Введение 3
1. Теоретические и методологические аспекты формирования и оценки систем управления 6
1.1. Понятие управленческой системы и ее элементы 6
1.2. Методы оценки эффективности управленческой системы 14
1.3. Понятие социологического анализа и его роль в процессе оценки эффективности управления предприятием 18
2. Оценка эффективности управленческой системы в российском продуктовом ритейле на примере ООО «Лента» 23
2.1. Общая социально –экономическая характеристика компании 23
2.2. Анализ и оценка эффективности управленческой системы 24
2.3. Оптимизация управленческой системы с целью повышения эффективности деятельности компании 49
2.4. Оценка социально- экономической эффективности предложенной оптимизации 55
Заключение 60
Список литературы 63
Приложение 1- Финансовая отчетность 67
Приложение 2- Горизонтальный и вертикальный анализ активов бухгалтерского баланса за 2018-2020 года 68
Приложение 3 – Горизонтальный и вертикальный анализ пассивов бухгалтерского баланса за 2018-2020 года, тыс. руб. 69
Приложение 4 - Данные исследования по методике «Метафора» 70
Приложение 5 - Анкета для определения уровня удовлетворенности персонала организацией 71
Приложение 6- Сводная таблица результатов исследования 72
В современных условиях мировой экономического кризиса основным моментом для исследования деятельности любой компании, предприятия является ее финансовое положение, в частности вероятность возникновения банкротства компании/предприятия.
На основании получаемой информации о деятельности компании, в основном данная информация исходит из финансовой отчетности, проводится специализированный анализ вероятности возникновения банкротства компании предприятия.
На сегодняшний день в основе экономического развития страны лежит предпринимательская деятельность. Предпринимательство составляет основу формирования бюджета страны путем налоговых платежей и сборов. Предпринимательство имеет высокую социальную значимость - данные субъекты экономической деятельности в стране формируют занятость населения и доходы населения. То есть предприниматели являются основным источником рабочих мест для населения страны. Так же предприниматели оказывают влияние на расходы населения- то есть формируют потребительскую мощь населения страны.
На сегодняшний день существует множество исследований и научных работы в отношении экономического значения и сущности, а также влияния, которое оказывают экономические субъекты предприниматели на формирование экономики. При этом выделяются множественные факторы внешней и внутренней сред, которые оказывают значительное влияние на развитие и становление предпринимателей в той или иной стране. Многие авторы исследований, изучавшие российский и зарубежный опыт, пришли практически к единому мнению, что факторы внешней и внутренней среды во многих исследованиях обозначены идентичные.
Целью, данной выпускной квалификационной работы является проведение оптимизация управленческой системы с целью повышения эффективности деятельности компании на примере ритейлера ООО «Лента».
Задачами выпускной квалификационной работы являются:
1. Исследование понятия и сущности управления организацией;
2. -Изучение эффективности управленческой деятельности организации;
3. -Исследование понятия социологического анализа и его роль в процессе оценки эффективности управления предприятием;
4. -Проведение анализа краткой характеристики компании - ООО «Лента»;
5. -Проведение анализа эффективности управления компании - ООО «Лента»;
6. -Формирование направлений оптимизации управленческой системы с целью повышения эффективности деятельности компании;
7. -Оценка эффективности предложенный мероприятий.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы выступает компания ООО «Лента».
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является процесс управления в компании.
Степень разработанности проблемы: на сегодняшний день выбранной теме исследования посвящены многочисленные труды разных авторов, в частности таких авторов как Богуславский М.М., Вилкова Н.Г., Дроздов-Тихомиров А.А., Дьяконова А.А., Ерпылева Н.А., Канашевский В.А., Кириллова Н.А., Корепанова Н.Б., Кочергина Т.Е., Лебедев С.Н., Кабатова Е.В., Родионов А.А., Розенберг М.Г. и другие.
Методами исследования в выпускной квалификационной работе являются анализ, синтез, финансовый анализ данных, графическое и табличное представление информации. В ходе работы так же были использованы следующие методы для предоставления результатов исследования: монографический, метод системного анализа и синтеза, экономико–статистический, графический.
