Введение 3
Глава 1. Терроризм как глобальная угроза современности 12
1.1 Природа терроризма. Проблема принятия единого термина «терроризм» 12
1.2 Феномен терроризма в свете теорий международных отношений 20
1.3 Особенности развития терроризма в США и Израиле 28
Глава 2. Противодействие терроризму: нормативно-правовые аспекты 39
1.1 Израильско-американские соглашения о контртеррористическом сотрудничестве 39
1.2 Национальное антитеррористическое законодательство США 44
1.3 Нормативно-правовая база Государства Израиль в области противодействия терроризму 50
Глава 3. Прикладной аспект израильско-американского сотрудничества в сфере борьбы с терроризмом 56
1.1 Сотрудничество по линии спецслужб и антитеррористические учения 56
1.2 «Война с терроризмом» на современном этапе 62
Заключение 73
Список источников и литературы 77
В конце XX - начале XXI века важнейшей проблемой безопасности для большинства современных стран мира становится терроризм. Терроризм как средство достижения определенных целей, терроризм как метод политической борьбы, терроризм как эффективный способ привлечь внимание общественности к какой-либо проблеме. Так или иначе с терроризмом столкнулось практически каждое государство. В настоящее время наибольшее количество терактов совершается в развивающихся странах, где существует целый комплекс сложных проблем (Пакистан, Афганистан, Нигерия, Ирак). Но и Европа, и Северная Америка, будучи одними из наиболее развитых и благополучных регионов мира, не всегда могут эффективно бороться с угрозой современного терроризма. События 2015-2016 годов в Париже, Орландо, Ницце, Брюсселе, Берлине и других городах показали, что несмотря на всевозможные усилия, предпринятые мировым сообществом с сентября 2001 года, проблема терроризма сегодня продолжает оставаться на повестке дня.
Актуальность темы исследования определяется несколькими положениями. Во- первых, феномен современного терроризма сегодня формируется, складывается динамично, терроризм отражает все те изменения, которые произошли в мире с распадом биполярной системы, развитием глобализации и формированием нового мирового порядка. Беспрецедентное развитие информации и медиасферы позволяет говорить о том, что человечество вступило в новую эру, где традиционные подходы к обеспечению безопасности и пониманию действительности уже не всегда срабатывают. Терроризм не может существовать без информации, без привлечения внимания как можно большей аудитории, а благодаря современным средствам коммуникации информация распространяется мгновенно, через множество разных источников, формируя яркую и неоднозначную картинку. Кроме того, сами атаки переносятся в виртуальное пространство, все чаще мировая общественность обращается к понятию кибербезопасности и стирается грань между реальным и виртуальным миром. В связи с этим возникают вопросы, как объяснять происходящие события и формирующиеся тенденции на международной арене, как правильно реагировать на меняющиеся обстоятельства. Взаимодействие и влияние медиа и общественности по отношению к терроризму также неоднозначно, здесь тоже нет ясного понимания того, как формируется и складывается современный образ терроризма. Как можно объяснить появление террориста на обложке известного журнала, что ставит его в один ряд с известными и уважаемыми людьми?1 Где та грань, которая отделяет непосредственно действие от формируемого образа? В связи с этими вопросами и отсутствии ясных ответов существует необходимость осмысления международного терроризма в современной перспективе и определения методов эффективного противодействия этой угрозе на межгосударственном уровне.
Во-вторых, несмотря на большое количество и зарубежной, и российской литературы, посвященной проблеме терроризма, появление многих исследовательских центров по изучению проблем терроризма, общего подхода к тому, что такое терроризм и на чем стоит основывать борьбу с ним, до сих пор не выработано, и поэтому дальнейшие исследования этой темы представляются весьма актуальным. Терроризм как сложное, многосоставное явление современности постоянно меняется, подстраиваясь под складывающиеся условия и пользуясь всеми возможными достижениями научнотехнического прогресса, и научная мысль должна следовать этим меняющимся тенденциям, объяснять их, в том числе, и в контексте межгосударственного сотрудничества в противодействии террористической угрозе. В третьих, обращение к совместной политике США и Израиля является актуальным с точки зрения сложившейся обстановки на Ближнем Востоке, войны в Сирии, возможных перспектив разрешения арабо-израильского конфликта, а также глобальной «войны с терроризмом», которую объявили США в 2001 году. Понимание того, как формируется контртерористическая стратегия, какие совместные меры принимаются и как правительство этих государств воспринимает угрозу терроризма и Исламское Государство как квинтэссенцию современного терроризма, обосновавшегося на Ближнем Востоке, региона существования Израиля и непосредственных интересов США, и готово противостоять этой угрозе, является необходимым для комплексного формирования современной картины международных отношений.
