Введение 3
Глава 1 Теоретические основы управления денежными потоками 5
1.1 Денежные потоки: сущность, характеристика 5
1.2 Управление денежными потоками в системе управления финансами предприятия 10
1.3 Особенности развития ритейла в России и мире и его влияние на денежные потоки 18
Выводы по главе 1 28
Глава 2 Этапы управления денежными потоками предприятия 30
2.1 Оптимизация денежных потоков предприятия 30
2.2 Планирование и контроль денежных потоков предприятия 35
2.3 Оценка и анализ денежных потоков предприятия 38
Выводы по главе 2 39
Глава 3 Общая характеристика компании ООО «Лента» 41
3.1 Положение Компании на рынке ритейла 41
3.2 Взаимодействие Компании с внешней средой 42
3.3 Анализ финансового состояния Компании 48
Выводы по главе 3 53
Глава 4 Управление денежными потоками в компании ООО «Лента» 55
4.1 Анализ и оценка движения денежных средств на основе бухгалтерской отчетности 55
4.2 Организация процесса управления денежными потоками в Компании 60
4.3 Этапы и методы управления денежными потоками в Компании 63
4.4 Рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками в Компании 68
Выводы по главе 4 79
Заключение 81
Список использованных источников 83
Приложения 86
Понятия «прибыль» и «денежный поток» не являются синонимами: предприятие может быть прибыльным, но не способным расплатиться по своим текущим обязательствам, и наоборот, убыточным, но являться в то же время платежеспособным. Такое расхождение понятий обуславливает необходимость анализа финансового состояния предприятия не только на основе показателей, увязанных на прибыли. В условиях экономической нестабильности способность предприятия контролировать потоки наличных и безналичных средств может послужить ему хорошим «запасом прочности», сделав его устойчивым к неблагоприятным переменам.
Актуальность управления денежными потоками состоит в том, что они обслуживают все аспекты деятельности предприятия, определяя его платежеспособность, потребность в заемном капитале, ритмичность производственного процесса и генерирование дополнительной прибыли. Предприятие, генерирующее все увеличивающиеся по размеру денежные потоки, при прочих равных условиях, характеризуется меньшими рисками в части вложений и отдачи на вложенный капитал. Именно поэтому управление денежными потоками является важной составной частью финансового менеджмента на предприятии, а эффективность работы последнего во многом определяется эффективностью организации системы управления ими, которая создается с целью обеспечения финансовой устойчивости, более рационального управления имуществом и источниками его формирования и снижения затрат на финансирование деятельности предприятия.
Отраслевые особенности оказывают влияние на систему управления денежными потоками. Торговля как основной канал сбыта произведенных товаров играет немаловажную роль в развитии всей экономики: бесперебойность ее работы сказывается на степени удовлетворения потребностей всего населения, а на ее бесперебойность, в свою очередь, влияет то, насколько денежные потоки стабилизированы и синхронизированы во времени.
Вместе с тем, хотя управлению денежными потоками посвящено немало работ, все они не раскрывают тот или иной важный теоретический аспект и зачастую просто дублируют друг друга.
Поэтому цель данной работы состояла в том, чтобы исследовать основные подходы к управлению денежными потоками и обозначить его особенности в применении к предприятию розничной торговли.
Реализация данной цели потребовала решить следующие исследовательские задачи:
1. Изучить теоретические подходы к определению понятий «денежный поток» и «управление денежными потоками»;
2. Обозначить место и роль управления денежными потоками в общей системе управления финансами предприятия;
3. Проанализировать этапы управления денежными потоками, выделив основные показатели и проблемы на каждом из них;
4. Выявить ключевые аспекты в сфере ритейла, которые сказываются на формировании и использовании денежных потоков;
5. Исследовать систему управления денежными потоками ООО «Лента» и выявить существующие проблемы;
6. Разработать рекомендации по совершенствованию управления денежными потоками ООО «Лента».
Объект исследования - компании сектора розничной торговли (ритейл), в частности - ООО «Лента». Предметом исследования является организация системы управления денежными потоками компании в условиях усиливающейся конкуренции.
