Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМООТНОШЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ И ЛЕНИНГРАДСКОГО АВАНГАРДА 1920-1930 ГГ

Работа №132593

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

история

Объем работы91
Год сдачи2017
Стоимость4325 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
47
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Петроградский авангард в структурах власти (1918-1922) 10
1.1 Петроградский отдел изобразительных искусств Наркомпроса. 17
1.2 Демонтаж и установка памятников. 22
1.3. Оформление революционных праздников. 29
1.4 Агитационно-пропагандистская, лекционная и литературно-издательская деятельность Петроградского отдела ИЗО Наркомпроса. 37
Глава 2. Упадок и опала. (1922 – 1932) 60
2.1Ленинградский авангард 1920-х годов. 67
2.2 ОБЭРИУ 72
2.3. Дело детского отдела Госиздата. Разгром ОБЭРИУ. 78
Заключение. 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 87


Русская революция и Гражданская война являются поворотными событиями истории нашего государства, принесшими колоссальные изменения во все сферы жизни, их влияние остро ощущаются до сегодняшних дней. Культурная сфера в те годы подверглась не менее радикальной перестройке, чем любая другая. Новой большевистской власти после событий октября 1917 года отчаянно были необходимы союзники в мире искусства для проведения в жизнь собственной культурной политики, установлением контроля над сферой культуры в столь напряжённый период. Таковыми явились русские авангардисты. Именно те годы, при тех условиях были заложены духовные основы жизни нашего общества, вектор его культурного развития. Поэтому, для понимания сегодняшнего положения дел в этой сфере, исключительно важны те тенденции, которые произошли в данной области в рассматриваемый период. Анализ рассматриваемых в работе проблем есть ключ к объяснению сложных и противоречивых процессов, которые происходят в культурной сфере жизни страны в наши дни.
Целью работы является исследование взаимоотношений власти и представителей ленинградского авангарда с февраля 1918 по март 1932 годы.
Хронологические рамки обусловлены следующими обстоятельствами. Нижняя граница – тем, что в феврале 1918 начал работу отдел Изобразительный искусства Народного комиссариата просвещения, что является отправной точкой организационного сотрудничества советской власти и представителей русского авангарда в Петрограде. Верхняя граница, март 1932 года, объясняется завершением уголовного дела и осуждением участников творческой группы ОБЭРИУ, которая, по мнению большинства исследователей искусства, являлась последним объединением русских авангардистов, как в рамках Ленинграда, так и страны в целом.
Основное внимание в работе уделено двум полярно пиковым по характеру взаимоотношений периодам. Первый (1918 – 1922гг.) – время тесного сотрудничества, когда в авангардисты были широко представлены в советских государственных учреждениях, ведающими делами искусства; второй (1929– 1932 гг.) – период гонений и травли последнего поколения авангардистов в Ленинграде.
Стоит отметить, что хронологические рамки несколько иные, нежели заявлены в названии работы. Это объясняется тем, что автор работы в процессе погружения в тему счёл некорректным рассматривать указанные проблемы вне контекста формирования культурной политики в первые годы существования Советской России, т.к. её во многом приводили в жизнь представители авангарда, поэтому начальная точка – 1918 год. Также исследование ограничивается 1932 годом, потому, что после этого года, по мнению многих авторитетных исследований русского авангарда и солидарного их мнением автора данной работы, русский авангард в СССР в этом году окончательно прекратил своё существование как организованное художественное течение.
Для достижения указанной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть причины образования союза авангардистов и большевиков, а также мотивацию и цели похода деятелей авангардного искусства в органы советской власти в 1918 году.
2) Определить отношение партийных руководителей к организационным мерам, проводимым авангардистами, находящимся во властных органах, по управлению искусством в городе.
3) Обозначить причины, вследствие которых деятели авангардного искусства были отстранены от руководства государственными органами.
4) Раскрыть проблему параллельного сосуществования генеральной линии государства в искусстве и авангардизма на примере группы ОБЭРИУ в конце 1920 – начале 1930- х годах.
Объектом исследования является культурная жизнь постреволюционного Петрограда / Ленинграда в указанный хронологический период.
Предметом работы являются особенности взаимоотношений государства, его культурного курса, и представителей ленинградского авангарда в указанный период.
Данной проблематикой в различные периоды занимались некоторое число отечественных исследователей. Главной чертой трудов советских исследователей является марксистко-ленинский подход к изучаемой проблематике. Большинство их обладает существенными недостатками, т.к. подходит к делу изучения проблем искусства и процессов, происходящих в нём с позиций классовой борьбы, такой подход приводит к несколько однобоким результатам. В то же время он позволяет посмотреть на проблему с позиции одной из сторон, рассматриваемой в исследовании, помогает лучше понять культурную политику советской власти в рассматриваемый период.
Советский период в изучении темы можно разделить на два периода: историография 1930 – конца 1950–х годов; конца 1950 – конца 1980-х годов. Для первого периода характерно почти полное отсутствие конкретных научно-исторических исследований. Культурная политика государства рассматривалась с ортодоксальных марксистских установок, концепции «культурной революции», отсутствовал её критический анализ. Большое внимание уделялось классовому происхождению того или иного деятеля искусства, его политическим взглядам, нежели ценности художественной или иной деятельности . Начина в этот период авангардистское искусство было под негласным государственным запретом – единственным творческим методом признавался соцреализм, поэтому других художественных течений для советской историографии того периода как будто и не существо. Исключением из этой тенденции была личность В. В. Маяковского, однако в трудах, посвящённых его деятельности, футуристический период творчества подавался в сжатой и тенденциозной форме . Основную массу работ тогда составляли теоретические работы, публицистика партийных деятелей по вопросам искусства .
С конца 1950-х годов, с наступления т.н. «оттепели» активизируется отношение к изучению искусства авангарда и его наследию ввиду ослабления цензурных норм, однако всё сознании власть имущих авангард по-прежнему оставался чуждым искусством, поэтому трактовка его роль в советском искусстве остаётся предвзятой. Из значимых работ можно выделить монографию Мазаева. Рассматривая концепцию «производственного искусства» он обращается к деятельности и идеям авангардистов относительно реформы культурной жизни, упоминает занимание ими государственных постов. Существенный вклад в изучение деятельности петроградского отдела ИЗО Наркомпромса послужили работы историков искусства изучающих украшение Петрограда к праздничным дням .
С конца 1980-х годов можно говорить о начале новейшего этапа отечественной историографии ленинградского авангарда и культурной политики большевиков в этой области. Для него характерно рассмотрение проблемы с различных новых ракурсов и отсутствие табу на исследования авангардного искусства. Развёрнуто историю всего русского авангарда описал А. Крусанов. Огромному толчку исследовательскому интересу поспособствовало рассекречивание архивных фондов и доступ к ним исследователей, публикация воспоминаний, наличие живых свидетелей эпохи. Впервые появились исследования по неизвестной прежде авангардистской группе ОБЭРИУ.
Отличительной чертой новейшей историографии является проведение большого числа разнообразных научных конференций и издание сборников статей/тезисов по их итогам . Отдельную значительную категорию составляют диссертации, основательно углубляющие проблематику .