Мы обратились к рассмотрению опыта Государства Израиль и США не случайно. США как локомотив демократии на современной международной арене, страна, против которой была совершена крупнейшая атака за всю историю и объявившая «войну» этому глобальному «злу» терроризма и Израиль как страна, практически каждый день сталкивающаяся с террористической угрозой, отстаивающая свое право на существование, признание и защиту в окружении недружественных соседей. Однако у этих государств есть и много общего. Как отмечает AIPAC, крупнейшая про-израильская лоббистская организация в США, «обе страны были основаны беженцами, ищущими политической и религиозной свободы. Обеих заставили воевать за независимость против иностранных держав. Обе выдержали волны мигрантов, ищущих политической свободы и экономического благополучия. И обе пришли к демократии, которая уважает верховенство права, волю избирателей и права меньшинств».2 И поэтому интересно проанализировать, насколько унифицированное видение противодействию терроризму отражается в совместной борьбе этих стран с глобальной угрозой современности. Мешает или наоборот, дополняет совместную работу тот факт, что Израиль и США сталкивались с разными формами терроризма, и разными мотивами осуществления террористической деятельности. Является ли контртеррористическое сотрудничество всего лишь продолжением заложенного еще в 60х годах прошлого века курса на сближение и построение союзнических отношений США с Израилем как с одним из главных партнеров в регионе Ближнего Востока или полноценным направлением деятельности, осознанной, продуманной и взвешенной совместной стратегией двух стран вести борьбу с терроризмом.
В данном исследовании мы постарались выйти за рамки традиционных исследований такого типа, когда анализируется совместная политика и действия государств с позиции ортодоксальных подходов. Автор обращает внимание на взаимосвязь самого феномена терроризма, теракта как события и его дальнейшей интерпретации в терминах политической риторики, а также подходов в рамках двусторонних договоров и осуществления совместных антитеррористических действий, проведения контртеррористической политики двух государств с учетом реалий современного развития.
Объектом исследования является эволюция терроризма на современном этапе. Предметом выступает особенности сотрудничества двух государств в борьбе с современным терроризмом.
Целью исследования является определить, насколько эффективно сотрудничество между США и Израилем в борьбе с терроризмом и выявить ключевые интересы сторон в борьбе с терроризмом.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть основные теоретические подходы к природе терроризма как современной угрозы безопасности.
2. Охарактеризовать существующую угрозу со стороны международного терроризма безопасности США и Израиля и выявить общие и различные черты развития терроризма в этих странах.
3. Проанализировать ключевые документы и соглашения между США и Израилем, регулирующие совместную деятельность в борьбе с терроризмом.
4. Рассмотреть прикладной аспект сотрудничества двух государств в борьбе с международным терроризмом.
5. Выявить, как рассматривается и преподносится угроза терроризма на национальном уровне этих двух стран и как она закрепляется в повестке международного сотрудничества.
6. Проанализировать антитеррористическую риторику правительств США и Израиля.
Структура и объем диссертации определены целью и задачами исследования. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка источников и литературы. Первая глава посвящена и заключает в себе преимущественно теоретические наработки и подходы к проблеме и природе современного терроризма, предлагается рассматривать феномен современного терроризма под углом постпозитивистского восприятия мира. Во второй главе основное внимание уделяется нормативно-правовой базе противодействия терроризму как на национальном уровне, так и в международных двусторонних соглашениях и договорах, а также сопоставляется, насколько существующие законы соотносятся с риторикой правительств рассматриваемых стран и общий уровень проработанности правовых документов для обеспечения эффективной и прозрачной борьбы с терроризмом. Третья глава посвящена прикладному аспекту сотрудничества вышеупомянутых государств в борьбе с терроризмом, рассмотрены совместные контртеррористические операции, взаимодействие по линии спецслужб, антитеррористические учения.
Основными методами исследования стали ивент-анализ и метод сравнения. Они позволили рассмотреть проблему в комплексе, ее составные части, и сделать определенные выводы на основе анализа основных событий.
