Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНЦЕПЦИИ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА. ЕВРОПЕЙСКАЯ МОДЕЛЬ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА
1.1. Теоретические основы концепции мультикультурализма 8
1.2. Историко-географические аспекты развития моделей мультикультурализма 14
1.3. Формирование европейской модели мультикультурализма 22
ГЛАВА 2. ОСВЕЩЕНИЕ ТЕМЫ МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМА В ПРЕССЕ ФРАНЦИИ И ГЕРМАНИИ
2.1. Проблемы политики мультикультурализма в современных условиях 30
2.1. Освещение темы мультикультурализма в прессе Франции 34
2.2. Освещение темы мультикультурализма в прессе Германии 46
Заключение 58
Список литературы 63
Актуальность исследования. Почти одновременно власти Франции, Германии и Великобритании признали политику мультикультурализма в соответствующих государствах несостоявшейся. 16 сентября 2010 года Ангела Меркель объявила: «Мультикультурализм потерпел неудачу, абсолютно провалился!». 5 февраля 2011 года Дэвид Кэмерон поддержал ту же идею: «Государственный мультикультурализм в Великобритании потерпел крах». Немного позже, 24 февраля, Николя Саркози пришел к выводу: «Ответ очевиден: это провал»1.
Одна из самых важных политико-экономических проблем Французской Республики и Федеративной Республики Германии связана с иммиграцией иностранных граждан и потоком беженцев, который хлынул в Европу в последние годы. Результаты ежегодного исследования Pew Research Center показывают, что наибольшее количество мусульман из всех европейских стран находятся в Германии и Франции2.
Будущее Франции зависит от того, какое место в ней займут иностранные граждане. В настоящее время каждый третий француз имеет предков-иммигрантов. Половина малоквалифицированных рабочих в стране - выходцы других государств. По данным Insee, в 2016 году уровень миграции (то есть количество человек, не имеющих гражданства) был равен 5,6 млн. чел. Ежегодно около 130 тысяч иностранцев переезжают во Францию. Огромная часть магрибинцев является стабильным этническим компонентом. По всей стране возникают кварталы отдельных этнических меньшинств, например, район Сен-Дени, где 23% жителей - иммигранты. В парижском районе Бельвиль и на отдельных улицах города живут представители только одной религии - мусульманства. Этот процесс может привести к постепенному превращению французов-католиков в жителей, имеющих североафриканские корни, исповедующих ислам. Таким образом, проблема иммиграции и её влияния на политическую, социальную, экономическую сферы Франции актуальна в наше время и будет являться таковой, как минимум, еще несколько десятилетий.
На протяжении десяти лет канцлер Германии Ангела Меркель проводит политику поддержки иммигрантов. В отличие от соседних государств в стране господствует политика «открытых дверей», опускающая границы въезда в страну для всех беженцев. По мнению Меркель, мигранты должны иметь социальные и другие виды прав наравне с жителями страны. Однако канцлер не проводит политику ассимиляции вновь прибывших с немцами, в связи с чем беженцы создают отдельные лагеря, где господствуют их национальные правила. В результате данного курса в 2016 году 107,5 тысяч человек прибыло в государство (по данным Human Development Report). У 21% населения страны предки - иммигранты. По данным Института мировой экономики, содержание одного беженца для государства составляет около 13 тыс. евро в год. А. Меркель утверждает, что через пару десятилетий именно иммигранты будут платить пенсии коренным немцам, работая и оплачивая налоги. Однако в настоящее время из общего числа всех беженцев трудоустроилось меньше 1%, а безработица в данной социальной группе выше, чем у самих немцев.
Постоянно возрастающее в Германии и Франции количество беженцев, в частности, сирийских, приводит к конфликтам, расизму и терроризму. 14 июля 2016 года на городском празднике в Ницце грузовик переехал толпу, 86 человек погибли, более 300 ранены. За две недели лета 2016 года только в Баварии произошло четыре теракта подряд: в Вюрцбурге нападение на пассажиров электрички, в Мюнхене стрельба в торговом центре, девять погибших, в Ройтлингене убийство беременной женщины и в Ансбахе взрыв у входа на фестиваль. Жители не чувствуют себя в безопасности и требуют вывезти сирийских беженцев с территории Германии. В результате рейтинг Христианско-демократического союза падает: на последних парламентских выборах партия Меркель заняла третье место и набрала всего 19% голосов. Высока вероятность, что на следующем голосовании партия не получит необходимого количества голосов, а Ангела Меркель закончит свою карьеру в качестве канцлера.
В связи с вышеперечисленными фактами можно сформулировать проблему, существующую в государствах: постоянное увеличение числа иммигрантов на территории Франции и Г ермании в связи с демографическим и экономическим положением в стране, безрезультатность политики мультикультурализма.
