Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Сюжет о золотой рыбке в фольклоре и литературе: сравнительный анализ сюжетов на занятиях по чтению в узбекской аудитории (Российский Государственный Педагогический Университет)

Работа №132899

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

лингвистика

Объем работы34
Год сдачи2023
Стоимость1200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
62
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СЮЖЕТ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ В МИРОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ……5
1.1. Особенности сюжета волшебной сказки5
1. 2. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке": мифология, социум, этика…………………8
1.3. Узбекская народная сказка "Побратим": волшебное и социальное в сюжете сказки…13
1.4. Китайская народная сказка "Золотая рыба": мифологический и философский план сюжета… 17
Выводы к первой главе……………………………………………… 21
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗОК О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ НА УРОКЕ В УЗБЕКСКОЙ АУДИТОРИИ………………………………... 22
2.1. Уроки по сказкам о золотой рыбке: освоение содержания и этического смысла22
2.2. Общее и особенное: сравнительный анализ сказок о золотой рыбке…33
3. Выводы к второй главе……………… 39
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…40
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………41


Сказки народов мира играют в современной жизни важную роль. Они необходимы для поддержания традиции и воспитания поколений, поскольку содержат в себе нравственные аксиомы, предлагают систему ценностей для общества и отдельного человека и тем самым служат его социализации. Важным достоинством сказок является их культурно-этнический потенциал, то есть, приобщение человека к историческому опыту разных народов, этнической материальной и духовной культуре. Этим определяется актуальность нашей работы и ее значимость для преподавания русского языка в национальной школе.
Степень изученности материала
Выбранная тема (сравнительный анализ сюжетов трех сказок: русской литературной и народных узбекской и китайской сказок) отличается достаточной степенью оригинальности и самостоятельности в исследовательской и методической разработке материала трех мировых сказок.
Объектом и предметом исследования являются русская литературная «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и узбекская и китайская народные сказки «Побратим» и «Золотая рыба», в которых воплотился международный сказочный сюжет о золотой рыбке, выполняющей желания человека.
Целью работы является аналитическое исследование сказок трех народов, объединенных наличием архетипического сюжета о золотой рыбке
В задачи нашего исследования входит:
- рассмотреть историю возникновения сказки и её основных жанров;
- выявить специфику сюжетообразования волшебной сказки с опорой на теоретические труды известного фольклориста В.Я.Проппа;
- выявить трансформацию международного сказочного сюжета о золотой рыбке в культуре разных народов;
- определить национально-культурное своеобразие сказок и их этический смысл;
- разработать приемы представления и анализа сказок о золотой рыбке на уроке РКИ в узбекской аудитории.
Степень новизны нашего исследования заключается в обращении к сопоставлению литературной и народных сказок, сравнительному анализу их сюжетных особенностей, что позволяет расширить и активизировать поле межкультурного диалога при обучении русскому языку как иностранному, обозначить важные этические смыслы в фольклоре, актуальные и для современного человека.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение, обобщение.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и проведения занятий по чтению и межкультурной коммуникации в национальной аудитории.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Наша выпускная работа была посвящена сравнительному анализу сюжетов о золотой рыбке в сказках народов мира (литературной «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и в народных узбекской и китайской сказках). Мы исходили из положения, что мировая культура прошла одинаковые ступени развития – от мифа и волшебной сказки к литературе. Проведенное аналитическое исследование структуры сказок позволило нам сделать вывод о том, что международный сказочный сюжет о золотой рыбке, исполняющей желания, мог входить в канву волшебной сказки.
Узбекская и китайская сказки, более ранние по происхождению, сохранили такие сюжетные линии волшебной сказки, как поиски девушки, решение трудных задач, схватки с мифологическими чудовищами.
Персонажи сказок о золотой рыбке также укладываются в состав постоянных героев волшебных сказок: Герой (старик , молодой рыбак, Гуань); Даритель, Волшебный Помощник (Золотая рыба); Вредитель (хан, Царь Желтого моря); Девушка- Искомый персонаж-, которую надо спасти (дочь хана, дочь Гуаня).
Сказка Пушкина содержит в себе черты более поздних социально-бытовых сказок и является художественным высказыванием о соблюдении человеком определенных нравственных принципов ( нестяжания, бескорыстия, благородства).
Разработанная нами система уроков по сказкам о золотой рыбке у разных народов позволяет:
- расширить культурный кругозор узбекских школьников;
- приобрести необходимые теоретические знания и аналитические умения для продуктивной работы на занятиях в русле межкультурного диалога;
- развить у узбекских учащихся толерантность и уважительное отношение к культурам России и Китая.



