Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА

Работа №132685

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость5350 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
101
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Образы детей в прозе А. И. Куприна 23
1.1. Образы детей в рассказе «Чудесный доктор» 23
1.2. Образы детей в рассказе «Детский сад» 28
1.3. Образы детей в рассказе «Тапер» 32
1.4. Образы детей в рассказе «Белый пудель» 39
1.5. Образы детей в рассказе «Слон» 45
Глава 2. Особенности темы детства в прозе А. И. Куприна 51
2.1. Дети окружаются любовью 51
2.2. Положительная и отрицательная стороны в развитии детей 63
2.3. Столкновение между двумя мирами: миром детей и миром взрослых 71
Заключение 79
Список использованной и цитируемой литературы 84

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - писатель, продолживший в русской литературе начала XX века традиции реализма. Как известно, он считается мастером точного, богатого и гармоничного литературного языка. Основные темы его творчества - вечные. Это поиски настоящей любви, вопросы жизни и смерти, человеческого земного счастья. Герои А. И. Куприна в большинстве - люди смелые, идущие на риск, и, как правило, не всегда понятые окружающими. Они сильны своей внутренней правдой. Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема детства и «детскости». Для писателя дети являются носителями той чистоты и доверия, которые многими взрослыми уже утрачены. Как правило, это дети из бедной семьи, обиженные или несчастные. Но при этом верящие в чудо и добро. В данной работе мы рассмотрим тему детства, которая отразилась в таких произведениях писателя разных периодов его творчества как «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907), где эта тема проявляется наиболее ярко.
Сначала обратимся к биографии писателя, эпизоды которой оказываются важными для раскрытия особенностей его творчества.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии. Отец его, Иван Иванович Куприн, был маленьким чиновником. Он был не чужд искусству - неплохо играл на скрипке, рисовал масляные картины. Мать будущего писателя, Любовь Алексеевна Куприна, происходила из рода татарских князей Куланчаковых
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Александр Иванович Куприн - классик русской литературы, чье творчество близко реалистическому направлению второй половины XIX и начала XX века. В своем творчестве он исследует человека, его характер в разных жизненных обстоятельствах. Сам писатель прошел большую школу жизни, перепробовав разные профессии, побывав в разных краях и городах дореволюционной России. Все, что он видел и слышал от простых людей - черноморских рыбаков, полесских крестьян, одесских газетчиков и торговцев и многих других, оставляло глубокий след в его впечатлительной душе и вырабатывало писательскую зоркость. Главные темы творчества А. И. Куприна - любовь, жизнь и смерть, несправедливость и свобода, величие человеческой личности. Как писателя А. И. Куприна можно назвать оптимистом, потому что он верил в чудо, особенно в чудо любви, которая может преобразить человека. В поисках настоящей любви писатель обращает внимание на тему детства и «детскости». В его рассказах дети наивные и доброжелательные, у детей та чистота и доверие, которые многими взрослыми уже утрачены. «Детская» тема не нова в русской литературе XIX - начала XX вв. Ванька Жуков у А. П. Чехова, Петька из рассказа «Петька на даче», Сашка из «Ангелочка» Леонида Андреева - наиболее известные герои-дети, которые включены этими писателями в тему «маленького человека», причем маленького не только по возрасту, но и по своему социальному статусу Можно назвать и предшествующих литературных персонажей-детей, таких как Неточка Незванова или Нелли у Ф. М. Достоевского. Таким образом А. И. Куприн следовал в данном случае определенной традиции русской реалистической прозы. Как же он разрабатывает эту тему, что вносит в нее нового? Эти вопросы мы рассмотрели на примере рассказов «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907).
Рассказы «Чудесный доктор» и «Тапер» можно отнести к типу «святочных» или «рождественских», так как события в них происходят в канун праздника Рождества Христова, когда все, а особенно дети, ожидают чуда. Праздник Рождества обращен прежде всего к детям, ведь в эту ночь рождается божественный младенец, для детей обычно в домах устраивалась елка, дарились подарки. Дети, изображенные в рассказах Куприна, тоже словно бы рождаются заново - путем исцеления от болезни, как в «Чудесном докторе» или, как в «Тапере», при помощи развития музыкального таланта Юры, благодаря великому композитору Антону Рубинштейну И доктор, и композитор выступают в роли спасителей, подобно Иисусу Христу, приходящему в мир, чтобы спасти род человеческий от первородного греха, хотя впрямую А. И. Куприн об этом не пишет. В результате в его рассказах дети получают желаемое, они счастливы, чего совсем нет в упомянутых рассказах А. П. Чехова и повестях Ф. М. Достоевского. Их герои-дети остаются униженными и оскорбленными. В этом отличие развития детской темы от ее развития у А. И. Куприна. В рассказе «Тапер» бедному талантливому мальчику Юрию Азагарову на празднике Рождества выпала неожиданный шанс играть на рояле в богатом доме Рудневых, где его случайно услышал великий музыкант Антон Григорьевич Рубинштейн и заинтересовался игрой Юрия Азагарова. В результате он помог мальчику стать также известным музыкантом.
