Введение 3
Глава 1. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. История изучения 9
1.1. История изучения архитектуры 9
1.2 Довоенные публикации о живописи 12
1.3 Публикации о живописи после 1945 г 15
Глава 2. Программа росписи Спаса на Ковалеве и особенности иконографии некоторых композиций 31
2.1 Данные письменных и графических источников о программе росписи церкви Спаса на Ковалеве 33
2.2 Программа росписи западного притвора 43
2.3. Особенности иконографии композиции «Распятие» по материалам анализа фотографий 52
2.4. «Неизвестный персонаж» из росписи южной части храма: проблемы атрибуции 54
2.5. Особенности иконографии образов святых воинов на северной стене 57
Глава 3. Реконструкция программы росписи Ковалевской церкви: основные методы и проблемы 61
3.1. Принципы компьютерной реконструкции программы росписи 61
3.2 Значение копирования для реконструкции программы росписи церкви Спаса на Ковалеве 65
Заключение 73
Список использованной литературы 76
Список иллюстраций 81
Приложение 84
Список опубликованных довоенных фотографий фресок Спаса на Ковалеве 84
Иллюстрации 88
Каменная церковь Спаса Преображения была заложена в мужском Ковалевом монастыре в 1345 году (и именно с этого времени о монастыре становится известно)1 на средства Акинфа Жабина2. Церковь являлась одноглавым, четырехстолпным сооружением с одной пониженной полукруглой апсидой, двумя притворами (с юга и с запада) и пристройкой с севера. Северный объем никак не соединялся с основным храмом, поэтому называть его притвором было бы неправильно, и, скорее всего, служил звонницей или складом3. Южный притвор, который к 1908 году служил теплой церковью при ковалевском храме и имел Благовещенское посвящение4, вероятно, был пристроен позже и имел погребальный характер5.
Роспись на стенах храма появилась спустя 35 лет после его постройки по заказу Афанасия Степановича и «подружи его Марии», в августе 1380 года6. Первоначально она покрывала все стены храма, а также западный и южный притворы, однако к началу XX века уже была частично утрачена.
Большая часть росписей была забелена, вероятно, в XVIII веке. Росписи долгое время находились под побелкой и были раскрыты при проведении работ под руководством Н.П. Сычева в 1910 и 1920 годах. Во время Великой Отечественной войны церковь находилась на линии фронта и существенно пострадала: стены были разрушены почти до основания, фрески разлетелись на маленькие кусочки. «Что погибло безвозвратно, того уже не вернешь. Мы никогда больше не увидим суровых фресок Нередицы, радостных фресок Волотова, полных какой-то интимности фресок Ковалева»7 - писал В.Н. Лазарев в 1947 году. К счастью, он оказался неправ: росписи всех трех памятников активно реставрируются, изучаются, композиции из Ковалева и Нередицы широко доступны для просмотра. Фрески Ковалева по кусочкам извлекали из завалов, очищали, подклеивали и просушивали, а затем - составляли вместе фрагменты, собирали композиции. Работы над реставрацией фресок Ковалева велись с 1962 года, и продолжаются по настоящее время, причем и сейчас реставраторы находят новые и новые стыкующиеся фрагменты.
Для знакомства с Ковалевскими фресками можно обратиться к собранным реставраторами композициям (часть смонтирована на титановые щиты и выставлена в церкви Георгия на Торгу, часть находится в Центре реставрации монументальной живописи Новгородского музея-заповедника), довоенным черно-белым фотографиям или копиям фресок. У каждого из этих источников есть свои преимущества и недостатки, но один существенный момент в равной степени относится ко всем из них: мы изучаем отдельные композиции, не имея возможности рассмотреть фрески в совокупности и представить их в интерьере церкви. Здание храма было восстановлено в 1970-1974 годах по проекту Л.Е. Красноречьева и, хотя изначально подобранные композиции планировалось поместить в интерьер, это оказалось невозможно. Применение цемента при возведении стен сделало микроклимат внутри церкви непригодным для нахождения там фресок8, монтировка собранных композиций на титановые щиты также породила определенные сложности (идеально плоские щиты не соотносились с пластичной, слегка рельефной поверхностью стен; выступали бы на 1,5-2 см и более по отношению к прежней поверхности живописи; тяжело сопрягались бы во внутренних и внешних углах стен и столбов и т.д.)9.
