Сюжет о золотой рыбке в фольклоре и литературе: сравнительный анализ сюжетов на занятиях по чтению в узбекской аудитории (Российский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......3
ГЛАВА 1. СЮЖЕТ О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ В МИРОВОМ ФОЛЬКЛОРЕ И ЛИТЕРАТУРЕ……5
1.1. Особенности сюжета волшебной сказки5
1. 2. Сказка А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и рыбке": мифология, социум, этика…………………8
1.3. Узбекская народная сказка "Побратим": волшебное и социальное в сюжете сказки…13
1.4. Китайская народная сказка "Золотая рыба": мифологический и философский план сюжета… 17
Выводы к первой главе……………………………………………… 21
ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СКАЗОК О ЗОЛОТОЙ РЫБКЕ НА УРОКЕ В УЗБЕКСКОЙ АУДИТОРИИ………………………………... 22
2.1. Уроки по сказкам о золотой рыбке: освоение содержания и этического смысла22
2.2. Общее и особенное: сравнительный анализ сказок о золотой рыбке…33
3. Выводы к второй главе……………… 39
4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………..…40
5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………41
Сказки народов мира играют в современной жизни важную роль. Они необходимы для поддержания традиции и воспитания поколений, поскольку содержат в себе нравственные аксиомы, предлагают систему ценностей для общества и отдельного человека и тем самым служат его социализации. Важным достоинством сказок является их культурно-этнический потенциал, то есть, приобщение человека к историческому опыту разных народов, этнической материальной и духовной культуре. Этим определяется актуальность нашей работы и ее значимость для преподавания русского языка в национальной школе.
Степень изученности материала
Выбранная тема (сравнительный анализ сюжетов трех сказок: русской литературной и народных узбекской и китайской сказок) отличается достаточной степенью оригинальности и самостоятельности в исследовательской и методической разработке материала трех мировых сказок.
Объектом и предметом исследования являются русская литературная «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и узбекская и китайская народные сказки «Побратим» и «Золотая рыба», в которых воплотился международный сказочный сюжет о золотой рыбке, выполняющей желания человека.
Целью работы является аналитическое исследование сказок трех народов, объединенных наличием архетипического сюжета о золотой рыбке
В задачи нашего исследования входит:
- рассмотреть историю возникновения сказки и её основных жанров;
- выявить специфику сюжетообразования волшебной сказки с опорой на теоретические труды известного фольклориста В.Я.Проппа;
- выявить трансформацию международного сказочного сюжета о золотой рыбке в культуре разных народов;
- определить национально-культурное своеобразие сказок и их этический смысл;
- разработать приемы представления и анализа сказок о золотой рыбке на уроке РКИ в узбекской аудитории.
Степень новизны нашего исследования заключается в обращении к сопоставлению литературной и народных сказок, сравнительному анализу их сюжетных особенностей, что позволяет расширить и активизировать поле межкультурного диалога при обучении русскому языку как иностранному, обозначить важные этические смыслы в фольклоре, актуальные и для современного человека.
Методы исследования: анализ, описание, сравнение, обобщение.
Практическая значимость работы. Результаты исследования могут быть использованы для разработки и проведения занятий по чтению и межкультурной коммуникации в национальной аудитории.
Наша выпускная работа была посвящена сравнительному анализу сюжетов о золотой рыбке в сказках народов мира (литературной «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина и в народных узбекской и китайской сказках). Мы исходили из положения, что мировая культура прошла одинаковые ступени развития – от мифа и волшебной сказки к литературе. Проведенное аналитическое исследование структуры сказок позволило нам сделать вывод о том, что международный сказочный сюжет о золотой рыбке, исполняющей желания, мог входить в канву волшебной сказки.
Узбекская и китайская сказки, более ранние по происхождению, сохранили такие сюжетные линии волшебной сказки, как поиски девушки, решение трудных задач, схватки с мифологическими чудовищами.
Персонажи сказок о золотой рыбке также укладываются в состав постоянных героев волшебных сказок: Герой (старик , молодой рыбак, Гуань); Даритель, Волшебный Помощник (Золотая рыба); Вредитель (хан, Царь Желтого моря); Девушка- Искомый персонаж-, которую надо спасти (дочь хана, дочь Гуаня).
Сказка Пушкина содержит в себе черты более поздних социально-бытовых сказок и является художественным высказыванием о соблюдении человеком определенных нравственных принципов ( нестяжания, бескорыстия, благородства).
Разработанная нами система уроков по сказкам о золотой рыбке у разных народов позволяет:
- расширить культурный кругозор узбекских школьников;
- приобрести необходимые теоретические знания и аналитические умения для продуктивной работы на занятиях в русле межкультурного диалога;
- развить у узбекских учащихся толерантность и уважительное отношение к культурам России и Китая.