Введение
Глава 1. Социальная проблематика развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International»
1. 1. Насыщенное описание индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International»
1.2. Основные социально-экономические типы акторов на рынке труда……………………29
1.3. Теоретико-методологические основы исследования предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»………………………………………………….…41
Глава 2. Эмпирическое исследование социально-экономических аспектов деятельности предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»
2. 1. Модель личностных характеристик, необходимых предпринимателю для построения бизнеса в партнерстве с компанией «NL International»………………………………………….48
2. 2. Аналитические разработки построения социальных связей в процессе работы предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»
2.3. Эмпирическое исследование формирования сетей предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»
Заключение…
Список литературы
Приложения
Приложение 1. Программа эмпирического исследования формирования сетей предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»…………………….115
Приложение 2. Диаграммы с результатами опроса предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «NL International»
Приложение 3. Транскрипт экспертного интервью…
В данной магистерской диссертации рассматриваются проблемы развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International» (да-лее «НЛ»). Под сетевым бизнесом в данной работе понимается форма партнерства между компанией и ее потребителями, при которой потребители получают вознаграждение за продвижение продукции или услуг компании на потребительском рынке своего социального пространства. Компания «НЛ» представляет собой продуктовую сеть магазинов, использующую при своем продвижении на потребительском рынке именно такую форму партнерства. Актуальность исследования обусловлена стремительным развитием индустрии сетевого бизнеса на фоне ее в целом негативного социального имиджа. Данное противоречие можно объяснить тем, что индустрия сетевого бизнеса является еще очень молодой, поскольку ее существование в мире не насчитывает и ста лет, а в Россию она пришла лишь с появлением рыночной экономики и легализацией предпринимательской деятельности в 1990-х годах. Однако индустрия сетевого бизнеса динамично развивается. П. ДиМаджио пишет, что в США представители каждого четвертого домохозяйства заняты в индустрии сетевого бизнеса .
На данный момент все большее число компаний начинают использовать методы сетевого бизнеса при продвижении своих продуктов и услуг. Однако, несмотря на обилие таких примеров в разных сферах жизни, имидж индустрии сетевого бизнеса в массовом сознании еще не изменился с негативного на позитивный.
В данной работе мы рассмотрим социальную проблему негативного социального имиджа индустрии сетевого бизнеса, которая заключается, во-первых, в непонимании людьми, что такое сетевой бизнес, его устройства, принципов и механизмов работы, во-вторых, в негативном отношении к людям, которые сетевым бизнесом занимаются. Следствием этого непонимания является то, что когда человек принимает для себя решение заниматься сетевым бизнесом, он, как правило, натыкается на тотальное непонимание со стороны своего окружения, а также сам зачастую не понимает, что конкретно ему нужно делать и как это делать для того, чтобы в этой сфере состояться. Таким образом, в нашей работе мы предпримем попытку анализа того, как люди узнают про сетевой бизнес, что способно изменить их изначально скептические представления о сетевом бизнесе на более лояльные формы, с какими трудностями сталкиваются люди, начавшие заниматься сетевым бизнесом, а также каким образом все эти трудности они могут преодолеть и состояться в этой сфере занятости. Анализ будет проводиться на примере компании «НЛ».
В социологии тема сетевого бизнеса является малоизученной, поскольку сетевой бизнес как эффективный инструмент продвижения товаров и услуг, а также как источник доходов сложился лишь недавно. Первым и на данный момент единственным полномасштабным исследованием индустрии сетевого бизнеса является работа американского специалиста по экономической социологии Н. Биггарт «Харизматический капитализм: организации прямых продаж в Америке» , изданная в 1989 году. Если говорить о других работах, то на данный момент в отечественной социологической литературе существуют лишь отдельные исследования, посвященные изучению этого феномена, например, работы Камушкиной Л. В., Сафоновой Т. А., Зуевой Д. С., Заболотского С.А., Грешковой К. А., Ильичевой И. В. и других.
