованию общих характеристик и современных тенденций, наблюдаемых на немецком рынке прессы. Кроме того, была раскрыта роль ключевой информационной продукции, выпускаемой под брендом derSpiegel, в информационном поле Германии. Наконец, в третьей главе был рассмотрен процесс формирования образов мусульман, транслируемых сайтом derSpiegel в период с 1 января 2015 года – 31 декабря 2019 года. В результате чего была проведена классификация наиболее популярных смысловых единиц, представленная в виде соответствующих параграфов.
Отдельные положения исследования были апробированы на восьмой научно-практической конференции с международным участием «Межкультурный диалог в современном мире», проходившей 25 апреля 2020 года, и вошли в сборник материалов по ее итогам .Диссертация была также обсуждена на кафедре международных гуманитарных связей Санкт-Петербургского государственного университета.
Основным понятием, которое часто использовалось на страницах настоящего исследования, является понятие «образ», не являющееся синонимом терминов «имидж» и «стереотип». Так, имиджи создаются или программируются кем-либо для реализации определенных целей, например, в области маркетинга. Стереотипы же являются обобщенными смысловыми конструкциями, которые устойчиво остаются в сознании индивида на долгий промежуток времени, аккумулируя в себе повторяющиеся характеристики. В свою очередь, под «образом» мы понимали некую спонтанно появляющуюся совокупность представлений человека (иногда противоречащих друг другу и трудно выделяемых), которые, несмотря на свою неспособность в полной мере репрезентировать действительно существующий объект, оказывают влияние на его межличностные взаимодействия в обществе и на его мировоззрение. Иными словами, образы характеризуются следующей триадой смысловых «компонентов», присущих им: абстрактность, спонтанность возникновения и эмоциональность. Именно такими чертами и обладает предмет нашего исследования.
В свою очередь, одними из основных образоформирующих источников являются материалы прессы. Ведь сама природа публицистических текстов заключается в том, чтобы активно создавать образы при помощи рассчитанных на массового читателя ярких и запоминающихся материалов. Соответственно, потребитель подобной информационной продукции представляет собой реципиента, на которого воздействует «поток» различных образов. Кроме того, необходимо учитывать следующий фактор. Помимо формирования образов, журналисты также имеют возможность закреплять существующие представления и даже вносить в них собственные коррективы. В связи с этим следует вновь подчеркнуть, что в повседневной жизни современного человека пресса и прочие виды СМИ достаточно прочно обосновались, заняв место одного из основных источников информации об окружающем его мире. Индивид сквозь призму публицистических материалов познаёт различные явления, с которыми ему зачастую не доводилось сталкиваться в реальной жизни и которые он подменяет в своём сознании соответствующими образами. Кроме того, пресса широко известна своей оперативностью реагирования на происходящие в мире события. Следовательно, образы, транслируемые ей, обладают высокой степенью актуальности.
Достаточно ощутимым является влияние СМИ на общественное мнение жителей Германии, страны, которой свойствен высокий уровень спроса на информационную продукцию, предлагаемую немецким рынком прессы. Граждане ФРГ, в свою очередь, высоко ценят царящие в немецком медиапространстве свободу слова и свободу печати. Так, в современной Германии не допускаются такие явления, как цензура, оказание давления на журналистов со стороны органов власти, а также финансирование прессы политиками и властными структурами. Иными словами, в Федеративной Республике Германия широко приветствуется принцип саморегуляции и самоконтроля, осуществляемые представителями прессы.
Однако было бы упущением не отметить, что в рамках рассматриваемого в исследовании периода в стране наблюдался кризис доверия не только к прессе, но и к СМИ в целом. При этом на сегодняшний день ситуация заметно стабилизировалась. Вместе с тем кризис, связанный с сокращением тиража печатной продукции, всё еще актуален. К слову, данная тенденция отразилась и на таких влиятельных масс-медиа Германии, как derSpiegel. В свою очередь, указанное издание обладает культовым статусом среди жителей страны во многом благодаря исторической роли еженедельника в деле становления института свободной прессы в ФРГ, а также благодаря подчёркнуто дерзкой и независимой позиции. В силу того, что рынку печатной продукции Германии свойственны снижение объёма тиража и дохода от рекламы, концерн SPIEGEL-Gruppe уделяет значительное внимание развитию своих онлайн-предложений.
Именно поэтому в настоящей магистерской работе в качестве объекта исследования были выбраны публикации сайта derSpiegel, ресурса, который приобретает всё большее значение не только в рамках самого бренда, но и в общественном мнении Германии. Данный веб-сайт предоставляет своим читателем в удобной форме самую последнюю информацию о событиях, происходящих в Германии и в других странах мира, а также увлекательный контент, содержащий высокую степень аналитики и образности. Кроме того, в течение последних лет наблюдается увеличение посещаемости Spiegel.de и количества купленных подписок на онлайн-предложения. Соответственно, указанный сайт характеризуется видимым образоформирующим потенциалом.
Материалы как еженедельника, так и одноименного веб-сайта обладают лояльной аудиторией, которая состоит в основном из мужчин старше тридцати лет, имеющих законченное среднее или высшее образование, а также критическое мышление. Кроме того, многие из тех, кто читает derSpiegel, занимают руководящие посты в сфере управления и бизнеса, позволяющие им принимать важные решения. Вместе с тем необходимо отметить, что на сегодняшний день портрет «типичного читателя» дополняется также и «женскими чертами». Последнее служит показателем широты охвата публикаций derSpiegel.
Объединенные в 2020 году редакции еженедельника, выходящего по субботам, и интернет-портала позиционируют информационную продукцию под брендом «derSpiegel» как современную и соответствующую самым последним течениям либеральной мысли. Несмотря на то, что в Германии журналистика является сферой, в которой превалирует белые мужчины, derSpiegel стремится на своём примере продвигать актуальный сегодня принцип «Diversity&Inclusion», предполагающий гендерное и этническое разнообразие сотрудников компании. Таким образом, справедливо говорить о том, что информационные продукты издания не просто вписываются в популярную леволиберальную повестку, но и делают журнал, а также одноименный сайт одними из лидеров среди представителей немецкой прессы, формирующими общественное мнение. Соответственно, роль сайта derSpiegel и прочей продукции бренда в информационном поле Федеративной Республики Германия весьма значительна.
