Введение 3
Глава 1 11
Персонаж Н. В. Гоголя: к истории вопроса 11
Глава 2 25
Персонаж петербургских повестей 25
Глава 3 37
Персонаж «Мертвых душ» 37
3. 1. Повествователь и персонаж 38
3. 2. Слово персонажа 47
Заключение 59
Список использованной литературы 61
В литературоведении представлено большое количество научных трудов, посвященных творчеству Н.В. Гоголя, однако до сих пор многие проблемы в гоголеведении остаются нерешенными. Одна из них — проблема эволюции персонажа, находящаяся в центре внимания настоящей выпускной квалификационной работы.
Актуальность и новизна работы обусловлены тем, что трансформация персонажа петербургских повестей к персонажу «Мертвых душ» вне социального аспекта не была изучена раннее с точки зрения слова персонажа.
Материалом исследования служат петербургские повести («Невский проспект», «Нос», «Портрет», «Шинель», «Записки сумасшедшего»), впервые опубликованные в составе третьего тома первого собрания сочинений Гоголя (1842)1, а также первый том поэмы «Мертвые души» (1842)2. Объектом исследования является персонаж петербургских повестей и «Мертвых душ». Предмет исследования — способы репрезентации персонажа.
Выдвигается следующая гипотеза: персонаж петербургских повестей несамостоятелен и управляем нарратором, создающим повествуемый мир, в то время как герой поэмы «Мертвые души» не подчинен слову повествователя и построен по другим, новым для Гоголя, принципам.
Цель данного исследования — проследить эволюцию персонажа. В связи с выделенной целью перед нами стоят следующие задачи:
• дать историко-литературный контекст изучения персонажа Гоголя заданного периода;
• проанализировать отношения повествователя и персонажа, выраженные в слове;
• выявить различные способы репрезентации персонажа в петербургских повестях и «Мертвых душах».
Во введении представляется важным раскрыть понятие персонажа (синонимичное понятию литературного героя), которое будет использовано далее в рамках настоящего исследования.
Категория персонажа играет большую роль в композиции произведения, так как именно персонажи, образуя определенную систему, представляют собой основу предметного мира текста. В нашей работе мы будем считать персонажем особый «вид художественного образа, субъект действия, переживания, высказывания в произведении»3, который является «носителем точки зрения на действительность, самого себя и других персонажей»4.
Согласно определению Е. Фарино, персонаж — «любое лицо (с антропоморфными существами включительно), которое получает в художественном произведении статус объекта описания»5. При этом Е. Фарино отмечает, что не все персонажи в одинаковой степени присутствуют в художественном тексте, и выделяет «персонажей-объектов» (которые имеют статус объектов мира данного произведения), «персонажей- изображения» (которые даются только как изображения, но сами в мире произведения не появляются) и «отсутствующих персонажей» (которые упоминаются в тексте, но не выводятся ни как присутствующие объекты, ни как изображения, при этом их отсутствие значимо)6.
«По степени участия в ходе событий и по степени близости их к автору или авторской заинтересованности герой может быть главным или второстепенным»7. Так, чаще всего второстепенные персонажи помогают раскрыть характеры главных героев или же влиять на ход событий; также в системе образов произведения важны герои-двойники, создающие «систему зеркал»8.
Содержание категории персонажа включает в себя параметры описания героя: его имя, портрет, характер, социальное положение, поведение и т. д. Степень конкретности изображения персонажа зависит от ряда факторов: места героя в системе персонажей, литературного рода и жанра произведения, замысла и творческого метода писателя9. По словам Л. Я. Гинзбург, «в персонаже есть только то, что хотел включить в него автор»10.
По классификации Б. В. Томашевского, характеристика героя может быть прямой (о характере сообщается непосредственно или от повествователя, или в речах других персонажей, или в самохарактеристике героя) или косвенной (характер вырисовывается из поступков и поведения героя). Частный случай косвенной характеристики — прием масок (разработка конкретных мотивов, гармонирующих с психологией персонажа); к приемам масок относятся описания наружности героя, его лексики, одежды, обстановки11.