1. Аверинцев С. С. Архетипы // Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / Гл.ред. С. А. Токарев. — М.: Сов. энциклопедия, 1992 — Т.1. А-К. — С. 110—111.
2. Андреев А.Н. Ложь, намек и урок «Сказки о рыбаке и рыбке». - URL-
«Журнал филологических исследований, 2019, № 2» — читать в электронно-библиотечной система Znanium (Дата обращения 11.05.2023). - Режим доступа: свободный доступ
3. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки. М., 1982.
4. Бахтина В.А. Эстетическая функция сказочной фантастики: Наблюдения над русской народной сказкой о животных / В.А. Бахтина. - Саратов: Изд-во Саратов. ун-та, 1972. - 52 с.
5. Беляева Е.В. Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников - URL - Диссертация на тему «Психолого-педагогическое воздействие сказки на формирование этнической идентичности младших школьников», скачать бесплатно автореферат по специальности ВАК РФ 19.00.07 - Педагогическая психология (dissercat.com) (Дата обращения 11.05. 2023). - Режим доступа: свободный доступ
6. Большакова А. Ю. Литературный архетип // Литературная учеба. —
2001. — № 6. - С.171
7. Золотая рыба. Китайская народная сказка - URL-http://www.planetaskazok.ru/kitajskieskz/zolotajarybachinskz
(Дата обращения 11.05.2023) - Режим доступа: свободный доступ
8. Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке». Картины моря. Сайт «Инфоурок» - URL-
Конспект урока литературного чтения " А.С. Пушкин " Сказка о рыбаке и рыбке" Картины моря. (infourok.ru) (Дата обращения 11.05.2023) - Режим доступа: свободный доступ
9. Кулагин Д. Л. Функции русских сказок: философско-культурологический анализ URL https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1683967350&tld=ru&lang=ru&name=issn_199729 (Дата обращения 13.05.2023) - Режим доступа: свободный доступ
10. Меркурьева Т.В. Особенности работы со «Сказкой о рыьаке и рыбке» А.С. Пушкина в опоре на ее литературный источник /Вестник РУДН, серия Психология и педагогика, 2011, № 5. – стр. 205-208 - URL - Особенности работы со «Сказкой о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина в опоре на ее фольклорный источник – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (Дата обращения 11.05.2023 ).- Режим доступа: свободный доступ
11. Пахомова Е.П. Чжан Чжунмей //Сопоставление русской и китайской сказок: сюжет и образы (сюжет о золотой рыбе) / Поволжский педагогический вестник. 2018. Т. 6, № 4(21) – стр. 125-127 - URL- https://cyberleninka.ru/article/n/sopostavlenie-russkih-i-kitayskih-skazok-syuzhet-i-obrazy-syuzhet-o-zolotoy-rybke (Дата обращения 12.12.2022). - Режим доступа: свободный доступ
12. Побратим -узбекская сказка - URL- Побратим - Узбекская сказка (planetaskazok.ru) Дата обращения (11.05.2022). - Режим доступа: свободный доступ
13. Пропп В.Я. Морфология / Исторические корни волшебной сказки - Москва Лабиринт 1998 URL http://lib.ru/CULTURE/PROPP/morfologia.txt_with-big-pictures.html (Дата обращения (11.12.2022). - Режим доступа: свободный доступ
14. Пропп В. Я. Русская сказка. М.: Лабиринт, 2000.- 416 с.
15. Пушкин А.С. Собрание сочинений в 3 томах.Т.1. – Москва: Художественная литература, 1964.
16. Сказка о рыбаке и рыбке А.С. Пушкина Сказка о рыбаке и рыбке — Википедия (wikipedia.org) (Дата обращения 11.05.2023). - Режим доступа: свободный доступ

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