Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Судьба «толстого» литературного журнала на рубеже XX — XXI веков

Работа №133043

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы131
Год сдачи2016
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
50
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Эффективная модель «толстого» литературного журнала в период «перестройки» 8
1.1. Литература как журналистика: медиатизация «возвращенной» литературы и перестроечной критики 8
1.2. «Толстожурнальная» публицистика как инструмент продвижения перестроечных инициатив 22
1.3. Модель «толстого» журнала периода перестройки в историко-типологическом контексте 34
Глава 2. Разновекторные тенденции развития современной «толстожурнальной» периодики 40
2.1. Консервация перестроечной модели «толстого» журнала в период 1990-х годов 40
2.2. Традиционные «толстые» журналы на книжно-журнальном рынке XXI века: общая характеристика 48
2.3. Современные глянцевые «толстые» журналы: «Русский пионер» и «Сноб» 71
Заключение 90
Список литературы 95
Приложения 101

Актуальность исследования. «Толстый» литературный журнал считается особым, исключительным явлением российской журналистики, не свойственным западноевропейской культуре. Не удивительно, что именно этот тип прессы очень быстро стал национальным брендом, визитной карточкой русской качественной журналистики.
В России сегмент литературной журналистики был традиционно очень развит. На протяжении десятилетий русские классики и советские авторы печатали свои произведения преимущественно на страницах «толстых» журналов и альманахов, реже - в отдельных авторских сборниках. Эта традиция считалась престижной и почетной, а «толстожурнальная» пресса устойчиво ассоциировалась с понятиями качества и авторитетности.
Однако на сегодняшний день «толстые» журналы занимают весьма скромное положение на российском медиарынке, не выдерживая никакой конкуренции со стороны других изданий. Былой читательский интерес схлынул, тиражи, которые достигали рекордных показателей в годы «перестройки», упали до минимальных значений. Можно заключить, что «толстый» журнал прибывает в затяжном кризисе, который рано или поздно может привести к исчезновению этого типа периодики.
Степень разработанности темы.
Изучением «классических», знаковых «толстых» журналов середины - второй половины XIX в. и начала XX в. занимались Н.П. Емельянов, А.В. Западов, Г.В. Жирков, С.Я. Махонина, В.И. Кулешов, Н. Я. Эйдельман.
Общие процессы развития и эволюции «толстожурнальной» периодики исследовали Ю.Н. Тынянов, Д.Е. Максимов, А.Г. Бочаров, В.Я. Лакшин, В.Б. Смирнов, Е.Ю. Скарлыгина, О.Г. Шильникова, Я.Р. Симкин, М.В. Теплинский и др.
Вопросами, связанными с особенностями функционирования литературной журналистики и критики, занимались Ю.А. Говорухина, Ю.М. Лотман, М.М. Голубков, Б.И. Бурсов, Б. Менцель, М.Ю. Берг, М.В. Шкондин, С.И. Чуприн.
Истории отечественной журналистики второй половины XX века посвящены исследования Н.Л. Волковский, И.В. Кузнецов, Я.Н. Засурский, И.И. Засурский, Д.Л. Стровский, Р.П. Овсепян, Б.И. Есин.
Основываясь на различных позициях, современный литературный процесс и сегмент журнальной прессы изучали такие исследовали, как: Е.И. Воробьева, Б.В. Дубин, А.А. Грабельников, Т.А. Снигирева, Е.В. Гарник, Е.Г. Коляда, В.П. Лукьянин, Ф.Б. Бешукова.
Теоретико-методологическую базу составили работы представителей формальной школы литературоведения о литературной критике и литературном ряде (Ю.Н. Тынянова, Б.М. Эйхенбаума, В.Б. Шкловского), а также теория литературного поля П. Бурдье.
