Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Антропонимы в лирике Б. Пастернака

Работа №133072

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

литература

Объем работы96
Год сдачи2018
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
49
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I Корпус антропонимов в лирике Б. Л. Пастернака 8
1.1. Исторические имена 8
1.2. Имена мифологических и фольклорных персонажей 17
1.3. Имена литературных персонажей и писателей 22
1.3.1. Имена литературных героинь 23
1.3.2. Имена мужских литературных персонажей 26
1.3.3. Имена писателей 28
1.4. Имена библейских персонажей и святых 30
1.5. Другие имена 35
Глава II Имена композиторов в лирике Б. Л. Пастернака 38
2.1. Музыка в жизни и творчестве Б. Л. Пастернака 38
2.2. Имена композиторов 40
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Приложение 63

Тема нашего диссертационного исследования — ономастика в лирике Бориса Леонидовича Пастернака. Отметим, что из всех разделов ономастики наш интерес связан исключительно с антропонимами. Под антропонимом мы будем понимать «любое собственное имя, которое может иметь человек (или группа людей), в т. ч. личное имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним, криптоним, кличка»1.
Предметом исследования являются антропонимы в лирике Б. Пастернака.
Объектом исследования являются все стихотворные произведения из первых двух томов полного собрания сочинений Пастернака2, кроме крупных лиро-эпических поэм «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт» и романа в стихах «Спекторский». Стихотворения, содержащиеся в прозаических произведениях (например, роман «Доктор Живаго», заключительную главу которого составляют стихотворения главного героя романа) не включены в материал работы, поскольку они могут рассматриваться только в контексте этих прозаических произведений и составляют предмет особого исследования.
Выбор данной темы не случаен. Антропонимами в лирике Пастернака как отдельной филологической проблемой никто ранее не занимался. В работах о пастернаковской ономастике преимущественно рассматриваются его прозаические произведения (см. работы В. М. Борисова3, О. А. Ясинской4, Л. Н. Ивашутиной5, Р. фон Майделя и М. Безродного6, и др.). В статьях таких авторов, как, Н. А. Фатеева6 7 и Н. Кузина8, антропонимы в поэтических и прозаических произведениях Пастернака не отделяются от имен собственных вообще. Исследование И. В. Бугаевой9 затрагивает пастернаковские агиоантропонимы (имена прославленных святых), которые представляют собой разновидность антропонимов.
Интерес ряда исследователей к именам в поэтических текстах возник не на пустом месте. Филологи, изучающие структуру текста, в том числе и Вяч. Вс. Иванов, В. Н. Топоров, вместе с теми филологами, которые занимаются «выявлением подтекстов и описанием семантической поэтики»10, составили две важные группы исследователей, в центре внимания которых стоит как раз поэтика имени. Первая группа исследовала такие проблемы, как «имя мифологического и мифопоэтического персонажа, имя как способ кодирования и передачи традиции во времени, билатеральная11 природа имени и, как следствие, комплекс связей имени — как смысловых, так и звуковых, как синхронических, так и диахронических»12. Считая имя одним из ключевых компонентов поэтических текстов, вторая группа активно занималась такими проблемами, как «анаграммирование и другое звуковое кодирование имени, “скрытое” имени, имя в подтексте»13. Оба подхода, разумеется, взаимосвязаны друг и другом. Это объясняется тем, что во- первых, некоторые исследователи, например, В. Н. Топоров, Т. В. Цивьян, Г. А. Левинтон, смыкали оба подхода для своих исследований; во-вторых, многие проблемы оказались общими для обеих школ: «билатеральная структура имени, звукосмысловое кодирование (на этом как на ключевым пункте исследовательской практики последовательно настаивает Т. М. Николаева14), переход “от имени к тексту” и обратно, и др.»15.
Вообще в любом художественном тексте не может быть «неговорящих» имен, так как они выражают замысел автора, и «будучи важным средством характеристики персонажа», они обозначают «его место в системе образов» и обнажают «подтекстовые связи»16. По словам С. П. Ильева, «семантика произведения в значительной степени складывается как художественная концепция в результате интегрирующей и когерирующей функции системы персонажей»17, закрепленной в именах собственных. Если речь идет о художественном пространстве и времени, то, как замечает В. С. Баевский, «топонимы в литературном тексте играют роль пространственных ориентиров, а антропонимы — роль «временных ориентиров»18.
Что касается имен в поэзии, то их значимость особенно высока. В поэтическом тексте имена собственные, в состав которых входят антропонимы, «отражают распределенность и направленность внимания поэтов»19. Кроме того, они способны моделировать мир поэтов, поскольку «порождают многомерные отношения и целые семантические поля в рамках целостных произведений»20. Если только говорить об антропонимах, то, как считает Ф. Н. Двинятин, они играют «ключевую роль в организации поэтических и мифопоэтических контекстов и их перитекстов»21. Подтверждая свою точку зрения, исследователь перечисляет следующие причины: во-первых, имя обладает специфической ассоциативной валентностью и поэтому способно метонимически обозначать целые тексты и их подобия; во-вторых, имя имеет билатеральную природу и играет поэтому двойную, звуковую и смысловую роль кодирования с акцентированием роли звукового кодирования; в-третьих, имя приурочено к области личного и противополагается всем “безличным” понятиям. К тому же, имя персонажа занимает специфическую, в то же время и ключевую позицию в литературе повествовательной22.
Пастернак отличается принципиальной метонимичностью поэтического мышления. Ему «свойственно употреблять скорее имена героев, названия произведений, прибегая к метонимии, избегая необходимости называть автора»23. В области мифологии и литературы ориентирами у Пастернака являются Библия, культура XIX в., античность, произведения Шекспира, фольклор24. Отсюда и разнообразие пастернаковских героев — это библейские персонажи, святые, исторические персонажи, мифологические персонажи, писатели, философы, композиторы, ближайшее окружение поэта.