Научно-практическая значимость работы связана с тем, что исследование представляет собой исчерпывающий обзор концепций мультикультурализма, основанных на региональных и национальных особенностях, а также проводится с учётом актуальных событий и нового эмпирического материала, посвященного обозначенной проблеме.
Цель исследования заключается в выявлении роли средств массовой информации в политике мультикультурализма, проводимой Францией и Германией.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
• изучить теоретическую основу европейской концепции мультикультурализма;
• проанализировать историко-географические аспекты развития моделей мультикультурализма;
• изучить особенности европейской модели мультикультурализма;
• определить современное положение модели и особенности СМИ Франции и Германии;
• рассмотреть причины, вызвавшие несостоятельность европейской модели мультикультурализма;
• проанализировать и сравнить позиции французской и германской прессы на тему мультикультурализма.
Объектом исследования стали европейские СМИ (на примере прессы Франции и Германии). Предметом исследования было выбрано освещение политики мультикультурализма в прессе Франции и Г ермании.
Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные европейской политике мультикультурализма, в том числе труды Г. В. Андержановой, И. Л. Бабич, У. Кимлика, А. И. Куропятник, И. С. Новоженова и др.
Т. П. Волкова, например, предлагает в своей научной работе анализ концепций мультикультурализма с философской точки зрения, предполагает возможности их выражения в практике мультикультурализма. Н. К. Г асанова рассматривает понятие мультикультурализма в качестве феномена, возникшего в период расселения людей по планете. Многие исследователи, в том числе И. В. Следзевский, связывают крах политики мультикультурализма с проблемами идентичности, которые приобретают все большую актуальность в современном мире.
В научном труде «Теории и практики мультикультурализма» И. Бабич и О. Родионова описывают модели, исторически возникшие на разных континентах, их различия, достоинства и недостатки. Авторы придерживаются мнения, что мультикультурная модель в Европе неуместна. Г. Андержанова рассуждает о причинах несостоятельности политики, рассматривает мультикультурализм как политику, идеологию и социальный феномен. В историческом контексте модель была исследована К. Снисаренко, А. Куропятник, В. Малаховым. Дополнительную информацию по теме мы почерпнули в сборнике научных трудов «Особенности миграционной политики. Проблемы, поиски, решения», в котором затронуты исторические аспекты развития мультикультурализма во всем мире, проблемы иммигрантов, современная ситуация.
Методическая база. Исследование базируется на комплексном подходе, который включает в себя описательно-аналитический, исторический и компаративистский методы, а также метод контент-анализа.
В качестве эмпирической базы были использованы материалы онлайн-версий французских (Figaro, Le Monde) и германских (Der Spiegel, Suddeutsche Zeitung) периодических изданий. Хронологические рамки исследования охватили период с февраля 2015 по январь 2016 года. Постоянно увеличивающееся число беженцев из Ближнего Востока, а также иммигрантов, пересекающих французскую и германскую границы, высокий уровень угрозы терроризма, непопулярность политики, проводимой в отношении мигрантов указывают на то, что тема мультикультурализма в разных трактовках сегодня по-прежнему актуальна в медиа-среде.
Структура работы обусловлена целями и задачами и состоит из введения, двух глав, шести параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Первая глава посвящена изучению теоретических основ концепций мультикультурализма, основанных на региональных и национальных особенностях, и историческим аспектам развития европейской модели мультикультурализма.
Вторая глава представляет собой детальный анализ публикаций французских и германских периодических изданий, посвященных проблемам, связанным с проживанием разных этносов и культур на территории двух государств, по итогам которого мы сравниваем полученные результаты и формулируем итоговые суждения.
Несмотря на неоднозначность понятия мультикультурализм, в работе было выделено определение, согласно которому термин описывает культурное многообразие, свидетельствует о параллельном существовании нескольких обществ в одном социуме и на одной территории, сохраняющих индивидуальные этнические нормы и культурные черты. В мультикультурном контексте приемлемо говорить о таких понятиях как иммиграция, этническая толерантность, идентичность. Мы определили, что ассимиляция, интеграция и другие модели являются способами объединения разных сообществ.
Анализ исторических этапов в становлении мультикультурализма показал, что время его возникновения на разных континентах совпадает. К тому же, это происходит преимущественно во франкоязычных странах. Необходимость в разработке политики мультикультурализма возникла в связи с постоянно увеличивающимися иммиграционными потоками в Европу, активно влияющими на демографию, экономику и общественную безопасность государств. Проблема стала более актуальна в начале XXI века из-за гражданской войны в Сирии, популяризации ислама, экономического кризиса. В случае бездействия, страны постепенно будут трансформироваться в подобие североафриканских государств, исповедующие ислам. Однако другие угрозы, связанные с конфликтными ситуациями между этническими общностями, стали реальностью для Франции и Г ермании уже сегодня.
