Введение
Глава 1 Понятие и принципы антикризисного консалтинга………..……....7
1.1 Кризис и кризисные ситуации: содержание понятий особенности проявления
1.2 Типология кризисов мероприятий и кризисных ситуаций ……………..21
1.3 Сущность и особенности представляют функционирования антикризисного связанные консалтинга
Глава 2 Специфика антикризисного консалтинга строительной сферы…..41
2.1 Система коммуникаций системы строительных компаний …………….41
2.2 Кризисные и рискогенные прибыли ситуации строительной более отрасли
2.3 Базовые модели воздействие антикризисной коммуникации факторов и технологии антикризисного обеспечивающие реагирования
Заключение
Список использованных источников
Экономическая заключение турбулентность последних розничной лет, удорожание поставка кредитов, экономические коммерческая санкции против услуг РФ в 2014-2015 места гг. негативно отразились системе практически на широкого всех отраслях торговых экономики. Рынок недвижимости элементов считается одним элементы из самых закупочной «пострадавших». Падение уровня установление жизни населения, установление снижение реальных продвижении заработных плат, производитель удорожание ипотеки услуг и в обозримом будущем факторов не сулят сопровождаются строительной отрасли относятся процветания. В этих условиях поставка конкуренция в данной уходящие непростой сфере уходящие усиливается, и информационная предоставление уязвимость кампаний, разделении коммуникационные ошибки внешней могут становиться относятся одним из товаров решающих факторов представляют потери доли предоставление рынка. Усложнение экономической относятся ситуации для уходящие отрасли в целом удобством усугубляется еще обеспечивающие и тем, что воздействуют строительно- инвестиционная зависимости отрасль даже внутренней в относительно стабильных представляют условиях является являясь сферой повышенных обеспечивающие репутационных рисков. Именно воздействие поэтому проблема широкого кризисных коммуникаций относятся и антикризисного консалтинга первой для этой представлено отрасли обретает внешней особую актуальность.
Покупка конечному квартиры, дома, спроса участка или конечному иного вида широкого собственности для конечный большинства людей распределением является самым степени важным и фундаментальным являясь приобретением в жизни. Поэтому заключение в строительной сфере особенности существует высокая товаров степень социальной этом ответственности и всевозможные степени риски. Главное показать, удобством что строительная элементов компания успешна, экономическая стабильна и именно развивающейся в ее проекты представлено следует вкладывать системы денежные средства, зависимости а это уже предоставление задача PR-специалиста.
Но розничной также, как торговых и любая другая первой сфера бизнеса, представляют строительный рынок представляют и его участники факторов не застрахованы предоставление от возникновения места кризисных ситуаций производитель и рисков. Они могут распределение возникнуть до, разделении в процессе или этапом после реализации разделение строительного проекта уходящие и иметь различные спроса причины: технические разделение (ошибки проектирования, разделении строительства, снабжения, закупочной ввода в эксплуатацию увязать и т.д.), финансовые (внутреннего информационное и внешнего характера), удобством законодательные (несовершенство закупочной законодательства). Рано или управление поздно каждая представляют строительная компания воздействие сталкивается с подобными торгового ситуациями, главное конечный – постоянно заниматься первой антикризисными коммуникациями изыскание и иметь четкий представляют план реагирования элемент на кризисы.
На товаров сегодняшний день особенности консалтинг по степени кризисным коммуникациям сопровождаются имеет крайне экономическая низкую степень широкого интеграции в структуру развивающейся менеджмента отечественных управление компаний, в частности, также в строительной отрасли. Основной относятся движущей силой торговых становятся сильный степени управленческий ресурс, торговых заложенный в информационных коммерческая потоках и построении более коммуникационной технологии.
Как информационное в любой другой элементов отрасли бизнеса, особенности строительный рынок представляют и его участники этапом не застрахованы места от возникновения факторов кризисных ситуаций элемент и рисков. Они могут связанные возникнуть до, представляют в процессе или элементов после реализации элемент строительного проекта поставка и иметь различные степени причины: технические сопровождаются (ошибки проектирования, внешней строительства, снабжения, воздействуют ввода в эксплуатацию внутренней и т.д.), финансовые (внутреннего системе и внешнего характера), установление законодательные (несовершенство товаров законодательства). Рано или установление поздно каждая конечному строительная компания торгового сталкивается с подобными системе ситуациями, главное внутренней – постоянно заниматься поставка антикризисными коммуникациями, воздействуют привлекать антикризисных целом консультантов, и иметь внешней четкий план процесс реагирования на внутренней кризисы.
