Введение 3
Глава 1. Терминологический аспект 7
1.1. Концепт как замена множества смыслов 7
1.2. Современность - здесь и сейчас? 13
1.3. Кинорецензия: мутации и смерть 22
Глава 2. Использование концепта «современность» в отечественных и зарубежных кинорецензиях 34
2.1. «Операция "Арго"» 35
2.2. «12 лет рабства» 42
2.3. «Бердмэн» 51
2.4. «В центре внимания» 58
2.5. «Лунный свет» 70
2.6. «Форма воды» 84
Глава 3. Специфика проявления концепта в разных культурах 92
3.1. Отечественные кинорецензии 92
3.2. Зарубежные кинорецензии 95
3.3. Перекрестный анализ 99
Заключение 106
Список литературы 109
Официальной датой публикации первой в мире рецензии на фильм считается 1907 год, именно тогда американский Variete публикует разбор французской ленты «Захватывающий медовый месяц». Новый жанр, как и новый вид искусства, начинают активно развиваться, быстро увеличивая число своих последователей и поклонников.
Сейчас одна только Россия выпускает больше сотни картин в год, поэтому нет ничего удивительно в том, что жанр кинорецензии за вековую историю своего существования не потерял популярности. В настоящее время существует условное разделение кинотекстов на искусствоведческие, любительские и адресованные широкой аудитории. И если первые являются работой киноведов, вторые - сфера скорее интернет-сообщества, то третьи - считаются областью журналистики. Именно на их изучение и будет направлено наше исследование.
Почему вообще встает вопрос о современном в кинорецензиях? Если вспомнить определение журналистики, то обязательным будет упоминание о том, что это деятельность, связанная со сбором, обработкой и распространением «актуальной социальной информации»1. Сам факт существования фильма за редким исключением не может считаться общественно-значимым, именно поэтому в качественных журналистских рецензиях необходимо введение событий картины в контекст современности. Еще в первой половине прошлого века немецкий кинокритики З. Кракауэр замечал, что в киноразборах обязательно присутствие сопоставления вымышленного мира фильма с социальной действительностью, ведь «кинокритик не может не быть критиком общества»2.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что кинорецензия вопреки своей популярности в медиа-пространстве в качестве одного из жанров журналистики изучена недостаточно. А определение концепта «современности» в отечественных и зарубежных кинорецензиях, а также их последующее сравнение не становились предметом специального исследования.
Таким образом, новизна исследования заключается в определении специфики выстраиваемого отечественными и зарубежными журналистами концепта «современности» в рецензиях.
Объектом исследования выступает кинорецензия в отечественных и зарубежных изданиях. Предметом - проявление концепта «современность» в кинорецензиях.
Цель данной работы - выявить особенности представления современного мира в отечественных и зарубежных кинорецензиях.
В качестве гипотезы мы предполагаем, что концепт в работах иностранных авторов представлен шире и глубже, чем у российских.
Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
• сформулировать рабочие определения терминов «концепт», «современность», «кинорецензия»;
• найти проявления концепта «современность» в кинорецензиях отечественных и зарубежных авторов;
• дать характеристику определенным концептам;
• определить, с чем могут быть связаны различия в концептах, сформулированных на основе российских и иностранных текстов.
Теоретическая база исследования включает в себя необходимую литературу для определения ключевых понятий «концепт», «современность», «кинорецензия» и подразделяется на четыре блока.
Это научные труды филологов А. С. Аскольдова, Д. С. Лихачева, А. А. Тертычного, Ю. Е. Прохорова, В.З. Демьянкова, С. С. Неретиной, А. П. Бабушкина, Г. А. Крюковой, Е. И. Зиновьевой, А. В. Сорокиной.
Исследования и монографии социологов Э. Гидденса, Ж. Липовецки, Ж. Бодрийяра, З. Баумана, В. Л. Иноземцева, Д. Бэлла, Г. Бехмана, П. Бергера.
Работы философов Я. В. Мальцева, З. Каркауэра, Б. Г. Капустина, Х. Ортега-и-Гассета и культурологов Б. Г. Кирилловой, М. А. Мясниковой, Т. Р. Ванько, И. Ильина.
Также мы обращаемся к киноведческим статьям Д. Б. Дондурея и М. А. Давыдовой.
В качестве эмпирической базы мы используем 453 кинорецензии из отечестве нных и зарубежных изданий, обращающихся к теме кино. Это «Российская газета», «Ведомости», Meduza, «Кино-Театр», Rolling Stone, TJ, «Огонек», Variety, The Hollywood Reporter, Slant Magazine, Washington Post и другие. Хронологические рамки исследования составляют 2013-2018 годы.