Большее внимание индустрия сетевого бизнеса получила в бизнес-литературе. Среди работ, посвященных принципам работы сетевого бизнеса, можно отметить, например, Кийосаки Р. «Квадрант денежного потока», работы По Р. «Третья волна. Новая эра в сетевом маркетинге» и «Четвертая волна, или сетевой маркетинг в XXI веке», а также работы других авторов, чьи труды посвящены индустрии сетевого бизнеса в целом.
Также для написания работы на примере компании «НЛ» нам необходимы видео-материалы и интернет-источники, расположенные на электронных ресурсах, а также в социальных сетях, поскольку там можно найти наи-более качественный информационный контент, посвященный теме бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
Объектом исследования, проведенного в рамках данной работы, являются предприниматели, работающие в партнерстве с компанией «НЛ».
Предмет исследования – социальные особенности развития сетевого бизнеса на примере деятельности компании «НЛ».
Цель исследования – анализ социальных особенностей развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ».
Задачи исследования:
1) Провести насыщенное описание индустрии сетевого бизнеса.
2) Определить, что такое сетевой бизнес, каковы его социальные функции, какие типы сетевого бизнеса существуют и в чем заключаются их основные социальные особенности.
3) Определить, какие основные социально-экономические типы акторов существуют на рынке труда и как они действуют с точки зрения двух компонентов: времени и денег.
4) Провести исследование влияния силы социальных связей на формирование сети клиентов и партнеров на примере предпринимателей, занимающихся построением бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
5) На основании результатов исследования дать подтверждение/опровержение выдвинутых гипотез.
Методы исследования:
Для решения поставленных задач использовался анализ литературных источников и видео-материалов, посвященных изучению социальных проблем развития индустрии сетевого бизнеса, в частности концепции Р. Кийосаки и П. Чубарова, а при исследовании влияния силы связей на формирование сети клиентов и партнеров упор делался на сетевой подход М. Грановеттера, теорию диффузии М. Беккера, а также модель предпринимателя В. Зомбарта. Также использовались методы экспертного интервью с предпринимателями, работающими в партнерстве с компанией «НЛ».
Структурные составляющие текста диссертации.
Работа состоит из 2 глав, каждая из которых, в свою очередь, делится на 3 параграфа. В первой главе определяется социальная проблематика развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ», которая раскрывается в рассмотрении следующих вопросов: что из себя представляет индустрия сетевого бизнеса в целом; что из себя представляет сетевой бизнес в соотношении с другими социально-экономическими типами акторов на рынке труда; а также определены теоретико-методологические основы исследования. Во второй главе изучаются социально-экономические аспекты деятельности предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «НЛ»: рассматриваются личностные характеристики предпринимателей; аналитические разработки коммуникативных событий в рамках их профессиональной деятельности; а также эмпирическое исследование социально-экономических аспектов формирования сетей предпринимателей, работающих в партнерстве с компанией «НЛ».
Основные результаты исследования.
В первом параграфе первой главы мы дали определение сетевому бизнесу и сделали его насыщенное описание, которое в себя включило рассмотрение причин негативного социального имиджа сетевого бизнеса, современные тенденции развития и примеры сетевого продвижения товаров и услуг в традиционном бизнесе, сравнение компании «НЛ» и компаний-пирамид, сравнение компании «НЛ» с другими сетевыми компаниями, а также рас-смотрели шаги, которыми нужно руководствоваться при выборе для себя подходящей сетевой компании.
Во втором параграфе мы рассмотрели основные типы социально-экономических акторов, существующих на современном рынке труда (работники по найму, предприниматели, бизнесмены, инвесторы), с позиции использования двух ключевых ресурсов: «времени» и «денег». После этого провели сравнительный анализ каждого социально-экономического актора с моделью бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
В первом параграфе второй главы мы рассмотрели, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы состояться в бизнесе «НЛ» и превратиться в бизнесмена. Далее были рассмотрены основные ловушки, в которые любой начинающий предприниматель сетевого бизнеса может попасть. А также показана роль человеческого фактора в сетевом бизнесе.
