Введение 3
Глава 1. Правовые основы и пределы использования законодателем презумпций, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям 6
§ 1. Соотношение презумпции добросовестности налогоплательщика и презумпций, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям. 6
§ 2. Конституционно-правовые пределы использования законодателем презумпций, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям. 12
i. Принцип наличия у налога экономического основания 13
ii. Принцип запрета двойного налогообложения 17
Глава 2. Отдельные проблемы использования законодателем презумпций, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям 25
§ 1. Презумпция возмездности договора о передаче права собственности, о выполнении работ или об оказании услуг для целей обложения добавленной стоимости с точки зрения принципа наличия у налога экономического основания. 25
§ 2. Презумпция неизбежного получения выручки в будущем (императивность метода «по отгрузке») с точки зрения принципа наличия у налога экономического основания. 34
§ 3. Презумпция скрытого распределения прибыли как основание для применения особого порядка учета процентов по заемному обязательству в расходах по налогу на прибыль организаций при наличии признаков «тонкой капитализации» заемщика с точки зрения принципа наличия у налога экономического основания 41
§ 4. Презумпция неизбежного получения прибыли от деятельности по организации игорного бизнеса с точки зрения принципов принципа наличия у налога экономического основания и запрета двойного налогообложения.. 50
Заключение 54
Список использованной литературы
В доктрине налогового права на сегодняшний день имеются обширные исследования, посвященные проблемам добросовестности налогоплательщиков . Имеются также и научные работы (не такие многочисленные, но от этого не менее обстоятельные), посвященные презумпциям (и иным схожим инструментам юридической техники, например – фикциям) в налоговом праве с институциональной точки зрения .
При этом какие-либо исследования, направленные на выявление сущности и пределов действия презумпций именно в качестве специальных механизмов, призванных пресечь возможные злоупотребления в налоговой сфере, отсутствуют. Данные вопросы не были поставлены и исследованы авторами ни в рамках упомянутых ранее научных направлений ни, тем более, в рамках специальных работ (статей, монографий, диссертаций).
Изложенным предварительно подтверждается научная новизна представленного исследования.
Его актуальность, в свою очередь, следует из одного простого обстоятельства: законодатель при регулировании имущественных и организационных налоговых отношений все чаще исходит из правовых презумпций. При этом для настоящего исследования наибольший интерес представляют не столько отдельные правила в сфере налогообложения, в основе которых лежит презюмирование фактов (которые, казалось бы, законодатель призван не моделировать, а именно регулировать, сколько использование презумпций при установлении:
а) базовых правил, определяющих материально-правовое содержание налогового правоотношения (например, такого элемента налогообложения, как объект );
б) действительной воли сторон гражданско-правового обязательства (которая, что немаловажно, на этапе формулирования конкретных правил (а не, скажем, на этапе рассмотрения того или иного административного (судебного) дела) исходя из его фактических обстоятельств, не может быть выявлена подлинно).
Не анализировались вопросы обоснованности установления законодателем правил, основанных на презумпциях, направленных на борьбу с налоговыми злоупотреблениями, и на уровне Конституционного Суда РФ ). Не прослеживаются какие-либо единые подходы, мотивы и логика самого законодателя в использовании правовых презумпций в целях противодействия налоговым злоупотреблениям.
С учетом изложенного, поставленная проблема требует внимания.
Для достижения указанной цели планируется выполнить следующие задачи:
а) выявление допустимости использования правовых презумпций в целях противодействия злоупотреблениям в сфере налоговых правоотношений с позиций конституционных принципов налогообложения;
б) установление пределов и условий их использования;
в) рассмотрение отдельных правил в сфере налогообложения, основанных на таких презумпциях;
г) оценка конституционности данных презумпций с точки зрения выявленных пределов и условий их использования.
Поскольку выявление мотивов законодателя по введению тех или иных правил в сфере налогообложения в значительной мере носит предположительный характер, выбор специальных законодательных механизмов, которые сконцентрированы в главе 2 настоящей работы, не защищен от критики и уточнений, которые в любом случае будут приняты к сведению и дополнительно проанализированы при дальнейшей разработке заявленной тематики. При этом в любом случае, оценка механизмов, которые будут рассмотрены далее, с позиций конституционных принципов налогового права представляет собой самостоятельный научный интерес.