Основной целью настоящей работы является попытка реализации первых шагов в создании реконструкции росписи храма по методике, разработанной в ходе реконструкции программы росписи Спаса на Нередице. Реконструкция Спасо-Нередицкой росписи осуществляется в рамках проекта «Связь времен» в Санкт-Петербургском государственном университете с 2011 года, его руководитель и автор методики - Т.В. Ласка10, выступившая научным консультантом в настоящей работе.
Среди задач работы - исследование литературы, сбор документальной информации (электронные копии архивных фотографий, собранных реставраторами композиций, довоенных и современных цветных копий, прорисей) и создание реконструкции отдельных частей росписи на основании довоенных снимков. Также задачами являются исследование полноты фиксации росписи при довоенной фотосъемке и сбор сведений по еще одному источнику информации о Ковалевских фресках - копиях.
Основным методом, применяемым в теоретической части работы, является иконографический метод, а также анализ текстов и письменных источников. Практическая часть работы основана на методике, разработанной в 2011 году в рамках проекта реконструкции фресок церкви Спаса на Нередице11. Отличительной чертой этого подхода является отсутствие художественного вымысла: все воссозданные композиции опираются на документальные материалы, основным из которых можно назвать архивные фотографии.
Довоенные черно-белые снимки обладают чрезвычайной ценностью и являются незаменимым источником, но их недостаток - не всегда полностью достоверная передача стенописи: часть снимка может оказаться засвеченной из-за применения вспышки; особенности черно-белой съемки изменяют соотношения цветов: так, например, синий цвет на черно-белых фотографиях всегда выглядит темнее остальных; не стоит забывать также про перспективные искажения, особенно заметные при съемке труднодоступных мест (например, люнетов).
Сфотографировав собранные фрески с применением современной фототехники в черно-белом режиме, мы получим достаточно ровные по тону, серые изображения с большим количеством деталей. Техника 1920 годов работала не так, фиксировала меньшее количество деталей (особенно это касается фотосъемки скудно освещенных интерьеров церкви), проявка сделанных снимков проводилась вручную, причем одной из целей было получение максимально контрастного изображения: максимальная контрастность гарантировала более точную передачу деталей. В результате кадры получались более «драматичными»: тени на них выглядели почти черными, светлые места - совершенно белыми, часто имели место большие области одного цвета. Эти особенности, хотя и придают снимкам определенную художественную ценность, мешают адекватному восприятию зафиксированной на них живописи (ил. 3).
Реставраторы достигли больших успехов в подборе ковалевских композиций, но о многих из них, например, об основной части живописи западного притвора и о композициях в барабане, мы можем судить только по довоенным фотографиям. При этом барабан и западный притвор являются одними из наиболее полно зафиксированных на снимках частей здания. Реконструкция их росписи, основанная на архивных фотографиях, поможет, хоть и лишь отчасти, но все-таки восполнить утрату фресок. Существенным плюсом обработки изображений на компьютере является реализация принципа «не навреди»: архивные фотографии никак не изменяются в процессе работы, а вносимые изменения в любой момент можно отменить.
Несмотря на большой интерес исследователей к церкви Спаса на Ковалеве, многие вопросы, связанные с ее росписью, до сих пор остаются нерешенными: например, на протяжении всего изучения памятника исследуется вопрос о происхождении ковалевских мастеров и о южнославянском влиянии на Новгородскую живопись. Знания о живописи византийской ойкумены существенно расширились на данный момент, но утрата фресок затруднила исследование их иконографии и особенно стилистики. Приведение фотографий фресок к состоянию, более адекватно отражающему оригинал, и реконструкция программы росписи может облегчить исследования по каждому из этих направлений, и поэтому работа является актуальной.
