Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ И ГЕОПОЛИТИКА ИСЛАМСКОГО МИРА

Работа №132622

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

география

Объем работы72
Год сдачи2018
Стоимость4855 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
67
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Роль СМИ в геополитике 5
1.1. Геоинформационная парадигма 6
1.2. Информационная война как способ контроля геополитического пространства 17
1.3. Концепции и стратегии информационной войны 19
1.4. Взаимосвязь СМИ и геополитики 22
1.5. Критическая геополитика 25
1.6. Конфликтогенность и критическая геополитика 30
Глава 2. Геополитика Исламского мира 35
2.1. Исламский мир как зона геополитического конфликта 35
2.2. "Арабская весна" как дестабилизирующий фактор в Исламском мире 39
Глава 3. Роль российских и американских СМИ в геополитической проблематике Исламского мира 44
3.1. Проблема исследования 44
3.2. Понятие "контент-анализ" 45
3.3. Методика исследования 50
3.4. Сирия 53
3.5. Ливия 57
Заключение 62
Список использованной литературы 65
Приложение 1. Видение Сирийского конфликта российскими СМИ (представленными "Лента.ру") 68
Приложение 2. Видение Сирийского конфликта американскими СМИ (представленными "The Huffington Post") 69
Приложение 3. Видение Ливийского конфликта российскими СМИ (представленными "Лента.ру") 70
Приложение 4. Видение Ливийского конфликта российскими СМИ (представленными "The Huffington Post") 71


