Иммиграционная политика России, Франции и Канады. Сравнительный анализ
|
ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Общие направления иммиграционной политики на современном этапе 8
1.1 Иммиграционная политика России
1.2 Иммиграционная политика Франции
1.3 Иммиграционная политика Канады
1.4 Выводы к 1 главе
Глава 2. Образовательная иммиграция
2.1 Образование детей из среды иммигрантов в России
2.2 Иммиграция иностранных студентов в России
2.3 Образование детей из среды иммигрантов во Франции
2.4 Иммиграция иностранных студентов во Франции
2.5 Образование детей из среды иммигрантов в Канаде
2.6 Иммиграция иностранных студентов в Канаде
2.7 Выводы к 2 главе
Глава 3. Трудовая иммиграция
3.1 Трудовая иммиграция в России
3.2 Трудовая иммиграция во Франции
3.3 Трудовая иммиграция в Канаде
3.4 Выводы к 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
Глава 1. Общие направления иммиграционной политики на современном этапе 8
1.1 Иммиграционная политика России
1.2 Иммиграционная политика Франции
1.3 Иммиграционная политика Канады
1.4 Выводы к 1 главе
Глава 2. Образовательная иммиграция
2.1 Образование детей из среды иммигрантов в России
2.2 Иммиграция иностранных студентов в России
2.3 Образование детей из среды иммигрантов во Франции
2.4 Иммиграция иностранных студентов во Франции
2.5 Образование детей из среды иммигрантов в Канаде
2.6 Иммиграция иностранных студентов в Канаде
2.7 Выводы к 2 главе
Глава 3. Трудовая иммиграция
3.1 Трудовая иммиграция в России
3.2 Трудовая иммиграция во Франции
3.3 Трудовая иммиграция в Канаде
3.4 Выводы к 3 главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список источников и литературы
Миграционные процессы в современном мире уже давно приобрели глобальные масштабы. По данным ООН, в мире насчитывается 232 миллиона международных мигрантов, проживающих за пределами своей родины. Это оказывает влияние на все государства и делает актуальным обращение к вопросам профилактики расовой и религиозной нетерпимости, адаптации иммигрантов в принимающем обществе, совершенствования правовых механизмов иммиграционной политики государств.
В данной работе рассмотрены современные модели иммиграционной политики Франции, России и Канады. Сравнение политик выбранных стран в области иммиграции представляется интересным по нескольким причинам:
- Россия, Франция и Канада входят в топ 8 списка стран по численности международных иммигрантов, а их политика в отношении иммигрантов часто вызывает дискуссии в международном сообществе.
- В эпоху глобализации и усиления иммиграционных потоков, перед иммиграционной политикой выбранных стран встают схожие задачи, однако методы и подходы в их решении индивидуальны для каждой страны в силу различий их политического и экономического положения на современном этапе.
В этой связи анализ методов и эффективности иммиграционных политик Франции и Канады может быть полезен для российского опыта.
Для каждой взятой страны иммиграционная ситуация уникальна, однако существуют общие проблемы, генетически связанные и порождаемые миграцией: проблема интеграции мигрантов в общество принимающей страны, проблемы обеспечения жильем и работой, проблемы нелегальной миграции, проблемы криминализации мигрантов и др.
Объектом исследования выступает иммиграционная политика России, Франции и Канады на современном этапе.
Предмет исследования - комплексный сравнительный анализ особенностей и эффективности российской, канадской и французской иммиграционной политик.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения канадского и французского опыта выявить наиболее эффективные для России направления и методы проведения иммиграционной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- выяснить каким образом французская, канадская и российская иммиграционные политики эволюционировали на современном этапе;
- выявить и сравнить положение иммигрантов разных категорий и возрастных групп в принимающих странах;
- провести анализ государственной политики взятых стран в сфере образования детей из среды иммигрантов и учебной иммиграции иностранных студентов;
- определить методы и особенности иммиграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Обзор источниковой базы и степень научной разработанности проблемы:
В ходе исследования были использованы статистические и фактологические данные, такие как: материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Международной организации труда, Международной Организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Министерств образования и миграции Франции, России и Канады, а также некоторых Организаций ООН (Института статистики, ЮНЕСКО, Организации по народонаселению).