Итак, обратимся непосредственно к тому, какие образы транслировались авторами статей, опубликованных на сайте derSpiegel в период с 1 января 2015 года по 31 декабря 2019 года, когда тематика, связанная с исламом и мусульманами, переживала «взлёт» и «падение» интереса со стороны жителей Германии. В результате проведенного контент-анализа публикаций, содержащих такие теги, как «мусульманин», «мусульманка», «мусульмане» и «мусульманки», было выявлено 19 наиболее популярных образов мусульман. Каждая из упомянутых единиц была отнесена к трём смысловым группам: «образы, наделяемые ролью жертвы»; «образы, созданные в контексте феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман», и «образы, воплощающие собой социальные роли мусульман, проживающих в обществах западных стран». Уделим внимание каждой из упомянутых групп.
Так, в первую группу образов входят: образ мусульманина-жертвы террористических атак исламистов (25 публикаций); образ мусульманина-жертвы преступлений, совершенных на почве исламофобии (44 публикаций); образ мусульманина-жертвы дискриминации на основании религии (58 публикаций). В свою очередь, наглядно прослеживаются те сюжеты, которые были актуальны в рамках рассматриваемого периода. На примере приведенного выше перечня образов, можно утверждать, что авторы derSpiegel активно представляли на суд читателей следующие идеи. Во-первых, сами мусульмане, на которых зачастую перекладывают ответственность за действия исламистов, в силу географических причин страдают от исламистского терроризма чаще всего. Во-вторых, одним из последствий активности радикалов становится несправедливое отношение к мирным мусульманам, вынужденным сталкиваться с преступлениями на почве исламофобии, а также с проявлениями различных форм дискриминации при проживании в немусульманских обществах.
Кроме того, количественное превалирование образа мусульманина-жертвы преступлений, совершенных на почве исламофобии, и образа мусульманина-жертвы дискриминации на основании религии находит своё объяснение в том, что издание derSpiegel разделяет леволиберальные взгляды. Соответственно, сюжеты, связанные с любым угнетением или притеснением меньшинств, непременно находят своё отражение в информационном поле, транслируемом журналом и сайтом. При этом важно отметить, что в контексте двух упомянутых выше образов основное внимание было уделено кейсам, посвящённым положению мусульман в странах Европы и в Соединенных Штатах Америки. Именно поэтому образ мусульманина-жертвы преступлений, совершенных на почве исламофобии, и образ мусульманина-жертвы дискриминации на основании религии были раскрыты на примере тех мусульман, которые проживают на Западе.
Каковы же характеристики образа мусульманина-жертвы? Во-первых, к герою статьи применялись такие эпитеты, как «жертва» , «пострадавший/ раненный» , «оскорбленный» и т. д. Во-вторых, авторы статей с целью вызвать сочувствие со стороны читателя подробно описывали те эмоции, которые испытывала жертва при столкновении с травмирующим событием. Так, герои публикаций делились своим разочарованием, плакали, проклинали обидчиков, говорили о своём страхе и т. д. В-третьих, наблюдалось стремление «познакомить» читателя с жертвой: журналисты derSpiegel могли рассказать о семье и друзьях пострадавшего; о том, как он проводил или проводит свободное время и т. д. Иными словами, приводилась различного рода личная информация, которая делала создаваемый образ более «живым». Наконец, авторы derSpiegel достаточно часто обращались к тем сюжетам, в которых жертвами выступали женщины и дети. Указанные категории традиционно ассоциируются с наиболее уязвимыми слоями населения. Так, например, в одной из статей, опубликованных на сайте, были упомянуты как женщина, так и ребёнок: мать убитого иракского мальчика проклинала террориста и желала ему смерти.
Обратимся ко второй группе образов, созданных в контексте феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман. Прежде всего, необходимо отметить, что авторы derSpiegel, еженедельника, известного своей объективностью, всегда стремятся продемонстрировать не только положительные характеристики какого-либо предмета или явления, но и отрицательные (при наличии). Именно поэтому журналисты издания прибегают к дихотомический подходу при освещении таких тем, как «исламизм», «антисемитизм» и «женский вопрос в исламе».
С одной стороны, авторы раскрывают образы мусульман, которым действительно свойственны характеристики, ассоциирующиеся с негативным восприятием мусульман. В качестве наиболее распространенных образов, относящихся к данной категории, следует выделить образ мусульманина, имеющего опыт радикализации (42 публикаций),и образ мусульманина, потенциально подверженного радикализации исламистами (17 публикаций);образ мусульманина-антисемита (28 публикаций) и образ мусульманина, чье отношение к женщинам вызывает споры (38 публикаций). Приведем ряд поясняющих комментариев.
Обладающие указанными выше характеристиками герои статей не рассматривались как «модели поведения», свойственные остальным мусульманам. Напротив, подчеркивалась маргинальность поступков, которые совершали персонажи. Например, раскрывая образ мусульманина, имеющего опыт радикализации, авторы статей могли указать на то, что радикальная идеология, которой оказалось подвержено лицо мусульманского вероисповедания, вызвала отторжение у его семьи или имама мечети, которую он посещал до знакомства с рекрутерами-исламистами. Представлены также и те кейсы, герои которых имели проблемы либо с законом, либо с психологическим здоровьем. Иными словами, при раскрытии каждого образа, относящегося к данной группе, не ставилась задача каким-либо образом опорочить всех мусульман. В ряде соответствующих публикаций даже само слово «мусульманин» использовалось крайне неохотно и с большой осторожностью. Так, авторыderSpiegel пытались проанализировать проблемные вопросы, вместе с тем предостерегая своего читателя от поспешных обобщающих выводов. В свою очередь, описанные в статьях девиантные поступки никак не оправдывались догматами ислама.
С другой стороны, журналистами derSpiegel транслируются совершенно противоположные образы. Они, в свою очередь, включают в себя элемент «дистанцирования» самих мусульман от указанных выше характеристик: образ мусульманина, дистанцирующегося от исламизма (65 публикаций); образ мусульманина, которому не свойственен антисемитизм (22 публикаций); образ мусульманина, который не ассоциируются с дискриминацией женщин или с феноменами, причиняющими им вред (30 публикаций).
