Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОДГОТОВКА ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ К АДАПТАЦИИ В ПРИЕМНОЙ СЕМЬЕ

Работа №132711

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

социальная работа

Объем работы79
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
76
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы изучения процесса социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей 8
1.1 Социальное сиротство как проблема современного российского общества 8
1.2 Развитие социальной работе с детьми-сиротами в России 12
1.3.Социальная адаптация детей-сирот в замещающей семье как фактор успешной социализации 21
Глава 2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами по социальной адаптации к жизни в замещающих семьях 27
2.1. Законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве в замещающую семью 27
2.2. Формы и методы социальной работы с детьми-сиротами и замещающими семьями 33
2.3. Сравнительный анализ практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи (на основе деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга) 39
Глава 3. Исследование опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье (на основе субъективных оценок) 44
3.1.Программа и результаты исследования 44
3.2Методические рекомендации по подготовке воспитанников интернатных учреждений к адаптации в приемной семье 56
Заключение 63
Список литературы 67
Приложения 73


Сегодня в России важной проблемой является устройство детей-сирот и детей, лишенных родительского попечительства на содержание и воспитание в разнообразные воспитательные учреждения. Среди таких учреждений доминирующее положение занимают Дома малютки и детские дома-интернаты. Наглядным показателем ослабления института семьи является высокий уровень социального сиротства. 84% детей без попечения родителей – социальные сироты или дети родителей, лишенных родительских прав или ограниченных в родительских правах .
В установленных случаях государство обязано обеспечивать социальную защиту ребенка, лишенного семейной среды, предлагая альтернативу в выборе для него вида семейной заботы. Такой альтернативой может являться приемная семья. Признанными являются такие формы альтернативного семейного воспитания как усыновление, опека (попечительство), приемная семья и детский дом семейного типа. Приемная семья, при этом, определяется как полная или не полная семья, состоящая из одной или нескольких лиц, которая берет на воспитание, общее проживания детей-сирот, детей, лишенных родительской опеки. Приемная семья делает это добровольно, получая от государства определенную плату на содержание ребенка.
Исследуя феномен приемной семьи социологи, психологи, социальные работники и педагоги отмечают, что по сравнению с интернатными заведениями в условиях приемной семьи ребенок более успешно проходит процессы социализации и адаптации к современному социальному пространству, минуя эффект социальной депривации (нарушение социального вхождения в социум). Жизнь в приемной семье способствует более успешной адаптации детей-сирот, поскольку именно там ребенок вовлечен в систему семейных отношений. Это приводит к выводу, что необходимо всячески поощрять институт приемной семьи как благо для ребенка.
Однако часто воспитанник детского дома не готов к жизни в приемной семье, что приводил лишь к конфликтам в новом социальном окружении, девиантному поведению, серьезным психологическим проблемам и как итог – возвращение ребенка обратно в детский дом. Для того чтобы снизить риск негативных последствий во время адаптации в приемной семье, необходима предварительная подготовка, которые занимаются социальные работники, психологи, воспитатели. Изучение теории и раскрытие практических механизмов этого процесса необходимо для успешного освоения ребенка в семье, его развития в будущем как полноценного члена российского общества.
Исходя их этого, можно сформировать проблему исследования, которая заключается в противоречии между теоретическими разработками подготовки ребенка к адаптации в приемной семье и осуществления этих разработок в практике социальной работы воспитанников детского дома.
Цель– теоретически обосновать, эмпирически исследовать и разработать рекомендации по работе по подготовки ребенка к адаптации в приемной семье.
Задачи:
1. Рассмотреть социальное сиротство как актуальную социальную проблему российского общества;
2. Раскрыть этапы развития социальной работы с детьми-сиротами по их адаптации в замещающей в России;
3. Рассмотреть законодательные основы социальной работы с детьми-сиротами и их устройство в приемную семью;
4. Проанализировать формы и методы адаптации детей-сирот к жизни в приемных семьях;
5. Провести исследование опыта и проблем воспитанников детских домов для адаптации в приемной семье на основе субъективных оценок и выработать рекомендации для Центров содействия семейному воспитанию.
Объект исследования – адаптация воспитанников детских домов к жизни в приемной семье
Предмет исследования – методы, приемы и механизмы взаимодействия с воспитанниками детским домов для успешной адаптации к жизни в приемной семье.
