Введение………………………………………………………………….…..……3
Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста …………………9
1.1. Категория автора в трэвел-блоге…………………………………………9
1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда…………… 17
1.3. Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте
1.4. Выводы
Глава 2. Речевые особенности воплощения авторского «я» в трэвел-блоге...43
2.1. Речевая разработка содержания в аспекте функциональных типов речи
2.2. Оценочность как способ выражения субъективного начала……….…61
2.3. Речевые приёмы реализации функции воздействия на адресата….….75
2.4. Выводы
Глава 3. Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста………...……83
3.1 Трэвел-форум как информационно-коммуникативная среда………….83
3.2. Речевые средства выражения личностного начала:
жанрово-тематическая дифференциация трэвел-текстов
Выводы
Заключение
Список литературы
Настоящая работа посвящена исследованию способов актуализации авторского начала в трэвел-блогах (далее – ТБ) и трэвел-форумах (далее – ТФ) как разновидностях трэвел-медиатекстов (далее – ТМТ). Путешествие связано с универсальной потребностью человека в новых впечатлениях и является неисчерпаемым источником познания. Выбор темы связан со стремительным развитием новых каналов коммуникации и массовым интересом к трэвел-текстам. Ввиду популярности путешествий увеличилось разнообразие источников информации о них в медиасреде: журналы, специализированные справочники, туристические буклеты, путеводители, блоги и форумы.
Актуальность работы. Сегодня массмедиа отражает клиповость мышления и коллажное восприятие действительности. Создание образа страны осуществляется посредством выбора из всей массы увиденного того, что будет интересно адресату. Индивидуальный взгляд на окружающую действительность в интернет-текстах трэвел-тематики представлен шире, чем в классических трэвел-журналах, что обусловлено мобильностью, простотой и доступностью трэвел-блогов и трэвел-форумов как коммуникативных технологий и сфер публичного коммуникативного пространства: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность поделиться личными впечатлениями в режиме онлайн. Тексты о путешествиях, представленные в трэвел-блогах и трэвел-форумах, с ярко выраженным личностным началом, создают широкий фон, на котором существуют медиатексты трэвел-журналов и других привычных типов изданий, в которых выражение авторского «я» должно соответствовать речевому облику издания, ориентированного на определенную аудиторию.
Авторский компонент проявляется в самом восприятии страны, поскольку в новой среде человек старается избегать использования стереотипов и даже разрушает их. Сама диалектика путешествия такова, что личный взгляд создаёт образ страны: во время поездки автор переосмысливает привычное представление о том или ином объекте (явлении) и делится полученным опытом с адресатом. Несмотря на то что путешественник в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии со своим замыслом, перед читателем он предстаёт как «человек частный», c индивидуальными взглядами и предпочтениями. Автор трэвел-блога и трэвел-форума может позволить себе быть самим собой и не проявлять сервильности как отождествления своих интересов с интересами аудитории, уделяя большее внимание тем аспектам, которые кажутся наиболее важными ему самому.
Несмотря на популярность трэвел-журналистики и немалое количество исследований, посвященных теоретическому изучению этой области, анализ особенностей воплощения личностного начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах пока не становился самостоятельным объектом исследования, что и определяет научную новизну данного исследования.
Массовость трэвел-текстов и их жанрово-тематическая дифференциация в интернет-пространстве позволяет потенциальному адресату найти такой текст, который соответствует его интересам, и такого автора, который будет ему близок как читателю, что способствует возникновению эффекта доверия: адресату становится легче идентифицировать себя с автором и представить себя на его месте. В этом случае автор-путешественник воспринимается как посредник в представлении страны и способен оказать существенное влияние на формирование ее образа в картине мира адресата, а также на отношение к ней.
В русле общей тенденции расширения поля трэвел-журналистики у авторов трэвел-блогов и трэвел-форумов появляются большие возможности, связанные с наличием обратной связи, благодаря которой автор может напрямую узнать, что интересует читателей. Возникает сложность самого объекта исследования: страна представляется как сложный, необъятный и принципиально «непотребляемый» объект (нет возможности её приобрести, попробовать на вкус или использовать каким-либо другим способом). Сложность страны как объекта представления порождает многообразие возможных сценариев ее отражения в тексте и делает особенно ценным личный опыт автора-путешественника в трэвел-блоге и трэвел-форуме.
В речевой репрезентации результатов познавательного процесса, одним из способов реализации которого является путешествие как социокультурное действие, отражаются общие принципы индивидуального восприятия мира человеческим сознанием. В результате один и тот же объект действительности интерпретируется по-разному в зависимости от картины мира каждого конкретного человека. Посредством анализа используемых языковых значений можно определить, каким образом автор структурирует и осмысляет полученный опыт путешествий.
Ввиду такой взаимообусловленности восприятия и языка, выбор того или иного способа выражения личностного начала в трэвел-блоге и трэвел-форуме мы связываем, прежде всего, с речевой стороной разработки содержания текстов.
