Введение 3
Глава 1. Теоретические основы внешней политики США в начале XXI века
§1. Геополитическая характеристика США в современном мире 6
§2. Идеологические основы внешней политики США на современном этапе 19
§3. Основы и приоритеты внешней политики США в начале XXIвека 29
Глава 2. Этапы и развитие интервеционизма во внешней политике США в начале XXIвека
§1. Интервенционизм США при администрации Дж. Буша-мл 36
§2. Идеология и политика интервенционизма при администрации Б. Обамы 49
§3. Идеология интервенционизма при администрации Д. Трампа 63
Заключение 72
Список источников и литературы 79
Несомненно, такой феномен, как идеология интервенционизма, актуален в научной среде в наши дни в связи с всё большей глобализацией мира, устойчивым ростом взаимосвязанности стран в новом многополярном мире, стремлением мирового сообщества защищать естественные права человека во всех уголках мира. Также благодаря укреплению авторитета международного права и постепенному отходу от изоляционистских внешнеполитических доктрин, всё больше государств интегрируются в систему международных отношений. Более того, в настоящее время в мире усиливается значение таких понятий и принципов, как естественные права человека и равенство людей, что в свою очередь приводит к распространению идей проникновения во внутреннюю политику соседних государств для их защиты. Стоит отметить, что формирование идеологических доктрин во внешней политике США также представляет отличную базу для изучения идеологии дипломатического и военного интервенционизма.
Таким образом, предметом данного исследования процесс взаимовлияния идеологии интервенционизма и дипломатии администрации Дж. Буша-мл., Б. Обамы и Д. Трампа , а объектом – идеология внешней политики США, а также исторические прецеденты осуществления данной идеологии ХХI века.
Цель исследования заключается в выявлении эволюции идеологии интервенционизмаво внешней политике США ХХI века. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: проанализировать идеологические концепции США и выделить основополагающие факторы этих идеологий, рассмотреть и проанализировать перечень основных прецедентов применения идеологии в указанные выше исторические периоды, рассмотреть условия проведения военных интервенций, их причины и идеологическое обоснование, после чего выявить основные тенденции и различия между периодами эволюции понятия.
Хронологические рамки исследования включают в себя период работы администраций Дж. Буша-мл. (2001-2008 г.), Б. Обамы (2009-2017 г.) и Д. Трампа (2017-2019 г.). Стоит отметить важность первой части этого периода администрации Дж. Буша-мл., в деятельности которой курс на идеологизацию и интервенционизм был выражен наиболее ярко. Благодаря большому количеству затяжных военных конфликтов во внешней политике США этого, инициированных администрацией Дж. Буша-мл., практику дипломатии и влияние идеологии интервенционизма можно проследить в работе последующих администраций Б. Обамы и Д. Трампа.
Степень разработанности идеологии интервенционизма невелика, что связано с относительной молодостью теории международных отношений как науки в России, а также с неоднозначностью и противоречивостью взаимного влияния идеологии интервенционизма и внешнеполитической деятельности США. Несмотря на сформированное мнение в научных кругах об этой идеологии в разных школах и подходах, отсутствует общепринятый синтезированный метод оценки взаимодействия интервенционизма и практики внешней политики США. Хотя феномен и получил значительное развитие в период активной внешнеполитической деятельности администрации Дж. Буша-мл., большое количество работ направлено на выявление причин возникновения подобной идеологии во внешнеполитической практике США и создание теорий развития деятельности после провала военных операций.
В работе произведено многостороннее изучение феномена интервенционизма. Научная новизна работы заключается в синтезе трех этапов истории, в течение которых произошла качественная эволюция идеологии «интервенционизма», и последующим их сопоставлением и анализе. При изучении использовались такие методы как сравнительный анализ, исторический, системный и институциональный метод.
В исследовании был использован достаточно широкий спектр литературы и источников, что связано с большим количеством аспектов интервенционизма. Так, в работе присутствуют посвященные изучению интервенции труды, опубликованные в таких учебных заведениях, МГИМО-Университет, Оксфордский университет, Кембриджский университет, Институт Мичигана. Также стоит отметить представленные такими исследователями, как SeyboltT. B., FierkeK. M., FinnemoreM., HawkK., работы, в которых достаточно подробно описаны исторические прецеденты интервенций. Безусловно, стоит упомянуть использованные в исследовании документы ООН, международные договоры, записи публичных выступлений руководителей внешней политики США, документы партий, использованные для формирования вектора внешней политики, и итоговые внешнеполитические доктрины, которые определяют действия США и мирового сообщества относительно практики интервенций в различные исторические периоды.