2. Законодательные акты, концепции, стратегии и положения в сфере регулирования иммиграции в России, Франции и Канаде.
3. Материалы научных центров и работы отдельных исследователей, занимающихся вопросами иммиграции.
4. Публикации русских, французских и канадских периодических научных изданий и средств массовой информации по этой теме.
Степень научной разработанности проблемы
Иммиграционные процессы в России активно изучаются российскими учеными с начала XX и по сей день. Существенный вклад в изучение проблем миграционных процессов в целом, выявление факторов, экономических и социально-демографических последствий, внесли такие ученые как: Г.С. Витковская, О.Д. Воробьева, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, В.М. Моисеенко,
Вопросами образования детей-иммигрантов и учебной миграцией занимаются Д.Н. Митин, Б. Денисенко, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, О.А. Хараева, О.С. Чудиновских.
С.А. Дудко, В.В. Лоншакова в своих трудах проводили сравнение школьного образования детей-иммигрантов в России и Франции. К.А. Манцерев также проводил сравнительный анализ правовой политики России и Франции в области иммиграции. Активно изучают иммиграционную политику в целом Л.Биссон и С.В. Рязанцев.
Проблема регулирования международной трудовой миграции изучаются зарубежными исследователями, такими как: Д.Массей, Г.Биффль, П.Линдерт, Б.Ваттенберг, Д.Солт, С.Сассен, М.Околски и др.
Российские ученые также внесли большой вклад в исследование вопросов регулирования внешней трудовой миграции. Виды и формы международной трудовой миграции в том числе в России, Франции и Канаде изучали И.В.Ивахнюк, В.А.Ионцев, С.В.Рязанцев и др. Эволюция международной миграции исследовалась в работах С.Е.Метелёва, Л.Л.Рыбаковского, Б.С.Хорева и др. Экономические последствия межгосударственной трудовой миграции в России посвящены труды Ж.А.Зайончковской, Е.В.Тюрюкановой, О.С.Чудиновских и др. Нелегальную миграцию, феномен «утечки умов» и проблемы формирования государственной миграционной политики изучали Г.И.Глущенко, А.А.Рамеева, А.Г.Магомедова, C.B.Орешков, Г.С.Витковская, С.Н.Градировский, В.А.ОрешкинА.Г.Вишневский, Л.П.Максакова, И.Н.Молодикова и др.
Другим аспектом проблемы исследования является рассмотрение таких политических процессов в обществе как ассимиляция, интеграция, адаптация. Данная проблематика является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной науке. На Западе изучением французской модели интеграции иммигрантов занимаются такие учёные как: А. Зерауи, Коста-Ласку Жаклин и Э. Тэмин, А. Жазули, Л. Пьер и О. Франсуа. Р. Мумен-Марку. Б.Л. Вульфсон, а также Ф. Лорсери.
Известный компаративист Ф. Дюбе исследует вопросы иммиграции и интеграции мигрантов во Франции. Среди французских исследований, касающихся интеграции иммигрантов и их детей в учебную среду и социальную жизнь общества, выделяются работы педагога и общественного деятеля Жан-Пьера Обена.
О положении трудовых иммигрантов во Франции писали Ж.Н. Ибрашев, Е.М. Михайлова, Н.М. Фролкин, Л.А. Солонская, А.Н Шлепаков, Г.И. Анохина и Р.Е.Вераерн.
Канадскую модель иммиграционной политики, в том числе и вопросы трудовой миграции изучают зарубежные ученые Д. Зэтсма, С. Вейленд, С. Симон, Р. Сикич, и К. Малдер. На современном этапе российского канадоведения вопросами многокультурности, культурного, этнического многообразия занимаются Ю.Г. Акимов, А.Н. Учаев, B.C. Ахонина, Е.Б. Евтухов, М.А. Владимирова, И.В. Жукова и другие исследователи.