Таким образом, новизна выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней впервые осуществляется сопоставление «толстого» журнала в последний период его расцвета, во время перестройки, с его современными аналогами. Традиционные «толстые» журналы уже второе десятилетие прибывают в затяжном кризисе, из которого не получается найти выход. В СМИ изредка появляются материалы, посвященные тому, что «толстожурнальная» периодика находятся в забвении и ее нужно возрождать. Но в каком именно она состоянии на сегодняшний день, каким образом можно вернуть былой успех и каким изданиям все-таки удалось найти свою нишу и своего читателя даже в условиях жесткой конкуренции, политизации и коммерциализации, - эти вопросы практически не являются предметом общественного и культурного дискурса.
Цель работы - проследить общую логику функционирования «толстых» журналов на рубеже двух тысячелетий в аспекте развития и трансформации их типологических признаков.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. выявить характер влияния «возвращенной» литературы и критики на тиражность «толстожурнальной» периодики;
2. проанализировать «толстожурнальную» публицистику как инструмент продвижения перестроечных инициатив;
3. обрисовать модель «толстого» журнала периода перестройки в историко-типологическом контексте;
4. обозначить процесс консервации перестроечной модели «толстого» журнала в 1990-е годы;
5. дать общую характеристику состояния традиционных «толстых» журналов на книжно-журнальном рынке XXI века;
6. выявить типологическую модель «толстого» журнала на современном этапе и сравнить ее с «эффективной» моделью перестроечного времени.
Объект дипломной работы - система «толстожурнальной» периодики рубежа ХХ - XXI веков.
Предмет - построение типологической модели «толстого» журнала в позднесоветский и в постсоветский периоды.
В исследовании используются следующие методы: историко-типологический, описательный, сравнительно-исторический, метод экспертных оценок.
Эмпирическая база исследования.
В общей сложности нами было проанализировано около 150 номер «толстых» журналов за период: 1987 - 1991 г., 1993 - 1991 г., и современный период. Основной массив современной журнальной периодики представлен номерами разных журналов за 2015 г., объявленный в нашей стране Годом литературы. Эти временные промежутки выбраны в соответствии с темой дипломной работы, ее целями и задачами. Таким образом, были исследованы:
1. Журналы второй половины 1980 - 1990-х годов:
«Новый мир» (1987 - 1991, 1993)
«Москва» (1987, 1989, 1991)
«Знамя» (1988 - 1990, 1996 - 1999)
«Октябрь» (1988 - 1990)
«Нева» (1988, 1990, 1991)
«Дружба народов» (1998)
«Иностранная литература» (1989)
«Звезда» (1989)
«Волга» (1999)
2. Журналы 2000 - 2010-х годов:
«Новый мир» (2006, 2012 - 2015)
«Дружба народов» (2005)
«Урал» (2011)
«Октябрь» (2013)
«Нева» (2015)
«Русский пионер» (2014 - 2015)
«Сноб» (2014 - 2015)
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, пяти параграфов и заключения. Она обусловлена целью и логикой задач.
Во введении указаны актуальность и новизна работы, определены степень разработанности темы, предмет и объект исследования, поставлены цели и задачи, описана теоретико-методологическая и эмпирические базы, представлена структура дипломной работы.
Первая глава содержит характеристику «эффективной» модели «толстого» журнала периода перестройки и ее основополагающих черт, а также анализ особенностей контекста исследуемого времени.
Вторая глава посвящена исследованию сегмента «толстых» журналов на современном российском медиарынке.
В заключении подводится итог проведенной работы и предпринимается попытка выработать комплекс практических рекомендаций для преодоления сложившейся кризисной ситуации, связанной с «толстыми» журналами.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе данного исследования были выявлены и прослежены исторические трансформации той модели «толстого» журнала, которая являлась действенной в конце ХХ века. Время перестройки в нашей стране совпало с последним периодом расцвета этого типа издания.