Объектом исследования стали медиатексты трэвел-блогов и трэвел-форумов.
Предметом исследования являются речевые способы и приёмы выражения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Трэвел-блог напрямую сопряжён с личностью автора: окружающая среда становится фоном для выражения субъективных наблюдений и мыслей. Роль автора имеет особое значение, поскольку именно от него зависит, какой будет незнакомая реальность в глазах читателя. Определяющими становится манера изложения и способ нетривиально подать информацию. Трэвел-блоги строятся на разных семантических структурах: личные впечатления во время поездки, информация об актуальном событии, отвлеченные авторские размышления. Трэвел-форум связан с удовлетворением утилитарных потребностей читателей, которые используют опыт других для планирования и облегчения собственного путешествия. Важность специфики авторского речевого поведения на просторах медиасреды в рамках нашего исследования определяется тем, что в трэвел-блоге читатель видит мир глазами одного автора, который не ограничен в средствах и способах выражения личностного начала, в то время как в трэвел-форуме автором является неограниченная совокупность пользователей, представляющих различные группы говорящих. Возможности выражения собственного «я» в трэвел-форуме в некоторой степени сужаются из-за регламентированных правил речевого поведения, которые установлены модераторами.
В нашей работе как центральную категорию мы рассматриваем трэвел-блог и отталкиваемся от того, что сам тип коммуникативной ситуации предопределяет более высокий статус трэвел-блогера, нежели пользователя трэвел-форума, чем и обусловлен наш подход к выявлению способов воплощения авторского начала в трэвел-форуме на фоне средств самовыражения в трэвел-блоге.
Цель исследования заключается в выявлении речевых особенностей выражения авторского начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах как разновидностях трэвел-медиатекста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику трэвел-блогов и трэвел-форумов с учётом свойств медиатекста;
- изучить научные представления о категории автора;
- определить коммуникативную специфику блога и форума как медиасреды;
- рассмотреть трэвел-блог и трэвел-форум в жанровом и предметно-тематическом аспекте;
- проанализировать модели речевой разработки содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи;
- определить особенности речевого поведения в трэвел-форуме;
- выявить речевые приёмы воздействия на адресата в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Теоретическую базу работы составляют исследования в области: трэвел-журналистики (В.А. Шачкова, Т.Ю. Редькина, Е.Р. Пономарев, И.В. Показаньева, З. Бауман, Н.В. Маслова и др.); в области категории «образ автора» (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Н.С. Валгина, Н.К. Бонецкая, Л.Г. Кайда , Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Е.П. Почкай и др.); в области интернет-среды как коммуникативной практики (И.Г. Сидорова, И. В. Беспалова, Е.В. Какорина, Е.Г. Новикова, Е.А. Кожемякин, Н. Г. Асмус и др.); в области медиалингвистики (В.Г. Костомаров, Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, Т.Г. Добросклонская, М.Ю. Казак, Т.В. Шмелёва и др.).
Эмпирическую базу исследования составляют тексты трэвел-блога «Жизнь в дороге» Григория Кубатьяна (к анализу привлекаются тексты за 2014-2018 годы, а также - для вспомогательных целей - и более ранние материалы), и тексты Форума Винского на трэвел-тематику (за 2016 - 2018 годы).
Методы исследования. В процессе исследования использовались описательный, сопоставительный, функционально-прагматический, нарративный, коммуникативно-речевой, интенционально-стилистический методы. Кроме того, был использован метод наблюдения и обобщения для выбора, классификации и категоризации релевантных речевых фактов.
Структура магистерской работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна, указывается объект и предмет исследования, определяется цель, задачи, методы исследования, а также теоретическая база.
В первой главе, «Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста», содержится общая характеристика трэвел-блога как разновидности трэвел-медиатекста и изучаются существующие подходы к определению специфики его функционирования. Определяется роль автора и рассматриваются особенности информационно-коммуникативной среды трэвел-блога: выявляются возможности трэвел-текста на основании сочетания в них вербальных и невербальных компонентов. Помимо этого, рассматривается жанровый и предметно-тематический аспект в ТБ, статус автора в изучаемых трэвел-текстах.
Во второй главе, «Речевые особенности воплощения авторского “я” в трэвел-блоге», анализируется речевая разработка содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи, уделяется внимание специфике формирования оценочного суждения, анализируются речевые способы и приёмы воздействия на адресата.
Третья глава, «Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста», посвящена изучению специфики трэвел-форума как коммуникативной среды и рассмотрению различных речевых способов выражения авторского «я».
В заключении резюмируются результаты, полученные в ходе исследования, обобщаются способы воплощения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах, формулируются выводы.