Научная разработанность темы. Исторические аспекты работы с детьми-сиротами раскрыты в работах А. Нечаевой, М. Фирсова, М. Гернета, А. Бодрина, Н.Волобуевой, Н. Сажиной, А. Савельева, А. Славко, Н. Басова. Уровень практической проработки и научного осмысления вопросам адаптации и жизнеустройства детей к замещающей семье, представленный работами следующих психологов: В. Ослон, Г. Соломатина, Е. Слюсарева, Т. Соловьева, Н. Гуглева.
Для развития заявленного в теме направления исследований, приобретают весомость исследования по вопросам нормативного развития ребенка и его самосознания, представлено работами Л. Божович, М. Лисиной, А. Варга. Проблемы правового регулирования работы с детьми-сиротами, нуждающимися в устройстве приемной семьи раскрыты в работах Э. Алексеевой, Р. Л. Мурзина.
Существенное значение имели идеи личностного и деятельностного подхода в зарубежных исследованиях, что позволило определить логику исследования приемных семей как фактора социализации (М. Бенкс, К. Гленнинг, А.Джеффс, Ф. Коффилд, Дж. Коулмен, И. Ричардс, С. Холл и др.)Также весомым вкладом в понимания психологии приемного ребенка могут послужить труды ученых, раскрывающих деструктивные влияния на развитие ребенка, одним из которых является явление сиротства, проявляющиеся в депривации, нарушенные привязанности, психотравматизации и отклонениях в личностном и поведенческом развитии (Н. Асанова, Дж. Боулби,, И. Гофмана, И. Дубровина, М. Эйнсворт, И. Лангмейер, З. Матейчек, Г. Прихожан, Н. Толстых,, А. Фрейд, И. Фурманов).
Методы исследования. Для достижения цели и решения поставленных задач были использованы следующие методы:
1. Теоретические – анализ научно исследовательских источников, их обобщение, сравнение и систематизация для раскрытия сущности и определения базовых понятий проблемы, которая исследуется, анализ статистических данных;
2. Эмпирические – интервью, беседа(проводилась при подготовке детей к анкетированию), включенное наблюдение.
В рамках работы над ВКР было проведено исследование, посвященное изучению опыта и проблем подготовки воспитанников детских домов к жизни в приемной семье (на основе субъективных оценок).
Исследование проходило в три этапа:
 первая этап– интервью со специалистом Комитета по социальной политике Санкт-Петербурга;
 второй этап – интервью со специалистами, работающими непосредственно в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
 третий этап – анкетирование детей-воспитанников одного из Центров Содействия Семейному Воспитанию г. Санкт-Петербурга.
База прикладного исследования:
1. Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга по вопросам вторичного сиротства;
2. Центр содействия семейному воспитанию№ 4 Выборгского района Санкт-Петербурга.
Выборка исследования:
1) Количество интервью со специалистом Комитета по социальной политики – 1. Столь малый объем выборки специалистов из Комитета объясняется спецификой учреждения: Комитет по социальной политике имеет жесткую структуру, в которой существуют узкая специализация и строгая иерархия, в связи с этим, учреждение само назначает лицо, которое может выступить в качестве эксперта
2) Было проведено 8 интервью со специалистами Центра Содействия Семейному Воспитанию разного уровня: 1 интервью с заместителем директора, 2– с социальным работником, 5 – с дневными воспитателями групп.
3) Воспитанники Центра содействия семейному воспитанию№4 г. Санкт-Петербурга. Объем выборки – 52 человек.
Гипотезы исследования.
1) Специалисты в целом дают невысокую оценку деятельности различных служб по подготовке воспитанников к адаптации в приемных семьях и видят дальнейшее совершенствование этой деятельности в разработке единого плана мероприятий, соответствующих программ и кооперации усилий различных служб;
2) У воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представления о жизни в семье развиты слабо.
Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые осуществлено целостное изучение заявленной в диссертации темы. Проведено теоретическое обоснование и эмпирическая констатация психологических особенностей адаптации ребенка приемной семье. Разработаны методические рекомендации для работы специалистов по подготовке воспитанников детских домов к адаптации в приемной семье. Получили развитие положения о положительном влиянии Центра содействия семейному воспитанию на развитие готовности ребенка к семейной жизни ребенка при условии его социального и психологического сопровождения.