Таким образом, вопросы иммиграции в России, Франции и Канаде достаточно хорошо изучены, однако сравнения иммиграционных политик названных стран проводились лишь на уровне отдельных аспектов, а сравнительного комплексного анализа не проводилось.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе дается общая характеристика и основные направления государственной иммиграционной политики России, Франции и Канады на современном этапе. В этой главе также коротко были освещены такие темы, как интеграционная политика, правила получения иммигрантами гражданства, политика в отношении беженцев и воссоединения семьи. Все это позволяет понять общие различия иммиграционных ситуаций в выбранных странах, и цели, на которые направлены те или иные методы в их иммиграционной политике.
Вторая глава посвящена государственной политике в области образования детей иммигрантов и учебной иммиграции. Изучение этих аспектов представляется важным в формировании общей картины иммиграционной политики государства, так как именно в период получения начального и среднего образования начинается социальная и культурная интеграция учащихся из среды иммигрантов. Правильно построенная система образования способствует развитию личности ребёнка, приобретению им основных представлений о культуре, помогает ему адаптироваться к социальной и культурной жизни общества. В важности изучения государственной политики в области учебной миграции также не приходится сомневаться, так как доля учебной миграции в международных иммиграционных потоках составляет 1.5 %. К тому же, образовательных мигрантов принято рассматривать как самую желательную категорию иммигрантов, поскольку, как правило, ее составляют молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью к новым знаниям и технологиям и легче приспосабливаются к местному рынку труда, адаптируются к языковой и культурной среде.
В четвертой главе изложена политика государств в отношении самой многочисленной категории — рабочих мигрантов. В этой главе представлены существующие государственные программы для трудовых иммигрантов, условия их адаптации на рынке труда принимающей страны. Интерес в изучении данного аспекта заключается в том, что трудовая иммиграция является важным фактором экономического развития государств, политике ее регулирования правительства уделяет много внимания, а методы адаптации трудовых иммигрантов вызывают большое количество дискуссий в обществе.
Методологическую основу исследования составляют такие методы как: 1) анализа документов и компаративный метод, использовавшиеся как основные инструменты для сопоставления иммиграционных программ, и государственных политик 2) дескриптивный и ситуативный методы, позволившие комплексно изучить иммиграционный опыт России Франции и Канады посредством описания главных, наиболее значимых условий и обстоятельств, в условиях которых происходили иммиграционные процессы.
В данной работе рассмотрены современные модели иммиграционной политики Франции, России и Канады. Сравнение политик выбранных стран в области иммиграции представляется интересным по нескольким причинам:
- Россия, Франция и Канада входят в топ 8 списка стран по численности международных иммигрантов, а их политика в отношении иммигрантов часто вызывает дискуссии в международном сообществе.
- В эпоху глобализации и усиления иммиграционных потоков, перед иммиграционной политикой выбранных стран встают схожие задачи, однако методы и подходы в их решении индивидуальны для каждой страны в силу различий их политического и экономического положения на современном этапе.
В этой связи анализ методов и эффективности иммиграционных политик Франции и Канады может быть полезен для российского опыта.
Для каждой взятой страны иммиграционная ситуация уникальна, однако существуют общие проблемы, генетически связанные и порождаемые миграцией: проблема интеграции мигрантов в общество принимающей страны, проблемы обеспечения жильем и работой, проблемы нелегальной миграции, проблемы криминализации мигрантов и др.
Объектом исследования выступает иммиграционная политика России, Франции и Канады на современном этапе.
Предмет исследования - комплексный сравнительный анализ особенностей и эффективности российской, канадской и французской иммиграционной политик.
Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе рассмотрения канадского и французского опыта выявить наиболее эффективные для России направления и методы проведения иммиграционной политики.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить ряд задач:
- выяснить каким образом французская, канадская и российская иммиграционные политики эволюционировали на современном этапе;
- выявить и сравнить положение иммигрантов разных категорий и возрастных групп в принимающих странах;
- провести анализ государственной политики взятых стран в сфере образования детей из среды иммигрантов и учебной иммиграции иностранных студентов;
- определить методы и особенности иммиграционной политики в отношении трудовых мигрантов.