В связи с этим, конечный видится необходимым внутренней изучение коммуникации розничной субъектов строительной особенности отрасли в условиях внутренней кризиса. В этом мы увязать видим актуальность продвижении выбранной темы.
Объектом диссертационного исследования выступают протекающие элементы и потенциальные кризисы широкого в строительной сфере.
Предмет: -комплекс коммуникационных отличительным антикризисных мероприятий, заключение осуществляемых строительной предоставление компанией в кризисной этом ситуации или первой прогнозируемых системе для предотвращения элементов таких ситуаций.
Целью степени работы является установление анализ и выявление поставка характерных особенностей деятельности консалтинга кризисных конечный коммуникаций в строительной этапом сфере.
Для достижения этапом указанной цели закупочной поставлены следующие заключение задачи исследования:
1. дать определение понятиям особенности «кризис» и кризисные степени ситуации;
2. рассмотреть его системы признаки, типологии закупочной и классификации;
3. описать характеристику предоставление антикризисного консалтинга;
4. проанализировать относятся состояние строительной поставка отрасли на торгового сегодняшний день;
5. описать распределением основные системы управление коммуникаций строительных элемент компаний;
6. предложить базовые элемент модели антикризисной удобством коммуникации и технологии воздействие реагирования на распределением кризис.
Для выполнения поставленных задач мы будем использовать метод контент-анализ интернет-ресурсов, экспертное интервьюирование с действующими PR-специалистами строительных компаний, анализ конкретных кризисных ситуаций в строительной отрасли, а также статистические данные о состоянии строительства, научные публикации, статьи и иную литературу по теме исследования.
Несмотря являясь на фундаментальность поставка и значимость строительной торгового отрасли для этапом общества, на удобством сегодняшний день сопровождаются ее коммуникационная экономическая сфера мало конечный изучена. Очевидно, что внешней функционирование строительства связаны лежит в плоскостях предоставление таких технических уходящие и социальных наук, экономическая как архитектура, уходящие геодезия, экономика только и др. Но являясь конечный полноценной системой, распределением строительная отрасль разделение включает в себя этапом множество субъектов, разделении стейкхолдеров, рисков торговых и коммуникативных проблем. В связи внутренней с этим, стоит отличительным отметить необходимость розничной и востребованность исследования особенностиPR-коммуникаций (в воздействие частности, в условиях обеспечивающие кризиса) данной уходящие сферы.
Вместе с тем, сегодня все больший интерес вызывают кризисные коммуникации и так называемый «кризисный PR», как отдельное направление PR-деятельности в теоретическом и прикладном плане. С каждым годом увеличивается количество публикаций на данную тему, среди которых можно выделить работы таких отечественных исследователей как Д.П. Гавра, Д.А. Ольшевский, А.Н. Чумиков и др.
На сегодняшний день кризисные коммуникации имеют крайне низкую степень интеграции в структуру менеджмента отечественных компаний, в отличие от Запада, где коммуникативные технологии кризисных явлений стали неотъемлемой частью политики организаций. Поэтому основная часть теоретического исследования будет базироваться на работах западных ученых, таких как Т. Кумбс, В. Бенуа, С. Финк, М. Линдел и Р.Перри.
Гипотеза информационное работы заключается зависимости в том, что являясь не каждый уходящие репутационный риск связанные является бизнес-риском, экономическая однако любой услуг бизнес-риск является развивающейся репутационным. В связи с этим предоставление каждая строительная зависимости организация, столкнувшаяся коммерческая с кризисом, выбирает элементов свою стратегию воздействие антикризисного реагирования, информационное в зависимости от также типа кризисной товаров ситуации и других предоставление особенностей.
Структура работы. В первой воздействие главе раскрываются конечный теоретические аспекты поставка понятия кризиса отличительным и антикризисного консалтинга более в целом. Представлены определения установление кризиса и антикризисного также консалтинга, их процесс виды, функции торговых и основные задачи.
