Введение
Глава I. Теоретические основы работы
1.1. Медиативное урегулирование конфликта. Работа с конфликтом в медиации и консультировании
1.2. Этика как наука о «правилах общежития». Определение этической составляющей
Глава II. Взаимосвязь этики и конфликта
2.1. Этическая составляющая в деятельности специалистов помогающих профессий
2.2. Значение этической составляющей в деятельности специалиста-конфликтолога
Глава III. Оценка этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта специалистами-конфликтологами
3.1. Организация исследования и описание результатов
3.2. Обсуждение результатов и выводы
Заключение
Список литературы
Конфликт противоположностей как предположение о некоем метафизическом основании жизни, в более узком своём смысле – столкновение противоположных намерений и устремлений, потребностей в условиях нехватки ресурсов, всегда имел место. На определенном этапе своего развития человечество задумалось о том, как можно было бы свести к минимуму разрушительные последствия действий по определению и укреплению границ владений субъектов. Здесь справедливо говорить не только о материальном: помимо границ территории и разного рода благ, существуют так же границы иного рода, как то представления о должном, воззрения на ценное и презираемое, хорошее и плохое. Всё это актуализируется посредством каждодневной деятельности человека, и необходимость регулирования вопроса в разных сферах, наверное, можно считать одной из главных причин возникновения всех известных сегодня общественных наук.
Несмотря на широкий инструментарий приведения разрушительных конфликтов к конструктивному диалогу, такой трансформации не всегда удаётся достичь. Об изменчивости и неоднозначности этических мировоззрений и порядков, о связанных с ними сложностях регулирования взаимоотношений субъектов (индивидов и социальных институтов) разговор так же не нов. Естественно, что этические нормы, издревле установленные законодательно и устно и предписывающие должное поведение в различных сферах общественной жизнедеятельности в конфликтах разного масштаба (от межличностного до международного) не могут быть отточены настолько, чтобы учитывать все особенности и тонкости конкретной ситуации. Помимо их простого неисполнения, можно наблюдать ситуацию конфликта в самом выборе участником должного поведения (ситуация морального выбора), не говоря о конфликтах, где изначальный инцидент – результат столкновения различных позиций участников относительно взглядов на моральное и аморальное. В ключе вышеизложенного и раскрывается актуальность темы представленной работы для общественных наук, чей предмет исследования связан с различными формами социального взаимодействия. Для специалиста-конфликтолога и других представителей помогающих профессий, непосредственно работающих с конфликтом, практическую ценность может иметь рассмотрение конкретных ситуаций и их решений в тех моментах, когда вопрос об этичном и не-этичном встаёт ребром.
Анализ роли и значимости этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта и создаваемом им контексте – цель данного исследования. Таким образом, объектом исследования является медиативное урегулирование конфликта, предметом – этическая составляющая в нём и контексте, им создаваемом. Исходя из поставленной цели, к выполнению имеются следующие задачи:
• определить понятие медиативного урегулирования конфликта и контекста, им создаваемого;
• определить понятия этики и этической составляющей;
• выявить этический компонент в деятельности специалиста-медиатора;
• изучить, каким образом этический компонент представлен в деятельности специалиста-конфликтолога, а также оценить и проанализировать его значение в заданном контексте.
В процессе выполнения данного исследования автор использовал следующие методы:
• анализ научных публикаций по заданной тематике;
• анализ законодательных документов;
• метод сравнения;
• индукционный метод;
• классификация и систематизация.
Представленная работа состоит из содержания, введения, трёх глав, трёх параграфов, заключения и списка литературы. Цель первой главы «Теоретические основы работы» - очертить круг исследования и дать определения главным понятиям работы — что мы называем медиативным урегулированием конфликта и этической составляющей в нём и в контексте, им создаваемом. Вторая глава «Взаимосвязь этики и конфликта» подробно раскрывает характеристики и особенности этического компонента в деятельности специалистов, работающих с конфликтом. Третья глава «Оценка этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта специалистами-конфликтологами» посвящена исследованию, представляющему собой опрос, проведенный среди медиаторов и консультантов. Функция исследования — выявить непростые с этической точки зрения ситуации в деятельности специалистов-конфликтологов, изучить, каким образом они преодолеваются, а также эмпирически проиллюстрировать неоднозначность, относительность и этической составляющей в контексте медиативного урегулирования конфликта и необходимость её дальнейшего изучения.
Представленная работа была посвящена анализу значения этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта и создаваемом ею контексте.
Был рассмотрен предмет такой области знания, как этика, вследствие чего было выявлено, что именно следует называть этической составляющей. Рассмотрен этический компонент в деятельности специалистов помогающий профессий. Для этого к изучению были выбраны Кодекс этики юриста и Кодекс этики психолога, как представителей профессий, чья деятельность по урегулированию конфликтов в некотором роде близка деятельности специалиста-конфликтолога, а именно отражает такие грани его работы, как ориентация на содержательный и формальный аспекты конфликта, присущая юридическому подходу, в купе с человеко-ориентированностью, свойственной работе психолога.
По итогам рассмотрения вышеуказанных документов, можно сказать, что морально-этический аспект деятельности каждого представителя так называемых помогающих профессий строго регламентируется соответствующими этическими кодексами. Должное поведение предписывается по основным линиям отношений: специалист-профессия, специалист-специалист, специалист-клиент. Главное общее, что неизменно встречается в правилах для указанных специалистов – идея о том, что представитель подобной профессии – своего рода эталон, образец морального поведения, и ответственность, на него возлагаемая, предполагает крайнюю внимательность и осознанность в отношении своих действий.
