Авторское «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах
|
Введение………………………………………………………………….…..……3
Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста …………………9
1.1. Категория автора в трэвел-блоге…………………………………………9
1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда…………… 17
1.3. Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте
1.4. Выводы
Глава 2. Речевые особенности воплощения авторского «я» в трэвел-блоге...43
2.1. Речевая разработка содержания в аспекте функциональных типов речи
2.2. Оценочность как способ выражения субъективного начала……….…61
2.3. Речевые приёмы реализации функции воздействия на адресата….….75
2.4. Выводы
Глава 3. Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста………...……83
3.1 Трэвел-форум как информационно-коммуникативная среда………….83
3.2. Речевые средства выражения личностного начала:
жанрово-тематическая дифференциация трэвел-текстов
Выводы
Заключение
Список литературы
Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста …………………9
1.1. Категория автора в трэвел-блоге…………………………………………9
1.2. Трэвел-блог как информационно-коммуникативная среда…………… 17
1.3. Специфика трэвел-блога в жанровом и предметно-тематическом аспекте
1.4. Выводы
Глава 2. Речевые особенности воплощения авторского «я» в трэвел-блоге...43
2.1. Речевая разработка содержания в аспекте функциональных типов речи
2.2. Оценочность как способ выражения субъективного начала……….…61
2.3. Речевые приёмы реализации функции воздействия на адресата….….75
2.4. Выводы
Глава 3. Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста………...……83
3.1 Трэвел-форум как информационно-коммуникативная среда………….83
3.2. Речевые средства выражения личностного начала:
жанрово-тематическая дифференциация трэвел-текстов
Выводы
Заключение
Список литературы
Настоящая работа посвящена исследованию способов актуализации авторского начала в трэвел-блогах (далее – ТБ) и трэвел-форумах (далее – ТФ) как разновидностях трэвел-медиатекстов (далее – ТМТ). Путешествие связано с универсальной потребностью человека в новых впечатлениях и является неисчерпаемым источником познания. Выбор темы связан со стремительным развитием новых каналов коммуникации и массовым интересом к трэвел-текстам. Ввиду популярности путешествий увеличилось разнообразие источников информации о них в медиасреде: журналы, специализированные справочники, туристические буклеты, путеводители, блоги и форумы.
Актуальность работы. Сегодня массмедиа отражает клиповость мышления и коллажное восприятие действительности. Создание образа страны осуществляется посредством выбора из всей массы увиденного того, что будет интересно адресату. Индивидуальный взгляд на окружающую действительность в интернет-текстах трэвел-тематики представлен шире, чем в классических трэвел-журналах, что обусловлено мобильностью, простотой и доступностью трэвел-блогов и трэвел-форумов как коммуникативных технологий и сфер публичного коммуникативного пространства: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность поделиться личными впечатлениями в режиме онлайн. Тексты о путешествиях, представленные в трэвел-блогах и трэвел-форумах, с ярко выраженным личностным началом, создают широкий фон, на котором существуют медиатексты трэвел-журналов и других привычных типов изданий, в которых выражение авторского «я» должно соответствовать речевому облику издания, ориентированного на определенную аудиторию.
Авторский компонент проявляется в самом восприятии страны, поскольку в новой среде человек старается избегать использования стереотипов и даже разрушает их. Сама диалектика путешествия такова, что личный взгляд создаёт образ страны: во время поездки автор переосмысливает привычное представление о том или ином объекте (явлении) и делится полученным опытом с адресатом. Несмотря на то что путешественник в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии со своим замыслом, перед читателем он предстаёт как «человек частный», c индивидуальными взглядами и предпочтениями. Автор трэвел-блога и трэвел-форума может позволить себе быть самим собой и не проявлять сервильности как отождествления своих интересов с интересами аудитории, уделяя большее внимание тем аспектам, которые кажутся наиболее важными ему самому.
Несмотря на популярность трэвел-журналистики и немалое количество исследований, посвященных теоретическому изучению этой области, анализ особенностей воплощения личностного начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах пока не становился самостоятельным объектом исследования, что и определяет научную новизну данного исследования.