Во связаны второй главе удобством рассматриваются основные торгового кризисы строительных управление компаний, основные развивающейся группы стейкхолдеров внутренней и каналы взаимодействия отличительным с ними, выделены установление основные риски предприятия строительных компаний. В конце информационное главы предложены воздействуют основные модели прибыли и технологии реагирования обеспечивающие строительной компании деятельности в кризисной ситуации.
В период обеспечивающие экономического кризиса внутренней значение коммуникационной внешней составляющей в системе конечный управления бизнесом связаны и в защите корпоративной разделении репутации возрастает. Доверие уходящие стейкхолдеров становится степени ключевой ценностью системе и источником возможностей, разделении грамотные коммуникационные управление действия помогают представляют компании защитить поставка репутацию, привлечь увязать спасительные инвестиции.
Экономический зависимости кризис вносит процесс коррективы связанные в структуру репутационных воздействие драйверов в рамках процесс коммуникационных программ: связаны одни аспекты прибыли становятся более воздействуют важными, другие сопровождаются— менее важными. Значимость внутренней того или разделении иного драйвера также для репутации деятельности компании может этом также варьироваться воздействуют в зависимости сопровождаются от целого представляют ряда факторов воздействие (отрасль деятельности, спроса специфика региона изыскание и др.). Мониторинг «проблемных спроса зон» в процессе изыскание управления рисками производитель поможет определить установление спроса аспекты, которые места на фоне спроса рецессии способны закупочной привлечь пристальное управление внимание стейкхолдеров представлено и на которых закупочной компаниям стоит продвижении сосредоточиться в своих деятельности коммуникациях. Планирование помогает более минимизировать репутационные развивающейся риски.
Кризис всегда элементов связан со элементов стейкхолдерами, например, этапом с правительством, представителями разделение общественности, населением, системы конкурентами, инвесторами места и т.д. Кризис, который коммерческая изначально включает представляют одну или этом две заинтересованных только стороны, имеет экономическая тенденцию к распространению представляют на другие факторов заинтересованные стороны. Не связаны решенный кризис этапом будет мешать зависимости деятельности компании, торгового что усугубляется торговых активным развитием информационное Интернета: общественность зависимости (или другие элементов заинтересованные стороны) более могут легко торговых получить информацию прибыли о кризисе в компании.
Пресс-секретарь конечный одного из элементов крупнейших девелоперов отличительным страны следующим особенности образом комментирует места взаимосвязь между экономическая интернетом и компанией воздействуют в моменты кризиса: связаны «При возникновении воздействуют кризиса мониторить разделение ситуацию в Интернете заключение нужно круглосуточно, товаров чтобы понимать, продвижении что пишут розничной о компании и как внешней на это экономическая можно повлиять. На развивающейся моей практике, увязать этим обычно процесс занимаемся пресс-служба заключение или SMM-специалист. Были торгового ситуации, когда установление грамотные и быстрые управление ответы помогали распределением вовремя отразить установление позицию компании особенности и снизить негатив представляют вокруг неё. К сожалению, также в Интернете любят экономическая преувеличивать масштаб экономическая катастроф и винить распределением во всем элемент бизнес».
Также важна конечному роль средств розничной массовой информации особенности (СМИ) в передаче также или формирования этапом общественного мнения: широкого распространение негативных закупочной новостей о кризисе воздействие формирует плохое сопровождаются мнение о компании. Когда относятся строительные компании, поставка переживающие кризис предоставление и закрепившие негативный процесс имидж среди обеспечивающие заинтересованных сторон, степени получают новый коммерческая проект, у них только появляется шанс обеспечивающие снизить негативное системы общественное мнение информационное благодаря грамотной, распределением эффективной и социально-ответственной системы работе. Для получения степени позитивных отзывов предприятия от заинтересованных закупочной сторон необходимо торговых использовать такие производитель средства, как этапом кризисный разделении и консалтинг, позволяющие представлено решить имиджевые также проблемы компании информационное при проектной элементы работе по конечному строительству.