Практическое значение исследования заключается в возможности использования его результатов в работе Центре содействия семейному воспитанию в процессе организации социального сопровождения и адаптации как детей-сирот, так и их будущих семей; на курсах повышения квалификации специалистов социальной работы, психологов, педагогов, работающих в системе охраны детства и защиты детей; при подготовке кандидатов в создании приемной семьи и повышении воспитательного потенциала приемных родителей.
Структура работы: Работа состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и приложений. Общий объем работы – 79 страниц, количество литературных источников включает 60 наименований.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В соответствие с поставленными задачами, в диссертации достигнуты следующие результаты:
1. Было изучено, что социальное сиротство – это комплексный социальный феномен, который исследуют на междисциплинарном уровне. Изучая социальное сиротство как социально-педагогическую проблему, ученые пришли к выводу, что социальное сиротство – это определенное состояние детства, которое характеризуется тем, что дети при живых родителях, независимо от официально признанного статуса семьи, живут без необходимой опеки и воспитания, без эмоциональной поддержки и участия со стороны своей семьи
Сущность «социального сиротства» трактуется как особое состояние детства, обусловленное его местом в условиях определенной социальной структуры, в системе социальных отношений общества, рассматривающих всех детей, которые остались без надлежащей опеки и воспитания, вне зависимости от социального статуса родителей.
2. Осуществив анализ становления системы учреждений для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки выявлено, что существующая система государственной опеки в России создавалась во времена существования Советского Союза. В ее основу были положены идеи коллективного воспитания детей. Россия унаследовала систему больших интернатных учреждений, где дети не в полной мере могут реализовать свой потенциал. Такие учреждения не в состоянии обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку часто изолируют детей от общества. Если ребенок попадает в учреждение интернатного типа в раннем возрасте, он, как правило, проходит все формы институализации в зависимости от возраста и остается в интернате до совершеннолетия. Сегодня в России существует достаточно разветвленная система устройства детей, оставшихся без попечения родителей, что предусматривает как устройство детей в семьи, так и в государственных учебно-воспитательных заведениях. Социально-экономический кризис 90-х годов был причиной роста количества детей-социальных сирот, а также появления большого количества беспризорных детей. С конца XX в. в России действует слаженная государственная система содержания, воспитания и обучения детей-сирот. Однако, на современном этапе остро встала проблема реформирования сложившейся в России системы государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, которые лишены родительской опеки. О необходимости изменений свидетельствуют проблемы, возникающие у воспитанников интернатов при устройстве во взрослой жизни, связанные с одновременным действием двух факторов: особенностями процесса социализации личности воспитанников школы-интерната в условиях «закрытой» образовательно-воспитательной системы и спецификой развития ребенка вне семьи.
3.Главным законом, регулирующим деятельность учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является постановление Правительства №481 от 24.05.2014, в этом законе основным вектором работы интернатных учреждений называется приближение условий проживания к семейным (например, обязательно совместное проживание в группах братьев и сестер вне зависимости от их возрастов и медицинских диагнозов); у каждой группы должна быть возможность для приготовления пищи; спальни должны быть рассчитаны не более, чем на трех человек). Однако, в настоящее время на практике выполнить это постановление полностью учреждениям не предоставляется возможным: работа с разновозрастными группами (особенно в тех, в которых находятся дети дошкольного возраста и дети с серьезными заболеваниями) требует профессиональной переподготовки кадров или дополнительных ставок; перепланировка помещений требует разрешения специальных Комитетов и больших финансовых вложений. На взгляд специалистов, работающих на местах, данное постановление требует доработок, в частности, создание материального стимулирования для регионов.
4. Как уже было сказано, в России создана и действует система устройства детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из положений Семейного кодекса РФ и иных нормативных правовых актов отчетливо явствуют два основных вида их устройства: семейное и несемейное. Каждый вид устройства имеет свои, установленные законом формы: семейные формы представлены усыновлением (удочерением), опекой (попечительством), приемной семьей и в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ – патронатной семьей. Несемейное устройство включает разные виды организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для реализации основополагающего права детей, оставшихся без родительского попечения, жить и воспитываться в семье, причем независимо от возраста, состояния здоровья, особенностей развития или поведения, с учетом опыта зарубежных стран предложено создать в России новую модель приемной семьи, которая будет состоять из двух видов – традиционной и специализированной:
 традиционная приемная семья – для воспитания приемных детей без особых отклонений в поведении или состоянии здоровья, в количестве, не превышающем трех человек, с учетом родных и усыновленных;
 специализированная приемная семья – для воспитания детей в возрасте до трех лет, детей с девиантным поведением.