Медиатор, руководствующийся так же в своей профессиональной деятельности рядом этических предписаний, по долгу службы взаимодействует не только с клиентами. И, конечно, действие предписаний профессиональной этики не локализуется исключительно в проведении медиативной сессии и во времени непосредственной работы с конфликтом. Всякое общение, в которое вовлечен медиатор, будь оно с руководством, коллегами, заказчиками, организациями и различными социальными институтами также предполагает следование этическим заветам профессии. Это формирует своего рода сеть отношений между участниками в общей информационной, подчиненной единой цели (так или иначе, конфликторазрешения) среде. Она же, в свою очередь, создает контекст, которые имеет свои регламенты и специфику. Решая, таким образом, каждодневные задачи адекватного выбранной профессии способа взаимодействия с окружающими, медиатор может сталкиваться с ситуациями, поиск ответа на которые не может быть всецело обеспечен профессиональным регламентом.
Для того чтобы рассмотреть, как этический компонент представлен в конкретных случаях практики специалиста-конфликтолога, было решено провести эмпирическое исследование в форме опроса среди специалистов-конфликтологов. Выбор этой социальной группы обусловлен, конечно, выбором темы представленной работы и её спецификой. Результаты исследования представлены в третьей главе. Исходя из полученных сведений, удалось сформулировать следующие важные выводы
1. Ситуации, вызывающие сомнения в своей этической правомерности или в том, как следует поступить с этической точки зрения, имеют место в деятельности по медиативному урегулированию конфликта. Интерес, проявленный респондентами к теме, справедливо считать аргументом к актуальности вопроса.
2. Этически неоднозначные ситуации могут возникать, по таким линиям взаимодействия: медиатор-клиент, медиатор-организации, медиатор-медиатор.
3. Выбор специалистом-конфликтологом того или иного варианта поведения в непростой с точки зрения этики ситуации в контексте медиативного урегулирования конфликта как наиболее допустимого не всегда может определяться его стажем и опытом работы с конфликтами или регламентироваться кодексом этики.
Таким образом, с помощью проведенного исследования эмпирически была проиллюстрирована неоднозначность и относительность этической составляющей в контексте медиативного урегулирования конфликта, а несомненная актуальность вопроса подтверждает необходимость его дальнейшего изучения.
По итогам работы, можно сказать, что, возможно, не в максимально полном объёме, однако поставленные цели и задачи удалось выполнить:
• определено понятие медиативного урегулирования конфликта и создаваемого им контекста,
• дано определение понятию этики и границам этической составляющей в конфликте,
• рассмотрено и проанализировано, каким образом этический компонент представлен в работе специалиста-конфликтолога.
• .проведен анализ роли и значимости этической составляющей в деятельности по медиативному урегулированию конфликта.
1. А.Г.Здравомыслов Социология конфликта 1995г.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений [Текст] / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2002.– с.378.
3. Анцупов А.Я., Шипилов А.И.Конфликтология. – М.:ЭКСМО, 2010.
4. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога. – М.:ЭКСМО, 2010.
5. Гринхальг, Л.,Чепмэн, Д., Взаимоотношения между участниками диспута [Электронный ресурс] / Л.Гринхальг, Д. Чепмэн,2007.
6. Гришина Н.В. Психология конфликта. — СПб.,:ПИТЕР, 2009.
7. Гусейнов А.А. Возможна ли мораль (нравственность), независимая от религии. 2006
8. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. М.:Альфа-М; ИНФРА-М, 2009. –336 с.
9. Европейский кодекс поведения медиаторов
10. Иванова Е. Н. Методы эффективной работы медиатора в разных сферах практики // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2015. № 4. С. 131–136
11. Иванова Е. Н., Андреева О. И. Специфика медиации в суде. Опыт петербургских медиаторов // Третейский суд. 2011. № 3. С. 148–157; 2011. № 4. С. 176–185.
12. Иванова Е.Н. Иду на конфликт. «Разнимательная» конфликтология» —Второе издание. — СПб.: Фонд развития конфликтологии, 2015. —252 с.
13. Иванова Е.Н. Разнообразие медиации и ее методическое богатство // Конфликтология XXI века. Путии средства укрепления мира. СПб., 2014. С. 275–277.
14. Лебедева М.М. Политическое урегулирование конфликтов: Учеб.пособие. — М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с.
15. М. Аллахвердов Медиация
16. М.Г. Подопригора Деловая этика Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2012. – 116 с.
17. Ричард Шелл. Удачные переговоры. М. Манн, Иванов и Фербер. 2012. 288 с.
18. Словарь конфликтологаА.Анцупова и Шипилова
19. Спэнгл М.., Айзенхарт М. Переговоры. Решение проблем в разном контексте /Пер.с англ. – Свинченко О.В.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2009. – 592 с.
20. Степанов Е.И. Конфликтология переходного периода: Методологические, теоретические, технологические проблемы. М.: Центр конфликтологии. Институт социологии РАН, 1996.
21. Толковый слова Ожегова http://enc-dic.com/ozhegov/JEtika-40383/
22. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000.
23. учебник по Этике Гусейнова А.А., Апресян Р.Г.
24. Фишер Р., Этель Д. Подготовка к переговорам. М.: Филинъ, 1996.
25. Фишер Р., Юри У. Путь к согласию, или переговоры без поражения. - М., 1990. 158 с.
26. Этический кодекс юриста
27. Юри У. Преодолевая «нет». Или переговоры с «трудными» людьми. М.: Наука, 1993.
28. КорнелиусX., Фэйер Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфликты. М.: Стрингер, 1992.
29. Краткий психологический словарь / Л.А. Карпенко, А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 1998, [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://psychology.academic.ru/2160/%D1%80%D0%B5%D1%87%D1%8C_%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F#sel=2:1,4:17