Проблема репрезентации персонажа в тексте тесно связана с его поименованием, поскольку «имена — суть категории познания личности»12. По В. М. Марковичу, имя представляет собой «одну из форм авторского присутствия в литературном тексте»13. Как говорящее имя, так и полное его отсутствие — значимы. Имя может «объяснять» не только характер, но и происхождение, сознание, формировать контраст образов и/или фонетическую ассоциацию, отсылать к определенной традиции или сюжету. Также значимым может быть и нейтральное имя: так, например, исконно русская фамилия Обломов антитетична немецкой фамилии Штольц, вследствие чего возникает противопоставление двух героев; имя же Ильи Ильича (передача отцом своего имени сыну) указывает на преемственность поколений и в некотором роде объясняет характер и образ жизни самого героя.
Система персонажей раскрывает предметно-смысловой состав произведения, в котором «концепция действующих лиц, их внутренняя организованность и соотношение между собой <...> обусловлены каждый раз некоторой единой, общей для всего произведения идейно-психологической темой автора»14. Поведение героя (поступки, действия, любое участие в сюжетном движении, вовлеченность в совершающиеся события, любая смена душевных состояний) тесно связано с его характерологическими признаками и тем, что управляет этим поведением: ценностями, движущими им противоречиями (конфликтами), мотивами, целями15. «Единство литературного героя — не сумма, а система, со своими организующими ее доминантами. <...> Нельзя, например, понять и воспринять в структурном единстве героев Золя без механизма биологической преемственности или героев Достоевского без предпосылки необходимости личного решения нравственно-философского вопроса жизни»16.
В литературоведении принято различать понятия характер и тип, способствующие раскрытию категории персонажа. Так, характером является персонаж с определенным набором индивидуализированных признаков, образ человека с индивидуальной определенностью, через который обнаруживается «как обусловленный данной общественно-исторической ситуацией тип поведения (поступков, мыслей, переживаний, речевой деятельности), так и присущая автору нравственно-эстетическая концепция человеческого существования»17. Характер — «общественно значимые черты, проявляющиеся с достаточной отчетливостью в поведении и умонастроении людей»18. По Ю. М. Лотману, характер, являясь парадигматической структурой персонажа, может быть эксплицирован в тексте в виде системы мотивировок, объясняющих поступки и переживания персонажа, происходящие в нем перемены и т. д.19. Характер сочетает в себе единство общего и индивидуального, объективного (социально-психологическая реальность человеческой жизни) и субъективного (авторская оценка); он может быть односторонним или многосторонним, цельным или противоречивым, статичным или развивающимися, вызывать определенную реакцию у читателей (например, уважение или презрение) в зависимости от концепции писателя; именно характер проясняет тип. Тип же, как «высшая степень характерности»20 , в свою очередь, представлен в качестве персонажа в значительном обобщении, в наиболее выдающихся чертах людей определенной группы, класса, народа. Как выразился В. Г. Белинский, «типическое лицо есть представитель целого ряда лиц, нарицательное имя многих предметов, выражаемое, однако, собственным именем»21.
Л. Я. Гинзбург в работе «О литературном герое» рассматривает проблему изображения человека в художественной литературе, исходя из историко-литературного материала от XVIII до XX века, и отмечает, что литературная эволюция связана с двумя процессами: формализацией и деформализацией литературы. Так, например, на смену типологическим формулам классицизма приходит разрушающий рационалистическую иерархию стилей и ролей романтизм, который, в свою очередь, обращаясь к символике прошлых культур, создает новые устойчивые формулы (романтический пейзаж, романтический герой или злодей, романтическая героиня и т.д.). Спецификой же персонажа эпохи «реализма» XIX века является его «непредустановленность», невозможность соответствия готовой формуле22. В рамках литературных направлений, начиная с классицизма, основополагающее значение имеет концепция личности как основного предмета художественного познания.