Степень научной разработанности проблемы. Терроризм является предметом исследования для многих политологов, изучению этого явления посвящено большое количество монографий, научных статей как зарубежных, так и отечественных авторов. Проблема принятия единого определения термина «терроризм» интересует многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных еще с конца прошлого века. Одним из ключевых исследований в данном направлении является работа А.Шмида и А. Джонгмана3, в котором анализируется более 100 существующих определений термину «терроризм». В данной работе мы опираемся на выводы, предложенные этими авторами. Из отечественных ученых проблемой определения терроризма занимаются: Е.Степанова4, И.Р. Михеев5, В.В.Витюк6. После атаки 11 сентября в научной среде был заметен рост количества монографий, посвященных проблеме терроризма, авторы которых пытались осмыслить новое измерение террористической угрозы. Из российских исследователей можно назвать В.И. Василенко7, И.Д.Паутова8 Из зарубежных авторов, стоит отметить Санджайа Гупта9, Марка Зелдена,10 Майкла Уолцера.11 В своих работах эти авторы преимущественно рассматривают терроризм как глобальную угрозу, и определяют основные направления контртерористической деятельности.
Среди известных исследователей-теоретиков, рассматривавших проблему терроризма через призму 11 сентября и предложивших свое, отличное от других видение природы терроризма и подход которых лег в основу теоретической мысли данной диссертации, можно выделить Ж.Бодрийяра12, Ю.Хабермаса13, Дж.Дер Дериана14. Они обращаются к постпозитивистскому подходу для объяснения феномена современного терроризма, и указывая на необходимость мыслить терроризм как сложное явление, отражающее реалии современной международной ситуации.
Широкий спектр исследований представлен также на тему политики США в отношении Ближнего Востока и войны с терроризмом, в первую очередь религиозного исламистского терроризма. Из работ российских исследователей в этом направлении можно выделить исследование Мирского И.Г., в котором представлено глубокое понимание современных процессов на Ближнем Востоке и роль США в этом регионе. 15 Особого упоминания заслуживает и коллективное издание известных российских специалистов по данной проблематике, где особое внимание уделяется анализу антитеррористического направления внешней политики США16 Из зарубежных авторов можно выделить труд Зб.Бжезинского, где анализируется и дается характеристика внешней политики США в разных регионах мира, направленной на сохранение и поддержание глобального мирового порядка во главе с США.17
Большой пласт исследовательской литературы представлен также работами, посвященными борьбе Израиля с терроризмом, его методам, стратегиям, подходам к этой проблеме.18
Кроме того, в связи с развитием ситуации на Ближнем Востоке, начиная с 2014 года, появляется также большое количество литературы, посвященной анализу феномена Исламского Государства и политики США по противодействию терроризму в этом направлении. Коллективом российских исследователей, состоящим из А.И. Вавилова, Ю.Н. Зинина, А.А. Казанцева, А.В. Крылова19, была выпущена аналитическая работа, посвященная Исламскому Государству. В ней авторы также анализируют будущее ИГ, говоря о том, что международные силы оказывают весомое давление на террористическую группировку, но в то же время отмечая «нежизнеспособность американской схемы нового мирового порядка».20 Некоторые российские исследователи, например, Александр Храмчихин21, наоборот подчеркивают слабость и нерешительность действий американской администрации в борьбе с ИГ. Другие рассматривают проблему шире и анализируют антитеррористическую политику как один из ключевых направлений политики США в целом В.А. Литовкин22, а С.М Самуйлов и М.М. Панюжева обращаются еще к реакции России на американскую политику.23 В целом можно отметить, что подходы к интерпретации и пониманию этой темы очень диверсифицированы.
Развитию сотрудничества и партнерских отношений между США и Израилем также уделяется много внимания как российскими, так и зарубежными исследователями.24
Отдельно стоит отметить, что многие ученые рассматривают израильско-американское сотрудничество через призму арабо-израильского конфликта и путей его решения, так как США выступает непосредственным посредником при переговорах. Из российских исследователей можно отметить работы Новиковой Г.,25, Суркова Н.Ю, 26 Миллера А.Д.27
Таким образом, тема проработана и исследована достаточно подробно, в фокусе исследователей находятся разные аспекты израильско-американских отношений. И все вышеуказанные работы в той или иной степени затрагивают также и проблему терроризма. Но комплексного же исследования, посвященного непосредственно израильско-американскому сотрудничеству в области борьбы с терроризмом российскими учеными не проводилось.
