Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Роль массмедиа в формировании и разрушении стереотипов: российский и зарубежный опыт

Работа №133050

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы86
Год сдачи2017
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
64
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ВОПРОС О ТЕОРИИ СТЕРЕОТИПОВ И ОБ ИНСТРУМЕНТАХ ИХ СОЗДАНИЯ И РАЗРУШЕНИЯ 7
1.1 Теория стереотипов. Отличие стереотипов от предрассудков 7
1.2 Функции и типологии стереотипов 11
1.3 Инструменты создания и разрушения стереотипов 14
ГЛАВА 2. РОЛЬ МАССМЕДИА В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗРУШЕНИИ СТЕРЕОТИПОВ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ 21
2.1 Формирование и разрушение стереотипов в массовом сознании при помощи массмедиа 21
2.2 Виды стереотипов в массмедиа 26
ГЛАВА 3. АНАЛИЗ КОНСТРУКЦИИ СТЕРЕОТИПОВ И ИХ ДЕСТРУКЦИЯ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ МАССМЕДИА 35
3.1 Использование и конструкция стереотипов в российских и зарубежных СМИ 35
3.2 Преодоление и разрушение стереотипов в российских и зарубежных СМИ 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 74
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 79

Дипломная работа посвящена исследованию роли российских и зарубежных массмедиа в создании и разрушении стереотипов. С самого начала своего функционирования массмедийные носители являются местом для выявления и регуляции мнений, воззрений и убеждений. Сила воздействия средств массовой информации ощутима не только при тщательном социологическом анализе, но и считается очевидным и вынужденным последствием для их существования и работы. Утверждается, что возникающие стереотипы в журналистских материалах напрямую связаны с последующим формированием стереотипов в массовом сознании. Как результат этого процесса, устойчивые негативные стереотипы способны создавать глубокие противоречия на межличностном, межгрупповом и международном уровнях. Такие противоречия не редко перетекают в конфликты. Помимо этого, сами конфликты способствуют формированию стереотипов, а также существует большая связь между сформированными стереотипами и последующими конфликтами во многих областях.
Различие массмедийной повестки дня и массового сознания в настоящее время кажется уже неотличимым и расплывчатым. При этом данная связь распространяется не просто в социологическом поле - массовое сознание в совокупности с массмедиа выходит на уровень государственной политики. Таким образом, в данном исследовании мы поставим вопрос о способности массмедиа создавать и разрушать стереотипы, а также выявим закономерность: массмедиа - массовое сознание - политический контекст. В зарубежном опыте влияния массмедийных носителей мы анализируем англоязычные массмедиа. В настоящей дипломной работе используются методы анализа и сравнения роли российских и зарубежных массмедиа в формировании и разрушении стереотипов.
Актуальность темы дипломной работы связана с общественным интересом на характер и методы преподнесения разного рода информации.
Научная новизна работы связана с новым подходом на анализ стереотипов в массмедиа, который включает в себя формирование стереотипов и механизм обратного процесса - их разрушения. Также исследование производится в рамках не только российских материалов, но и зарубежной прессы. Практическая значимость работы заключается в анализе современных способов формирования стереотипов и в разработке новых инструментов разрушения стереотипов, а также в выявлении методик преодоления стереотипов в зарубежных массмедиа и возможность их применения в российском медиапространстве.
Цель работы выявить роль массмедиа в конструкции и деструкции стереотипов в массовом сознании.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
1. изучить теорию стереотипов и существующие типологии стереотипов;
2. рассмотреть функциональные характеристики стереотипов и инструменты их формирования и разрушения;
3. проанализировать теоретические аспекты участия массмедиа в формировании и разрушении стереотипов;
4. рассмотреть разновидности стереотипов в массмедиа, выделить их в социальные группы;
5. провести сбор и анализ массмедиа на наличие стереотипов, их конструкции и деструкции в журналистских материалах.
Объект исследования - российские и англоязычные зарубежные массмедиа в печатной и электронной форме.
Предмет исследования - формирование и разрушение стереотипов в российских и англоязычных зарубежных массмедиа.
