ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ СИРОТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ 7
1.1 Теоретические и нормативно-правовые основы, регулирующие систему социального сопровождения выпускников детских домов 7
1.2 Гендерный аспект в адаптации выпускников детских домов 22
1.3 Российский и зарубежный опыт постинтернатного сопровождения 29
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ВЫПУСКНИКАМИ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ ДЕТЕЙ СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ 36
2.1 Программа прикладного исследования на тему «Адаптация выпускников организаций для детей-сирот к условиям самостоятельного проживания» 36
2.2 Опыт организации сопровождения выпускников детских домов по данным эмпирического исследования 41
2.3 Изучение мнения о работе с выпускниками детских домов среди клиентов и специалистов СПб ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района» и Благотворительного Фонда «Рауль.» 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 68
ПРИЛОЖЕНИЕ 74
В современной России все более актуальной становится проблема систематизирования и улучшения системы оказания поддержки выпускникам учреждений для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которая обеспечивает их успешную интеграцию в общество.
Стоит отметить что сама по себе тенденция появления постинтернатной поддержки является огромным шагом на пути к преодолению проблем, с которыми сталкиваются современные выпускники детских домов, сюда относится и недостаток информации о том как нужно платить счета, искать работу, подавать документы в средне-специальные или высшие учебные заведения, так и более личные проблемы, связанные с одиночеством, неумением планировать семью и отсутствием поддержки со стороны близких, однако существующая система оказания помощи выпускникам детских домов в связи с недавним ее появлением недостаточно развита и требует улучшения. Основная проблемы, безусловно кроются в проблеме информирования самих выпускников детских домов о возможности получения социальной поддержки и в неграмотном расселении без учета их особенностей вливания в социальную среду.
Исходя из информации Федерального банка данных о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей, сегодня в России 44 646 детей не устроены в семьи. После выпуска из детского дома молодые люди очень часто сталкиваются с целым рядом трудностей, как правило это:
– иждивенческий образ жизни (они часто нигде не работают и не учатся);
– потеря жилья и денег, имеющихся на личном счете (выпускники детских домов привлекают мошенников и часто становятся их жертвами);
– девиации (наиболее частыми являются: употребление психотропных веществ и алкогольная зависимость);
– правонарушения (молодые люди из числа сирот и детей, оставшихся без попечения родителей часто совершают их в первый год после выхода из детского дома или оказываются вовлеченными в преступную деятельность).
Это связано с тем, что значительная часть бывших воспитанников интернатных учреждений и детских домов, оказываются совсем неготовыми к самостоятельной взрослой жизни. В государственных учреждениях они находятся на полном попечении и получают все блага, не прикладывая особых усилий, именно поэтому они испытывают серьезные трудности, когда им приходится решать вопросы самостоятельно.
Довольно часто выпускницы выходят замуж за выпускников этого же учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Часто просто живут компанией, организуя «детский дом» или «школу-интернат» на новом месте. Именно поэтому расселение выпускников детских домов как правило, в одни и те же жилые комплексы, не способствует их адаптации к условиям самостоятельного проживания, а даже способно повысить их склонность к девиациям различного вида.
Цель исследования - Выявление основных проблем, связанных с адаптацией выпускников сиротских учреждений к условиям самостоятельного проживания
Задачи выпускной квалификационной работы:
– Проанализировать нормативно-правовые акты, регулирующие постинтернатное сопровождение.
– Изучить основные отечественные и зарубежные формы и методы работы с выпускниками детских домов
– Исследовать проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов
– Проанализировать основные направления социальной работы с выпускниками сиротских учреждений
– Изучить организацию работы с выпускниками сиротских учреждений на базе СПб ГБУ «Центра социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района» и Благотворительного фонда «Рауль»
Объект исследования: выпускники сиротских учреждений
Предмет работы: проблемы социальной адаптации выпускников детских домов и интернатов.
