ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА И ОЦЕНКА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 8
1.1Понятие инновационной стратегии и инновационной активности коммерческих организаций 8
1.2. Показатели, характеризующие инновационную политику и инновационную активность коммерческих организаций 17
1.3. Основные препятствия инновационного развития коммерческих организаций 23
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ 31
2.1. Тенденции развития государственного регулирования в инновационной сфере 31
2.2. Анализ существующих государственных методов, стимулирующих инновационное развитие коммерческих компаний 39
2.3. Оценка эффективности текущей государственной политики в области стимулирования промышленных инноваций. 49
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 56
3.1. Разработка методических подходов к политике государства, стимулирующей инновационную активность организаций 56
3.2. Роль государства в реализации симметричной структуры в компаниях 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 78
Тема ВКР - «Инновационная политика и инновационная активность коммерческих организаций».
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современной России за последнее время было реализовано большое количество мероприятий, направленных на повышение инновационной активности коммерческих предприятий, при этом значительно не удалось увеличить объемы технологий, которые проходят полный цикл от идеи до серийного и массового производства на территории РФ.
Инновационная деятельность каждой отдельной компании в целом зависит от инновационной политики государства. Конкурентоспособность страны на международном рынке определяется качеством, уникальностью и востребованностью товаров, выпускаемых отечественными производителями.
Основная проблема, которая сдерживает развитие инноваций в РФ, выражается в недостаточной мотивации компаний к самостоятельной разработке технологий или модернизации текущего производства. Отечественные фирмы предпочитают приобретать уже готовые решения, которые требуют единовременных крупных затрат, пренебрегая этапом разработки, тестирования и внедрения собственных инноваций
Для современных развитых и развивающихся стран инновации имеют ключевую роль, являясь определяющим фактором, обеспечивающим рост национальных экономик стран. Высокие темпы развития инноваций и значительные масштабы их распространения и внедрения, а также возрастающая скорость распространения новшеств в традиционные отрасли позволит России полностью выйти из роли поставщика сырья на мировом рынке и начать предлагать высокотехнологичные товары другим странам.
Основными задачами инновационной политики в современном мире является создание возможностей для реализации инновации, обмена результатами инновационных разработок между участниками рынка и обеспечение коммерциализации и правовой защиты созданной технологии.
На сегодняшний день верная правительственная политика в области инноваций на государственном уровне дает возможность создания системы производства, которая не только будет отвечать лучшим образцам, но создавать инновационные технологии, определяющие развитие мировой промышленности.
Исследовательский вопрос: каким методом государственной политики возможно повысить инновационную активность коммерческих компаний?
Объектом исследования являются государственная инновационная политика и инновационная активность коммерческих организаций.
Предметом исследования являются система государственного регулирования инновационной политики промышленных организаций.
Цель исследования – разработка предложений по совершенствованию государственной политики в области повышения инновационной активности промышленных организаций.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-раскрыть сущность понятия инновационной политики и инновационной активности коммерческих организаций;
- определить показатели, характеризующие инновационную политику и инновационную активность коммерческих организаций;
- определить препятствия инновационного развития коммерческих организаций;
- проанализировать тенденции развития государственной политики в области инновационного развития;
- произвести оценку текущей государственной политики в области стимулирования промышленных инноваций;
- оценить эффективность текущей государственной политики в области стимулирования промышленных инноваций
- разработать методический подход к управлению политикой государства, стимулирующий инновационную политику организаций.
- определить роль государства в реализации симметричной структуры компании.
Степень разработанности темы. На мировом уровне оценка уровня развития инноваций в странах производится с помощью глобального индекса инноваций (The Global Innovation Index). Данный показатель включает в себя 82 фактора, которые оценивают условия и ресурсы для осуществления инноваций и практические результаты осуществления инноваций.
В России оценкой уровня инновационной активности промышленных предприятий производится Федеральной службой государственной статистки, которая собирает сведения об инновационной деятельности промышленных организаций. Также данной службой по исследуемой теме формируются статистические сборники «Наука. Технологии. Инновации», «Российский статистический ежегодник».