Информационную основу выпускной квалификационной работы составили учебные и научные материалы, а также сведения, содержащиеся в научных публикациях по исследуемой проблеме.
Структура представленной выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух основных разделов, заключения и списка используемой литературы, написана на 86 страниц
В заключение первой главы работы можно сделать вывод, что коммерческая деятельности является основной функционирования экономического хозяйствующего субъекта – организации. Инициатором коммерческой деятельности является предприниматель. Основная цель коммерческой деятельности заключена в получение прибыли.
Управление организацией, на основании проведённого исследования учебной и научной литературы, представляет собой процесс взаимосвязанных совокупных действий ответственных лиц, которые принимаются в процессе оперативной деятельности.
Эффективность организации представляет собой успешное ее функционирование на рынке, положительную динамику ее финансового результата.
Анализ теоретических подходов к понятиям эффективности и коммерческой деятельности показал, что коммерческая деятельности экономического субъекта представляет собой предпринимательскую деятельность, которая направлена на получение дохода.
Эффективность деятельности коммерческого экономического субъекта заключена в получение положительного финансового результата – то есть дохода.
Так же в рамках исследования теоретических аспектов было выявлено, что на эффективность деятельности предприятия оказывают влияние факторы. Данные факторы подразделяются на внешние и внутренние.
На основании проведенного исследования в данном параграфе работы можно сделать вывод о том, что эффективность деятельности экономического субъекта заключена в его доходности и положительной динамике основных коэффициентов. Оценку эффективности деятельности экономического субъекта рассматривают с нескольких сторон: финансовый анализ, уровень конкурентоспособности и доля рынка.
Вторая глава выпускной квалификационной работы является практической.
Во второй главе работы было проведено аналитическое исследование на примере конкретной компании ООО «Лента».
ООО «Лента» - это компания, функционирующая в сфере общественного питания.
ООО «Лента» является объектом управления в виде системы – совокупности разных направлений деятельности и функционирования: оперативная деятельность, кадры, финансы и пр.
Исследование системы управления в ООО «Лента» было проведено с помощью наиболее распространенной методике- опроса персонала на предмет выявления стиля и метода управления. Данный опрос показал, что руководители ООО «Лента» осуществляют контроль за деятельностью организации максимально возможно, но при этом их взаимодействие с подчиненными является недостаточным.
Оценка эффективности управления компанией выражается в основном через финансовые показатели финансового результата деятельности ООО «Лента». Анализ финансовых результатов показал, что они имеют отрицательные динамики, что является показателем снижения эффективности управления.
Системный анализ компании ООО «Лента» проводился по ее основным элементам: сотрудники, ресурсы, финансовые потоки, основные средства, готовая продукция.
Таким образом, можно сделать вывод, что процесс управления ООО «Лента» не является достаточно эффективным.
В рамках данной главы на основании анализа деятельности компании были предложены рекомендации по совершенствованию системы оплаты труда:
- первой рекомендацией является совершенствование материальной стороны системы мотивации и стимулирования труда – заработной платы. В рамках данной рекомендации была предложена тарифная сетка по оплате труда работников компании, которая будет способствовать присвоению разрядов сотрудников (то есть повышению их квалификации) и соответственно повышать уровень заработной платы;
- второй рекомендацией является формирование нематериальной стороны стимулирования работы персонала – социального пакета;
- третьей рекомендацией выступает внедрение системы коучинга- проведения тренингов в компании для персонала;
- четвертой рекомендацией является внедрение льготного обеспечения работников компании на предоставление кредитов на жилье.
Предложенные рекомендации в рамках третье главы выпускной квалификационной работы являются эффективными.
Проведенный анализ эффективности предлагаемых рекомендаций показал, что основные показатели эффективности деятельности исследуемой компании ООО «Лента» вырастут:
- рентабельность по валовой прибыли увеличится на 7,1%
- производительность труда вырастет на 121,6 тыс. руб.
1. Трудовой Кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 24.04.2020) Статья 195.1 Понятие профессионального стандарта работника и его квалификации. [Электронный ресурс]. URL.:http://www.consultant.ru/ (дата обращения 24.05.2021)
2. Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании» от 03.12.2012 № 236-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. URL.:http://www.consultant.ru/(дата обращения 24.05.2021)
3.