В современной медиалингвистике текст о путешествии как объект исследования вызывает повышенный интерес в силу того, что в медиапространстве наблюдается экспансия трэвел-текста, находящегося в постоянном развитии и претерпевающего качественные изменения в связи с появлением новых коммуникативных технологий. Наряду с привычными источниками информации о путешествиях, такими как путеводители или трэвел-журналы, появляются трэвел-блоги (ТБ) и трэвел-форумы (ТФ) как разновидность трэвел-медиатекста.
В нашем исследовании мы дали общую характеристику трэвел-блога и трэвел-форума, а также определили их специфику как коммуникативного пространства. Трэвел-блоги и трэвел-форумы обладают большей степенью выражения индивидуального взгляда на окружающую действительность, чем это обнаруживается в классических типах изданий трэвел-тематики, ориентированных на определённую аудиторию. Такое речевое свойство трэвел-блогов и трэвел-форумов обусловлено их мобильностью и доступностью как коммуникативных технологий: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность рассказать о своём путешествии и поделиться впечатлениями в режиме онлайн. Современная медиасреда изменяет представление о тексте как о линейно упорядоченной и завершённой структуре. Появляется гипертекст, который образует бесконечное пространство со множеством возможных вариантов прочтения и передачи информации. Сочетание вербальных и невербальных элементов (изображение, видео, гиперссылка, карта) образуют поликодовый текст, который становится важным инструментом автора для воплощения своего замысла и привлечения внимания аудитории.
В нашей работе мы изучили научные представления о категории автора и пришли к выводу, что тексты трэвел-тематики в блогах и форумах более персонифицированы, так как напрямую сопряжены с автором: он сам является героем своих путешествий, в результате чего отстранённость от происходящего сводится к минимуму, истории приобретают личную окрашенность и эмоциональность. Поскольку диалектика путешествия предполагает борьбу индивидуального и стереотипного, то совокупный образ представляемой страны в тексте можно рассматривать как возможный вариант восприятия окружающей действительности, а содержательные компоненты — как элементы сценария такого путешествия. Типовой сценарий зависит от мотивации путешествующего: релаксация, удовлетворение духовных потребностей, приобретение опыта инкультурации. Путешествие предполагает «перемещение (реальное или виртуальное) в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого» , потому связано с рефлексией и переосмыслением жизни. Таким образом, совокупность действий (сценарий) путешествующего можно считать архетипом композиции как таковой. При этом, неотъемлемой характеристикой самого трэвел-текста становится его нарративность, под которой понимается изложение взаимосвязанных событий в соответствии с индивидуальным планом автора. Созданный в ТБ и ТФ образа страны отличается коллажностью, поскольку при его создании автор отбирает из всей массы увиденного лишь то, что заинтересует адресата.
Также мы рассмотрели трэвел-блоги и трэвел-форумы в жанровом и предметно-тематическом аспекте и обнаружили, что важнейшей чертой путешествия является его синкретичность: структура трэвел-текста вбирает в себя множество жанровых элементов и тематических доминант, поскольку само путешествие лежит на пересечении разных типов дискурса (научного, социального, туристического, дискурса частной жизни и т.д.). Многожанровость и тематическая неоднородность трэвел-текста обусловлена отнологически: не существует отдельной науки о путешествиях. Следовательно, для структуры каждого конкретного трэвел-текста характерна сложная конфигурация разноуровневых элементов, располагающихся в соответствии с замыслом автора.
В трэвел-блогах и трэвел-форумах автор выступает как многокомпонентный образ, структура которого соответствует целям и задачам конкретного текста. В целом трэвел-медиатекст как тип текста является полиинтенциональным: его наполнение зависит от характера сочетания обязательных и факультативных целей автора. Однако доминирующей и основополагающей интенцией трэвел-текста в медиапространтсве остаётся просвещение адресата, тем самым обнаруживается отнесенность трэвел-текста к научно-популярной сфере. Просвещение адресата невозможно представить без приёмов развлечения, которые позволяют включить путешествие в сферу досуга и сферу «свободной самореализации современного человека» .
В отличие от научного путешествия, для трэвел-блогов и трэвел-форумов характерна выраженная обращённость к адресату, призванная воздействовать на него таким образом, чтобы побудить к совершению какого-либо действия. В ходе нашего исследования мы выявили речевые приёмы воздействия на адресата и пришли к выводу, что в трэвел-блоге определяющими становится увлекательная манера изложения, в трэвел-форуме — утилитарная ценность информации, способствующая облегчению планируемого путешествия. Эксплицитно и имплицитно выраженная оценочность становится ещё одним способом выражения авторского «я», поскольку таким образом автор выражает личное отношение к иной действительности и фиксирует своё эмоциональное состояние.