Во втором параграфе представлены аналитические разработки, в которых рассмотрены социокоммуникативные технологии, используемые предпринимателями, при построении своих организаций: список, личный объем, звонок, встреча.
В третьем параграфе представлено эмпирическое исследование: опрос 70 предпринимателей и 1 экспертное интервью, а также их интерпретация. Основные результаты эмпирического исследования.
1. Самыми многочисленными половозрастными группами оказались женщины в возрасте до 25 лет и мужчины в возрасте от 25 до 45 лет. Это говорит о том, что сегодня сетевым бизнесом «НЛ» занимаются представите-ли социальных групп, находящихся в возрасте активной трудовой деятельности, поэтому есть предпосылки к тому, что сетевой бизнес будет становиться все более популярным и дальше.
2. По данным опроса, в сетевой бизнес «НЛ» посредством сильной связи пришли 13 человек (18,6%), посредством слабой связи 46 человек (65,7%), посредством отсутствующей 11 человек (15,7%). Основным каналом трансляции информации о сетевом бизнесе в социальное пространство людей являются слабые связи. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны использовать силу слабых связей, однако мужчины также в значительной степени используют данные каналы.
3. 61 из 70 опрошенных до своего прихода в сетевой бизнес «НЛ» от-носились к сетевому бизнесу скептически, приходили по всем возможным каналам. Таким образом, подавляющее большинство всех, кто пришел зарабатывать деньги в сетевой бизнес «НЛ», до своего прихода в этот бизнес имели возражения, скептически относились к сетевому бизнесу и не планировали им заниматься.
4. 58 опрошенных ответили, что наблюдали за социальными сетями уже состоявшихся в бизнесе «НЛ» людей до того, как сами в него пришли. Из них изначально скептически к сетевому бизнесу относились 52 человека. Таким образом, в результате опроса 70 респондентов мы выяснили, что на формирование лояльности к сетевому бизнесу у изначально скептически на-строенных к нему людей очень значительное влияние имеет тот контент, который предприниматели продвигают в своих социальных сетях.
5. Тренд современного сетевого бизнеса – это продвижение посредством построения персонального бренда в социальных сетях. Люди приходят в сетевой бизнес «НЛ» на примеры успеха людей, состоявшихся в этом бизнесе. В нашем исследовании мы также дали рекомендации, как предприниматели в сетевом бизнесе «НЛ» могут добиться поставленных целей.
В данной работе было проведено исследование индустрии сетевого бизнеса на примере компании «NL International». Целью исследования являлось проанализировать социальные особенности развития индустрии сетевого бизнеса на примере компании «НЛ». Результатом проведенного исследования являются следующие теоретические и практические выводы:
1. Дано определение сетевого бизнеса, проведено насыщенное описание этой индустрии, которое включило в себя рассмотрение причин негативного социального имиджа сетевого бизнеса, современных тенденций развития и примеров сетевого продвижения товаров и услуг в традиционном бизнесе, сравнение компании «НЛ» и «компаний-пирамид», сравнение компании «НЛ» с другими сетевыми компаниями, а также были рассмотрены шаги, которыми нужно руководствоваться при выборе для себя подходящей сетевой компании.
2. Были рассмотрены основные типы социально-экономических акторов, существующие на современном рынке труда (работники по найму, предприниматели, бизнесмены, инвесторы), с позиции использования двух ключевых ресурсов: «времени» и «денег». После этого был проведен сравнительный анализ каждого из социально-экономических типов акторов с моде-лью сетевого бизнеса в партнерстве с компанией «НЛ».
3. Определено, какими качествами должен обладать предприниматель, чтобы состояться в бизнесе «НЛ» и превратиться в бизнесмена. Далее были рассмотрены основные ловушки, в которые любой начинающий предприниматель сетевого бизнеса может попасть. А также показана роль человеческого фактора в сетевом бизнесе.
4. Представлены аналитические разработки, в которых рассмотрены социокоммуникативные технологии, используемые предпринимателями, при построении своих организаций: список, личный объем, звонок, встреча.