Теоретической базой исследования послужили работы авторов, посвященные психологии СМИ, теории стереотипов и общественного мнения, таких как У. Липпмана «Общественное мнение», Г.С. Мельник «Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации», Р. Харриса «Психология массовых коммуникаций» и В.А. Шнирельмана «“Порог толерантности”: Идеология и практика нового расизма». Также были изучены и проанализированы диссертации и научные статьи российских и зарубежных исследователей: Н.А. Акопян «СМИ как фактор формирования стереотипов в молодежной среде», З.Ж. Гакаев «Этнические стереотипы в прессе: на примере освещения конфликта в Чечне», С.В. Кузина «Влияние средств массовой информации на политическую социализацию учащейся молодежи», В.О. Попова «Роль средств массовой информации в формировании стереотипов массового сознания и Е.О. Хабенская «Этнические стереотипы и ксенофобия в СМИ (по материалам мониторинга прессы столичного региона)». Статьи в периодических изданиях также послужили базой для нашего исследования: А. Ослон «Уолтер Липпман о стереотипах: выписки из книги «Общественное мнение»», Н.В. Сорокина «Методическая типология стереотипов как компонент содержания обучения иностранным языкам в вузе» и Л.В. Чеснокова «Стереотипы в межкультурной коммуникации».
Материалом исследования послужили публикации российских массмедиа: газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Аргументы недели», «Ведомости», проект «Meduza», интернет-газета «Газета.ги», «Русская служба Би-би-си», журнал «Forbes», информационный портал «Такие дела», портал «Wonderzine», информационное агентство «PrimaMedia.ru»; публикации англоязычных зарубежных массмедиа: информационное агентство «Reuters», газеты «The Daily Telegraph», «USA Today», «The Washington Post», «The Independent», «Daily Mirror», «The Sun», «Daily Express» и онлайн-журнал «Aeon». Все переводы англоязычных зарубежных материалов были выполнены автором работы.
Хронологические рамки исследования охватывают период с сентября 1994 года по апрель 2017 года.
В ходе исследования, кроме общенаучных методов, был использован дискурс-анализ и компаративистский метод.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и материалов исследования. Первая глава представляет собой анализ теории стереотипов, их отличие от предрассудков, функции и типологии стереотипов, а также техники и инструменты их создания. Вторая глава содержит теоретические аспекты формирования, разрушения стереотипов при помощи массмедиа, а также их виды в СМИ. В третьей главе проводится анализ конструкции и деструкции стереотипов в российских и зарубежных массмедийных материалах. В заключении подводятся итоги проведенного исследования и формулируются основные выводы.
Список литературы включает 54 наименования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В проведенном нами исследовании мы выявили теоретические и практические аспекты того, как массмедиа способны формировать и разрушать стереотипы в массовом сознании на примере материалов российских и зарубежных англоязычных СМИ.
В теоретической части нашей работы мы отметили ключевые особенности стереотипов, которые разработал основоположник исследований о стереотипах Уолтер Липпман: стереотипы являются упрощенным искажением реальности, они приобретаются извне, а не формируются человеком на основе личного размышления и опыта, генерирует эмоции, защищают целостность личности, а также достаточно устойчивы и живучи в комфортном сознании человека. Помимо этого мы соотнесли взаимозависимость функций стереотипов от их двойственной природы, так как стереотипы являются необходимым элементом социальной реальности, с их помощью человек ориентируется в сложном разнообразном мире, они способны выполнять функцию категоризации понятий и явлений жизни, ослаблять культурный шок, а также способствуют информированию и идентификации людей со своей социальной группой. Мы разобрали несколько типологий стереотипов по определенным характеристикам и остановились на типологии исследовательницы Н.В. Сорокиной. Для практической части нашей работы мы воспользовались ее типологией стереотипов по социальной группе и в некоторых частях по объекту стереотипизации и по отношению «свой»/ «чужой».
Мы разобрали инструменты формирования и разрушения стереотипов и внутренние составляющие таких процессов. Из инструментов формирования стереотипов мышления мы выделили избирательное внимание, подмену понятий, смещение фокуса внимания, воздействие эмоций и памяти, а также использование языковых элементов. При деструкции стереотипных установок на основе российских и зарубежных исследований мы рассмотрели «гипотезу контакта», образовательные методики, а также подход к преодолению стереотипов мышления с помощью изучения непрерывных динамических систем.