Теоретической основой работы явились труды отечественных и зарубежных специалистов в сфере финансового менеджмента, позволившие наиболее полно и всесторонне раскрыть выбранную тему, - работа Бойко И.П. «Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства», Бланка И.А. «Управление финансовой стабилизацией предприятия», Тимофеевой Т.В. «Анализ денежных потоков предприятия», Ковалева В.В. «Финансовый менеджмент: теория и практика».
Реализация указанной цели и задач обусловила структуру и логику работы. Работа представлена в четырех главах, что позволяет более полно раскрыть тему данного исследования. Первая глава посвящена теоретическим вопросам, касающимся сущности денежного потока, роли и значению эффективного управления денежными потоками, а также особенностям взаимоотношений торгового предприятия с контрагентами, сказывающимся на его денежных потоках. Во второй главе раскрываются вопросы, связанные с планированием, оптимизацией, анализом денежных потоков и контролем над ними. В третьей и четвертой главах проведен анализ финансового состояния компании ООО «Лента», изучена ее система управления денежными потоками и разработаны рекомендации по совершенствованию последней.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что цели и задачи данного исследования были реализованы и на их основе можно сделать следующий ряд заключений.
По итогам анализа теоретических подходов как отечественных, так и зарубежных экономистов, мы пришли к выводу, что денежный поток следует трактовать не с бухгалтерской точки зрения как статичный остаток денежных средств, а с экономической точки зрения, которая заложена в самом термине «поток», т.е. как движение денежных средств, ограниченное некоторым интервалом времени. При этом можно трактовать понятие «денежный поток» как в узком, так и широком смысле. Аналогично, рассматривая понятие «управление денежными потоками», мы сделали вывод о том, что необходимо исходить из двух составляющих частей этого понятия: «управление» (процесс воздействия субъекта на объект с некоторой целью) и «денежный поток» (движение денежных средств). Поэтому сформулированное нами определение данного термина звучит как: совокупность управляющей, управляемой системы, приемов, методов и факторов внутренней и внешней среды, цель взаимодействия которых сводится к наиболее эффективному использования финансовых ресурсов в интересах собственников предприятия.
Этапы управления денежными потоками, выделенные нами на основе анализа существующей экономической литературы по данной теме, можно определить следующим образом: планирование денежных потоков по видам деятельности и по предприятию в целом - оптимизация денежных потоков - исполнение всех операций, опосредованных движением денежных средств - учет денежных средств и операций с ними - обеспечение контроля за денежными потоками - анализ денежных потоков и корректировки на предстоящий период. Таким образом, цикл управления повторяется от периода к периоду, а информационным обеспечением такого управления служит бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, Главная книга бухгалтера, служебные записки, аналитические справки.
На каждом из этапов управления денежными потоками возникает ряд проблем, которые связаны, во-первых, с достоверностью и “правильностью” разделения денежных потоков по их видам в отчете о движении денежных средств, во-вторых, с сопоставлением прибыли, которая отражает результаты деятельности предприятия на конкретную дату, и денежного потока, который отражает реальное движение денежных средств (а не статичное положение), в-третьих, с многообразием факторов, в т.ч. в сфере торговли, которые могут быть слабо прогнозируемы, а поэтому сделать планирование денежных потоков неточным, и, в- четвертых, с несвоевременностью и неточностью поступающей от разных экономических служб информации, необходимой для планирования.
Анализ отношений торгового предприятия с его контрагентами позволил нам прийти к выводу, что во взаимоотношениях с поставщиками крупный сетевой ритейл имеет значительную власть, поэтому может устанавливать дополнительные договорные условия, которые будут невыгодны поставщикам. Во взаимоотношениях с государством на денежные потоки предприятия, в первую очередь, влияет выбранная им система налогообложения, и для небольших торговых предприятий выгодным становится использование специальных режимов налогообложения, а во взаимоотношениях с кредитными организациями преобладает краткосрочное кредитование, так как оно может с высокой вероятностью возврата быть обеспечено ликвидными товарными запасами.