В результате сравнительного анализа практик по социальной адаптации детей-сирот в приемные семьи, можно сказать, что в деятельности учреждений социального обслуживания Санкт-Петербурга накоплен значительный опыт работы с замещающими семьями, воспитывающими детей-сирот, как на уровне муниципальных Центров социальной помощи, так и общественных организаций.
На примере Санкт-Петербурга было установлено применение таких технологий в развитии института приемной семьи, как интернет-технологии и технологии социально-адаптивной поддержки для потенциальных и существующих приемных родителей путем реализации проекта «Школа приемных родителей», программы «слета приемных родителей». Активную поддержку формам устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказывает Департамент воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации, деятельность которого в настоящее время направлена на исследование всех показателей реализации форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, результатом которой может явиться как совершенствование законодательного регулирования форм устройства детей, в том числе и института приемной семьи, так и разработка специальных программ поддержки развития института приемной семьи.
5. Результаты проведенного эмпирического исследования показали, что при существующей системе работы по подготовке детей к жизни в замещающих семьях в Центре Содействия Семейному Воспитанию № 4 Выборгского района Санкт-Петербурга активно повышается готовность и адаптация воспитанников к жизнедеятельности в приемной семье. Проводимые там мероприятия благоприятно сказываются на социализации детей, формируются гуманные понимания о семье, дружбе. Однако мероприятия проводятся в недостаточной мере, единых обязательных программ не существует, поэтому Центру необходимо пересмотреть программу по воспитания воспитанников. В результате исследования, был разработан комплекс рекомендаций по адаптации детей-сирот к жизни в приемной семье, которые включали:
 игротерапию как основной метод подготовки ребенка к адаптации в приемной семье;
 методы коррекционного воздействия, направленные на активизацию коммуникативной деятельности детей;
 методы коррекционного воздействия направленные на активизацию кооперации;
 методы коррекционного воздействия, ориентированные на обмен информацией с партнёром, умение строить понятные для него высказывания и задавать вопросы.
Таким образом, определенные нами положения могут служить алгоритмом психологической адаптации приемного ребенка для его успешной жизни и дальнейшей социализации в условиях приемной семьи. Однако, нельзя не добавить, что рассмотренная в работе проблема требует доработки не только на уровне учреждений, но, безусловно, и на более высоких уровнях управления.



1. Закон Санкт-Петербурга от 21.11.2007 N 536-109 (ред. от 14.03.2017) «О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге» (принят ЗС СПб 31.10.2007);
2. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.12.2007 N 1666 (ред. от 20.07.2010) «О реализации Закона Санкт-Петербурга "О наделении органов местного самоуправления в Санкт-Петербурге отдельными государственными полномочиями Санкт-Петербурга по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, назначению и выплате денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой или попечительством, и денежных средств на содержание детей, переданных на воспитание в приемные семьи, в Санкт-Петербурге»
3. Закон Санкт-Петербурга от 22.11.2011 N 728-132 (ред. от 15.11.2017) «Социальный кодекс Санкт-Петербурга (принят ЗС СПб 09.11.2011) // «Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга», N 46, 05.12.2011
4. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 14.11.2017) // «Собрание законодательства РФ», 01.01.1996, N 1, ст. 16
5. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 30.11.2012 N 1249 «О реализации статьи 127 Семейного кодекса Российской Федерации»
6. Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (вместе с «Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей») // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2014 г. N 22 ст. 2887
7. Федеральный закон от 28.12.2013 N 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 30.12.2013, N 52 (часть I), ст. 7007
8. Приказ Минтруда России № 889 от 18 ноября 2014 г. «Об утверждении рекомендаций по организации межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации при предоставлении социальных услуг, а также при содействии в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам (социальном сопровождении)» // «Бюллетень трудового и социального законодательства РФ», N 2, 01.02.2015
9. Постановление Правительства РФ от 27.10.2016 N 1096 (ред. от 27.07.2017) «Об утверждении перечня общественно полезных услуг и критериев оценки качества их оказания» // «Собрание законодательства РФ», 07.11.2016, N 45 (часть II), ст. 6261
10. Федеральный закон от 04.12.2013 N 351-ФЗ (ред. от 19.12.2016) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования в части права выбора застрахованными лицами варианта пенсионного обеспечения» // «Собрание законодательства РФ», 09.12.2013, N 49 (часть VII), ст. 6352
11. Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об опеке и попечительстве»// «Собрание законодательства РФ», 28.04.2008, N 17, ст. 1755
12. Концепция развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года / Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2016 г. № 1839-р. // СПС «Консультант Плюс»

13. Алексеева Э. Р. Патронатная семья как институт социализации детей – сирот: автореферат диссертации кандидата социологических наук: Екатеринбург, 2009.