Обзор источниковой базы и степень научной разработанности проблемы:
В ходе исследования были использованы статистические и фактологические данные, такие как: материалы Государственного комитета по статистике Российской Федерации, Международной организации труда, Международной Организации по миграции, Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев, Министерств образования и миграции Франции, России и Канады, а также некоторых Организаций ООН (Института статистики, ЮНЕСКО, Организации по народонаселению).
2. Законодательные акты, концепции, стратегии и положения в сфере регулирования иммиграции в России, Франции и Канаде.
3. Материалы научных центров и работы отдельных исследователей, занимающихся вопросами иммиграции.
4. Публикации русских, французских и канадских периодических научных изданий и средств массовой информации по этой теме.
Степень научной разработанности проблемы
Иммиграционные процессы в России активно изучаются российскими учеными с начала XX и по сей день. Существенный вклад в изучение проблем миграционных процессов в целом, выявление факторов, экономических и социально-демографических последствий, внесли такие ученые как: Г.С. Витковская, О.Д. Воробьева, Ж.А. Зайончковская, Т.И. Заславская, В.М. Моисеенко,
Вопросами образования детей-иммигрантов и учебной миграцией занимаются Д.Н. Митин, Б. Денисенко, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, О.А. Хараева, О.С. Чудиновских.
С.А. Дудко, В.В. Лоншакова в своих трудах проводили сравнение школьного образования детей-иммигрантов в России и Франции. К.А. Манцерев также проводил сравнительный анализ правовой политики России и Франции в области иммиграции. Активно изучают иммиграционную политику в целом Л.Биссон и С.В. Рязанцев.
Проблема регулирования международной трудовой миграции изучаются зарубежными исследователями, такими как: Д.Массей, Г.Биффль, П.Линдерт, Б.Ваттенберг, Д.Солт, С.Сассен, М.Околски и др.
Российские ученые также внесли большой вклад в исследование вопросов регулирования внешней трудовой миграции. Виды и формы международной трудовой миграции в том числе в России, Франции и Канаде изучали И.В.Ивахнюк, В.А.Ионцев, С.В.Рязанцев и др. Эволюция международной миграции исследовалась в работах С.Е.Метелёва, Л.Л.Рыбаковского, Б.С.Хорева и др. Экономические последствия межгосударственной трудовой миграции в России посвящены труды Ж.А.Зайончковской, Е.В.Тюрюкановой, О.С.Чудиновских и др. Нелегальную миграцию, феномен «утечки умов» и проблемы формирования государственной миграционной политики изучали Г.И.Глущенко, А.А.Рамеева, А.Г.Магомедова, C.B.Орешков, Г.С.Витковская, С.Н.Градировский, В.А.ОрешкинА.Г.Вишневский, Л.П.Максакова, И.Н.Молодикова и др.
Другим аспектом проблемы исследования является рассмотрение таких политических процессов в обществе как ассимиляция, интеграция, адаптация. Данная проблематика является актуальной как в отечественной, так и в зарубежной науке. На Западе изучением французской модели интеграции иммигрантов занимаются такие учёные как: А. Зерауи, Коста-Ласку Жаклин и Э. Тэмин, А. Жазули, Л. Пьер и О. Франсуа. Р. Мумен-Марку. Б.Л. Вульфсон, а также Ф. Лорсери.
Известный компаративист Ф. Дюбе исследует вопросы иммиграции и интеграции мигрантов во Франции. Среди французских исследований, касающихся интеграции иммигрантов и их детей в учебную среду и социальную жизнь общества, выделяются работы педагога и общественного деятеля Жан-Пьера Обена.
О положении трудовых иммигрантов во Франции писали Ж.Н. Ибрашев, Е.М. Михайлова, Н.М. Фролкин, Л.А. Солонская, А.Н Шлепаков, Г.И. Анохина и Р.Е.Вераерн.