Франция и Германия - европейские государства, члены и основатели ЕС, находятся приблизительно на одном уровне жизни. Они обладают многими общими особенностями, так как располагаются на одном континенте, проводят схожую политику и сталкиваются с общими проблемами. В частности, иммиграционный вопрос, а также факт о ранее проводимой политике мультикультурализма объединяют данные государства.
Несмотря на это, проведенный нами анализ показал, что между странами существуют определенные расхождения, касающиеся поликультурных моделей, систем и позиций СМИ. Франция в течение полувека принимала иммигрантов путем ассимиляции меньшинств в связи с требованиями ультраправых партий, в то же время Г ермания на протяжении многих лет игнорировала постоянные притоки беженцев и только с 1980-х гг. начала осуществлять деятельность по их интеграции в немецкое общество. Для сравнения действий стран других материков были рассмотрены модели США и России, где поднятые проблемы стоят не так остро из-за территориальной отдаленности по отношению к беженцам североафриканских корней (в первом случае) и ограничением иммиграции только из республик СНГ (во втором случае).
Среди общих качеств медиарынков Франции и Германии мы выделили негативное влияние экономического кризиса, в особенности на печатную прессу. Униформизация, активность однотипных изданий, динамичное развитие электронных СМИ характеризуют медиарынок обеих стран. Большинство выбранных для анализа изданий относятся скорее к либеральному направлению.
Подробно рассмотрев публикации французских (“Le Figaro”, “Le Monde”) и германских (“Der Spiegel”, “Suddeutsche Zeitung”) периодических изданий, мы заметили, что они имеют больше общих характеристик, чем различий. Во-первых, темы, связанные с политикой мультикультурализма. В работе выделены три группы тем, в рамках которых анализируются методы их освещения: мультикультурализм и иммиграционная политика, беженцы и иммигранты, терроризм и ислам. И во французских, и в немецких СМИ эти темы достаточно популярны.
Во-вторых, результаты контент-анализа по изданиям обеих стран совпадают: о мультикультурализме как модели пишут мало, проблема беженцев значительно актуальнее, чем иммиграционная. Кроме того, темы современных публикаций, касающиеся мультикультурности, в разных странах также общие и выходят на первый план равномерно.
В-третьих, новость о крахе мультикультурализма 2010 г. французские и немецкие СМИ осветили однотипно. Как правило, консервативное издание “Le Figaro” делало акцент на открытой для иммигрантов политике Ангелы Меркель и её продолжении вне зависимости от последствий и мнения ЕС. Напротив, СМИ более левых направлений освещали выступление Дэвида Кэмерона, призывающего строить новую идентичность общества без участия ислама. Очевидно, среди европейского населения, прессы и власти преобладают негативные настроения по отношению к иммигрирующим народам другой нации и веры. Но часто СМИ напоминают людям о принципах гуманности и стремятся вызвать чувство сострадания.
И к последней общей черте относятся наиболее резкие отрицательные интонации, заметные в публикациях, посвященных терактам и исламу. В изданиях как Франции, так и Германии возрастает количество употреблений понятия «исламофобия», а также текстов, основанных на неприятии ислама. Более того, для государств схоже восприятие религии мусульман с террористическими актами и наоборот: после произошедшего теракта власть, СМИ, а значит и население, автоматически связывают его с исламом. На фоне небезопасных событий отдельные материалы способны создать панику среди аудитории.
Далее выделим тенденции в освещении исследуемых тем.
Ответственность за миграционные и мультикультурные проблемы
Немецкий журнал “Der Spiegel” на своих страницах дает понять, что только ЕС и европейская власть виновны в сложившейся ситуации. Они бездействуют или проводят неверную политику, приводящую к большим группам голодных беженцев, дезинтеграции, активизации террористических группировок. Наоборот, “Suddeutsche Zeitung” считает, что у европейских правительств все под контролем, существует эффективная система по борьбе с иммиграционными потоками и терроризмом. В свою очередь французские СМИ не считают никого виновным.
Признание нападения терактом
Французские изданий признают, что произошел именно теракт, а не несчастный случай или бытовое нападение через несколько часов после случившегося. Атака сразу именуется терактом как в речах политиков и очевидцев, так и в текстах журналистов. В Германии это зависит от издания. “Der Spiegel”, как и французские газеты, сразу объявляет о теракте. “Suddeutsche Zeitung”, на примере событий в Берлине декабря 2016 г., признается в теракте только через 2 дня после того, как ИГИЛ взяло на себя ответственность за случившееся. Таким образом, только одно из четырех анализируемых изданий сообщает о фактах, а не предположениях по поводу безопасности в стране.