В рамках нашего исследования мы проанализировали модели речевой разработки содержания ТБ в аспекте функциональных типов речи (ФТР). Специфика поведения в трэвел-блоге заключается в выражении авторского присутствия в тексте: читатель видит мир глазами автора или его героев. На когнитивном уровне восприятие связано с процессом познания и структуризации полученной информации: автор отбирает нужные слоты фрейма «страна» и прокладывает смысловую линию сквозь весь материал. Вербализация отобранных слотов в речевые формы также отражает индивидуальную речевую манеру автора: монологическая речь становится коммуникативно обусловленной. Частотное встраивание одних речевых форм в другие объясняется свободной структурой трэвел-текста, в котором важную роль играют авторские отступления, обладающие значительной степенью очевидности в выражении собственного «я». С одной стороны, они помогают установить диалог с читателем, с другой — подталкивают автора к сравнению чужого мира с привычной реальностью.
Несмотря на то что трэвел-форум предоставляет путешественникам коммуникативное пространство для обмена информацией, возможности выражения авторского «я» значительно ограничиваются. В нашем исследовании мы выявили особенности речевого поведения пользователей трэвел-форума на основании того, что по структурно-смысловой организации форум представляет собой пример асинхронного полилога с неограниченным количеством участников. В процессе поиска полезной информации определяющим становится не столько манера изложения, сколько само содержание сообщение, потому что изначально автор не воспринимается читателями как центральная фигура текста. Исключением являются путешественники, которые имеют высокий социальный статус в рамках трэвел-форума и, благодаря активной позиции на форуме и публикации качественных материалов, тяготеющих к жанру отчёта, стали авторитетными и узнаваемыми среди «своих». На ТФ прослеживается строгая иерархичность
общения, которая предписывает участникам определённые коммуникативные роли. Однако политематичность общения позволяет автору проявить себя как интересного рассказчика, сведущего в определённой области путешествий и обладающего индивидуальным взглядом на привычные представления об окружающем мире.
Возрастающий спрос на индивидуальное в обществе массового способствует увеличению популярности трэвел-блогов и трэвел-форумов. Сложность страны как принципиально «непотребляемого» объекта соотносится с тем многообразием сценариев погружения в иную действительность, которые может предложить автор-путешественник: особую ценность приобретает личный опыт и нетривиальный взгляд на изменения в наблюдаемом им мире.
Ключевая задача трэвел-блога и трэвел-форума как разновидности трэвел-медиатекста — просветить и развлечь читателя таким образом, чтобы пробудить желание совершить поездку и оказаться на месте автора. Массовость и жанрово-тематическая дифференциация ТБ и ТФ позволяет каждому читателю найти того автора, который будет ему близок по духу. В результате будет достигнута главная цель текста о путешествии — сократится дистанция между адресатом и неизведанной страной.
1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М, 2003. 122с.
2. Арутюнова Н.Д. Аксиология в механизмах жизни и языка. М.: 1984— С.5-23.
3. Арутюнова Н. Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт. М., 1988. 346с.
4. Ассуирова Л.В. Риторические основы создания газетных жанров. М.: Флинта, 2002. С. 70-91.
5. Баженова Е.А., Иванова И.А. Блог как интернет-жанр // Вестник Пермского ун-та. Российская и за- рубежная филология. 2012. Вып. 4(20). С. 125–31.
6. Барт Р. Избранные работы: Семиотика. Поэтика. - М., 1994 - С. 384-391
7. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. Издание 2-е. М.: Искусство, 1986 — 444с.
8. Беккер И. Л. Социальный, культурный и духовный смысл путешествия как способа самопознания и бытия человека // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2009. № 11 (15). С. 7-11.
9. Бонецкая Н.К. Образ автора как эстетическая категория // Контекст. 1985. М.: Наука, 1986. С. 241-27.
10. Брик О. Фото и кино. - М. : Ад Маргинем Пресс, 2015. 103с.
11. Виноградов В. В. Избранные труды. О языке художественной прозы. М., 1980. 360с.
12. Виноградов В.В. Проблема автора в художественной литературе // О теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. С. 106-211.
13. Волохонский В.Л. «Психологические механизмы и основания классификации блогов» / Личность и межличностное взаимодействие в Сети Интернет. Блоги. Новая реальность // Науч. редакт. В. Л. Волохонский, Ю. Е. Зайцева, М. М. Соколов. – Спб.: СПбГУ. 2006 – С.117-131.
14. Вольф Е. М Функциональная семантика оценки. М., 2009. 246с.
15. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. — М.: Наука, 1981.—340с.
16. Голосовкер Я.Э. Логика мифа. М., 1987. 499с.
17. Гончарова Л. М. Адресат рекламного текста в представлении рекламодателя (на примере рекламы сферы туризма)// Международный аспирантский вестник. Русский язык за рубежом. 2010, № 1 – 2. С.9-13.
18. Гончарова Л.М. Концепт «путешествие» и его межкультурная представленность в рекламной коммуникации сферы туризма //Современная коммуникативистика. Научный журнал. 2012, №1. C.58-64.
19. Громова Л. П., Шуляк Ю. Ю. Функциональные особенности журналов путешествий: ретроспективный взгляд // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. 2015. № 3.С.142-148.
20. Гуминский В.М. Путешествие // Литературный энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1987. С. 314–315.