Массовость трэвел-текстов и их жанрово-тематическая дифференциация в интернет-пространстве позволяет потенциальному адресату найти такой текст, который соответствует его интересам, и такого автора, который будет ему близок как читателю, что способствует возникновению эффекта доверия: адресату становится легче идентифицировать себя с автором и представить себя на его месте. В этом случае автор-путешественник воспринимается как посредник в представлении страны и способен оказать существенное влияние на формирование ее образа в картине мира адресата, а также на отношение к ней.
В русле общей тенденции расширения поля трэвел-журналистики у авторов трэвел-блогов и трэвел-форумов появляются большие возможности, связанные с наличием обратной связи, благодаря которой автор может напрямую узнать, что интересует читателей. Возникает сложность самого объекта исследования: страна представляется как сложный, необъятный и принципиально «непотребляемый» объект (нет возможности её приобрести, попробовать на вкус или использовать каким-либо другим способом). Сложность страны как объекта представления порождает многообразие возможных сценариев ее отражения в тексте и делает особенно ценным личный опыт автора-путешественника в трэвел-блоге и трэвел-форуме.
В речевой репрезентации результатов познавательного процесса, одним из способов реализации которого является путешествие как социокультурное действие, отражаются общие принципы индивидуального восприятия мира человеческим сознанием. В результате один и тот же объект действительности интерпретируется по-разному в зависимости от картины мира каждого конкретного человека. Посредством анализа используемых языковых значений можно определить, каким образом автор структурирует и осмысляет полученный опыт путешествий.
Ввиду такой взаимообусловленности восприятия и языка, выбор того или иного способа выражения личностного начала в трэвел-блоге и трэвел-форуме мы связываем, прежде всего, с речевой стороной разработки содержания текстов.
Объектом исследования стали медиатексты трэвел-блогов и трэвел-форумов.
Предметом исследования являются речевые способы и приёмы выражения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Трэвел-блог напрямую сопряжён с личностью автора: окружающая среда становится фоном для выражения субъективных наблюдений и мыслей. Роль автора имеет особое значение, поскольку именно от него зависит, какой будет незнакомая реальность в глазах читателя. Определяющими становится манера изложения и способ нетривиально подать информацию. Трэвел-блоги строятся на разных семантических структурах: личные впечатления во время поездки, информация об актуальном событии, отвлеченные авторские размышления. Трэвел-форум связан с удовлетворением утилитарных потребностей читателей, которые используют опыт других для планирования и облегчения собственного путешествия. Важность специфики авторского речевого поведения на просторах медиасреды в рамках нашего исследования определяется тем, что в трэвел-блоге читатель видит мир глазами одного автора, который не ограничен в средствах и способах выражения личностного начала, в то время как в трэвел-форуме автором является неограниченная совокупность пользователей, представляющих различные группы говорящих. Возможности выражения собственного «я» в трэвел-форуме в некоторой степени сужаются из-за регламентированных правил речевого поведения, которые установлены модераторами.
В нашей работе как центральную категорию мы рассматриваем трэвел-блог и отталкиваемся от того, что сам тип коммуникативной ситуации предопределяет более высокий статус трэвел-блогера, нежели пользователя трэвел-форума, чем и обусловлен наш подход к выявлению способов воплощения авторского начала в трэвел-форуме на фоне средств самовыражения в трэвел-блоге.
Цель исследования заключается в выявлении речевых особенностей выражения авторского начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах как разновидностях трэвел-медиатекста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику трэвел-блогов и трэвел-форумов с учётом свойств медиатекста;
- изучить научные представления о категории автора;
- определить коммуникативную специфику блога и форума как медиасреды;
- рассмотреть трэвел-блог и трэвел-форум в жанровом и предметно-тематическом аспекте;
- проанализировать модели речевой разработки содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи;
- определить особенности речевого поведения в трэвел-форуме;
- выявить речевые приёмы воздействия на адресата в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Теоретическую базу работы составляют исследования в области: трэвел-журналистики (В.А. Шачкова, Т.Ю. Редькина, Е.Р. Пономарев, И.В. Показаньева, З. Бауман, Н.В. Маслова и др.); в области категории «образ автора» (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Н.С. Валгина, Н.К. Бонецкая, Л.Г. Кайда , Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Е.П. Почкай и др.); в области интернет-среды как коммуникативной практики (И.Г. Сидорова, И. В. Беспалова, Е.В. Какорина, Е.Г. Новикова, Е.А. Кожемякин, Н. Г. Асмус и др.); в области медиалингвистики (В.Г. Костомаров, Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, Т.Г. Добросклонская, М.Ю. Казак, Т.В. Шмелёва и др.).