Специфика кризисных разделение технологий определяется широкого в первую очередь обеспечивающие особенностями отраслевых первой рисков и составом элементы стейкхолдеров. И вполне очевидно, связанные что характер системе реализации универсальных представлено правил кризисной развивающейся коммуникации будет прибыли различаться, например, разделение в случае, если продвижении крупный государственный воздействуют подрядчик не розничной укладывается со системе сроками достройки конечный космодрома и еще этапом не платит спроса зарплату рабочим.
Подводя особенности итог, стоит предоставление отметить, что предприятия на сегодняшний связанные день существует целом много определений, экономическая классификаций и признаков розничной кризисов. В данной работе, конечный мы рассматривали продвижении кризис, как информационное переломный момент розничной в деятельности конкретной места компании или сопровождаются всего рынка, информационное которое может представляют привести как обеспечивающие к отрицательным, так увязать и к положительным последствиям. Кризисные удобством коммуникации – тот экономическая комплекс действий, представлено которые необходимо относятся предпринять специалисту внутренней по связям розничной с общественностью для изыскание взаимодействия с одной закупочной или несколькими обеспечивающие группами общественности широкого в кризисной ситуации.
Ряд товаров отечественных исследователей степени (А.Н. Чумиков, Л.В. Володина, широкого А.С. Ольшевский) характеризуют предоставление кризис, как отличительным негативное, непредсказуемое прибыли явление, ставящее внешней под угрозу целом репутацию организации. С другой связаны стороны, есть установление авторы, элемент считающие, что активную не все предприятия кризисные ситуации увязать носят внезапный торгового характер и эти кризисы могут закупочной иметь положительные продвижении последствия наряду уходящие с отрицательными, если места компания своевременно удобством разработает план первой по антикризисному более реагированию и предпримет услуг меры (Милтон управление Фридман, Стивен установление Финк, Тимоти относятся Кумбс).
Среди типологий связанные кризисов выделяют поставка кризисы по мероприятий времени протекания управление предсказуемости (С. (Л.В. Володина – неожиданные, конечный развивающиеся, устойчивые), продвижении по степени системы Блэк более – «известное неизвестное» факторов и «неизвестное неизвестное»), распределением по степени распределением ответственности и репутационным установление угрозам (Т. Кумбс обеспечивающие – кризисы-жертвы, кризисы-аварии, услуг предотвратимые кризисы) системе и другие.
Отметим, что особенности каждая кризисная установление ситуация индивидуальна продвижении и требует частного уходящие подхода. Так необходимо удобством учитывать специфику распределением отрасли, сферу системы деятельности компании, связанные причины возникновения экономическая кризиса, возможные заключение последствия и угрозы, относятся готовность специалистов широкого и многое другое.
С этой развивающейся целью во розничной второй главе также данной работы факторов мы рассмотрели зависимости особенности строительной разделении отрасли, специфику этом коммуникаций и основные факторов группы общественности. Важную также роль в подходе сопровождаются к коммуникативной политике управление строительной компании связаны играет ее развивающейся масштаб и история представлено присутствия на поставка рынке. Крупные компании, элемент такие как: конечному«Л1», «LEGENDA», связаны «Группа ЛСР» системе ведут тесное связанные сотрудничество на прибыли тендерной основе информационное со сторонними внешней рекламными агентствами конечному и имеют свой предприятияPR-отдел. Малые и средние элементов застройщики чаще воздействие ведут не увязать нанимают подрядчиков, элементы ведут работу увязать самостоятельно и имеют первой в штате компании степени 1-2 PR-специалистов.
В условиях экономическая конкурентного рынка распределением даже сильные закупочной и развитые компании производитель зачастую испытывают информационное трудности, которые также могут быть продвижении вызваны как отличительным внешними, так обеспечивающие и внутренними обстоятельствами. Колебания этапом курсов валют экономическая и цен на сопровождаются сырье, появление внешней новых законов установление и подзаконных актов, предоставление изменение государственной представлено политики в отношении коммерческая какой-либо сферы товаров экономики, а также предприятия решения, принимаемые относятся на международной разделении арене, могут торгового оказать влияние процесс на многие отличительным процессы в бизнесе. Ситуацию разделении дисбаланса в компании могут создать и напряженные отношения между подчиненными, топ-менеджерами, стейкхолдерами, и приход нового руководства, партнеров и/или подрядчиков. Когда все эти проблемы фирма не может решить своими силами, выход из ситуации — обращение к профессиональным консультантам. Однако компании прибегают к услугам консультантов не только при возникновении проблем, но и тогда, когда возникает необходимость ускорить темпы роста, оптимизировать издержки, отрегулировать управленческий аппарат. Кроме того, услугами консалтинга пользуются в рамках имиджевой политики — проводится аудиторская проверка, а результаты публикуются в открытом доступе.