4. Абрамов В.С., Абрамов С.В. Стратегический менеджмент. В 2 ч. Часть 1. Сущность и содержание: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / В. С. Абрамов, С. В. Абрамов. — М.: Юрайт, 2017. — 270 с.
5. Абдуллаева С. Г. Методические подходы к разработке стратегии развития организации / С. Г. Абдуллева – М.: Молодой ученый. – 2018. – №. 33. – С. 34-38.
6. Архипова Н.И. Управление персоналом организации. Краткий курс для бакалавров: учебное пособие / Н.И. Архипова, О.Л. Седова. - М.: Проспект.- 2016 г. - 224 c
7. Александрова, А.В., Курашова, С.А. Стратегический менеджмент: учебное пособие / А.В. Александрова, С.А. Курашова. - М.: НИЦ ИНФРА-М.- 2016 г. - 320 c.
8. Абрютина М. С. Экономика предприятия: учебное пособие / М.С. Абрютина. - М.: Дело и сервис.-2017 г. - 528 c.
9. Богданова Л. В. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА РАСЧЕТОВ ПО НАЛОГУ НА ПРИБЫЛЬ ОРГАНИЗАЦИЙ / Л. В. Богданова – М. : Хроноэкономика. – 2018. – №. 2 (10).
10. Базаров Т.Ю. Управление персоналом. Практикум: учебное пособие /Т.Ю. Базаров. - М.: ЮНИТИ.- 2014 г. - 239 c.
11. Балдин И.В. Менеджмент: учебное пособие /И. В. Балдин, Г. Е. Ясников. – Минск: БГЭУ.-2017 г. – 305 с.
12. Баринов В. А. Теория менеджмента: учебное пособие /В.А. Баринов. - М.: НИЦ ИНФРА-М.- 2017 г. - 207 с.
13. Баронин, С.А. Основы менеджмента, планирования и контроллинга в недвижимости: Учебное пособие / С.А. Баронин. – М.: НИЦ ИНФРА– М, 2016. – 160 c
14. Белова Л. А.. Роль малого и среднего предпринимательства в экономической безопасности региона / Л. А. Абрютина – М. : Вопросы современной науки.-2019. - С. 28-32
15. Бубнова А. Ю. Достоинства и недостатки интервьюирования в социологических исследованиях / А.Ю. Бубнова – М. : Научный журнал Дискурс. – 2018. – №. 12. – С. 192-198.
16. Бурыкин А. Д., Процесс формирования системы ключевых показателей эффективности организации / А. Д., Бурыкин - М. : Экономика и управление: проблемы, решения. – 2018. – Т. 1. – №. 12. – С. 69-77.
17. Бухалков М.И. Организация производства и управление предприятием: учебное пособие /М.И. Бухалков. - М.: ИНФРА-М.- 2018 г. - 506 c.
18. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебное пособие /В.Р. Веснин. - М.: Проспект.- 2016 г. - 320 c.
19. Воропаев, С. Н. Менеджмент: учебное пособие / С. Н. Воропаев, В. Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: КолосС, 2017. – 246 с.
20. Вилкина А. Л. Эконометрический анализ финансовых результатов деятельности ООО «ЛЕНТА» / А. Л. Вилкина - М.: Актуальные проблемы науки в студенческих исследованиях. – 2020. – С. 269-273.
21. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебное пособие /О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Гардарика.- 2017 г. - 256 с.
22. Гусаров Ю.В., Гусарова Л.Ф. Теория менеджмента: учебное пособие /Ю.В. Гусоров, Л.Ф. Гусарова. - М.: НИЦ Инфра-М.- 2016 г. - 263 с.
23. Гончаров В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск: Современная школа.- 2016 г. – 635 с.
24. Глухов В. В. Менеджмент: для экономических специальностей: учебное пособие / В. В. Глухов.- М.: Питер Пресс.- 2017 г. - 600 с.
25. Герасимов К. Б. Механизм построения системы управления процессом организации / К. Б. Герасимов М.: Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета им. академика СП Королёва (национального исследовательского университета). – 2012. – №. 6 (37).