Практическая значимость работы заключается в возможности ее использования для дальнейшего изучения феномена интервенционизма и развития идеологической базы в жизни США. Исследование имеет практическое значение для лекторов, практиков международных отношений, обращающихся к идеологической основе во внешней политике. Работа будет полезна для преподавания дисциплин по международным отношениям, в частности – по военной и интервенционистской политике США.
В XXI веке США значительно изменили свою внешнеполитическую идеологию относительно первого десятилетия после холодной войны, изменились приоритеты, риторика, появились новые секторы внешней политики и новые методы. Однако проявившийся в 90х годах интервенционизм значительно укрепился во внешней политике начиная с ярких выступлений Дж. Буша мл. и продолжил своё развитие в идеологии Б. Обамы и Д. Трампа. Анализируя выводы предыдущих глав и принимая во внимание характер внешнеполитической идеологии каждого президента XXIвека, можно охарактеризовать интервенционизмXXIвека США следующим образом:
1) При работе администрации Дж. Буша мл. сама идея применения практики интервенционизма на Ближнем Востоке была популярна в неоконсервативной администрации США поскольку в этом регионе находились другие государства-изгои. Единственным идеологически правильным решением изменения неблагоприятных политических режимов была дипломатия окружения государства демократическими странами, что в конечном итоге неизбежно привело бы к демократизации внутреннего режима обоих государств. Таким образом, все четыре элемента «Доктрины Буша» послужили мощным толчком для внедрения идеологии интервенционизма во внешнюю политику США с дальнейшей практикой вторжения на территорию Ирака без одобрения международного сообщества. При рассмотрении всех ключевых аргументов этой доктрины становится очевидным, почему вторжение в Ирак как необходимый шаг в глобальной войне с террором был принят не только Конгрессом США, но и нашел положительный отклик в значительной части американской общественности. В сочетании с радикальными аргументами, выдвинутыми неоконсервативными идеологами администрации, предположение о наличии в Ираке оружия массового уничтожения на фоне террористических атак на башни-близнецы и затягиванием принятия решения в Совете Безопасности ООН идея о необходимости превентивной интервенции на территорию Ирака захватила не только администрацию США, но и американское политическое сообщество в целом. В общей атмосфере страха как в американском обществе, так и в мире в целом после 11 сентября американская дипломатия под давлением идей борьбы с терроризмом не могла отказаться от вооруженной борьбы с политическим режимом Ирака особенно на фоне успешного блицкрига на территории Афганистана.
Подобная неоконсервативная идеологизация внешней политики не единственным логичным развитием сложившейся международной обстановки после 11 сентября. Она не только доказала несостоятельность теории реализма во внешней политике относительно текущих реалий, но и гиперболизировала некоторые её аспекты, трансформируя их в часть своей теории. Идея о взаимосвязанности национализма во внешней политике и патриотизма укрепилась в американской идеологии и легла в основу теории американской исключительности и необходимости ведения борьбы за пределами границ государства. Также после формирования «Доктрины Буша» и её практической реализации на Ближнем Востоке, администрация США начинает оперировать новым термином «ось зла», который позднее был дополнен большим количеством государств, которые несмотря на своё участие в международных организациях и их номинальной приверженности контртеррористической деятельности международной общественности преследуют свои национальные интересы и продолжают разработку оружия массового уничтожения. Таким образом, идеологически обоснованная внешнеполитическая доктрина Дж. Буша мл. включила в себя достаточно очевидные принципы интервенционизма, которые преступали не только право на суверенитет отдельных государств, но и не считались с международными принципами гуманитарных интервенций и обязательными требованиями к условиям их проведения. На фоне быстрой победы над Афганистаном и Ираком в политической среде США укрепилась идея о полноценной трансформации Ближнего Востока в демократическое пространство. Согласно расчету администрации Дж. Буша мл., продолжение подобной риторики интернационализма на международной арене являлось отличной идеей укрепления внутриполитической позиции и пропагандистская доктрина продолжила своё существование в предвыборной кампании 2004 года. Не смотря на потерю уровня своего влияния, неодобрения внешнеполитической доктрины и потери сторонников как в администрации, так и в Конгрессе США на протяжении своего второго политического срока, Дж. Буш мл. продолжал свою линию неизбежного идеологического доминирования США на международной арене как в 2004 году, так и в конце своего президентства 2008 года
Развитие пропагандистской идеологии и затяжные военные конфликты привели к росту общественного недовольства и растущему уровню критики в адрес внешнеполитической «Доктриы Буша», что в конечном счёте привело к потере республиканцев большинства в Конгрессе, после переизбрания которого в 2006 году стали необходимы политические изменения и в администрации Дж. Буша мл. Таким образом, идейные неоконсервативные союзники президента как Д. Рамсфилд, и Дж. Болтон покинули свои посты в Белом доме, а президент под давлением демократического большинства начал говорить об идее пересмотра внешнеполитической стратегии по крайней мере относительно интервенции в Ираке. Тем не менее, как указывалось ранее влияние идеологических установок президента на интервенционистскую политику проявлялось даже при признании частичного провала своей доктрины. Можно сделать вывод, что активная и идеологизированная внешнеполитическая доктрина Дж. Буша мл. не только сформировала образ США как военной интервента на международной арене, оправдывающего используемые средства своим доминирующим положением на международной арене, а также распространением зоны своей дипломатии на весь земной шар в связи с событиями 11 сентября. Более того, критика идеологической базы интервенционизма во внешней политике начала проявляться уже в 2006 году при смене большинства в Конгрессе, за которым последует победа демократической партии на выборах президента США с полноценным переформированием политического курса внешней политики на Ближнем Востоке. Создав определенный образ оплота свободы и демократических ценностей Соединенных Штатов и утверждая особую миссию США на международной арене, Дж. Буш мл. предоставил непростые условия для работы демократической администрации Б. Обамы.