Главная особенность самого строительного рынка – в его инертности. До недавнего времени строительная отрасль была закрытой и низко конкурентной сферой бизнеса. И только в последние несколько лет после увеличения количества игроков на рынке и усиления конкуренции, строительные организации начали задумываться над использованием PR-инструментов для выстраивания коммуникации с различными группами общественности. Среди основным групп мы выделили – органы государственной власти, общественные организации («градозащитники»), потенциальные покупатели и дольщики, СМИ.
При анализе кейсов и экспертного интервью мы выявили, что кризис это сложный и непредсказуемый процесс. В частности, для строительной отрасли, где особо высока степень ответственности перед каждым стейкхолдером за возможные последствия.
Таким образом, мы выявили, что в строительном бизнесе кризисы могут случиться с любой из компаний, иметь различный характер причины (от технической до информационной) и последствия. Строительная организация в зависимости от ее размеров, сферы деятельности и группы общественности, на которую направлена коммуникация, выбирает свою стратегию реагирования в кризисных ситуациях. Главное для застройщиков – своевременно принять план антикризисных коммуникаций и соответствующие меры.
1. Бердников И.П., Стрижкова А.Ф. PR-коммуникации. Практическое пособие. М.,2010
2. Броило Е. В., Методология антикризисного управления устойчивым развитием предпринимательских структур Северо-Западного региона. Сыктывкар., 2008
3. Гавра Д. П., Быкова Е. В. Кризисные коммуникации в строительном бизнесе: базовые принципы и прикладные аспекты // Российская школа связей с общественностью: ежегодный альманах. Вып. 8. М., 2016. С. 100–109.
4. Генри, А. Маркетинг: Принципы и стратегия. Учебник для вузов / А. Генри. – М.: ИНФРА–М., 2015. – 273 с.
5. Демчук О. Н., Антикризисное управление. учебно-методический комплекс для студентов специальности "Менеджмент организации" - 2006
6. Курошева Г. М., Антикризисное управление предприятием.Учеб.пособие - 1998 Огарков А.А. Антикризисый менеджмент. 2007
7. Ольшевский А.С. АНТИКРИЗИСНЫЙ PR И КОНСАЛТИНГ. - Издательский дом, Питер.-2003г.
8. Казакевич Э.Г. «Планирование PR-деятельности для строительной компании.М.2011
9. Колмогоров В.М. Роль PR-технологий в позиционировании и продвижении способов решения социальной проблемы М.2011. C. – 36.
10. Котлер Филип. Маркетинг от А до Я. 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер. 2013
11. Курошева Г. М., Антикризисное управление предприятием.Учеб.пособие - 1998 Огарков А.А. Антикризисый менеджмент. 2007
12. Кульбятская Н. PR в условиях кризиса, или Вверх по лестнице ведущей вниз. 2010
13. Минтусов И.Е., Филатова О.Г.. GR: теория и практика., СПб. 2013. С. 31
14. Ольшевксий А.С. Антикризисный PR и консалтинг. СПб., 2003.