Подобные смысловые единицы могут считаться контробразами. Чаще всего они возникали в информационном поле derSpiegel сразу после появления сообщений о каком-либо мусульманине, совершившем порицаемый поступок. Например, после печально известных «кёльнских событий», произошедших в новогоднюю ночь с участием мигрантов, на сайте появились публикации, в которых имамы, представители мусульманских организаций Германии и рядовые мужчины-мусульмане яростно осуждали действия тех преступников. Подобное может быть отмечено и в связи с теми событиями, когда мусульмане палестинского происхождения, проживающие в ФРГ, выкрикивали на антиизраильских демонстрациях такие лозунги, как «Евреев в газ!». В ответ на это derSpiegelпредставил статью об инициативе государственного секретаря Берлина Сосан Чебли (практикующей мусульманки) о том, как можно бороться с антисемитизмом путём проведения экскурсий для мигрантов в концлагеря.
При этом в информационном поле сайта был представлен ряд статей, в которых сами мусульмане имели возможность высказаться о каком-либо злободневном событии. Интервью с мусульманами, опубликованные авторские эссе, обращения, статьи и письма — всё это стало источником «мусульманской точки зрения» для читателей derSpiegel. При этом смысловой посыл таких публикаций необязательно имел «элемент дистанцирования». Напротив, в некоторых статьях прослеживается идея того, что необходимость мусульман постоянно дистанцироваться от исламизма абсурдна и несправедлива по отношению к мирным последователям данной религии.
Так, описанная выше система образов и контробразов служит демонстрацией того, как на практике журналисты derSpiegel воплощают в жизнь принцип соблюдения баланса между новостными сообщениями, содержащими как негативные, так и позитивные упоминания о мусульманах. Кроме того, авторы издания оперативно реагировали на попытки правых партий и движений демонизировать мусульман для реализации собственных политических целей: выпускались соответствующие статьи на Spiegel.de, в которых первых подвергали жёсткой критике. При этом так называемые контробразы были проработаны авторами наиболее тщательно. В таких образоформирующих статьях упоминания о том, что герой является мусульманином, делались часто: не только в самих текстах, но даже в заголовках.
Наконец, обратимся к группе образов, относящихся к социальным ролям мусульман, проживающих в обществах западных стран: образ мусульманина - социально активного гражданина (73 публикаций); образ мусульманина-представителя творческой профессии (56 публикаций); образ мусульманина-исследователя (26 публикаций); образ мусульманина, проходящего обучение (25 публикаций); образ мусульманина-политика (11 публикаций); образ мусульманина-спортсмена (10 публикаций); образ мусульманина-педагога (7 публикаций); образ мусульманина-медика (6 публикаций) и образ мусульманина-социального работника (6 публикаций).
При ознакомлении с приведенным выше перечнем смысловых единиц обращает на себя внимание превалирование образа мусульманина-социально активного гражданина. Такой человек на безвозмездных началах занимается благотворительностью, проводит различные кампании, участвует в работе общественно значимых организаций, ассоциаций и центров и т.д. Тем самым авторы derSpiegel дополняли общий образ мусульманина такими характеристиками, как деятельность, способность к сочувствию, смелость и т.д. При этом популярность данного образа, как и образа мусульманина-представителя творческой профессии объясняется традиционно высокой степенью внимания к таким личностям со стороны СМИ. В свою очередь, derSpiegelписал и о тех мусульманах, чья профессия не предполагает публичность. Представленность подобных социальных ролей говорит о том, что у среднестатистического читателя-мусульманина есть возможность идентифицировать себя с героями сюжетов.
Также перед авторами derSpiegel стояла негласная задача продемонстрировать разнообразие социальных ролей, свойственных мусульманам, живущих в европейском и американском обществах. В свою очередь, последователи ислама, согласно изданию, представляют собой интегрированных членов немусульманских обществ, которые не только прочно заняли определенную социальную позицию, но зачастую пользуются уважением и популярностью. Транслировался некий обобщенный и располагающий к себе образ среднестатистического гражданина-мусульманина, который «ничем не отличается» от большинства населения и который полностью вписывается в реалии западного общества, оставаясь верным своей мусульманской идентичности. Тем самым авторы журнала боролись с предрассудками, существующими по отношению к мусульманам и к исламу в целом.
Кроме того, развеивался миф о неспособности мусульман интегрироваться в немусульманские общества. Публичные утверждения об обратном назывались проявлениями расизма. В информационном поле derSpiegel были представлены не только те последователи ислама, которые служат так называемыми «моделями для подражания» в сфере интеграции, но и приводились истории тех мусульман (зачастую беженцев), которые делали всё возможное для того, чтобы в перспективе стать достойными гражданами общества принимающего государства. Герои подобных публикаций учили языки, получали образование, заводили друзей и знакомых среди местного населения и т. д.
Таким образом, настал черёд ответить на главный вопрос: как derSpiegel подходит к репрезентации мусульман? Прежде всего, необходимо отметить, что интерес к мусульманской тематике в информационном поле сайта напрямую зависит от актуальной повестки дня. Так, например, первая половина 2015 года характеризуется тем, что количество соответствующих статей значительно уступало показателям, свойственным периоду пика обострения миграционного кризиса. Повышенный интерес, в свою очередь, наблюдался вплоть до конца 2016 года, вызывая избыточное насыщение аудитории derSpiegelразличными образами мусульман в особенности теми, которые характеризовались наделением ролью жертв. Вместе с тем в 2018 и 2019 годах сюжеты, связанные с мусульманской тематикой, стали появляться реже.
Однако в указанный выше временной промежуток всё чаще в качестве героев публикаций стали выступать мусульмане, проживающие в странах Европы и в США. Именно с ними могли идентифицировать себя читатели-мусульмане. Для немусульман подобные герои стали источником представлений о том, каким является мусульманское меньшинство в повседневной жизни. В частности, в публикациях сайта derSpiegelсодержались ответы на ряд вопросов, которые могли возникнуть у среднестатистического читателя. Как соблюдается Рамадан мусульманином, который живёт в немусульманском обществе? Покрывают ли мусульманские женщины голову? Как родители-мусульмане относятся к партнёру сына или дочери, который не исповедует ислам? В свою очередь, перечень подобных вопросов слишком обширен для того, чтобы его полностью представить в данной части работы.