Основные методы, применяемые во время исследования: содержательный контент-анализ, интент-анализ, метод системного анализа, case-study, а также общенаучные методы сравнительного и структурно-функционального анализа.
Теоретическая значимость работы заключается в уточнении вариантов обращения к современному миру в кинорецензиях. Практическая значимость исследования определяется выделением видов наиболее качественных способов реализации концепта «современности» в кинорецензиях, которые с успехом могут быть применены в журналистской практике.
Апробация исследования. Отдельные положения магистерской диссертации отражены в научных публикациях и в выступлениях с докладами на международной научно-практической конференции «Межкультурные коммуникации в современном мире: роль СМИ» (2014 год, Екатеринбург) - публикация «Кино в центре дискуссии (по материалам СМИ)», на международной научно-практической конференции «Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия» (2016 год, Екатеринбург) - публикация «Профессия кинокритик: от любителя до мэтра», на международной конференции «Медиа в современном мире. Молодые исследователи» (2018 год, Санкт-Петербург) - публикация «Концепт "современность" в отечественных кинорецензиях».
Структура работа. Диссертация состоит из введения, в котором изложены основные цели и задачи исследования, трех глав, и заключения, в котором сделаны выводы на основании полученных данных из теоретического и эмпирического материала.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты выбранной темы: даются определения таких понятий, как «концепт», «современность» и «кинорецензия».
Вторая глава направлена на анализ эмпирического материала. Здесь мы обращаемся к появляющимся в исследуемых текстах приметам современного мира и группируем их по степени важности.
В третьей главе представлено исследование полученных концептов и их специфики в зависимости от культурной принадлежности.
В исследовании сделана попытка определить особенности выстраиваемого отечественными журналистами концепта «современность» в кинорецензиях. Для анализа мы опирались на сформулированные нами рабочие понятия следующих терминов: «концепт», «современность», «рецензия» с опорой на работы филологов, философов, социологов и киноведов.
«Концепт» - это языковая единица, которая встроена в систему представлений о данном явлении в сознании конкретного человека и общности, к которой он принадлежит. «Современность» - социальное пространство, являющееся для автора пространством «здесь и сейчас». «Кинорецензия» - аналитический жанр журналистики, особенностью которого состоит в объективном и всестороннем анализе кинопроизведения. Для нас было важным указать на то, что в ходе работы мы обращались к журналистским рецензиям, адресованным широкой аудитории.
В ходе исследования мы провели содержательный контент-анализ четырехсот пятидесяти трех рецензий из отечественной и зарубежной прессы. Исследуемой единицей стала тема «современность», а единицей счета - количество обращений к озвученной теме.
Для поиска необходимых нам текстов мы использовали агрегатор критических статей в отечественном медиа-пространстве Kritikanstvo.ru. Критерием выбора фильмов стала их популярность у аудитории и важность для мира кинематографа. Были отобраны лауреаты премии «Оскар» в номинации «Лучший фильм» за последние пять лет: «Операция “Арго”» - 63 текста, «12 лет рабства» - 75, «Бердмэн» - 90, «В центре внимания» - 65, «Лунный свет» - 72, «Форма воды» - 88.
Найденные упоминания были поделены на две большие группы: «явления современного мира» и «конфликт фильма в контексте современности». В свою очередь первая группа была поделена на подгруппы в зависимости от обнаруженных явлений, к примеру, «современный кинематограф», «американские реалии», «конфликт #OscarSoWhite», «современное общество» и другие.
Отметим, что превалирующей совокупностью отсылок стала группа обозначений «явления современного мира». Наиболее часто встречаемые отсылки связаны с современным обществом и кинематографом. Часто характер таких отсылок носит либо ироничный, либо критикующий характер.
Наша первоначальная гипотеза о том, что концепт в работах иностранных авторов представлен шире и глубже, чем у российских не оправдала себя. Мы отметили, что, что при меньшем совокупном количестве рецензий на каждый фильм отечественных авторов, количество найденных отсылок в их работах больше, чем в текстах иностранных рецензентов. Как в количественном, так и в процентном отношении. Мы предположили, что это может служить определенным доказательством позиции С. Хантингтона о том, что что современные общества более схожи, чем традиционные.