Министерство экономического развития Российский Федерации также уделяет значительное внимание инновационному развитию организаций, формируя технологические платформы, создавая программы инновационного развития организаций с государственным участием, реализуя кластерную политику. Данная проблема была предметом исследований Абалкина Л. И., Кондратьева Н. Д., Филина С. А., Будникова О. С., Ильинская Е.М., Титова М.Н., Клименко, О. И.Тюмина, Д.С., Соколова А.П., Кабанник Е.А. и др.
Научная новизна работы:
1. Как способ решения проблемы трех видов конкуренции в ВКР предложена симметричная структура к основному бизнесу организации. Симметричная структура позволяет решить проблему противоречия между действующим персоналом, и новыми сотрудниками, занятыми в разработке инновационного объекта. Также параллельность структур позволяет решить проблему внутрифирменной продуктовой конкуренции за рынок сбыта, так как симметричная компания выпускает продукт, ориентированный для другого рынка или создающий новую рыночную нишу. Конкуренция в процессе производства решается в симметричной организации за счет запуска новых производственных линий без изменения режима работы существующих производственных мощностей.
2. Сформирован и обоснован комплексный методический подход к экономической политике государства, стимулирующей инновационную активность коммерческих организаций. Он включает анализ существующей политики государства в области осуществления инноваций, определение необходимости создания механизма, способного реализовать прорывные инновации, определение и характеристика симметричных организаций, как способа осуществления прорывных инноваций. Методический подход также включает определение организационной структуры и способа организации симметричных компаний, а также источники инноваций для них.
3. Разработаны характеристики, определяющие способность компании к симметричности и необходимости в ней. К ним относятся характеристики: устойчивости и стабильной прибыльности основного бизнеса, готовность к переменам со стороны руководителей, застой, но не упадок отрасли, в которой осуществляет работу компания.
4. Показаны направления деятельности государства в отношении стимулирования создания симметричных организаций, включающие уточнение взаимоотношений государства, новаторов и коммерческих организаций, определение каналов поддержки симметричных организаций, определение налоговой нагрузки на инновационную часть симметричной компании.
5. Разработаны критерии оценки эффективности симметричных компаний со стороны государства и инновационного бизнеса. Выделены такие критерии как признание прорывной инновации на международном рынке, выраженное в постоянно растущем спросе, появление побочных инноваций, которые могут быть использованы для совершенствования текущего бизнеса и разработки новых продуктов, значительный резкий рост прибыли компании, создание новой ниши рынка.
Практическая значимость полученных результатов заключается в разработке механизма внедрения симметричности в коммерческих компаниях для эффективной и быстрой разработки прорывных инноваций, которые смогут заменить санкционные технологии. Ввиду негативного влияния на коммерческие организации санкций, особое внимание в работе уделено практической роли государства в реализации симметричности.
Теоретическую основу исследования составили нормативные акты, материалы органов государственной власти, в том числе постановления и приказы Министерства экономического развития РФ, характеризующие деятельность в области развития инновационной активности предприятий, научные статьи, монографии, научно-исследовательские работы, исследующие проблематику низкой инновационной активности компаний и значимости государства в данном процессе.
Информационную основу исследования составили статистические данные, представленные в различных сборниках и рейтинговые исследования российских и мировых агентств по исследуемой теме.
В выпускной квалификационной работе использованы следующие методы исследования: методы анализа, абстрагирования и классификации, также использован системный подход.
Структура ВКР включает в себя титульный лист, оглавление, введение, основою часть из 3 глав, заключение, список литературы.
По теме ВКР опубликованы следующие работы:
1. Ермолина, А. А. Использование симметричной организационной структуры для внедрения инноваций на предприятии // Развитие современной экономики России : Сборник материалов Международной конференции молодых учёных-экономистов, Санкт-Петербург, 14–17 апреля 2021 года. – Санкт-Петербург: ООО "Скифия-принт", 2021. – С. 175-180. – EDN EAVGXV.
