Малый бизнес Кемеровской области: состояние, проблемы, перспективы развития (на материалах Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области)
Введение
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАЛОГО БИЗНЕСА 10
1.1 Понятие и формы малого бизнеса 10
1.2 Критерии отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу в России и за рубежом 11
1.3 Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта малого предпринимательства 18
1.4 Малые инновационные предприятия в России и за рубежом 19
1.5 Государственная поддержка инновационной деятельности 24
1.6 Специальные режимы налогообложения малого бизнеса 29
2 СОСТОЯНИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 32
2.1 Анализ динамики развития малого бизнеса в Кемеровской области 32
2.2 Исследование по методике «Doing business» 46
2.3. Анализ инвестиционной привлекательности региона. 56
2.4 Инвестиционный ландшафт 59
2.5 Анализ направлений улучшений среды малого бизнеса в рамках «Национальной предпринимательской инициативы» 63
2.6 Анализ инфраструктуры поддержки предпринимательства в Кемеровской области. 72
2.7 Проблемы, выявленные в результате анализа 77
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО РАЗВИТИЮ МАЛОГО БИЗНЕСА В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ 79
3.1 Мероприятия способные содействовать развитию малого предпринимательства. 79
3.1.1 Создание региональной инвестиционной площадки. 79
3.1.2 Создание индустриального парка 81
3.1.3 Запуск региональной акселерационной программы 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 91
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 94
Приложения 98
Современная экономика характеризуется наличием сочетаний различных производств, различающихся по своим размерам, больших корпораций, которые стремятся к монополии в своих сферах деятельности, и небольших фирм. С одной стороны, именно крупные компании обладают огромными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами и занимаются масштабными научно-техническими разработками, способствующими техническому прогрессу во всем мире. С другой стороны, за последние годы заметен значительный рост малых и средних предприятий (МСП), особенно в сферах, которые не нуждаются в значительном капиталовложении и наличии большого количества работников. Предприятия меньших размеров особенно часто встречаются в наукоемких видах производства и в отраслях, основывающих свою деятельность на базе предоставления услуг и производства потребительских товаров.
Несмотря на то, что малый бизнес более чуток к неблагоприятным изменениям на рынке, их деятельность не подвержена столь высокому риску, с которым связан большой бизнес. Вкладывая огромное количество средств в производство многих товаров, особенно наукоемких и капиталоемких, крупные бизнесмены рискуют понести потери в существенном размере, чтобы удержаться на плаву в момент экономической нестабильности. В связи с этим малые и средние компании имеют меньшее количество финансовых ресурсов для формирования бухгалтерской отчетности по результатам своей деятельности. С наступлением экономического кризиса крупные участники рынка переживают далеко не самые лучшие времена, означающие, что развитие малого бизнеса будет больше способствовать экономическому подъему. В таких условиях именно малые предприятия наиболее мобильны, поэтому они не рискуют пострадать от больших потерь, в отличие от крупных компаний.
Актуальность дипломной работы заключается в том, что в настоящее время развитие малого бизнеса является одним из крайне актуальных направлений роста экономики государств и улучшения состояния мировой экономики в целом. Развитие производства МСП создает благоприятные условия для оздоровления экономики. Более того, перед малыми предприятиями стоит ряд крайне важных социально-экономических задач, например, снижение уровня безработицы в стране путем создания новых рабочих мест, повышение конкуренции, что способствует снижению цен на предоставляемые товары и услуги, расширяется потребительский сектор. Кроме того, развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, к повышению экспортного потенциала, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов. состояние и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность правовых актов политики и успех рыночных преобразований. Малое предпринимательство не получило в России должного развития, присущего ему в развитых рыночных системах, поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка, для динамичного развития этого сектора экономики.
Целью дипломной работы является анализ состояния малого предпринимательства и объектов развития инфраструктуры его поддержки.
В соответствии с поставленной целью в работе необходимо решить следующие задачи.
1. Рассмотреть теоретические основы малого предпринимательства на примере Российской Федерации и зарубежных стран.
2. Проанализировать динамику состояния и развития малого предпринимательства в Кемеровской области.
3. Выявить проблемы и пути развития малого бизнеса в России, в частности в Кемеровской области.
