АННОТАЦИЯ 5
ABSTRACT 6
ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1 Эмоциональная регуляция у дошкольников: история вопроса и постановка научной проблемы 11
1.1 Определение понятия эмоции и история изучения вопроса 11
1.2 Теоретико-методологические подходы к изучению эмоциональной регуляции в работах отечественных и зарубежных психологов 20
1.3 Особенности генезиса эмоциональной регуляции у детей старшего дошкольного возраста 27
1.4 Исследование особенностей эмоционального развития и эмоциональной регуляции у дошкольников в процессе интегративного обучения 41
ГЛАВА 2 Организация и методы исследования особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников в интегративном детском учреждении 55
2.1 Определение основных понятий и дизайн исследования 56
2.1.1 Описание выборки исследования 57
2.2 Методы исследования 58
2.2.1 Клинико-анамнестические методы 58
2.2.2 Описание методик психологического исследования 59
2.2.2.1 Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветной вариант 59
2.2.2.2 Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская) 61
2.2.2.3 Тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен) 62
2.2.2.4 Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова) 65
2.2.2.5 Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс) 66
2.3 Математико-статистические методы обработки данных 67
2.4 Процедура исследования 67
2.5 Порядок анализа данных 68
ГЛАВА 3 Результаты исследования и их обсуждение 69
3.1 Количественный анализ особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников 69
3.1.1 Анализ результатов наблюдения родителей за поведением ребенка 69
3.1.2 Анализ результатов методики «Прогрессивные матрицы Дж. Равена» 74
3.1.3 Анализ результатов социометрической методики «Два домика» 76
3.1.4 Анализ результатов методики «Выбери нужное лицо» 80
3.1.5 Анализ результатов методики «Эмоциональная идентификация» 81
3.1.6 Анализ результатов шкалы сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) 86
3.1.7 Гендерные особенности эмоциональной регуляции у дошкольников 87
3.2 Качественный анализ особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников 90
3.2.1 Интеллектуальные показатели 90
3.2.2 Успешность поведенческих стратегий 93
3.2.3 Идентификация и оценка эмоциональных состояний 94
3.2.4 Выражение и модуляция эмоциональных состояний 102
3.2.5 Успешность социальной адаптации 103
3.3 Корреляционный анализ особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников 105
3.4 Математико-статистический анализ особенностей эмоциональной регуляции у дошкольников 109
3.5 Обсуждение результатов 110
ВЫВОДЫ 115
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 118
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 120
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Информированное согласие 131
ПРИЛОЖЕНИЕ Б. Анкета для родителей 133
ПРИЛОЖЕНИЕ В. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Изображения гномиков 136
ПРИЛОЖЕНИЕ Г. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Групповой портрет гномиков 137
ПРИЛОЖЕНИЕ Д. Стимульный материал методики «Эмоциональная идентификация». Фотографии эмоций 138
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж. Результаты корреляционного анализа по методу Спирмена 141
ПРИЛОЖЕНИЕ К. Методические рекомендации для развития эмоциональной регуляции 143
Актуальность исследования. В наши дни в психологической науке эмоциональная сфера считается важнейшей системой регуляции поведения человека. Именно она формирует его отношение к явлениям окружающей среды и способствует адекватному взаимодействию индивида с другими людьми. В рамках изучения эмоциональной регуляции особенно интересен период старшего дошкольного возраста, так как именно этот период жизни человека считается этапом наиболее активного формирования эмоциональной сферы. Развитие ребенка 5-7 лет характеризуется динамичным становлением особых эмоциональных компонентов: репертуара эмоциональных реакций на различные события, механизма эмоционального воображения и идентифицированных, получивших четкое словесное определение представлений об эмоциональных состояниях человека. Способность ребенка к успешной эмоциональной регуляции выступает центральным показателем его психологического здоровья и способности к благополучной социальной адаптации.
Однако, в современной литературе, посвященной вопросу детского здоровья, развитию эмоциональной сферы ребенка оказано недостаточное внимание. Особенно своевременным кажется изучение взаимосвязи социальной среды, в которой воспитывается дошкольник, и закономерностей его эмоционально-личностного развития. Широкое распространение новых форм обучения и воспитания дошкольников, стимулирует к особо тщательному изучению тех условий, в которых растут и формируются дети.
