ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Социальное сиротство как проблема современного российского общества 8
1.2 Развитие социальной работе с детьми-сиротами в России 12
1.3.Социальная адаптация детей-сирот в замещающей семье как фактор успешной социализации 21
Глава 2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами по социальной адаптации к жизни в замещающих семьях 27
2.1. Законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве в замещающую семью 27
2.2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами и замещающими семьями 33
2.3. Сравнительный анализ практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи (на основе деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга) 39
Глава 3. Исследование опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье (на основе субъективных оценок) 44
3.1.Программа и результаты исследования 44
3.2Методические рекомендации по подготовке воспитанников интернатных учреждений к адаптации в приемной семье 56
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения 73
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Социальное сиротство как проблема современного российского общества 8
1.2 Развитие социальной работе с детьми-сиротами в России 12
1.3.Социальная адаптация детей-сирот в замещающей семье как фактор успешной социализации 21
Глава 2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами по социальной адаптации к жизни в замещающих семьях 27
2.1. Законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве в замещающую семью 27
2.2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами и замещающими семьями 33
2.3. Сравнительный анализ практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи (на основе деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга) 39
Глава 3. Исследование опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье (на основе субъективных оценок) 44
3.1.Программа и результаты исследования 44
3.2Методические рекомендации по подготовке воспитанников интернатных учреждений к адаптации в приемной семье 56
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения 73
Сегодня в России важной проблемой является устройство детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства на содержание и воспитание в разнообразные воспитательные учреждения. Среди таких учреждений доминирующее положение занимают Дома малютки и детские дома-интернаты. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей – социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах .
В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Такой альтернативой может являться приемная семья. Признанными являются такие формы альтернативного семейного воспитания как усыновление, опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа. Приемная семья, при этом, определяется как полная или не полная семья, состоящая из одной или нескольких лиц, которая берет на воспитание, общее проживания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки. Приемная семья делает это добровольно, получая от государства определенную плату на содержание ребенка.
Исследуя феномен приемной семьи социологи, психологи, социальные работники и педагоги отмечают, что по сравнению с интернатными заведениями в условиях приемной семьи ребенок более успешно проходит процессы социализации и адаптации к современному социальному пространству, минуя эффект социальной депривации (нарушение социального вхождения в социум). Жизнь в приемной семье способствует более успешной адаптации детей-сирот, поскольку именно там ребенок вовлечен в систему семейных отношений. Это приводит к выводу, что необходимо всячески поощрять институт приемной семьи как благо для ребенка.
Однако часто воспитанник детского дома не готов к жизни в приемной семье, что приводил лишь к конфликтам в новом социальном окружении, девиантному поведению, серьезным психологическим проблемам и как итог – возвращение ребенка обратно в детский дом. Для того чтобы снизить риск негативных последствий во время адаптации в приемной семье, необходима предварительная подготовка, которые занимаются социальные работники, психологи, воспитатели. Изучение теории и раскрытие практических механизмов этого процесса необходимо для успешного освоения ребенка в семье, его развития в будущем как полноценного члена российского общества.
Исходя их этого, можно сформировать проблему исследования, которая заключается в противоречии между теоретическими разработками подготовки ребенка к адаптации в приемной семье и осуществления этих разработок в практике социальной работы воспитанников детского дома.
Цель– теоретически обосновать, эмпирически исследовать и разработать рекомендации по работе по подготовки ребенка к адаптации в приемной семье.
Задачи:
1. Рассмотреть социальное сиротство как актуальную социальную проблему российского общества;
2. Раскрыть этапы развития социальной работы с детьми-сиротами по их адаптации в замещающей в России;
3. Рассмотреть законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами и их устройство в приемную семью;
4. Проанализировать формы и методы адаптации детей-сирот к жизни в приемных семьях;
5. Провести исследование опыта и проблем воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье на основе субъективных оценок и выработать рекомендации для Центров содействия семейному воспитанию.