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Пришедшие к власти в октябре 1917 года большевики оказались в изоляции со стороны большинства деятелей искусства. Новая власть в их поддержке, безусловно, нуждалась: напряжение в обществе росло, страна неуклонно двигалась к гражданской войне. В тех условиях как никогда значима позиция творческой интеллигенции, авторитет её представителей, агитационный ресурс может быть значительным пропагандистским оружием в условиях назревающего социального конфликта. Единственные, кто поддержали власть авангардисты, во многом по идейным причинам: авангардистов привлекала решительность большевиков в деле коренного переустройства социальной жизни, утопические мечты рисовали им образ идеального будущего, которые они декларировали в своих манифестах. Обладание государственной сластью сулило открыть неограниченных масштабов простор для формирования новой художественной культуры и, тем самым, предоставить поле для экспериментов в области искусств. Участие в строительстве утопического мира и постоянная необходимость самим придумывать и формировать художественный облик этого мира были привлекательны. Для этой цели в условиях той эпохи большевики казались идеальными союзниками.
Большевики готовы были им эту власть предоставить. В итоге петроградские левые деятели искусства сформировались на базе Петроградского отдела ИЗО, созданного в феврале 1918 года. Футуризм становится значимым элементом официальной культуры молодого Советского государства.
Большевики относилась к футуристам исключительно утилитарно. Им необходима была массовая наглядная агитация. Образованной партийной верхушки были чужды эстетические искания авангардистов, а широкие массы не понимали сложных посылов и задумок левых деятелей искусства. Выразительно это проявилось в отношении масс к оформлению революционных праздников (1 мая, 7 ноября). Непонимание идей и резкий тон высказываний самих футуристов вылились в первую антифутуристическую кампанию против них, прошедшую в 1919 году. Агитационно-пропагандистская работа, которую вели футуристы среди пролетариата с целью призыва идти в искусство, которое должно было стать массовым, так же не встретило понимания. Утвердить себя как истинно пролетарское искусство так же не было возможности, их сложные теоретически концепции решительно отвергались теоретиками Пролеткульта, отсылающим к классовому происхождению самих футуристов некоторые левые.Ко всем прочему, некоторые левые теоретики поддержали тезис о несовместимости искусства и политики (В. Шкловский) .
В контексте этого отстранение авангардистов от руководства искусством выглядел закономерно. Большевики понимали, что наиболее эффективен для агитационно-пропагандистских целей был не футуризм, а реалистическое, понятное массам искусство. В этой ситуации под предлогом реорганизации Наркомпроса левые был отстранены от руководства художественной жизнью страны в целом и Петрограда в частности.
К концу 1920-х годов ленинградский авангард хиреет, маргинализируется, становится уделом фанатиков-одиночек и объектом нападок со стороны властей за отсутствие идейности. На этом фоне появляется футуристическая группа ОБЭРИУ, которая привлекает к себе общественное внимание в масштабах Ленинграда своими публичными выступлениями диспутами. Власть, не готовая мириться с присутствием такого явления в созданной ей монолитно-централизованной и идейно определённой культурной среде, организует обличительную кампанию в печати, направленную против обэриутов, которая, в конечном счёте, заканчивается арестом основных участников группы, обвинением их в контрреволюционной деятельности и высылкой из Ленинграда. Именно представители этого творческого объединения стали одними из первых в Советском Союзе репрессированными за «контрреволюционную деятельность» деятелями искусства не за оппозиционные настроения в отношении власти, а за художественно-эстетические различия с главенствующей в советском искусстве стилистикой. Одновременно это стало концом ленинградского и советского авангарда.