Кроме того, компьютерные технологии уже весьма успешно применялись при реставрации фресок Болотова и Нередицы, но, насколько известно автору текста, до сих пор подобного опыта не было предпринято по отношению к росписям Ковалева
Объектом исследования является комплекс источников по фрескам Спаса на Ковалеве (довоенные фотографии, копии, собранные реставраторами композиции, печатные и рукописные документы). Предметом - основные иконографические особенности программы росписи храма.
Работа состоит из трех глав, заключения и приложения.
Глава Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. История изучения состоит из трех разделов и освещает исследования об архитектуре памятника, публикации о живописи до 1941 года и после этого времени.
В главе Программа росписи Спаса на Ковалеве и особенности иконографии некоторых композиций приводится краткое описание программы росписи и исследование сохранности композиций до Беликой Отечественной войны. Исследование основывается на довоенных публикациях и архивных документах и необходимо для того, чтобы понять, насколько полно роспись была отражена при фотосъемке. Также глава включает замечания об особенностях иконографии некоторых отдельных композиций, выявленные в процессе работы над фотоснимками.
Глава Реконструкция программы росписи Ковалевской церкви: основные методы и проблемы содержит описание действий, предпринятых в рамках создания компьютерной реконструкции и исследование копирования ковалевских фресок. Главным недостатком архивных фотографий является, конечно, невозможность понять по ним колорит изображения. Обращение к копиям фресок позволяет восполнить нехватку этой информации, поэтому систематизация сведений о них необходима.
Приложение содержит список опубликованных довоенных фотографий фресок, исходные архивные снимки, обработанные снимки и основанную на них реконструкцию росписи по стенам (северная стена, западный притвор, барабан), а также публикацию прориси изображения неизвестного святого работы Л.А. Дурново и некоторые другие изображения.
Подводя итог, можно сказать, что все этапы работы оказались полезны не только как подготовительные шаги для создания цветных реконструкций, но и для проведения самостоятельных исследований.
Одной из задач являлось исследование литературы по памятнику. Результаты этого исследования приведены в первой главе и позволяют сделать вывод о том, что еще далеко не все вопросы, связанные с росписью храма, однозначно разрешены исследователями: до сих пор не выработано единого мнения о происхождении мастеров, о причине своеобразия программы росписи, об идентификации отдельных персонажей (например, старца с мандорлой в руке).
Работа над задачей сбора документальной информации позволила определить принадлежность собранного реставраторами фрагмента со стопой в сандалии: найти ранее не опубликованную прорись фигуры, к которой он относится, и сделать предположение о месте этой фигуры в системе росписи. Кроме того, обращение к архивным документам (ранее не публиковавшимся заметкам Н.П. Сычева) позволило расширить сведения о росписи западного притвора храма.
Задача создания реконструкций по стенам разбилась на два этапа: обработку отдельных фотографий и затем компоновку этих изображений в единую картину. Обработка отдельных фотографий позволила уточнить иконографию композиции "Распятие": обнаружить копьё второго воина справа от фигуры Христа. Создание разверток по стенам помогло рассматривать композиции в совокупности, а рассмотрение групп композиций вместо отдельных композиций позволило отметить более тесную, чем отмечалось ранее, связь между росписями Спаса на Ковалеве и кафоликона Хиландарского монастыря.
Результатом работы над задачей сбора сведений о полноте фотофиксации росписи является первая часть второй главы и список опубликованных фотографий, представленный в приложении. Попытка систематизировать информацию по этому вопросу была предпринята впервые.
И, наконец, последней, но не по значению, поставленной задачей был сбор сведений о копировании ковалевских фресок. Информацию по этому вопросу можно было найти в труде А.П. Грекова, в настоящей работе была предпринята попытка расширить ее и обратиться к новым источникам (довоенные фотографии с выставки копий фресок, книга о художнице Е.К. Эвенбах).
Таким образом, все этапы работы привели к обнаружению новых сведений и показывают перспективность применения подобных методов - как по отдельности, так и в совокупности. Цель работы - создание реконструкций росписи на основании довоенных фотографий - можно считать в определенной степени достигнутой. Однако еще многое можно сделать: например, поместить реконструкции росписей в 3D модель храма и продолжить их размещение на стены в разрезе, для того, чтобы положение композиций в интерьере было боле ясно.