Поскольку на сегодняшний день не существует работ по антропонимам в лирике Пастернака, написание диссертационного исследования, в котором была бы проведена систематизация корпуса антропонимов в лирике Пастернака, приобретает все большую актуальность. Этим же определяется и новизна нашей работы — описание и систематизация корпуса имен в лирике Пастернака.
Главной целью нашего диссертационного исследования мы считаем системный анализ антропонимов в лирике Пастернака.
Задачи исследования таковы:
1) описать и систематизировать корпус имен в лирике Пастернака;
2) выявить семантику и функции имен композиторов в лирике Пастернака.
Наша работа состоит из двух глав. В первой из них «Корпус антропонимов в лирике Б. Л. Пастернака» описан и систематизирован корпус имен в лирике Пастернака. Вторая глава «Имена композиторов в лирике Б. Л. Пастернака» посвящена особо значимой для Пастернака группе антропонимов — именам композиторов. Главная задача второй главы — это выявление семантики и функции имен композиторов в лирике Пастернака.
В нашей работе используются корпусный и структурно-семантический методы, а также метод историко-филологического анализа. Методологической базой нашего исследования являются книги В. Н. Альфонсова25, А. Жолковского26. Б. М. Гаспарова27, Б. А. Каца28 и др.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное диссертационное исследование представляет собой попытку описать и систематизировать корпус антропонимов в лирике Б. Пастернака, при этом выявить семантику и функции имен композиторов, составляющих особую группу в этом корпусе.
В первой главе работы создан и описан корпус имен, принадлежащих следующим крупным группам: исторические имена, имена мифологических и фольклорных персонажей, имена литературных персонажей и писателей, имена библейских персонажей и святых, и другие имена. Среди них самой частотной группой имен являются имена литературных персонажей и писателей (Гёте, Шекспир, имена их героев, Пушкин и др.). Имена разных групп могут индуцировать ассоциации с определенными эпохами (Петр I), историческими событиями (Елизавета Тараканова), географическими точками (Тамерлан), мифологическими (Змей Горыныч), библейским (Адам) или литературными (Золушка) сюжетами, в результате чего семантика стихотворений углубляется. Иногда личности разных эпох или разных сфер сосуществуют в стихах поэта (например, Чайковский, Чехов и Левитан). Имена также могут конкретизировать или воплощать некие конкретные предметы (Василий Блаженный) или абстрактные понятия и образы (Геракл, Каин). Поэт использует различные риторические приемы, чаще всего — прием метонимии (Иван Великий). У некоторых имен, используемых в лирике Пастернака, наблюдается семантический сдвиг (например, в имени Мефистофеля). Он иногда в поэзии обыгрывает устойчивые выражения c антропонимами (К чертям, куда Макар телят / Не ганивал...). Среди использованных мифологических персонажей поэт предъявляет особый интерес к зодиакальным созвездиям (Кастор и Поллукс, Ганимед и Геракл) и небесным светилам (Венера и Марс). Можно обнаружить неразделимую связь выбора некоторых литературных персонажей с долговременной работой Пастернака над переводами западноевропейской литературы (например, имя Миньоны). В отдельных случаях имена возникают в стихах Пастернака в составе буквальной цитаты из литературы его предшественников (например, имя Петра I).
Во второй главе сначала дана краткая ретроспектива музыкального пути Пастернака, рассмотрено влияние музыки на его творчество в целом, а затем более подробно рассмотрены имена композиторов (Шопен, Чайковский, Бетховен, Брамс, Себастьян <Бах>) в свете их семантики и функций в стихах поэта. В некоторых случаях имена, например, Баха и Скрябина, явно не присутствуют, но звучат как обертоны в отдельных строках. Некоторые вышеупомянутые общие особенности употребления антропонимов — принцип ассоциации и конкретизации (например, Бетховен) и прием метонимии (например, Чайковский), находят отражение и в стихах, содержащих имена композиторов. При сопоставлении имен композиторов, упоминающихся в статьях и автобиографиях поэта, его письмах к родным и друзьям, заметно, что отношение поэта к композиторам, встречающихся в его стихах, иногда отличается от его отношения к композиторам, упоминаемых в его прозе.
Суммируя наблюдения над функционированием анторопонимов в лирике Пастернака, можно сказать, что широкий спектр антропонимов отражает интерес поэта к таким сферам, как история, мифология, литература, религия, быт и музыка. Немецкая культура, в частности, ее музыка (имена Брамса, Баха и Бетховена), литература (имена Гёте, Фауста, Маргариты, Мефистофеля, Вертера и Миньоны) и философия (имена Гегеля, Маркса и Гартмана), оказывает значительное влияние на жизнь и творчество Пастернака.
Через антропонимы в лирике Пастернака не только актуализируются такие темы, как детство (Ганимед), жизнь и смерть (Мэри-арфистка), революция (Дункан I) и др., но и обнаруживаются такие важные мотивы творчества поэта, как мотив отрубленной головы (Голиаф, Иоанн Предтечи), мотив женского пения (Дездемона, Офелия, Миньона, Мэри-арфистка), мотив обретения (Ганимед) и др. В употреблении антропонимов проявляется разносторонняя личность Пастернака, реализуются некие константы его поэтического творчества, в частности, его детская мечта — быть великаном (Голиаф), его стремление «во всем дойти до самой сути» (Шопен), его взгляд на мир и историю, в центре которой стоит человек (Наполеон и Самарин), его восхваление женщины (Кристабель) и сочувствие ей (Офелия), его творческая муза (Золушка), его творческий путь — от романтизма (Байрон, Эдгар По и Лермонтов) до реализма (Шопен), его размышления об отношениях творчества и действительности (Кастор и Поллукс) и т. д.
67 из всех рассмотренных 278 единиц имен употребляются в таких сильных позициях текста, как заглавия, посвящения, эпиграфы и прочие паратекстуальные образования, порождая дополнительные смыслы стихотворений (например, «Памяти Марины Цветаевой»), при этом иногда создавая эффект «обмана читательского ожидания» (как в случае с именем Мефистофеля). Встречается случай, когда начальные буквы строк образуют имя, вынесенное в заглавие стихотворения (Гартман).