Проведенное исследование правовых презумпций как инструмента противодействия налоговым злоупотреблениям позволяет утверждать следующее.
1. Несмотря на то, что презумпция добросовестности налогоплательщика и презумпции, направленные на противодействие налоговым злоупотреблениям, не противоречат друг другу, а существование в законодательстве и тех, и других презумпций может преследовать конституционно-значимые цели, тем не менее, использование законодателем презумпций, направленных на противодействие налоговым злоупотреблениям, которые являются изъятием из принципа добросовестности, должно осуществляться в конституционно-допустимых пределах с учетом действия конституционных принципов налогообложения.
2. Наиболее значимым конституционно-правовым ограничителем дискреции законодателя в данной сфере выступает принцип экономической основанности налогообложения. Обоснованность наличия налоговой обязанности может быть поставлена под сомнение, если она не связана с выгодой, полученной налогоплательщиком (приростом его имущественной массы), либо обладанием им на вещном праве тем или иным имущественным благом.
3. Взимание налога на добавленную стоимость при безвозмездной передаче товаров, оказании услуг, выполнении работ не в полной мере соответствует экономическому основанию данного налога (а именно – налог взимается в отсутствие его экономического основания, которым является добавленная стоимость), в силу чего может быть поставлен вопрос о конституционности регулирования в соответствующей части.
Налоговые органы не лишены возможности ставить под сомнение учет налогоплательщиком той или иной операции по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг, совершенной налогоплательщиком в качестве безвозмездной. В случаях, если налогоплательщик не сможет представить убедительного обоснования экономических причин совершения им именно безвозмездной операции, налоговая выгода, полученная им от такой операции, подлежит признанию необоснованной.
Налогоплательщик при безвозмездной передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) в любом случае вправе выставить покупателю счет-фактуру с выделенной в ней суммой налога и уплатить налог, исчисленный в порядке, аналогичном статье 105.3 Налогового кодекса РФ.
4. При взимании налога на добавленную стоимость с использованием метода «по отгрузке» в ситуации, когда налогоплательщик впоследствии утрачивает реальную возможность получить оплату за отгруженный товар, выполненные работы или оказанные услуги может быть усмотрено противоречие принципу экономической основанности налогообложения.
С целью защиты имущественного интереса налогоплательщика федеральному законодателю надлежит предусмотреть механизм обратных корректировок налоговых обязательств по налогу на добавленную стоимость с тем, чтобы налогоплательщик, утративший реальную возможность получения оплаты за отгруженный товар (выполненные работы, оказанные услуги) имел возможность соразмерного уменьшения своего налогового бремени по налогу на добавленную стоимость (на ранее уплаченную сумму).
Для целей соблюдения принципа баланса частных и публичных интересов в сфере налогообложения, на приобретателей отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) должна быть возложена обязанность по восстановлению ранее принятых сумм налога к вычету посредством дополнения действующей редакции пункта 3 статьи 170 Налогового кодекса РФ (в том случае, если данные суммы налога были ими приняты ранее).
Налоговый орган в рамках проведения камеральной или выездной налоговой проверки налогоплательщика не лишен возможности представить доказательства его недобросовестности, которая может выражаться, например, в намеренном отсутствии факта оплаты отгруженного товара с целью последующего произведения предложенной корректировки налогового обязательства и на этом основании отказать в признании обоснованной налоговой выгоды, выразившейся в осуществлении такой корректировки.
5. Презумпция скрытого распределения прибыли, применяющаяся при наличии признаков «тонкой капитализации» заемщика в целях исчисления и уплаты налога на прибыль организаций, не учитывает возможное наличие реальных экономических предпосылок выдачи дочерней организации займа, а не вклада в уставный капитал, в связи с чем может быть усмотрено нарушение принципа экономической основанности налогообложения.
