Введение 3
Глава 1. Теоретические основы обучения лексике на начальном этапе обучения 5
1.1. Понятие, сущность и характеристика начального этапа обучения 5
1.2. Функции игровых методов в обучении лексике английского языка на начальном этапе обучения 8
1.3. Психологические, индивидуальные и возрастные особенности младших школьников при обучении иностранным языкам 11
Глава 2. Разработка комплекса игровых методов, направленных на обучение лексики английского языка на начальном этапе обучения 17
2.1. Анализ УМК по предмету “Английский язык” 17
2.2. Разработка комплекса игровых методов обучения лексике английского языка 21
2.3. Анализ эффективности использования комплекса игровых методов обучения лексики английского языка 25
Заключение 32
Список использованных источников литературы 33
Приложение 36
Значимость изучения иностранных языков растёт с каждым годом. Прежде всего это связано с увеличением международной коммуникации между людьми. На сегодняшний день у нас есть возможности путешествовать, учиться и жить там, где мы хотим. Сотрудничество между большими корпорациями и странами показывает нехватку специалистов, знающих иностранные языки.
В мировом образовательном пространстве очень важно создать условия для формирования межкультурной компетенции. Следует четко знать роль и место иностранных языков в современном мире.
Актуальность работы обусловлена тем, что для детей начального этапа обучения иностранному языку одной из важных проблем является развитие лексического навыка. Дети только учатся учиться. А это в свою очередь будет проще осуществить через лексические игры, ведь такие игры реализуют творческий потенциал каждого ребенка.
Объектом работы являются процесс формирования и развития лексического навыка на уроках иностранного языка.
Предмет исследования: лексические игры при развитии лексического навыка на уроке иностранного языка.
Целью работы является понимания вопроса о значении использовании игр на уроках английского языка для развития лексического навыка учеников начальных классов общеобразовательной школы.
Гипотеза исследования: использования игровых методов обучения на
уроках английского языка в младшей школе способствует успешному усвоению знаний учащимися, а также актуализирует знания, полученные ранее.
Согласно цели и гипотезе исследования решались и ставились следующие задачи исследования:
1. Изучить соответствующую научную литературу по проблеме исследования.
2. Представить психолого-педагогическую характеристику детей начального этапа обучения.
3. Рассмотреть функции игровых методов обучения лексики.
4. Проанализировать УМК по предмету «английский язык».
5. Разработать комплекс лексических игр для развития лексического навыка на начальном этапе обучения английскому языку.
6. Проверить на практике результативность использования лексических игр для развития лексических навыков начального этапа обучения английского языка.
Методы исследования:
1) анализ научно- методической литературы по проблеме исследования;
2) обобщение и сравнение опыта ведущих педагогов, психологов, методистов и лингвистов;
3) наблюдение;
4) эксперимент;
5) сравнение полученных результатов.
Теоретическая значимость заключается в анализе учебно-методической литературы по английскому языку в младшей школе, а также в систематизации полученных знаний.
Практическая значимость заключается в том, что разработанный комплекс лексических игр может использоваться в учебно-воспитательных целях на уроке английского языка; выводы и материалы исследования могут быть использованы при разработке школьных учебных материалов иностранного языка; результаты исследования могут быть использованы при обучении английскому языку.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.
Изучение лексики - один из самых важных вопросов в преподавании иностранных языков. Словарный запас – это центральная часть языка, называющая, формирующая и передающая знания об объектах и явлениях. Словарный запас придает предложению определенный смысл. Словарный запас постоянно динамичен и постепенно пополняется за счет научно- технического прогресса. Технологии, наука и другие культуры оказывают значительное влияние на словарный запас, и информационные технологии в настоящее время способствуют развитию словарного запаса.
Игры, определенно, являются эффективным методом обучения английскому языку. Однако учителям необходимо соблюдать чувство меры, иначе подобные игры теряют свою привлекательность и эффективность. Одна и та же игра может быть использована на разных этапах урока. Однако все зависит от конкретного контекста, в котором работает учитель.
Использование игры особенно важно в младших классах, потому что именно в этом возрасте происходит переход от игры к обучению. Хотя игра является наиболее очевидным способом взаимодействия детей с учителями и сверстниками, все же следует помнить, что, прежде всего, это не просто игра, а игра для обучения. У всех игр должна быть цель, задача и последствия.
Подготовка к игре тоже важна. Если это театральная игра, учителю нужно заранее продумать декорации и костюмы, необходимые для игры. Если это соревнование, то необходимо подумать о том, с какими трудностями столкнутся студенты и какие конфликты возникнут. В конечном счете, как уже упоминалось выше, эффективность игры зависит не только от внешнего содержания, но и от эмоционального состояния как учащихся, так и преподавателей.