Одной из таких новых форм стало интегративное образование, понимаемое как «процесс обучения и воспитания детей с нормативными и отклоняющимися вариантами развития в одном образовательном пространстве» [56, стр.4]. Данная форма образования получила свое распространение на территории Российской Федерации относительно недавно в сравнении со странами Европы и США. Право детей с ОВЗ на интегративное обучение было законодательно закреплено лишь в 2012 году (Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Столь незначительный опыт в реализации интегративных программ объясняет недостаток исследований, посвященных теме развития типично развивающихся детей в условиях интегративного образования.
Цель исследования. Выявление качественных особенностей эмоциональной регуляции типично развивающихся детей 5-7 лет, посещающих интегративные учреждения, по сравнению с детьми того же возраста из массовых детских садов.
Объект исследования. Эмоциональная регуляция детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Характеристики эмоциональной регуляции типично развивающихся детей, посещающих обычные и интегративные дошкольные учреждения.
Нами была выдвинута следующая гипотеза исследования: показатели эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников в интегративных учреждениях выше, чем у детей в обычных учреждениях.
В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:
1. Изучить характеристики эмоциональной регуляции и их взаимосвязи у детей, обучающихся в группах интеграции и обычных детских садах
2. Выявить общие и специфические характеристики эмоциональной регуляции детей, посещающих интегративный и обычный детский сад
3. Сопоставить характеристики эмоциональной регуляции и показатели психического здоровья типично развивающихся дошкольников, посещающих интегративные и обычные группы детского сада
4. Изучить связь поведенческих стратегий эмоциональной регуляции дошкольников в зависимости от социального контекста их проявления.
В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующие методы и методики исследования: опросные методики для педагогов и родителей дошкольников, диагностические методики для детей, методы статистической обработки и качественного анализа данных. Математическая обработка полученных данных была произведена с использованием программы SPSS.
Для данного исследования были отобраны следующие методики:
1. Прогрессивные матрицы Дж. Равена. Цветной вариант
2. Социометрическая методика "Два домика" (Т.Д. Марцинковская)
3. Тест тревожности. Методика "Выбери нужное лицо" (Р Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
4. Диагностическая методика «Эмоциональная идентификация» (Е.И. Изотова)
5. Шкальная оценка сформированности социальных форм поведения ребенка (по результатам наблюдения) (А.М.Щетинина, Л.В.Кирс)
6. Анкетирование родителей.
Базой исследования выступили 2 отделения сети центров развития ребенка «Адаин Ло».
Новизна исследования. Впервые изучены и проведены сравнительные сопоставления показателей эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников групп интеграции и массовых групп детского сада. Выявлены особенности эмоциональной регуляции, заключающиеся в проявлениях высоких показателей эмоциональной компетентности детей интегративной группы по сравнению с детьми группы массовой.
Теоретическая значимость исследования. Дальнейшее расширение и конкретизация знаний об эмоциональной регуляции старших дошкольников и о специфике формирования механизмов эмоционального поведения в различных коллективах. Получение данных о своеобразии эмоциональных проявлений типично развивающихся дошкольников. Также, данное исследование позволяет дополнить представления об интегративном образовании и особенностях формирования эмоционально-личностной сферы ребенка в интегративной среде.
Практическая значимость исследования. Представленное исследование сможет восполнить недостаток изучения особенностей эмоционального развития детей без особенностей здоровья, посещающих интегративные учреждения. Также, представленный материал может служить дополнительной теоретической базой для организации процесса социальной адаптации детей в интегративной группе, и в то же время, оказаться полезным для организации благополучного развития эмоциональной регуляции дошкольников из обычного детского сада.
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, списка литературы и приложений.
Целью данного диссертационного исследования было Выявление качественных особенностей эмоциональной регуляции типично развивающихся детей 5-7 лет, посещающих интегративные учреждения, по сравнению с детьми того же возраста из массовых детских садов. Для реализации данной цели был произведен анализ отечественной и зарубежной научной литературы, освещающей вопросы эмоциональной регуляции дошкольников и эмоций в целом, истории их изучения и различным теоретико-методологическим подходам в в изучении эмоциональной регуляции.
Также благодаря литературному обзору были изучены особенности генезиса эмоциональной регуляции у детей старшего дошкольного возраста и различные исследования, касающиеся типично развивающихся детей в условиях группы интеграции. Данный литературный обзор представлен в первой главе и завершается выводами, включающими в себя указание на отсутствие в современной науке общепринятой терминологии в вопросах изучения эмоциональной регуляции, а также отсутствие исследований характеристик эмоциональной регуляции типично развивающихся дошкольников в группах интегративного образования.