2) Внешнеполитическая идеология Б. Обамы представляла собой достаточно размытую и формальную дипломатию, которая на первом этапе его президентства стремилась де-идеологизировать всю свою деятельность на фоне деятельности Дж. Буша мл.. Действия нового президента значительно отличаются от той риторики, которая следует из его речей и иногда даже противоречит им, получая оправдания пост-фактум по принципу «цель оправдывает средства», прагматичный подход во внешней политике первых лет лишь номинально выводил США из статуса гегемона глобального уровня, вводился принцип «лидерства из-за кулис», но необходимость продолжать деятельность вновь втянула США в интервенционизм на международной арене, дополненный не только практическими методами ликвидации террористических организаций, военных и гуманитарных интервенций старой школы, но и использованием «мягкой силы», санкций, влияния через международные институты и структуры. Идеологический окрас внешней политики значительно изменился относительно времен Дж. Буша мл. – во втором параграфе второй главы определены основные столпы внешней политики новой администрации: космополитизм, переориентация на использование «мягкой силы» и переход к многостороннему подходу в международных отношениях, но необходимость политики интервенционизма во внешней политике так же сильна, как и прежде, изменяется лишь риторика и происходит переключение на новые методы достижения целей, защиты национальных интересов и безопасности граждан Соединенных Штатов. В своей речи о ситуации в Ливии Б. Обама вновь возвращается к теории предотвращения угрозы спомощью военного вмешательства. Соответственно, в официальном оправдании действий президента подчеркивалось, что действия США заключались в «поддержке международных усилий по защите гражданского населения и предотвращению гуманитарной катастрофы» - объединении многостороннего подхода разрешения конфликта с моральными ценностями. Смешанные сообщения администрации о ситуации в Ливии и нерешительность по поводу революции в Ливии в марте перепутали мнения союзников, а также основных противников интервенции в СБ ООН - Китай и Россию. Юридическое несоответствие между целью устранения Каддафи и более узким мандатом Резолюции 1973 Совета Безопасности ООН привело к двухпартийному осуждению действий администрации Конгресса. Решение администрации ограничить свое участие в конфликте несколькими неделями борьбы с помощью беспилотных дронов привело к тому, что новый политический режим отражал слабость коалиции Запада на Ближнем Востоке во главе с Б. Обамой. Более активное использование американских сил в этот начальный период, включая более широкое использование беспилотных штурмовиков, могло нанести ущерб силам Каддафи в начале и предотвратить крушение лидерского образа США. Заявление Б. Обамы о том, что «американских сапог на ливийской земле не будет», оставило союзные войска НАТО без лидера в регионе. Однако сколько бы Б. Обама не стремился пропагандировать свою политику невмешательства в политические движения Ближнего Востока, так называемая практика «матрицы диспозиции» - ликвидация нежелательных лиц с помощью беспилотных дронов - уже была применена и США были косвенно замешаны в третью военную операцию. Под давлением растущей критики администрации США о пассивной реакции и нежелании разрешить угроз США стали участником гуманитарной интервенции в Ливии, которая завершилась убийством М. Каддафи и свержением его режима.