При этом, несмотря на тенденцию авторов derSpiegel освещать сюжеты международного характера, наиболее часто в информационном поле, создаваемом изданием, появлялись либо немецкие мусульмане, либо американские. Вместе с темderSpiegelне стремится к созданию идеализированного и незапятнанного общего образа представителей западных мусульманских общин. Напротив, с учётом того, что журналисты активно транслировали образы мусульман, появлявшиеся в контекстах феноменов, способствующих негативному восприятию ислама и мусульман, позиция derSpiegelкак раз-таки и заключалась в недопустимости игнорирования «проблемных моментов». Издание, верное принципам бескомпромиссной честности и объективности, стремится подвергнуть анализу информацию и предостеречь читателей от поспешных обобщающих выводов. Именно поэтому справедливо утверждать о том, что журналисты derSpiegel активно воплощают в жизнь принцип соблюдения баланса между новостными сообщениями, содержащими как негативные, так и позитивные упоминания о мусульманах.
Кроме того, одной из отличительных черт derSpiegelпри раскрытии мусульманской тематики является стремление журнала «пошатнуть существующие стереотипы». Так, например, в разные годы героями публикаций сайта становились: мусульмане, рассказывающие о своей дружбе с евреями; мусульманки, утверждающие, что их вера не является препятствием для феминистических взглядов; мусульмане нетрадиционной ориентации и т. д. Однако встречались и «стереотипизированные» образы. Например, образ мусульманина-спортсмена, который воплощает устоявшееся клише о том, что европейские футболисты-мусульмане являются отличными игроками в футбол, а также образ мусульманина, потенциально подверженного радикализации исламистами, который предполагает уязвимость данной группы населения перед исламистской идеологией (особенно мигранты и молодёжь). Вместе с тем в масштабе всех публикаций указанные выше образы не обладают значительной распространенностью.
Так, в завершении данной магистерской выпускной квалификационной работы необходимо резюмировать: подход derSpiegel к репрезентации образа мусульман характеризуется как достаточно благожелательный. Это подтверждается и на примере анализа выявленных смысловых единиц. ЕслираньшеderSpiegel, наряду с прочими немецкими СМИ, и обвинялся исследователями в однобоком изображении мусульман и даже в исламофобии, то сегодня подобные обвинения по большей степени не справедливы. В настоящее время, когда по отношению к мусульманам наблюдаются предрассудки не только в немецком обществе, но и в обществах других немусульманских стран, derSpiegelстремится служить таким источником информации, который адекватно представляет мусульманскую тематику, выступает против исламофобии и создает в основном те образы мусульман, которые вызывают положительный отклик у читателей.
Законодательный акт Федеративной Республики Германия:
1. Grundgesetz für die Bundesrepublik Deutschland: [Electronic resource] // Btg-bestellservice.de. URL: https://www.btg-bestellservice.de/pdf/10060000.pdf (дата обращения: 22.11.19)
Документы, регулирующие функционирование прессы в ФРГ:
1. AufgabendesPresserats: [Electronicresource] // Presserat.de. URL: https://www.presserat.de/aufgaben-organisation.html (дата обращения: 19.03.21)
2. PublizistischeGrundsätze (Pressekodex): [Electronicresource] // Friedhelm-holleczek.de. URL: http://www.friedhelm-holleczek.de/bilder/pressekodex.pdf (дата обращения: 22.11.19)
Материалы с официальных сайтов SPIEGEL-Gruppe:
1. At a glance. URL: https://www.spiegelgruppe.de/fileadmin/user_upload/spiegel_media/Portfolio/One_Pager_englisch/DER_SPIEGEL_print_OnePager_ENG.pdf (дата обращения: 5.04.21)
2. At a glance. URL: https://www.spiegelgruppe.de/fileadmin/user_upload/spiegel_media/Portfolio/One_Pager_englisch/DER_SPIEGEL_digital_OnePager_ENG.pdf (дата обращения: 5.04.21)
3. Der SPIEGEL mit höchster Reichweite im Segment der «Magazine zum Zeitgeschehen»: [Electronic resource] // Spiegelgruppe.de. URL: https://www.spiegelgruppe.de/news/pressemitteilungen/detail/awa-2019-der-spiegel-mit-hoechster-reichweite-im-segment-der-magazine-zum-zeitgeschehen#:~:text=Gleichzeitig%20erreicht%20der%20SPIEGEL%20eine,die%20Zielgruppe%20der%20%22Trendsetter%22. (дата обращения: 6. 04.21)
4. DER SPIEGEL: [Electronic resource] // Facebook.com. URL: https://www.facebook.com/derspiegel (дата обращения: 6.05.2020)
5. DER SPIEGEL: [Electronic resource] //Instagram.com. URL:https://www.instagram.com/spiegelmagazin/ (дата обращения: 6.05.2020)
6. DER SPIEGEL: [Electronic resource] // Twitter.com. URL: https://twitter.com/derspiegel (дата обращения: 6.05.2020)
7. Der Spiegel: Wer wir sind. Wofür unsere Marke steht. URL: https://www.spiegelgruppe.de/fileadmin/user_upload/Grafiken/SP_Brandbook_spon_rz_FINAL__1_.pdf (дата обращения: 2.04.21)
8. Forschung, Strategie, Umsetzung: Wie sich der SPIEGEL für junge Leser*innen verändert: [Electronic resource] // Devspiegel.medium.com. URL: https://devspiegel.medium.com/forschung-strategie-umsetzung-wie-sich-der-spiegel-für-junge-leser-innen-verändert-a995745b5947 (дата обращения: 5.04.21)
9. Zahlen und Daten zur SPIEGEL-Gruppe: [Electronic resource] // Spiegelgruppe.de. URL: https://www.spiegelgruppe.de/unternehmen/zahlen-daten-fakten (дата обращения: 2.04.21)
Материалы статистики и социологических опросов:
1. Anteil der Internetnutzer in Deutschland in den Jahren 2001 bis 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/13070/umfrage/entwicklung-der-internetnutzung-in-deutschland-seit-2001/#professional (дата обращения: 15.03.21)
2. Auftakt zur MEEDIA-Serie «Leser-Check»: Wer liest den Spiegel? Das Magazin in der detaillierten MA-Analyse: [Electronic resource] // Meedia.de. URL: https://meedia.de/2019/01/24/auftakt-zur-meedia-serie-leser-check-wer-liest-den-spiegel-das-magazin-in-der-detaillierten-ma-analyse/ (дата обращения: 6.05.2020)