Хотелось бы отдельно остановиться на теме применения компьютерных технологий при проведении исследований. Много лет назад удешевление цветной печати, позволившее издавать большими тиражами книги с цветными иллюстрациями, дало мощный толчок вперёд для развития искусствоведения. Так же и развитие компьютерных технологий уже повлияло на многие сферы нашей жизни, и, в том числе, влияет на науку. Люди получили возможность пересылать иллюстрации в любую точку земного шара за секунды, а процесс поиска информации по многим вопросам сейчас стал настолько простым, насколько не был никогда. При этом все активнее ведется процесс сбора и систематизации информации по памятникам искусства. Большую пользу принесло бы создание максимально полной информационной базы о памятниках древнерусского искусства, содержащей факты, документы, иллюстрации, развертки живописи по стенам храмов, 3D модели!
Развитие 3В-моделирования позволяет исполнять объемные модели зданий и воспроизводить их экстерьер и интерьер. При наличии 3D модели и развертки росписи по стене можно сделать максимально информативную реконструкцию, существенно облегчающую процесс изучения живописи памятника, ведь точно так же, как у цветных иллюстраций есть преимущество перед черно-белыми, у пространственного представления есть преимущество перед плоскостным.
Что до обработки архивных фотографий в процессе их изучения, у этого подхода есть много преимуществ: приведение к более ровному тону делает фотографии более адекватными оригиналу; высветление и затемнение определенных участков может помочь заметить детали, которые иначе трудно различить; компьютерная обработка дает возможность составить отдельные фотографии в развертку по стене - и, что важно, вносимые изменения никак не отражаются на исходных снимках.
1. Алпатов М.В. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. М., 1977.
2. Археологические исследования в РСФСР 1934-1936 гг. М.; Л., 1941.
3. Архитектурное наследие Великого Новгорода и Новгородской области. Под ред. Мильчика М.И. СПб., 2008.
4. Бычков Ю. Возрожденные из небытия // Панорама. М., 1971. Вып. 4.
5. Вздорнов Г.И. Живопись // Очерки русской культуры XIII-XV веков. М., 1970. Ч. 2. С. 300-301.
6. Геров Г. Время как метафора пограничности. Некоторые сюжеты храмовых росписей византийского и поствизантийского периода // Древнерусское искусство. Идея и образ. Опыты изучения византийского и древнерусского искусства. Материалы Международной научной конференции 1-2 ноября 2005 года. М., 2009. С. 117-132.
7. Геров Г. П. О балканских моделях двух изображений в церкви Спаса Преображения на Ковалеве // В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица. М., 2014. С. 110-127.
8. Геров Г. П. Церковь Спаса Преображения на Ковалеве. Великий Новгород, 2013.
9. Гладенко Т.В., Красноречьев Л.Е., Штендер Г.М., Шуляк Л.М. Архитектура Новгорода в свете последних исследований // Новгород: к 1100-летию города. Сборник статей. М., 1964. С. 223.
10. Грабарь И.Э. История русского искусства. Т.1. М., б.г.
11. Греков А.П. Из опыта работ по спасению росписи церкви Спаса Преображения на Ковалеве в Новгороде // ДРИ. Монументальная живопись XI-XVII веков. М., 1980. С. 176-195.
12. Греков А.П. Фрески церкви Спаса Преображения на Ковалеве. М., 1987.
13. Греков А., Ямщиков С. Спасенные фрески // Творчество. М., 1967. №6. С. 20.
14. Грекова В.Б. Реставрация стенописи храма Спаса на Ковалеве (Итоги первого года работ) // Древнерусское искусство. Художественная культура Новгорода. М., 1968. С. 335-346.
15. Грекова В.Б. Работы по реставрации росписи церкви Спаса Преображения на Ковалеве близ Новгорода (Итоги на конец 1971 года) // Реставрация и исследование памятников культуры. М., 1975. С. 136-144.
...