Источниковая база исследования представлена несколькими группами источников:
1. Международные декларации, конвенции и резолюции, принятые в рамках ООН и посвященные разным аспектам проблемы терроризма;
2. Международные двусторонние соглашения между США и Израилем, регулирующие контретррористическое сотрудничество, военную помощь и другие аспекты взаимодействия.
3. Национальные законодательные акты и государственные стратегии безопасности и противодействия терроризму, принятые в США и Израиле;
4. Доклады и статистические данные, подготовленные международными исследовательскими центрами (Global Terrorism index, Global Terrorism Database) и правительственными структурами (US Department of State Country reports on Terrorism)
5. Пресс-релизы, речи и выступления первых лиц государства Израиль и США, публикуемые на официальных правительственных сайтах.
6. Новостные заметки, сообщающие об актах терроризма и усилиях, предпринимаемых государствами для противодействия ему (CNN, BBC, Guardian, Jerusalem Post, Haaretz).
Несмотря на то, что сотрудничество между США и Израилем было установлено еще в середине прошлого века, в том числе и в военной сфере, хронологические рамки исследования охватывают период с 1996 года по настоящее время. В качестве точки отсчета выступает базовое Соглашение о контртеррористическом сотрудничестве между исследуемыми государствами — США и Израилем. Именно начиная с этого времени мы рассматриваем контртеррористическую политику двух государств. Кроме того, именно с конца XX века терроризм становится глобальным явлением, выходит на повестку дня в качестве глобальной проблемы безопасности. Автор также подчеркивает, что с 2001 года дискурс международного терроризма формируется и занимает свое высокое место как в научных, так и в политических кругах.
Борьба с современным международным терроризмом находится на повестке дня многих стран мира. Террористическая угроза сегодня распространилась как в кризисных регионах с нестабильной политической обстановкой, в зонах эскалации конфликтов, так и угрожает безопасности стран Запада.
Однако, несмотря на прилагаемые усилия и глобальное сотрудничество государств в противодействии этой угрозе, на сегодняшний день действительно эффективные методы по предотвращению терроризма так и не выработаны, так как за последние несколько лет количество терактов в мире, как и террористических группировок, только увеличилось. По мнению автора эта ситуация связана с несколькими тенденциями. Во-первых, современный международный терроризм — явление настолько сложное и многоплановое, что до сих пор нет единого подхода ни к определению, ни к природе терроризма. Представители разных гуманитарных наук, как и представители разных теоретических направлений школ, предлагают каждый свое видение.
Чаще всего исследователи стараются проникнуть в суть терроризма как явления современного мира, современной угрозы безопасности международному сообществу. В связи с этим и выводятся определения, исходящие из разных составляющих этого феномена, разных его аспектов. В стремлении понять терроризм ученые раскладывают его на составные части, выделяя ключевые характеристики. Однако, на наш взгляд, терроризм следует рассматривать как комплекс этих характеристик, как единое целое, и обращать внимание на то, как это цельное явление коррелируется с современной системой международных отношений. В данной работе автор рассматривает терроризм как комплексное явление современности, аккумулирующее и отражающее современные проблемы, стоящие перед мировой общественностью. Терроризм представляется как следствие складывающихся на международной арене отношений между государственными и негосударственными акторами, а также как индикатор существующих кризисных точек и разломов в глобальном масштабе: меняющаяся система международных отношений, когда однополярная модель во главе с США постепенно трансформируется; развитие процессов глобализации и глокализации; кризис идентичности и пр. Соответственно, нельзя говорить о достаточно эффективном противодействии террористической угрозе только военными методами и закреплять в политическом дискурсе феномен терроризма как «неизбежного зла» и угрозы безопасности номер один. А именно это и происходит в современной международной повестке дня.