Гипотезы исследования:
1. Существует связь между созданием необходимых условий для обеспечение эффективной социальной деятельности в процессе сопровождения выпускников сиротских учреждений и благополучного протекания социализации и интеграции последних в общество.
2. Для выпускников детских домов успешная социальная адаптация без постинтернатного сопровождения является затруднительной.
Методы исследования: для достижения цели и решения задач выпускной квалификационной работы были использованы методы:
1. Теоретические – анализ зарубежной и отечественной литературы по проблеме исследования, анализ нормативно-правовых документов.
2. Эмпирические –проведение анкетирования среди выпускников детских домов и интернатов и экспертного интервью среди сотрудников отделения и фонда, включенное наблюдение.
Основные исследовательские вопросы:
– Существуют ли недостатки в нормативно-правовых актах, регулирующих сопровождение выпускников детских домов?
– Какие методики адаптации к условиям самостоятельного проживания выпускников детских домов, успешно применяющиеся за рубежом были бы эффективно применимы в Российской Федерации?
– Какие сложности и проблемы необходимо решить выпускнику детского дома для обеспечения социальной инклюзии?
Практическое значение исследования: Полученные результаты исследования могут быть полезны для различных групп стейкхолдеров заинтересованных в улучшении постинтернатного сопровождения.
Структура работы: Введение, две главы с тремя параграфами соответственно, заключение, список литературы, приложение.
Первая глава содержит нормативно-правовые основы социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также зарубежные и отечественные формы и методы социальной работы с выпускниками детских домов, проанализирован также комплекс проблем, с которыми сталкиваются выпускники интернатных учреждений после выпуска из этих учреждений.
Вторая глава работы посвящена практическому исследованию, направленному на выявление основных проблем воспитанников детского дома, возникающих у них в период адаптации к самостоятельной жизни. Общий объем работы – 73 страницы. Список литературы включает 47 наименований.
Несмотря на то, что система социального сопровождения выпускников сиротских учреждений ежегодно совершенствуется, на сегодняшний день в ней по-прежнему остается множество проблем. Выходя из стен детского дома, выпускники сталкиваются с трудностями, которые обусловлены как внешними факторами (в обществе по-прежнему существует негативная установка по отношению к выпускникам детских домов), так и с внутренними, к которым в первую очередь относится неготовность молодых людей начать самостоятельную жизнь. Для облегчения адаптации выпускником детских домов к условиям самостоятельного проживания была разработана система постинтернатного сопровождения, которую сами выпускники высоко оценивают.
Однако, в законодательстве никак не регулируются сложности, которые связанны с расселением выпускников сиротских учреждений без учета особенностей этой социальной группы, склонной к различного рода девиациям. Это является проблемой не только для города Санкт-Петербург, но и для других городов России. Точечное расселение без организации социального сопровождение приводит к тому, что молодые люди начинают портить не только свое имущество, но и общедомовые территории. Одним из вариантов решение данной проблемы было бы расширение полномочий социального участкового.
«Социальный участковый» - это специалист, владеющий многопрофильными знаниями по вопросам социального обслуживания разных категорий граждан, предоставления медицинской помощи, получения образовательных и других видов услуг, обеспечивающий составление социального маршрута и перечня организаций, привлекаемых для решения возникающих у граждан проблем, принимающий решение о необходимости неотложных социальных, медицинских и других услугах гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в зависимости от наличия индивидуальных проблем. Он мог бы организовывать социальное сопровождение в жилых комплексах, где имело место быть точечное расселение выпускников.
По закону отчуждение собственности является намеренным ухудшением жилищных условий. Если выпускник детского дома является собственником, то он не может встать на получение жилья даже если в нем проживают родители, лишенные родительских прав. Необходимо изменение законодательства касающегося этого вопроса.