5. По результатам эмпирического исследования было выяснено, что самыми многочисленными половозрастными группами в сетевом бизнесе «НЛ» оказались женщины в возрасте до 25 лет и мужчины в возрасте от 25 до 45 лет. Это говорит о том, что сегодня сетевым бизнесом «НЛ» занимаются представители социальных групп, находящихся в возрасте активной трудовой деятельности, поэтому есть предпосылки к тому, что сетевой бизнес будет становиться все более популярным и дальше.
6. По данным опроса, в сетевой бизнес «НЛ» посредством сильной связи пришли 13 человек (18,6%), посредством слабой связи 46 человек (65,7%), посредством отсутствующей 11 человек (15,7%). Основным каналом трансляции информации о сетевом бизнесе в социальное пространство людей являются слабые связи. Женщины в большей степени, чем мужчины, склонны использовать силу слабых связей, однако мужчины также в значительной степени используют данные каналы.
7. 61 из 70 опрошенных до своего прихода в сетевой бизнес «НЛ» от-носились к сетевому бизнесу скептически, приходили по всем возможным каналам. Таким образом, подавляющее большинство всех, кто пришел зарабатывать деньги в сетевой бизнес «НЛ», до своего прихода в этот бизнес имели возражения, скептически относились к сетевому бизнесу и не планировали им заниматься.
8. 58 опрошенных ответили, что наблюдали за социальными сетями уже состоявшихся в бизнесе «НЛ» людей до того, как сами пришли. Из них изначально скептически к сетевому бизнесу относились 52 человека. Таким образом, в результате опроса 70 респондентов мы выяснили, что на формирование лояльности к сетевому бизнесу у изначально скептически настроенных к нему людей очень значительное влияние имеет тот контент, который предприниматели продвигают в своих социальных сетях.
В нашем исследовании мы рассмотрели, каким образом предприниматели, работающие в сетевом бизнесе в партнерстве с компанией «НЛ», формируют сети клиентов и партнеров, а также определили тренд современного сетевого бизнеса. Тренд современного сетевого бизнеса – это продвижение посредством построения персонального бренда в социальных сетях. Другими словами, это означает, что люди приходят в сетевой бизнес «НЛ» на примеры успеха людей, состоявшихся в этом бизнесе. Таким образом, человеку, который занимается сетевым бизнесом, необходимо позиционировать себя и свою деятельность таким образом, чтобы людям эта сфера деятельности казалась привлекательной и престижной, тогда у человека получится подключить к себе в команду людей, построить организацию и состояться в этой сфере занятости. В нашем исследовании мы также дали рекомендации, как предприниматели в сетевом бизнесе «НЛ» могут добиться этой цели.
1. Воробьев В. П., Аванесов Г. М. Сетевая экономика: Учебное пособие. – СПБ.: Изд-во СПбГУЭФ, 2009. – С. 54.
2. Грешкова К.А. Сетевой маркетинг. Отличие от финансовых пирамид // Экономика и управление в XXI веке. 2014. №5. С. 40-42.
3. Зверинцев А. Б. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. – СПб.: Изд-во Буковского, 1995. – 288 с.
4. Зомбарт В. Буржуа: Пер. с нем./Ин-т социологии. – М.: Наука, 1994. – 443 с. (Серия «Социологическое наследие»).
5. Ильичева И. В. Маркетинговые технологии: учебно-методическое пособие / И. В. Ильичева. – Ульяновск: УлГТУ, 2012. – 158 с.
6. Кийосаки Р. Т., Лечтер Ш. Л. Квадрант денежного потока. – Попурри, 2003. – 336 с.
7. Королева А. И., Смирнова К. С. Сетевой маркетинг и финансовые пирамиды. В кн.: Современный специалист-профессионал: теория и практика, Барнаул, 2017: материалы. Барнаул: Финансовый Университет при Правительстве РФ, 2017. С. 268-270.