Более того, во время развития арабской весны под руководством администрации Б. Обамы был ликвидирован Усама бен Ладен и официальная новость об этом 1 мая 2011 года всё так же использовала формулировки Дж. Буша мл.: «Задача по обеспечению безопасности нашей страны всё еще не завершена ... Эта отражение нашей истории будь то стремление к процветанию нашего народа или борьба за равенство для всех граждан, наша приверженность отстаивать американские ценности за рубежом и наше самопожертвование направлено лишь на создание лучшего и более безопасного мира.» Безусловно подобная международная деятельность демонстрирует продолжение не декларированной ранее практики прямого вмешательства во внутренние дела другого государства. Параллельно с этим распространяются идеи о продолжении вывода войск с территории Ирака и Афганистана , что даже официально было достигнуто к 2014 году, но неэффективная и заведомо замедленная политика США в регионе привела к радикализации политических режимов в регионе, косвенно повлияв на возникновение Исламского государства ИГИЛ. Затем последовала президентская гонка 2012 года, в которую Б. Обама вступил триумфально после ликвидации Усамы бен Ладена и М. Каддафи – это было мощным эмоциональным резонансом для американского народа, который частично верил в установки американской исключительности Дж. Буша мл., а также воспринимал эту военную миссию как стратегическую победу над Аль-Каидой. Следовательно, можно сделать вывод о том, что даже при максимальном скрытии национальных интересов США, деидеологизации внешней политики и закреплении либеральных и идеалистических идей во внешнеполитической доктрине, Соединенные Штаты оказались вынуждены действовать и продолжать распространять свое влияние, вмешиваться во внутриполитические процессы Ближнего Востока. Безусловно, уровень военного вмешательства и объявления этой идеологии интервенционизма значительно снизились благодаря публичной дипломатии, однако присутствие американских солдат на территории других государств продолжалось, США так же рассматривали военную интервенцию как один из методов достижения национальных интересов.
3) Безусловно, по сей день в риторике Д. Трампа слышны заявления об изоляционизме и отклонении США от гегемонистского курса, однако время показывает, что выйти из роли лидера достаточно тяжело, скорее, даже невозможно. Например, несмотря на то, что по заявлениям президента и администрации, США берут курс на вывод войск из Афганистана и Сирии, количество американских солдат в этом регионе растёт и политика проводится без официальной огласки, достаточно часто об увеличении контингента в регионе мир узнаёт постфактум. Спустя полгода на своём посту и приняв во внимание тот факт, что Б. Обама за 8 лет развивал политику вывода войск из Афганистана, Д. Трамп вводит около 3.000 солдат, что противоречит всем сказанным словам за предыдущий год во время предвыборной кампании. Более того, расширение штата произошло на территории Ирака и Сирии. Фактически это является развитой моделью интервенционизма при Б. Обаме, в которой президент руководствовался политикой невмешательства, но всё-таки в СМИ появлялись факты о том, что борьба в регионе продолжается и США так же участвует в этих событиях. Конечно, Д. Трамп продолжил использовать практику Б. Обамы формата нанесения точечных воздушных ударов по противникам в апреле 2017 и 2018 года по территории складов химического оружия в Сирии после распространения новостей о применении этого оружия против гражданского населения. Возможно, что администрация США хотела бы разрешить конфликт с Северной Кореей таким же военным методом с помощью мобильных групп и удаленных атак с помощью беспилотных дронов, однако в контексте борьбы с крупными государствами и с теми, кто владеет ядерным оружием, США предпочитают санкционный, экономический и политический метод влияния с целью изменения внутриполитического курса страны или изменения принятых ранее решений. Таким образом, мы можем проследить разницу между риторикой предвыборной кампании Д. Трампа и фактическими проявлениями методов интервенционизма, от которых США не может избавиться уже в течение двух десятилетий.
Тем не менее, стоит отметить, что администрация США значительно изменила свой подход к обоснованию политики интервенционизма и в наши дни такие события происходят всё реже, хотя присутствие американских солдат на территории других государств осуществляется по сей день и рассматриваются новые военные интервенции на территории Венесуэлы. Вероятнее всего, с ходом истории откроются еще больше фактов о проявлении идеологии интервенционизма США, которая фактически вышла из риторики Д. Трампа после Б. Обамы – Соединенные Штаты не только отказываются вмешиваться во внутренние дела других государств в вопросах «строительства государства», как упоминалось выше, и поворачиваются в сторону внутренней политики, но и теряют интерес во вмешательстве во внутренние дела на основе консенсуса с другими государствами, особенно на фоне осуждения другими государствами и международными организациями.
