Введение 3
ГЛАВА 1. Идеология и этика в философии марксизма 6
1.1. Базовые положения философии марксизма 6
1.1.1. Производственные отношения как фундамент всякой общественной действительности. Взаимоотношения базиса и надстройки 6
1.1.2. Классовая борьба 9
1.1.3. Место морали 12
1.2. Критика буржуазной идеологии в целом и морали в частности 16
1.3. Проблема выработки революционной этики. Гуманизм 22
ГЛАВА 2. Марксистская этика и коммунистическая мораль 28
2.1. Общие проблемы марксистской этики 28
2.1.1. Индивидуальный и коллективный субъекты 28
2.1.2. Насилие 30
2.2. Понятия марксистской этики, сообщенные ей тактикой 35
2.2.1. Цель и средства 35
2.2.2. Классовое сознание 36
2.2.3. Познание ситуации 38
2.3. Итог. Коммунистическая целесредственная иерархия 40
Заключение 43
Список литературы 45
Тот факт, что Маркс не только не оставил специального труда, посвященного этике, но и вообще довольно редко обращался к категориям морали, породил множество различных, иногда диаметрально противоположных интерпретаций: будто место морали в марксизме исчерпывается идеологией, которая будет уничтожена социальной революцией1, или, напротив, что мораль в сущности, вызывается этой революцией к жизни и призвана заменить собой право2.
В данной работе мы предпримем попытку реконструкции марксистской этики. Для этого мы будем пользоваться прежде всего текстами самого Маркса и наиболее ортодоксальных его последователей, прежде всего, Д. Лукача, для которого в ряде ранних работ проблема этики марксизма стояла особенно остро. С другой стороны, рефлексии представителей постмарксизма на эту тему мы обойдем стороной, поскольку они при выстраивании своих этических доктрин обходят стороной Маркса3.
В то же время одним из важнейших моментов мысли Маркса, который невозможно изъять, не обрушив всю конструкцию, является тезис о существовании классовой борьбы как фундаментального общественного противоречия на протяжении всей истории. Поэтому нео- и пост- марксисты, в большей степени оправдывающие свое название, но отрицающих этот тезис также нерелевантны нашему исследованию4.
Итак, целью работы является обнаружение и обоснование конкретного понятия о марксистской этике, что предполагает в качестве задач обозначение ее места в структуре общественной практики как таковой, и ее отношения к актуальным буржуазной и коммунистической моралям. То есть в ходе работы мы постараемся обосновать следующие гипотезы:
1) Марксистская этика существует; она является приложением к проблемам морали марксистского метода анализа (или проблематизации) общества вообще.
2) Это приложение обнаруживает, что фундамент марксистской этики содержит в себе гуманизм в качестве неотъемлемого элемента.
3) Существует также и коммунистическая мораль, представляющая из себя те императивы, которые выдвигаются перед историческим субъектом (пролетариатом) в современной общественно-экономической формации. Эта мораль является продуктом в том числе предшествующей ей историко-материалистической рефлексии, но не тождественна ей.
4) И, исходя из сказанного, получается, что, если мы соглашаемся с основоположениями марксизма, то должны признать, что моральное действие возможно, что оно небессильно и не находится по ту сторону всемирно-исторических событий.
Отсюда следует и актуальность данной работы, а именно: «философская» или «теоретическая» этика, ввиду кажущейся непреодолимой созерцательности и абстрактности , на сегодняшний день зачастую противопоставляется этике «прикладной», занимающейся узкими проблематичными вопросами современных институциализированных практик (научных, экономических, медицинских, политических и т.д.). Найдя практическое значение философского способа проблематизации морали, мы подтвердим, что, как минимум в рамках марксизма, «теоретическое» вовсе не капитулирует перед «прикладным», но, напротив, без этической теории невозможно осознать действительный смысл той или иной моральной практики, и, кроме того, само построение теории является моральным и практическим действием.
Итак, марксистская этика была определена как специфический способ ставить вопрос о том, чем (какой моралью) руководствуются индивиды при совершении того или иного поступка, а именно: всякий поступок предполагает ту или иную моральную позицию, спектр которых, в свою очередь, конституируется множеством противоречивых общественных отношений, среди которых определяющими являются производственные. Индивид может полностью усвоить мораль того или иного класса, либо быть как бы распятым между ними.1 Это не исключает его индивидуальной рефлексии, поиска альтернатив, однако он не может не быть ограничен своим собственным, сформированным определенной исторический ситуацией сознанием (сформирован сам способ, каким он осуществляет эти рефлексию и поиск). И этот свершающий выбор индивид, в свою очередь, является необходимым моментом (пусть и часто проходимым автоматически) становления класса-для-себя как исторического субъекта.
Далее мы провели различие между этим способом постановки вопроса о морали и содержанием революционной морали, которой требует борьба пролетариата, и сформулировали императивы, выдвигаемые ею: императивы познания данной ситуации, классового сознания, классовой борьбы и гуманизма, понятого как освобождение человека от кабалы, какой является экономическая необходимость.
Таким образом, даже если все наши конечные выводы неверны, можно с уверенностью утверждать, что марксистская этика существует (что оспаривается в том числе марксистскими авторами, например Альтюссером (что показано выше) или Адорно, утверждавшим, что всякая позитивная мораль безвозвратно потеряла свое основание, и единственным возможным способом правильно жить является сопротивление этим репрессивным (в силу своей беспочвенности) моралям2); что она не сводится целиком к какому-либо иному отношению или явлению (ни к коммунистической морали, ни к критике буржуазной морали), но непосредственно связана с практикой как единственной формой человеческой жизни. И, следовательно, моральное действие, т.е. поступок возможен и возможен именно как действие, преобразование, а не бессильная иллюзия действия, такая же тщетная, как будто бы вообще индивидуальное бытие.
1) Аверин Н.М. Советская этика: идеологический фантом или историческое наследие? // Вестник ТГУ, выпуск 3 (19), 2000
2) Адорно Т. Проблемы философии морали / Пер. Хорькова М.Л. М., 2000
3) Альтюссер Л. Идеология и идеологические аппараты государства (заметки для исследования) / Пер. С. Рындина. // Неприкосновенный запас, 2011, 3(77)
4) Альтюссер Л. Марксизм и гуманизм / Пер. Денежкина А.В. // За Маркса. М., 2006
5) Альтюссер Л. О материалистической диалектике / Пер. Денежкина А.В. // За Маркса. М., 2006
6) Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. / Пер. Бибихина В.В. М., 2000
7) Бадью А. Этика. / Пер. Лапицкого В.Е. СПб, 2012
8) Беньямин В. К критике насилия / Пер. Чубарова И. // Учение о подобии. М., 2012.
9) Гольдман Л. Лукач и Хайдеггер / Пер. Быстрова В.Ю. СПб, 2009
10) Гусейнов А.А. Марксизм и этика // Карл Маркс и современная философия. М., 1999
11) Дебор Г. Общество спектакля. / Пер. Уриновского А. М., 2012
12) Жижек С. О насилии. / Пер. Е. Ляминой. М., 2010
13) Кант И. Критика чистого разума / Пер. Лосского Н. М., 2013
14) Лукач Г. Классовое сознание / Пер. Земляного С.Н. // История и классовое сознание. М., 2003
15) Лукач Д. Моральное призвание коммунистической партии / Пер. Земляного С.Н. // Политические тексты. М., 2010
...