В практической части работы мы проанализировали финансовое состояние компании ООО «Лента», определили особенности ее взаимоотношений с контрагентами, влияющие на движение денежных средств, а также рассмотрели организацию процесса управления денежными потоками в Компании и сделали ряд рекомендаций, позволяющих усовершенствовать этот процесс.
В первую очередь рекомендации касаются улучшения финансового состояния Компании, в частности ее финансовой устойчивости и ликвидности, так как в сравнении с показателями по отрасли и по основным конкурентам наблюдается их некоторое отставание. Предложено пересмотреть структуру пассивов Компании с целью увеличения доли собственного капитала для финансирования долгосрочных активов.
Во-вторых, проблемы возникают с самой организацией процесса управления денежными потоками в Компании: планы поступлений и платежей формируются на основе временных рядов, аналитических показателей, а ответственность за отклонение от таким образом рассчитанных плановых показателей несет ГКДДС. Предложено построение финансовой структуры с распределением отделов по ЦФО и формированием показателей, за которые они будут ответственны. Это позволит формировать БДДС «децентрализованно» с участием каждого ЦФО, которые, в итоге, будут отвечать за отклонение фактических показателей от плановых, так как именно под их непосредственным влиянием будут находиться эти показатели. Также, рекомендуется пересмотреть организационную структуру в части отделов финансового управления с целью сокращения нагрузки на руководителей и исключения звеньев, непосредственно не относящихся к финансовой деятельности Компании.
Наконец, был сделан ряд рекомендаций относительно применения нескольких вариантов просчета показателей, закладываемых в бюджет, для учета меняющейся внешней среды, использования базовых моделей оптимизации остатка денежных средств для повышения доходности от их краткосрочного вложения, а также расчета ряда показателей на этапе анализа денежных потоков Компании.
Нормативно-правовые акты:
1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117- ФЗ (ред. от 27.11.2017)
2. Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» // Федеральное собрание Российской Федерации. - 2009. - Ст. 9.
3. Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы // Правительство Санкт-Петербурга. - 2012.
4. Письмо Банка России от 04.10.1993 N 18 (ред. от 26.02.1996) "Об утверждении "Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации" // Банк России. - 1993.
Монографии, учебники, учебные пособия:
1. Балабанов, И.Т. Финансовый менеджмент: учебник. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 655 с.
2. Бернстайн, Л.А. Анализ финансовой отчетности: теория, практика и интерпретация / Л. А. Бернстайн - М.: Финансы и статистика, 1996. - 623 с.
3. Бланк, И.А. Управление финансовой стабилизацией предприятия / И.А. Бланк. - К.: Ника- Центр, Эльга, 2003. - 485 с.
4. Бойко, И.П. Лекции по курсу «Экономика предприятия и предпринимательства». Лекция 7 «Доходы предприятия» / И. П. Бойко. - СПб.: Издательский центр экономического факультета СПбГУ, 2016. - 41 с.
5. Бочаров, В.В. Управление денежным оборотом предприятий и корпораций / В. В. Бочаров. - М.: Финансы и статистика, 2001. - 144 с.
6. Брейли, Р. Принципы корпоративных финансов: пер. с англ. Н. Барышниковой / Р. Брейли, С. Майерс - М.: ЗАО «Одимп-Бизнес», 2012. - 977с.
7. Бригхем, Ю. Финансовый менеджмент: полный курс. В 2 т. Т. 2. / Ю. Бригхем, Л. Гаспенски. - СПб.: Экономическая школа, 1997. - 669 с.
8. Ван Хорн, Дж.К. Основы управления финансами: пер. с англ. / Дж. К. Ван Хорн. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 800 с.
9. Виханский, О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - М.: Экономистъ, 2005. С. 35 Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: учебник. / И.Т. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 1994. - 224 с.
10. Володин, А.А. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник. / А.А. Володин. • М.: ИНФРА-М, 2012. - 363 с.
11. Гапоненко, А.Л. Теория управления: учебник для бакалавров / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 342 с.
...