Таким образом, за идеологически обоснованной теорией и практикой интервенционизма Дж. Буша мл. на территории Ближнего Востока последовало сокрытие настоящих целей и национальных интересов администрации США при президентстве Б. Обамы, которая была наполнена риторикой невмешательства во внутренние дела других государств, идеями космополитизма и работе на основе консенсуса, однако практика проведения операция не могла быть завершена в один день, США были так же втянуты в две войны на Ближнем Востоке, как бы Б. Обама не пытался ограничить присутствие американских солдат в регионе, лидирующая роль на международной арене обязывала США участвовать в военных операциях и далее. Идеи интервенционизма не покидали Белый дом в первые 16 лет XXIвека, после которых прибыл новый президент, ограничивающий влияние США на международной арене, стремящийся изолировать внешнюю политику и перераспределить ресурсы для разрешения внутриполитических проблем. Несмотря на то, что Д. Трамп говорил более уверенно чем Б. Обама о необходимости выхода из международных конфликтов и прекращении затянувшихся войн, практика показывает, что даже если идеология интервенционизма не представлена в речах и выступлениях Д. Трампа, если эти речи наполнены противоположными точками зрения, интервенции во внутреннюю политику продолжаются как в формате «жесткого» военного влияния как на территории Афганистана и Сирии, так и получают новый формат влияния с помощью «мягкой силы» и рассматриваются новые варианты на примере интервенции в Венесуэлу хотя и на основе коллективного решения с Колумбией и Бразилией. Более того, Д. Трамп за 3 года своего президентства выработал определенную внешнеполитическую доктрину, не отрицающую военную силу США как метод влияния и достижения национальных интересов, что позволяет ему действовать согласно сложившимся обстоятельствам и в рамках устоявшейся практики разрешения конфликтов, в которых военный интервенционизм всё так же актуален.
1. Арбатов Г.А. Затянувшееся выздоровление, 1953-1985 гг: свидетельство современника. Москва: Международные отношения, 1991.
2. Баталов Э.Я. Мировое развитие и мировой порядок. Москва: РОССПЭН, 2005.
3. Бжезинский З. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. Москва: Международные отношения, 2009.
4. Денисов А.Д. О сущности американского государства // В сборнике: Техника и технологии, политика и экономика: проблемы и перспективы Материалы III Международной научно-практической конференции. 2016.
5. Журбей Е.В. Стратегия Национальной Безопасности США в 90-Е гг. XX В // Ойкумена. Регионоведческие исследования. №2(33), 2015.
6. Заемский В.Ф. Теория и практика миротворческой деятельности ООН. Москва: МГИМО-Университет, 2008.
7. Конышев В.Н., Сергунин А.А. Стратегия национальной безопасности Барака Обамы: старое вино в новых мехах? // США-Канада: Экономика. Политика. Культура, 2011..
8. Макаров Д.В. США и Россия. Новая парадигма неправительственной дипломатии. Российско-американские отношения с точки зрения гражданского общества (сборник) Москва: Российская политическая энциклопедия, 2006
9. Петровский В.Ф. Доктрина "национальной безопасности" в глобальной стратегии США / В.Ф. Петровский. - М.: Международные отношения, 2012.
10. Печатнов В.О. История внешней политики США. Москва: Международные отношения, 2012.
11. Примаков Е.В. Мир после 11 сентября. Москва: Мысль, 2002.
12. Свинобоева А. В., Калашников Э. В. Базовые идеологические принципы внешней политики США // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017.
13. Современные международные отношения. Под ред. Торкунова А.В. Москва: "Просвещение", 2004.
14. Современные международные отношения: Учебник / Под ред. А.В. Торкунова, А.В. Мальгина. М.: Аспект Пресс, 2012.
15. Уткин А. И. Американская империя. Москва: Эксмо, 2003.
16. Уткин А. И. Глобализация: Процесс и осмысление. Москва: Логос, 2002.
17. Шаклеина Т.А. Статус-кво как оппозиция миропорядку // Международные процессы. Том 4. № 1, январь-апрель 2006.
18. Эллиотт С. Сценарии дальнейших вторжений США. Официальные документы Пентагона. Москва: Европа, 2009.
19. Anderson T. Bush's Wars. Oxford University Press, 2011.
20. Auerswald D.,Campbell C. Congress and the Politics of National Security. Cambridge University Press, 2012
21. Barnet R. Intervention and revolution: the United States in the third world. New York: New American Library, 1980.
22. Bolton J. Beyond the Axis of Evil: Additional Threats from Weapons of Mass Destruction // Heritage, 2002.
23. Bowman S. War in Afghanistan: Strategy, Military Operations, and Issues for Congress. Collingdale : DIANE Publishing, 2010.
24. Bush B. Imperialism AndPostcolonialism. Upper Saddle River: Pearson Education, 2006.
25. Carothers Th. Democracy Policy Under Obama: Revitalization or Retreat? Carnegie Endowment for International Peace, 2012.
26. Cerf Ch.The Iraq War Reader: History, Documents, Opinions. New York: Simon and Schuster, 2003.
27. Diehl, P.F. Peace Operations Cambridge Malden: Polity, 2008.
28. Fierke K. M. Diplomatic interventions: conflict and change in a globalizing world. Basingstoke (Hants.) New York: Palgrave Macmillan, 2005.
29. Finnemore M. The purpose of intervention: changing beliefs about the use of force. Ithaca London: Cornell university press, 2003.