2. Ермолина, А. А., Степаненко Д.А. Промышленная политика: государственное стимулирование инновационной активности предприятий // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – 2021. – Т. 6. – № 3. – С. 128-135. – DOI 10.25206/2542-0488-2021-6-3-128-135. – EDN VTNBSU.
3. Степаненко, Д. А., Ермолина А.А. Некоторые подходы к государственному стимулированию инновационной активности промышленных предприятий // Экономика. Профессия. Бизнес. – 2021. – № 3. – С. 106-115. – DOI 10.14258/epb202145. – EDN COWXXO.
4. Степаненко, Д. А., Ермолина А.А. Сравнительная характеристика и особенности построения организационных структур для внедрения инноваций // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2020. – № 1. – С. 72-77. – DOI 10.26163/RAEN.2020.24.31.011. – EDN JYGMZO.
5. Ермолина, А. А. Устойчивое развитие предприятий во время COVID-19 на базе симметричных структур // Стратегии бизнеса. – 2020. – Т. 8. – № 8. – С. 228-231. – DOI 10.17747/2311-7184-2020-8-228-231. – EDN RYKWBU.
6. Степаненко, Д. А., Ермолина А.А. Организационная симметричность как инструмент повышения эффективности предприятий, внедряющих инновации // Вестник образования и развития науки Российской академии естественных наук. – 2019. – № 4. – С. 54-57. – DOI 10.26163/RAEN.2019.16.18.013. – EDN TBZJSE.
Таким образом, в результате проведенного исследования обоснована актуальность темы. Определены цели, задачи, объект и предмет исследования, рассмотрена степень научной разработанности темы.
В процессе осуществления обзора литературы были определены понятия инновационной стратегии и инновационной активности промышленных организаций. Рассмотрены показатели, характеризующие инновационную политику и инновационную активность промышленных компаний.
В представленном исследовании представлены теоретическое обоснование изучаемой проблемы и фактические данные об инновационной активности и стратегии предприятий, и инновационной политике государства. Проанализированы показатели, характеризующие инновационную политику и инновационную активность коммерческих компаний, и определены основные факторы, оказывающие негативное влияние на инновационную активность – это высокая коррумпированность государственных органов и непредсказуемость изменения законодательства.
В процессе проведения работы в результате анализа нормативно-правовых актов были определены основные тенденции развития государственной политики в области стимулирования инновационной активности коммерческих компаний. Основная законодательная деятельность правительства за послание годы связана с развитием кадрового потенциала и прямого финансирования инвестиций, осуществления льготного кредитования крупных проектов, с формированием благоприятного инвестиционного климата, развитием инфраструктуры объекта, поддержкой экспорта инноваций, интеграцией инноваций в реальные сектора экономики, создание комфортных правовых условий для бизнеса, с развитие научно-исследовательской базы и осуществлением безадресного финансирования. Проведен анализ существующих государственных методов, стимулирующих инновационное развитие коммерческих компаний. Рассмотрены такие методы, как создание особых экономических зон, осуществление прямого и венчурного инвестирования, реализация национального проекта по поддержке малого и среднего предпринимательства. В результате оценки методов выяснено, что национальный проект по поддержке СМП и ОЭЗ не позволяют отдельным новаторам и компаниях использовать их для реализации посевных инноваций. Определенную эффективность в реализации инноваций имеют венчурные фонды, но ввиду неразвитости инфраструктуры и непривлекательности венчурного инвестирования в РФ компании в большинстве случаев не получают достаточно средств для осуществления полного цикла разработки, апробации и запуска продукта.
В результате анализа показателей, характеризующих реальную инновационную активность предприятий и выявления факторов, снижающих заинтересованность компаний в реализации инноваций, а также определение тенденций политики государства и методов ее осуществления, определено, что текущая государственная политика не может стимулировать достаточную инновационную активность. Для решения данной проблемы в ВКР предложено внедрение симметричной структуры как способ повышения инновационной активности посредством государственной политики. Симметричная организация позволит минимизировать взаимодействия чиновников и компаний, а государственная поддержка данной структуры позволит определить основные законодательные акты, которые будут определять принципы взаимодействия всех субъектов, участвующих в создании инноваций.