1. Авдулова Т.П. Психология игры: современный подход: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 208 с.
2. Ануфриева Р.А. Игры как средство развития интереса к изучаемому языку // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 9. – С. 22-25.
3. Артамонова Л.Н. Игры на уроке Английского языка и во внеклассной работы. – М.: Просвещение, 2008. – 363 с.
4. Бим И.Л. Личностно ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. – 2002. – № 2. – С. 11–15.
5. Борисов Е.А. Влияние ролевой, коммуникативой игры на обучение английскому языку // Иностранные языки в школе. – 2012. – № 3. – С. 29-31.
6. Бухбиндер В. А. Вопросы обучения лексике // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 6. – С. 19-21.
7. Верещагина И.Н. Английский язык. УМК 3 класс / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М., 2009.
8. Верещагина И.Н. Английский язык. Учебник для третьих классов школ с углубленным изучением английского языка, лицеев и гимназий. – в двух частях. – часть 2 / И.Н. Верещагина, Т.А. Притыкина. – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
9. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка. – М.: Просвещение, 1966. – 45 с.
10. Гальскова Н. Д. Теория обучения иностранным языкам: лингводидактика и методика / Н. Д. Гальскова, Н. И. Гез. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
11. Гез Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. / Н.И. Гез, М. В. Ляховицкий, А.А. Миролюбов. – М.: Высшая школа, 1982. – 316 с.
12. Голышкина И.В. Изучаем английский играя / И.В.Голышкина, З.А.Ефанова. – Волгоград: Учитель, 2007. – 128 с.
13. Калимулина О. В. Ролевые игры в обучении диалогической речи // Иностранные языки в школе. – 2003. – № 3. – С. 17-20.
14. Колесникова О.А. Ролевые игры в обучении иностранным языкам // Иностранные языки в школе. – 1989. – №4. С. 73-74.
15. Конышевой А.В. Современные методы обучения английскому языку. – М.: ТетраСистемс, 2004. – 148 с.
16. Коптелова И. Е. Игры со словами // Иностранные языки в школе. – 2003.– № 1 – С. 54-55.
17. Красильникова В. С. Игра и игровые приемы школьников иностранному языку // Иностранные языки в школе. – 1975. – № 5 – С. 167-175.
18. Леонтьев А. Н. Совершенствование методики обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе. – М., 1989. – 320 с.
19. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. – М.: Педагогика, 1974. – 240 с.
20. Матвеева Н. В. Коллективная учебная деятельность при подготовке и проведении ролевой игры // Иностранные языки в школе. – 2004. – № 7. – С. 41- 45.
21. Матрон Е. Д. Сюжетные ролевые игры на уроках по работе с газетой // Иностранные языки в школе. – 1990. – № 2 – С. 81-85.
22. Миньяр-Белоручев Р. К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 2012. – 244 с.
23. Мухина В. С. Детская психология. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
24. Кузовлев В.П. Английский язык. УМК English 4. Student's book. Учебник для общеобразовательного учреждения/ В.П. Кузолев, Кузовлев В.П., Э.Ш. Перегудова, О.В. Стрельникова. – М.: Просвещение, 2015. – 104 с.
25. Щукин А.Н. Методика преподавания иностранных языков: учебник для студентов учреждений высшего образования / А.Н. Щукин, Г.М. Фролова. – М.: Издательский центр «Академия», 2015. – 288 с.
26. Ахраменко Е.В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е.В. Ахраменко // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 20.11.2022).
27. Бредихина И.А. Методика преподавания иностранных языков: Обучение основным видам речевой деятельности: учеб. пособие / И.А. Бредихина. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2018. — 104 с.
28. Татаринцева С.Н. Методика обучения иностранным языкам: теория и практика: электронное учебное пособие / С.Н. Татаринцева. –Тольятти: Изд-во ТГУ, 2021. – 329 с.
29. Голембо М. Комплексное совершенствование навыков на уроке английского языка // ИЯШ. — 2012. — № 4. — С. 28–30.
30. Дзюина Е. В. «Поурочные разработки по английскому языку», М., Вако, 2007. С. 180.
31. Колкер Я. М. Практическая методика обучения иностранному языку: Учеб. пособие /Я. М. Колкер, Е. С. Устинова, Т. М. Еналиева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 264 с.
32. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. – СПб., 2006. – 150 с.
33. Курбатова М. Ю. Игровые приемы обучения английскому языку на начальном этапе.// Иностранные языки в школе – 2006.- № 3.
34. Паон М., Грет К. Давайте поиграем!: игры на английском языке для всех.- Спб.: «Каро», 2003.-160с.
35. Пассов Е.И. Учебное пособие по методике обучения иностранным языкам. / Е.И. Пассов, Воронежский педагогический институт, Воронеж, 1999 г.