Во второй главе нашего исследования мы рассмотрели теоретические аспекты на роль массмедиа в формировании и разрешении стереотипов, а также вывили те виды стереотипов, которые в большинстве своем используются в СМИ. Из инструментов конструкции стереотипов в журналистских материалах мы указали на имплицитные формы воздействия, которые обосновала в своей работе Г.С. Мельник: подмена проблем, перенос главного смысла на второстепенный, эффект смысловых ножниц, обращение к общественным потребностям, идеалам и создание чувств опасности, дискомфорта. При рассмотрении инструментов деструкции стереотипов в массмедиа мы основывались на работе В. М. Маркиной, которая выявила несколько стратегий в разрушении стереотипов в СМИ: создание положительных образов, репрезентация социальной группы в контексте успеха, репрезентация адаптированности к доминирующим культурным нормам, выделение недостатков представителей доминирующей группы и репрезентация уникальных особенностей меньшинств. В последнем разделе теоретической части мы выделили стереотипы по социальной группе, выявили возможности массмедиа формировать и разрушать такие стереотипы в массовом сознании. К ним мы отнесли гендерные, этнические стереотипы, а также отметили стереотипизацию сексуальных меньшинств, пожилых людей и инвалидов.
В практической части нашей работы мы проанализировали материалы российских и зарубежных СМИ в процессе конструкции и деструкции стереотипов. В разборе гендерных стереотипов в российских массмедиа мы обнаружили большое количество текстов в федеральных СМИ, таких как, газеты «Известия», «Аргументы и факты», «Аргументы Недели», которые выражают в основном сексистский и патриархальный взгляд на место женщины в общественной жизни. Было выявлено, что такие стереотипные установки формируются с помощью заголовочных комплексов, в содержательном компоненте журналистских материалов, с помощью недостоверных и неполных научных данных, замалчивания фактов и проблем, а также при помощи языковых средств. При этом формирование гендерных стереотипов в большинстве происходит по отношению к женскому гендеру. Отсутствие материалов, посвященных проблемам мужчин, на наш взгляд, также способствует конструкции стереотипной установки того, что у мужчин нет проблем социального, эмоционального и политического планов или их проблемы не значительны. Для создания этнических стереотипов в российских и зарубежных массмедиа используются такие инструменты, как негативная репрезентация этничности в заголовочных комплексах, содержательные дискриминационные элементы и недостоверные данные. В репрезентации сексуальных меньшинств, пожилых людей и инвалидов мы проанализировали материалы федеральных российских СМИ, которые на сегодняшний день выражают и поддерживают политику государства: дискриминация по отношению к сексуальным меньшинствам и замалчивание проблем пожилых людей и инвалидов.
В разделе о деструкции стереотипов в массмедиа мы отметили, что в российских материалах разрушение стереотипных установок в основном происходит за счет прямого разбора проблемы и постановки вопросов гендерного, этнического характера, оценки ксенофобии и гомофобии общества, а также историй людей с ограниченными возможностями. При этом в зарубежных англоязычных массмедиа журналисты вводят вопросы и проблемы о незащищенных социальных группах в контекст других тем, что на наш взгляд, является наиболее эффективным приемом, так как за счет этого вырабатывается нормализованность рассмотрения социальных групп и меньшинств во всех областях человеческой деятельности.