26. Громов В. В. Особенности функционирования системы стратегического планирования организации для достижения ее экономической безопасности / В. В. Громов- СПБ.: Петербургский экономический журнал. – 2019. – №. 1.
27. Гончаров, В. И. Менеджмент: учебное пособие / В. И. Гончаров. – Минск : Современная школа, 2016. – 635 с.
28.
29. Дейнека А.В. Управление персоналом организации: учебное пособие /А.В. Дейнека. - М.: Дашков и К.- 2017 г. - 288 c.
30. Дмитриев В. Ю.. Анкета-опросник социально-психологического исследования подростков / В. Ю.. Дмитриев М.: Коррекционно-педагогическое образование. – 2017. – №. 4. – С. 49-64.
31. Далие О. Д. Анализ финансовой устойчивости предприятия (НА ПРИМЕРЕ ООО «ЛЕНТА») / О. Д Далие. - European Scientific Conference. – 2020. – С. 102-105.
32. Должикова В. С. Социальный пакет как инструмент мотивации сотрудников организации / В.С. Должников-М.: Сборники конференций НИЦ Социосфера. – Vedecko vydavatelske centrum Sociosfera-CZ sro, 2017. – №. 5. – С. 23-26.
33. Евтихов О.В. Управление персоналом организации: учебное пособие /О.В. Евтихов. - М: Инфа-М.- 2017 г.- 128 с.
34. Егоршин, А.П. Основы менеджмента: Учебник для вузов / А.П. Егоршин. – Н.Новг.: НИМБ, 2018. – 320 c
35. Желябов Г. А.. Регламентация бизнес-процесса управления рисками компании / Г. А. Желябов М.: Аллея науки. – 2018. – Т. 3. – №. 1. – С. 564-571.
36. Железняк В. Е.. Общий финансовый анализ организации / В. Е. Железняк - М.: Актуальные вопросы современной экономики. – 2019. – №. 5. – С. 282-288.
37. Ильясов Ф. Н. Репрезентативность результатов опроса в маркетинговом исследовании / Ф. Н. Ильясов - М.: Социологические исследования. – 2011. – №. 3. – С. 112-116.
38. Коротков Э.М. Основы менеджмента: учебное пособие для студентов вузов / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, М.А. Чернышова и др.; под ред. И.Ю. Солдатовой, М.А. Чернышева. – 2-изд. – М.:Дашков и К.- 2017 г. – 272 с.
39. Круглова Н. Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н. Ю. Круглова. – Москва: КноРус.- 2018 г. – 499 с.
40. Крымов С. М. Концептуальные основы и тенденции трансформаций реляционных отношений современных предприятий на различных этапах развития / С. М. Крымов–М.:Российское предпринимательство. – 2017. – Т. 18. – №. 22.
41. Карпов А. В. Технологии управления развитием персонала: учебное пособие /А.В. Карпов, Н.В. Клюева. - М.: Проспект.-2017 г. - 416 c.
42. Киеня Е. А., Окрут К. С. Оплата труда на основе тарифной сетки, разработанной в организа-ции и комиссионной системы / Е. А. Киеня К. С. Окрут М.: Развитие регионального АПК и сельских территорий: современные проблемы и перспективы. – 2020. – С. 291-293
43. Логутнова М. Н.,. Оценка финансового состояния организации / М.Н. Логутнова - М.:Современные проблемы финансового регулирования и учета в агропромышленном комплексе. – 2018. – С. 374-379.
44. Соломанидина, Т.О. Организационная культура компании / Т.О.Соломанидина – М.: ИНФРА-М, 2018. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=213130
45. Савенкова Н. С.. Совершенствование коммерческой деятельности предприятия / Н.С. Савенкова М.: Проблемы и перспективы развития инновационного предпринимательства. – 2017. – С. 115-118.
46. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг: учебное пособие / И.М. Лифиц. - М.: Юрайт.-2017 г. - 438 c.
47. Мазурин Э.Б. Экономика, организация и управление предприятием: учебное пособие /Э.Б. Мазурин. - М.: Academia.- 2019 г. - 253 c.
