Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика развития творческих способностей с помощью аппликации у детей дошкольного возраста

Работа №132787

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы39
Год сдачи2023
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
98
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. Особенности развития творческих способностей дошкольников 6
1.2. Роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста 10
ГЛАВА II. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АППЛИКАЦИИ В КАЧЕСТВЕ СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ 16
2.1. Аппликация, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста 16
2.2. Нетрадиционные техники аппликации и их многообразие 22
2.3. Научные подходы к возможности использования аппликации для творческого развития дошкольников 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

В современном мире одной из главных ценностей является формирование творческого, свободно мыслящего, высококультурного человека. И это развитие должно начаться в первые дни жизни ребёнка. Для того, чтобы дети имели целостную картину мира, необходимо постепенно создавать эту картину, начиная с детского сада.
Актуальность исследования обусловливается тем, что обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся ситуации в нашем постоянно меняющемся мире. Изучение возможностей развития творческих способностей на разных этапах онтогенеза является чрезвычайно актуальным, как для психологической науки, так и для педагогической практики. Специфика занятий изобразительным творчеством даёт широкие возможности для познания прекрасного, для развития у детей эмоционально-эстетического отношения к действительности. Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих личностных качеств личности, её психических и эстетических возможностей.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях организованной образовательной деятельности.
Предмет исследования: занятия аппликацией как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
Цель работы – изучить методику развития творческих способностей с помощью аппликации у детей дошкольного возраста.
Гипотеза исследования данной темы базируется на предположении о том, что процесс развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях аппликацией будет наиболее эффективным при создании следующих условий:
- организация целенаправленной работы;
- учёт индивидуальных особенностей каждого ребёнка;
- обучение, в процессе которого формируются знания, способы действия, способности, позволяющие ребёнку реализовывать свой замысел.
Задачи работы:
1) Изучить педагогическую литературу по теме иссследования;
2) Рассмотреть и проанализировать особенности развития творческих способностей дошкольников;
3) Изучить роль организованной образовательной деятельности в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста;
4) Рассмотреть аппликацию как средство развития творческих способностей дошкольников;
5) Проанализировать занятия по аппликации в дошкольных группах.
Теоретическая значимость работы заключается в рассмотрении понятий аппликация и творческие способности, в изучении теоретических подходов педагогов и специалистов по дошкольному образованию.
Много таланта, ума и энергии вложили в разработку педагогических проблем, связанных с творческим развитием личности, в первую очередь личности ребёнка, выдающиеся педагоги 20-х и 30-х годов: А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Б. Л. Яворский, Б. В. Асафьев, Н. Я. Брюсова. Опираясь на их опыт, обогащённый полувековым развитием науки об обучении и воспитании детей, лучшие педагоги во главе со «старейшинами» - В. Н. Шацкой, Н. Л. Гродзенской, М. А. Румер, Г. Л. Рошалем, Н. И. Сац продолжали и продолжают теоретически и практически развивать принцип творческого развития детей.
В работах Запорожца А. В., Давыдова В. В., Поддъякова Н. Н. установлено, что дошкольники способны в процессе предметной чувственной деятельности, в том числе и аппликации, выделять существенные свойства предметов и явлений, устанавливать связи между отдельными предметами и явлениями и отражать их в образной форме. Этот процесс особенно заметен в различных видах практической деятельности: формируются обобщённые способы анализа, синтеза, сравнения и сопоставления, развивается умение самостоятельно находить способы решения творческих задач, умение планировать свою деятельность.
Практическая значимость определяется возможностью использования аппликации из нетрадиционных материалов в образовательных учреждениях для развития творческих способностей дошкольников. Выявление положительных и отрицательных сторон способствует разработке рекомендаций по данной проблеме, которые могут быть использованы в работе воспитателей и учителей начальных классов.
Структура курсовой работы включает введение, 2 главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Творчество рассматривается учёными как человеческая деятельность высшего уровня по познанию и преобразованию окружающего природного и социального мира. Интерес к изобразительной деятельности детей обусловливается его важностью для развития личности ребёнка, и с годами потребность в ней не ослабевает, а всё более увеличивается.
Аппликация имеет свои возможности в отображении впечатлений ребёнка об окружающем мире. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезают и наклеивают. Аппликация простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях (при изготовлении наглядных пособий, пособий к различным играм, игрушек, флажков, сувениров к праздничным датам, оформление стенгазет, выставок, помещений детского сада), но и в создании картин, орнаментов и т. д.
В последнее время в детских садах стали практиковаться занятия занимательного характера, в которых аппликативной техникой является техника коллажа, которая заключается в том, что в изображении сочетаются различные по фактуре материалы. Эта техника может сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и всё это делается для создания неповторимого художественного образа.
Занятия аппликацией в технике коллажа или близкой к нему, как правило, носят интегрированный характер, так как воспитатель знакомит с новой техникой, демонстрирует её возможности, обучает детей техническим приёмам. Проведённое по данной теме исследование выявило следующее: дети с интересом занимаются, добиваясь при этом качественного конечного результата, если воспитатель применяет разный занимательный материал.