Хотя рассказы «Белый пудель» и «Слон» не относятся к «рождественским» рассказам, но в них тоже хороший финал. В рассказе «Белый пудель» мальчик Сергей, выступающий с фокусами вместе с дедушкой, бродячим артистом, сам пошел на дачу «Дружба» и спас любимого пуделя Арто. В рассказе «Слон» отец девочки Нади совершил чудо: привел живого слона, которого захотела увидеть его больная «равнодушием к жизни» дочь Надя, и та поправилась.
Финал рассказа «Детский сад» не такой оптимистичный. С одной стороны, он заканчивается печально, потому что девочка Саша, которая больна из-за недостаточного солнечного света и свежего воздуха, не могла часто гулять в саду и видеть свежую зелень, наслаждаться природой и в конце концов умерла. Но с другой стороны, финал этого рассказа оставляет в читателе надежду (обратим внимание на имя девочки - Надя, Надежда), потому что после смерти Саши ее отец устраивает сад для других детей, которые будут жить.
В этих рассказах А. И. Куприн показывает нам любовь взрослых к детям, хотя они иногда не понимают друг друга, но в конце концов любовь побеждает Это, по А. И. Куприну, и есть чудо любви. Сама любовь, если она искренняя и действенная, может совершать чудо. Писателя также интересует вопрос воспитания и развития детей. Он показывает не только детей добрых, но несчастных из-за бедности, но и детей злых, живущих в роскоши, в которых из-за неправильного воспитания родители, любящие детей эгоистической слепой любовью, их портят Так, А. И. Куприн затрагивает тему социальной несправедливости, которую мы проанализировали на примерах рассказов «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900) и «Белый пудель» (1903).
Образы детей в этих рассказах разные, но все они яркие и живые. Чтобы показать несправедливость и неравенство общества, Куприн описывает детей из разных сословий. Например, сестры Рудневых - Тина и Лидия («Тапер»), как и Надя («Слон») растут в богатых семьях, их родители могут устроить веселую елку с музыкой и танцами, или осуществить несбыточное желание - привести к заболевшей дочери живого слона из зверинца. А девочка Саша («Детский сад»), мальчик Юрий Азагаров («Тапер») и мальчик Сергей («Белый пудель») бедны, и могут надеяться в жизни только на самих себя или на чудо. А. И. Куприн показывает нравственную чистоту и доброжелательность этих детей и черствость, капризы и эгоизм ребенка, который из-за чрезмерной материнской опеки становится злым. Таков Трилли из рассказа «Белый пудель», который привык получать все, что он захочет. С точки зрения А. И. Куприна, дети чутки ко всему хорошему и легко принимают человеческую доброту, а некоторые взрослые, напротив, равнодушны ко всему хорошему, в их сердцах даже часто появляется сомнение. Дети и взрослые не всегда понимают друг друга. По утверждению А. И. Куприна, мир детей чистый, простой, неожиданный и яркий, и следует охранять его от зла в обществе. Если же дети и взрослые не понимают друг друга, преодолеть непонимание, как считает А. И. Куприн, помогает великое чувство - любовь. Только она, а также сострадание и милосердие, помогают совершиться чуду, которое, как показывает в своих «детских» рассказах писатель, может сотворить не Бог, не святые, а обычный человек, если его душа открыта к добру. Такой вывод можно сделать, исследовав особенности раскрытия темы детей и детства в произведениях А. И. Куприна.


Источники
1. Куприн А. И. Сильнее смерти: Повести и рассказы о любви. СПб. 1993.
2. КупринА. И. Чудесный доктор. Рассказы. СПб., 2013.
3. КупринаК А. Мой отец. М., 1971.
Научная и критическая литература
4. Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов. М., 2003.
5. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
6. Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк. М., 1960.
7. Бабичева Ю. В. Александр Куприн // История русской литературы. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917): В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 373-394.
8. БатюшковК Н. А. И. Куприн. Вологда, 1968.
9. БондареваН. С,ДворниковаЕ. И., МорозоваА. В. идр. Мир детства в фольклоре, древнерусской литературе в произведениях русских писателей. Учеб. пос. Ставрополь, 2012.
10. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк. М.; Л., 1956.
11. ВержбицкийН. К. Встречи с А. И. Куприным. Пенза, 1961.
12. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М., 1962.
13. Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. СПб., 2002.
14. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
15. ЕмецД А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн. МГУ, 2001.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