3. Berg, K. Was Deutschland interessiert/ Berg, K. URL: https://www.deutschland.de/de/topic/kultur/medien-in-deutschland-zahlen-zur-nutzung (дата обращения: 22.11.19)
4. Bevölkerung mit Migrationshintergrund: [Electronic resource] // Bpb.de. URL: https://www.bpb.de/nachschlagen/zahlen-und-fakten/soziale-situation-in-deutschland/61646/migrationshintergrund-i (дата обращения: 27.03.21)
5. Boyon, N. The Inclusiveness of Nationalities. 2018. URL: https://www.ipsos.com/sites/default/files/ct/news/documents/2018-06/Global_Inclusiveness_Survey-Report.pdf (дата обращения: 10.04.21);
6. Der beste Schutz der Demokratie ist eine freie Presse BDZV-Umfrage zum Grundgesetzjubiläum am 23. Mai: [Electronic resource] // Presseportal.de URL: https://www.presseportal.de/pm/6936/4277111 (дата обращения: 26.03.21)
7. DER SPIEGEL: [Electronic resource] // Ivw.eu. URL: https://www.ivw.eu/aw/print/qa/titel/122?quartal%5B19984%5D=19984&quartal%5B20204%5D=20204#views-exposed-form-aw-titel-az-aw-az-qa (дата обращения: 4.04.21)
8. Die 50 umsatzstärksten Zeitschriften Deutschlands: «Spiegel» bleibt vorn, «prisma» größter Aufsteiger, «Focus» größter Absteiger: [Electronic resource] // Meedia.de. URL: https://meedia.de/2020/02/20/die-50-umsatzstaerksten-zeitschriften-deutschlands-spiegel-bleibt-vorn-prisma-groesster-aufsteiger-focus-groesster-absteiger/ (дата обращения: 3.04.21)
9. Do you tend to trust or not to trust the written press?: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/398204/trust-in-the-press-germany/ (дата обращения: 27.03.21)
10. European Union Agency for Fundamental Rights. Experiences and perceptions of antisemitism: second survey on discrimination and hate crime against Jews in the EU. 2018. URL: https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2018-experiences-and-perceptions-of-antisemitism-survey_en.pdf (дата обращения: 19.01.21)
11. Europe's Growing Muslim Population. Pew Research Center. Nov. 29, 2017. URL: https://assets.pewresearch.org/wp-content/uploads/sites/11/2017/11/06105637/FULL-REPORT-FOR-WEB-POSTING.pdf#page=5 (дата обращения: 10.04.21)
12. Gender Development Index (GDI): [Electronic resource] // Hdr.undp.org. URL: http://hdr.undp.org/en/indicators/137906 (дата обращения: 22.11.19)
13. Germany – land of newspapers: [Electronic resource] // Deutschland.de. URL: https://www.deutschland.de/en/topic/culture/newspapers-and-freedom-of-the-press-in-germany (дата обращения: 13.03.21)
14. Germany: [Electronic resource] // Rsf.org. URL: https://rsf.org/en/germany (дата обращения: 14.03.21)
15. Glaubwürdigkeit der Medien 2020: Eine Studie im Auftrag des Westdeutschen Rundfunks Oktober 2020. URL: https://www.ard.de/die-ard/Glaubwuerdigkeit-der-Medien-WDR-Studie-100.pdf (дата обращения: 26.03.21)
16. «Hälfte der Türkeistämmigen fühlt sich nicht anerkannt»: [Electronic resource] // Uni-muenster.de. URL: https://www.uni-muenster.de/Religion-und-Politik/aktuelles/2016/jun/PM_Integration_und_Religion_aus_Sicht_Tuerkeistaemmiger.html (дата обращения: 17.01.21)
17. Halm, D. Sauer, M. Muslime in Europa: Integriert, aber nicht akzeptiert? August 2017. URL: https://cdn.website-editor.net/09fe2713f5da44ff99ead273b339f17d/files/uploaded/Religionsmonitor_2017.pdf (дата обращения: 9.04.21);
18. Handbuch Islam und Muslime/ D. Bax [et al.]. – Berlin: Mediendienst Integration, 2019. URL: https://mediendienst-integration.de/fileadmin/Handbuch_Islam.pdf (дата обращения: 06.01.21)
19. Holscher, M. Jeder zweite Deutsche hat Ressentiments gegen Asylsuchende/ Holscher, M. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/friedrich-ebert-stiftung-jeder-zweite-hat-ressentiments-gegen-asylsuchende-a-1264034.html (дата обращения: 28.03.21)
20. In welche der folgenden Medien haben Sie großes Vertrauen?: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/794879/umfrage/glaubwuerdigkeit-der-medien-in-west-und-ostdeutschland/ (дата обращения: 26.03.21)
21. Nahaufnahme Deutschland: Pressefreiheit im Überblick: [Electronic resource] // Reporter-ohne-grenzen.de. URL: https://www.reporter-ohne-grenzen.de/nahaufnahme/2020 (дата обращения: 24.03.21)
22. «Medienvielfalt, anders»: Junge Migrantinnen und Migranten in den Journalismus: [Electronic resource] // Boell.de. URL: https://www.boell.de/de/junge-migrantinnen-und-migranten-den-journalismus (дата обращения: 6.04.2021)
23. Number of unique users (10 years and older) of the leading 15 news websites in Germany in May 2015: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/451298/reach-of-news-websites/ (дата обращения: 4.04.21)
24. Number of unique users of Spiegel Online in Germany from January 2020 to January 2021: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/450242/spiegelde-visitors-germany/ (дата обращения: 4.04.21)
25. Ranking der meistzitierten nationalen und internationalen Medien in Deutschland nach der Anzahl der Zitate von Januar bis Dezember 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/169706/umfrage/die-meistzitierten-medien-in-deutschland/ (дата обращения: 2.04.21)
26. Reach of selected online news portals among decision makers in Germany 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/446932/reach-of-news-sites-among-decision-makers-germany/ (дата обращения: 6. 04.21)
27. Reach of the news magazine Der Spiegel in Germany 2004-2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/399116/der-spiegel-reach-in-germany/ (дата обращения: 5.04.21)
28. Reach of the news magazine Focus in Germany 2004-2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/402560/focus-reach-germany/ (дата обращения: 5.04.21)