21. Дускаева Л. Р. Интенциональность медиаречи: онтология и структура // Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей / от. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова. СПб., 2012. С. 10 — 16.
22. Ейгер Г.В. К построению типологии текстов / Г.В. Ейгер, В.Л. Юхт // Лингвистика текста: материалы научной конференции при МГПИИЯ им. М.Тореза. Ч.I. – М., 1974. – С. 103-109.
23. Кайда Л. Г. Позиция автора в публицистике. Стилистическая концепция // Язык современной публицистики: сб. статей / сост. Г. Я. Солганик. М., 2005. С. 58 –66.
24. Какорина Е. В. СМИ и интернет-коммуникация (Интернет-форум как новый коммуникативно-речевой жанр) // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX — XXI веков. М., 2008. С. 548–578.
25. Кара-Мурза Е. С. Полиинтенциональность медиатекста (на материале путеводителя как досугового издания) //Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей. Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2012. С. 33 – 40.
26. Кожина М.Н. О специфике художественной и научной речи в аспекте функциональной стилистики / М.Н. Кожина . – 1966 . 213c.
27. Колшанский Г. В. Проблемы коммуникативной лингвистики // Вопросы языкознания. 1979. № 6. С. 51-62.
28. Колшанский Г.В. Соотношение субъективных и объективных факторов в языке. Серия «Лингвистическое наследие ХХ века» / Г.В. Колшанский. – Изд. 2-е. – М.: Наука, 2005. – 232 с.
29. Коньков В.И. , Неупокоева О.В. Функциональные типы речи. СПб., 2011., 221с.
30. Копытов О.Н. Образ автора и авторское начало: разграничение и области применения понятий // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 334.Томск: Изд-во Том.гос. ун-та, 2010. C.11-14.
31. Кривцов Н. В. Трэвел-журналистика: специфика направления и его проблемы // Вопросы теории и практики журналистики. — 2017. — Т. 6, № 3. — С. 347-365.
32. Крысин Л. П. Лексическое заимствование и калькирование // Современный русский язык: Активные процессы на рубеже XX–XIвеков. М., 2008. С. 167 –184.
33. Кубатьян Г.С. Travel-журналистика. Путешествуйте и зарабатывайте. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2017. — 192с.
34. Кубрякова Е.С. Проблемы представления знаний в современной науке и роль лингвистики в решении этих проблем //Язык и структуры представления знаний. - М., 1992.С.4-38.
35. Лихачев Д.С. Повести русских послов как памятники литературы // Путешествия русских послов XVI - XVII вв. Статейные списки. - М., Л., 1954, - С. 319 - 346.
36. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л.: Просвещение, 1972. 226с.
37. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении / Л. Леви-Брюль. – М.: Академический проект, 2015. – 428с.
38. МакЛюэн Г. М. Галактика Гутенберга: Сотворение человека печатного/ Г. М. МакЛюэн; пер. с англ. И. Тюниной. – М.: «Академический проект», 2015. – 448c.
39. Маслова Н.М. Путевой очерк: проблемы жанра / Н.М. Маслова. - М., 1980. 64 c.
40. Марков Б.В. Теория познания и структуры повседневности // Философская антропология: очерки истории и теории // СПб.: Изд-во «Лань», 1997. 245с.
41. Михайлов В. Эволюция жанра путешествия в произведениях русских писателей XVIII–XIX вв.:Дис. … канд. филол. наук. Волгоград, 1999. 224 с.
42. Мозговой А. В. Социокультурная мотивация путешествий людей в современном обществе: дис. ... канд. социол. наук / Ростовск. гос. пед. ун-т. Ростов н/Д., 2004. 128с.
43. Новикова Е.Г. Языковые особенности организации текстов классического и сетевого дневников : дисс. … канд. фил. наук. Ставрополь, 2005. 225с.
44. Осетрова Е. В. Речевой жанр отзыва в коммуникативной практике интернет-сообщества // Медиалингвистика. Вып.3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 200 – 204. С.43-45.
45. Панцерев К. А. Путевой очерк: эволюция и художественно-публицистические особенности жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. СПб., 2004.
46. Патрушева Л.С. Функционально-стилистические особенности форума как жанра интернет-коммуникации // Вестник Удмуртского университета. Серия «История и филология». 2013. №4. C.128-134.
47. Поздеев М.В. Инновационные технологии проведения PR-кампаний в Интернет-пространстве. Спб., 2008. - 56с.
48. Понятина Т.Н. Самопрезентация автора-повествователя как составляющий элемент коммуникативной структуры художественного текста // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2011, № 6 (2). С. 527–530.
49. Пропп В.Я. Фольклор и действительность. М., 1976 — 327с.
50. Распопова С.С. Автор как реальный человек и образ автора в медиатексте // Вопросы теории и практики журналистики. 2015. — Т. 4, № 2. — С. 149–158.
