Дидактическая игра на уроках математики как средство для развития учебной мотивации учащихся 5 классов (Новосибирский Государственный Педагогический Университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ 5 КЛАССОВ НА УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЯХ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 6
1.1 Анализ различных подходов к определению понятия «дидактическая игра» и ее роль в процессе мотивации учащихся 6
1.2 Особенности организации дидактических игр на уроках математики для развития учебной мотивации учащихся 5 классов 16
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИОННО-ДИДАКТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО МАТЕМАТИКЕ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-х КЛАССОВ ПОСРЕДСТВОМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР 29
2.1 Комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов 29
2.2 Фрагменты технологических карт по математике, направленные на развитие учебной мотивации учащихся 5-х классов посредством организации дидактических игр 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 66
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Приложение А: фрагменты технологических карт к учебным занятиям по математике 69
Приложение Б: материалы по апробации 77
Мотивация является мощным двигателем успешного развития умений и навыков учебной деятельности учащихся. При отсутствии мотивационного аспекта процесс обучения школьников превращается в повседневную рутину, а выполнение самостоятельных заданий становится непосильной обязанностью. Именно поэтому развитие учебной мотивации школьников является острой и актуальной проблемой современного образовательного процесса. Этот процесс, с одной стороны, касается аспектов обучения школьников, а с другой стороны, вопросов воспитания личностных качеств школьника.
Многие ученые (Л. И. Божович, В. С. Ильин, И. П. Кортиковцев, С. М. Лужиков и др.) в своих работах отмечают мотивацию как движущий фактор саморазвития для удовлетворения потребностей и достижения целей. Мотивация развивается в процессе развития способностей и зависит от существующих амбиций и потребностей каждого индивидуума. Отечественные ученые И. М. Зиновьева, И. К. Кольцова, К. М. Зарибова и др. считают, что мотивы учащегося зависят от его жизненного опыта и проявляются в деятельности. Деятельность, в свою очередь, направляется потребностями, которые могут быть как положительными, так и отрицательными. в связи с чем школьники нуждаются в постоянной коррекционной деятельности со стороны педагогов и родителей.
Развитие самомотивации необходимо с раннего возраста и должно продолжать непрерывно формироваться на протяжении всей жизни человека, считают ученые: Б. Г. Ананьев, В. А. Далингер, С. К. Сокурская, П. И. Пинцкий, Р. В. Водеев и др. И методисты П. П. Герма, С. Н. Верипель, В. И. Ковалев, И. С. Якиманская видят развитие мотивации в познавательной деятельности, организация которой требует постоянного учета индивидуальных способностей и возрастных особенностей.
Познавательной деятельности уделяется внимание в работах математиков В. А. Далингера, И. Ф. Шарыгина и др., которые отмечают как успешные для развития мотивации педагогические условия, организуемые в процессе игровой деятельности.
Актуальность изучения проблем развития мотивации учащихся для многих педагогов-практиков вытекает из поиска решения противоречия между необходимостью развития учебной мотивации учащихся 5-х классов при обучении математике и возможностями ее развития при использовании дидактических игры на уроках математики.
Объект исследования: процесс обучения математике учащихся 5 классов в образовательных учреждениях.
Предмет исследования – возможности применения математических дидактических игр в развитии учебной мотивации учащихся 5 классов.
Цель исследования: разработка организационно-дидактических материалов, направленных на развитие учебной мотивации учащихся 5 классов средствами математических дидактических игр.
Задачи исследования:
− выполнить анализ психолого-педагогический анализ понятия «дидактическая игра», определить приемы и средства для развития учебной мотивации при обучении учащихся математике;
− разработать комплекс математических дидактических игр, направленных на развитие мотивации учащихся;
− разработать фрагменты технологических карт уроков математики в 5-х классах посредством организации дидактических игр.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: концепция учебной мотивации, как средство повышения интереса к процессу обучения: О. С. Виханский, И. А. Зимняя, А. К. Маркова, О. К. Тихомирова. Исследования дидактической игры, как основы обучения: П. М. Якобсон, Л. Н. Хьелл, А. Г. Сидеренко. Подходы, рассматриваемые обучающую игру, как метод расширения практического опыта детей в различных сферах деятельности: Л. М. Фридман, О. К. Тихомиров и др.
Практическая значимость. Результаты исследования: разработанные дидактические игры и фрагменты технологических карт, могут быть использованы на уроках математики в 5-м классе, в качестве источника стимулирования мотивации учащихся в учебной деятельности, для достижения новых образовательных результатов и развития личности в контексте ФГОС основного общего образования.
Структура работы. Квалификационная работа состоит из титульного листа, оглавления двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения. Во введении определяется актуальность данной проблемы, определены предмет, объект, цель и задачи, описывается структура данной работы.
Первая глава является теоретической базой, в которой проведен анализ современного состояния проблемы; проанализированы основные подходы к определению понятия «дидактическая игра», «мотивация», «учебная мотивация».
Во второй главе представлен комплекс дидактических игр по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов. Также представлены фрагменты технологических карт по математике, направленных на развитие учебной мотивации обучающихся 5-х классов посредством организации дидактических игр.
В заключении представлены основные выводы по теме квалификационной работы.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующий вывод: развитие учебной мотивации обучаемых – это многогранный и сложный процесс, так как среди совокупности методов, приемов обучения необходимо выбрать именно те, которые заинтересуют ребенка, помогут ему «окунутся» в образовательный процесс. При рассмотрении понятия «мотивация» за основу было выбрано определение О. С. Виханского: «мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые движут деятельностью человека, побуждают его к труду, придают этой деятельности целенаправленную направленность на достижение определённых целей», т. к. данное определение наиболее точно, полно и понятно раскрывает данное понятие.