29. Reach of the news magazine stern in Germany 2004-2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/399138/stern-reach-in-germany/ (дата обращения: 5.04.21)
30. Reuters Institute Digital News Report 2020. URL: https://reutersinstitute.politics.ox.ac.uk/sites/default/files/2020-06/DNR_2020_FINAL.pdf (дата обращения: 3.04.21)
31. Sales volume of Spiegel, Stern and Focus in Germany 2019-2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://www.statista.com/statistics/442121/spiegel-stern-and-focus-paid-circulation-germany/ (дата обращения: 5.04.21)
32. Schröder, J. Print-Analyse: der typische Spiegel-Leser/ Schröder, J. URL: https://meedia.de/2013/01/15/print-analyse-der-typische-spiegel-leser/ (дата обращения: 5.04.21)
33. Second European Union Minorities and Discrimination Survey Muslims – Selected findings. 2017. URL: https://fra.europa.eu/sites/default/files/fra_uploads/fra-2017-eu-minorities-survey-muslims-selected-findings_en.pdf (дата обращения: 10.04.21)
34. Stichs A. Wie viele Muslime leben in Deutschland? Eine Hochrechnung über die Anzahl der Muslime in Deutschland zum Stand 31. Dezember 2015. Working Paper 71 des Forschungszentrums des Bundesamtes. URL: https://www.bamf.de/SharedDocs/Anlagen/DE/Forschung/WorkingPapers/wp71-zahl-muslime-deutschland.pdf?__blob=publicationFile&v=12#:~:text=In%20Deutschland%20lebten%20am%2031,und%204%2C7%20Millionen%20Muslime. (дата обращения: 10.04.21)
35. Studie: Vertrauen in Medien gestiegen: [Electronic resource] // Bdzv.de. URL: https://www.bdzv.de/service/presse/branchennachrichten/2020/studie-vertrauen-in-medien-gestiegen (дата обращения: 26.03.21)
36. Umfrage in Deutschland zum Informationsinteresse an Politik nach Geschlecht 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/827088/umfrage/umfrage-in-deutschland-zum-informationsinteresse-an-politik-nach-geschlecht/ (дата обращения: 5.04.21)
37. Verkaufte E-Paper Auflagen der Zeitschriften in Deutschland vom 2. Quartal 2015 bis zum 4. Quartal 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/940007/umfrage/e-paper-auflagen-der-zeitschriften-nach-gattungen/ (дата обращения: 14.03.21)
38. Verkaufte E-Paper Auflagen der Zeitungen in Deutschland vom 2. Quartal 2015 bis zum 3. Quartal 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/313082/umfrage/e-paper-auflagen-der-zeitungen-nach-gattungen/ (дата обращения: 14.03.21)
39. Weitester Nutzerkreis (Nutzung mindestens selten) ausgewählter Medien in Deutschland in den Jahren 2014 bis 2020: [Electronic resource] // Statista.com. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/614237/umfrage/weitester-nutzerkreis-ausgewaehlter-medien-in-deutschland/ (дата обращения: 15.03.21)
40. Zech, T. Zeitungsland Deutschland/ Zech, T. URL: https://www.deutschland.de/de/topic/kultur/zeitungen-und-pressefreiheit-in-deutschland (дата обращения: 13.03.21)
Образоформирующие публикации сайта derSpiegel:
1. 100 Millionen gegen Rassismus: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 17 April. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/frankreich-gibt-100-millionen-gegen-rassismus-a-1029207.html (дата обращения: 06.01.21)
2. Amann, M. Das neue Deutschland/ Amann, M. Friedmann, J. Hoffmann, C. Knaup, H. Knobbe, M. Müller, P. Neumann, C. Pfister, R. Popp, M. Schmergal, C. Schult, C. Sontheimer, M. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-138379331.html (дата обращения: 06.01.21)
3. Ataman, F. Achtung, das Kopftuch kommt!/Ataman, F. URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/fashion-guerilla-achtung-das-kopftuch-kommt-kolumne-a-1222437.html (дата обращения: 17.02.21)
4. Ataman, F. Es passiert einfach nichts / Ataman, F. URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/muslime-in-deutschland-es-passiert-einfach-nichts-kolumne-a-1276628.html (дата обращения: 06.01.21)
5. Ataman, F. Hört auf, mich zu islamisieren! / Ataman, F. URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/deutsche-islamkonferenz-hoert-auf-mich-zu-islamisieren-kolumne-a-1241327.html (дата обращения: 17.02.21)
6. Attentäter von Finsbury Park wegen Mordes verurteilt: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2018. 1 February. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/london-anschlag-auf-moschee-attentaeter-als-moerder-verurteilt-a-1190990.html (дата обращения: 06.01.21)
7. AufdieharteTour: [Electronicresource] // Spiegel.de. 2017. 4 March. URL: https://www.spiegel.de/video/islamismus-junge-muslime-kritisieren-islamische-gemeinden-video-1747053.html (дата обращения: 09.01.21)
8. «Aufregung um angebliches Dosen-Verbot für Muslimin»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 31 May. URL: https://www.spiegel.de/panorama/gesellschaft/usa-stewardess-verweigert-muslima-angeblich-dose-a-1036458.html (дата обращения: 09.01.21)
9. Augstein, J. Differenz/ Augstein, J. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-140273577.html (дата обращения: 23.01.21)
10. Augstein, J. Gerüchte über Muslime/ Augstein, J. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/rassismus-in-europa-geruechte-ueber-muslime-kolumne-a-1091398.html (дата обращения: 09.01.21)
11. Auswärtiges Amt mahnt Reisende zur besonderen Vorsicht: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2018. 7 March. URL: https://www.spiegel.de/reise/aktuell/sri-lanka-auswaertiges-amt-mahnt-zur-vorsicht-wegen-ausnahmezustand-a-1196891.html (дата обращения: 06.01.21)
12. Autobombe tötet mindestens zwölf Menschen: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2017. 8 January. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/terror-in-irak-is-attentaeter-toetet-mindestens-13-menschen-a-1129051.html (дата обращения: 04.01.21)