Было установлено, что основополагающими составляющими эффективной модели «толстого» журнала выступили возвращенная литература, публицистика и критика. Каждая из составляющих в контексте времени функционировала особенным образом, по сути, являлась косвенной или явной пропагандой перестройки и перестроечных инициатив. Все это способствовало прогрессирующей медиатизации изданий, а «толстые» журналы имели в этот период прочную связь с журналистикой, ведь даже литературные произведения, совсем недавно находившиеся под запретом, но теперь разрешенные, приобретали необычайное социальное звучание на фоне событий в стране. За счет этого литература и критика, которая ее сопровождала, также активно медиатизировались.
Ко времени распада Советского Союза, в новых непростых условиях экономического кризиса, когда СМИ начинают повсеместно подвергаться коммерциализации и монополизации, «толстые» журналы в попытке защищать качество своего контента, сопротивлялись этим тенденциям.
Обратный эффект состоял в том, что издания перестали естественно развиваться, а их контент перестал быть актуальным для массовой читательской аудитории. Таким образом, в 1990-е г. модель «толстого» журнала подвергается консервации, а тиражи изданий год от года начинают падать.
На современном этапе традиционные «толстые» журналы пребывают в затяжном кризисе. Они продолжают тяготеть к консерватизму, ведь внешний вид, форма и подача материала для большинства изданий остались неизменными. Однако при ближайшем рассмотрении содержания журналов можно проследить некоторые изменения (появление новых рубрик, увеличение досуговой, развлекательной составляющей, ориентация на семейное чтение, потерянное в современной России, т.е стремление универсализировать свой контент, сделать его привлекательным для массового читателя), которые можно толковать как попытки модели журнала преобразиться и трансформироваться. Все вместе можно рассматривать как стремление «толстых» журналов отойти от укоренившихся в 1990-х г. элитарности и субкультурности.
Однако тиражи, ключевой формальный признак, изданий по состоянию на 2016 г. настолько низкие (и продолжают сокращаться), что позволяет предположить - затянувшаяся трансформация негативно сказывается на жизнеспособности журналов. Таким образом, модель традиционных «толстых» журналов сегодняшнего дня представляется маргинальной, слабо оформленной, пребывающей в промежуточной стадии между традиционной и трансмедийной.
Этот процесс проистекает на фоне того, что современное российское литературное поле совершенно раздроблено и эклектично. А такие ресурсы, как «Журнальный зал» и «Русское поле», косвенно этому способствуют, предоставляя свои площадки - согласно идеологической направленности изданий.
Автор предпринял попытку охарактеризовать в целом сегмент «толстых» журналов, которые относятся к глянцевой журналистике и сравнить их с традиционными изданиями.
В результате анализа были выявлены предрасположенность таких изданий к трансмедийности и гибридности, что характерно для современного медийного пространства, поскольку современная литература выступает неотъемлемой частью медиадискурса.
Однако отдельные публикации таких изданий напоминают имиджевые, рекламные тексты, что в свою очередь подрывает и так несильную связь этих журналов с литературой и не позволяет оказывать существенное влияние на текущий литературный процесс.
Таким образом, автору данного исследования представляется, что модель современного «трансмедийного» журнала коренным образом отличается от модели традиционного издания. Новые глянцевые «толстые» журналы полностью коммерциализированы и существенно политизированы, это позволяет им успешно приспосабливаться к жестким условиям российского медиарынка. А многоуровневая структура каналов распространения контента (через журнал, официальный сайт, приложения для гаджетов, социальные сети) делает саму бумажную версию частью этой модели, а не ее основой.
Исходя из текущего положения традиционных «толстых» журналов, как материального, так и структурного, автор предлагает комплекс мер, направленных на улучшение кризисной ситуации, в которой пребывают «толстые» журналы.
1. Традиционные «толстожурнальные» издания существуют благодаря государственным грантам и подписке. Данное исследование показало, что если субсидии продолжать сокращать или упразднять - журналы не смогут выжить. Безусловно, предлагаемая государством мера по обязательной подписке на ряд традиционных «толстых» журналов государственными учреждениями, университетами, библиотеками в случае реализации на практике будет действенной.