Эмпирическую базу исследования составляют тексты трэвел-блога «Жизнь в дороге» Григория Кубатьяна (к анализу привлекаются тексты за 2014-2018 годы, а также - для вспомогательных целей - и более ранние материалы), и тексты Форума Винского на трэвел-тематику (за 2016 - 2018 годы).
Методы исследования. В процессе исследования использовались описательный, сопоставительный, функционально-прагматический, нарративный, коммуникативно-речевой, интенционально-стилистический методы. Кроме того, был использован метод наблюдения и обобщения для выбора, классификации и категоризации релевантных речевых фактов.
Структура магистерской работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна, указывается объект и предмет исследования, определяется цель, задачи, методы исследования, а также теоретическая база.
В первой главе, «Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста», содержится общая характеристика трэвел-блога как разновидности трэвел-медиатекста и изучаются существующие подходы к определению специфики его функционирования. Определяется роль автора и рассматриваются особенности информационно-коммуникативной среды трэвел-блога: выявляются возможности трэвел-текста на основании сочетания в них вербальных и невербальных компонентов. Помимо этого, рассматривается жанровый и предметно-тематический аспект в ТБ, статус автора в изучаемых трэвел-текстах.
Во второй главе, «Речевые особенности воплощения авторского “я” в трэвел-блоге», анализируется речевая разработка содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи, уделяется внимание специфике формирования оценочного суждения, анализируются речевые способы и приёмы воздействия на адресата.
Третья глава, «Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста», посвящена изучению специфики трэвел-форума как коммуникативной среды и рассмотрению различных речевых способов выражения авторского «я».
В заключении резюмируются результаты, полученные в ходе исследования, обобщаются способы воплощения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах, формулируются выводы.
Актуальность работы. Сегодня массмедиа отражает клиповость мышления и коллажное восприятие действительности. Создание образа страны осуществляется посредством выбора из всей массы увиденного того, что будет интересно адресату. Индивидуальный взгляд на окружающую действительность в интернет-текстах трэвел-тематики представлен шире, чем в классических трэвел-журналах, что обусловлено мобильностью, простотой и доступностью трэвел-блогов и трэвел-форумов как коммуникативных технологий и сфер публичного коммуникативного пространства: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность поделиться личными впечатлениями в режиме онлайн. Тексты о путешествиях, представленные в трэвел-блогах и трэвел-форумах, с ярко выраженным личностным началом, создают широкий фон, на котором существуют медиатексты трэвел-журналов и других привычных типов изданий, в которых выражение авторского «я» должно соответствовать речевому облику издания, ориентированного на определенную аудиторию.
Авторский компонент проявляется в самом восприятии страны, поскольку в новой среде человек старается избегать использования стереотипов и даже разрушает их. Сама диалектика путешествия такова, что личный взгляд создаёт образ страны: во время поездки автор переосмысливает привычное представление о том или ином объекте (явлении) и делится полученным опытом с адресатом. Несмотря на то что путешественник в какой-то степени конструирует свой образ в соответствии со своим замыслом, перед читателем он предстаёт как «человек частный», c индивидуальными взглядами и предпочтениями. Автор трэвел-блога и трэвел-форума может позволить себе быть самим собой и не проявлять сервильности как отождествления своих интересов с интересами аудитории, уделяя большее внимание тем аспектам, которые кажутся наиболее важными ему самому.
Несмотря на популярность трэвел-журналистики и немалое количество исследований, посвященных теоретическому изучению этой области, анализ особенностей воплощения личностного начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах пока не становился самостоятельным объектом исследования, что и определяет научную новизну данного исследования.
Массовость трэвел-текстов и их жанрово-тематическая дифференциация в интернет-пространстве позволяет потенциальному адресату найти такой текст, который соответствует его интересам, и такого автора, который будет ему близок как читателю, что способствует возникновению эффекта доверия: адресату становится легче идентифицировать себя с автором и представить себя на его месте. В этом случае автор-путешественник воспринимается как посредник в представлении страны и способен оказать существенное влияние на формирование ее образа в картине мира адресата, а также на отношение к ней.