Разработан методический подход, который включает в себя анализ текущей политики государства, объясняет необходимость внедрения симметрии, определяет симметричную структуру и называет основные е характеристики и способы определения компаний, которые могут стать симметричными. Также определен способ организации симметричных компаний и источники инновационных идей для них.
Особое внимание в связи с текущей экономической ситуацией в работе уделено рассмотрению роли государства в формировании симметричных организаций. С помощью законодательных актов государство определяет субъектов, участвующих в разработке и реализации инновации: компаний, новаторов и государства. Основными финансовыми каналами поддержки является выделение грантов, льготное кредитование и венчурное финансирование за счет средств негосударственных пенсионных фондов. Возможность создания симметричного предприятия в рамках ОЭЗ позволяет использовать дополнительные льготы, а сервис «Мой бизнес» повышает эффективность взаимодействия с государством. Налоговая поддержка симметричных компаний в основном направлена на ускоренную амортизацию. Разработанные критерии оценки эффективности позволяют государству оценить проводимую политику, ориентируясь на качество и востребованность инноваций на рынке.
Таким образом, симметричные организации являются наиболее эффективным методом повышения инновационной активности предприятий, позволяющим организовать реализацию инновационных идей и их превращение в конкурентоспособные продукты. Симметричная организация с государственной поддержкой сочетает в себе элементы, которые используются сейчас или ранее использовались государством при стимулировании инноваций, что значительно снижает затраты на внедрение данной структуры. Технологические решения, разработанные в рамках симметричных компаний, могут стать основой для создания новых ниш на рынке и технологического прорыва в определённых областях экономики.
1. «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ.
2. «Об утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации» (Дополнены - Указ Президента Российской Федерации от 16.12.2015 г. N 623) Указ Президента РФ от 7 июля 2011 г. N 899.
3. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»: Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474.
4. «Перечень поручений по итогам заседания Совета по науке и образованию»: Поручение Президента от 18.03.2022 Пр-510.
5. «Об одобрении правительством выделение средств на модернизацию Курчатовского синхротрона»: Постановление Правительства от 1 апреля 2021 года №520.
6. «Об утверждении перечня видов контроля для запуска системы обязательного досудебного обжалования» Постановление Правительства от 28 апреля 2021 года №663.
7. «Об утверждении правила предоставления грантов на разработку лекарств и медицинских изделий»: Постановление Правительства от 21 декабря 2020 года №2187.
8. «О перечне технологий для экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций»: Постановления Правительства от 28 октября 2020 года №1750.
9. «О поддержке экспортёров лекарств и медицинской продукции»: Постановление Правительства от 30 апреля 2021 года №687.
10. «О расширении грантовую поддержку научных организаций»: Постановление правительства от 28 декабря 2020 года №2296.
11. «О получении вузами грантов на создание и развитие инжиниринговых центров»: Постановление Правительства от 1 августа 2020 года №1156.
12. «О появлении в России единого перечня иностранных образовательных и научных организаций, чьи дипломы признаются автоматически»: Постановление правительства от 5 марта 2021 года №326.
13. «О программе «Фабрика проектного финансирования»»: Постановление Правительства от 4 мая 2021 года №692.
14. «О порядке предоставления субсидий на стимулирование спроса и повышение конкурентоспособности российской промышленной продукции» Постановление Правительства от 27 декабря 2019 года №1908.
15. «О создании инновационного научного центра «Русский»: Постановление Правительства от 18 ноября 2020 года №1868.
16. «Перечень премий, которые освобождаются от НДФЛ»: Постановления правительства от 31 октября 2020 года №1773,1774.
17. «Об утверждении новой редакция программы профессионального обучения и дополнительного профессионального образования граждан старшего поколения»: Распоряжение правительства от 26 марта 2020 года №742.
18. «Об утверждении списка получателей грантов среди научно-образовательных центров»: Распоряжение правительства от 3 декабря 2020 года №3182-р.