Объект исследования – адаптация воспитанников детских домов к жизни в приемной семье
Предмет исследования – методы, приемы и механизмы взаимодействия с воспитанниками детским домов для успешной адаптации к жизни в приемной семье.
Научная разработанность темы. Исторические аспекты работы с детьми-сиротами раскрыты в работах А. Нечаевой, М. Фирсова, М. Гернета, А. Бодрина, Н.Волобуевой, Н. Сажиной, А. Савельева, А. Славко, Н. Басова. Уровень практической проработки и научного осмысления вопросам адаптации и жизнеустройства детей к замещающей семье, представленный работами следующих психологов: В. Ослон, Г. Соломатина, Е. Слюсарева, Т. Соловьева, Н. Гуглева.
Для развития заявленного в теме направления исследований, приобретают весомость исследования по вопросам нормативного развития ребенка и его самосознания, представлено работами Л. Божович, М. Лисиной, А. Варга. Проблемы правового регулирования работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве приемной семьи раскрыты в работах Э. Алексеевой, Р. Л. Мурзина.
Существенное значение имели идеи личностного и деятельностного подхода в зарубежных исследованиях, что позволило определить логику исследования приемных семей как фактора социализации (М. Бенкс, К. Гленнинг, А.Джеффс, Ф. Коффилд, Дж. Коулмен, И. Ричардс, С. Холл и др.)Также весомым вкладом в понимания психологии приемного ребенка могут послужить труды ученых, раскрывающих деструктивные влияния на развитие ребенка, одним из которых является явление сиротства, проявляющиеся в депривации, нарушенные привязанности, психотравматизации и отклонениях в личностном и поведенческом развитии (Н. Асанова, Дж. Боулби,, И. Гофмана, И. Дубровина, М. Эйнсворт, И. Лангмейер, З. Матейчек, Г. Прихожан, Н. Толстых,, А. Фрейд, И. Фурманов).
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ научно исследовательских источников, их обобщение, сравнение и систематизация для раскрытия сущности и определения базовых понятий проблемы, которая исследуется, анализ статистических данных;
2. Эмпирические – интервью, беседа(проводилась при подготовке детей к анкетированию), включенное наблюдение.
В рамках работы над ВКР было проведено исследование, посвященное изучению опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов к жизни в приемной семье (на основе субъективных оценок).
Исследование проходило в три этапа:
первая этап– интервью со специалистом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга;
второй этап – интервью со специалистами, работающими непосредственно в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
третий этап – анкетирование детей-воспитанников одного из Центров Содействия Семейному Воспитанию г. Санкт-Петербурга.
База прикладного исследования:
1. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам вторичного сиротства;
2. Центр содействия семейному воспитанию№ 4 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Выборка исследования:
1) Количество интервью со специалистом Комитета по социальной политики – 1. Столь малый объем выборки специалистов из Комитета объясняется спецификой учреждения: Комитет по социальной политике имеет жесткую структуру, в которой существуют узкая специализация и строгая иерархия, в связи с этим, учреждение само назначает лицо, которое может выступить в качестве эксперта
2) Было проведено 8 интервью со специалистами Центра Содействия Семейному Воспитанию разного уровня: 1 интервью с заместителем директора, 2– с социальным работником, 5 – с дневными воспитателями групп.
3) Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию№4 г. Санкт-Петербурга. Объем выборки – 52 человек.
Гипотезы исследования.
1) Специалисты в целом дают невысокую оценку деятельности различных служб по подготовке воспитанников к адаптации в приемных семьях и видят дальнейшее совершенствование этой деятельности в разработке единого плана мероприятий, соответствующих программ и кооперации усилий различных служб;
2) У воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представления о жизни в семье развиты слабо.
Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые осуществлено целостное изучение заявленной в диссертации темы. Проведено теоретическое обоснование и эмпирическая констатация психологических особенностей адаптации ребенка приемной семье. Разработаны методические рекомендации для работы специалистов по подготовке воспитанников детских домов к адаптации в приемной семье. Получили развитие положения о положительном влиянии Центра содействия семейному воспитанию на развитие готовности ребенка к семейной жизни ребенка при условии его социального и психологического сопровождения.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в работе Центре содействия семейному воспитанию в процессе организации социального сопровождения и адаптации как детей-сирот, так и их будущих семей; на курсах повышения квалификации специалистов социальной работы, психологов, педагогов, работающих в системе охраны детства и защиты детей; при подготовке кандидатов в создании приемной семьи и повышении воспитательного потенциала приемных родителей.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений. Общий объем работы – 79 страниц, количество литературных источников включает 60 наименований.
В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Такой альтернативой может являться приемная семья. Признанными являются такие формы альтернативного семейного воспитания как усыновление, опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа. Приемная семья, при этом, определяется как полная или не полная семья, состоящая из одной или нескольких лиц, которая берет на воспитание, общее проживания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки. Приемная семья делает это добровольно, получая от государства определенную плату на содержание ребенка.
Исследуя феномен приемной семьи социологи, психологи, социальные работники и педагоги отмечают, что по сравнению с интернатными заведениями в условиях приемной семьи ребенок более успешно проходит процессы социализации и адаптации к современному социальному пространству, минуя эффект социальной депривации (нарушение социального вхождения в социум). Жизнь в приемной семье способствует более успешной адаптации детей-сирот, поскольку именно там ребенок вовлечен в систему семейных отношений. Это приводит к выводу, что необходимо всячески поощрять институт приемной семьи как благо для ребенка.
Однако часто воспитанник детского дома не готов к жизни в приемной семье, что приводил лишь к конфликтам в новом социальном окружении, девиантному поведению, серьезным психологическим проблемам и как итог – возвращение ребенка обратно в детский дом. Для того чтобы снизить риск негативных последствий во время адаптации в приемной семье, необходима предварительная подготовка, которые занимаются социальные работники, психологи, воспитатели. Изучение теории и раскрытие практических механизмов этого процесса необходимо для успешного освоения ребенка в семье, его развития в будущем как полноценного члена российского общества.
Исходя их этого, можно сформировать проблему исследования, которая заключается в противоречии между теоретическими разработками подготовки ребенка к адаптации в приемной семье и осуществления этих разработок в практике социальной работы воспитанников детского дома.
Цель– теоретически обосновать, эмпирически исследовать и разработать рекомендации по работе по подготовки ребенка к адаптации в приемной семье.
Задачи:
1. Рассмотреть социальное сиротство как актуальную социальную проблему российского общества;
2. Раскрыть этапы развития социальной работы с детьми-сиротами по их адаптации в замещающей в России;
3. Рассмотреть законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами и их устройство в приемную семью;
4. Проанализировать формы и методы адаптации детей-сирот к жизни в приемных семьях;
5. Провести исследование опыта и проблем воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье на основе субъективных оценок и выработать рекомендации для Центров содействия семейному воспитанию.
Объект исследования – адаптация воспитанников детских домов к жизни в приемной семье
Предмет исследования – методы, приемы и механизмы взаимодействия с воспитанниками детским домов для успешной адаптации к жизни в приемной семье.
Научная разработанность темы. Исторические аспекты работы с детьми-сиротами раскрыты в работах А. Нечаевой, М. Фирсова, М. Гернета, А. Бодрина, Н.Волобуевой, Н. Сажиной, А. Савельева, А. Славко, Н. Басова. Уровень практической проработки и научного осмысления вопросам адаптации и жизнеустройства детей к замещающей семье, представленный работами следующих психологов: В. Ослон, Г. Соломатина, Е. Слюсарева, Т. Соловьева, Н. Гуглева.
Для развития заявленного в теме направления исследований, приобретают весомость исследования по вопросам нормативного развития ребенка и его самосознания, представлено работами Л. Божович, М. Лисиной, А. Варга. Проблемы правового регулирования работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве приемной семьи раскрыты в работах Э. Алексеевой, Р. Л. Мурзина.