8. Липатов А. А. Правильное общество / Под ред. Ю. В. Веселова. – СПб.: Питер, 2015. – 256 с.
9. Макиавелли Н. Государь. – М.: Планета, 1990. – 80 с.
10. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. (Пер. И. И. Скворцова-Степанова.) Т. I. Кн. I. Процесс производства капитала. М.: Политиздат, 1978. – 907 с.
11. Моисеев А. В. Анализ экономической эффективности применения интеграции маркетинговых коммуникаций // Молодой ученый. 2016. №3 (107). С. 571-573.
12. По Р. Третья Волна. Новая эра в сетевом маркетинге. – Пресса Украины, 1999. – 211 с.
13. По. Р. Четвертая волна, или сетевой маркетинг в XXI веке. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 416 с.
14. Савина А.Б., Пономарева Е.А. Сетевой маркетинг в бизнесе. В кн.: Развитие экономики и менеджмента в современном мире, Воронеж, 2016: материалы международной научно-практической конференции. №3. Воронеж, 2016. С. 173-176.
15. Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера (Управленческая гуманитарология). - М.: Финансы и статистика, 1992. – 237 с.
16. 2-комнатная квартира, 73 м^2. [Электронный ресурс]: Сервис объявлений «Яндекс. Недвижимость». URL: https://realty.yandex.ru/offer/9174606537143135961/ (дата обращения: 12.04.2018).
17. 2-комнатная квартира, 82 м^2. [Электронный ресурс]: Сервис объявлений «Яндекс. Недвижимость». URL: https://realty.yandex.ru/offer/3051110183586659073/ (дата обращения: 12.04.2018).
18. Авдеева В. П., Шапцев В. А. Сетевой маркетинг – средство коммерциализации инновационных проектов. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23016602 (дата об-ращения: 5.05.2018).
19. Акции и скидки сети «X-Fit». [Электронный ресурс]: Сеть фитнес-клубов «X-Fit». URL: http://www.xfit.ru/promo/aktsiya-privedi-druga/ (дата обращения: 2.03.2018).
20. Акция «Приведи друга и получи скидку!». [Электронный ресурс]: Кофейня «Живой кофе». URL: https://www.thelivecoffee.ru/news/news_post/privedi-druga-i-poluchi-skidku (дата обращения: 02.03.2018).
21. Анализ состояния рынка пищевых функциональных продуктов в России и за рубежом. [Электронный ресурс]: Студенческая библиотека онлайн «Stud-books.net». URL: http://studbooks.net/1924783/tovarovedenie/sostoyanie_perspektivy_razvitiya_rynka_funktsionalnyh_produktov_pitaniya (дата обращения: 3.03.2018).
22. «Билайн» сделает персональное предложение каждому. [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «Билайн». URL: https://spb.beeline.ru/customers/products/mobile/bonus/personal-beeline/ (дата обращения: 2.03.2018).
23. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. [Электронный ресурс]: Lib.ru: «Современная литература». URL: http://lit.lib.ru/k/kachalow_a/simulacres_et_simulation.shtml (дата обращения: 4.05.2018).
24. В каком году Крым присоединился к Росии – два ответа на один вопрос. [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Наука и техника». URL: https://vseonauke.com/1181867403448682660/v-kakom-godu-krym-prisoedinilsya-k-rossii---dva-otveta-na-odin-vopros/ (дата обращения: 11.04.2018).
25. Заболотский С. А. Совершенствование организации финансового механизма предпринимательских систем сетевого маркетинга на рынках потребительских товаров. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18846271 (дата обращения: 5.05.2018).
26. Здесь учат бизнесу. [Электронный ресурс]: Школа сетевого предпринимателя. URL: http://nlnbs.com (дата обращения: 21.03.2018).
27. Камушкина Л. В. Об адаптационных возможностях населения в системе сетевого маркетинга. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary.ru». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17299518 (дата обращения: 6.05.2018).
28. Колгушкина А. В. Развитие сетевого маркетинга как системы распространения товаров и услуг в России. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11516426 (дата об-ращения: 5.05.2018).
