Дидактическая игра на уроках математики как средство для развития учебной мотивации учащихся 5 классов (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
|
Есть приложения.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Анализ различных подходов к определению понятия «дидактическая игра» и ее роль в процессе мотивации учащихся 6
1.2 Особенности организации дидактических игр на уроках математики для развития учебной мотивации учащихся 5 классов 16
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1 Комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов 29
2.2 Фрагменты технологических карт по математике, направленные на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов посредством организации дидактических игр 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А: фрагменты технологических карт к учебным занятиям по математике 69
Приложение Б: материалы по апробации 77
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Анализ различных подходов к определению понятия «дидактическая игра» и ее роль в процессе мотивации учащихся 6
1.2 Особенности организации дидактических игр на уроках математики для развития учебной мотивации учащихся 5 классов 16
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1 Комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов 29
2.2 Фрагменты технологических карт по математике, направленные на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов посредством организации дидактических игр 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А: фрагменты технологических карт к учебным занятиям по математике 69
Приложение Б: материалы по апробации 77
Мотивация является мощным двигателем успешного развития умений и навыков учебной деятельности учащихся. При отсутствии мотивационного аспекта процесс обучения школьников превращается в повседневную рутину, а выполнение самостоятельных заданий становится непосильной обязанностью. Именно поэтому развитие учебной мотивации школьников является острой и актуальной проблемой современного образовательного процесса. Этот процесс, с одной стороны, касается аспектов обучения школьников, а с другой стороны, вопросов воспитания личностных качеств школьника.
Многие ученые (Л. И. Божович, В. С. Ильин, И. П. Кортиковцев, С. М. Лужиков и др.) в своих работах отмечают мотивацию как движущий фактор саморазвития для удовлетворения потребностей и достижения целей. Мотивация развивается в процессе развития способностей и зависит от существующих амбиций и потребностей каждого индивидуума. Отечественные ученые И. М. Зиновьева, И. К. Кольцова, К. М. Зарибова и др. считают, что мотивы учащегося зависят от его жизненного опыта и проявляются в деятельности. Деятельность, в свою очередь, направляется потребностями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. в связи с чем школьники нуждаются в постоянной коррекционной деятельности со стороны педагогов и родителей.
Развитие самомотивации необходимо с раннего возраста и должно продолжать непрерывно формироваться на протяжении всей жизни человека, считают ученые: Б. Г. Ананьев, В. А. Далингер, С. К. Сокурская, П. И. Пинцкий, Р. В. Водеев и др. И методисты П. П. Герма, С. Н. Верипель, В. И. Ковалев, И. С. Якиманская видят развитие мотивации в познавательной деятельности, организация которой требует постоянного учета индивидуальных способностей и возрастных особенностей.
Познавательной деятельности уделяется внимание в работах математиков В. А. Далингера, И. Ф. Шарыгина и др., которые отмечают как успешные для развития мотивации педагогические условия, организуемые в процессе игровой деятельности.
Актуальность изучения проблем развития мотивации учащихся для многих педагогов-практиков вытекает из поиска решения противоречия между необходимостью развития учебной мотивации учащихся 5-х классов при обучении математике и возможностями ее развития при использовании дидактических игры на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5 классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – возможности применения математических дидактических игр в развитии учебной мотивации учащихся 5 классов.
Цель исследования: разработка организационно-дидактических материалов, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5 классов средствами математических дидактических игр.
Задачи исследования:
− выполнить анализ психолого-педагогический анализ понятия «дидактическая игра», определить приемы и средства для развития учебной мотивации при обучении учащихся математике;
− разработать комплекс математических дидактических игр, направленных на развитие мотивации учащихся;
− разработать фрагменты технологических карт уроков математики в 5-х классах посредством организации дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция учебной мотивации, как средство повышения интереса к процессу обучения: О. С. Виханский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, О. К. Тихомирова. Исследования дидактической игры, как основы обучения: П. М. Якобсон, Л. Н. Хьелл, А. Г. Сидеренко. Подходы, рассматриваемые обучающую игру, как метод расширения практического опыта детей в различных сферах деятельности: Л. М. Фридман, О. К. Тихомиров и др.
Практическая значимость. Результаты исследования: разработанные дидактические игры и фрагменты технологических карт, могут быть использованы на уроках математики в 5-м классе, в качестве источника стимулирования мотивации учащихся в учебной деятельности, для достижения новых образовательных результатов и развития личности в контексте ФГОС основного общего образования.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении определяется актуальность данной проблемы, определены предмет, объект, цель и задачи, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой проведен анализ современного состояния проблемы; проанализированы основные подходы к определению понятия «дидактическая игра», «мотивация», «учебная мотивация».
Во второй главе представлен комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов. Также представлены фрагменты технологических карт по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов посредством организации дидактических игр.
В заключении представлены основные выводы по теме квалификационной работы.
Многие ученые (Л. И. Божович, В. С. Ильин, И. П. Кортиковцев, С. М. Лужиков и др.) в своих работах отмечают мотивацию как движущий фактор саморазвития для удовлетворения потребностей и достижения целей. Мотивация развивается в процессе развития способностей и зависит от существующих амбиций и потребностей каждого индивидуума. Отечественные ученые И. М. Зиновьева, И. К. Кольцова, К. М. Зарибова и др. считают, что мотивы учащегося зависят от его жизненного опыта и проявляются в деятельности. Деятельность, в свою очередь, направляется потребностями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. в связи с чем школьники нуждаются в постоянной коррекционной деятельности со стороны педагогов и родителей.