15. Пономарев Н. Ф. Внутрикорпоративные и кризисные коммуникации.2008
16. Пономарев Н. Ф., Пиар для PRодвинутых. Краткий курс - 2006
17. Пономарев Н. Ф., Управление общественными отношениями: теория и практика PR-коммуникаций. учебное пособие - 2006
18. Санаев А., Русский PR в бизнесе и политике - 2003
19. Студеникин Н.В. PR-защита бизнеса в корпоративных войнах:Практикум победителя. 2011
20. Чимаров С. Ю., Антикризисный PR: теория и практика – 2011
21. Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью: теория и практика: Учеб. Пособие. - 2-е изд. - М.: Дело, 2004
22. Фатхутдинов Р. А., Конкурентоспособность организации в условиях кризиса: экономика, маркетинг, менеджмент - 2002
23. Шкардун, В. А. Оценка готовности предприятия к реализации маркетинговой стратегии / В.А. Шкардун, Т.И. Ахтямов // Маркетинг. – 2016. – № 3. – С.23–26
24. Интернет-ресурс. Володина Л.В., Карпухина О.К.. Деловое общение и основы теории коммуникации/ СПбГУТ. - СПб., 2002 Web: http://учебники-бесплатно.рф/delovoe-obschenie/krizis22810.html (Дата обращения 12.01.2018)
25. Интернет-ресурс. GR-news. Куратор профессионального сообщества директоров Агентства стратегических инициатив по строительству Дмитрий Волков о создании государственного фонда материалов и данных инженерных изысканий/Web.:http://gr-news.ru/experts/куратор-профессионального-сообществ (Дата обращения 20.01.2018)
26. Интернет-ресурс. Газета.ru. Группа ЛСР получила ЗИЛ/Web.: http://www.gazeta.ru/realty/2014/04/21_a_6001089.shtml (Дата обращения 20.01.2018)
27. Интернет-ресурс. Отечественные записки. Государственно-частное партнерство в России: проблемы-становления. Владимир Варнавский./Web.:http://www.strana-oz.ru/2004/6/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo-v-rossii-problemy-stanovleniya (Дата обращения 22.01.2018)
28. Интернет-ресурс. GR News. «Барьеры или трамплины?»: формирование исчерпывающего перечня процедур в сфере строительства.29.08.2014/Web.:http://gr-news.ru/experts/барьеры-или-трамплины-формировани (Дата обращения 21.01.2018)
29. Интернет-ресурс. Ярмарка недвижимости – 15 лет с вами!/Web.:http://www.y-expo.ru/news/yarmarka_nedvijimosti__15_let_s_vami/ (Дата обращения 22.01.2018)
30. Интернет-ресурс. Градозащитники Петербурга. /Web.:https://ru.wikipedia.org/wiki/Градозащитники_Петербурга (Дата обращения 22.01.2018
31. http://www.tinlib.ru/delovaja_literatura/osnovy_pablik_rileishnz/p57.php Онлайн библиотека ( Дата обращения: 15.01.2018)
32. http://pr-on-line.livejournal.com/9549.htmlLivejournal (Дата обращения6 15.01.2018)
33. http://www.advlab.ru/articles/article327.htm Лаборатория рекламы, маркетинга и PR
34. http://www.swisscp.ru/services/cconsulting/ Swiiss Consulting Partners (Датаобращения: 25.01.2018)
35. http://ls-consulting.ru/index/antikrizisnie_kommunikacii/0-7 (Дата обращения: 25.01.2018)
36. Федеральная служба государственной статистики gsk.ru. ( Дата обращения: 25.01.2018)
37. http://www.minstroyrf.ru/trades/zhilishnaya-politika/8/ Минстрой России ( Дата обращения: 25.01.2018)
38. http://zilart.ru/park (Дата обращения: 20.01.2018)
39. http://www.lsrgroup.ru/company/socialresponsibility/charity Дата обращения: 25.01.2018
40. PotÀuček, M. (1999) Not Only the Market: The Role of the Market, Government, and the Civic Sector. Central European University Press — P.34.)
41. Doloi, Hemanta, Relational partnerships: the importance of communication, trust and confidence and joint risk management in achieving project successtrust and confidence and joint risk management in achieving project success”, Construction
42. Fearn-Banks K. Crisis Communication. A Casebook Approach (4th edition). - Routledge, 2010
43. Chiara Valentini.Blogging about crisis: the role of online conversations in framing Alitalia’s performance during its crisis.Journal of Communication Management. http://www.emeraldinsight.com/journals.htm?articleid=17003469&
44. Coombs T., Holladay S. The handbook of crisis communication. Blackwell Publishing Ltd., 2012.
45. Coombs T. Ongoing crisis communication: planning, managing, and responding. Sage Publications, Inc., 2007.
46. Management and Economics – 2009, N 27. – P. 1099–1109.
47. Risk Issues and Crisis Management. Michael Regester&Judy Larkin.2005/ Web: http://books.google.ru/books?id=or55NTfqIYMC&hl=ru (Датаобращения 10.01.2018)
48. Вишняков Я. Д., Радаев Н. Н. Общая теория рисков. Изд. Центр Академия, 2008. – C. 368.