28. Кравец А. Г., Нажмутдинова С. А. Сетевой маркетинг и Интернет: настоящее и будущее. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=16462391 (дата обращения: 5.05.2018).
29. Курбанов З. Г. Развитие сетевого маркетинга на основе использования технологий Интернета. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21149693 (дата обращения: 5.05.2018).
30. Магазины «NL Store +». [Электронный ресурс]: Официальный сайт платформы «NL Store +». URL: http://plus.nlstar.com/rus/ (дата обращения: 3.03.2018).
31. Матвеев И. С. Информационное обеспечение сетевого маркетинга. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23044266 (дата обращения: 5.02.2018).
32. Никитина Е. К. Использование сетевого маркетинга для успешного развития компании. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLi-brary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26034713 (дата обращения: 5.02.2018).
33. О компании «Amway». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «Amway». URL: http://amwaycareer.ru/page/about#history (дата обращения: 3.03.2018).
34. Останина К. Про продажи. [Электронный ресурс]: Вебинар для менеджеров структуры СуперГерои. URL: https://pruffme.com/landing/u100307/proprodazhi1 (дата обращения: 5.04.2018).
35. Официальный канал компании «NL International». [Электронный ресурс]: Видеохостинг «YouTube». URL: https://www.youtube.com/user/NLInternational (дата обращения: 2.03.2018).
36. Официальный канал Петра Чубарова. [Электронный ресурс]: Видеохостинг «YouTube». URL: https://www.youtube.com/channel/UCmU8FW8tAVEfDMzjyXtfXog (дата обращения: 2.03.2018).
37. Паламарчук Е. Как правильно провести акцию «Приведи друга и получи скидку». [Электронный ресурс]: Коммерческий директор. Профессиональный журнал коммерсанта. URL: https://www.kom-dir.ru/article/582-kak-pravilno-provesti-aktsiyu (дата обращения: 2.03.2018).
38. Приведи друга и получи скидку. [Электронный ресурс]: Автосервис «Сто Митроф-Авто». URL: http://mitrofavto.ru/t (дата обращения 2.03.2018).
39. Приведите к нам своего друга и получите вместе с ним по 500 бонусных рублей. [Электронный ресурс]: Салон эпиляции «Сфинкс». URL: https://sfinks.ru/friends/ (дата обращения 2.03.2018).
40. Резин Д. Мастер-класс по бизнесу NL. СПб 1.03.2017. [Электронный ресурс]: видеохостинг YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=QXey8jB8H0I&t=401s (дата обращения: 16.04.2018).
41. Савельева Н. В. «Входя в лифт своего дома, я уже чувствую себя на работе». Границы между работой и не-работой в сетевом маркетинге. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=17040542 (дата обращения: 5.05.2018).
42. Савельева Н. В. Корпоративная культура, стигматизация и карьеры дистрибьюторов в организациях прямых продаж в России. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=18886410 (дата обращения: 5.05.2018).
43. Савельева Н. В. Сетевой маркетинг: прекарный труд и организации-паразиты. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23273944 (дата обращения: 5.05.2018).
44. Средний размер пенсии в России. [Электронный ресурс]: Все о льготах, субсидиях, пенсиях. URL: https://lgoty.net/pensii/srednyaya-pensiya-v-rossii.htm (дата обращения: 11.04.2018).
45. Средняя зарплата в РФ: актуальный показатель и динамика. [Электронный ресурс]: Расчет зарплаты. Калькуляторы. Справочники. URL: https://raszp.ru/zarplata/srednyaya-zarplata-po-otraslyam.html (дата обращения: 11.04.2018).
46. Твой плюс. Партнерская программа от компании «Теле2». [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «Теле2». URL: https://plus.tele2.ru (дата обращения: 2.03.2018).
47. Хохлов Д. Сетевой бизнес мясом наружу. [Электронный ресурс]: Официальный канал проекта «Люди дела» на видеохостинге YouTube. URL: https://www.youtube.com/watch?v=Z06s3KUKFx4&t=49s (дата обращения: 16.04.2018).