«Сюжетные функции персонажей - в отвлечении от их характеров - стали предметом специального анализа в некоторых направлениях литературоведения XX века (русский формализм: В. Я. Пропп, В. Б. Шкловский; структурализм, в особенности французский: А.-Ж. Греймас, Кл. Бремон, Р. Барт и др.). В структуралистской теории сюжета это связано с задачей построения общих моделей (структур), обнаруживаемых в многообразии повествовательных текстов»23.
Персонаж в литературном произведении обладает двумя функциями: «действия и рассказывания»24. Согласно Ю. М. Лотману, относительно сюжетного пространства персонажи делятся на свободных, то есть способных менять свое место в структуре художественного мира, и неподвижных — являющихся функцией сюжетного пространства25.
Персонаж, участвующий в сюжете, может быть рассказчиком — «субъектом изображения, достаточно “объективизированным” и связанным с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиции которой он и изображает других персонажей. Чем ближе герой автору, тем меньше речевых различий между героем и повествователем»26.
«Не только субъект речи определяет речевое воплощение повествования, но и сами по себе формы речи вызывают с известной определенностью представление о субъекте, строят его образ»27. Н. Д. Тамарченко акцентирует внимание на том, что важно различать случаи, когда «субъект высказывания (персонаж) не является изображающим, т.е. его речь - только предмет чужого изображения»28, и когда «говорящий (персонаж) видит и оценивает предмет, событие или другого персонажа»29.
Ориентируясь на концепцию Б. А. Успенского, можно охарактеризовать персонажа в нескольких планов: идеологии, фразеологии, пространственно - временной характеристики, психологии. Так, в плане идеологии (идейноценностном плане) герой может выступать носителем идеологической точки зрения в произведении, при этом идеологическая оценка может быть дана как с абстрактных позиций (с точки зрения повествователя), так и с позиции персонажа; возможно чередование этих позиций. Главный герой в идеологическом плане выступает либо в качестве предмета оценки, либо как ее носитель. Соотношение слова повествователя и слова героя в тексте выделяется в плане фразеологической характеристики, особое внимание здесь стоит уделить употреблению собственных имен и использованию элементов чужого текста, которые могут принадлежать различным лицам. Разграничение точки зрения повествователя и персонажа прослеживается в плане пространственно-временной перспективы (системы передачи изображаемого пространства в условиях художественных приемов), акцентируя маркеры глагольных форм грамматического времени. И, наконец, в плане психологии описать поведение персонажа можно следующими способами: с точки зрения самого персонажа (или всезнающего повествователя) при помощи глаголов ощущения (verba sentiendi) или с точки зрения внешнего наблюдателя30.
Особого внимания требует рассмотрение понятия романного персонажа, наиболее полно раскрытого в работах М. М. Бахтина31. «Герой романа не должен быть “героичным” ни в эпическом, ни в трагическом смысле этого слова: он должен объединять в себе как положительные, так и отрицательные черты, как низкие, так и высокие, как смешные, так и серьезные; герой должен быть показан не так готовый и неизменный, а как становящийся, изменяющийся, воспитуемый жизнью»32. «Эпический и трагический герой ничто вне своей судьбы и обусловленного ею сюжета; он не может стать героем иной судьбы, иного сюжета»33.
Для достижения цели исследования и решения поставленных задач были учтены, прежде всего, работы М. М. Бахтина34, Ю. В. Манна35, Л. Я. Гинзбург36, Б. А. Успенского37, В. Шмида38, В. М. Марковича39. Методы, примененные в данной работе, — поэтологический и нарратологический анализ.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
В первой главе представлен обзор литературы по персонажу Гоголя указанного периода, во второй и третьей главах рассматриваются способы репрезентации персонажа в петербургских повестях и «Мертвых душах» соответственно. В заключении описаны выводы, к которым привело данное исследование.
Итак, в ходе исследования была предпринята попытка выявить способы репрезентации персонажа в текстах петербургских повестей и поэмы «Мертвые души» с учетом ряда литературоведческих работ.