Правило пункта 2 статьи 269 Налогового кодекса РФ может быть подвергнуто сомнению с точки зрения конституционности. Правоприменитель имеет возможность иными методами осуществлять борьбу с возможными злоупотреблениями, которые выражаются в предоставлении дочерней компании займа, а не вклада в уставный капитал с единственной целью – уменьшением налоговых обязательств дочерней компании по налогу на прибыль организаций. Реализации в данном случае подлежит право налоговых органов переквалифицировать сделки по выдаче займа в операции по вкладу в уставный капитал. В случаях, если налогоплательщик не сможет представить убедительного обоснования наличия у него экономического интереса в совершении операции именно по получению займа, налоговая выгода, полученная им от такой операции, подлежит признанию необоснованной.
6. Действующая модель налога на игорный бизнес может быть подвергнута критике с конституционных позиций постольку, поскольку допускает обложение не реально полученной плательщиком данного налога прибыли от занятия особым видом предпринимательской деятельности, а такой прибыли, в отношении получения которой можно сделать лишь вероятностный вывод, а потому противоречит принципу экономической основанности налогообложения. Федеральному законодателю надлежит предусмотреть в Налоговом кодексе РФ изменения с тем, чтобы обеспечить соответствие обложения прибыли от осуществления деятельности по ведению игорного бизнеса конституционным принципам налогообложения. Данные изменения могут заключаться в предоставлении субъектам Российской Федерации права на повышение налоговых ставок по налогу на прибыль организаций для субъектов предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса и должны быть закреплены в статье 284 Налогового кодекса РФ, предусматривающей установление налоговых ставок по налогу на прибыль организаций.
Также рассмотренное регулирование нарушает принцип запрета двойного налогообложения. Налогоплательщик обязан подвергнуть налогообложению как реально полученную прибыль по общим правилам налога на прибыль организаций (глава 25 Налогового кодекса РФ), так и прибыль, которая может быть им получена при осуществлении деятельности по ведению игорного бизнеса (глава 29 Налогового кодекса РФ).
1. Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 года №6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 года №7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 года №2-ФКЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Федеральным Советом Швейцарской Конфедерации от 11 ноября 1995 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». – СПС «КонсультантПлюс»;
3. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Кипр от 5 декабря 1998 года «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». – СПС «КонсультантПлюс»;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 1) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 2) от 26 января 1996 года № 14-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
6. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 1) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть 2) от 5 августа 2000 года № 117-ФЗ. – СПС «КонсультантПлюс»;
Материалы практики:
8. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2014 № 1578-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Гурово-Бетон" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2, 3 и 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации», от 17.07.2014 № 1579-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "Северсталь Менеджмент" на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 2, 3 и 4 статьи 269 Налогового кодекса Российской Федерации».
9. Постановление Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 № 24-П «По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года "Об основах налоговой системы в Российской Федерации"».
10. Определение Конституционного Суда РФ от 25.07.2001 № 138-О «По ходатайству Министерства Российской Федерации по налогам и сборам о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 октября 1998 года по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации».
11. Определение Конституционного Суда РФ от 18.01.2005 № 36-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы открытого акционерного общества "Нефтяная компания "ЮКОС" на нарушение конституционных прав и свобод положениями пункта 7 статьи 3 и статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации»;
12. Определение Конституционного Суда РФ от 16.10.2003 № 329-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Экспорт-Сервис" на нарушение конституционных прав и свобод положениями абзаца первого пункта 4 статьи 176 Налогового кодекса Российской Федерации».
13. Постановление Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 года по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции»;
14. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 815-О-П;
15. Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2004 № 451-О,
16. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 № 1047-О-О,
17. Определение Конституционного Суда РФ от 3.07.2014 № 1555-О, постановление Суда от 13.03.2008 № 5-П.
18. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 № 4-П.
19. Постановление Конституционного суда РФ от 30.10.2003 № 15-П.
20. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.06.2010 № 14-П.
21. Постановление ФАС Московского округа в Постановлении от 28.07.2005 № КА-А40/6950-05.