В русле общей тенденции расширения поля трэвел-журналистики у авторов трэвел-блогов и трэвел-форумов появляются большие возможности, связанные с наличием обратной связи, благодаря которой автор может напрямую узнать, что интересует читателей. Возникает сложность самого объекта исследования: страна представляется как сложный, необъятный и принципиально «непотребляемый» объект (нет возможности её приобрести, попробовать на вкус или использовать каким-либо другим способом). Сложность страны как объекта представления порождает многообразие возможных сценариев ее отражения в тексте и делает особенно ценным личный опыт автора-путешественника в трэвел-блоге и трэвел-форуме.
В речевой репрезентации результатов познавательного процесса, одним из способов реализации которого является путешествие как социокультурное действие, отражаются общие принципы индивидуального восприятия мира человеческим сознанием. В результате один и тот же объект действительности интерпретируется по-разному в зависимости от картины мира каждого конкретного человека. Посредством анализа используемых языковых значений можно определить, каким образом автор структурирует и осмысляет полученный опыт путешествий.
Ввиду такой взаимообусловленности восприятия и языка, выбор того или иного способа выражения личностного начала в трэвел-блоге и трэвел-форуме мы связываем, прежде всего, с речевой стороной разработки содержания текстов.
Объектом исследования стали медиатексты трэвел-блогов и трэвел-форумов.
Предметом исследования являются речевые способы и приёмы выражения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Трэвел-блог напрямую сопряжён с личностью автора: окружающая среда становится фоном для выражения субъективных наблюдений и мыслей. Роль автора имеет особое значение, поскольку именно от него зависит, какой будет незнакомая реальность в глазах читателя. Определяющими становится манера изложения и способ нетривиально подать информацию. Трэвел-блоги строятся на разных семантических структурах: личные впечатления во время поездки, информация об актуальном событии, отвлеченные авторские размышления. Трэвел-форум связан с удовлетворением утилитарных потребностей читателей, которые используют опыт других для планирования и облегчения собственного путешествия. Важность специфики авторского речевого поведения на просторах медиасреды в рамках нашего исследования определяется тем, что в трэвел-блоге читатель видит мир глазами одного автора, который не ограничен в средствах и способах выражения личностного начала, в то время как в трэвел-форуме автором является неограниченная совокупность пользователей, представляющих различные группы говорящих. Возможности выражения собственного «я» в трэвел-форуме в некоторой степени сужаются из-за регламентированных правил речевого поведения, которые установлены модераторами.
В нашей работе как центральную категорию мы рассматриваем трэвел-блог и отталкиваемся от того, что сам тип коммуникативной ситуации предопределяет более высокий статус трэвел-блогера, нежели пользователя трэвел-форума, чем и обусловлен наш подход к выявлению способов воплощения авторского начала в трэвел-форуме на фоне средств самовыражения в трэвел-блоге.
Цель исследования заключается в выявлении речевых особенностей выражения авторского начала в трэвел-блогах и трэвел-форумах как разновидностях трэвел-медиатекста.
Для достижения цели поставлены следующие задачи:
- дать общую характеристику трэвел-блогов и трэвел-форумов с учётом свойств медиатекста;
- изучить научные представления о категории автора;
- определить коммуникативную специфику блога и форума как медиасреды;
- рассмотреть трэвел-блог и трэвел-форум в жанровом и предметно-тематическом аспекте;
- проанализировать модели речевой разработки содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи;
- определить особенности речевого поведения в трэвел-форуме;
- выявить речевые приёмы воздействия на адресата в трэвел-блогах и трэвел-форумах.
Теоретическую базу работы составляют исследования в области: трэвел-журналистики (В.А. Шачкова, Т.Ю. Редькина, Е.Р. Пономарев, И.В. Показаньева, З. Бауман, Н.В. Маслова и др.); в области категории «образ автора» (В.В. Виноградов, М.М. Бахтин, Н.С. Валгина, Н.К. Бонецкая, Л.Г. Кайда , Г.Я. Солганик, Н.С. Цветова, Е.П. Почкай и др.); в области интернет-среды как коммуникативной практики (И.Г. Сидорова, И. В. Беспалова, Е.В. Какорина, Е.Г. Новикова, Е.А. Кожемякин, Н. Г. Асмус и др.); в области медиалингвистики (В.Г. Костомаров, Л.Р. Дускаева, В.И. Коньков, Т.Г. Добросклонская, М.Ю. Казак, Т.В. Шмелёва и др.).