14. Астоянц М. С.Политический дискурс о сиротстве в советский и постсоветский период: социальная интеграция или социальное исключение? // Журнал исследований социальной политики. 2006. Т. 4, № 4. С. 475-500.
15. Багандова Б.Х., Ахмедпашаева К.А.Проблема социального сиротства в России // Символ науки. 2016. №. 6-2.
16. Басов Н.Ф. Особенности социальной помощи детям в России в период становления и развития новой общественной системы (февраль 1917 – начало 90 – х гг.) // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова.. 2015. № 2. С 7-16
17. Бодрин А. В., Таболько Л. А. Социальная поддержка детей в России: исторический аспект (X – XVIII вв.) // Молодой ученый. 2015. №23. С. 808-811.
18. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
19. Васильева Л.Л. Социально-педагогическая характеристика социального сиротства // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Акмеология образования. Психология развития. 2014. №2, 3. С.181 – 187.
20. Волобуева Н.А. Патронат как форма жизнеустройства детей – сирот в 20 – 30 Х гг. XX на Кубани / Н.А. Волобуева // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2009. № 2.С.17-23
21. Гернет М. Детоубийство // Антология социальной работы: в 5 т. – Феноменология социальной патологии / сост. М. В. Фирсов. М., 1995.
22. Дорога к детям: лучшие практики содействия семейному устройству детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. М., 2014. С. 89.
23. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения // Человек и образование. 2015. №2 (43). С. 122 – 134.
24. Ежегодный доклад уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге за 2016 год. Санкт-Петербург, 2017.
25. Киселева Н.А. Проблема адаптации приемных детей и родителей в замещающих семьях // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. Вып. 4. С. 134 - 161
26. Козлов В.А. Семейная политика в Российской Федерации: уровни ответственности, реализации и финансирования: Автореф. дисс. канд. экон. наук. М., 2011.
27. Лисина М. И. Психология самосознания у дошкольников Кишинев, 1983; Лисина М.И. Общение с взрослыми у детей первых 7 лет жизни / В кн.: Хрестоматия по детской психологии: от младенца до подростка. М.: МПСИ, 2005.С.20-53
28. Маркина А. Ю. Проблемы социального сиротства //Успехи современной науки и образования. 2016. – №. 4. – С. 66 - 80
29. Митросенко С.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения адаптации детей-сирот в замещающей семье // Идеи и идеалы. 2013. № 1 (15). С.124-143
30. Мурзин Р. Л. Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: семейно-правовой аспект: диссертация кандидата юридических наук. М., 2006.
31. Мухамедрахимов Р. Ж., Солодунова М. Ю., Чернего Д. И. Программы ранней помощи детям в замещающих семьях //Материалы съезда Российского психологического общества/ сост. Л.В. Артищева; под ред. А.О. Прохорова, Л.М. Попова, Л.Ф. Баяновой и др. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017. – Т. 3. – С. 85 - 101
32. Нечаева А. М. Россия и ее дети (ребенок, закон, государство). М.: ИГПАН, 2000.
33. Овчарова Р. В. Психологическое сопровождение родительства. М.: Институт психотерапии, 2003. С. 105-132
34. Онучина Н.Ю. Социальное сиротство – реалии современной жизни // Международный научно-исследовательский журнал. 2014. №4-4 (23). С. 19-40
35. Осипова И.И. Система предотвращения социального сиротства. Автореф. дис. доктора социологических наук. М., 2009. С. 24.