Канадскую модель иммиграционной политики, в том числе и вопросы трудовой миграции изучают зарубежные ученые Д. Зэтсма, С. Вейленд, С. Симон, Р. Сикич, и К. Малдер. На современном этапе российского канадоведения вопросами многокультурности, культурного, этнического многообразия занимаются Ю.Г. Акимов, А.Н. Учаев, B.C. Ахонина, Е.Б. Евтухов, М.А. Владимирова, И.В. Жукова и другие исследователи.
Таким образом, вопросы иммиграции в России, Франции и Канаде достаточно хорошо изучены, однако сравнения иммиграционных политик названных стран проводились лишь на уровне отдельных аспектов, а сравнительного комплексного анализа не проводилось.
Структурно дипломная работа состоит из введения, трех глав и заключения.
В первой главе дается общая характеристика и основные направления государственной иммиграционной политики России, Франции и Канады на современном этапе. В этой главе также коротко были освещены такие темы, как интеграционная политика, правила получения иммигрантами гражданства, политика в отношении беженцев и воссоединения семьи. Все это позволяет понять общие различия иммиграционных ситуаций в выбранных странах, и цели, на которые направлены те или иные методы в их иммиграционной политике.
Вторая глава посвящена государственной политике в области образования детей иммигрантов и учебной иммиграции. Изучение этих аспектов представляется важным в формировании общей картины иммиграционной политики государства, так как именно в период получения начального и среднего образования начинается социальная и культурная интеграция учащихся из среды иммигрантов. Правильно построенная система образования способствует развитию личности ребёнка, приобретению им основных представлений о культуре, помогает ему адаптироваться к социальной и культурной жизни общества. В важности изучения государственной политики в области учебной миграции также не приходится сомневаться, так как доля учебной миграции в международных иммиграционных потоках составляет 1.5 %. К тому же, образовательных мигрантов принято рассматривать как самую желательную категорию иммигрантов, поскольку, как правило, ее составляют молодые и инициативные люди, которые отличаются открытостью к новым знаниям и технологиям и легче приспосабливаются к местному рынку труда, адаптируются к языковой и культурной среде.
В четвертой главе изложена политика государств в отношении самой многочисленной категории — рабочих мигрантов. В этой главе представлены существующие государственные программы для трудовых иммигрантов, условия их адаптации на рынке труда принимающей страны. Интерес в изучении данного аспекта заключается в том, что трудовая иммиграция является важным фактором экономического развития государств, политике ее регулирования правительства уделяет много внимания, а методы адаптации трудовых иммигрантов вызывают большое количество дискуссий в обществе.
Методологическую основу исследования составляют такие методы как: 1) анализа документов и компаративный метод, использовавшиеся как основные инструменты для сопоставления иммиграционных программ, и государственных политик 2) дескриптивный и ситуативный методы, позволившие комплексно изучить иммиграционный опыт России Франции и Канады посредством описания главных, наиболее значимых условий и обстоятельств, в условиях которых происходили иммиграционные процессы.
В ходе исследования было установлено, что в каждой стране модель иммиграционной политики прошла свой уникальный путь развития, так как формировалась под влиянием различных социальный, политических и культурных факторов.
В Канаде например, стране иммигрантов по определению, политика в отношении иммигрантов формировалась согласно демографической ситуации государства и в условиях нехватки квалифицированных специалистов. Исходя из этого, активное стимулирование трудовой и учебной миграции вполне соответствует целям канадской модели иммиграционной политики.
Во Франции иммиграционная ситуация складывалась иначе и страна скорее была вынуждена принимать большие потоки мигрантов в силу своей близости к бывшим колониям. Следовательно, французская иммиграционная политика в процессе своего формирования имела другие цели, направленные, в отличии от Канады, не на стимулирование, а на регулирование иммиграционных потоков. Ситуация в России также уникальна, как минимум по причине того, что Российская модель иммиграционной политики является самой молодой в сравнении с французской и канадской и начала активно развиваться относительно недавно.