Средства массовой информации не случайно называют "Четвертой властью". Они действительно являются мощным инструментом, который помогает воздействовать на общественное сознание. Масс-медиа являются также и отображением преобладающей точки зрения того, что сейчас происходит в Исламском мире. Получается, что чаще всего именно масс-медиа оказываются единственным окном в Исламский мир, которое есть у каждого гражданина страны в неограниченном доступе. Кроме этого, СМИ показывают позицию государства и, в большинстве случаев, раскрывают аспекты как его внутренней, так и внешней политики.
Особое внимание в данной работе будет обращаться на влияние масс-медиа на внутреннюю политику. Влияние, которое оказывают СМИ на информационную среду государства с целью воздействия на общественное сознание в своих интересах действительно можно отметить в качестве одного из внутриполитических инструментов. Данное влияние позволяет по-своему трактовать события, происходящие в информационном поле с целью формирования определенного мнения у общества, которое будет содействовать внутриполитическому курсу государства.
Публикации современных российских и американских средств массовой информации формируют определенное видение Исламского мира у российских и американских читателей. Особенность проблематики исследования заключается в том, что во многих случаях данное видение существенно различается и даже вступает в некоторую идеологическую конфронтацию. Она вызвана острой геополитической напряженностью в исследуемом регионе и сложностью межгосударственных отношений двух стран.
В этом и заключается практическая значимость исследования, так как специалисту в области геополитики приходится решать проблемы, связанные с исследованием геополитических интересов современных государств.
Актуальность темы исследования заключается в том, что наметившийся в последнее время в СМИ разных стран тренд на усиление различий в оценке событий, происходящих в Исламском мире, может привести к нарастанию геополитической конфликтогенности между этими странами. Особенно это будет ощутимо, когда такие страны являются сверхдержавами с конкурирующими интересами.
Целью исследования является выявление роли СМИ во внутриполитических процессах, связанных с геополитической проблематикой макрорегиона мира.
Для достижения данной цели необходимо решить ряд поставленных задач, а именно:
- выявить роль СМИ в геополитике;
- определить Исламский мир как зону геополитического конфликта;
- выявить роль российских и американских СМИ в геополитической проблематике Исламского мира.
Объектом исследования будут являться формируемые представления и образы, создаваемые средствами массовой информации.
Роль СМИ как способа влияния для достижения геополитических целей актора является предметом исследования.
Материалом исследования являются СМИ, обладающие влиянием на формирование представлений о событиях, протекающих в Исламском мире. Были выбраны российские и американские новостные интернет-издания как имеющие наибольшее внешнее влияние. Особый интерес будет представлять их влияние на глобальные процессы. Именно поэтому были выявлены СМИ, которые способны оказать максимальное влияние на регион. По признакам максимальной геополитической вовлеченности в разных сферах, экспертным образом были отобраны СМИ РФ и США.
Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки были выбраны по ряду определенных причин:
Во-первых, исторически обе страны являются геополитическими игроками, которые имеют сложные взаимоотношения и долгое время имели идеологическое противостояние, что наложило свой отпечаток на формат взаимоотношений и характер медиасреды;
Во-вторых, Российская Федерация и Соединенные Штаты Америки являются сильнейшими государствами современного мира, которые уделяют большое внимание современным конфликтам и конфликтам в Исламском мире, в частности, и имеют различные геополитические интересы;
В-третьих, данные геополитические игроки сталкиваются по многим вопросам, в особенности, по проблемам конфликтов в Сирии и Ливии, что находит свое отражение в информационном поле;
И, наконец, СМИ России и США действительно имеют огромное влияние не только внутри государства, но способны также оказывать и внешнее влияние на других акторов, так как масс-медиа данных стран имеют широкий охват, который распространяется за пределы этих двух стран.
Метод исследования представляет собой комплекс теоретических и эмпирических методов (контент-анализ публикаций СМИ, классификация изучаемого материала, измерение характера публикаций и его экспертная оценка, картографический метод при составлении карт).
Гипотезой исследования является факт использования геополитической проблематики Исламского мира в качестве инструмента осуществления внутриполитических целей государства.
Работа состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой и второй главе рассматриваются теоретические основы исследования. В первой главе особое внимание будет уделено роли СМИ в геополитике и взаимосвязи масс-медиа и политики в целом. Вторая глава посвящена геополитике Исламского мира. Третья глава представляет собой практическую часть исследования. В данной главе анализируются и исследуются публикации российских и американских масс-медиа.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе была выявлена роль СМИ во внутриполитических процессах, связанных с геополитической проблематикой Исламского мира. Для достижения этой цели, были выполнены следующие поставленные задачи: была выявлена роль СМИ в геополитике; Исламский мир был определен как зона геополитического конфликта; были выявлены роли российских и американских СМИ в геополитической проблематике Исламского мира.
В результате можно отметить применимость выбранных нами теорий. В первую очередь выделяется теория Дж. О’Тоала и Ив Лакоста, которая отмечает трансформацию геополитических форм пространства. В этом она во многом пересекается с теорией геоинформационной парадигмы, также рассмотренной в первой главе. Кроме этого также следует выделить теории информационной войны и геополитических картин Колосова В. А., которые помогли объяснить риторику исследуемых средств массовой информации.
Вторая глава дала возможность определить Исламский мир и выделить основные геополитические проблемы региона. Кроме того, данная глава помогла составить общее впечатление об исследуемом регионе и проследить тенденции последнего времени, что помогло сформировать целостную картину происходящего в Исламском мире.
В третьей главе был произведен анализ публикаций об Исламском мире в двух популярных электронных изданиях – российской "Ленте.ру" и американской "The Huffington Post". Исследование в течение установленного срока времени дало возможность сопоставить и картографировать освещение выбранного региона мира. Кроме того, был выявлен характер и содержание информации о нем в данных источниках по шкале оценки упоминаний (позитивное-нейтральное-негативное). Также были проанализированы важнейшие конфликтогенные темы в зеркале России и США. Более того, данные темы были рассмотрены с позиции их внутриполитической роли с применением теорий, изученных в первой главе.
В итоге необходимо отметить, что СМИ действительно выступают в качестве способа влияния для достижения геополитических целей актора. Данные цели формируются в ходе внутриполитических процессах исследуемых стран, то есть, Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки. Было выявлено, что исследуемые периодические издания пытаются сформировать в российском и американском обществе определенные образы событий, происходящих на данный момент в странах Исламского мира. Данные образы должны быть приняты обществом для успешного развития и протекания внутриполитических процессов в России и США. К таким внутриполитическим процессам в Российской Федерации можно отнести стремление доказать обществу целесообразность военной кампании в Сирии. В США процессы практически аналогичны. США стремятся заручиться общественной поддержкой, которая необходима для проведения военных операций в странах Ближнего Востока. Кроме того, отмечается ярко выраженная конфронтация с российской позицией по многим вопросам, что также должно помогать в формировании отрицательного образа у американского читателя не только по отношению к некоторым странам Исламского мира, но и в том числе по отношению к Российской Федерации, что можно отметить в качестве вторичной цели происходящего информационного противостояния.
Анализ картины мира через призму средств массовой информации хорошо отражает основные черты нового геополитического порядка и новой геополитической эпохи, переход к которой состоялся в конце XX века. Основными чертами можно назвать доминирование сверхдержав и иерархическую структуру мира в сочетании с тяготением ряда государств к странам – региональным лидерам.
В рамках информационного противостояния, которое происходит до сих пор, следует больше сосредотачивать внимание на вопросах массовой дезинформации. Для грамотного противостояния информационному давлению со стороны США, следует ясно и четко трактовать свою официальную позицию, а также периодически давать транспарентные политические комментарии и пояснения. Для успешной борьбы следует давать уверенный информационный отпор, который требует постоянного мониторинга и корректировки. Таким образом, на волне происходящих сегодня событий, можно сделать прогноз, что информационная борьба станет одним из приоритетов российской государственной информационной политики.