51. Редькина Т.Ю. Категория «образ автора» в трэвел-тексте социальных медиа // Медиалингвистика. Вып. 5. Язык в координатах массмедиа : матер. I Междунар. науч.-практ. конф. (6–9 сентября 2016 г. Варна, Болгария) /отв. ред. В. В. Васильева. – СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2016. С. 248-250.
52. Редькина Т. Ю. Непрофессиональный трэвел-текст и территориальный имиджмейкинг//Медиалингвистика. Вып. 4. Профессиональная речевая коммуникация в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т, ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2015. С. 136 — 140.
53. Редькина Т.Ю. От журналистики путешествий — к трэвел-медиатексту // История научно-популярной прессы России в социокультурном контексте. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас.коммуникаций», 2017. С. 249 –271.
54. Редькина Т. Ю. Отзыв о стране как тип текста в коммуникативном пространстве интернета // Медиалингвистика. Вып.3. Речевые жанры в массмедиа: сб. статей/Под ред. Л. Р. Дускаевой. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и масс. коммуникаций», 2014. С. 209 – 211.
55. Редькина Т.Ю. Рекламные интенции в трэвел-медиатексте / Медиатекст как полиинтенциональная система: сб. статей // Под ред. Л. Р. Дускаевой, Н. С. Цветовой. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т. 2012. C. 183-190.
56. Редькина Т. Ю. Речевая разработка темы «другая страна» // Русская речь в средствах массовой информации: Речевые системы и речевые структуры / Под ред. В. И. Конькова, А. Н. Потсар. СПб., 2011. С. 70 – 123.
57. Редькина Т. Ю. Речевая экспликация ситуационной модели: лингвопраксиологический подход (на материале трэвел-текста)//Медиалингвистика. Международный журнал. 2015, №2(8). С. 104 — 116.
58. Редькина Т.Ю. Содержательно-интенциональный критерий как инструмент типологизации медиатекста (на примере трэвел-медиатекста) // Русский язык: Исторические судьбы и современность:V Международный конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ, филологический фак-т, 18-21 марта 2014): Труды и материалы. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2014. С. 707 – 708.
59. Редькина Т. Ю. Социальная миссия трэвел-журналистики//Социальная журналистика как общественная деятельность: опыт и научные исследования в России, США и странах Северной Европы: матер. международного семинара (17 – 18 марта 2014 года)/ под ред. С. Г. Корконосенко. – СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций», 2014. С. 58 – 60.
60. Редькина Т. Ю. Слово vs фотография в трэвел-медиатексте//Медиа в современном мире. 55-е Петербургские чтения. Тезисы Междунар. науч. форума 21–22 апреля 2016 г. / отв. ред. В. В. Васильева. – СПб.: Институт "Высш. шк. журн. и масс. комм." СПбГУ, 2016. Электронный сборник. URL: http://jf.spbu.ru/conference/6081/6086.html
61. Редькина Т.Ю. Средства реализации развлекательной функции в трэвел-тексте // Вестник СПбГУ. Сер. 9. Филология. Востоковедение. Журналистика. 2011, №4. С. 210-218.
62. Редькина Т. Ю. Стилистическая полифония в текстах трэвел-сайта//Век информации. Т. 2, №2 : С.-Петерб. гос. ун-т, Ин-т «Высш. шк. журн. и мас. Коммуникаций», 2017 . С. 53 — 54.
63. Редькина Т. Ю. Стиль трэвел-изданий//Стилистика и литературное редактирование. В 2 т. Т1: учебник для академического бакалавриата/под ред. Л. Р. Дускаевой. - М.: Издательство Юрайт, 2016. С. 267 — 273.
64. Редькина Т.Ю. Трэвел-текст: просвещение, убеждение или развлечение? Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции. СПб, С.-Петерб. гос. ун-т, 2011. С. 56 — 58.
65. Редькина Т.Ю. Трэвел-медиатекст: способы и приемы речепорождения: учеб.-метод. пособие. СПб., С.-Петерб. гос. ун-т, Высш. шк. журн. и масс. Коммуникаций, 2013. 74с.
66. Редькина Т. Ю. Трэвел-медиатекст: средства создания увлекательности изложения. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения : матер. 51-й междунар. науч.-практ. конф. (19–20 апреля 2012 г.). URL: http://rus.jf.spbu.ru/conference/2197/2207.html
67. Редькина Т.Ю. Этические и культурно-речевые нормы в трэвел-медиатексте// Экология языка и коммуникативная практика. . — 2014. — №1. — С. 150-160.
68. Сидорова И.Г. Коммуникативно-прагматические характеристики жанров персонального интернет-дискурса (сайт, блог, социальная сеть, комментарий): Автореф. дис. … канд. филол. наук. Волгоград. 2014.
69. Синепупова О. С. Оценочная «картина мира» в публицистическом тесте (на материале печатных СМИ): Автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.01. М., 2006. 13 с.
70. Скибина О.М. Путевой очерк: синкретизм жанра // Вопросы теории и практики журналистики. 2014. №4. С.88-97.