Существенное значение имели идеи личностного и деятельностного подхода в зарубежных исследованиях, что позволило определить логику исследования приемных семей как фактора социализации (М. Бенкс, К. Гленнинг, А.Джеффс, Ф. Коффилд, Дж. Коулмен, И. Ричардс, С. Холл и др.)Также весомым вкладом в понимания психологии приемного ребенка могут послужить труды ученых, раскрывающих деструктивные влияния на развитие ребенка, одним из которых является явление сиротства, проявляющиеся в депривации, нарушенные привязанности, психотравматизации и отклонениях в личностном и поведенческом развитии (Н. Асанова, Дж. Боулби,, И. Гофмана, И. Дубровина, М. Эйнсворт, И. Лангмейер, З. Матейчек, Г. Прихожан, Н. Толстых,, А. Фрейд, И. Фурманов).
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ научно исследовательских источников, их обобщение, сравнение и систематизация для раскрытия сущности и определения базовых понятий проблемы, которая исследуется, анализ статистических данных;
2. Эмпирические – интервью, беседа(проводилась при подготовке детей к анкетированию), включенное наблюдение.
В рамках работы над ВКР было проведено исследование, посвященное изучению опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов к жизни в приемной семье (на основе субъективных оценок).
Исследование проходило в три этапа:
первая этап– интервью со специалистом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга;
второй этап – интервью со специалистами, работающими непосредственно в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
третий этап – анкетирование детей-воспитанников одного из Центров Содействия Семейному Воспитанию г. Санкт-Петербурга.
База прикладного исследования:
1. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам вторичного сиротства;
2. Центр содействия семейному воспитанию№ 4 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Выборка исследования:
1) Количество интервью со специалистом Комитета по социальной политики – 1. Столь малый объем выборки специалистов из Комитета объясняется спецификой учреждения: Комитет по социальной политике имеет жесткую структуру, в которой существуют узкая специализация и строгая иерархия, в связи с этим, учреждение само назначает лицо, которое может выступить в качестве эксперта
2) Было проведено 8 интервью со специалистами Центра Содействия Семейному Воспитанию разного уровня: 1 интервью с заместителем директора, 2– с социальным работником, 5 – с дневными воспитателями групп.
3) Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию№4 г. Санкт-Петербурга. Объем выборки – 52 человек.
Гипотезы исследования.
1) Специалисты в целом дают невысокую оценку деятельности различных служб по подготовке воспитанников к адаптации в приемных семьях и видят дальнейшее совершенствование этой деятельности в разработке единого плана мероприятий, соответствующих программ и кооперации усилий различных служб;
2) У воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представления о жизни в семье развиты слабо.
Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые осуществлено целостное изучение заявленной в диссертации темы. Проведено теоретическое обоснование и эмпирическая констатация психологических особенностей адаптации ребенка приемной семье. Разработаны методические рекомендации для работы специалистов по подготовке воспитанников детских домов к адаптации в приемной семье. Получили развитие положения о положительном влиянии Центра содействия семейному воспитанию на развитие готовности ребенка к семейной жизни ребенка при условии его социального и психологического сопровождения.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в работе Центре содействия семейному воспитанию в процессе организации социального сопровождения и адаптации как детей-сирот, так и их будущих семей; на курсах повышения квалификации специалистов социальной работы, психологов, педагогов, работающих в системе охраны детства и защиты детей; при подготовке кандидатов в создании приемной семьи и повышении воспитательного потенциала приемных родителей.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений. Общий объем работы – 79 страниц, количество литературных источников включает 60 наименований.
В соответствие с поставленными задачами, в диссертации достигнуты следующие результаты:
1. Было изучено, что социальное сиротство – это комплексный социальный феномен, который исследуют на междисциплинарном уровне. Изучая социальное сиротство как социально-педагогическую проблему, ученые пришли к выводу, что социальное сиротство – это определенное состояние детства, которое характеризуется тем, что дети при живых родителях, независимо от официально признанного статуса семьи, живут без необходимой опеки и воспитания, без эмоциональной поддержки и участия со стороны своей семьи
Сущность «социального сиротства» трактуется как особое состояние детства, обусловленное его местом в условиях определенной социальной структуры, в системе социальных отношений общества, рассматривающих всех детей, которые остались без надлежащей опеки и воспитания, вне зависимости от социального статуса родителей.