Эмпирическую базу исследования составляют тексты трэвел-блога «Жизнь в дороге» Григория Кубатьяна (к анализу привлекаются тексты за 2014-2018 годы, а также - для вспомогательных целей - и более ранние материалы), и тексты Форума Винского на трэвел-тематику (за 2016 - 2018 годы).
Методы исследования. В процессе исследования использовались описательный, сопоставительный, функционально-прагматический, нарративный, коммуникативно-речевой, интенционально-стилистический методы. Кроме того, был использован метод наблюдения и обобщения для выбора, классификации и категоризации релевантных речевых фактов.
Структура магистерской работы определяется поставленной целью и сформулированными задачами: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Во введении обосновывается актуальность исследования, новизна, указывается объект и предмет исследования, определяется цель, задачи, методы исследования, а также теоретическая база.
В первой главе, «Трэвел-блог как разновидность трэвел-медиатекста», содержится общая характеристика трэвел-блога как разновидности трэвел-медиатекста и изучаются существующие подходы к определению специфики его функционирования. Определяется роль автора и рассматриваются особенности информационно-коммуникативной среды трэвел-блога: выявляются возможности трэвел-текста на основании сочетания в них вербальных и невербальных компонентов. Помимо этого, рассматривается жанровый и предметно-тематический аспект в ТБ, статус автора в изучаемых трэвел-текстах.
Во второй главе, «Речевые особенности воплощения авторского “я” в трэвел-блоге», анализируется речевая разработка содержания трэвел-блога в аспекте функциональных типов речи, уделяется внимание специфике формирования оценочного суждения, анализируются речевые способы и приёмы воздействия на адресата.
Третья глава, «Трэвел-форум как разновидность трэвел-медиатекста», посвящена изучению специфики трэвел-форума как коммуникативной среды и рассмотрению различных речевых способов выражения авторского «я».
В заключении резюмируются результаты, полученные в ходе исследования, обобщаются способы воплощения авторского «я» в трэвел-блогах и трэвел-форумах, формулируются выводы.
В современной медиалингвистике текст о путешествии как объект исследования вызывает повышенный интерес в силу того, что в медиапространстве наблюдается экспансия трэвел-текста, находящегося в постоянном развитии и претерпевающего качественные изменения в связи с появлением новых коммуникативных технологий. Наряду с привычными источниками информации о путешествиях, такими как путеводители или трэвел-журналы, появляются трэвел-блоги (ТБ) и трэвел-форумы (ТФ) как разновидность трэвел-медиатекста.
В нашем исследовании мы дали общую характеристику трэвел-блога и трэвел-форума, а также определили их специфику как коммуникативного пространства. Трэвел-блоги и трэвел-форумы обладают большей степенью выражения индивидуального взгляда на окружающую действительность, чем это обнаруживается в классических типах изданий трэвел-тематики, ориентированных на определённую аудиторию. Такое речевое свойство трэвел-блогов и трэвел-форумов обусловлено их мобильностью и доступностью как коммуникативных технологий: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность рассказать о своём путешествии и поделиться впечатлениями в режиме онлайн. Современная медиасреда изменяет представление о тексте как о линейно упорядоченной и завершённой структуре. Появляется гипертекст, который образует бесконечное пространство со множеством возможных вариантов прочтения и передачи информации. Сочетание вербальных и невербальных элементов (изображение, видео, гиперссылка, карта) образуют поликодовый текст, который становится важным инструментом автора для воплощения своего замысла и привлечения внимания аудитории.
В нашей работе мы изучили научные представления о категории автора и пришли к выводу, что тексты трэвел-тематики в блогах и форумах более персонифицированы, так как напрямую сопряжены с автором: он сам является героем своих путешествий, в результате чего отстранённость от происходящего сводится к минимуму, истории приобретают личную окрашенность и эмоциональность. Поскольку диалектика путешествия предполагает борьбу индивидуального и стереотипного, то совокупный образ представляемой страны в тексте можно рассматривать как возможный вариант восприятия окружающей действительности, а содержательные компоненты — как элементы сценария такого путешествия. Типовой сценарий зависит от мотивации путешествующего: релаксация, удовлетворение духовных потребностей, приобретение опыта инкультурации. Путешествие предполагает «перемещение (реальное или виртуальное) в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого» , потому связано с рефлексией и переосмыслением жизни. Таким образом, совокупность действий (сценарий) путешествующего можно считать архетипом композиции как таковой. При этом, неотъемлемой характеристикой самого трэвел-текста становится его нарративность, под которой понимается изложение взаимосвязанных событий в соответствии с индивидуальным планом автора. Созданный в ТБ и ТФ образа страны отличается коллажностью, поскольку при его создании автор отбирает из всей массы увиденного лишь то, что заинтересует адресата.