36. Ослон В. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семь. М. : Генезис, 2006.;
37. Ослон В. Ребенок в приемной семье: проблемы воспитания. Пермь : ПОИПКРО, 2004.
38. Павленок П.Д., М.Я. Руднева. Технологии социальной работы с различными группами населения: Учебное пособие. / Под ред. проф. П.Д. Павленка М.: ИНФРА. 2009.
39. Проблема сиротства в современной России: психологический аспект/ Отв. ред. А.В. Махнач, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015.
40. Савельев А.Н. Проблема детской беспризорности в СССР в 20 - 30 годы / Н.А. Савельев, Е.Ю. Костина // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2015. № 15. С. 115 - 153
41. Сажина Н.С. Социальная политика в отношении материнства и детства в первые годы Советской власти // Вестник Брянского государственного университета. 2013. № 2. С. 2- 12
42. Семья Г. В., Зайцева Н. В., Зайцев Г. О. Деинституционализация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, как основа социальной политики в городе Москве // Власть. 2010. № 12. С. 99 – 104.
43. Скворцов О.Ю. Охрана детства и материнства :автореф. дис. канд. юридич. наук. Омск : СИБИТ, 2012.
44. Славко А.А. Государственное регулирование процесса ликвидации детской беспризорности в России в годы Великой Отечественной войны и в послевоенный период / А.А. Славко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 120. С. 32 - 45
45. Смирнова А.С. Социальное благополучие приемной семьи: социологический анализ: автореф. дис. канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2013. С. 1 – 17
46. Соловьева Т. В. Система социальной защиты детства в Российской Федерации. Саранск : Издатель Афанасьев В. С.2016
47. Соломатина Г.Н., Слюсарева Е.С. Комплексное сопровождение жизнеустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: Учебное пособие. Ставрополь: Изд-во СГПИ. 2012.
48. Теория семейных систем МюрреяБоуэна: основные понятия, методы и клиническая практика. М. :Когнито– Центр, 2005.
49. Технологии работы с замещающими семьями: методические рекомендации / сост. И.Р. Тамахина. Вып. 1. Воронеж: ГБУ ВО «ЦПППиРД», 2013.
50. Фирсов М. В. История социальной работы в России: уч. пособ. М.: ВЛАДОС, 1999.
51. Шахманова А.Ш. Воспитание детей-сирот дошкольного возраста: Учебное пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений / Под ред.С.А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2005.
52. Шеметова Т. Социальный патронат семьи: помощь родителям и детям // Беспризорник. 2013. №2. С. 43 - 60
53. Anthony N. Maluccio; Barbara A. Pine; Elizabeth M. Tracy. Social work practice with families and children. Columbia University Press, 2002
54. Breid, Inde: Befreiungspadagogik und Kinderdorf-idee, SOS-Kinderdorfen in Entwicklundslandern, Paulo Freire und Hermann GmaeinerimVergleich. Verlag DialogischeErziehung, Oldenburg, 2003.
55. Dozier M. et al. Developing evidence based interventions for foster children: An example of a randomized clinical trial with infants and toddlers // Journal of Social Issues. 2006. 62. P.767–785.
56. Ассоциация приемных родителей г.Санкт-Петербурга. URL: https://vk.com/zamroditeli78 (дата обращения: 06.03.2018)
57. Воронюк, В.Я. Проблемы формирования детско-родительских отношений в замещающей семье. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/39055.pdf (дата обращения: 01.03.2018)
58. Гуглева Н.М. Содержание, формы, методы работы педагога-организатора с замещающими семьями в условиях центра помощи детям URL: http://son-net.info/soderzhanie-formy-metody-raboty-pedagoga-organizatora-s-zameshhayushhimi-semyami (дата обращения: 20.05.2018)
59. Дубинина О.И. Социальное сиротство: причины возникновения и пути решения URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnoe-sirotstvo-prichiny-vozniknoveniya-i-puti-resheniya(дата обращения: 10.05.2017)
60. Платформа материалов Pandia.ru. URL: http://pandia.ru/text/80/116/48253-5.php (дата обращения: 12.05.2018)
61. Центр социальной помощи семье и детям Фрунзенского района Санкт-Петербурга: официальный сайт. URL: http://www.cs-fr.ru/ (дата обращения: 10.12.2017)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