48. Хочешь зарабатывать деньги легко и интересно? Делай это с нами! [Электронный ресурс]: Официальный сайт компании «NL International». URL: http://business.nlstar.com (дата обращения: 21.03.2018).
49. Хэ Ш. Сетевой маркетинг в России. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary.ru». URL: https://proxy.library.spbu.ru:2975/item.asp?id=20879235 (дата обращения 2.03.2018).
50. Цыкалова И. А. Сетевой маркетинг. [Электронный ресурс]: Научная электронная библиотека «eLibrary». URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=22688834 (дата обращения: 5.05.2018).
51. Черняховский О. Как работает сетевой бизнес. [Электронный ресурс]: Официальный канал компании NL International на видеохостинге «YouTube». URL: https://www.youtube.com/watch?v=wYNQ3CoMYgs (дата обращения: 16.04.2018).
52. Что такое дисконтная карточка – виды и как получить, выгода для владельцев, приложение для хранения и обмена. [Электронный ресурс]: Информационный портал «Sovets.Net». URL: http://sovets.net/13925-skidochnaya-karta.html (дата обращения: 2.03.2018).
53. Чубаров П. Второй нюанс: это система IDC – единая цена на продукт. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/BcxMZ_THA3U/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
54. Чубаров П. Давайте подведем некий итог. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/BdNoHwwHekj/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
55. Чубаров П. Математика бизнеса NL.[Электронный ресурс]: Официальный канал П. Чубарова на видеохостинге «YouTube». URL: https://www.youtube.com/watch?v=60Ce-fJVy-E (дата обращения: 11.04.2018).
56. Чубаров П. Нюанс номер пять: бонус наставника. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/Bc4lFxGH-yv/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
57. Чубаров П. Нюанс номер семь: философия бизнеса, философия компании и та система принципов и ценностей, на которых строится бизнес. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/BdF1so-nSy6/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
58. Чубаров П. Нюанс номер три: инфраструктура. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/Bc0BIoQnnR3/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
59. Чубаров П. Нюанс номер четыре: маркетинг-план. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/Bc2gUOtHTEE/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
60. Чубаров П. Нюанс номер шесть: система обучения. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/Bc-LSoOHAlu/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
61. Чубаров П. Первое отличие NL International от всех других сетевых компаний. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Insta-gram». URL: https://www.instagram.com/p/Bcv1bsxH5T6/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
62. Чубаров П. Поговорим о пирамидах. [Электронный ресурс]: Официальный аккаунт П. Чубарова в «Instagram». URL: https://www.instagram.com/p/BdCvjeUHvnE/?taken-by=pchubarov (дата обращения: 3.03.2018).
63. Becker M. (1970) Sociometric Location and Innovativeness: Reformulation and Extension of the Diffusion Model // American Sociological Review. Vol. 35, pp. 267-282.
64. Berscheid E., Walster E. (1969) Interpersonal Attraction. – Reading Mass.: Addison Wesley, 129 p.
65. Biggart N.W. (1989) Charismatic Capitalism: Direct Selling Organizations in America. Chicago: The University of Chicago Press, 223 p.
66. DiMaggio P. (1990) Review of Charismatic Capitalism: Direct Selling Organizations in America by Nicole Woolsey Biggart // Contemporary sociology. Vol. 19, No. 2 (Mar., 1990), pp. 218-220.
67. Granovetter M. S. (1973) The Strength of Weak Ties // American Journal of Sociology. Vol. 78, pp. 1360-1380.
68. Homans G. (1950) The Human Group. N. Y.: Harcourt, Brace & World, 520 p.
69. Rogers E. (1962) Diffusion of Innovations. – N.Y.: Free press, 236 p.
70. Direct Selling in 2016: An overview (2017). Available at: https://www.dsa.org/docs/default-source/research/growth-outlook/dsa_2016gandofactsheet.pdf?sfvrsn=6 (accessed 7 May 2018).