19. «О дополнении перечня крупных инфраструктурных проектов с госучастием»: Распоряжение Правительства от 4 мая 2021 года №1164-р.
20. «О плане мероприятий ("дорожная карта") реализации механизма управления системными изменениями нормативно-правового регулирования предпринимательской деятельности»: Распоряжение Правительства от 15.10.2020 № 2662-р.
21. «О программе фундаментальных научных исследований до 2030 года»: Распоряжение правительства от 31 декабря 2020 года №3684-р.
22. «О редакции плана по устранению административных барьеров и правовых ограничений при реализации «дорожной карты» «Маринет»»: Распоряжение правительства от 21 января 2020 года №40-р.
23. «О «дорожной карте» трансформации делового климата в сфере интеллектуальной собственности»: Распоряжение Правительства от 3 августа 2020 года №2027-р.
24. «О результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ механизмов венчурного и прямого инвестирования, осуществляемого с использованием средств федерального бюджета»: Отчет Счетной Палаты РФ от 2020 г.
25. «Об утверждении методики расчета показателя "уровень инновационной активности организаций»Приказ от 27 декабря 2019 г.n 818.
26. «Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов» (одобрено Правительством РФ 20.05.2010).
27. «О мерах по улучшению инвестиционного климата в России»: Брифинг Министра экономического развития Максима Решетникова от 22.04.2021.
Книги и монографии
28. Шумпетер Й. Теория экономического развития. М.: Прогресс, 1982.
Статьи в журналах
29. Будникова О. С. Производственная стратегия в условиях инновационных возможностей и ограничений развития. Цифровые технологии //Молодой ученый. – 2020. – №. 2. – С. 235-237.
30. Гужина Г. Н., Гужин А. А. Роль инноваций в экономическом развитии //Инновации и инвестиции. – 2020. – №. 1. – С. 18-22.
31. Журавлева, К. А. Инвестиционный климат и его составляющие / К. А. Журавлева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 50 (236). — С. 127-128.
32. Ильинская Е. М., Титова М. Н. Стратегия моделирования синергетических эффектов инновационного процесса в условиях цифровизации //Цифровизация экономических систем: теория и практика. – 2020. – С. 119-136.
33. Кондрашева, Н.Н. Оценка инновационной активности промышленного предприятия // Н.Н. Кондрашева // Глобальный научный потенциал. - СПб.: ТМБпринт. - 2019. - № 2(95). - С. 111-113.
34. Смоловщикова Н. В. Становление понятия «Инновация» // Современные тенденции в экономике и управлении: новый взгляд. 2010. №1-1.
35. Соколова А. П., Кабанник Е. А. Экономические условия и приоритетные направления инновационного развития экономики России //Вестник Алтайской академии экономики и права. – 2020. – №. 1. – С. 86-94.
36. Соловьев В. П. Инновационная деятельность как системный процесс в конкурентной экономике (Синергетические эффекты инноваций) //К.: Феникс. – 2004. – Т. 560. – С. 2.
37. Тюмина Д. С. Бизнес-модель бережливых инноваций как инструмент повышения инновационной активности российских предприятий //Креативная экономика. – 2019. – Т. 13. – №. 2. – С. 311-318.
38. O'Reilly Charles A., Michael L. Tushman. The ambidextrous organization // Harvard Business Review. 2004. № 82.4. Р. 74-83.
Статистические сборники и отчеты
39. Глобальный инновационный индекс – 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://issek.hse.ru/news/396120793.html (Дата обращения 01.12.2020). – Текст: электронный.
40. Отчет о размере инвестиций и способах их получения. Сайт Центрального Банка РФ. [Электронный ресурс]. - URL: http//www.cbr.ru (дата обращения: 10.12.2020). – Текст: электронный.
41. Индекс Восприятия Коррупции [Электронный ресурс]. URL: https://transparency.org.ru/research/indeks-vospriyatiya-korruptsii/ (Дата обращения 01.12.2020). – Текст: электронный.