Теоретической базой исследования послужили учебные пособия, статьи и исследования в области менеджмента, развития и оптимизации субъектов малого бизнеса в России и зарубежом, таких как Мещеряковой А.А., Гордеевой О.В., Лебедевой С.Ю., Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. и других.
Объект исследования - субъекты малого бизнеса на территории России, в том числе на территории Кемеровской области. В качестве предмета исследования в дипломной работе выступают статистические данные о малых предприятиях Кемеровской области: численность предприятий по Кемеровской области, средняя численность работников, оборот предприятий, инвестиции в основной капитал, практика, разработанные планы в части реализации программ развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследований могут быть использованы для совершенствования и развития субъектов малого бизнеса в Кемеровской области.
Малое предпринимательство — это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями показателях. Малый бизнес является неотъемлемой частью и влияет на все сферы нашей жизни, такие как: экономическую, политическую, социальную, научно-техническую. Обеспечивает стабильную позицию на рынке, затрагивает большую часть жителей страны, путем открытия ими собственного дела, что благоприятно сказывается на экономическом росте национальной экономики. Сущность малых предприятий характеризуется тем что: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений, малым предприятиям легче контролировать и изменять производственный процесс в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для поддержки экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, он является надежным источником бюджетных поступлений.
В выпускной квалификационной работе был проведен анализ состояния малого бизнеса в Кемеровской области. Данные взяты за 2012 г., 2013 г. и 2014 г. Основными показателями деятельности малых предприятий в Кемеровской области являются: количество предприятий, средняя численность работников, оборот предприятий, инвестиции в основной капитал. По всем показателям, кроме оборота предприятий, наблюдается снижение деятельности малых предприятий в 2014 по отношению к 2012г. Оборот малых предприятий Кемеровской области увеличился в 2014 г. по сравнению с 2012 г. на 3%.
Кроме того, в ходе анализа развития малого бизнеса было выявлено, что основными отраслями по количеству открываемых предприятий Кемеровской области являются:
- оптовая и розничная торговля;
- строительство;
- обрабатывающие производства;
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.
Однако даже по этим отраслям в Кемеровской области наблюдается спад открытия малого бизнеса. Несомненно, на это влияет ряд проблем, таких как несовершенство нормативно-правовой базы регулирования и поддержки; отсутствие действенных финансово-кредитных механизмов поддержки и материально-ресурсного обеспечения; несовершенство системы налогообложения; несовершенство государственной системы поддержки; неразвитость системы информационной поддержки. Малое предпринимательство, как сфера экономической деятельности, способно в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и саморазвития при должной государственной политике регулирования и поддержки обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект. Поэтому активизация действий государства в части поддержки малого предпринимательства является в настоящее время более чем актуальной, а нерешенность назревших проблем в этой области может существенно затормозить экономический рост.
Для того чтобы избежать подобных проблем администрации Кемеровской области необходимо усовершенствовать меры по государственной поддержке малого бизнеса и рассматривать предложения по улучшению инфраструктуры создания и функционирования предприятий малого бизнеса.
1. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"
2. Малявкина Л.И. Учет в организациях, применяющих разные режимы налогообложения // Бухгалтерский учет. 2004. № 7.
3. Карпов В.В., Лукина Я.В. Малые предприятия 2005: Практическое пособие. М.: Экономика и финансы, 2005.
4. Гордеева О.В. Малое и среднее предпринимательство: особенности функционирования и налогового регулирования // Налоги. 2012. № 22. № 23. № 24. № 25.
5. Мещерякова А.А. Эволюция законодательства о критериях малого и среднего предпринимательства в России и Китае // Международное публичное и частное право. 2010. № 5.
6. НП "Московский центр развития предпринимательства" (дата обращения: 4 сентября 2013 г.). - [Электронный ресурс]. - http://www.dmpmos.ru/.
7. Сайт Форума предпринимателей Казахстана (дата обращения: 4 сентября 2013 г.). - [Электронный ресурс]. - http://businessforum.kz/
8. «ФНС зарегистрировала в России рост количества фермерских хозяйств».