30. Fiscus J. America's War in Afghanistan. New York: The Rosen Publishing Group, 2004.
31. GergesF.‘The Obama approach to the Middle East: the end of America’s moment? // International Affairs 89: 2, March 2013.
32. Goldgeier J. Power and Purpose: U.S. Policy toward Russia after the Cold War. Brookings Institution Press, 2003.
33. Goodman R. Humanitarian Intervention and Pretexts for War // The American Journal of International Law. Vol. 100. No. 1. January 2006.
34. Halper St., Clarke J. America Alone: The Neo-Conservatives and the Global Order. Cambridge University Press, 2005.
35. Harvey D. The New Imperialism. Oxford: Oxford University Press, 2003.
36. Harvey F. Smoke and Mirrors: Globalized Terrorism and the Illusion of Multilateral Security. University of Toronto Press, 2004.
37. Hawk K. Constructing the stable state: Goals for intervention and peacebuilding. Westport Connecticut: Praeger, 2002.
38. Hennigan W.J. Trump administration stops disclosing troop deployments in Iraq and Syria. // Los Angeles Times, 2017. https://www.latimes.com/politics/la-na-trump-deployment-20170330-story.html
39. Hippel, Karin von Democracy by Force. US military intervention in the post-Cold War World. Cambridge: Cambridge university press, 2001.
40. Ignatius D. What President Trump’s foreign policy will look like. // Washington Post, 2016. https://www.washingtonpost.com/opinions/global-opinions/what-president-trumps-foreign-policy-will-look-like/2016/11/09/
41. Jervis R. Understanding the Bush Doctrine // Political Science Quarterly, Vol. 118, No. 3, 2003.
42. Kahl C., Brands H. Trump’s Grand Strategic Train Wreck // Foreign Policy, 2017. https://foreignpolicy.com/2017/01/31/trumps-grand-strategic-train-wreck/
43. Krauthammer Ch. Trump’s foreign policy revolution. // Washington Post, 2017. https://www.washingtonpost.com/?utm_term=.509604b87ad1
44. Kristol W., Kagan R. Toward a Neo-Reaganite Foreign Policy // Foreign Affairs, August 1996. https://www.foreignaffairs.com/articles/1996-07-01/toward-neo-reaganite-foreign-policy
45. Lindsay J. George W. Bush, Barack Obama and the future of US global leadership // International Affairs 87: 4, July 2011.
46. Longley R. The Evolution of American Isolationism // Thought Co, August 17, 2018. https://www.thoughtco.com/the-evolution-of-american-isolationism-4123832
47. Managing armed conflicts in the 21st century/ Edited by AdekeyeAdebajo, Chandra LekhaSriram. Portland (OR): Frank Cass publishers, 2001.
48. Manyin M., Daggett St., Dolven B. Pivot to the Pacific? The Obama Administration’s “Rebalancing” Toward Asia // Congressional Research Service, 2012. https://fas.org/sgp/crs/natsec/R42448.pdf
49. Marley D. Historic Cities of the Americas: The Caribbean, Mexico, and Central America. Santa Barbara: ABC-CLIO, 2005.
50. Mead W. The Jacksonian Revolt American Populism and the Liberal Order // Foreign Affairs, 2017.
51. Mearsheimer J. Hans Morgenthau and the Iraq War: Realism versus Neo-Conservatism // openDemocracy, May 19, 2005. https://www.opendemocracy.net/en/morgenthau_2522jsp
52. Miller A., Rogin A. Obama Tells the World Not to Prejudge Trump's Policies Before He Takes Office // ABC news, 2016. https://abcnews.go.com/Politics/obama-tells-world-prejudge-trumps-policies-takes-office/story?id=43677921
53. Modelski G., Devezas T., William R. Thompson Globalization as Evolutionary Process: Modeling Global Change. New York: Routledge
54. Mohammed A., Landay J. Outlines of Trump foreign policy are largely uncharted territory // Reuters, 2016. https://www.reuters.com/article/us-usa-election-trump-foreignpolicy-idUSKBN1341CD
55. Monten J. The Roots of the Bush Doctrine: Power, Nationalism, and Democracy Promotion in U.S. Strategy // International Security Vol. 29, No. 4, 2005.