Также мы рассмотрели трэвел-блоги и трэвел-форумы в жанровом и предметно-тематическом аспекте и обнаружили, что важнейшей чертой путешествия является его синкретичность: структура трэвел-текста вбирает в себя множество жанровых элементов и тематических доминант, поскольку само путешествие лежит на пересечении разных типов дискурса (научного, социального, туристического, дискурса частной жизни и т.д.). Многожанровость и тематическая неоднородность трэвел-текста обусловлена отнологически: не существует отдельной науки о путешествиях. Следовательно, для структуры каждого конкретного трэвел-текста характерна сложная конфигурация разноуровневых элементов, располагающихся в соответствии с замыслом автора.
В трэвел-блогах и трэвел-форумах автор выступает как многокомпонентный образ, структура которого соответствует целям и задачам конкретного текста. В целом трэвел-медиатекст как тип текста является полиинтенциональным: его наполнение зависит от характера сочетания обязательных и факультативных целей автора. Однако доминирующей и основополагающей интенцией трэвел-текста в медиапространтсве остаётся просвещение адресата, тем самым обнаруживается отнесенность трэвел-текста к научно-популярной сфере. Просвещение адресата невозможно представить без приёмов развлечения, которые позволяют включить путешествие в сферу досуга и сферу «свободной самореализации современного человека» .
В отличие от научного путешествия, для трэвел-блогов и трэвел-форумов характерна выраженная обращённость к адресату, призванная воздействовать на него таким образом, чтобы побудить к совершению какого-либо действия. В ходе нашего исследования мы выявили речевые приёмы воздействия на адресата и пришли к выводу, что в трэвел-блоге определяющими становится увлекательная манера изложения, в трэвел-форуме — утилитарная ценность информации, способствующая облегчению планируемого путешествия. Эксплицитно и имплицитно выраженная оценочность становится ещё одним способом выражения авторского «я», поскольку таким образом автор выражает личное отношение к иной действительности и фиксирует своё эмоциональное состояние.
В рамках нашего исследования мы проанализировали модели речевой разработки содержания ТБ в аспекте функциональных типов речи (ФТР). Специфика поведения в трэвел-блоге заключается в выражении авторского присутствия в тексте: читатель видит мир глазами автора или его героев. На когнитивном уровне восприятие связано с процессом познания и структуризации полученной информации: автор отбирает нужные слоты фрейма «страна» и прокладывает смысловую линию сквозь весь материал. Вербализация отобранных слотов в речевые формы также отражает индивидуальную речевую манеру автора: монологическая речь становится коммуникативно обусловленной. Частотное встраивание одних речевых форм в другие объясняется свободной структурой трэвел-текста, в котором важную роль играют авторские отступления, обладающие значительной степенью очевидности в выражении собственного «я». С одной стороны, они помогают установить диалог с читателем, с другой — подталкивают автора к сравнению чужого мира с привычной реальностью.
Несмотря на то что трэвел-форум предоставляет путешественникам коммуникативное пространство для обмена информацией, возможности выражения авторского «я» значительно ограничиваются. В нашем исследовании мы выявили особенности речевого поведения пользователей трэвел-форума на основании того, что по структурно-смысловой организации форум представляет собой пример асинхронного полилога с неограниченным количеством участников. В процессе поиска полезной информации определяющим становится не столько манера изложения, сколько само содержание сообщение, потому что изначально автор не воспринимается читателями как центральная фигура текста. Исключением являются путешественники, которые имеют высокий социальный статус в рамках трэвел-форума и, благодаря активной позиции на форуме и публикации качественных материалов, тяготеющих к жанру отчёта, стали авторитетными и узнаваемыми среди «своих». На ТФ прослеживается строгая иерархичность
общения, которая предписывает участникам определённые коммуникативные роли. Однако политематичность общения позволяет автору проявить себя как интересного рассказчика, сведущего в определённой области путешествий и обладающего индивидуальным взглядом на привычные представления об окружающем мире.