(1) Неопубликованные источники:
Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб)
1) Фонд Р-29 ОТДЕЛ ИМУЩЕСТВ РЕСПУБЛИКИ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ. ПЕТРОГРАД. 1917 – 1919 ГГ.
2) Фонд Р-31 ЛЕНИНГРАДСКИЙ ГУБЕРНСКИЙ ОТДЕЛ ГЛАВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ЛИТЕРАТУРЫ И ИЗДАТЕЛЬСТВ НАРОДНОГО КОМИССАРИАТА ПРОСВЕЩЕНИЯ,1922-1927. ПЕТРОГРАД-ЛЕНИНГРАД.
3) Фонд Р-47 ПЕТРОГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИЗДАТЕЛЬСТВА РСФСР КОМИССАРИАТА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ РСФСР, 1918-1919. ПЕТРОГРАД.
4) Фонд Р-49 ПЕТРОГРАДСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ИЗДАТЕЛЬСТВА КОМИССАРИАТА ПЕЧАТИ, АГИТАЦИИ И ПРОПАГАНДЫ КОМИССАРИАТА НАРОДНОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ СОЮЗА КОММУН СЕВЕРНОЙ ОБЛАСТИ , 1918-1919 ГГ. ПЕТРОГРАД.
5) Фонд Р-678 АЛЕКСАНДРОВ АНАТОЛИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ - ЛИТЕРАТУРОВЕД. 1934 - 1994. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ.

(2) Опубликованные документальные источники:

1) Власть и художественная интеллигенция. Документы ЦК РКП (б), ВЧК – ОГПУ – НКВД о культурной политике. 1917 – 1953. / Под ред. акад. А. Н. Яковлева; сост. А. Артизов, О. Наумов. М: МФД, 1999 – (Россия. ХХ век. Документы)



(3) Труды государственных и политических деятелей:

1) Ленин В.И. Полн. собр. соч. - Т.24, 34, 35
2) Луначарский А. В. Собр. соч. Т. 1–8. М., 1963—1967.
3) Зиновьев Г. Е. Сочинения. Т. 5, М, 1925
4) Троцкий Л. Д. Литература и революция – М, 1991

(4) Мемуары:
1) Ахматова А. Собрание сочинений, Т. 2, М, 1991.
2) БахтеревИ. Когда мы были молодыми // Воспоминания о Заболоцком. 1984.
3) Друскин Я.С. Дневники / Сост., подг. текста, прим. Л.С. Друскиной. — СПб.1999.
4) Лившиц Б. Полутораглазый стрелец. Воспоминания. М., 1991.
5) Луначарский А. В. Воспоминания и впечатления М, 1968.
6) Матюшин М. Воспоминания футуриста // Волга. 1994. № 9-10. С. 101
7) Пунин Н. Мир светел любовью. Дневники. Письма., 2000
8) Серж В. От революции к тоталитаризму : Воспоминания революционера / пер. с фр. Ю. В. Гусевой, В. А. Бабинцева. - М., 2001
9) Цеткин К. Воспоминания о Ленине. М., 1955.
10) Шкловский В. Гамбургский счет. Статьи. Воспоминания. Эссе.(1914-1933). М., 1990.