Несмотря на все вышеперечисленные различия эволюции иммиграционных ситуаций, на современном этапе Россия, Франция и Канада являются странами, принявшими и принимающими по сей день большое количество иммигрантов. Имея схожую основную цель иммиграционной политики (усиление экономической эффективности иммиграции путем привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов) и некоторые общие проблемы (нелегальная миграция, расовая и этническая нетерпимость, проблема интеграции мигрантов в общество принимающей страны, проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой) названные страны придерживаются разных подходов к выбору методов и механизмов ее осуществления.
В области образования детей из среды иммигрантов, российская модель показала себя неэффективной в связи с неспособностью российской системы адаптироваться к увеличению общего потока мигрантов и неразвитостью механизмов по их интеграции и адаптации. Французская система образования не до конца справляется с поставленными задачами, что приводит к неравенству положения детей иммигрантов и затрудняет процесс их интеграции в школьную среду. Канадская модель в этом ключе представляется наиболее эффективной, так как обучение и интеграция детей иммигрантам осуществляется в рамках общей канадской стратегии мультикультурализма.
Российская модель уступает французской и канадской и в области привлечения иностранных студентов, так как российское образование является менее привлекательным, а правам студентов и условиям их проживания в стране уделяется недостаточно внимания со стороны властей. Франция более привлекательна для иностранных студентов в силу доступности образования (бесплатное в государственных вузах), а Канада — в силу более быстрого и легкого процесса интеграции международных студентов в культурную среду страны. Однако в ходе исследования было установлено, что международные студенты во всех трех странах, хоть и в разной степени, но сталкиваются с проблемой трудоустройства по окончании обучения, так как предпочтение на рынке труда все же отдается гражданам принимающего государства.
Что касается трудовой иммиграции, то наилучших результатов в регулировании потоков трудовых иммигрантов и привлечении высококвалифицированных специалистов достигла политика, осуществляемая в Канаде. Широкий спектр государственных программ по привлечению необходимых канадской экономике специалистов и комплекс мер, направленных на содействие успешной и быстрой адаптации трудовых иммигрантов, делают Канаду наиболее привлекательной для специалистов со всего мира.
Общей проблемой России и Франции является высокий уровень нелегальной трудовой иммиграции. Однако Франция в сравнении с Россией привлекает больше высококвалифицированных специалистов и успешнее контролирует потоки трудовых иммигрантов в целях предотвращения повышения уровня безработицы на французском рынке труда.
Так и не выбрав подходящую модель интеграции иммигрантов, российское правительство уделяет мало внимания разработке механизмом адаптации и интеграции иммигрантов, что сказывается на высоком уровне расовой и этнической нетерпимости среди российских граждан, а также с трудностями вхождения иммигрантов в принимающее общество.
Французская модель интеграции, подразумевающая изменение культурных ценностей приезжих иммигрантов в пользу установленных во французском обществе моделей поведения, представляется наиболее приемлемой для Франции, однако в существующем на сегодняшний день виде не приносит значительных результатов (заменен рост антииммигрантских настроений во французском обществе).
Канадское правительство успешнее всего справляется с осуществлением политики мультикультурализма по средством разработанного комплекса мер, помогающих иммигрантам быстрее и успешнее интегрироваться в канадское общество. За исключением низкого уровня избирательных прав иммигрантов и возможностей их общественного и политического участия в жизни страны, по остальным пунктам (антидискриминационное законодательство, доступ на рынок труда, помощь в изучении языка, доступ к получению гражданства, культурные мероприятия). Канада представляется наиболее привлекательной страной для иммиграции. Это подтверждается высоким положением Канады в рейтинге политики интеграции мигрантов — 6 место из 27 государств. Франция в нем занимает 17 место, со слабым значением в показателях доступа к здравоохранению, получению гражданства, участия в политической жизни страны и доступа к образованию.
Россия в этой рейтинге не представлена, однако, очевидно, что российская иммиграционная политика на данном этапе нуждается в модернизации. Число постоянных и временных трудовых мигрантов из-за рубежа должно быть привязано к параметрам социально-экономического и демографического развития России. Учитывая высокий уровень безработицы на российском рынке труда, представляется целесообразным в первую очередь использовать трудовой потенциал «резервных» групп населения (безработных, молодежи, пенсионеров, инвалидов). В этой связи, какое количество мигрантов необходимо приглашать и принимать — принципиальный вопрос для страны.