Возрастающий спрос на индивидуальное в обществе массового способствует увеличению популярности трэвел-блогов и трэвел-форумов. Сложность страны как принципиально «непотребляемого» объекта соотносится с тем многообразием сценариев погружения в иную действительность, которые может предложить автор-путешественник: особую ценность приобретает личный опыт и нетривиальный взгляд на изменения в наблюдаемом им мире.
Ключевая задача трэвел-блога и трэвел-форума как разновидности трэвел-медиатекста — просветить и развлечь читателя таким образом, чтобы пробудить желание совершить поездку и оказаться на месте автора. Массовость и жанрово-тематическая дифференциация ТБ и ТФ позволяет каждому читателю найти того автора, который будет ему близок по духу. В результате будет достигнута главная цель текста о путешествии — сократится дистанция между адресатом и неизведанной страной.
В нашем исследовании мы дали общую характеристику трэвел-блога и трэвел-форума, а также определили их специфику как коммуникативного пространства. Трэвел-блоги и трэвел-форумы обладают большей степенью выражения индивидуального взгляда на окружающую действительность, чем это обнаруживается в классических типах изданий трэвел-тематики, ориентированных на определённую аудиторию. Такое речевое свойство трэвел-блогов и трэвел-форумов обусловлено их мобильностью и доступностью как коммуникативных технологий: у неограниченно широкого круга пользователей сети Интернет появляется возможность рассказать о своём путешествии и поделиться впечатлениями в режиме онлайн. Современная медиасреда изменяет представление о тексте как о линейно упорядоченной и завершённой структуре. Появляется гипертекст, который образует бесконечное пространство со множеством возможных вариантов прочтения и передачи информации. Сочетание вербальных и невербальных элементов (изображение, видео, гиперссылка, карта) образуют поликодовый текст, который становится важным инструментом автора для воплощения своего замысла и привлечения внимания аудитории.
В нашей работе мы изучили научные представления о категории автора и пришли к выводу, что тексты трэвел-тематики в блогах и форумах более персонифицированы, так как напрямую сопряжены с автором: он сам является героем своих путешествий, в результате чего отстранённость от происходящего сводится к минимуму, истории приобретают личную окрашенность и эмоциональность. Поскольку диалектика путешествия предполагает борьбу индивидуального и стереотипного, то совокупный образ представляемой страны в тексте можно рассматривать как возможный вариант восприятия окружающей действительности, а содержательные компоненты — как элементы сценария такого путешествия. Типовой сценарий зависит от мотивации путешествующего: релаксация, удовлетворение духовных потребностей, приобретение опыта инкультурации. Путешествие предполагает «перемещение (реальное или виртуальное) в чужое культурное пространство с целью выхода за пределы наличного бытия для познания себя и мира повседневности Другого» , потому связано с рефлексией и переосмыслением жизни. Таким образом, совокупность действий (сценарий) путешествующего можно считать архетипом композиции как таковой. При этом, неотъемлемой характеристикой самого трэвел-текста становится его нарративность, под которой понимается изложение взаимосвязанных событий в соответствии с индивидуальным планом автора. Созданный в ТБ и ТФ образа страны отличается коллажностью, поскольку при его создании автор отбирает из всей массы увиденного лишь то, что заинтересует адресата.
Также мы рассмотрели трэвел-блоги и трэвел-форумы в жанровом и предметно-тематическом аспекте и обнаружили, что важнейшей чертой путешествия является его синкретичность: структура трэвел-текста вбирает в себя множество жанровых элементов и тематических доминант, поскольку само путешествие лежит на пересечении разных типов дискурса (научного, социального, туристического, дискурса частной жизни и т.д.). Многожанровость и тематическая неоднородность трэвел-текста обусловлена отнологически: не существует отдельной науки о путешествиях. Следовательно, для структуры каждого конкретного трэвел-текста характерна сложная конфигурация разноуровневых элементов, располагающихся в соответствии с замыслом автора.