13. Ayyoub, A. «Hier ist es sicher - aber eine glückliche Feier ist es nicht»/ Ayyoub, A. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/fluechtlinge-muslimisches-opferfest-in-hamburg-statt-in-syrien-a-1113057.html (дата обращения: 04.01.21)
14. Backes, L. #nichtinmeinemnamen/ Backes, L. Deggerich, M. Friedmann, J. Popp, M. Schmid, B. Winter, S. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-131355083.html (дата обращения: 14.01.21)
15. Backes, L. «Wo kommen die denn her, aus Muslimistan?» (Interreligiöses Pfadfindercamp) / Backes, L. URL: https://www.spiegel.de/lebenundlernen/schule/christlich-muslimisches-pfadfinderlager-campen-mit-allah-a-1054823.html (дата обращения: 14.01.21)
16. Backhaus, A. «Muslimische Männer müssen Schwächen zulassen»/ Backhaus, A. URL: https://www.spiegel.de/kultur/literatur/sineb-el-masrar-muslimische-maenner-muessen-schwaechen-zulassen-a-1228476.html (дата обращения: 17.02.21)
17. Baumgärtner, M. Angst vor der Angst/ Baumgärtner, M. Clauß, A. Knobbe, M. Müller, A.-K. Neukirch, R. Röbel, S. Schindler, J. Wiedmann-Schmidt, W. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-146047924.html (дата обращения: 09.01.21)
18. Bechtold, T. Sie ist Jüdin und lebt in Berlin, er ist Muslim und floh aus Syrien. Jetzt leben sie zusammen. Wie funktioniert die jüdisch-muslimische WG?/Bechtold, T. URL: https://www.spiegel.de/politik/juedin-aus-berlin-nimmt-muslimischen-fluechtling-syrien-in-ihrer-wohnung-auf-a-00000000-0003-0001-0000-000000219066 (дата обращения: 09.01.21)
19. Becker, M. Vom Einzelgänger zum Massenmörder/ Becker, M. Peters, K. G. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/anschlag-in-nizza-spurensuche-nach-dem-attentaeter-a-1103350.html (дата обращения: 09.01.21)
20. Becker, M. «Wir werden gewinnen» / Becker, M. Becker, S. Buschmann, R. Diez, G. Fichtner, U. Hell, P. Hengst, B. Heyer, J. A. Kuntz, K. Mayr, W. Müller, P. Neumann, C. Olbrisch, M. Orth, S. von Rohr, M. Scheuermann, C. Stark, H. Truckendanner, P. Ulrich, A. Wassermann, A. Windmann, A. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-139882345.html (дата обращения: 09.01.21)
21. Becker, M. Ohnmacht an der Côte d'Azur/ Becker, M. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/anschlag-in-nizza-eine-stadt-unter-schock-a-1103288.html (дата обращения: 04.01.21)
22. Bedürftig, D. Marathon mit Maschinenpistolen/ Bedürftig, D. URL: https://www.spiegel.de/gesundheit/ernaehrung/jerusalem-marathon-gemeinsam-durch-die-geteilte-stadt-a-1140656.html (дата обращения: 09.01.21)
23. Bellikli, O. Wildfremde Menschen sagen einem Muslim offen ihre Meinung / Bellikli, O. URL: https://www.spiegel.de/panorama/michel-abdollahi-aktion-ich-bin-muslim-a-00000000-0003-0001-0000-000000140372 (дата обращения: 09.01.21)
24. Berliner Muslime demonstrieren gegen Terror: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 20 December. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/anschlag-in-berlin-muslime-demonstrieren-gegen-terror-a-1126876.html (дата обращения: 09.01.21)
25. Blume, G. «Antisemitismus ist eine nationale Krankheit»/ Blume, G. URL: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/paris-holocaust-ueberlebende-mireille-knoll-ermordet-die-hintergruende-a-1200111.html (дата обращения: 17.01.21)
26. Brandanschlag auf türkisch-islamischen Verein: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 15 December. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/stuttgart-brandanschlag-auf-tuerkisch-islamischen-verein-a-1067924.html (дата обращения: 06.01.21)
27. Bundesregierung weist Kritik aus Türkei und Ägypten zurück: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2017. 23 June. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/liberale-moschee-in-berlin-bundesregierung-weist-kritik-zurueck-a-1153814.html (дата обращения: 17.02.21)
28. Burma verfolgt muslimische Minderheit systematisch: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 29 October. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/burma-juristen-beklagen-voelkermord-an-rohingya-a-1060100.html (дата обращения: 09.01.21)
29. Buse, U. Nimmzwei/ Buse, U. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-146501119.html (дата обращения: 29.01.21)
30. Buse, U. Was Gott zulässt/ Buse, U. Kuntz, K. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-135691897.html (дата обращения: 09.01.21)
31. CDU-Präsidiumsmitglied Spahn warnt vor «importiertem Antisemitismus»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 26 February. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/vorab/jens-spahn-warnt-vor-importiertem-antisemitismus-a-1019557.html (дата обращения: 17.01.21)
32. Cem Özdemir gründet «Initiative säkulärer Islam»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2018. 21 November. URL: https://www.spiegel.de/panorama/justiz/cem-oezdemir-gruendet-initiative-saekulaerer-islam-a-1239660.html (дата обращения: 17.01.21)
33. Christen, Juden, Muslime - vereint gegen den Terror: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 11 January. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/trauermarsch-in-paris-christen-juden-und-muslime-gegen-terror-a-1012418.html (дата обращения: 17.01.21)
34. Dambeck, H. «Das waren gute Kinder»/ Dambeck, H. Diez, G. Hengst, B. Heyer, J. A. von Rohr, M. Salden, S. Shafy, S. Stark, H. Truckendanner, P. Windmann, A. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-131355328.html (дата обращения: 06.01.21)
35. Dann bekam ich Handschellen angelegt und begann zu weinen»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2017. 29 January. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/donald-trump-einreisestopp-fuer-die-usa-dann-bekam-ich-handschellen-angelegt-a-1132201.html (дата обращения: 09.01.21)
36. Deggerich, M. Enthüllt / Deggerich, M. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-132909489.html (дата обращения: 09.01.21)