Разобраться с уже сложившейся иммиграционной ситуацией в России, а именно большим количество низкоквалифицированных иммигрантов и антииммигрантскими настроениями в российском обществе может помочь разработанная на основе особенностей российской ситуации четкая интеграционная модель. Очевидно, что канадская модель мультикультурализма не применима к российской действительности в виду доминирующего положения российской культуры над культурами приезжих иммигрантов. Французская модель интеграции, подразумевающая полное принятие французских культурных ценностей была бы стишком жесткой для российской действительности.
Иммиграционная политика Франции становится все более жесткой относительно отсева неквалифицированной рабочей силы, предпочтение отдается специалистам высокой квалификации и иностранным студентам. В тоже время канадское и французское правительства все больше внимания уделяют демографической политике, направленной на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми. Очевидно, подобный подход необходим и России в современных условиях.
В Канаде например, стране иммигрантов по определению, политика в отношении иммигрантов формировалась согласно демографической ситуации государства и в условиях нехватки квалифицированных специалистов. Исходя из этого, активное стимулирование трудовой и учебной миграции вполне соответствует целям канадской модели иммиграционной политики.
Во Франции иммиграционная ситуация складывалась иначе и страна скорее была вынуждена принимать большие потоки мигрантов в силу своей близости к бывшим колониям. Следовательно, французская иммиграционная политика в процессе своего формирования имела другие цели, направленные, в отличии от Канады, не на стимулирование, а на регулирование иммиграционных потоков. Ситуация в России также уникальна, как минимум по причине того, что Российская модель иммиграционной политики является самой молодой в сравнении с французской и канадской и начала активно развиваться относительно недавно.
Несмотря на все вышеперечисленные различия эволюции иммиграционных ситуаций, на современном этапе Россия, Франция и Канада являются странами, принявшими и принимающими по сей день большое количество иммигрантов. Имея схожую основную цель иммиграционной политики (усиление экономической эффективности иммиграции путем привлечения высококвалифицированных иностранных специалистов) и некоторые общие проблемы (нелегальная миграция, расовая и этническая нетерпимость, проблема интеграции мигрантов в общество принимающей страны, проблемы обеспечения мигрантов жильем и работой) названные страны придерживаются разных подходов к выбору методов и механизмов ее осуществления.
В области образования детей из среды иммигрантов, российская модель показала себя неэффективной в связи с неспособностью российской системы адаптироваться к увеличению общего потока мигрантов и неразвитостью механизмов по их интеграции и адаптации. Французская система образования не до конца справляется с поставленными задачами, что приводит к неравенству положения детей иммигрантов и затрудняет процесс их интеграции в школьную среду. Канадская модель в этом ключе представляется наиболее эффективной, так как обучение и интеграция детей иммигрантам осуществляется в рамках общей канадской стратегии мультикультурализма.
Российская модель уступает французской и канадской и в области привлечения иностранных студентов, так как российское образование является менее привлекательным, а правам студентов и условиям их проживания в стране уделяется недостаточно внимания со стороны властей. Франция более привлекательна для иностранных студентов в силу доступности образования (бесплатное в государственных вузах), а Канада — в силу более быстрого и легкого процесса интеграции международных студентов в культурную среду страны. Однако в ходе исследования было установлено, что международные студенты во всех трех странах, хоть и в разной степени, но сталкиваются с проблемой трудоустройства по окончании обучения, так как предпочтение на рынке труда все же отдается гражданам принимающего государства.
Что касается трудовой иммиграции, то наилучших результатов в регулировании потоков трудовых иммигрантов и привлечении высококвалифицированных специалистов достигла политика, осуществляемая в Канаде. Широкий спектр государственных программ по привлечению необходимых канадской экономике специалистов и комплекс мер, направленных на содействие успешной и быстрой адаптации трудовых иммигрантов, делают Канаду наиболее привлекательной для специалистов со всего мира.