Кроме того, сейчас активно идет обсуждение, связанное с возможностью выдавать выпускникам сиротских учреждений не только новое жилье, но и квартиры из старого жилого фонда. На мой взгляд, с учетом того, что необходимо предоставлять такое жилье отремонтированным, вышеописанный мною законопроект мог бы существенно улучшить существующую ситуацию, так как поскольку молодых людей заселяют в основном в один дом из всего жилого комплекса, они, не имея поддержки со стороны близких родных людей, они склонны к объединению друг с другом, что далеко не всегда позитивно сказывается на их социальной адаптации к условиям самостоятельного проживания.
Сегодня существует множество государственных центров, организовывающих социальное сопровождение выпускников детских домов и по-прежнему небольшим остается количество некоммерческих учреждений, занимающихся этой, действительно важной проблемой для общества. Поскольку потенциал некоммерческих организаций достаточно высок, необходимо учесть это при формировании новых законопроектов, связанных с улучшением социального сопровождения выпускников сиротских учреждений.
Работу по созданию условий для успешной социализации выпускников детского дома необходимо начинать заблаговременно до выпуска, так как на решение некоторых вопросов требуется время. За это время выпускнику необходимо сделать выбор дальнейшего образовательного маршрута, так как выбор профессии является важным условием для успешной социализации.
Работа с выпускниками не должна ограничиваться односторонним воздействием специалистов на изменение поведения выпускника, таким как проведение лекций, психокоррекции и т. д. Основной деятельностью, имеющей положительный результат, является совместная работа специалистов и выпускников.
Также недостаточной являются меры поддержки матерей-одиночек из числа выпускниц детских домов, среди которых высокий процент отказов от детей. Поскольку в 2020 году уже была введена дополнительная мера поддержки в виде бесплатных нянь для многодетных семей, представляется важным предоставление такой же меры поддержки и для молодых мам из числа выпускниц детских домов.
«Коучинг», как дополнительная мера поддержки, направленная на увеличение уровня самостоятельности среди выпускников: Коуч-наставники помогают выпускникам детских домов овладеть такими навыками, как: планирование своей жизни, постановки и способов достижения целей, грамотной оценки имеющихся ресурсов.
Основываясь на результатах анализа региональных программ и проектов, можно говорить о том, что действия, направленные на разработку и реализацию программ постинтернатного сопровождения, недостаточно эффективны в силу таких часто встречающихся недостатков, как:
– недостаточный акцент на партнерстве государства, в том числе местных властей, и бизнеса, волонтеров и местных сообществ, и организаций, предоставляющих социальные услуги выпускникам (социально реабилитационных центров и др.)
– фокусирование усилий на процессе, нежели на измеримых результатах деятельности;
– преимущественная реализация краткосрочных проектов в ущерб долгосрочным устойчивым инвестициям
– принятие решений «сверху-вниз» (например, принятие закона финансово неподкрепленным) вместо поднятия инициативы «снизу-вверх» от тех, кто реализует социальную помощь на местах)
– слабый и недостаточный сбор статистических данных и не очень активное распространение положительных практик.
Таким образом, настоящий момент становления системы постинтернатного сопровождения можно охарактеризовать как поиск инновационных форм, способствующих наиболее полному раскрытию потенциала и успешной социальной интеграции выпускников учреждений для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей.
. Распоряжение Комитета по социальной политике СПБ №872-р от 18.12.2017 «Отраслевой перечень государственных услуг Санкт-Петербурга в сфере социальной защиты населения»
2. Распоряжение Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга №466-р от 29.12.2016 «Рекомендуемые индивидуальные программы социального обслуживания получателей социальных услуг в разрезе форм социального обслуживания, видов социальных услуг и категорий получателей социальных услуг Санкт-Петербурге.»
3. Федеральный закон Российской Федерации от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»
5. Закон Санкт-Петербурга «О региональных стандартах в жилищной сфере» от 30.06.2005 № 403-48.
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 N 188-ФЗ (ред. от 24.04.2020) Раздел IV. Специализированный жилищный фонд Глава 9. Жилые помещения специализированного жилищного фонда Статья 92. «Виды жилых помещений специализированного жилищного фонда»
7.Алибаева Д.С. Маметьева О.С Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России/ Международный студенческий научный вестник. – 2018. – № 1 С. 10-13
8. Долженко М.Л. Постинтернатное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Образование. Карьера. Общество. 2017. №2 (53).