Были выделены общие базисные смыслы концепта «современность», используемые рецензентами, среди них: «Киноиндустрия за редким исключением не заинтересована в интересных, нетривиальных историях. Все упирается в деньги», «Современный мир - мир Интернета и новых технологий», «Лидеры проката - это фильмы про супергероев и комиксы».
Таким образом, транслируемые концепты «современность» в отечественной и зарубежной прессе не содержат принципиальных различий. Главным отличием в концептах стал расовый вопрос. Если по мнению иностранцев эта проблема до сих пор актуальна, то российские авторы склоняются к тому, что все это уже в прошлом.
Также мы предположили причины, по которым лишь в таком небольшом количестве рецензий (29,6%) актуализируются проблемы современности: современная кинокритика не ставит перед собой задач изучения общества и мира вокруг. Главное - рассказать о фильме и почему его стоит или не стоит смотреть; зрителю не нужна критика своего «жизненного мира», он читает рецензии, чтобы узнать о фильме, но не о мире вокруг; многие рецензенты, не являясь профессиональными журналистами, не понимают смысла актуализации.
По результатам проведенного исследования, можно сделать вывод о существовании содержательного и функционального дисбаланса между жанром кинорецензии и журналистикой как способом актуального отражения мира действительности.
1. Авдеева Е. Д. Особенности кинорецензий в современных российских печатных СМИ / Е. Д. Авдеева // Массовая коммуникация в современном мире: вызовы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов. — Курск : Юго-Зап. гос. ун-т., 2014. — С. 8—9.
2. Агафонова Н. А. Общая теория кино и основы анализа фильма / Н. А. Агафонова. — Минск : Тесей, 2008. — 392 с.
3. Аскольдов С. А. Концепт и слово / С. А. Аскольдов // Русская словесность: От теории словесности к структуре текста: Антология / Под общ. ред. В.П. Нерознака. М.: Academia. 1997. — С. 267-279.
4. Бабушкин А. П. Типы концептов в лексико-фразеологической семантике языка, их личностная и национальная специфика : Автореф. дис. ... д-к фил. наук / А. П. Бабушкин. — Воронеж, 1997. — 330 с.
5. Барнева Е. В., Петрова О. А., Шишкин Н. Э. Журналистское мастерство: учеб.-методическое пособие для студентов I-III курсов ОДО, II—IV курсов ОЗО специальности «Журналистика» [электронный ресурс] / Е. В. Барнева, О. А. Петрова, Н. Э. Шишкин. — Тюмень: Изд-во Тюмен. гос. уни-та, 2008. URL: http://media.utmn.ru/library.php?book=1371 (дата обращения 10.05.2018).
6. Бауман З. Текучая модерность: взгляд из 2011 года [электронный ресурс] / З. Бауман // ПОЛИТ.РУ. — URL: http:// polit.ru/article/2011/05/06/bauman/ (дата обращения 10.05.2018).
7. Бауман З. Текучая современность / З. Бауман ; [пер. с англ. С. А. Комарова; под ред. Ю. В. Асочакова]. — СПб. : Питер, 2008. — 240 с.
8. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество : Опыт соц. прогнозирования / Д. Белл; Пер. с англ. под ред. В. Л. Иноземцева. — [2-е изд., испр. и доп.]. — М. : Academia, 2004. — 783 с.
9. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество [электронный ресурс] / Д. Белл. — М. — 2001. — URL: http://www.studfiles.ru/preview/1805599/] (дата обращения 10.05.2018).
10. Бергер П. Понимание современности: К критике современности / П. Бергер // Социологические исследования. — 1990. — № 7. — С. 127-133.
11. Бехманн Г. Общество знания - краткий обзор теоретических поисков / Г. Бехманн // Вопросы философии. — 2010. № 2. — С. 113-126.
12. Бодрияйр Ж. Общество потребления: его мифы и структуры / Ж. Бодрийяр. — Москва : Культурная революция : Республика, 2006. — 268 с.
13. Вакурова Н. В. Реальное и условное время в медиапространстве / Н. В. Вакурова // Журналистика XXI века: в координатах исторического времени : матер. междунар. научно-практической конференции, 27—28 октября 2017 г. — СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т; Высш. шк. журн. и мас. коммуникаций, 2018. — С. 50-57.
14. Ванько Т. Р. Своеобразие языка кинорецензии / Т. Р. Ванько // Вестник Московского государственного лингвистического университета. — 2013. — №26. — С. 106-111.
15. Вежбицкая А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие понятия в культуроспецифичных контекстах / А. Вежбицкая // THESIS. — №3. —1993. — С. 182-206.
...