Общей проблемой России и Франции является высокий уровень нелегальной трудовой иммиграции. Однако Франция в сравнении с Россией привлекает больше высококвалифицированных специалистов и успешнее контролирует потоки трудовых иммигрантов в целях предотвращения повышения уровня безработицы на французском рынке труда.
Так и не выбрав подходящую модель интеграции иммигрантов, российское правительство уделяет мало внимания разработке механизмом адаптации и интеграции иммигрантов, что сказывается на высоком уровне расовой и этнической нетерпимости среди российских граждан, а также с трудностями вхождения иммигрантов в принимающее общество.
Французская модель интеграции, подразумевающая изменение культурных ценностей приезжих иммигрантов в пользу установленных во французском обществе моделей поведения, представляется наиболее приемлемой для Франции, однако в существующем на сегодняшний день виде не приносит значительных результатов (заменен рост антииммигрантских настроений во французском обществе).
Канадское правительство успешнее всего справляется с осуществлением политики мультикультурализма по средством разработанного комплекса мер, помогающих иммигрантам быстрее и успешнее интегрироваться в канадское общество. За исключением низкого уровня избирательных прав иммигрантов и возможностей их общественного и политического участия в жизни страны, по остальным пунктам (антидискриминационное законодательство, доступ на рынок труда, помощь в изучении языка, доступ к получению гражданства, культурные мероприятия). Канада представляется наиболее привлекательной страной для иммиграции. Это подтверждается высоким положением Канады в рейтинге политики интеграции мигрантов — 6 место из 27 государств. Франция в нем занимает 17 место, со слабым значением в показателях доступа к здравоохранению, получению гражданства, участия в политической жизни страны и доступа к образованию.
Россия в этой рейтинге не представлена, однако, очевидно, что российская иммиграционная политика на данном этапе нуждается в модернизации. Число постоянных и временных трудовых мигрантов из-за рубежа должно быть привязано к параметрам социально-экономического и демографического развития России. Учитывая высокий уровень безработицы на российском рынке труда, представляется целесообразным в первую очередь использовать трудовой потенциал «резервных» групп населения (безработных, молодежи, пенсионеров, инвалидов). В этой связи, какое количество мигрантов необходимо приглашать и принимать — принципиальный вопрос для страны.
Разобраться с уже сложившейся иммиграционной ситуацией в России, а именно большим количество низкоквалифицированных иммигрантов и антииммигрантскими настроениями в российском обществе может помочь разработанная на основе особенностей российской ситуации четкая интеграционная модель. Очевидно, что канадская модель мультикультурализма не применима к российской действительности в виду доминирующего положения российской культуры над культурами приезжих иммигрантов. Французская модель интеграции, подразумевающая полное принятие французских культурных ценностей была бы стишком жесткой для российской действительности.
Иммиграционная политика Франции становится все более жесткой относительно отсева неквалифицированной рабочей силы, предпочтение отдается специалистам высокой квалификации и иностранным студентам. В тоже время канадское и французское правительства все больше внимания уделяют демографической политике, направленной на стимулирование рождаемости и поддержку семей с детьми. Очевидно, подобный подход необходим и России в современных условиях.
Подобные работы
- Политика мультикультурализма в современном мире
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Разработка и экономическое обоснование образовательных туров (на примере ООО «Аквамарин»)
Дипломные работы, ВКР, туризм. Язык работы: Русский. Цена: 4330 р. Год сдачи: 2016 - Военно-техническое сотрудничество ФРГ со странами НАТО в XXI веке
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Мультукультурализм как основа миграционной политики ФРГ: проблемы и перспективы
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - МЕСТА ПАМЯТИ ВО ФРАНЦИИ И КВЕБЕКЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2017 - Стратегии популистских партий и политиков в период коронакризиса
Бакалаврская работа, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2023 - Специфика влияния иммиграции на политические процессы в Российской Федерации и Соединенных Штатах Америки
Авторефераты (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 250 р. Год сдачи: 2004