37. Der Dschihad und der Islam: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 31 January. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-131578970.html (дата обращения: 14.01.21)
38. «Der Frauenkörper ist das Ziel eines Klassenkampfs»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 15 February. URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/frauenrechte-und-islam-sexuelle-gewalt-als-symbol-der-krise-a-1075021.html (дата обращения: 23.01.21)
39. Dettmer, M. Zum Bleiben gezwungen/ Dettmer, M. Maxwill, P. Schmergal, C. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-142514173.html (дата обращения: 23.01.21)
40. Diehl, J. Die Töchter des Dschihad/ Diehl, J. Gude, H. Schmid, B. Schmid, F. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-131696270.html (дата обращения: 06.01.21)
41. Diehl, J. Radikalisierung im Stillen/ Diehl, J. Gude, H. Schmid, F. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-145417422.html (дата обращения: 09.01.21)
42. Diehl, J. Zur Sache, Mätzchen/ Diehl, J. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/hassprediger-ibrahim-abou-nagie-vor-gericht-in-koeln-a-1027770.html (дата обращения: 09.01.21)
43. Diez, G. «Gott ist kein Diktator» / Diez, G. Popp, M. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-142514336.html (дата обращения: 23.01.21)
44. Diez, G. Hedonismus und Hass/ Diez, G. URL: https://www.spiegel.de/kultur/gesellschaft/paris-terror-hedonismus-und-hass-a-1063818.html (дата обращения: 14.01.21)
45. Dozens of Women Sexually Assaulted in Cologne: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 5 January. URL: https://www.spiegel.de/international/germany/cologne-shocked-by-sexual-assaults-on-new-years-eve-a-1070583.html (дата обращения: 23.01.21)
46. Dutzende Tote bei Anschlag auf Moschee: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2015. 24 September. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/jemen-dutzende-tote-bei-anschlag-auf-moschee-a-1054511.html (дата обращения: 04.01.21)
47. Ehlers, F. Als Merve sich wehrte/ Ehlers, F. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/stuttgart-wie-eine-muslimin-als-bombenlegerin-beschimpft-wurde-a-1139646.html (дата обращения: 09.01.21)
48. Ehlers, F. Unter Sachsen / Ehlers, F. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-131147800.html (дата обращения: 09.01.21)
49. Elger, K. «Hoffentlich war es nicht wieder ein Muslim» / Elger, K. Haidar, A. Popp, M. Schmiegel, C. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/wie-muslime-damit-umgehen-dass-attentate-im-namen-allahs-begangen-werden-a-1163766.html (дата обращения: 09.01.21)
50. Elger, K. Hipp, D. Knobbe, M. A German Couple Winds Up on U.S. No-Fly List/ Elger, K. Hipp, D. Knobbe, M. URL: https://www.spiegel.de/international/world/a-german-couple-winds-up-on-the-u-s-no-fly-list-a-1227620.html (дата обращения: 09.01.21)
51. Elger, K. Neuer muslimischer Verein will Streitkultur verändern/ Elger, K. URL: https://www.spiegel.de/panorama/gesellschaft/islam-in-deutschland-alhambra-gesellschaft-fuer-offene-streitkultur-a-1182272.html (дата обращения: 09.01.21)
52. Erdal, I. Islim, 23, ist Muslima. Sie will nicht für den Terror der Islamisten büßen/ Erdal, I. URL: https://www.spiegel.de/panorama/paris-wie-sich-eine-junge-muslima-nach-den-anschlaegen-fuehlt-a-00000000-0003-0001-0000-000000146315 (дата обращения: 09.01.21)
53. Ertel, M. A Danish Answer to Radical Jihad/ Ertel, M. Hoppe, R. URL: https://www.spiegel.de/international/europe/aarhus-program-for-returning-jihadists-from-syria-a-success-story-a-1019633.html (дата обращения: 14.01.21)
54. Explosion in Kabul - viele Tote und Verletzte: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 21 November. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/afghanistan-explosion-in-kabul-mindestens-acht-tote-a-1122270.html (дата обращения: 04.01.21)
55. Fahrzeug fährt in Gruppe Muslime - mindestens ein Toter, mehrere Verletzte: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2017. 19 June. URL: https://www.spiegel.de/politik/ausland/london-fahrzeug-faehrt-in-gruppe-muslime-mindestens-ein-toter-a-1152837.html (дата обращения: 06.01.21)
56. «Feminismus und Islam - das passt wunderbar!»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 16 November. URL: https://www.spiegel.de/video/muslime-in-den-usa-video-1720378.html (дата обращения: 06.01.21)
57. Fleischhauer, J. Importierter Judenhass/ Fleischhauer, J. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/fluechtlinge-und-antisemitismus-importierter-judenhass-kolumne-a-1065390.html (дата обращения: 17.01.21)
58. Follath, E. Kann Gott nur Arabisch?/Follath, E. URL: https://www.spiegel.de/spiegel/print/d-143351348.html (дата обращения: 23.01.21)
59. Förster, A. Die Blutspur des Terrors/ Förster, A. URL: https://www.spiegel.de/geschichte/anschlag-in-mekka-1979-wie-der-islamistische-terror-begann-a-1070500.html (дата обращения: 04.01.21)
60. «Frauen haben mehr verdient, als wir ihnen derzeit geben»: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2019. 18 April. URL: https://www.spiegel.de/sport/fussball/mohamed-salah-vom-fc-liverpool-frauen-haben-mehr-verdient-a-1263470.html (дата обращения: 23.01.21)
61. Friedmann, J. «Ich habe Mohammad niemals beten sehen»/ Friedmann, J. URL: https://www.spiegel.de/politik/deutschland/anschlag-in-ansbach-attentaeter-wurde-rambo-genannt-a-1104628.html (дата обращения: 09.01.21)
62. Friedmann, J. Hipp, D. Neumann, C. Full Veils Already Mostly Prohibited in Germany: [Electronic resource] // Spiegel.de. 2016. 22 August. URL: https://www.spiegel.de/international/germany/germany-debates-a-ban-on-burqas-and-other-muslim-veils-a-1108562.html (дата обращения: 09.01.21)