Источники
1. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 1: Стихотворения и поэмы 1912-1931 / сост. и коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак; предисл. Л. С. Флейшмана. М.: СЛОВО/SLOVO, 2003.
2. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 2: Спекторский. Стихотворения 1930-1959 / сост. и коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
3. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений: В 11 т. Т. 3: Проза/ сост. и коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
4. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 4. Доктор Живаго, 1945-1955 / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
5. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 5. Статьи, рецензии, предисловия. Драматические произведения. Литературные и биографические анкеты. Неоконченные наброски. Стенограммы выступлений / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и Е. В. Пастернак. М.: СЛОВО/SLOVO, 2004.
6. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 6. Стихотворные переводы / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и А. Ю. Сергеевой-Клятис. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005
7. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 7. Письма 1905-1926 / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и М. А. Рашковской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005
8. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 8. Письма 1927-1934 / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и М. А. Рашковской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
9. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 9. Письма 1935-1953 / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и М. А. Рашковской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
10. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 10. Письма 1954-1960 / Борис Пастернак; сост., коммент. Е. Б. Пастернака и М. А. Рашковской. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
11. Пастернак Б. Л. Полное собрание сочинений [Текст]: В 11 т. Т. 11. Борис Пастернак в воспоминаниях современников; сост., коммент. Е. В. Пастернак и Е. Б. Пастернака. М.: СЛОВО/SLOVO, 2005.
12. Пастернак Б. Л. Стихотворения и поэмы: В 2 т. / сост., подг. текста и примеч. В. С. Баевского и Е. Б. Пастернака. Л.: Советский писатель (Ленинградское отд.), 1990.
13. Пастернак Б. Люди и положения: автобиографический очерк // Новый мир. 1967. № 1. С. 204-236.
14. Пастернак Б. Существованья ткань сквозная...: Переписка с Евгенией Пастернак (дополненная письмами к Евгению Борисовичу Пастернаку и его воспоминаниями). М.: Новое литературное обозрение, 1998.
Научная и критическая литература
15. Абашев В. В. Пермь как текст. Пермь в русской культуре и литературе XX века. Пермь: Изд-во Пермского университета, 2000.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