71. Скибина О.М. Творчество В.Л. Кигна-Дедлова: проблематика и поэтика. Оренбург: ОГПУ, 2003. 214с.
72. Солганик Г.Я. Автор как стилеобразующая категория публицистического текста // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. 2001. № 3 - С. 74-83.
73. Солганик Г. Я. Стиль репортажа. – М.: Изд-во МГУ, 1970 - 74с.
74. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990. С.180-181.
75. Стеценко Е.А. История, написанная в пути… (Записки и книги путешествий в американской литературе XVII-XIX вв.). - М.: ИМЛИ РАН, 1999. - 312с.
76. Тимофеев Л., Венгеров Н. Краткий словарь литературоведческих терминов. М.: Учпедгиз, 1963. 511с.
77. Хорохордина О. В. Инструкция // Функционально-смысловые единицы речи: типология, исходные модели и принципы развертывания/ под общ.ред.К. А. Роговой. СПб.,2017. С. 261 - 307.
78. Цветова Н.С. Категория автора в интенциональном поле медиатекста // Медиатекст как полиинтенциональная система : сб. статей / отв. ред. Л. Р. Дускаева, Н. С. Цветова.. — СПб. : С.-Петерб. гос. ун-т, 2012. — С.17-23.
79. Черепанова Н. В. Путешествие как феномен культуры: автореф. дис. ...канд. филос. наук. Томск, 2006. С. 5-10.
80. Чернышевский Н. Г. Полное собрание сочинений: в 10 т. Т. 4. М.: Гослитиздат, 1948. С. 978.
81. Шадрина М.Г. Эволюция языка «путешествий»: Дис. ... д-ра филол. наук. М., 2003.394с.
82. Шачкова В. А. «Путешествие» как жанр художественной литературы: вопросы теории // Вестн. Нижегор. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Сер. Филология. Искусствоведение. 2008. № 3. С. 277-281.
83. Шмид В. Нарратология. Языки славянской культуры. –М., 2003. 312с.
84. Шмелёва Т. В. Авторское начало медийного текста: удельный вес // Язык. Дискурс. Текст: V междунар. науч. конф., посвященная юбилею проф. Г. Ф. Гавриловой: тр. и мат-лы / Педагогический институт Южного федерального университета. Ростов н/Д: АкадемЛит, 2010. Ч. I. С. 325-327.
85. Эстрина В. А. Образ автора как лингвостилистическая категория текста. Автореферат дис. на соис. уч. степени канд. филол. наук. Львов, 1980. С. 39.
86. Яковлева Э.Б. Полилог как новый объект лингвистики // Лингвистическая полифония: сб. в честь юбилея проф. Р.К. Потаповой / отв. ред. В. А. Виноградов. М., 2007. С. 184-199.
Иностранные источники
1. Borm J. Defining Travel: On the travel book, travel writing and terminology / Jan Borm// Perspectives on Travel Writing / ed. by Glenn Hooper, Tim Youngs. — Aldershot : Ashgate, 2004. — p.13-26
2. Fludernik, Monika. Towards a ‘Natural’ Narratology. London: Routledge, 2003. – 31p.
3. Greenman J.F. Introduction to Travel Journalism. On the Road with Serious Intent. —105 p.
4. New York, Peter Lang Publishing Inc., 2012. — 218 p.
5. Landow, G.P. Hypertext. The Convergence of Contemporary Critical theory and Technology / G.P. Landow. – Johns Hopkins University Press: Baltimore,1992. – 256p.
6. Martin J. R., White P. R. The Language of Evaluation // Appraisal in English, 2005. 270p.
7. Oatley, Keith. Creative expression and communication of emotion in the visual and narrative arts // Handbook of affective sciences / ed. by R. J. Davidson, K. R. Scherer, H. H. Goldsmith. New York: Oxford Univ. Press, 2009. P. 481–502.
8. Rosenfeld J. Discourse and narrative. Material Information Agency Cursorinfo, 2006. URL: http: // cursorinfo.co.il/news/ analize/ 2006/ 03/ 01/ discurse/