В трэвел-блогах и трэвел-форумах автор выступает как многокомпонентный образ, структура которого соответствует целям и задачам конкретного текста. В целом трэвел-медиатекст как тип текста является полиинтенциональным: его наполнение зависит от характера сочетания обязательных и факультативных целей автора. Однако доминирующей и основополагающей интенцией трэвел-текста в медиапространтсве остаётся просвещение адресата, тем самым обнаруживается отнесенность трэвел-текста к научно-популярной сфере. Просвещение адресата невозможно представить без приёмов развлечения, которые позволяют включить путешествие в сферу досуга и сферу «свободной самореализации современного человека» .
В отличие от научного путешествия, для трэвел-блогов и трэвел-форумов характерна выраженная обращённость к адресату, призванная воздействовать на него таким образом, чтобы побудить к совершению какого-либо действия. В ходе нашего исследования мы выявили речевые приёмы воздействия на адресата и пришли к выводу, что в трэвел-блоге определяющими становится увлекательная манера изложения, в трэвел-форуме — утилитарная ценность информации, способствующая облегчению планируемого путешествия. Эксплицитно и имплицитно выраженная оценочность становится ещё одним способом выражения авторского «я», поскольку таким образом автор выражает личное отношение к иной действительности и фиксирует своё эмоциональное состояние.
В рамках нашего исследования мы проанализировали модели речевой разработки содержания ТБ в аспекте функциональных типов речи (ФТР). Специфика поведения в трэвел-блоге заключается в выражении авторского присутствия в тексте: читатель видит мир глазами автора или его героев. На когнитивном уровне восприятие связано с процессом познания и структуризации полученной информации: автор отбирает нужные слоты фрейма «страна» и прокладывает смысловую линию сквозь весь материал. Вербализация отобранных слотов в речевые формы также отражает индивидуальную речевую манеру автора: монологическая речь становится коммуникативно обусловленной. Частотное встраивание одних речевых форм в другие объясняется свободной структурой трэвел-текста, в котором важную роль играют авторские отступления, обладающие значительной степенью очевидности в выражении собственного «я». С одной стороны, они помогают установить диалог с читателем, с другой — подталкивают автора к сравнению чужого мира с привычной реальностью.
Несмотря на то что трэвел-форум предоставляет путешественникам коммуникативное пространство для обмена информацией, возможности выражения авторского «я» значительно ограничиваются. В нашем исследовании мы выявили особенности речевого поведения пользователей трэвел-форума на основании того, что по структурно-смысловой организации форум представляет собой пример асинхронного полилога с неограниченным количеством участников. В процессе поиска полезной информации определяющим становится не столько манера изложения, сколько само содержание сообщение, потому что изначально автор не воспринимается читателями как центральная фигура текста. Исключением являются путешественники, которые имеют высокий социальный статус в рамках трэвел-форума и, благодаря активной позиции на форуме и публикации качественных материалов, тяготеющих к жанру отчёта, стали авторитетными и узнаваемыми среди «своих». На ТФ прослеживается строгая иерархичность
общения, которая предписывает участникам определённые коммуникативные роли. Однако политематичность общения позволяет автору проявить себя как интересного рассказчика, сведущего в определённой области путешествий и обладающего индивидуальным взглядом на привычные представления об окружающем мире.
Возрастающий спрос на индивидуальное в обществе массового способствует увеличению популярности трэвел-блогов и трэвел-форумов. Сложность страны как принципиально «непотребляемого» объекта соотносится с тем многообразием сценариев погружения в иную действительность, которые может предложить автор-путешественник: особую ценность приобретает личный опыт и нетривиальный взгляд на изменения в наблюдаемом им мире.
Ключевая задача трэвел-блога и трэвел-форума как разновидности трэвел-медиатекста — просветить и развлечь читателя таким образом, чтобы пробудить желание совершить поездку и оказаться на месте автора. Массовость и жанрово-тематическая дифференциация ТБ и ТФ позволяет каждому читателю найти того автора, который будет ему близок по духу. В результате будет достигнута главная цель текста о путешествии — сократится дистанция между адресатом и неизведанной страной.
Подобные работы
- Трэвел-журналистика в блогосфере: традиции и новаторство
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020 - Игровые концепции телепередачи «ОРЕЛ и РЕШКА
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 3750 р. Год сдачи: 2017 - Игровые концепции телепередачи «ОРЕЛ и РЕШКА»
Дипломные работы, ВКР, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2017 - Тенденции и перспективы развития
трэвел-журналистики на примере
« National Geographic Traveler»
Бакалаврская работа, журналистика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018