1. Аникина, А. П. Творческая деятельность как основа формирования способностей у детей дошкольного возраста / А. П. Аникина. - Краснодар, 2018. – С. 23-26.
2. Аникина, Н. А. Формирование любознательности дошкольников через организацию изобразительной деятельности в детском саду / Н. А. Аникина, Е. А. Мезенцева, А. А. Федченко.- Символ науки, 2019. – Т. 2, № 4. – С. 115-117.
3. Батова, И.С. Изобразительная деятельность. Рисование, лепка, аппликация. Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности с детьми 5-6 лет. Весна. Дидактические карты. ФГОС ДО / И. С. Батова. - М.: Учитель, 2018. - 610 c.
4. Гавриленко, А. А. Особенности проявления творческого воображения детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования / А. А. Гавриленко, Н. А. Шинкарёва. - Азимут науч. исслед.: педагогика и психология, 2018. – Т. 7, № 4 (25). – С. 2-8.
5. Григорьева, Г. Г. Изобразительная деятельность дошкольников / Г. Г. Григорьева. - М.: Академия, 2018. - 272 c.
6. Доронова, Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников / Т. Н. Доронова. - М.:Просвещение, Росмэн, 2021. - 192 c.
7. Запорожец, А. В. Дети и музыка / А. В. Запорожец. - Дошкольное образование, 2016. – С. 5-6.
8. Земцова, М. Аппликация из бумаги. Орнаменты, фигурки и сюжеты. Творческое, логическое и речевое развитие / М. Земцова. - М.: Феникс, 2018. - 443 c.
9. Исаева, В. Современные подходы к формированию изобразительных умений в аппликации у детей старшего дошкольного возраста [Электронный ресурс] / В. Исаева. – 2022. Режим доступа: https://www.maam.ru/detskijsad/sovremenye-podhody-k-formirovaniyu-izobrazitelnyh-umenii-v-aplikaci-u-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta-v-pedagogich.html (дата обращения: 12.02.2023).
10. Казакова, Т. Г. Изобразительная деятельность младших дошкольников / Т. Г. Казакова. - М.: Просвещение, 2019. - 176 c.
11. Казакова, Т. Г. Развитие у дошкольников творчества / Т. Г.Казакова. - М., Просвещение, 2014. -192с.
12. Коваленко, З. Д. Умелые пальчики. Сложные модели / З. Д. Коваленко. - М.: Экзамен, 2018. - 219 c.
13. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации / Т. С. Комарова. - Москва: Наука, 2018. - 200 c.
14. Крамаренко, Н. Н. Аппликация как средство развития творческих способностей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Крамаренко. - Интерактивная наука, 2018. – № 6 (28). – С. 21-23.
15. Красичкова, А. Г. Аппликация / А. Г. Красичкова. - М.: Рипол Классик, 2021. - 335 c.
16. Кушнир, Г. В. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество / Г. В. Кушнир. - М.: Сфера, 2020. - 286 c.
17. Лукьянова, Н. В. Аппликация как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраст. Инновационные подходы в современной науке : cб. ст. по материалам XI междунар. науч.-практ. конф. / Н. В. Лукьянова. – М., 2019. – С. 53-56.
18. Лыкова, И. А. Аппликация из бумаги. Насекомые. 5-8 лет / И. А. Лыкова. - М.: Карапуз, 2021. - 652 c.
19. Малышева, А. Н. Аппликация в детском саду. В помощь воспитателям и родителям / А. Н. Малышева, Н. В. Ермолаева. - М.: Академия Развития, Академия Холдинг, 2018. - 144 c.
20. Нгибина, М. И. Аппликация из бумаги / М. И. Нгибина. - М.: Академия развития, 2018. - 476 c.
21. Петрова, Т. И. Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей дошкольника / Т. И. Петрова. - Современный педагогический взгляд. – 2018. – № 9. – С. 60-63.
22. Петрушина, С. В. Образовательные и развивающие возможности аппликации / С. В. Петрушина. - Начальная школа. - 2018. - № 5. - С. 36-39.
23. Поддъяков, Н. Н. Новый подход к развитию творчества дошкольников / Н. Н. Поддъяков. - М.: Издательский дом Книга, 2015. – 253с.
24. Потапова, Е. В. Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ / Е. В. Потапова. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 975 c.
25. Пояскова, О. А. Изобразительная деятельность в развитии творческих способностей / О. А. Пояскова, С. А. Дьяченко – Энгельс, 2021. – С. 168-170.
26. Репина, Т. А. Аппликация соломкой / Т. А. Репина. - М.: Беларусь, 2020. - 132 c.
27. Румянцева, Е. Аппликация. Простые поделки / Е. Румянцева. - М.: Айрис-пресс, 2018. - 144 c.
28. Сакулина, Н. П. Рисование в дошкольном возрасте / Н. П. Сакулина. – Издательство: Просвещение, 1968. – 215 с.
29. Соломенникова О. А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным искусством / О. А. Соломенникова. – Издательство: Мозаика-Синтез, 2011. – 168 с.
30. Теплинская, О. А. Аппликация и коллаж / О. А. Теплинская. - М.: Академия развития, 2018. - 261 c.
31. Филиппова, Н. Г. Конструирование из бумаги как средство развития творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста / Н. Г. Филиппова, Л. Л. Ильина. Москва – 2018. – С. 237-239.
32. Шилкова, Е. А. Аппликация / Е. А. Шилкова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 264 c.
33. Шаронова, В. А. Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности. Природные и социальные экосистемы : сб. материалов всерос. науч.-практ. конф. / В. А. Шаронова. - Чебоксары, 2019. – С. 155-169.
34. Шаронова, В. А. Характеристика экспериментальных занятий по развитию творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности / В. А. Шаронова. - Развитие и актуальные вопросы современной науки, 2019. – № 5 (24). – С. 20-26.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