2. Должна существовать квота на распространение традиционных «толстых» журналов через газетные киоски и розничные магазины. Это бы позволило выделить место для журналов на прилавках обширных торговых сетей и облегчило бы распространение изданий.
3. Необходимо провести реорганизацию структуры традиционных «толстых» журналов, заняться развитием официальных ресурсов в интернете, дополнительных площадок, вспомогательных проектов, которые впоследствии позволят завершить трансформацию журналов до «трансмедийных».
4. Следует оптимизировать работу редакций и редакционную политику. Назначить на должность главного редактора практикующих, профессиональных журналистов.
5. Основываясь на анализе контента изданий, сложилось впечатление, что у редакторов и авторов журналов нет четкого представления о собственном постоянном читателе. В связи с этим необходимо провести социологические исследования фактической и потенциальной читательской аудитории (от интернета до библиотек).
6. В содружестве нескольких «толстых» журналов разной идеологической направленности можно начать краудфандинговый проект по сбору денег на единый интернет-ресурс, который бы стал объединяющей площадкой для всех существующих на современном рынке «толстых» журналов, вне зависимости от их идеологической принадлежности. Это бы способствовало объединению раздробленных частей литературного поля.
7. В рамках проекта выработать систему платной подписки на этот ресурс. Оплаченная подписка позволяла бы читать любое издание, представленное на сайте.
8. На личной страничке каждого издания создать электронный кошелек для сбора пожертвований на нужды конкретного журнала.
9. Разработать проект, предполагающей общественное участие в ребрендинге черно-белых изданий в пользу полноцветной версии, преображения дизайна обложек. По завершении проекта провести конкурс и устроить голосование за лучший дизайн. Новый облик журналов позволил бы привлечь к ним внимание, а также открыл ряд полиграфических возможностей, связанных с цветным оформлением изданий.


Источники
1. Волга. 1999. № 10; 2011. № 5.
2. Дружба народов. 1998. № 6; 2005. № 1.
3. Звезда. 1989. № 10.
4. Знамя. 1988. № 3 - 5; 1989. № 2 - 4; 1990. № 6 - 9; 1996. № 1; 1997. № 1; 1998. № 9. 1999. № 4.
5. Иностранная литература. 1989. № 3.
6. Москва. 1987. № 6 - 9; 1989. № 9 - 12; 1991. № 1- 3.
7. Нева. 1988. № 3 - 4; 1990. № 1 - 4, № 7, № 9, № 11 - 12; 1991. № 6 - 12; 2015. № 1 - 3, № 6 - 9.
8. Новый мир. 1987. № 6; 1988. № 1 - 12; 1989. № 1 - 12; 1990. № 1 - 8; 1991. № 1 - 12; 1993. № 8, № 11; 2006. № 3; 2012. № 1; 2015. № 1- 12.
9. Октябрь. 1988. № 1 - 2; 1989. № 7; 1990. № 4; 2013. № 5.
10. Русский Пионер. 2014. № 8 - 9; 2015. № 1 - 9; 2016. № 1 - 2.
11. Сноб. 2014. № 7 - 8; 2015. № 1 - 6.
12. Урал. 2011. № 5.
Литература
1. Балашова Ю.Б. Эволюция и поэтика литературного альманаха как издания переходного типа. — СПб.: Издательский дом Санкт- Петербургского университета, 2011. — 363 с.
2. Балашова Ю.Б. Ценностные ориентации в эпоху перестройки // Русская публицистика в духовно-нравственной жизни общества: идеалы и ценности / под ред. Л.П. Громовой. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 2014. — С. 182 - 196.
3. Берг М.Ю. Литературократия. Проблема присвоения и перераспределения власти в литературе. — М.: Новое литературное обозрение, 2000. — 352 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