Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРОБЛЕМА ИСТОКОВ ПРАВОВОГО НИГИЛИЗМА

Работа №132596

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы40
Год сдачи2016
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
68
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Проблема истоков европейского нигилизма 8
1.1. Нигилизм Ницше 8
1.2. Хайдеггер о европейском нигилизме 10
1.2. Истоки правового нигилизма 12
Глава 2. Обоснование христианского универсализма апостолом
Павлом 15
2.1. Христианский универсализм 15
2.2 Любовь и правосудие 17
Глава 3. Исторические истоки европейского права 20
3.1. Рецепция античного права 20
3.2. Синтез римского права и европейских в каноническом праве 21
3.3. Правосознание и реальность 24
Глава 4. Если Бога нет, то все ли позволено? 27
Глава 5. Правовой нигилизм на русской почве 31
Заключение 37
Список литературы 39


Проблема истоков правового нигилизма вызывает живой интерес в настоящее время, когда данное явление настолько широко распространено по всему миру, что в некоторых странах уже является характерной моделью поведения граждан. Интерес вызывает не краткий период истории, за который в определенном обществе сформировалось нигилистическое отношение к власти, праву и закону, а то, откуда пришла возможность правового нигилизма. Что дало основание для этой мысли, почему она прижилась и развивается? Действительно, как и откуда выросло отрицание власти, закона и права в государствах, которые в своих нормативных актах закрепили себя как правовые? Ответ на этот вопрос доступен только после исследования природы нигилизма в целом. Стоит понять, чем он является, откуда он вырос. Данное исследование поможет нам выяснить, чем является нигилизм вообще, и правовой, в частности, для общества. Однако, так как исследованы будут истоки именно правового нигилизма, то особый акцент будет сделан на том, что значит данное движение для гражданина и чем оно является для государства.
Несмотря на то, что с первого взгляда нигилизм (не имеет значения какой именно: тотальный ли, выраженный в герое произведения «Отцы и дети» И.С. Тургенева Базарове, или наблюдаемый в частных областях - праве, культуре и так далее), в том числе из-за происхождения своего от слова nihil - ничто, рассматривается как нечто отрицательное и даже противоестественное и губительное, мы должны понимать, что, как явление, имеющее свои истоки, появляется и развивается не на пустом месте. Развитие человеческого общества к нигилизму - закономерный, исторический процесс, постепенное движение в сторону которого, в силу особенностей правового регулирования, можно предвидеть . Так что, в причинах правового нигилизма сразу видится и цель, которую стремится в итоге достигнуть, так что восприятие нигилизма как чего- либо негативного и разрушительного, как может казаться из-за происхождения слова, должно быть отринуто. Нигилизм уже наступил и сейчас свершается. Без принятия данного явления (разумеется, если мы рассматриваем его, как и Фридрих Ницше, как историческое движение, а не как простую бессмысленность человеческого существования), при отчаянных попытках вернуть ушедшее, мертвое, человек обрекает себя на закостенение, на лишение развития и лишение жизни. Правовой нигилизм - это частное проявление общего, но именно он кажется наиболее губительным, так как право, в понимании людей и граждан, выступает регулятором отношений, защищено законом или традицией, закрепляет общечеловеческие ценности. Действительно ли такую роль взяло на себя право? Такое положение вещей поддерживалось долгое время и теперь оно рухнуло (к тому же, не в первый раз). Исследование же проблемы истоков правового нигилизма, даст ответ не только на вопрос «откуда», но и подскажет направление - «куда» ведет правовой нигилизм. Проблемой, существенно осложняющей исследование, является то, что нигилизм мы рассматриваем как философскую проблему, а правовой нигилизм, при этом, имеет четкое и конкретное практическое и юридическое значение, последствия которого ярки, они обсуждаются и осуждаются обществом.
Да, конечно, всегда существовали те, кто право отрицал, будь то государственное или иное, но подобная массовость, масштабность и повсеместность достигнута только сейчас. Возможно, причина этому кроется в широком распространении информационных технологий. И чем больше доступной информации и чем быстрей она достигает аудитории, тем быстрей распространяется и правовой нигилизм. Принято рассматривать это явление в крайне негативном смысле. Принято считать, что оно подрывает саму систему правового государства, насмехаясь над всеми его законами и дарованными
гражданам правами, которые все закреплены в нормативно-правовых актах в установленном законом порядке и имеют юридическую силу. Особенно странным, на первый взгляд, кажется широчайшее распространение правового нигилизма в государствах, которые официально ставят перед собой главной задачей - охрану прав и свобод человека и гражданина (как, например, в Российской Федерации Конституция РФ гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства»1), все же мы можем сами наблюдать широчайшее распространение этого явления во всех слоях населения стран, от «управляющего» меньшинства, до «управляемого» большинства, от изданных нормативно-правовых актов, еще сильнее ущемляющих права слабейших, до нарушений правил дорожного движения (самый наглядный пример - перебегание дороги на красный свет или в неположенном месте). Куда делась правовая культура общества? Процветала ли она вообще хоть когда-нибудь, хоть в каком-нибудь обществе?
Еще одной проблемой выступает то, что право и государство крепко связаны между собой, но так ли это на самом деле? Нет. Право и закон, регулирующие жизнь общества существовали и до закрепления власти в формах государства. Петр Кропоткин называет их Солидарностью и Законом взаимопомощи, а государство - мошеннической организацией, которая пользуясь своей силой, злоупотребляет властью. Однако, изначально все государства (да и не только государства, а вообще все властные структуры) - основаны на реализации власти. «Больше не осталось никаких других государств, кроме мошенников, и соответственно больше нет государств-мошенников. Это понятие достигло предела своих возможностей и приблизилось к более чем ужасающему концу своей эпохи. Этот конец всегда был близок, с самого