Предложенные нами методико-дидактические материалы можно использовать учителю математики для подготовки как учебного, так и внеклассного занятия. Методические рекомендации к организации дидактических игр на уроках математики могут помочь распределить время на уроке, выбрать этап, на котором будет проведена игра, разработать задания к игре. Необходимо помнить, что игра должна быть хорошо организована, подготовлена.
Приведен комплекс дидактических игр для учащихся 5-х классов, которые способствуют развитию учебной мотивации деятельности. Фрагменты технологических карт можно использовать как наглядное пособие для составления карт к последующим занятиям с другими дидактическими играми. Проведение игры требует от преподавателя дополнительной подготовки, но руководствуясь приведенными методическими рекомендациями, время на подготовку можно сократить.
На основании выше сказанного считаем, что в результате выполнения курсового проекта все поставленные задачи выполнены и цель достигнута.
1. Аксенова П. Ю. Адаптация школьников под активную работу при выполнении домашних заданий: монография. Москва: Огни, 2017. 315 c.
2. Божович Л. И. О мотивации учения. Москва: АСТ, 2016. 133 с.
3. Виленкин Н. Я. Математика. 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. 31-е изд., стер. М.: Мнемозина, 2013. 280 с.
4. Виханский О. С. Профессиональное образование. Москва: Академия, 2013. 316 с.
5. Глаз В. Н. Мотивация трудовой деятельности учеников. Москва: LAPLambert Academic Publishing, 2014. 420 c.
6. Далингер В. А. Методика обучения и воспитания на уроках математики: Педагогика, 2015. 171 с.
7. Денисенко О. С. Активизация учебной деятельности / ред. Г. А. Китайгородская. Москва: Московского университета, 2016. 175 c.
8. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности детей: учебное пособие. Москва: ИНФРА-М, 2016. 384 c.
9. Егоршин А. П. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: учебное пособие. Москва: РИОР, 2017. 773 c.
10. Зеленов А. А. Мотивация трудовой деятельности на малом инновационном предприятии. Москва: Дашков и К, 2014. 899 c.
11. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Москва: Логос, 2000. 266 с.
12. Золотухина И. В. Индивидуальный стиль учебной деятельности школьников. Москва: LAPLambert Academic Publishing, 2018. 200 c.
13. Карасева П. А. Индивидуальный стиль учебной деятельности младших школьников. Москва: LAPLambert Academic Publishing, 2018. 200 c.
14. Карпова Е. С. Мотивационная сфера личности в учебной деятельности. Москва: Palmarium Academic Publishing, 2015. 604 c.
15. Кибанов А. Я. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности младших школьников. Учебно-практическое пособие. М.: Проспект, 2017. 121 c.
16. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики. М.: Просвещение, 1990. 95с.
17. Коновалова О. В. Классификация дидактических игр как теоретическая основа их выбора и практического применения // Педагогика: традиции и инновации: материалы V междунар. науч. конф. Челябинск: Два комсомольца, 2014. С. 35-36.
18. Маркова А. К. Психология профессионализма. Москва, 2013. 177 с.
19. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте: Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1983. 96 с.
20. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова. Москва: Азбуковник, 1997. 944 с.
21. Перова М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1996. 142 с.
22. Сиденко Б. А. Гигиена учебной деятельности. Комплект из 4 плакатов с методическим сопровождением. ФГОС. Москва: Учитель, 2017. 158 c.
23. Сосоенко Н. С. Дидактическая игра как средство развития познавательной активности учащихся / под ред. И.Г. Ахметова. Казань: Молодой ученый, 2018. № 4. С. 218-221
24. Сулейманов Г. Г. Мотивация в обучении математики учащихся 5-9 классов сельской национальной школы как фактор повышения их знаний: диссертация… канд. пед. наук: Теория и методика обучения воспитания: 13.00.02. Дагестанский государственный педагогический университет. Саранск, 2015. 121 с.
25. Тихомиров О. К. Методика обучения и воспитания. Москва: Педагогика, 2015. 171 с.
26. Фридман Л. М. Мотивация учения // Психологический справочник учителя. Москва: Просвещение, 2019. 215 c.
27. Хьелл Л. И. Теории личности. Санкт-Петербург, 2019. 608 c.
28. Шаталова Н. П. Конструктивный подход в педагогике как ведущий принцип науки. Педагогический журнал. 2016. № 1. С. 62-70.
29. Шаталова Н. П. Конструктивный подход к обучению как фактор эффективности всех уровней образовательной системы. Дидактические возможности конструктивного обучения в образовательной системе школа-вуз. Материалы четвертой региональной научно-практической конференции преподавателей, учащихся, учителей и учеников. 2006. Куйбышев: простор. С. 7-11
30. Шаталова Н. П. Образовательная среда: конструктивный подход. Конструктивные педагогические заметки. 2017. № 5-3 (8). С. 28-37.
31. Шаталова Н.П. Философия демократического конструктивизма на постсоветском пространстве и в образовании. Конструктивное обучение в образовательной системе школа-вуз: проблемы и решения. Материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Новосибирск: НГПУ, 2010. С. 106-112.
32. Эльконин Д. Б. Психология обучения школьника. Москва: Знание, 2014. 207 с.
33. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. Москва: Просвещение, 2013. 277 с.