56. Nedal D., Nexon D. Trump Won't Get the Best Deals Mind the Gaps in World Power // Foreign Affairs, 2017.
57. Nye Jr. Soft Power: The Means To Success In World Politics. London: Hachette, 2009.
58. Obama B. The Audacity of Hope: Thoughts on Reclaiming the American Dream. Canongate Books, 2007.
59. Oppenheimer A. A U.S. military intervention in Venezuela is not completely unthinkable anymore amid Trump’s rhetoric. // Miami Herald, 2019. https://www.miamiherald.com/news/local/news-columns-blogs/andres-oppenheimer/article229989249.html
60. Peace operations after 11 September 2001/ Edited by Thierry Tardy. New York: Frank Cass publishers, 2005.
61. Pilkington E. Barack Obama sets out plans for leaner military in historic strategy shift. // Guardian, Jan 5, 2012. https://www.theguardian.com/world/2012/jan/05/barack-obama-plans-leaner-military
62. Razumovskaya O. Donald Trump, Vladimir Putin Discuss Working Together to Fight Terrorism // The Wall Street Journal, 2017. https://www.wsj.com/articles/president-trump-and-russia-s-putin-discuss-fighting-terrorism-in-phone-call-1485634071
63. Regan P. M. Civil wars and foreign powers: Outside intervention in intrastate conflict. Ann Arbor: University of Michigan press, 2000.
64. Remnick D. Behind the Curtain // The New Yorker, August 26, 2011. https://www.newyorker.com/magazine/2011/09/05/behind-the-curtain
65. Renshon St., Suedfeld P. Understanding the Bush Doctrine: Psychology and Strategy in an Age of Terrorism. Routledge, 2013.
66. Romano C. Obama, Philosopher in Chief. // Chronicle, 2009. https://www.chronicle.com/article/Obama-Philosopher-in-Chief/44524
67. Selzer L. Barack Obama, the 2008 Presidential Election, and the New Cosmopolitanism: Figuring the Black Body. // MELUS, Vol. 35, No. 4, 2010.
68. Seybolt T. B. Humanitarian military intervention: the conditions for success and failure. New York: Oxford university press, SIPRI, 2007.
69. Singh R. Barack Obama's Post-American Foreign Policy: The Limits of Engagement. A&C Black, 2012.
70. Sisson R., Rose L. E.War and Secession: Pakistan, India, and the Creation of Bangladesh. Berkley and Los Angeles, California: University of California Press, 1991.
71. Starr B., Browne R. First on CNN: US drops largest non-nuclear bomb in Afghanistan // CNN, April 14, 2017. https://edition.cnn.com/2017/04/13/politics/afghanistan-isis-moab-bomb/index.html
72. Stromseth J. Can might make rights? : building the rule of law after military interventions. Cambridge: Cambridge university press, 2006.
73. Tara J. How the World Reacted to President Donald Trump's Air Strike On Syria. // Time, 2017. http://time.com/4730489/us-air-strike-world-reacts
74. Todd E. After the Empire: The Breakdown of the American Order. Columbia University Press, 2003.
75. Vuković, S Western media ethics. anti-serb propaganda and "humanitarian" intervention. SremskiKarlovci Novi Sad Belgrade :Izd. knižarnicaZoranaStojanovića Inst. of social science, 2012
76. Ward A.Trump is sending more than 3,000 troops to Afghanistan. // Vox, 2017. https://www.vox.com/world/2017/9/19/16227730/trump-afghanistan-3000-troops-mattis
77. Willemse, K. One foot in heaven. Narratives on gender and Islam in Darfur, West-Sudan. Brill: Leiden Boston, 2007.
78. Williams M. The Realist Tradition and the Limits of International Relations. Cambridge University Press, 2005.
79. Woods K., Lacey J., Murray W. Saddam's Delusions: The View from Inside. // Foreign Affairs, May/June 2006. https://www.foreignaffairs.com/articles/iraq/2006-05-01/saddams-delusions
80. Wright Th. Trump’s 19th Century Foreign Policy // Politicio, 2016.
81. Zenko M., Lissner R. Trump Is Going to Regret Not Having a Grand Strategy // Foreign Affairs, 2017. https://foreignpolicy.com/2017/01/13/trump-is-going-to-regret-not-having-a-grand-strategy/
Источники.
1. "A new beginning" speech by B. Obama // White House Archives, 2009. https://obamawhitehouse.archives.gov/issues/foreign-policy/presidents-speech-cairo-a-new-beginning
2. Address to Joint Session of Congress. February 27, 2001 https://americanrhetoric.com/speeches/stateoftheunion2001.htm
3. An Address to a Joint Session of Congress and the American People, 2001. https://www.academia.edu/4827469/GEORGE_W._BUSH_AN_ADDRESS_TO_A_JOINT_SESSION_OF_CONGRESS_AND_THE_AMERICAN_PEOPLE_
4. Auken B. Obama institutionalizes state assassinations // WSC website, 2012. https://www.wsws.org/en/articles/2012/10/dron-o25.html
5. Baker P. Donald Trump’s Victory Promises to Upend the International Order // New York Times, 2016. https://www.nytimes.com/2016/11/09/world/donald-trumps-victory-promises-to-upend-the-international-order.html
6. Barack Obama Announces the Death of Osama Bin Laden, 2011. https://americanrhetoric.com/speeches/barackobama/barackobamaosamabinladendeath.htm
7. Barack Obama’s “A World That Stands As One” speech https://www.americanrhetoric.com/speeches/barackobamaberlinspeech.htm
8. Bush G. U.S. Military Academy Commencement Address, June 1, 2002, West Point. https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2002/06/20020601-3.html
9. Clinton: Use "Smart Power" In Diplomacy // CBS news, 2009. https://www.cbsnews.com/news/clinton-use-smart-power-in-diplomacy/
10. Collins K., Liptak K. Trump urges caution as Bolton and Pompeo tease a military intervention in Venezuela. // CNN, 2019. https://edition.cnn.com/2019/05/03/politics/trump-caution-bolton-venezuela/index.html