Развитие самомотивации необходимо с раннего возраста и должно продолжать непрерывно формироваться на протяжении всей жизни человека, считают ученые: Б. Г. Ананьев, В. А. Далингер, С. К. Сокурская, П. И. Пинцкий, Р. В. Водеев и др. И методисты П. П. Герма, С. Н. Верипель, В. И. Ковалев, И. С. Якиманская видят развитие мотивации в познавательной деятельности, организация которой требует постоянного учета индивидуальных способностей и возрастных особенностей.
Познавательной деятельности уделяется внимание в работах математиков В. А. Далингера, И. Ф. Шарыгина и др., которые отмечают как успешные для развития мотивации педагогические условия, организуемые в процессе игровой деятельности.
Актуальность изучения проблем развития мотивации учащихся для многих педагогов-практиков вытекает из поиска решения противоречия между необходимостью развития учебной мотивации учащихся 5-х классов при обучении математике и возможностями ее развития при использовании дидактических игры на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5 классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – возможности применения математических дидактических игр в развитии учебной мотивации учащихся 5 классов.
Цель исследования: разработка организационно-дидактических материалов, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5 классов средствами математических дидактических игр.
Задачи исследования:
− выполнить анализ психолого-педагогический анализ понятия «дидактическая игра», определить приемы и средства для развития учебной мотивации при обучении учащихся математике;
− разработать комплекс математических дидактических игр, направленных на развитие мотивации учащихся;
− разработать фрагменты технологических карт уроков математики в 5-х классах посредством организации дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция учебной мотивации, как средство повышения интереса к процессу обучения: О. С. Виханский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, О. К. Тихомирова. Исследования дидактической игры, как основы обучения: П. М. Якобсон, Л. Н. Хьелл, А. Г. Сидеренко. Подходы, рассматриваемые обучающую игру, как метод расширения практического опыта детей в различных сферах деятельности: Л. М. Фридман, О. К. Тихомиров и др.
Практическая значимость. Результаты исследования: разработанные дидактические игры и фрагменты технологических карт, могут быть использованы на уроках математики в 5-м классе, в качестве источника стимулирования мотивации учащихся в учебной деятельности, для достижения новых образовательных результатов и развития личности в контексте ФГОС основного общего образования.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении определяется актуальность данной проблемы, определены предмет, объект, цель и задачи, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой проведен анализ современного состояния проблемы; проанализированы основные подходы к определению понятия «дидактическая игра», «мотивация», «учебная мотивация».
Во второй главе представлен комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов. Также представлены фрагменты технологических карт по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов посредством организации дидактических игр.
В заключении представлены основные выводы по теме квалификационной работы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: развитие учебной мотивации обучаемых – это многогранный и сложный процесс, так как среди совокупности методов, приемов обучения необходимо выбрать именно те, которые заинтересуют ребенка, помогут ему «окунутся» в образовательный процесс. При рассмотрении понятия «мотивация» за основу было выбрано определение О. С. Виханского: «мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые движут деятельностью человека, побуждают его к труду, придают этой деятельности целенаправленную направленность на достижение определённых целей», т. к. данное определение наиболее точно, полно и понятно раскрывает данное понятие.
Предложенные нами методико-дидактические материалы можно использовать учителю математики для подготовки как учебного, так и внеклассного занятия. Методические рекомендации к организации дидактических игр на уроках математики могут помочь распределить время на уроке, выбрать этап, на котором будет проведена игра, разработать задания к игре. Необходимо помнить, что игра должна быть хорошо организована, подготовлена.
Приведен комплекс дидактических игр для учащихся 5-х классов, которые способствуют развитию учебной мотивации деятельности. Фрагменты технологических карт можно использовать как наглядное пособие для составления карт к последующим занятиям с другими дидактическими играми. Проведение игры требует от преподавателя дополнительной подготовки, но руководствуясь приведенными методическими рекомендациями, время на подготовку можно сократить.
На основании выше сказанного считаем, что в результате выполнения курсового проекта все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
Предложенные нами методико-дидактические материалы можно использовать учителю математики для подготовки как учебного, так и внеклассного занятия. Методические рекомендации к организации дидактических игр на уроках математики могут помочь распределить время на уроке, выбрать этап, на котором будет проведена игра, разработать задания к игре. Необходимо помнить, что игра должна быть хорошо организована, подготовлена.
Приведен комплекс дидактических игр для учащихся 5-х классов, которые способствуют развитию учебной мотивации деятельности. Фрагменты технологических карт можно использовать как наглядное пособие для составления карт к последующим занятиям с другими дидактическими играми. Проведение игры требует от преподавателя дополнительной подготовки, но руководствуясь приведенными методическими рекомендациями, время на подготовку можно сократить.
На основании выше сказанного считаем, что в результате выполнения курсового проекта все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
Подобные работы
- Активизация мыслительной деятельности учащихся 5 классов в процессе устных вычислений на уроках математики (Методика обучения математике, Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Немецкий. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В ШКОЛЕ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Бакалаврская работа, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2017 - ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ 5-6-х КЛАССОВ В ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Интегрированный образовательный модуль «Производная» в условиях реализации краевого проекта развития математического образования
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2016 - МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ МАТЕМАТИКЕ В 5-8 кл. ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ МОБИЛЬНЫХ ПРИЛОЖЕНИЙ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Использование геймификации в математической подготовке обучающихся 5-6 классов
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ЕГО СВЯЗЬ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Диссертации (РГБ), психология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - Реализация активных методов обучения при обеспечении достижения образовательных результатов в курсе математики основной школы
Магистерская диссертация, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4980 р. Год сдачи: 2019