1) Архив интернет-издания, агрегатора и блога "The Huffington Post" [Электронный ресурс]. URL: http://www.huffingtonpost.com/archive/2016-10 (дата обращения: 11.12.2016).
2) Архив министерства обороны США [Электронный ресурс]. URL: http://archive.defense.gov (дата обращения: 07.03.2017).
3) Архив электронного периодического издания "Лента.ру" [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/2016/10/01/ (дата обращения: 3.12.2016).
4) Российское агентство международной информации "РИА Новости" URL: https://ria.ru/news_company/20130625/945627540.html (дата обращения 18.02.2017).
5) Статистический портал "Indexmundi" [Электронный ресурс]. URL: https://www.indexmundi.com (дата обращения: 13.04.2018)
6) Электронное периодическое издание "Лента.ру" [Электронный ресурс]. URL: https://lenta.ru/news/2016/10/04/syria_video/ (дата обращения: 07.02.2017)
II. Научно-исследовательская литература:
7) Багнюк В. Е. Конфликтологический анализ критической геополитики // Социум и власть, 2016. – №3 (59). – С. 67–72.
8) Башир А. Исламский мир в современной мировой политике // Вестник Российского университета дружбы народов, 2009. – № 3. – С. 35-45.
9) Валиахметова Г.Н. Исламский фактор в мировой политике: курс лекций: [учеб. пособие] / Г. Н. Валиахметова; [науч. ред. В. А. Кузьмин]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федерал. ун-т. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. – 124 с.
10) Василенко И. А. Геополитика современного мира: учеб, пособие / И. А. Василенко. – М.: Гардарики, 2006. – 317 с.
11) Карякин В. В. Концепция геополитики «третьей волны» / В. В. Карякин // Свободная мысль. – 2011. – № 11. – С. 137-150.
12) Козлова В. А. Генезис теории информационного общества в XX-XXI Веке // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15216 (дата обращения: 18.03.2018).
13) Коротаев А. В. [и др.] Арабская весна и ее глобальное эхо: количественный анализ / А.В. Коротаев [и др.] // Сравнительная политика. ¬– 2017. – Т. 8 – № 4. – С. 113-126
14) Колегова Н. С. Война в Сирии как важнейшее звено глобальной информационной войны России и Запада / Н. С. Колегова, В. Л. Назаров // Инновационный потенциал молодежи: глобализация, политика, интеграция : сборник статей участников Междунар. молодежн. науч.-исслед. конф. (Екатеринбург, 25–26 октября 2016 года). – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2016. – С. 262-272.
15) Колобов О. А., Шульц Э. Э. «Арабская весна»: технологии бунта // Полития. 2014. № 1(72). С. 119-127.
16) Колосов В. А. Геополитическая картина мира в средствах массовой информации / Колосов В. А., Бородулина Н. А., Вендина О. И., Галкина Т. А., Заяц Д. В., Юр Е. С. // Полис. – М., 2003. – № 3. – С. 33-49.
17) Колосов В. А. Критическая геополитика: основы концепции и опыт ее применения в России // Политическая наука, 2011. – №4. – С. 31–52.
18) Ляховенко О. И. Концепции критической геополитики Дж. О’Тоала: на пути к осмыслению геополитики XXI века // Сравнительная политика, 2014, №5. – С. 15-20.
19) Ляховенко О. И. О’Тоал Дж: Критическая геополитика и ее критики // Политическая наука. – Пространственно-временные измерения политики. – М.: РАН ИНИОН, 2009. – С. 178-187.
20) Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. – М.; Жуковский: «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. – 464 с. (Приложение к серии «Публикации Центра Фундаментальной Социологии»).
21) Носкова И. А. Информационная война против Сирии // Криминология: вчера, сегодня, завтра. 2014. №1 (32). – С. 101-103.
22) Окунев И. Ю. Критическая геополитика и посткритический сдвиг в исследовательской парадигме геополитики // Сравнительная политика, 2014, №5. – С. 6-14.
23) Расторгуев С. П. Философия информационной войны / С. П. Расторгуев. – М.: Вуз. Кн., 2001. – 468 с.
24) Таршис Е. Я. Исторические корни контент-анализа: Два базовых текста по методологии контент-анализа / Отв. ред. М. С. Косолапов. – М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. – 160 с.
25) Фитуни Л. Л. Экономические причины и последствия «Арабской весны» / Фитуни Л. Л. – Институт Африки РАН // Проблемы современной экономики, 2012, №1. ¬– С. 90-97.
26) Хаусхофер К. О геополитике: Работы разных лет: пер. с нем. / К. Хаусхофер. – М.: Мысль, 2001. – 426 с.
27) Шалак В. И. Контент-анализ. Приложения в области политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы / Российская акад. наук; ин-т философии; В. И. Шалак. – М.: Омега-Л, 2004. – 272 с.
28) Sandschneider E. Drivers of Global Change / E. Sandschneider. – Berlin.: American Academy in Berlin, 2017 – 5 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