49. Гаврилов К. А. Социология восприятия риска: опыт реконструкции ключевых подходов. ИС РАН, 2009. – C. 38-48.
50. Иванов А. А., Олеиников С.Я., Бочаров С.А. Риск-менеджмент. Учебно- методическии комплекс. Изд. центр ЕАОИ, 2008. – C. 193.
51. Коротков Э. М. Антикризисное управление. ИНФРА - М, 2010. – C. 311.
52. Луман Н. Понятие риска // TESIS. - 1994. -№5.- С. 135-160.
53. Ольшевский А. С. Антикризисный PR и консалтинг. Питер, 2003. – C. 432.
54. Студеникин Н. В. PR в условиях кризиса: возможности и риски. Юрайт, 2009. – C. 379.
55. Тихомиров А. А. Кризисная коммуникация как условие эффективного управления репутацией организации (американский опыт). Череповецкий гос. ун-т, 2004. – C. 83.
56. Улмер Р. , Селлнау Т., Сиджер М. Эффективная кризисная коммуникация. От кризиса к возможности. Изд-во Гуманитарный Центр (Науменко А. А.), 2011.– C. 268.
57. Федотова М. Г. Связи с общественностью как антикризисный менеджмент: учебное пособие. Изд-во ОмГТУ, 2009. – C. 64.
58. Акимов В. А. Риски в природе, техносфере, обществе и экономике. Деловои экспресс, 2004. – C. 352.
59. Алешина И. В. Паблик рилейшнздля менеджеров: курс лекций. Экмос, 2004. – C. 480.
60. Бинецкий А. Э. Паблик рилейшнз. Защита интересов и репутации бизнеса. Экмос, 2003. – C. 240.
61. Гроув Э. Выживают только параноики. Как использовать кризисные периоды, с которыми сталкивается любая компания. Альпина Паблишер, 2003. – C. 200.
62. Anthonissen P. Crisis communication: Practical PR strategies for reputation management and company survival. Kogan page. 2008. – P. 244.
63. Coombs T., Holladay S. The handbook of crisis communication. Blackwell Publishing Ltd., 2012.- P. 737.
64. Coombs T. Ongoing crisis communication: planning, managing, and responding. Sage Publications, Inc., 2007.- P. 207.
65. Crowe A. Disasters 2.0. CRC press. – P.303.
66. Fearn-Banks K. Crisis communications: a casebook approach. Routledge Communication series, 2010. – P. 400.
67. Fink S. Crisis communications. The definitive guide to managing the message. McGraw Hill Education, 2013. – P. 315.
68. Hagar C. Crisis information management: Communication and technologies (Chandos information professional series). Chandos Publishing (Oxford) Ltd., 2011.– P. 224.
69. Heath R., O’Hair H. Handbook of risk and crisis communication (Routledge communication series). Routledge, 2010. – P. 696.
70. Jordan-Meier J. The four stages of highly effective crisis management. CRC press, 2011. – P. 296.
71. Millar P., Heath R. Responding to crisis. A rhetorical approach to cisis communication. LEA’s communication series, 2004. – P. 380.
72. Sellnow T., Seeger M. Theorizing crisis communication (Foundations in communication theory). Wiley-Blackwell, 2013. – P. 280.
73. Sellnow T., Seeger M. Foundations in Communication Theory. Wiley-Blackwell, 2013. – P. 280.
74. Walaski (Ferrante) P. Risk and crisis communications: Methods and messages. Willey, 2011. – P. 224.
75. White C. Social media, crisis communication and emergency management: Leveraging Web 2.0 technologies. CRC press, 2011. – P. 329.
76. Zaremba A. Crisis communication: theory and practice. M.E.Sharpe. 2010. – P. 245.