- [Электронный ресурс]. -
http://www.vedomosti.ru/economics/news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v- rossii
9. Институциональные преобразования в экономике. - [Электронный ресурс]. -
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat main/rosstat/ru/statistics/enterprise/reform/
10. Решение Экономического совета СНГ "О состоянии малого и среднего предпринимательства в государствах - участниках СНГ" (вместе с "Информационно-аналитическим обзором...", "Информацией о деятельности малых предприятий в 2012 - 2013 годах (по информации Статкомитета СНГ)") (принято в г. Москве 13.03.2015 г.).
11. Леликова Н.А., Конвисарова Е.В. Зарубежный опыт налогообложения малого бизнеса // Успехи современного естествознания. 2014. № 12. С. 127; Соколов М. Без денег никуда // Российская газета - Бизнес. 6 мая 2014 г. № 946.
12. Вайпан В.А. «Основы правого регулирования деятельности субьектов малого и среднего предпринимательства». - [Электронный ресурс]. - http://xn—- 7 sbbaj7auwnffhk.xn--p 1 ai/article/15259
13. Лебедева С.Ю. Регулирование и поддержка малого и среднего предпринимательства в ЕС и России // Менеджмент в России и за рубежом. 2001. № 1.
14. Морозов В.А. Большая забота о малом бизнесе: зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства // Российское предпринимательство. 2007. № 8
15. Елисева Т.Ф., Сенашов С.И., Куимов В.В. Поддержка малого бизнеса в странах Европейского союза. - [Электронный ресурс]. - http://e-negotiant.ru/organization-torgovli/50-organization-torgovli/240-support-sman-business.html
16. Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358.
17. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р // СЗ РФ. 2008. № 47. Ст. 5489.
18. Наумова Т., Маковская Н. Большие проблемы маленьких инноваций // Прямые инвестиции. 2010. № 6. С. 75.
19. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
20. Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности"
21. Дагаев А. Передача технологий как инструмент государственной инновационной политики // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5; Александрова С.Ю., Халова Г.О. Использование зарубежного опыта в деятельности малых инновационных предприятий при вузах в РФ // Нефть, газ и бизнес. 2012. № 1, 2.
22. Предпринимательская деятельность в особых экономических зонах регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ "Об особых экономических зонах" // СЗ РФ 2005. № 30 (ч. II). Ст. 3127.
23. Отношения, возникающие в инновационном центре "Сколково", регулируются Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инновационном центре "Сколково" // СЗ РФ. 2010. № 40. Ст. 4970.
24. Японский опыт поддержки и развития малого и среднего бизнеса: Аналитические материалы. М.: Информационно-аналитический центр МЦРП. 2005.
25. Загоруйко И.Ю., Фролович Э.М. Исследование развития и оптимизации малого предпринимательства в России в условиях мирового кризиса // Вестник Пермского университета. 2012. № 3.
26. Налоговый кодекс Российской Федерации
27. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Кемеровской области. - [Электронный ресурс]. - http://kemerovostat.gks.ru
28. Минестерство экономического развития России. - [Электронный ресурс]. - http://economy.gov.ru
29. Департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка. - [Электронный ресурс]. - http://dprpko.ru
30. «В Алтайском крае инвестиции в основной капитал выросли почти на треть».- [Электронный ресурс]. -
http ://www.doc22 .ru/information/ investiciiiinnovacii/5252--1-
31. «ВРП Алтайского края по итогам года 2014 года увеличится». - [Электронный ресурс]. - http://www.amic.ru/news/289336/
32. «Прожиточный минимум Алтайского края за 2014г.». - [Электронный ресурс]. - http://potrebkor.ru/minimum-altaiskii.html
33. Мировой атлас данных. Российская федерация. - [Электронный ресурс]. - http://knoema.ru/atlas/
34. Источники инвестиций для малого бизнеса. - [Электронный ресурс]. - http://www.bizguru.ru/node/1258
35. ФРИИ. Проекты.-[Электронный ресурс]. - http://www.iidf.ru/fond/projects/
36. Муниципальный некоммерческий фонд поддержки малого предпринимательства. -[Электронный ресурс]. -
http://www.fondp.ru/%D0%9E%D0%B 1 %D1%89%D0%B0%D1%8F %D0%B8%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F
37. «Сорбенты Кузбасса». - [Электронный ресурс]. - http://www.sorbkuz.ru/
38. http://bisnesstop.com/?p=2202
39. http://regforum.ru/posts/1765 preferencii dlya malogo biznesa gotovyatsya