Во-вторых, рассмотрев опыт антитеррористической деятельности Израиля и США, мы отметили, что терроризм, с которым сталкивается США, отличается в некоторых аспектах от того, против которого выстраивает свою политику Израиль. Если в США основная угроза исходит от исламистского терроризма, объявившего войну западному миру, и тех, кто оказался подвержен влиянию идей, распространяемых ИГ, то для Израиля борьба с терроризмом — это в первую очередь противодействие палестинским радикальным группировкам, которые верят в то, что сражаются за свое государство. Кроме того, если для США теракты являются достаточно редким происшествием, то Израиль существует в постоянном ожидании следующего удара, и более того, общество, состоящее как из евреев, так и арабов, не всегда решительно осуждает любые теракты, так как деятельность палестинских террористических группировок находит свою долю поддержки или по крайней мере понимания среди населения.
Так как мы отметили, что Израиль и США сталкиваются с разными формами террористической активности и преимущественно разными террористическими группировками, то и противодействие им также может отличаться, однако обе страны в разное время объявляли непримиримую войну терроризму и осуществляли полноценные военные операции, оказывая помощь друг другу. На сегодняшний день между США и Израилем выстроены тесные двусторонние связи в области противодействия терроризму, и сотрудничество развивается в разных областях обеспечения безопасности: военная помощь, обмен разведывательными данными, контроль и обеспечение безопасности в аэропортах, разработка стратегий по уменьшению жертв среди гражданского населения в процессе осуществления антитеррористической операции, разработка новых технологий и средств борьбы с терроризмом. Таким образом, сотрудничество строится не только на уровне межправительственных, межгосударственных связей, но и между бизнес структурами и военными ведомствами. Однако стоит отметить, что из перечисленного наибольшего развития достигло сотрудничество между спецслужбами, причем методы работы и совместные операции по ликвидации главарей террористических группировок не сильно отличаются от средств терорристической борьбы — взрывы и убийства. Даже при наличии достаточно проработанной нормативной базы, где прописаны в том числе и виды ответственности за террористическую деятельность, на практике часто оказывается так, что государства отказывают подозреваемым в террористической деятельности в праве на справедливый суд и достойное содержание под стражей. Однако даже радикальные методы не всегда помогают, и несмотря на временные успехи, в том числе и успехи израильских контртеррористических операций против ХАМАС и Хезболлы, которые поддерживались США и в военном, и в политическом плане, террористическая угроза вновь возвращается. Одной из причин является сдержанная позиция США по осуществлению масштабного удара по позициям террористов на Ближнем Востоке и нежелание ввязываться в новую полномасшабную войну.
В-третьих, при рассмотрении феномена современного терроризма в контексте американо-израильских отношений, мы обратили также внимание на то, что проблема терроризма частично секьюритизируется, особенно со стороны Израиля, поскольку действительно опасный уровень террористической активности не характеризует на сегодняшний момент Государство Израиль. Зачастую понятиями «терроризм» и «террористическая деятельность» оказывается удобно оперировать для решения политических задач. Если обратить внимание на Израиль, то утверждение о том, что борьба с международным терроризмом сегодня выстраивается избирательно и в первую очередь направлена против непосредственной угрозы государству и коррелируется с его национальным интересам, а не с глобальным вызовом безопасности, предстает наиболее очевидно. В частности, Израиль не предпринимает практически никаких действий в борьбе с Исламским Государством, тогда как США — ближайший союзник, стоит во главе антитеррористической коалиции, направленной на ликвидацию этой группировки и учитывая, что Нетаньяху позиционирует себя как борца с международным терроризмом.
Особое внимание на себя обращает и тот факт, что ни в американском, ни в израильском законодательстве не закреплено четко понятие терроризма, вопреки историческим условиям развития еврейского государства и долгую борьбу с терроризмом. Контртеррористическая политика США строится на создании международных антитеррористических коалиций, сотрудничестве с другими государствами. И больше ориентирована на практическую деятельность, нежели на оптимизацию и разработку правовых норм по противодействию терроризму. В целом можно говорить о том, что в США на законодательном уровне существует четкое определение, что такое терроризм, нельзя, так как перечисление видов деятельности, которые включает в себя внутренний или международный терроризм, относится скорее к понятию «террористическая деятельность». Нет его и в множестве рассмотренных совместных соглашений и договоров о сотрудничестве. Разные законы регулируют разные ситуации и обстоятельства, оставляя множество «белых пятен» и нерешенных вопросов, в том числе такой фундаментальный вопрос как что представляет собой «акт терроризма»? Это позволяет манипулировать термином «терроризм» в политической риторике глав государств. Особенно это касается премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху, который готов признать актом терроризма фактически любое действие, если оно будет совершено противниками Израиля. Зато мы отметили, что на законодательном уровне были приняты необходимые жесткие и строгие меры для ограничения и снижения террористической угрозы. Что касается США, то контртеррористическая риторика, как показали последние события, может поменяться при смене администрации, став более резкой и бескомпромиссной.