11. Davis Ch. Why Do Liberals Keep Calling Donald Trump a Dove? // New Republic, 2016.
12. Draper D. Donald Trump, Sean Hannity and a Still-Elusive Tape // New York Times, 2016. https://www.nytimes.com/2016/09/28/magazine/donald-trump-sean-hannity-and-a-still-elusive-tape.html?_r=0
13. Ferguson N. WANTED: A Grand Strategy for America // Niall Ferguson website, 2011. http://www.niallferguson.com/journalism/politics/wanted-a-grand-strategy-for-america
14. First Presidential Inaugural Address // American Rhetoric, 2009 https://americanrhetoric.com/speeches/barackobama/barackobamainauguraladdress.htm
15. H. Clinton Remarks on the Obama Administration's National Security Strategy // Washington, DC: The Brookings Institution, May 27, 2010.
16. Ikenberry G. America's Imperial Ambition // Foreign Affairs, Vol. 81, No. 5, 2002. https://www.foreignaffairs.com/articles/united-states/2002-09-01/americas-imperial-ambition
17. Jan 5, 2012. https://www.theguardian.com/world/2012/jan/05/barack-obama-plans-leaner-military
18. Jervis R. ISSF Policy Series: President Trump and IR Theory. // Humanities and Social Sciences online, 2017. https://networks.h-net.org/node/28443/discussions/159072/issf-policy-series-president-trump-and-ir-theory
19. National Security Strategy 2010 http://nssarchive.us/national-security-strategy-2010/41/
20. National Security Strategy of Engagement and Enlargement https://www.hsdl.org/?view&did=444939
21. National Security Strategy, 2002 https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/nsc/nss/2002/
22. National Security Strategy,2015 https://obamawhitehouse.archives.gov/sites/default/files/docs/2015_national_security_strategy_2.pdf
23. Nobel Lecture by B. Obama // Nobel Prize website, 2009 https://www.nobelprize.org/prizes/peace/2009/obama/26183-nobel-lecture-2009/
24. President Barack Obama's Inaugural Address // White House Archives, 2009. https://obamawhitehouse.archives.gov/blog/2009/01/21/president-barack-obamas-inaugural-address
25. President Bush Announces Major Combat Operations in Iraq Have Ended // White House Archives https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/05/20030501-15.html
26. President Bush Discusses Freedom in Iraq and Middle East, 2005 // White House Archives https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2003/11/20031106-2.html
27. President Donald J. Trump Announces a National Security Strategy to Advance America’s Interests. // White House Archives, 2017. https://www.whitehouse.gov/briefings-statements/president-donald-j-trump-announces-national-security-strategy-advance-americas-interests/
28. President Obama's Commencement Address at West Point in 2010 // Time, 2010. http://time.com/4340845/obama-commencement-speech-transcript-west-point/
29. Presidential Approval Ratings -- George W. Bush // GALLUP, 2009 https://news.gallup.com/poll/116500/presidential-approval-ratings-george-bush.aspx
30. President's Address to the Nation // White House Archive, 2007. https://georgewbush-whitehouse.archives.gov/news/releases/2007/01/20070110-7.html
31. Remarks by the President on Ending the War in Iraq // White House Archives, 2011. https://obamawhitehouse.archives.gov/the-press-offce/2011/10/21/remarks-president-ending-war-iraq
32. Republican National Convention Address, 2004.
33. Speech "Smart Power: Security Through Inclusive Leadership" at Georgetown University in Washington. // MSNBC, 2014. http://www.msnbc.com/msnbc/hillary-clinton-plays-it-safe-smart-power-speech#53353
34. Transcript: Donald Trump’s Foreign Policy Speech. // New York Times, 2016 https://www.nytimes.com/2016/04/28/us/politics/transcript-trump-foreign-policy.html
35. UN Security Council Resolution 1973 // UN Repository https://www.un.org/securitycouncil/s/res/1973-%282011%29