48. Макарьева Р.С. Управленческий балансовый отчет как средство повышения информативности бухгалтерского баланса / Р.С. Макарьева - М.: Устойчивого развития. – 2019. – №. 4. – С. 224.
49. Мескон М.Х. Основы менеджмента: учебное пособие /М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Вильямс.- 2016 г . - 672 c.
50. Мишурова И. В. Управление мотивацией персонала: учебное пособие /И.В. Мишурова. - М.: Феникс, МарТ.-2018 г. - 272 c.
51. Портер Майкл Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей и конкурентов: учебное пособие / Майкл Портер. - М.: Альпина Паблишер.- 2018 г. - 456 c.
52. Поршнев А.Г., Румянцева З.П., Саломатин Н.А. Управление организацией: учебное пособие /А.Г. Поршнев, З.П. Румянцева, Н.А. Саломатин. - М.: ИНФРА-М.- 2016 г.- 324с.
53. Петров А. М. Преимущества и недостатки коэффициентного анализа / А.М. Петров М.:Экономические науки. – 2020. – №. 182. – С. 144
54. Руденко А. М. Управление персоналом: учебное пособие /А.М. Руденко, В.В. Котлярова. - М.: Феникс.- 2017 г. - 416 c.
55. Туровец О.Г. Организация производства и управление предприятием: учебное пособие /О.Г. Туровец, М.И. Бухалков, Ю.П. Анисимов. - М.: Инфра-М.-2019 г. - 544 c.
56. Тарасова Т. М. Мониторинг финансового состояния ООО «Лента» и ООО «Ашан» посредствам анализа финансовой отчетности организаций / Т. М. Тарасова - М.: Учетно-аналитические инструменты исследования экономики региона. – 2020. – С. 560-568.
57. Соклакова И. В.. Факторы эффективности производственной деятельности организации / И. В. Соклакова–М.: Актуальные проблемы развития экономики в современных условиях. – 2018. – С. 419-423.
58. Ученов А. А.. Структуризация факторов, определяющих конкурентоспособность организации / А. А. Ученов М.: Экономика и управление: проблемы, решения. – 2019. – Т. 7. – №. 3. – С. 29-34.
59. Фатхутдинов Р. А. Глобальная конкурентоспособность. На стол современному руководителю: учебное пособие / Р.А. Фатхутдинов. - М.: Стандарты и качество.-2016 г. - 464 c.
60. Чернявская С. А. Учет и анализ финансовых результатов / С. А. Чернявская М.:Естественно-гуманитарные исследования. – 2020. – №. 1
61. Хафизов Д. Ф., Сущность и значение предпринимательства / Д. Ф. Хафизов –М.: Наука в современном информационном обществе. – 2018. – С. 118-120.
62. Шеремет А. Д. Анализ и аудит показателей устойчивого развития предприятия / А. Д Шеремет М.: Аудит и финансовый анализ. – 2017. – №. 1. – С. 154-161.
63. Томпсон А.А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии : учебник для вузов / А.А.Томпсон, Дж. А. Стрикленд ; пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - Москва: Банки и биржи; ЮНИТИ.- 2017 г. - 576 с., С.135 [Электронный ресурс]. URL.: https://new.znanium.com/catalog/product/1027299 (дата обращения 24.05.2021)
64. Экономика и управление: сборник научных трудов. Ч. 1 / Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика. - СПб: Издательство СПбГЭУ, 2014. - 177 с. [Электронный ресурс]. URL.: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=535320 (дата обращения 24.05.2021)
65. Эмиралиева Е. Р., Необходимость оценки финансового состояния организации / Е. Р. Эмиралиева М.:Вектор экономики. – 2018. – №. 10. – С. 81
66. Никишина А.Ю. Статья «Корпоративная культура-инструмент роста компании». [Электронный ресурс]. URL.: http://sci-article.ru (дата обращения 24.05.2021)
67. Методикa измерения профессионального уровня персонала [Электронный ресурс]. URL.: http://www.top-personal.ru/(дата обращения 24.05.2021)
68. Официальный сайт ООО «Лента» [Электронный ресурс]. URL.: https://lenta.com/ (дата обращения 24.05.2021)