начала», - пишет Деррида. Ситуация постоянного злоупотребления властью своей силой выглядит естественной, значит и правовой нигилизм закономерен? Где есть закон, там неизбежно появляется и правовой нигилизм, как естественная реакция, распространяется он от верхушки власти до дальше до самых нижних слоев населения, он может быть как личным серьезным обдуманным решением, так и стадным инстинктом, привычкой существования целого общества, передаваемой из поколения в поколение.
Но вернемся к тому, что право исходит не только от государства, нельзя забывать и о религии. Христианство впервые выступило универсальным законодателем. До воскрешения Христа и восыновления человечества мир был поделен и раздроблен. Не было единого закона для всех, выделялась какая-либо группа (например, иудеи), на которых распространялся только их закон и распространялся он только на них. Ален Бадью подробно разбирает христианский универсализм, заявленный апостолом Павлом. На основании предложенной им концепции, мы и приход христианства в таком его понимании, как преподносит и проповедует апостол Павел, воспринимаем тоже как нигилизм в чистом его проявлении, так как отринуто все прежнее и нет старого мира. И так как и старые законы должны отмереть вместе со всем прежним (и отмереть должна не просто форма закона, а сама суть его, устанавливаемого человеком и государством), что было до воскрешения, то мы смело имеем право говорить о правовом нигилизме - «Не отвергаю благодати Божией; а если законом оправдание (dikaiosune), то Христос напрасно умер» (Гал.2,21). Закон человеческий становится, после воскрешения, ненужным, человек живет отныне не под законом а под благодатью. И этот правовой нигилизм, обоснованный универсализмом, оборачивается катастрофой для всего мира, построенного на законе любви, в тот момент, когда Бог «умирает». умирают и ценности, приписываемые ему, и все законы, призванные охранять эти ценности (так как человеку, для жизни в обществе, одного универсального закона оказывается недостаточно), теряют свою божественную силу и власть. Универсализм больше не действует. Все разделены и раздроблены. Катастрофа видится еще и в том смысле, что нет больше никакого оправдания всем существующим законам и их жестокости.
Итак, истоки правового нигилизма выступают как отклик на злоупотребления властью своей силой и мощью, на непонимания самой власти как таковой, закона, предстающего в контексте христианского обоснования универсализма. В этом видится и проблема истоков правового нигилизма, откуда же он все-таки берет свое начало? Истоки его разнообразны и по этой причине, стоит рассмотреть саму идею нигилизма как такового, откуда она появилась, а также и историю развития права к тому состоянию, которое существует сейчас.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной работе были рассмотрены несколько истоков правового нигилизма, а также виды и способы его проявления, реализации и становления. Правовой нигилизм является смежной проблемой на стыке юридической, социальной и философской областей. Проявление его оказывает сильнейшее и глубочайшее воздействие на жизнь общества, на авторитет власти права и самой идеи государственности, однако истоки его могут быть незаметны. Правовой нигилизм начинается незаметно, при простом понимании, что старый порядок свое отжил, старое право больше неприменимо, несоблюдаемо, неактуально, что власть - потеряла свою силу и свой авторитет. Старое больше неприемлемо, его нужно отринуть, теперь необходимо наступление нового мира. Теперь необходимо наступление нового времени, нужны новые ценности, новая власть, новый порядок. В этой подвешенности, в отрешении и отказе от старого и попытке приближения и построения нового мира и правового общества и живет правовой нигилизм. Он порождается виденьем пустоты и отчаянием, желанием лучшей жизни и отсутствием иного способа ее достичь, кроме как разрушить все, что раньше упорядочивало мир, придавало ценность жизни и окружающим паутиной угнетенного человека «высшим» ценностям революцией, бунтом или тихим презрением. Но это лишь проявления нигилизма, настоящее же внимание привлекает тот момент, что возникает он не на пустом месте. Истоки правового нигилизма, рассматриваемые философской традицией тесно взаимосвязаны и перекликаются друг с другом. Несмотря на то, что мы можно выделить троих основателей традиций правового нигилизма - апостола Павла, Фридриха Ницше и Мартина Хайдеггера, их концепции также взаимосвязаны и если мы внимательно посмотрим на совершение актов правового нигилизма на практике в истории, то будет видно, что, несмотря на кажущуюся автономность и независимость каждого предложенного «истока», они все выступают как будто единым фронтом. Рассматривать правовой нигилизм неотделимо от практического применения, мне представляется естественным, так как именно на практике видна удивительная сила и живучесть этой теории. Она прочно удерживает своими обещаниями лучшего мира и лучшей жизни, как отдельных индивидов, так и целые государства. И от простой мысли одного человека о том, что власть не права свершение правового нигилизма может вылиться в революцию. Однако, истоки правового нигилизма все же кроются в теории, хотя обосновав себя, он тут же начнет реализовываться и претворяться в жизнь.
При таком взгляде на свершение правового нигилизма в нем не видится только лишь отрицательный результат. Да, причины его мрачны, его свершение всегда жестоко, разрушение целого привычного и устоявшегося мира не может обойтись без жертв, но при этом, мы рассмотрели его появление из христианского универсализма, объявленного апостолом Павлом, впервые обозначившего границу между старым и новым, и представившим возможность отбрасывания всего прежнего, в связи с тем, что оно утратило силу, мы рассмотрели правовой нигилизм как следствие «смерти Бога» и вместе с ним его фальшивых ценностей, а также как забвение первоначального вопроса. Но правовой нигилизм не выходит из какой-то одной из этих рассмотренных причин, его истоки в их совокупности, и потому следующим шагом должно стать изучение возможности выхода из постоянной ситуации несправедливости и недоверия закону и власти.