2. Осуществив анализ становления системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки выявлено, что существующая система государственной опеки в России создавалась во времена существования Советского Союза. В ее основу были положены идеи коллективного воспитания детей. Россия унаследовала систему больших интернатных учреждений, где дети не в полной мере могут реализовать свой потенциал. Такие учреждения не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку часто изолируют детей от общества. Если ребенок попадает в учреждение интернатного типа в раннем возрасте, он, как правило, проходит все формы институализации в зависимости от возраста и остается в интернате до совершеннолетия. Сегодня в России существует достаточно разветвленная система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что предусматривает как устройство детей в семьи, так и в государственных учебно-воспитательных заведениях. Социально-экономический кризис 90-х годов был причиной роста количества детей-социальных сирот, а также появления большого количества беспризорных детей. С конца XX в. в России действует слаженная государственная система содержания, воспитания и обучения детей-сирот. Однако, на современном этапе остро встала проблема реформирования сложившейся в России системы государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки. О необходимости изменений свидетельствуют проблемы, возникающие у воспитанников интернатов при устройстве во взрослой жизни, связанные с одновременным действием двух факторов: особенностями процесса социализации личности воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы и спецификой развития ребенка вне семьи.
3.Главным законом, регулирующим деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является постановление Правительства №481 от 24.05.2014, в этом законе основным вектором работы интернатных учреждений называется приближение условий проживания к семейным (например, обязательно совместное проживание в группах братьев и сестер вне зависимости от их возрастов и медицинских диагнозов); у каждой группы должна быть возможность для приготовления пищи; спальни должны быть рассчитаны не более, чем на трех человек). Однако, в настоящее время на практике выполнить это постановление полностью учреждениям не предоставляется возможным: работа с разновозрастными группами (особенно в тех, в которых находятся дети дошкольного возраста и дети с серьезными заболеваниями) требует профессиональной переподготовки кадров или дополнительных ставок; перепланировка помещений требует разрешения специальных Комитетов и больших финансовых вложений. На взгляд специалистов, работающих на местах, данное постановление требует доработок, в частности, создание материального стимулирования для регионов.
4. Как уже было сказано, в России создана и действует система устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений Семейного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов отчетливо явствуют два основных вида их устройства: семейное и несемейное. Каждый вид устройства имеет свои, установленные законом формы: семейные формы представлены усыновлением (удочерением), опекой (попечительством), приемной семьей и в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ – патронатной семьей. Несемейное устройство включает разные виды организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации основополагающего права детей, оставшихся без родительского попечения, жить и воспитываться в семье, причем независимо от возраста, состояния здоровья, особенностей развития или поведения, с учетом опыта зарубежных стран предложено создать в России новую модель приемной семьи, которая будет состоять из двух видов – традиционной и специализированной:
традиционная приемная семья – для воспитания приемных детей без особых отклонений в поведении или состоянии здоровья, в количестве, не превышающем трех человек, с учетом родных и усыновленных;
специализированная приемная семья – для воспитания детей в возрасте до трех лет, детей с девиантным поведением.
В результате сравнительного анализа практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи, можно сказать, что в деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы с замещающими семьями, воспитывающими детей-сирот, как на уровне муниципальных Центров социальной помощи, так и общественных организаций.
На примере Санкт-Петербурга было установлено применение таких технологий в развитии института приемной семьи, как интернет-технологии и технологии социально-адаптивной поддержки для потенциальных и существующих приемных родителей путем реализации проекта «Школа приемных родителей», программы «слета приемных родителей». Активную поддержку формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает Департамент воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации, деятельность которого в настоящее время направлена на исследование всех показателей реализации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результатом которой может явиться как совершенствование законодательного регулирования форм устройства детей, в том числе и института приемной семьи, так и разработка специальных программ поддержки развития института приемной семьи.
5. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что при существующей системе работы по подготовке детей к жизни в замещающих семьях в Центре Содействия Семейному Воспитанию № 4 Выборгского района Санкт-Петербурга активно повышается готовность и адаптация воспитанников к жизнедеятельности в приемной семье. Проводимые там мероприятия благоприятно сказываются на социализации детей, формируются гуманные понимания о семье, дружбе. Однако мероприятия проводятся в недостаточной мере, единых обязательных программ не существует, поэтому Центру необходимо пересмотреть программу по воспитания воспитанников. В результате исследования, был разработан комплекс рекомендаций по адаптации детей-сирот к жизни в приемной семье, которые включали:
игротерапию как основной метод подготовки ребенка к адаптации в приемной семье;
методы коррекционного воздействия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности детей;
методы коррекционного воздействия направленные на активизацию кооперации;
методы коррекционного воздействия, ориентированные на обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.
Таким образом, определенные нами положения могут служить алгоритмом психологической адаптации приемного ребенка для его успешной жизни и дальнейшей социализации в условиях приемной семьи. Однако, нельзя не добавить, что рассмотренная в работе проблема требует доработки не только на уровне учреждений, но, безусловно, и на более высоких уровнях управления.
1. Было изучено, что социальное сиротство – это комплексный социальный феномен, который исследуют на междисциплинарном уровне. Изучая социальное сиротство как социально-педагогическую проблему, ученые пришли к выводу, что социальное сиротство – это определенное состояние детства, которое характеризуется тем, что дети при живых родителях, независимо от официально признанного статуса семьи, живут без необходимой опеки и воспитания, без эмоциональной поддержки и участия со стороны своей семьи
Сущность «социального сиротства» трактуется как особое состояние детства, обусловленное его местом в условиях определенной социальной структуры, в системе социальных отношений общества, рассматривающих всех детей, которые остались без надлежащей опеки и воспитания, вне зависимости от социального статуса родителей.
2. Осуществив анализ становления системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки выявлено, что существующая система государственной опеки в России создавалась во времена существования Советского Союза. В ее основу были положены идеи коллективного воспитания детей. Россия унаследовала систему больших интернатных учреждений, где дети не в полной мере могут реализовать свой потенциал. Такие учреждения не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку часто изолируют детей от общества. Если ребенок попадает в учреждение интернатного типа в раннем возрасте, он, как правило, проходит все формы институализации в зависимости от возраста и остается в интернате до совершеннолетия. Сегодня в России существует достаточно разветвленная система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что предусматривает как устройство детей в семьи, так и в государственных учебно-воспитательных заведениях. Социально-экономический кризис 90-х годов был причиной роста количества детей-социальных сирот, а также появления большого количества беспризорных детей. С конца XX в. в России действует слаженная государственная система содержания, воспитания и обучения детей-сирот. Однако, на современном этапе остро встала проблема реформирования сложившейся в России системы государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки. О необходимости изменений свидетельствуют проблемы, возникающие у воспитанников интернатов при устройстве во взрослой жизни, связанные с одновременным действием двух факторов: особенностями процесса социализации личности воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы и спецификой развития ребенка вне семьи.
3.Главным законом, регулирующим деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является постановление Правительства №481 от 24.05.2014, в этом законе основным вектором работы интернатных учреждений называется приближение условий проживания к семейным (например, обязательно совместное проживание в группах братьев и сестер вне зависимости от их возрастов и медицинских диагнозов); у каждой группы должна быть возможность для приготовления пищи; спальни должны быть рассчитаны не более, чем на трех человек). Однако, в настоящее время на практике выполнить это постановление полностью учреждениям не предоставляется возможным: работа с разновозрастными группами (особенно в тех, в которых находятся дети дошкольного возраста и дети с серьезными заболеваниями) требует профессиональной переподготовки кадров или дополнительных ставок; перепланировка помещений требует разрешения специальных Комитетов и больших финансовых вложений. На взгляд специалистов, работающих на местах, данное постановление требует доработок, в частности, создание материального стимулирования для регионов.