Было доказано, что повествовательные инстанции в петербургских повестях построены таким образом, что персонаж полностью попадает в зависимость от слова нарратора. Все изменения состояния персонажа кроятся во внешних обстоятельствах того «загадочного» мира, о котором рассказывает не менее «загадочный» повествователь.
В «Мертвых душах» повествователь выстраивает другие отношения с персонажем: последний становится самостоятельным и за счет своего речевого воздействия на других персонажей может влиять на ход сюжета. При этом при отсутствии нейтральной повествовательности все герои предстают на фоне иронии повествователя.
Необходимость обращения к новому типу построения персонажа была обусловлена, по-видимому, исчерпанностью возможностей «зависимого» от повествователя героя петербургского цикла. Превращение героя повести в героя «Мертвых душ» связано с наличием у последнего определенной доминанты — задора, «необъяснимой страсти» персонажа, выступающей в качестве тайны живого человека.
Все это позволяет сделать вывод о том, что герой Гоголя эволюционирует в абсолютно непостижимого, ни на кого не похожего персонажа. Неповторимость гоголевского героя как модели живого человека парадоксальна и на фоне уже существовавших в русской литературе образцов «романных» героев Грибоедова, Пушкина, Лермонтова: все предшественники Гоголя создавали своих персонажей, основываясь на принципе неопределенности, соединяя в одном характере традиционно несоединимые человеческие черты. В гоголевском же человеке явно наличествует некая доминанта, вокруг которой образуется характер. Но сама эта доминанта (скупость Плюшкина, ложь Ноздрева, страсть Чичикова) непостижима рационально, и именно эта непостижимость, по-видимому, и позволяют читателю отнестись к характеру, организованному, на первый взгляд, по классицистическому принципу как к живому человеку.
I
1. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч. и писем: В 23 т. Т. 7. Кн. 1. М.: Наука, 2012. 808 с.
2. Гоголь Н. В. Полн. собр. соч.: В 14 т. Т. 3. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1938. 725 с.
II
3. Анненкова Е. И. Гоголь и Александр Тургенев (к проблеме русского европеизма) // Восьмые Гоголевские чтения. Н. В. Гоголь и его литературное окружение. М.: Фестпартнер, 2009. С. 36-46.
4. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике. // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.
5. Бахтин М. М. Автор и герой в эстетической деятельности // Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986. С. 9-192.
6. Бахтин М. М. Эпос и роман. СПб.: Азбука, 2000. 304 с.
7. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: В 13 т. Т. 5. М.: Издательство Академии наук СССР, 1953-1959. С. 318-319.
8. Белый А. Мастерство Гоголя. М.; Л.: ГИХЛ, 1934. 353 с.
9. Бицилли П. М. Проблема человека у Гоголя // Н.В. Гоголь: pro et contra. СПб.: РХГА, 2009. С. 699-733.
10. Бочаров С. Г. Переход от Гоголя к Достоевскому // О художественных мирах. М.: Сов. Россия, 1985. С. 161-209.
11. Бочаров С. Г. О стиле Гоголя / С. Г. Бочаров // Типология стилевого развития нового времени: Классический стиль. Соотношение гармонии и дисгармонии в стиле [Сборник статей / АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького; Отв. ред. Я. Е. Эльсберг]. М., 1976. С. 409-445.
12. Вайскопф М. Я. Поэтика петербургских повестей Гоголя (Приемы объективации и гипостазирования) // Птица-тройка и колесница души: Работы 1978-2003 годов. М.: Новое литературное обозрение, 2003. С. 47-105.
13. Вайскопф М. Я. Сюжет Гоголя: Морфология. Идеология. Контекст. М.: РГГУ, 2002. 686 с.
14. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины: Учеб. пособие / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев, С. Н. Бройтман и др. / Под ред. Л. В. Чернец. М.: Высш. школа; Издательский центр «Академия», 1999. 556 с.
15. Виноградов В. В. Гоголь и натуральная школа // Виноградов В. В. Поэтика русской литературы: Избранные труды. М.: Наука, 1976. С. 189-227.
...