(5) Периодическая печать:
1) Вечерние ведомости: ежедневная вечерняя петроградская газета - 1918
2) Вечерние огни: ежедневная вечеряя петроградская газета - 1918
3) Газета-копейка: ежедневна петроградская газета - 1918
4) Искусство коммуны: издание отдела изобразительных искусств комиссариата народного просвещения – 1918-1919
5) Красная газета – орган ЦК Петросовета – 1918 - 1939
6) Новая жизнь: общественно-политическая петроградская газета – 1918.
7) Новая петроградская газета: ежедневная петроградская газета - 1918
8) Новый вечерний час – ежедневная петроградская газета – 1918
Научная литература
1) АболинаР Советское искусство периода гражданской войны и первых лет строительства социализма. М., 1962.
2) Аймермахер К. Политика и культура при Ленине и Сталине, 1917—1932. М., 1998
3) Блюм. А Советская цензура в эпоху тотального террора (1929 – 1953), СПб, 2000
4) Галин С. Исторический опыт культурного строительства в первые годы советской власти (1917-1925 гг.). М., 1990.
5) Гройс Б. Утопия и обмен. Стиль Сталина о новом. Статьи. М., 1993.,
6) Гущин А. Оформление массовых праздненств за 15 лет диктатуры пролетариата. М.; Л., 1932
7) Дмитриенко А Из истории эгофутуризма: Материалы к литературной биографии Константина Олимпова // Минувшие: Исторический альманах. Вып. 22. СПб., 1997.
8) Евсевьев М. О петроградском отделе изобразительных искусств Комиссариата народного просвещения (1918 – 1921) // Советское искусствознание. 23. М., 1988., С. 306
9) Жаккар Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда, СПб, 1995.
10) Карелин В. Литература авангарда и власть. Поэтика и политика группы ОБЭРИУ.
11) Карпов Г. О советской культуре и культурной революции в СССР, М., 1954
12) Комиссаров С. Художественная интеллигенция: противоречия в сознании и деятельности. - М., 1991.
13) Косолапов П. Как был создан Всероссийский Союз поэтов // Литературная Россия. —1967.
14) Крусанов А. Русский авангард: 1907—1932 (Исторический обзор): В 3 томах. — М.: Новое литературное обозрение, 2003. — Т. 2. Футуристическая революция (1917—1921).
15) Литература факта. Первый сборник материалов работников ЛЕФа. М., 2000
16) Луначарский А. О школьной забастовке // Известия ВЦИК, 1917, №24. №3
17) Мазаев А. Концепция «производственного искусства» 20-ых годов. М., 1975
18) Малли Л. Культурное наследие Пролеткульта: Один из путей к соцреализму? // Соцреалистический канон. Сборник. СПб, 2000
19) Мальский И.Разгром ОБЭРИУ: материалы следственного дела. / // Октябрь, № 11,1992,
20) Марков В. История русского футуризма, М.: Алетейя, 2000
21) Наков А. Русский авангард. М., 1991.
22) Немиро О. В город пришел праздник : Из истории худож. оформления сов.массовых празднеств. Л. 1973
23) Никитаев А. Обэриуты и футуристическая традиция // Театр, № 11,1991.
24) Пападопулу И. Роль литературного авангарда в становлении концепции социалистического реализма // Вопросы литературы, 2011 №2
25) Петров Н. Агитационно-массовеискуство первых лет Октября. М., 1971
26) Портнов Г. Дюжина забытых.Спб., 2005
27) Северюхин Д., Лейкинд О.. Золотой век художественных объединений в России и СССР. (1820-1932): Справочник по русскому искусству. СПб, 1992.
28) Смирнов И. Ленинская концепция культурной революции и критика Пролеткульта. // Историческая наука и некоторые проблемы современности., 1969
29) Турчин B. По лабиринтам авангарда. М., 1993
30) Устинов А. 1929 год в жизни Мандельштама // Новое литературное обозрение. 2002. №58.
31) Хелман. Б. История русской детской литературы. Бостон, 2015


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