42. Индикаторы инновационной деятельности: 2020 : статистический сборник / Л. М. Гохберг, К. А. Дитковский, Е. И. Евневич и др.; Нац. исслед. ун-т И60 «Высшая школа экономики». – М.: НИУ ВШЭ, 2020. – 336 с. – 250 экз. – ISBN 978-5-7598-2185-4 (в обл.). URL: https://issek.hse.ru/mirror/pubs/share/397986230.pdf (Дата обращения 10.12.2020). – Текст: электронный.
43. Отчеты по форме федерального статистического наблюдения № 4-инновация «Сведения об инновационной деятельности организации» // http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/nauka/4-innov.htm.(Дата обращения 1.12.2020). – Текст: электронный.
44. Статистика науки и образования. Выпуск 4. Инновационная деятельность в Российской Федерации. Инф.-стат. мат. – М.: ФГБНУ НИИ РИНКЦЭ, 2018. – 88 с. URL: http://www.csrs.ru/archive/stat_2018_inno/innovation_2018.pdf (Дата обращения 10.12.2020). – Текст: электронный.
45. Global Attractiveness Index – 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ambrosetti.eu/en/global-attractiveness-index/ (Дата обращения 01.12.2020). – Текст: электронный.
46. Global Innovation Index 2020. Оценка деятельности в области инноваций в 131 странах и государствах мира: рейтинговое исследование. [Электронный ресурс]. URL: https://www.wipo.int/edocs/pubdocs/ru/wipo_pub_gii_2020_keyfindings.pdf. (Дата обращения 01.12.2020). – Текст: электронный.
Интернет-ресурсы и электронные базы данных
47. АЦБК и САФУ пролонгировали Соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]: официальный сайт Интерфакс Россия. URL: https://www.interfax-russia.ru/northwest/pressrel/acbk-i-safu-prolongirovali-soglashenie-o-sotrudnichestve (Дата обращения 07.05.2022).
48. Бухгалтерская отчетность Архангельского ЦБК за 2021-2020 гг. [Электронный ресурс]: Сайта «Audit.ru» URL:https://www.audit-it.ru/buh_otchet/2903000446_ao-arkhangelskiy-tsbk(Дата обращения 07.05.2022)
49. Воропаева Е. S&P понизило кредитный рейтинг России на восемь ступеней [Электронный ресурс]: ГАЗЕТА № 006 (3173) (1002) Официальный сайт Admitad. URL: https://www.rbc.ru/economics/04/03/2022/62212ff19a7947d2c701895d(Дата обращения 20.05.2021).
50. Госдума приняла закон о расширении видов деятельности в Особых экономических зонах [Электронный ресурс]: сайт ТАСС. URL:https://tass.ru/ekonomika/14154595?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D (Дата обращения 15.01.2022).
51. Иванов П. Экономист объяснил, грозит ли РФ «инвестиционный железный занавес» [Электронный ресурс]: Информационное агентство «REGNUM». URL: https://regnum.ru/news/economy/3541385.html(Дата обращения 02.02.2022).
52. Когда получение дивидендов может быть опасным: ведите раздельный учет [Электронный ресурс]: электронный журнал «Клерк». URL: https://www.klerk.ru/buh/articles/485773/ (Дата обращения 05.05.2022).
53. Кононова В. Отказ от стабильности: чем опасны изменения в налоговой политике в 2021 году [Электронный ресурс] // Сетевое издание «forbes.ru». URL: https://www.forbes.ru/biznes/410781-otkaz-ot-stabilnosti-chem-opasny-izmeneniya-v-nalogovoy-politike-v-2021-godu (Дата обращения 01.12.2021).
54. Кормов. С. Переток денег внутри группы компаний [Электронный ресурс]: электронный журнал «Клерк». URL:https://www.klerk.ru/buh/articles/469576/ (Дата обращения 10.03.2022).
55. Корня А. Анализ Бизнес-омбудсмен считает новый КоАП опасным для предпринимателей [Электронный ресурс]: Сетевое издание «Ведомости.ru». URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/03/10/824748-koap-opasnim (Дата обращения 06.12.2020) .