Литература:
22. Савсерис С.В. Категория «недобросовестность» в налоговом праве: автореф. дис. ... канд. юрид. Наук. М., 2006;
23. Васильева Е.Г. Налоговая выгода: монография. – М.: Юрлитинформ, 2015. – 176 с.;
24. Малиновский А.А. Злоупотребление правом. М., 2000. С. 13;
25. Щекин Д.М. Презумпция добросовестности налогоплательщика // Ваш налоговый адвокат. 2001. I квартал. № 1;
26. Пантюшов О.В. Добросовестность налогоплательщика в судебной практике // Право и экономика, 2007, № 10;
27. Гришин А.В. Добросовестные и недобросовестные налогоплательщики // Законность, 2006, № 8;
28. Разгулин С.В. О презумпции добросовестности налогоплательщика // Финансы. № 6. 2004.
29. Цыганков Э. Об отношении КС РФ к дальнейшей легализации понятия «добросовестный налогоплательщик» // ЭЖ-Юрист. 2006, № 20.
30. Щекин Д.М. Юридические презумпции в налоговом праве: дис. канд. юрид. Наук. М., 2001;
31. Демин А.В. Фикции в нормах налогового права // Финансовое право. 2013. № 4. С. 22 – 28;
32. Старых Ю.В. Фикции как средство ограничения негативного усмотрения // Усмотрение в налоговом правоприменении / под ред. М.В. Карасевой. М.: Юриспруденция, 2007. 176 с. СПС "КонсультантПлюс";
33. Клейменова М.О. Нормы-презумпции и нормы-фикции в налоговом праве // Налоговое право: учебное пособие. М.: Московский финансово-промышленный университет "Синергия", 2013. 368 с. СПС "КонсультантПлюс".
34. Цуканов Н.Н. О критериях правовой презумпции // Законотворческая техника современной России: состояние, проблемы, совершенствование: Сб. статей: В 2 т. / Под ред. В.М. Баранова. Т. 1. Н. Новгород: Юрид. техника, 2001. С. 506;
35. Кузнецова О.А. Презумпции в гражданском праве. СПб.: Юрид. центр "Пресс", 2004. С. 31, 40;
36. Ишигилов И.Л. Понятие и признаки юридических презумпций // Сибирский юридический вестник. 2007. № 2. С. 7 - 8;
37. Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Презумпции в уголовном процессе // Российское правосудие. 2008. № 4. С. 68 - 74;
38. Арзамасов Ю.Г. О понятии презумпций и их месте в системе средств юридической техники // Юридическая техника. 2010. № 4. С. 76 и др.
39. Демин А.В. Принцип определенности налогообложения: монография. М.: Статут, 2015. 368 с.
40. Сасов К.А. Налоговое правосудие в решениях Конституционного Суда Российской Федерации: монография. М.: Норма, 2013. 256 с.
41. Каменков М.В. Проблема экономического основания правил тонкой капитализации // Налоговед. 2016. № 2.
42. Ежегодник публичного права - 2015: Административный процесс / Б.К. Аманалиева, Д. Байер, З.Х. Баймолдина и др. М.: Инфотропик Медиа, 2015. 464 с. С. 10.
43. Шиняева Н., Завязочникова М. Сибирский налоговый форум // ЭЖ-Юрист. 2009. № 39. С. 1, 10 - 11.
44. И.В. Дементьев. Экономическое основание налога: доктринальное содержание и роль в налоговом правоприменении // Налоговед. 2013. № 6.
45. С.В. Савсерис. Экономическое основание налога как принцип российского налогового права. // Налоговед. 2011. № 9.
46. Годме П.М обоснованно указывал на тесную коррелляцию финансового права и экономики. Финансовое право. М., 1978. С. 31.
47. Гюлумян В.Г. Принципы толкования Европейской конвенции прав человека (критика и защита) // Журнал конституционного правосудия. 2015. № 3. С. 6 - 18. С. 10.
48. Зарипов В.М. Налоговая льгота: понятие и основные элементы. В сб.: Налоговое право в решениях Конституционного Суда Российской Федерации 2011 года. М., 2012. С. 68.
49. Хаванова И.А. Экономическое основание налога как принцип "надзаконного" значения // Налоги. 2013. № 5. С. 42 - 45. С. 43.
50. Березин М.Ю. Региональные и местные налоги: правовые проблемы и экономические ориентиры. М.: Волтерс Клувер, 2006. 640 с. С. 118.
51. Корнаухов М.В. Методология споров об обоснованности налоговой выгоды // Налоги. 2008. № 1.