Во второй главе диссертационного исследования представлены основные компоненты исследования: цель, гипотеза, предмет, объект и задачи исследования. Также в данной главе были отображены этапы формирования выборки и ее описание. Помимо прочего во второй главе были подробно описаны методический аппарат и процедура исследования.
Третья глава представляет собой представление результатов исследования и их обсуждение. В данной главе описывается количественный, качественный, корреляционный и математико-статистический анализ полученных результатов. В обсуждении результатов описываются выявленные закономерности и приводятся возможные варианты их объяснения.
В завершение работы приводятся выводы, отражающие основные полученные результаты исследования.
Результаты данной диссертационного работы расширяют представление об интегративном образовании и специфике развития эмоционально-личностной сферы дошкольника в различной социальной среде. Проведенное эмпирическое исследование восполняет нехватку изучения характеристик эмоционального развития типично развивающихся детей, посещающих сады, реализующие программы интеграции. Вдобавок, полученный материал может рассматриваться как дополнение к теоретической базе для реализации процесса адаптации детей в интегративной группе, и, одновременно, представляет пользу для организации психолого-педагогической работы в группах традиционных дошкольных учреждений.
В качестве области возможных дальнейших исследований могут быть названы вопросы уровня тревожности дошкольников в зависимости от окружающей их социальной среды, аспекты, касающиеся навыков дошкольников в восприятии экспрессии. Также представляется интересным и плодотворным изучение различных аспектов взаимоотношений родителей типично развивающихся дошкольников со своими детьми, в зависимости от дошкольного учреждения выбранного ими для пребывания там детей.
1. Андрущенко Н.В. Монтессори-педагогика и Монтессори-терапия. СПб.: Речь, 2010. 320 с.
2. Акопян Л.С. Психология эмоциональных состояний и их регуляция у детей младшего школьного возраста: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. Самарский гос. соц.-пед. Университет, Самара, 2011. 220 с.
3. Байрамгулова Ю.М. Особенности и проблемы процесса интеграции детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации [Электронный ресурс]: VIII Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». 2012-2016. URL: http://www.scienceforum.ru/2016/1457/18744 (дата обращения: 10.08.2016).
4. Баркова В.Л. Общепсихологические основы эмоционально-волевой регуляции поведения при нормальном и нарушенном развитии // Вестник Здоровье и образование в XXI веке. 2016. №6. С. 36-42.
5. Бардышевская М.К., Лебединский В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей. М: УМК «Психология», 2003. 320 с.
6. Бардышевская М.К. Проблемы исследования эмоционально-личностного развития ребенка в рамках уровневой модели // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология, 2012. №2. С. 68-74.
7. Белкина, В.Н. Проблема эмоциональной регуляции социального поведения ребенка // Дошкольник и младший школьник: проблемы воспитания и образования: материалы конференции «Чтения Ушинского». Ярославский гос. пед. университет, Ярославль, 2003. С. 116 -122.
8. Битов А.Л. Особый ребенок: исследования и опыт помощи. Проблемы интеграции и социализации. М.: Правда, 2000. 254 с.
9. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения. М.: Педагогика, 1990. 144 с.
10. Брызгалова С.В., Заг Г.Г. Инклюзивный подход и интегрированное образование детей с особыми образовательными потребностями // Специальное образование, 2010. №3. С. 14-20.
11. Боулби Д. Создание и разрушение эмоциональных связей / пер. с англ. В. B. Старовойтова. 2-е изд. М.: Академический Проект, 2004. 272 с.
12. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967. 164 с.
13. Верхотурова Н.Ю. К проблеме генезиса эмоциональной регуляции поведения в детском возрасте // Сибирский педагогический журнал. 2011. № 8. C. 265-273.
14. Верхотурова Н.Ю., Дмитриева С.А. Изучение и оценка особенностей понимания, дифференцировки и вербализации эмоциональных реакций учащимися младшего школьного возраста с нарушением интеллектуального развития // Сибирский педагогический журнал, 2011. №2. С. 275-285.
15. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций [Электронный ресурс]: Библиотека психолога. 2008-2016. URL: http://www.mexus.ru/osnovnye-problemy-ps.html (дата обращения: 10.06.16).
...