Оценивая эффективность сотрудничества между США и Израилем в области борьбе с международным терроризмом, можно резюмировать, что несмотря на слаженную систему развития партнерских отношений в разных сферах и обмен практическими наработками и навыками, тесное сотрудничество спецслужб и военных, плодотворное в своей основе сотрудничество не способствует снижению уровня террористической угрозы. Это связано с тем, что современный терроризм давно вышел за рамки государственного урегулирования проблемы и является действительно не только глобальной угрозой, но и характеризующей чертой современного глобального мира.
Источники:
Документы ООН:
1. Декларации о мерах по ликвидации международного терроризма, 1994 // http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/terrdec1.shtml // Дата обращения - 16.04.15
2. Декларация по вопросу о борьбе с терроризмом, 2003// http://daccess-dds- ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N03/216/07/PDF/N0321607.pdf?0penElement // Дата обращения - 16.04.16
3. Декларация о глобальных усилиях по борьбе с терроризмом, 2001 // http://daccess- dds-ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/633/03/PDF/N0163303.pdf?0penElement // Дата обращения - 16.04.16
4. Доклад Генерального секретаря о Силах Организации Объединенных Наций по наблюдению за разъединением за период с 11 марта по 28 мая 2014 года // СБ ООН, 10.06.2014 // http://www.un.org/en/ga/search/view doc.asp? symbol=S/2014/401&referer=http://usapress.net/blizhnij-vostok/212-oon-obnarodovala- fakty-o-svyazi-igil-i-armii-izrailya&Lang=R // Дата обращения — 21.05.2017
5. Панамская декларация, 2008 // http://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/panama declaration.shtml // Дата обращения - 16.04.16
6. Резолюция 51/210 ГА ООН, 17 декабря 1996 // http://www.cbr.ru/today/anti legalisation/un/51-210.pdf // Дата обращения - 16.04.16
7. Резолюция 1373 (2001) СБ ООН от 28.09.2001 // https://documents-dds- ny.un.org/doc/UND0C/GEN/N01/557/45/PDF/N0155745.pdf?0penElement // Дата обращения - 26.10.2016
Двусторонние соглашения и договоры:
1. Agreement between the government of the United States of America and the government of the state of Israel on cooperation in science and technology for homeland security matters // http://www.jewishvirtuallibrary.org/jsource/US-Israel/scitechmatters.pdf //Дата обращения - 22.12.2016
2. Memorandum Of Cooperation Between The Department Of Homeland Security, Transportation Security Administration United States Of America And The Israeli Security Agency State Of Israel // http ://www.j ewishvirtuallibrary.org/j source/US- Israel/aviationsecurity.pdf //Дата обращения - 22.12.2016
3. U.S.-Israel Counterterrorism Cooperation Accord // http://www.jewishvirtuallibrary.org/isource/US-Israel/Terror coop MOU.html // Дата обращения - 22.12.2016
Документы, материалы и публикации правительственных структур США:
1. 18 USC 2331: Definitions // http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC- prelim-title18-section2331&num=0&edition=prelim // Дата обращения - 22.12.2016
2. Annual U.S.-Israel Joint Counterterrorism Group Meeting // https://www.state.gov/r/pa/prs/ps/2015/07/244877.htm // Дата обращения - 22.12.2016
3. Country Reports on Terrorism 2015 // United States Department of State Publication Bureau of Counterterrorism and Countering Violent Extremism, June 2, 2016 // https://www.state.gov/documents/organization/258249.pdf - P 188 (407) // Дата обращения — 17.05.2017
4. Christopher M. Blanchard , Carla E. Humud. The Islamic State and U.S. Policy // Congressional Research Service, February 2, 2017 // https://fas.org/sgp/crs/mideast/R43612.pdf // Дата обращения — 17.05.2017
5. FEMA Administrator Fugate Meets Top Israeli Official To Discuss Emergency Management Issues // FEMA, 30.06.2009 // https://www.fema.gov/news-release/2009/06/30/fema-administrator-fugate-meets-top-israeli-official-discuss- emergency // Дата обращения — 17.05.2017
...