1) Ницше Ф. Воля к власти / Пер. с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005. 880 с.
2) Хайдеггер М. Ницше Том 2 / Пер- А.П. Шурбелев - СПб, 2007
3) Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории, т.2 / Пер. с нем. И. И. Маханькова. - М: Мысль, 1998. - 606
4) Кропоткин П. Записки революционера М.: 1988.-544 с.
5) Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Голова - СПб 1999
6) Достоевский Ф.М. Собрание сочинений в 15-ти томах. Л., "Наука", 1991.
7) Нижников С.А. Мертв ли Бог? М. Хайдеггер о нигилизме и метафизике / Пространство и время 2(16)/2014, С. 57-62
8) Книга Экклезиаста, гл.1
9) "Конституция Российской Федерации" (от 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/, 03.05.2016
10) Алексеев С.С. Общая теория права. - М.: Юристъ, 1999.
11) Медведев С.Н., Кумыкова Л.Г. Правовой нигилизм и пути его преодоления // Вестник Московского государственного университета МВД России. - 2006, №6
12) Деррида Ж. Существуют ли государства мошенники? // ЛОГОС 1 (36) 2003 - С. 24-28.
13) Бачинин В.А. Философия права и преступления. - Харьков, 1999. - 607с.
14) Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение Тюрьмы / Пер. с фр. В.Наумов -М.: «Ad Marginem», 1999
15) Кропоткин П.А. Взаимная помощь среди животных и людей как двигатель прогресса. Москва, 2011
16) Аннерс Э. История европейского права. Москва, 1994. - 397с.
17) Жижек С. Если Бог есть, то все позволено // http://liva.com.ua/zizek- religion.html, 03.05.2016



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