Особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости (Кубанский Государственный Университет Физической Культуры, Спорта и Туризма)
Проведено эмпирическое исследование.
Выборка: 60 респондентов в возрасте от 13 до 15 лет.
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ …………………………………
1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ ……………………………….
1.1 Понятие и характеристика эмоционального интеллекта ……………
1.2. Характеристика эмоционального интеллекта в подростковом возрасте….
1.3 Понятие и признаки интернет-зависимости в подростковом возрасте …..
1.4 Отрицательные последствия интернет-зависимости в подростковом возрасте……
Резюме по первой главе ………
2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПОДРОСТКОВ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ ……….………….......
2.1 Организация и методы исследования …
3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ. .…….………...
3.1 Результаты изучения эмоционального интеллекта и интернет-зависимости у подростков
3.2. Результаты сравнительного анализа эмоционального интеллекта подростков с разным уровнем интернет-зависимости …
3.3 Результаты изучения взаимосвязи показателей эмоционального интеллекта и уровня интернет-зависимости
ВЫВОДЫ…………………………………………………………….………..….…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………….……………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………………..
Современные технологии, в особенности интернет, значительно изменили нашу жизнь. Однако использование интернета может вызывать зависимость у людей, особенно у подростков. Интернет-зависимость – это тревожное явление, которое может негативно сказываться на психологическом состоянии подростка и его социальной адаптации. В то же время, эмоциональный интеллект – это важный аспект личностного развития, который связан с умением осознавать и управлять своими эмоциями. [11]
В настоящее время большое количество молодых людей испытывает проблемы с контролем своего времени, проведенного в сети, что оказывает негативное влияние на их эмоциональное состояние и социальные навыки. Таким образом, изучение взаимосвязи между интернет-зависимостью и эмоциональным интеллектом имеет практическую значимость для понимания этих проблем и разработки целевых программ вмешательства.
Так же по многим исследованиям, интернет-зависимость может оказывать негативное влияние на эмоциональную компетенцию подростков. Они могут испытывать проблемы в распознавании своих эмоций, управлении ими и взаимодействии с другими людьми. Исследование этой взаимосвязи поможет понять, как интернет-зависимость влияет на формирование и развитие эмоционального интеллекта у подростков.
Таким образом, изучение особенностей проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости является актуальной и важной темой для курсовой работы, имеющей практическую значимость и способствующей дальнейшему развитию научного знания.
Изучению особенностей интернет-зависимости в подростковом возрасте посвящено достаточно мало научной литературы. Интернет-зависимость стали изучать следующие авторы: К. Янг, И. Голдберг, Дж. Сулер, А.Е. Войскунский, В.Д. Менделевич, А.Е. Жичкина, А.Ю. Егоров и др.
Эмоциональный интеллект (ЭИ) – это способность распознавать, понимать и эффективно управлять своими и чужими эмоциями. [15]
Так же эмоциональный интеллект изучали следующие авторы: Дж. Майер, Д. Гоулман, Е. В. Ильин, И. Н. Андреева, Е. А. Сергиенко и др.
Объект исследования – эмоциональный интеллект подростков.
Предмет исследования - особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости
Цель исследования - выявить особенности проявления эмоционального интеллекта у подростков с разным уровнем интернет-зависимости.
Объект, цели и гипотеза исследования определили следующие задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ особенностей проявления эмоционального интеллекта и интернет-зависимости у подростков.
2. Установить особенности проявления эмоционального интеллекта в подростковом возрасте.
3. Определить особенности проявления интернет-зависимости в подростковом возрасте.
4. Определить взаимосвязи эмоционального интеллекта и интернет-зависимости в подростковом возрасте.
Структура и объем работы. Основной текст изложен на ____ страницах компьютерного текста, иллюстрирован ___ таблицами и ___ рисунками. Состоит из введения, трех глав, выводов, заключения, практических рекомендаций, списка литературы и приложений. Список литературы включает 20 источников.
По результатам проведенного исследования нами было изучено понятие эмоционального интеллекта в психологии, были рассмотрены основные модели данного феномена. Анализ теоретических концепций позволяет нам определить феномен эмоционального интеллекта как способность человека понимать собственные эмоции и эмоции других людей, а также управлять ими. Например, способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. В исследуемой группе подростков низкий и средний уровень развития эмоционального интеллекта имеют 18% и 82% соответственно, при умеренном уровне развития отдельных компонентов – эмоциональной осведомленности, управления своими эмоциями, самомотивации, эмпатии и управления эмоциями других.
Также мы рассмотрели Интернет-зависимость как один из видов нехимического зависимого поведения и особенности ее формирования в подростковом возрасте. Подростковый возраст характеризуется постоянной потребностью в информации, высокой познавательной мотивацией и социальной активностью. Недостаток времени на удовлетворение высокой потребности в общении компенсирует легкость и доступность вхождения в Интернет-среду. Частое обращение к Интернету, легкость в получении любой информации и поиске собеседника, способного удовлетворить любую потребность, широкий спектр развлекательных ресурсов и возможностей киберпространства, а также особенности межличностных отношений в семье – основные причины Интернет-зависимости в подростковом возрасте. В исследуемой группе подростков минимальный риск интернет-зависимости, склонность и устойчивая интернет-зависимость отмечена у 15%, 53% и 32% соответственно, при выраженных компульсивных симптомах и симптомах толерантности и умеренных проявлениях симптомов отмены, внутриличностных проблем и проблем с управлением временем.
Таким образом по результатам данного исследования можно сделать вывод, что существует взаимосвязь показателей интернет-зависимости и эмоционального интеллекта у подростков, а именно, чем выше уровень развития эмоционального интеллекта в целом, а также отдельные компоненты (управление своими и чужими эмоциями, самомотивация, понимание эмоций других), тем менее выражена интернет-зависимость.