В процессе данного исследования, мы пришли к выводу, что конструкция стереотипов в СМИ зависит от проводимой государством политики по отношению к определенным социальным группам. Например, за последнее время отношение к сексуальным меньшинствам у россиян изменилось в худшую сторону. По результатам аналитического центра «Левада-Центр» если в 2013 году 34% респондента считали, что гомосексуализм - это болезнь, то в 2015 году такого мнения придерживаются уже 37%. На наш взгляд, это результат замалчивания вопроса о сексуальных меньшинствах и репрезентация их в федеральных российских массмедиа, как больных людей, которых либо совратили в детстве (13% респондентов), либо ставшие таковыми в результате плохого воспитания (26% респондентов)1. По результатам другого опроса «Левада-Центр» в феврале 2017 года 54% опрошенных граждан не хотели бы видеть в ближайшие 10-15 лет в качестве президента России женщину2. Материалы в федеральных СМИ, презентующие женщину, как «хранительницу домашнего очага», как человека второго сорта, замалчивающие настоящее значение феминизма и Международного женского дня способствовали таким результатам опроса, когда населении оценивает способности и возможности человека руководить государством по гендеру. А опрос 2016 года выявил, что 66 % респондентов высказались за ограничение потока приезжих - выходцев с Кавказа и из бывших среднеазиатских республик3. На наш взгляд, этнические стереотипы и такие результаты опроса общественно опасны и имеют за собой значительные последствия, способствуют распространению национализма, ксенофобии, вражды, ненависти и, впоследствии, могут привести к насильственным или военным действиям по отношению к другим этносам и национальностям.
При этом в ходе нашего исследования мы выявили большую роль массмедиа в разрушении стереотипных установок и, на наш взгляд, у СМИ есть большой потенциал в деструкции стереотипов как в способе создания благоприятной почвы для критического мышления в массовом сознании. Исходя из практического анализа зарубежных материалов европейских и американских массмедиа, мы утверждаем, что содержательные компоненты таких статей и их инструменты преодоления стереотипов могут быть примером уже проделанной работы для российских СМИ, у которых есть возможность использовать опыт зарубежных журналистов. Такую работу мы можем уже наблюдать в новых, альтернативных дискриминационной политики государства интернет-изданиях, порталах, журналах и старт-апах на российском медиапространстве.


Документы
Книги, монографии, сборники
На русском языке:
1. Адорно Т. Исследование авторитарной личности [Текст] //Академия исследований культуры. - М., 2001.
2. Брайан Д., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. [Текст] // Пер. с англ. Издательский дом «Вильямс». - М., 2004.
3. Липпман У. Общественное мнение [Текст] / пер. с англ. Т. В. Барчунова, под ред. К. А. Левинсон, К. В. Петренко // Институт фонда «Общественное мнение». - М., 2004. 384 с.
4. Мацумото Д. Психология и культура [Текст] // Прайм-Еврознак. - СПб., 2002.
5. Мельник Г.С. Стереотип, формирование стереотипов в процессе массовой коммуникации [Текст] // Ма88-МеШа: Психологические процессы и эффекты. - СПб., 1996.
6. Нельсон Т. Психология предубеждений. Секреты шаблонов мышления, восприятия и поведения [Текст] // Прайм-Еврознак. - СПб., 2003.
7. Смирнова О.В. Гендерная проблематика [Текст] // Проблематика СМИ: Информационная повестка дня. - М., 2008.
8. Толстокорова А. В. «Лингвистическое выражение» гендера: Результаты и перспективы демократических реформ [Текст] // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сб. науч. ст. под. ред. И. Р. Чекаловой. - Минск, 2004. С. 50-71.
9. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций [Текст] // Прайм-Еврознак.- СПб., 2003.
10. Шнирельман В. А. «Порог толерантности»: Идеология и практика нового расизма. Том II. [Текст] // Новое литературное обозрение. - М., 2011.
На иностранных языках:
11. Allport G. W. The Nature of Prejudice [Текст] // Addison - Wesley. - New York, 1954.
12. Bennett M. J. Towards ethnorelativism: A developmental model of intercultural sensitivity (revised) [Текст] // In R. M. Paige (Ed.), Education for the Intercultural Experience. Yarmouth, Me: Intercultural Press, 1993.
13. Moritz M. J. The gay agenda: Marketing hate speech to the mainstream media [Текст] // In: R. K. Whillock & D. Slayden (Eds.) Thousand Oaks. CA: Sage, 1995.
14. O'Hara R. Media for million. - New York, 1961.
Учебные пособия, лекции
15. Белая Е.Н. Теория и практика межкультурной коммуникации: учебное пособие [Текст] // Издательство Омского. гос. университета. - Омск, 2008.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