4. Как уже было сказано, в России создана и действует система устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений Семейного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов отчетливо явствуют два основных вида их устройства: семейное и несемейное. Каждый вид устройства имеет свои, установленные законом формы: семейные формы представлены усыновлением (удочерением), опекой (попечительством), приемной семьей и в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ – патронатной семьей. Несемейное устройство включает разные виды организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации основополагающего права детей, оставшихся без родительского попечения, жить и воспитываться в семье, причем независимо от возраста, состояния здоровья, особенностей развития или поведения, с учетом опыта зарубежных стран предложено создать в России новую модель приемной семьи, которая будет состоять из двух видов – традиционной и специализированной:
традиционная приемная семья – для воспитания приемных детей без особых отклонений в поведении или состоянии здоровья, в количестве, не превышающем трех человек, с учетом родных и усыновленных;
специализированная приемная семья – для воспитания детей в возрасте до трех лет, детей с девиантным поведением.
В результате сравнительного анализа практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи, можно сказать, что в деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы с замещающими семьями, воспитывающими детей-сирот, как на уровне муниципальных Центров социальной помощи, так и общественных организаций.
На примере Санкт-Петербурга было установлено применение таких технологий в развитии института приемной семьи, как интернет-технологии и технологии социально-адаптивной поддержки для потенциальных и существующих приемных родителей путем реализации проекта «Школа приемных родителей», программы «слета приемных родителей». Активную поддержку формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает Департамент воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации, деятельность которого в настоящее время направлена на исследование всех показателей реализации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результатом которой может явиться как совершенствование законодательного регулирования форм устройства детей, в том числе и института приемной семьи, так и разработка специальных программ поддержки развития института приемной семьи.
5. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что при существующей системе работы по подготовке детей к жизни в замещающих семьях в Центре Содействия Семейному Воспитанию № 4 Выборгского района Санкт-Петербурга активно повышается готовность и адаптация воспитанников к жизнедеятельности в приемной семье. Проводимые там мероприятия благоприятно сказываются на социализации детей, формируются гуманные понимания о семье, дружбе. Однако мероприятия проводятся в недостаточной мере, единых обязательных программ не существует, поэтому Центру необходимо пересмотреть программу по воспитания воспитанников. В результате исследования, был разработан комплекс рекомендаций по адаптации детей-сирот к жизни в приемной семье, которые включали:
игротерапию как основной метод подготовки ребенка к адаптации в приемной семье;
методы коррекционного воздействия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности детей;
методы коррекционного воздействия направленные на активизацию кооперации;
методы коррекционного воздействия, ориентированные на обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.
Таким образом, определенные нами положения могут служить алгоритмом психологической адаптации приемного ребенка для его успешной жизни и дальнейшей социализации в условиях приемной семьи. Однако, нельзя не добавить, что рассмотренная в работе проблема требует доработки не только на уровне учреждений, но, безусловно, и на более высоких уровнях управления.
Подобные работы
- Адаптация педагогов к внедрению информационного сопровождения индивидуального маршрута воспитанника детского дома
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2018 - СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛЬНО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТАЦИИ ПОДРОСТКОВ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКОГО ДОМА ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2023 - Социально-педагогическое сопровождение индивидуального развития воспитанников детского дома
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017 - МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО КУЛИНАРИИ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2013 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ- СИРОТ КАК СРЕДСТВО ИХ СОЦИАЛИЗАЦИИ
Диссертация , педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Межведомственное взаимодействие по подготовке воспитанников школы-интерната к самостоятельной жизни в социуме
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4875 р. Год сдачи: 2017 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ ДЕТСКОГО ДОМА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ЖИЗНИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