9. Schiffrin, D. In Other Words: Variation in reference and narrative. Cambridge, 2006 —392p.
10. Wilson J. The Best American Travel Writing. — Boston: Houghton Mifflin Company, 2006. — 352 p.
11. Youngs T. Travellers in Africa; British Travelogues, 1850–1900 / Tim Youngs. —Manchester: Manchester University Press, 1994. — 235p
Электронные ресурсы
1. Винокур Т.Г. Полилог [Электронный ресурс] // Лингвистический энциклопедический словарь. URL: http://lingvisticheskiy-slovar.ru/description/polilog/472
2. Дускаева Л.Р. Стереотипы речевого поведения в блогосфере сообществ [Электронный ресурс] //Стилистика медиатекста. Избранные статьи 2010-1012 гг.. URL: http://jf.spbu.ru/upload/files/file_1354569906_8832.pdf
3. Евсюкова Т. В., Гермашева Т.М. Основные подходы к определению понятий «Блог» и «Блогосфера» в лингвистике [Электронный ресурс] // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. №11-2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/osnovnye-podhody-k-opredeleniyu-ponyatiy-blog-i-blogosfera-v-lingvistike
4. Ефремова Т. Ф. [Электронный ресурс] // Современный толковый словарь русского языка. 2000.URL: http://slovonline.ru/slovar_efremova/
5. Иванова Е. М. Полилог как тип диалога в современном обществе: интервальный подход [Электронный ресурс] // Вестн. Том. гос. Ун-та. 2009. №327. URL: http://journals.tsu.ru/vestnik/&journal_page=archive&id =840&article_id=14043
6. Казак М. Ю. Медиатекст: сущностные и типологические свойства [Электронный ресурс] // Global Media Journal. 2011. T. II. Вып. 1. URL: http://dspace.bsu.edu.ru/bitstream/123456789/8687/1/Kazak_Spetsifika.pdf
7. Лазуткина Е.В. Особенности коммуникационной модели блогов. [Электронный ресурс] // Вестн. Ставропол. гос. ун-та. - 2010, №66. URL: https://www.twirpx.com/file/718747/
8. Официальная страница Форума Винского. [Электронный ресурс] URL: http://forum.awd.ru/view topic.php?f= 823&t=78439&start=140
9. Официальная страница «Клуба путешествий Михаила Кожухова». [Электронный ресурс] URL: http://mktravelclub.ru/
10. Официальная страница трэвел-блога «Жизнь в дороге». [Электронный ресурс] URL: http://kubatyan.blogspot.ru/
11. Официальная страница трэвел-блога Ольги Салий. [Электронный ресурс] URL: http://www.free-writer.ru/
12. Официальный сайт блога «Magnum Photos Blog». [Электронный ресурс] URL:http://pro.mag num photos.com
13. Официальный сайт National Press Photographers Association. [Электронный ресурс] URL: http://np pa.org/
14. Показаньева И.В. Проблемное поле трэвел-журналистики как явления современного медиапространства. [Электронный ресурс] URL: http://www.mediascope.ru/node
15. Тертычный А.А. Жанры периодической печати. [Электронный ресурс] URL: http://www.evartist. narod.ru- /text2/01.htm
Трэвел-медиатексты
1. Экспресс с махараджами. // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blogs pot.ru/2012/04/blog-post_13.html
2. Бирманские астрологи и хироманты // Жизнь в дороге. URL: http://kuba tyan.blogspot.ru/2015/01/blog-post.html
3. Жизнь во вьетнамском стиле // Жизнь в дороге. URL: http: http:// kubaty an.blogspot.ru/2014/06/blog-post.html
4. Куба //Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blogspot.ru/2006/10/blog post.html
5. Запретные катакомбы Парижа. // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan. blogspot.ru/2017/08/blog-post.html
6. Фотоохота на слона // Жизнь в дороге.URL: http://kubatyan.blogspot.ru/ 2003/11 /blog-post_01.html
7. Посёлок чудаков // Жизнь в дороге.URL: http://kubatyan.blogspot.ru/2016 /03/ blog-post_26.html
8. Чудной Дели // Жизнь в дороге.URL: httphttp://kubatyan.blogspot.ru/2012 /12/blog-post.html
9. Рассвет над Луандой // Жизнь в дороге.URL: http://kubatyan.blogspot.ru /2014/01/blog-post.html
10. Невозможная вьетнамская еда // Жизнь в дороге.URL: http://kubatyan. blogspot.ru/2012/07/blog-post.html
11. Чёрная работа // Жизнь в дороге. URL:http://kubatyan.blog spot.ru /2010/ 06/blog-post_07.html
12. Божественный Хо Ши Мин // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blog pot.ru/2012/04/blog-post_19.html
13. На велосипеде по Гималаям. По священным местам // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blogspot.ru/2007/03/blog-post_01.html
14. Африканский подарки // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blog spot.ru/2009/12/blog-post.html
15. Тегеранский базар // Жизнь в дороге. URL: http://kubatyan.blogspot.ru/ 2017/02/blog-post.html
16. Экстремальные парикмахеры // Жизнь в дороге. URL: // http://kuba tyan.blogspot.ru/2014/04/blog-post_25.html
17. Из Софии в Грецию // Форум Винского. URL: http://forum.awd.ru/ viewtopic.php?f=1395&t=286520
18. Анкета на визу в Великобританию - образец заполнения // Форум Винского. URL: http://forum.awd.ru/viewtopic.php?f=527&t=340556
19. Барселона для "чайников"// Форум Винского. URL: http://forum.awd.ru /viewtopic.php?f=550&t=319731
20. В Агуас-Кальентес пешком // Форум Винского. URL: http://forum.awd .ru/viewtopic.php?t=342435