9. Дроздецкая Екатерина Андреевна «Адаптация выпускников сиротских учреждений к условиям самостоятельного проживания» // Молодежь XXI века: образ будущего / Материалы научной конференции XIII Ковалевские чтения 14-16 ноября 2019 года, 2019 С 846-847
10.Иванов В.Н., Савин С.М, Социальная адаптация выпускников интернатных учреждений Чувашской Республики: проблемы и варианты решения / Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева -2011. №1 С. 101-105
11.Иванов Ф.Е., Копейкина О.В., Дидактика исследования психологического состояния выпускников интернатных учреждений в процессе преодоления личностной беспомощности / Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки №1 - 2015. С.85-86
12. Истомина М. В. Социально-педагогическая поддержка матерей выпускниц детских домов, имеющих детей дошкольного возраста // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №73-2.
13. Ишматова Алла Радиковна, Бондарчук Татьяна Васильевна Постинтернатное сопровождение выпускников как технология социальной работы с детьми // Человек. Спорт. Медицина. 2014. №2. С.134-138
14.Корнеева Т. П., Особенности социально-психологической адаптации воспитанников детских домов в средних профессиональных учебных заведениях / Транспортное дело России - 2013. С. 5-9
15. Костенко Максим Александрович Постинтернатная адаптация: анализ региональных практик / Известия ВГПУ. 2014. №4 С. 89
16. Куулар С. В. Социально-педагогическая деятельность по подготовке выпускников детских домов к самостоятельной жизни / Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2018. №4. С. 18-20
17. Кузина Н.Н Сетевое взаимодействие с социальными партнерами как условие успешного постинтернатного сопровождения выпускников-сирот профессионального образовательного учреждения// Материалы II Всероссийской научно-практической конференции / Отв. ред. С.В. Кривых, И.В. Куричкис. – СПб.: ИСЛ, 2018. С.21
18. Лазарева З. Н., Роль социальных служб в социализации и социальной адаптации детей-сирот к самостоятельной жизни / Вестник Мордовского университета - 2010. С. 45-50
19.Леонтьева М.С., Подготовка воспитанников интернатных учреждений к профессиональной деятельности в процессе физического воспитания / Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт - 2014. №1 С. 55-60
20.Овдина А.Г., Гольцвардт Т.В., Серова Н.А., Социально-профессиональная адаптация детей-сирот: проблемы и пути решения / Профессиональное образование в России и за рубежом - 2017.№1 С. 27
21. Овчинников В.А., Осипова Н.В., Килина И.А. Особенности формирования региональных систем подготовки детей-сирот у самостоятельной жизни и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2019. №3 (35).
22.Осипова Н.В., О понятии «Социальная адаптация» и сопровождении социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / Профессиональное образование в России и за рубежом - 2015.№1 С. 113-117
23. Разоренова Е. Л. Системный подход к решению проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот в рамках государственно-общественной системы / Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета.Педагогика. Психология. - 2007.№4 С.44-45
24. Селенина Е.В., Формирование социально-психологической готовности к первичному трудоустройству у выпускников интернатных учреждений / Научный журнал на тему: Народное образование. Педагогика, Языкознание, Литература. Литературоведение. Устное народное творчество, Философия. - 2012.№2 С.110-112
25.Селенина Е. В. Модели постинтернатного сопровождения выпускников / Детский дом, 2008. №3. С.112-113
26.Тихомиров Д.А., Репроектирование сиротства в России: основные проблемы и достижения/ Горизонты гуманитарного знания - 2015.№1 С.25-30
27.Федоров А.В., О проблеме постинтернатного сопровождения выпускников детского дома / Концепт. -2014.№2 С.16-20
28.Чернова Ж. В. Социальная адаптация выпускников детских домов. Гендерный аспект (по оценкам экспертов) / Женщина в российском обществе. 2016. №4 С. 81.