Изменение риторики после объявления о провале политики мультикультурализма европейскими лидерами
По данному критерию наблюдается значительное расхождение между странами. Если Германия после 2010 г. почти перестала говорить о мультикультурализме как социокультурной модели, то Франция продолжила гораздо активнее, чем до этого периода. После события немецкие издания не освещали тему мультикультурализма, французские - публиковали интервью экспертов, не выражая собственного мнения.
Отношение к Ангеле Меркель и её политике
Пресса двух государств относится к канцлеру скептически, с ярко выраженным недоверием. Несмотря на это, французские СМИ надеются на Меркель, на эффективное продолжение её политики и решение иммиграционных и религиозных проблем. В отличие от них немецкие издания открыто выражают свое недоверие, считают действия Меркель неприемлемыми.
В политике мультикультурализма большая роль принадлежит СМИ, так как во Франции и Германии выходят этнические медиа, посвященные африканским странам, их жителям и всем, что с этим связано: как на родном для иммигрантов языке, так и на европейских. Подобные медиа являются важной составляющей интеграции, так как позволяют иммигрантам чувствовать себя как дома, а правительству контролировать их действия и настроения в иммиграционной массе.
Последним этапом мы выделили факторы, которые способствовали непопулярности и упадку европейской политики мультикультурализма. Среди них - неспособность властей интегрировать чуждые народы из-за несоответствий в культуре и религии; нежелание иммигрантов становиться членами незнакомого им общества, выражающееся в создании отдельных районов беженцев; терроризм; недостаточное обеспечение условий для жизни иммигрантов и их социальная депривация.
Возвращаясь к результативности модели мультикультурализма, мы пришли к следующему выводу. На данный момент мы видим в Европе столкновение двух противоположных миров. Один из них - процветающее общество с высоким уровнем образования, культуры и возможностей. Европейские люди адаптированы к цивилизованной среде. Напротив, другой мир привык жить в бедности и постоянных лишениях со стороны государства и других народов. Европейский социум разделен на людей с привилегиями и ограниченных во всем иммигрантов. Безусловно, настолько разные нации не могут благополучно жить на одной территории, проявлять толерантное отношение, соблюдать и уважать нормы и требования друг друга. Необходимы непрерывные усилия, меры и политическая воля интегрировать разные этнические группы в европейское общество. Прежняя модель мультикультурализма, существовавшая в европейских странах, оказалась действительно неэффективной и потеряла силу, о чем не перестают напоминать средства массовой информации, тем самым влияя и на восприятие сложившейся ситуации обществом.
Учебные пособия, монографии, лекции
1. Бабич И.Л., Родионова О.В. Теория и практика мультикультурализма. Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М., ИЭА РАН, 2009.
2. Барт Ф. Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий. М., Новое издательство, 2006.
3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., Аспект Пресс, 2003.
4. Гасанова Н.К. Мультикультурализм в культурной политике. М., Этносоциум, 2014.
5. История журналистики. Ч.1: Учебное пособие. Под ред. К.Н. Тендит и Н.В. Шелковниковой.
6. Кризис мультикультурализма и проблемы национальной политики: монография. Под ред. М.Б.Погребинского и А.К. Толпыго. М., Весь мир, 2013.
7. Малькова В.К. Не допускается разжигание межнациональной розни: Книга об этнической журналистике. Эл. источник: https://elibrary.ru/item.asp?id=20032375
8. Миграционные проблемы в Европе и пути их решения: Доклады Института Европы. Под ред. Н.Б. Кондратьевой и О.Ю. Потемкиной. М., ИЕ РАН, 2015.
9. Особенности миграционной политики: сборник научных трудов. Под ред. Г.А. Барышевой. Томск, Изд-во Томского политехнического университета, 2012.
10. Пую А. С. Журналистика Франции. Плюрализм и этатизм. СПб., 2004.
11. Романова А.П. Мультикультурализм для чайников: Популярное издание. Астрахань, 2014.
12. Тургаев А.С., Хренов А.Е. Политология в схемах и комментариях. Эл. источник: http: //uchebnik-online.com/soderzhanie/textbook_267.html
Научные статьи
13. Акопян К.В. Мультикультурализм: основные теоретические подходы. Эл.источник: http: //www.idmedina.ru/books/materials/rmforum/4/akopyan.htm
14. Андержанова Г.В. Крах мультикультурализма в Европе. Вестник МГЛУ. Выпуск 25 (631), 2011.
15. Вильгельм К. СМИ в Германии конца XX века. Власть, 2008.
...