56. Назарова Н. Зарплатные налоги на сотрудников [Электронный ресурс]: Издание для бизнеса «Модуль банк» URL: https://delo.modulbank.ru/all/zarplatnye-nalogi (Дата обращения 10.03.2022).
57. Официальный сайт Архангельского ЦБК. [Электронный ресурс]. URL: https://www.appm.ru/ (Дата обращения 08.05.2022)
58. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// Коэффициенты обновления и выбытия основных фондов [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14304.(Дата обращения 01.12.2020). – Текст: электронный.
59. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики// Степень износа основных фондов [Электронный ресурс]. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/14304. (Дата обращения 10.12.2020). – Текст: электронный.
60. Переток денег внутри группы компаний [Электронный ресурс]: Электронный журнал «Клерк» URL:https://www.klerk.ru/buh/articles/469576/(Дата обращения 10.03.2022)
61. Под страхом уголовки: за что судят бизнес [Электронный ресурс]: Сетевое издание «Право.ru». URL: https://pravo.ru/story/226024/ (Дата обращения 01.12.2020).
62. Сайт Министерства экономического развития РФ. [Электронный ресурс]. URL:https://www.economy.gov.ru (Дата обращения 15.01.2021)
63. Сайт Российской ассоциации венчурного инвестирования.[Электронный ресурс]. URL: http://www.rvca.ru/rus/about/mission/ (Дата обращения 15.02.2022)
64. Сайт информационно-аналитического агентства «Восток России». [Электронный ресурс]. URL:https://www.eastrussia.ru/news/v-effektivnosti-osobykh-zon-usomnilas-schetnaya-palata/ (Дата обращения 15.01.2022)
65. Сайт банка МСП. [Электронный ресурс]. URL: https://mspbank.ru/media/news/Rossiyskim-vysokotekhnologichnym-kompaniyam-stala-dostupna-lgotnaya-kreditnaya-programma-pod-3/(Дата обращения 05.05.2022)
66. Сидоров М. ЦБ хочет привлечь к венчурному финансированию НПФ [Электронный ресурс]: Деловое издание «Ведомости». URL: https://www.vedomosti.ru/finance/articles/2020/08/14/836653-tsb-hochet-privlech-k-venchurnomu-finansirovaniyu (Дата обращения 10.03.2022).
67. Семенов М. Что происходит с рынком стартапов в РФ: итоги 2021 и перспективы 2022 года [Электронный ресурс]: Информационное агентство «Admitad». URL: https://admitad.pro/ru/blog/Chto-proiskhodit-s-rynkom-startapov-v-RF (Дата обращения 02.02.2022).
68. Скоболев С. Москва переходит на искусственный интеллект [Электронный ресурс]: ГАЗЕТА № 006 (3173) (1002) Официальный сайт РБК. URL: https://www.rbc.ru/newspaper/2020/02/10/5e3c44b99a7947e1a97fb230 (Дата обращения 20.05.2021).
69. Шемякин А. Учёные САФУ помогли Архангельскому ЦБК и разработали новую схему отбеливания целлюлозы [Электронный ресурс]: официальный сайт ГТРК «Поморье». URL: https://www.pomorie.ru/2022/03/22/6238b7d15f908b81ff1bad02.html (Дата обращения 07.05. 2022).
70. Шушкина А. Налоговые послабления для изобретений хотят вернуть [Электронный ресурс]: Парламентская газета. URL: https://www.pnp.ru/economics/nalogovye-poslableniya-dlya-izobreteniy-khotyat-vernut.html (Дата обращения 08.05.2022)
71. Weatherford International, Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes заявили о прекращении инвестиций в Россию[Электронный ресурс]: электронное издание «FinNews.ru». URL: http://finnews.ru/cur_new.php?idnws=29543&utm_source=yxnews&utm_medium=desktop&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2Fnews%2Fsearch%3Ftext%3D(Дата обращения 02.04.2022).