29. Шульга Т.И., Социально-психологические проблемы выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. / Электронный журнал «Вестник Московского государственного областного университета» - 2011.№1 С. 55-60
30. Шогенова Ф. З., Ханиева З. А., Шинахова М. М. «Проблема социальной адаптации выпускников детских домов» / Гуманитарий Юга России. 2016. С. 35-40
31. Щека Н. Ю., Киреева А. А. Организация правового обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в рамках социальной защиты данной категории населения в Амурской области /БГЖ. 2019. №1 С. 26
32. Askeland, L. 2005. Children and Youth in Adoption, Orphanages, and Foster Care: A Historical Handbook and Guide. Westport, CT: Greenwood Press.P. 10-12
33. Reef, C. 2005. Alone in the World: Orphans and Orphanages in America. Boston: ClarionBooksP. 110-113
34. Статья «Международный опыт реализуемых программ эффективной социализации выпускников образовательных организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» URL:http://vercont.ru/informatsionnye_materialy/ekspertno_analiticheskie_materialy/mezhdunarodnyy_opyt_realizuemykh_programm_effektivnoy_sotsializ.html(дата обращения: 01.08.2018)
35.Статья «Постинтернатное сопровождение выпускников государственных учреждений в России» URL: https://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18026 (дата обращения: 01.08.2019)
36. Статистика из федерального банка данных о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей URL:http://www.usynovite.ru/db/ (дата обращения 03.12.2019)
37. Сайт отделения социальной помощи семье и детям Адмиралтейского района. URL:http://cspsd.admiral.gov.spb.ru/ob-uchrezhdenii/otdelenija-uchrezhdenija/otdelenie-socialnogo-obsluzhivanija-semej-prinjavshih-na-vospitanie-de/ (дата обращения 03.12.2019)
38. Статья «Forms and methods of post-boarding for orphans. About the procedure of post-boarding support for orphans and children left without parental care» URL: https://postelsatin.ru/en/drug/formy-i-metody-postinternatnogo-soprovozhdeniya-detei-sirot-o-poryadke/ (датаобращения 15.05.2020)
39. Ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей URL: https://gu.spb.ru/188007/eservice/ (дата обращения: 14.05.2019)
40. Росстат URL: https://www.gks.ru/ (дата обращения: 14.05.2020)
41. Статья: «Работа для сирот или пособие по безработице? О несовершенстве формулировки законов» URL: https://www.gov.spb.ru/gov/terr/reg_viborg/news/142771/ (дата обращения: 15.05.2020)
42.Статья Нецовой «Какие есть льготы сиротам. Как их оформить и где получать»URL:https://journal.tinkoff.ru/guide/benefits-to-orphans/ (дата обращения: 15.03.2020)
43. Статья Антонова Евгения «Что жильцы, полиция и управляющая компания говорят о проблемах ЖК «Новая Охта». Варламов писал, что из-за выпускников детдомов микрорайон превращается в гетто URL: https://paperpaper.ru/novaya-ochta/ (дата обращения: 15.05.2019)
44. Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России. Обзор исследовательского отчета/Абрамов Р. Н., Антонова К.А., Грач Е.А., Ильин А.В., Любарский Г.Ю., Чернова Ж.В. 2016—С.(URL:https://publications.hse.ru/mirror/pubs/share/folder/6azcrl0mxy/direct/204042286) (дата обращения – 05.04.2020)
45. Отчет центра по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями URL: https://docplayer.ru/83901760-Rabota-i-centr-po-trudoustroystvu-vypusknikov-detskih-domov-i-molodyh-lyudey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami.html (дата обращения 01.06.2020)
46. Официальный сайт CharityFoundation «Raoul» URL:http://raoul.org.ru/ (дата обращения 12.04.2020)
47. Сайт центра работа-IURL:https://rabota-i.org/(дата обращения 05.05.2020)